2.1. Выборы в Государственную Думу 7 декабря 2003 г.

В соответствии с новым избирательным законодательством в выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ имели право принимать участие представители политических партий и общероссийских общественных объединений, прошедшие процедуру официальной регистрации в органах Министерства юстиции Российской Федерации, и получившие официальный статус участников выборной кампании в Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации.
В соответствии с данными Центризбиркома России список политических партий, обладающих правом принимать участие в выборах в Государственную Думу ФС РФ, состоял из 45 партии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Президент России Указом от 2 сентября 2003 года № 1030 назначил выборы депутатов Госдумы 4-го созыва на 7 декабря 2003 года. Данный Указ вступил в силу со дня официального опубликования - 3 сентября 2003 года, дав, таким образом, старт избирательной кампании.
Зарегистрировать свои избирательные списки, полностью учесть все требования Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации сумели лишь 23 организации: Политическая партия «Аграрная партия России», «Великая Россия - Евразийский Союз», Политическая партия «Демократическая партия России», Политическая партия «Единение», «За Русь Святую», «Истинные патриоты России», Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ), Политическая партия «ЛДПР», Политическая партия «Народная партия Российской Федерации», Политическая партия «Народно-республиканская партия России», «Новый курс - Автомобильная Россия», «Объединенная Российская партия «Русь»», «Партия Возрождения России - Российская партия ЖИЗНИ», Политическая партия «Партия Мира и Единства (ПМЕ)», Политическая партия «Партия
СЛОН», Политическая партия «Единая Россия», «Развитие предпринимательства», «Родина» (Народно-патриотический союз)», Политическая партия «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО»», Политическая партия «Российская Конституционнодемократическая партия», «Российская партия пенсионеров партия социальной справедливости», «Российская экологическая партия «Зеленые»», Политическая партия «Союз правых сил».
К безусловным фаворитам предвыборной кампании по итогам предварительных социологических опросов, исследований специалистов-политологов относились «Единая Россия», КПРФ ЛДПР, а также партии так называемого Центра и правого спектра НПР, РДП «Яблоко» и СПС. Наблюдатели отмечали динамичный рост популярности среди избирателей НПС «Родина».
В число аутсайдеров почти сразу же попали «партии-карлики», мало известные электорату, лишенные серьезной материальной поддержки со стороны крупных финансово-промышленных групп и административной поддержки со стороны власти: «Единение»; «За Русь Святую»; "Объединенная Росийская партия «Русь»"; «Народно-республиканская партия России»; "Российская экологическая партия «Зеленые»"; «Российская Конституционно-демократическая партия»; «Партия Мира и Единства (ПМЕ)»; «Партия СЛОН»; «Демократическая партия России»; «Истинные патриоты России»; «Великая Россия - Евразийский Союз».
Эти политические организации либо так и не смогли четко сформулировать оригинальную предвыборную программу, либо не сумели донести свои идеи до избирателя.
Цели и задачи партии и политические блоки - участники парламентских выборов 2003 года - изложили в программных документах. Рассмотрим некоторые темы предвыборных программ ведущих тогда политических партий.
Значительное место в предвыборных программах политических партий и блоков было отведено вопросам экономического развития, определению путей и методов решения экономических проблем, актуальных для страны.
Одна из основных целей программы Политической партии «Единая Россия» - превращение экономики России из преиму-
щественно сырьевой в высокотехнологичную, инновационную и промышленную. Для этого, а также для развития цивилизованного рынка и недопущения криминализации экономики, «стихию рынка» необходимо, по мнению партии, «взять в рамки», обеспечив как интересы собственников, так и интересы всех простых граждан и государства в целом.
Согласно программе Коммунистической партии Российской федерации главное, что необходимо для экономического роста, расширение внутреннего рынка для отечественной промышленности и сельского хозяйства; повышение платежеспособного спроса на их продукцию за счет увеличения благосостояния населения.
