Вопросы и задания

1. С чем, по Вашему мнению, связана множественность интерпретаций категории «идеология»?

2. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

3. Чем отличается структура ценностей классического либерализма от структуры ценностей неолиберализма?

4. Сопоставьте ключевые идеи либерализма и консерватизма.

5. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма (либертатизма).

6. Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы в современном мире?

7. В чем различие между традиционализмом и фундаментализмом?

8. Если положения о государстве являются центральными для национализма, фашизма и анархизма, то в чем сходство и различия подходов этих идеологий?

9. Вероятно ли возрождение анархистских идей на новом витке развития в XXI в.?

10. В чем можно обнаружить черты различий и сходства между крайне правыми и крайне левыми идеологиями?

11. Есть ли в современной России доминирующая идеология?

12. Какие политические ценности преобладают в политическом сознании россиян?

13. Какие течения включает современный идейно-политический спектр нашей страны и можно ли их сравнить с исторически предшествующими российскими идеологиями?

14. Укажите и объясните, какое из утверждений является политическим, а какое идеологическим:

1) «Президент – гарант конституции»;

2) «Тот факт, что президент является гарантом конституции, позволяет позитивно оценить процесс демократизации в стране».

15. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) идеология;

б) консерватизм;

в) политическое сознание;

г) коммунизм;

д) национализм;

е) расизм;

ж) эгалитаризм;

з) социал-демократия;

и) анархизм;

к) либерализм;

1) разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию;

2) общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества;

3) идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности, справедливости;

4) политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности;

5) социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан;

6) идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству;

7) система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем;

8) разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида;

9) одна из категорий, обозначающая осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и т.п.);

10) разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти.

16. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:

а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;

б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;

г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимостью»;

д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

ж) «Равенство – это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить»;

и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а народ мудр»;

к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;

л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;

м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

н) «Равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода – это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;

о) «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

17. В послеоктябрьский период многие русские мыслители искали ответ на вопрос: почему либеральное и консервативное направления русской общественности оказались бессильными перед радикализмом?

С.Л. Франк основную причину слабости либеральной партии видел «в отсутствии у нее самостоятельного и положительного миросозерцания». Несамостоятельность русского либерализма проявилась, в частности, в его «полусоциалистичности». В основе этого явления лежала та особенность русского либерализма, что в нем не было философски и религиозно укорененной веры «в ценность духовных начал нации, государства, права и свободы», которая обеспечила бы противостояние разрушительным началам.

В чем заключалась, по вашему мнению, слабость русского либерализма? Насколько актуальны слова С.Л. Франка для характеристики современного либерализма в России?

18. Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью:

1) «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») – наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет.

2) «Рекомендация» («свидетельство») – использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей.

3) «Перенос» – идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.

4) «Простые люди» («свои ребята») – идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.

5) «Подтасовка карт» – откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс.

6) «Блестящая посредственность» («наведение румян») – оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается.

7) «Общий вагон» («вместе со всеми») – достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»).

Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия.



Прокомментируйте следующие высказывания:

«Идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз, американский политолог и социолог ХХ в.).

«Ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения… У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину» (Х. Ортега-и-Гассет, испанский философ ХХ в.).

«Все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология – это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность… Идеология – слово падшее – теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех» (Д. Белл, американский философ, футуролог ХХ в.).

«Идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Они создают себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах» (К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие философы, экономисты, социологи ХХ в.).

«Политическая идеология – система верований, которая объясняет и оправдывает предпочитаемый данным обществом порядок (уже существующий или предполагающийся), а также предлагает стратегию (процессы, институциональные меры, программы) для его достижения. Это целостная система идей о политических средствах для сохранения или преобразования политического порядка… Это системы идей, связанные с действием. Обычно они содержат программу и стратегию для их реализации вместе с главной функцией объединения организаций, выстраивающихся вокруг них… Это совокупности идей, которые относятся к существующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы изменить либо защитить его» (К. Фридрих, американский политолог ХХ в.).

«Самые радикальные революционеры становятся консерваторами на другой день после революции» (Х. Арендт, немецко-американский философ ХХ в.).

«Новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 20-х гг., а именно: вырождаться в слепой антилиберализм. Современное общество без либерализма вообще нежизнеспособно… Либерализм нуждается в существовании определенного противовеса в виде разумного и просвещенного консерватизма, который бы корректировал его, постоянно поворачивал бы его лицом к действительности» (Г. Рормозер, немецкий политолог ХХ в.).

«Величайшее несчастье русской политической мысли, что в ней нет и не может образоваться подлинного («английского») консерватизма и нет труднее задачи, кем с умом и совестью быть политически правым, имея даже самую правую идеологию; ибо в официально-правом лагере существует спрос не на убеждения, независимые и свободные, но на послушное низкопоклонство, не на принципы, а на беспринципность» (Н.А. Бердяев, русский философ XIX–XX вв.).

«Когда-то национализм способствовал личной свободе и счастью, теперь он подрывает их и подчиняет целям своего собственного существования, которое уже не представляется оправданным. Когда-то великая жизненная сила, ускорившая развитие человечества, теперь он может стать серьезной помехой на пути гуманности» (И. Кон, английский политолог ХХ в.).

«Не нация создает государство… Скорее нация создается государством, оно дает народу, осознающему свое моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным» (Б. Муссолини, итальянский фашист ХХ в.)

«Кто облечен властью, тот по неизменному социологическому закону непременно сделается притеснителем и угнетателем общества» (М.А. Бакунин, русский мыслитель XIX в.).

«Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа. И изжит он должен быть внутренними силами русского народа. Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая наступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи. Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл» (Н.А. Бердяев, русский философ XIX–XX вв.).

< Назад   Вперед >

Содержание