2. Война и военная политика

Китайские стратеги древности, в свое время единогласно вывели универсальную максиму, которой придерживались великие полководцы-правители — «государства могут выживать, только наращивая военную мощь и утверждая сильное правление». Немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц определял войну как «…продолжение государственной политики иными средствами». Данное положение было фактически продублировано В.И. Лениным как продолжение политики насильственными средствами и положено в научную основу его теории. Следовательно, военная политика стала одной из определяющих сфер общегосударственной политики, а силовые институты государства, — довольно значимым инструментом политической власти. Государство образует данные институты, призванные выполнять защитные (внешние и внутренние) функции по отношению к нему. По этой причине силовые институты выражают интересы определенных политических лидеров, правящих элит, народных групп с сильно выраженной волей. Совокупность этих интересов определяет характер осуществления силовыми институтами своих внешних и внутренних функций, то есть, выявление вероятного противника, выбор методов ведения военных, разведывательных действий, действий по охранению порядка внутри государства, выделение ценностных приоритетов, в защиту которых ведется борьба, распоряжение целым комплексом ресурсов, полученных в результате благополучного исхода борьбы.

Предназначение, принципы организации, а также особенности формирования, обучения и воспитания кадрового офицерского корпуса и всего личного состава различных ведомств силовых институтов определяются геополитическими условиями, общественно-политической системой страны и целом комплексом традиций военно-политического характера. Любое государство формирует военную политику в контексте общегосударственной политики страны, которая касается непосредственно силовых институтов, связанных со строительством военной организации системы, подготовкой и использованием всего арсенала средств вооруженной борьбы для достижения определенных политических целей.

Как специфический и автономный вид политической деятельности, военная политика выделилась в XVIII веке, когда вооруженные силы большинства европейских государств стали регулярными, с большой численностью личного состава, а силовые структуры этих государств приобрели четкую институциональную основу. Европейский театр военных действий к этому периоду предложил решать структуру и расстановку международных политических сил. С одной стороны военные действия приобрели огромные масштабы, связанные с привлечением большого количества материальных и людских ресурсов, с другой — неподконтрольных территорий и ресурсов на континенте практически не осталось. И фактически войны в данный исторический период велись за передел сфер влияния, а это требовало более высокого, то есть государственного уровня компетенции в проведении подобных военных кампаний.

Субъектами военной политики могут являться все основные субъекты политики, и в первую очередь государства и союзы государств. Что касается объектов военной политики, то в их качестве могут выступать все сферы жизнедеятельности государства и общества, где присутствуют элементы военного потенциала. Военная политика может осуществляться в контексте внутренней и внешней политики, экономической, культурной, информационной и других.

Принципы формирования военной политики и характер использования военной силы закреплены в военных доктринах государств, которые представляют собой комплекс официальных установок, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности государства. Правовой основой военной политики являются конституция государства, законы, другие нормативные правовые акты, а также международные договоры государства в области обеспечения военной безопасности.

Военная политика выполняет следующие функции:

? стратегическую — оценка военно-политической обстановки, театров военных действий, баланса военных сил, системный анализ потенциальных военных угроз;

? управленческую — практическое осуществление положений военной доктрины и других программ военного назначения.

Реализацию этих функций и выполняют соответствующие силовые институты, главным из которых является армия, или вооруженные силы. Именно армия во все времена являлась ключевой силой в процессе обретения государственного суверенитета. Люди могут заниматься различными видами деятельности даже в условиях иностранной оккупации, но говорить о суверенитете в данном случае не приходится, поскольку только наличие класса воинов и армии как института, выполняющих фундаментальные функции внешней и внутренней безопасности, является основой народной свободы и государственной независимости.

Военная каста, выполняющая оборонные и охранительные функции с древних времен представляла собой государственно-образующий слой общества и всегда имела привилегированное положение. По словам отечественного политолога Александра Дугина: «…генезис элит — дело армии». Например, древнерусский князь правил от имени своего рода и своей дружины, являющейся его опорой, с которой князь в критические моменты держал совет. Все Великие Князья Дома Романовых по своему рождению могли выбирать исключительно только военную профессию, а государь-император, как правило, являлся верховным главнокомандующим. То есть элиту суверенного государства исторически всегда составляла военная каста.

Таким образом, вооруженные силы являются носителем оборонно-полицейских, государственно-образующих и элитарно-образующих функций

< Назад   Вперед >

Содержание