КПРФ обещала избирателю защитить отечественного товаропроизводителя от недобросовестной зарубежной конкуренции, пресечь ограбление села, остановить распродажу общенародного достояния - земель сельскохозяйственного назначения.
Избирательным объединением «Родина» была разработана специальная «Программа социальной справедливости и экономического роста», предусматривающая обеспечение роста внутреннего валового продукта с темпом не менее 10% в год за счет активизации отечественного научно-производственного и интеллектуального потенциала путем проведения целенаправленной макроэкономической, структурной, торговой и промышленной политики, снижения налогового бремени на труд и производство.
В связи с этим «Родина» предложила внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год», предусматривающих исполнение всех социальных обязательств государства путем увеличения расходной части бюджета на 600 млрд. руб. (за счет изъятия природной ренты и пресечения нелегального вывоза капитала).
Следует отметить очевидный популизм подобных предвыборных обещаний. Внесение содержательных изменений и дополнений в проект федерального закона «О федеральном бюджете» возможно лишь в ходе его обсуждения в первом и втором чтении.
Учитывая же, что проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» был принят во втором чтении Госу-
дарственной Думой 15 октября 2003 года, внесение в его текст каких-либо изменений и дополнений не лингвистического и технического характера (и тем более столь существенных) в более поздний период просто не представлялось возможным.
Предвыборная программа Либерально-демократической партии России была ориентирована на значительное усиление роли государства в экономике. «Государственное регулирование - норма современной экономики», поэтому необходимо расширять функции государственного контроля и управления в этой сфере утверждают либеральные демократы.
ЛДПР выступала за проведение политики протекционизма. В силу климатических условий «себестоимость нашей продукции всегда будет выше зарубежной, поэтому государство должно поддерживать национального товаропроизводителя в его конкурентной борьбе с зарубежными партнерами».
По мнению ЛДПР, необходимо было «ввести в действие длительные программы развития мелкого и среднего предпринимательства, создавать сети специализированных банков для кредитования мелкого и среднего бизнеса, совершенствовать систему налогового обложения предприятий», не допуская при этом дальнейшего имущественного расслоения в обществе.
В рамках экономической составляющей своей предвыборной программы «Союз Правых Сил» предложил комплексное проведение ряда реформ. В том числе, банковской и налоговой реформ, способствующих росту и модернизации экономики, повышению благосостояния граждан.
Важнейшая составляющая экономического блока программы СПС — идея укрепления гарантий защиты частной собственности в Российской Федерации, что объясняется необходимостью «оживления отечественной экономики и поддержания устойчивости политической системы».
Следует особо обратить внимание на оригинальное положение программы СПС о необходимости законодательного обеспечения принципа абсолютной защиты частной собственности, предоставления государством политических, налоговых и законодательных гарантий от необоснованного передела собствен-
ности, сокращения сроков исковой давности по приватизационным сделкам до 3-х лет.
Экономическая позиция Российской демократической партии «Яблоко» заключалась в отстаивании курса на обеспечение экономической свободы в стране (освобождение малого и среднего предпринимательства от бюрократического и налогового гнета); незыблемости прав частной собственности (защита прав не только крупных, но и, особенно, мелких собственников - владельцев квартир, автомобилей, дачных участков); на введении «низких налогов» (стимулирование развития семейного бизнеса, освобождение его от всех налогов, кроме подоходного). Согласно позиции «Яблока», эти меры обеспечат «полноценной работой около 40 миллионов граждан, перебивающихся сегодня случайными заработками».
Пути и механизмы решения социальных проблем, предлагаемые участниками избирательной кампании, традиционно интересуют большинство избирателей. Если вопросы государственного устройства, национальной безопасности, международных отношений привлекают внимание лишь наиболее информированной, политически грамотной, «активной» части электората, то проблемы образования, культуры, здравоохранения, ЖКХ, социального обеспечения являются предметом общего повышенного интереса.
