1.2.1. Участие фракций и депутатских групп в формировании структуры Государственной Думы третьего созыва

О депутатских объединениях и фракциях в Государственной Думе третьего созыва дает представление следующая таблица:
Депутатские объединения и фракции Число депутатов Фракция КПРФ 86 Фракция «Единство» 84 Фракция «Отечество - Вся Россия» 44 Фракция «Союз Правых Сил» 32 Фракция «ЯВЛОКО» 19 Фракция ЛДПР 16 Депутатская группа «Народный депутат» 62 Депутатская группа «Регионы России» (Союз независимых депутатов) 44 Агропромышленная депутатская группа 42 Депутаты, не состоявшие в депутатских объединениях 15 Изменения в расстановке политических сил в новом парламенте по сравнению с Госдумой второго созыва нашли своё выражение в решениях кадровых вопросов.
На первой встрече руководителей фракций под председательством Г.Н. Селезнева 11 января 2000 г. фракции договорились о
согласовании пакета должностей заместителей Председателя Думы, председателей и заместителей председателей комитетов.
Согласно предварительной договоренности малые фракции получали число председательских постов в комитетах, пропорциональное их численности: «Яблоко» - Комитет по международным делам, ЛДПР - Комитет по информационной политике, «Отечество - Вся Россия» (ОВР), СПС, Агропромышленная группа (АПГ) и «Регионы России» (РР) - по два комитета.
В первый день заседаний Думы 18 января 2000 г. КПРФ и «Единство» вступили в переговоры о переделе «пакета», к участию в которых были приглашены АПГ, «Народный депутат» (НД) и фракция ЛДПР. В результате договоренности квоты фракций и групп, отстраненных от участия в договоренностях, были снижены.
Ряд средств массовой информации выдвинули тогда предположение о том, что договоренность двух крупнейших парламентских фракций (КПРФ и «Единство») и их союзников была инспирирована Администрацией Президента РФ.
Председателем Госдумы был избран Г.Н. Селезнев, занимавший этот пост и в парламенте второго созыва. Его заместителями были утверждены: Л. Слиска («Единство»), П. Романов (КПРФ), В. Жириновский (ЛДПР), Г. Семигин (АПГ), В. Аверченко (НД). Затем удалось достичь компромисса с малыми фракциями по вопросу их представительства в Совете Думы. На посты вице-спикеров были доизбраны Б. Немцов (СПС) и В. Лукин («Яблоко»).
Из 28 комитетов, существовавших в Думе второго созыва, 11 подверглись реорганизации и изменили свои названия, 17 комитетов сохранили прежние названия.
1 июня 2000 г. Комитет по регламенту принял решение «О некоторых нарушениях пакетного соглашения между депутатскими объединениями в Государственной Думе и проблемах, связанных с созданием комиссий Государственной Думы». Было принято новое пакетное соглашение. Оно выявило тенденцию к снижению влияния коммунистической фракции. В Госдуме второго созыва фракция КПРФ контролировала 9 комитетов и Мандатную комиссию, их союзникам по Аграрной группе и депутатской группе «Народовластие» принадлежало еще 5 комитетов. В Госдуме
третьего созыва коммунистам удалось закрепить за собой посты председателей 9 комитетов и Мандатной комиссии, но союзникам в лице Агропромышленной депутатской группы досталось только 2 комитета. Был утерян контроль над 3 комитетами.
При этом не следует забывать, что пакетное соглашение фракций, на основе которого происходит распределение руководящих постов в российской Думе, учитывает значимость каждого комитета. Если рассмотреть соглашение с этой позиции, то можно увидеть, что Компартии пришлось пойти на достаточно серьезные уступки. Был разделен комитет по законодательству, часть которого была передана П. Крашенинникову. Комитет по делам ветеранов возглавил представитель блока «Отечество - Вся Россия». Ключевые профильные комитеты по безопасности, по энергетике, транспорту и связи, по регламенту были отданы членам фракции «Единство». Таким образом, произошли изменения, как количественного, так и качественного характера.
В 2001 году свои посты покинули председатели двух комитетов - по регламенту и организации работы Думы и по делам национальностей. Новыми руководителями комитетов были избраны О.И. Ковалев («Отечество-Вся Россия») и В.И. Никитин (АПГ).
Следующее обострение отношений между фракциями по поводу распределения руководящих постов в российском парламенте пришлось на весну 2002 года. 3 апреля 2002 г. правые и центристы проголосовали за перераспределение руководящих постов в Государственной Думе третьего созыва.
В соответствии с проектом постановления Госдумы фракции КПРФ оставляли 2 комитета (по культуре и туризму и по делам общественных объединений и религиозных организаций), а аграриям - 1 (по делам национальностей).
От своих должностей были освобождены члены фракции КПРФ - председатели комитетов: по государственному строительству (А. Лукьянов), по образованию и науке (И. Мельников), по промышленности, строительству и наукоемким технологиям (Ю. Маслюков), по труду и социальной политике (В. Сайкин), по экономической политике и предпринимательству (С. Глазьев), по делам Федерации и региональной политике (Л. Иванченко).
Были отстранены также председатель аграрного комитета В. Плотников (АПГ) и председатель Мандатной комиссии В. Севастьянов. Руководитель аппарата Н. Трошкин был заменен депутатом-центристом А. Лоторевым.
Руководство комитетами было передано: по государственному строительству - В. Гребенникову (ОВР), по образованию и науке - А. Шишлову («Яблоко»), по промышленности, строительству и наукоемким технологиям — М. Шаккуму («Регионы России»), по труду и социальной политике - А. Селиванову (СПС), по экономической политике и предпринимательству - Г. Томчину (СПС), по делам Федерации и региональной политике В. Гришину (ОВР), по аграрным вопросам - Г. Кулику (ОВР).
При голосовании по постановлению «за» высказался 251 депутат, «против» - 136, воздержались - 7. В сложившейся ситуации коммунисты и аграрии заявили об отказе от оставленных им комитетов. По поводу Председателя Госдумы ГА. Зюганов заявил: «Не может коммунист возглавлять Государственную Думу, которая проводит оголтелый антинародный курс. Это для него политическая смерть. Я уверен, что Геннадий Селезнев, как человек принципиальный, ответственный, примет мужественное решение».
Отказавшиеся подчиниться решению Пленума ЦК КПРФ, Г. Селезнев, С. Горячева и Н. Губенко 25 мая 2002 г. были исключены из партии. Думское большинство не потребовало ухода уже беспартийных Н. Губенко и С. Горячевой с занимаемых должностей.
В период с апреля 2002 г. по декабрь 2003 гг. не произошло других существенных изменений, связанных с думской структурой. На пленарном заседании, посвященном пересмотру распределения руководящих постов в палате, также была принята отставка А. Шохина (председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам) в связи со сложением им депутатских полномочий. На этот пост был назначен В. Зубов («Народный депутат»).
Рассмотрев вопрос об участии фракций в формировании структуры Госдумы третьего созыва можно сделать вывод о том, что вопросы о распределении руководящих должностей в Государственной Думе третьего созыва решались в достаточно непростой обстановке.
Немаловажной проблемой явилось отсутствие стремления к достижению компромисса по кадровым вопросам. Вместо этого имел место откровенный сговор ряда фракций. Трансформации думской структуры определялись соображениями политической целесообразности, а не стремлением к организации цивилизованного диалога в нижней палате парламента с целью разработки качественного законодательства

< Назад   Вперед >

Содержание