Вопросы и задания
2. Раскройте содержание формальных и неформальных средств политической коммуникации. Какие из них наиболее востребованы в российской политике?
3. Какое влияние оказывает политическая коммуникация на политический процесс?
4. Покажите воздействие массовой политической коммуникации на различные стороны политической жизни общества.
5. Как функционируют в обществе средства массовой коммуникации?
Сравните между собой коммуникационное воздействие радио, телевидения и печати в политической системе.
6. Какие средства политической коммуникации являются наиболее эффективными в условиях российской политической ситуации?
7. Расскажите о коммуникативных возможностях «связей с общественностью» формировать общественное мнение.
8. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) массовая коммуникация;
б) политический процесс;
в) выборы;
г) политический маркетинг;
д) средства массовой информации;
е) политический символ;
ж) пропаганда;
з) слух;
и) политическая коммуникация;
к) дискурс;
л) манипуляция;
м) политическое государственное общение;
н) влияние;
о) политическое общество;
п) политическая активность;
1) способность субъекта вызывать изменения во мнениях, установках, убеждениях, намерениях, а также в поведении некоего объекта в процессе взаимодействия с ним;
2) знак, выполняющий коммуникативную функцию, устанавливающий связь между личностью и властью;
3) все формы индивидуального или коллективного доступа к власти и замещения должностей путем избрания голосованием, что наделяет избранных лиц правом принимать решения;
4) скрытое воздействие на политическое сознание в целях формирования определенного политического поведения;
5) совокупность отдельных действий, акций и интеракций, т.е. взаимодействий, индивидов в политике, направленных на достижение какой-либо цели;
6) комплекс политических институтов;
7) целенаправленное убеждающее воздействие на общественность путем формирования политических позиций, имеющее целью формирование желаемых убеждений;
8) передача предметных сведений по каналам межличностного общения без предоставления надежных гарантий достоверности;
9) тип политических отношений, вобравших в себя всю совокупность политических сообщений (требования, приказы, суждения, идеи, факты, сведения и т.п., а значит, информацию в широком смысле), источников выработки, средств и каналов обмена такой информацией, что придает структуру и осмысленность политике как таковой;
10) постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами;
11) процесс сообщения информации с помощью высокотехнологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и т.п.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям;
12) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторитетов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспариваемый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намерения участников;
13) последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества;
14) средства и организации, при помощи которых происходит передача информации многочисленной аудитории.
15) комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них в целях победы на выборах.
9. Каковы психологические условия возникновения и распространения слухов?
10. Приведите конкретные примеры политических скандалов и слухов из современной российской политической практики.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Политическая коммуникация для политической системы – это то же, что кровообращение для организма человека» (Р.-Ж. Шварценберг, французский политолог ХХ в.).
«Пресса не может заставить людей думать определенным образом, но может указать своим читатетелям, о чем думать» (Б. Коэн, американский политолог, социолог ХХ в.).
«Слух есть некая разновидность информации, которая распространяется исключительно по неформальным каналам и направлена на удовлетворение некоей реальной информационной потребности, не удовлетворяемой иными способами, коллективная попытка найти ответ на некий актуальный вопрос в условиях дефицита информации» (А.В. Облонский, российский политолог конца ХХ–начала XXI в.).