Вероятно именно поэтому в предвыборных программах политические партии и блоки старались максимально широко и полно раскрыть социальную составляющую своей позиции, подробно изложить собственный взгляд на решение актуальных проблем социально-гуманитарной сферы, в том числе применительно к интеесам различных групп населения (молодежи, женщинам, пенсионерам и т.д.).
Необходимо подчеркнуть, что все участники предвыборной кампании, отметив недопустимо низкий уровень материального состояния россиян, выразили готовность всемерно способствовать увеличению доходов населения страны.
Согласно позиции «Единой России» основная задача эффективной социальной политики - «обеспечить всем гражданам страны минимально необходимый потребительский стандарт, для
молодежи - равные условия жизненного старта». Для этого каждый гражданин России должен иметь возможность получить образование, найти приемлемую работу с достойной оплатой, стать хорошим специалистом, при желании - создать свое дело.
Вместе с тем, оправдывая статус «президентской» партии «Единая Россия» следовала основным направлениям внутренней политики, обозначенным в Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. К их числу отнесено преодоление бедности.
Победить бедность и нищету, обеспечить быстрый рост доходов народа, рабочих и крестьян, инженеров и ученых, учителей и врачей, защитников Отечества - «такова стратегическая цель», продекларированная КПРФ. В программе КПРФ была отмечена необходимость принять меры к оздоровлению окружающей среды; восстановлению авторитета семьи; утверждению справедливости и равноправия в национальных отношениях; защите культуры, языка, верований и обычаев всех народов России.
Интересно, что в программе КПРФ получила развитие конфликтная ситуация, возникшая в обществе в связи с введением так называемого ИНН. Коммунисты обещали «избавить граждан от унизительного присвоения индивидуальных номеров».
Блок «Родина» также определил одним из приоритетов своей деятельности повышение уровня жизни и благосостояния граждан России, что связано с исполнением социальных гарантий действующего законодательства, в том числе законов «Об образовании», «О здравоохранении в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Наконец, особое место в программе блока отведено установлению «отношений социального партнерства между государством и церковью». Здесь предполагалась разработка и принятие закона регулирующего взаимодействие государства и традиционных конфессий.
Цель социальной политики, предложенная избирателям ЛДПР - обеспечить всем трудящимся, каждому гражданину России достаточное материальное благосостояние и цивилизованный образ жизни.
Партией было предложено проведение комплексных мер по регулированию цен, доходов и заработной платы, «не нарушая принципов рыночной экономики, а лишь устраняя ее извращения».
ЛДПР выступала за равноправие мужчин и женщин. Но, наряду с этим, в программе было отмечено, что либеральные демократы «расценивают как глубоко ошибочное и вредное чрезмерное искусственное вовлечение женщин в экономическую и политическую жизнь, стирание граней между социальными функциями мужчины и женщины».
Особое внимание партии было отведено молодежи. Главная задача молодежной политики ЛДПР - переломить негативные тенденции в молодежной среде, открыть ей новые жизненные перспективы, помочь вписаться в современное общество. Также партия выступала за снижение возраста наступления гражданской дееспособности до 16 лет, «в эпоху акселерации человек в 16 лет не только физически, но и интеллектуально готов к полноправной взрослой жизни». В целях улучшения демографической ситуации в России ЛДПР предложила законодательно провести ряд чрезвычайных мер, в том числе приостановить на 10 лет проведение абортов за исключением особых случаев (возраст, болезни и др.), снизить брачный возраст для женщин до 16 лет, повысить размер пособий на малообеспеченных детей, внести изменения в Семейный кодекс, разрешающие возможность вступать в новый брак, не расторгая предыдущего.
