Вопросы и задания



1. Анализируя причины возникновения тоталитаризма в СССР, немецкий фрейдо-марксист В. Райх писал: «Стремление миллионов к социализму было стремлением к свободе от угнетения любого рода. Но это стремление к свободе выступало в форме компромисса со страхом перед ответственностью …Смешение стремления к свободе и страха, коренящегося в психологической структуре, страха перед свободным самоуправлением создало в Советском Союзе …авторитарно-тоталитарно-диктаторские формы».

Согласны ли вы с данной точкой зрения? Ответ аргументируйте.

2. Охарактеризуйте тоталитарные режимы с точки зрения их легитимности и эффективности.

3. Австро-британский экономист и политолог Ф.А. Хайек в работе «Дорога к рабству» (1944) утверждал, что первоистоки тоталитаризма покоятся в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной автономии и свободы. Причем коллективные цели реализуются с помощью всеобъемлющего планирования.

Согласны ли Вы с данным утверждением? Является ли это достаточным условием? Ответ аргументируйте.

4. Подумайте, какие властные, управленческие структуры обеспечивают функционирование тоталитарного режима.

5. Почему уровень политического участия граждан в тоталитарных режимах выше, чем в демократиях?

6. Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуждения. И все же тоталитаризм – исторически обреченный режим. Почему? В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?

7. Укажите, какие из перечисленных признаков присущи тоталитаризму:

а) права и свободы человека;

б) монополия одной официальной идеологии, полностью отрицающей предыдущий порядок, призванной сплотить граждан для построения нового мира и обязательно признаваемой всеми;

в) разделение властей;

г) монополия одной массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером, на власть;

д) свободные выборы;

е) всеобщий полицейский контроль и надзор;

ж) монополия власти на средства массовой информации.

8. Какие черты авторитаризма роднят его с тоталитарным режимом?

9. Сформулируйте основные отличия тоталитаризма от авторитаризма.

10. Деспот, тиран и диктатор – в чем их сходство и отличие?

11. Американский политолог С. Ханингтон приводит данные, согласно которым 140 из 190 современных государств являются авторитарными, только 19 % населения проживают в демократических обществах.

Объясните, какие причины, по Вашему мнению, способствуют сохранению и воспроизводству авторитаризма в современном мире.

12. Существуют ли сходство и различие между тоталитарным и султанистским режимами? Некоторые политологи сравнивают режим С. Хусейна с режимом А. Гитлера. Согласны ли Вы с этим?

13. По определению американского президента А. Линкольна, демократия – «это правление народа, избранное народом и для народа». В данном определении демократия выступает скорее нормативным идеалом, привлекательной утопией, чем характеристикой демократических государств.

В таком случае возможно ли подлинное народовластие? Ответ аргументируйте.

14. Каковы границы прав и свобод граждан при разных политических режимах?

15. Режимы какого типа нуждаются во внешней поддержке и финансовой помощи? Какие режимы получали поддержку США, СССР и почему?

16. Сравните политические режимы по следующим критериям:

17. Дайте развернутую характеристику советского политического строя, опираясь на известные типы политических режимов.



Прокомментируйте следующие высказывания:

«В широком смысле политическим режимом называют форму, которую принимает в данной социальной группе различие управителей и управляемых… Режим – это также определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких групп давления» (М. Дюверже, французский социолог и политолог ХХ в.).

«Тоталитаризм существенно отличается от всех иных форм политического подавления, известных нам как деспотизм, тирания или диктатура. Где бы тоталитаризм ни приходил к власти, везде он приносил с собой совершенно новые политические институты и разрушал все социальные, правовые и политические традиции данной страны. Независимо от того, каковы конкретные национальные традиции или духовные источники идеологии тоталитарного правления, оно всегда превращало классы в массы, вытесняло партийную систему не диктатурой одной партии, а массовым движением, переносило центральную опору власти с армии на полицию и проводило внешнюю политику, открыто ориентированную на мировое господство» (Х. Арендт, немецко-американский философ ХХ в.).

«Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами. Революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, власть, не связанная никакими законами» (В.И. Ленин, русский мыслитель, революционер и политический деятель XIX–XX вв.).

«Абсолютные системы сильны до тех пор, пока они абсолютны. Если они начинают реформы, они проигрывают, однако они не могут избежать реформ или они взорвутся» (М. Джилас, югославский философ ХХ в.).

«Подлинным законом общества является либо обычай, либо религия. Проблема свободы в современном обществе порождена тем, что законом общества стали конституции, которые опираются исключительно на воззрения господствующих в мире диктаторских орудиях правления, начиная от личности и кончая партией… Религия, включающая обычай, есть утверждение естественного закона. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, неправомерны» (М. Каддафи, лидер ливийской революции, арабский националист и современный правитель Ливии).

«Демократически избираемая и сменяемая авторитарная власть – в такую форму на сегодняшний день отлилось развитие посткоммунистического политического режима» (Г.Г. Дилигенский, российский политолог ХХ в.).

< Назад   Вперед >

Содержание