Социальная программа Союза Правых Сил затрагивала вопросы образования, науки, здравоохранения, ЖКХ, пенсионной реформы. Цель своей деятельности в области образования Союз определил как обеспечение качественного и доступного образования, достижение глобальной конкурентоспособности российских граждан. Программой Союза фактически предусматривается постепенный «уход» государства из образовательной сферы, а именно «фиксация и ограничение ответственности государства
за предоставление бесплатных образовательных услуг», развитие дополнительных источников финансирования образования; сокрашение малокомплектных школ в удаленных местностях.
В числе заявленных приоритетов Союза - модернизация отечественной науки в соответствии с требованиями постиндустриальной эпохи, возвращение российской науке лидерских позиций в мире.
Задачей пенсионной реформы, запланированной СПС, должно стать обеспечение достойной старости гражданам России и формирование справедливой и эффективной пенсионной системы на основе сочетания накопительных и распределительных принципов. При этом, согласно позиции Союза, необходим перевод прав на получение досрочных пенсий в состав социальных гарантий работодателя, устанавливаемых трудовым договором, или в состав обязательств федерального бюджета.
Программа Российской демократической партии «Яблоко» предусматривала комплекс мер по решению острых проблем социальной сферы. Среди приоритетов деятельности партии в программе отмечаются - пенсионная реформа, ЖКХ, развитие образования, науки, культуры. Согласно позиции «Яблока», работу коммунальных служб возможно улучшить без роста тарифов. Для этого следует: создать им конкурентов в лице предприятий малого и среднего бизнеса; ввести конкурсы на управление монополиями (теплосеть, водоканал); временно снизить тарифы для граждан, установивших счетчики, и объединений, которые будут сами выбирать себе подрядчика и его контролировать.
Партия заявила, что государству следует увеличить бюджетное финансирование учебных заведений, ввести для них стимулирующие налоговые льготы; финансировать из бюджета программу компьютеризации школ; учредить государственный фонд льготных кредитов на обучение для студентов; увеличить в два раза зарплату медицинских работников; увеличить долю бюджетных расходов, направляемую на конкурсное финансирование научных исследований, в том числе проводимых молодыми учеными, на приобретение научного оборудования, на интеграцию науки и высшей школы; освободить бюджетные учреждения культуры от налогов.
Проблемы федерализма, государственного устройства, государственного строительства и функционирования административного аппарата нашли свое отражение в программах подавляющего большинства участников выборной кампании. Предвыборные предложения «Единой России» в целом следуют логике и принципам осуществляемой в стране административной реформы и процесса разграничения полномочий федерального центра и субъектов Федерации.
Партией в очередной раз были продекларированы принципы, неоднократно озвученные высшими должностными лицами страны: «единые для всей страны конституционные принципы политического и административного устройства государства; единые для всей страны конституционные принципы осуществления власти, включая законодательный процесс; четкое признание и осуществление на практике приоритета федеральных законов над региональными».
Нельзя не отметить, что к мерам оптимизации региональной политики «Единой Россией», в том числе, отнесено повышение самостоятельности регионов и местного самоуправления (прежде всего, экономической); четкое разграничение бюджетных полномочий между Федерацией и субъектами Федерации, сфер административной ответственности между различными уровнями власти в субъектах Федерации; повышение ответственности региональных властей и местного самоуправления перед населением и федеральным центром.
Коммунистическая партия Российской Федерации запланировала проведение конституционной реформы, суть которой в принятии «Конституции советского народовластия» и повышении ответственности власти перед народом.
В программу блока «Родина» вошло предложение о создании правовых механизмов реальной, «жесткой» ответственности органов исполнительной и законодательной власти за становление социального государства согласно ст. 7 Конституции России, а также за обеспечение права каждого гражданина России на достойную жизнь и свободное развитие, предусматривающих отставку правительства в случае снижения уровня жизни насе-
ления и отзыв депутатов при нарушении ими предвыборных обязательств.
«Родина» считала необходимым внесение изменений в Конституцию России в части предоставления объединениям граждан прав законодательной инициативы и обеспечения общественного контроля над деятельностью органов государственной власти.
Определенным радикализмом отличался «государственный» блок, предложенный избирателю Либерально-Демократической партией России. Она выступала с инициативой укрупнения территориальных административных единиц за счет объединения мелких субъектов Федерации в более крупные образования, предложив ввести в России «около тридцати равноправных и одинаковых по своему статусу губерний, образованных по территориальному принципу, полностью экономически самодостаточных, с численностью населения приблизительно по 5 млн. человек в каждой губернии и не имеющих никаких собственных конституций и национальных государственных языков».
Либеральные демократы заявили, что программа ЛДПР по изменению государственного устройства соответствует коренным интересам всех граждан страны независимо от национальной принадлежности. Создание унитарного государства с сильной президентской властью устранит предпосылки к местному сепаратизму, резко уменьшит поводы для межнациональных конфликтов и территориальных претензий административных единиц друг к другу, восстановит приоритет общегосударственных интересов над местными.
Программная цель Союза Правых Сил - создание в рамках административной реформы эффективного, компактного и ответственного перед гражданами государственного аппарата.
Демократическая партия «Яблоко», обозначив в программе свою позицию по вопросам государственного строительства, ограничилась лозунгом «От олигархической системы - к государству благосостояния граждан».
Определенное место в предвыборных программах партий и блоков заняли вопросы обеспечения безопасности, военной политики, борьбы с терроризмом, преступностью и коррупцией в Российской Федерации.
Никто из участников кампании не ставил под сомнение необходимость реформирования вооруженных сил и правоохранительной системы в стране. Однако предлагаемые приоритеты, цели и методы этих реформ существенно различались.
Согласно позиции «Единой России» обороноспособность страны в настоящее время, как и на протяжении всей истории России, является одним из главных условий эффективной внешней политики.
Немаловажное значение в вопросах безопасности России партией придавалось развитию военно-промышленного комплекса. «Единороссы» настаивали на расширении государственного оборонного заказа и его долгосрочном планировании; увеличении бюджетного финансирования космической отрасли; защите интересов российских производителей ракет-носителей на международном рынке космических запусков; расширении и обновлении российской орбитальной группировки спутников.
К числу предложений программы КПРФ относится: «наведение порядка» в регистрирующих и контролирующих органах. Коррупция во всех эшелонах власти, по мнению коммунистов, должна «караться как государственная измена»; «подавление преступности и терроризма».
Избирательный блок «Родина» в качестве одного из приоритетов внутренней политики называл «нейтрализацию угроз национальной безопасности и суверенитету страны на основе модернизации вооруженных сил, повышения эффективности национальной обороны, сохранения государственного контроля за критически важными для жизнеобеспечения страны сферами». Вместе с тем, внимание блока обращено и на «обеспечение строгого исполнения законов и повышения эффективности правоохранительной и судебной систем».
В предвыборных тезисах ЛДПР утверждалось, что партией Разработана конкретная программа борьбы с преступностью, в том числе с организованной.
Любопытны утверждения о том, что «важное место в обеспечении правопорядка в стране» ЛДПР отводит правоохранительным органам и спецслужбам. Предлагалось, «опираясь на
накопленный опыт, воссоздать, а затем развить мощные, высокоэффективные, технически оснащенные спецслужбы, «которые по своей структуре, функциям, кадровому составу в полной мере соответствовали бы статусу правового государства».
Характерно, что в предвыборной программе ЛДПР определенное место отводилось вопросам профилактики межконфессионального противостояния и религиозных конфликтов. Для этого прежде всего, необходимо «пресечь распространение в России нетрадиционных и изуверских сект», деятельность которых, «как правило, направляется зарубежными спецслужбами с целью подрыва стабильности и могущества России».
В отличие от своих конкурентов на выборах, СПС выступил за «создание современной армии, комплектуемой на профессиональной основе». Наряду с заявлениями о переходе к контрактному принципу комплектования вооруженных сил, модернизацией вооружений, Союз Правых Сил указал на важность повышения привлекательности службы в армии путем увеличения денежного содержания военнослужащих как составной части планируемой военной реформы.
Отнеся миграционную политику к сфере обеспечения безопасности, СПС подчеркнул, что «миграция не обуза, а благо для России». Целью политики в указанной области должно являться обеспечение количественного и качественного роста экономики, восполнение дефицита трудовых ресурсов, формирование атмосферы национальной терпимости в российском обществе.
Предельно четкие предложения по обеспечению безопасности страны сформулированы в программе РДП «Яблоко». В правоохранительной системе следует, по мнению «Яблока», обеспечить реальную независимость суда; поставить силовые структуры под контроль парламента и общества; увеличить зарплату сотрудникам милиции и прокуратуры, одновременно жестко карать за коррупцию.
«Яблоко» оказалось единственной политической силой на выборах, сформулировавшей в предвыборной программе собственные принципы урегулирования ситуации в Чеченской Республике. К ним отнесены: неукоснительная защита прав граждан от
насилия и произвола; охрана границы; выполнение обязательств перед военнослужащими; борьба с коррупцией в силовых структурах; проведение мирной конференции под председательством Президента России с участием различных политических сил, кроме военных преступников.
Следует констатировать, что основное внимание участников избирательной кампании было обращено на внутриполитические проблемы современной России. Международная проблематика отражена в предвыборных программах лишь некогорых партий и блоков.
Весьма значима, с точки зрения «Единой России», активизация внешнеэкономической политики страны. Для этого нужно «срочно реализовывать давно разработанный комплекс мер по улучшению имиджа России среди потенциальных инвесторов». Причем в федеральном бюджете на эти цели должны быть предусмотрены специальные средства.
В качестве иных приоритетов внешней политики Российской Федерации партией «Единая Россия» было определено поддержание дружественных отношений с США и расширение сотрудничества в рамках Шенгенского режима (в том числе, введение к 2008 году безвизового обмена между Россией и странами ЕС).
Международный блок программы КПРФ был менее конкретен, фактически он состоит из лозунгов. Коммунисты, внимание которых обращено на страны бывшего СССР, обещают избирателям восстановить позиции России на международной арене; снять «все препоны» на пути объединения России, Белоруссии и Украины в единое союзное государство и «собрать все братские народы под небом общей Родины».
При этом механизмы достижения заявленных целей не обозначены, утверждается лишь, что это будет сделано «в интересах каждой нации, открыто и честно, на добровольной, демократичной основе».
Блок «Родина» обращал внимание на необходимость завершения формирования Союзного государства с Республикой Беларусь и создания предпосылок для присоединения к Союзному Договору других государств - стран СНГ.
Предвыборная программа ЛДПР наиболее подробно и предметно освещала вопросы международной стратегии России, определяла приоритетные направления внешней политики страны. Стратегическая цель, заявленная либеральными демократами, - «восстановить мощь России как мировой сверхдержавы, что отвечает ее геополитическому и историческому предназначению». ЛДПР считала, что основным экономическим и политическим партнером России в Европе может стать Германия, притом, что «главная угроза России может исходить со стороны США». Однако, в настоящее время, согласно оценке ЛДПР, «опасность для России (как и большей части остального мира) исходит от международного терроризма».
ЛДПР заявляла, что будет добиваться отмены «всех дискриминационных законов, ущемляющих права русских, где бы то ни было»; россиянам должна быть гарантирована «нормальная» жизнь «в любой точке планеты».
Ряд участников парламентских выборов был хорошо знаком избирателю, уже имел значительный опыт парламентской и общественной работы, сложившуюся региональную сеть, большое количество активистов, дочерние общественные организации (например - молодежные). К таким партиям можно отнести КПРФ, ЛДПР, РДП «Яблоко».
Некоторые партии и партийные блоки были организованы при непосредственном участии должностных лиц федеральных, региональных, местных органов власти, с широким привлечением их авторитета и потенциала (организационного, информационного и проч.), то есть с использованием так называемого «административного ресурса» («Единая Россия»; «Партия Возрождения России - Партия Жизни»).
Весьма показательно в этой связи посещение III съезда (предвыборного мероприятия, 22 сентября 2003 года) партии «Единая Россия» Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, фактически открыто поддержавшим эту политическую структуру в своем выступлении. В частности, Президент России заявил: «не буду скрывать, четыре года назад я голосовал за вашу партию... я, действительно, ни разу не пожалел о том, что проголосовал за вашу партию...».
Более того, федеральный и региональные списки «Единой России» возглавили действующие федеральные министры (Б.В. Грызлов - МВД, С.К. Шойгу - МЧС), а также региональные лидеры - главы исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации, обладающие высоким авторитетом и широкими административными возможностями (Ю.М. Лужков - Москва; М.Ш. Шаймиев - Татарстан).
Ряд политических партий в ходе предвыборной кампании опирались на материальные, организационные и информационные ресурсы естественных монополий, крупных финансово-промышленных корпораций, включив их представителей в собственные избирательные списки. Так, в первую тройку федерального избирательного списка Союза Правых Сил вошел председатель правления ОАО РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайс, а аналитический центр партии - Креативный совет СПС - возглавил член правления РАО «ЕЭС России» Л.Я. Гозман.
Характерной чертой думской избирательной компании 2003 года стал пристальный интерес её участников к патриотической, национальной и военно-патриотической тематике, разыгрывание так называемой «патриотической карты». Вероятно, это стало следствием общего подъема государственно-общественного интереса к данной проблематике; роста популярности идей «сильной государственной власти»; прихода в законодательную и исполнительную власть различного уровня значительного количества бывших сотрудников специальных служб, экс-генералов и адмиралов; роста общественного признания спецслужб как структур, где работают «честные, решительные» профессионалы-патриоты, способные предпринять эффективные меры по выводу страны из кризиса (феномен популярности полковника КГБ СССР В.В. Путина).
Это подтверждают даже названия партий-участников кампании (Народная партия Российской Федерации; Народно-патриотический союз «Родина»: «Великая Россия - Евразийский Союз»; «За Русь Святую»; «Истинные патриоты России»).
Если в период думской выборной кампании 1999 г. фактическая «монополия» на патриотизм оказалась в руках КПРФ и её сто-
ронников по Народно-Патриотическому Союзу, в ходе рассматриваемых выборов-2003 патриотическая тематика перестала быть идеологической прерогативой коммунистов и была востребована в том числе, иными политическими силами.
Стремлением удовлетворить имеющийся общественный интерес можно объяснить и приглашение «людей в погонах» (как правило, узнаваемых), бывших военных или сотрудников спецслужб, для участия в избирательных партийных списках (В.В. Маргелов - «Единая Россия»; Г.Н. Трошев - «Народная партия»; Н.С. Леонов, Г.И. Шпак, И.Н. Родионов; В.И. Варенников НПС «Родина»).
Не менее популярной в ходе предвыборной агитации стала эксплуатация неоднозначного отношения большинства населения к так называемым «новым богатым» и оживленное обсуждение вопросов «борьбы с олигархами», «возвращения государству природной ренты и доходов от сырьевого экспорта», «дела ЮКОСа».
В рамках предвыборной агитации данная тема, вызывала интерес практически всех политических сил, но наиболее активно использовалась в кампании НПС «Родина». В частности, один из лидеров блока Д.О. Рогозин неоднократно заявлял о необходимости сохранения «государственной (общенародной) собственности на природные ресурсы, основные системы энергетической, транспортной, информационной и социальной инфраструктур, финансовой сферы», а также о необходимости пересмотра итогов приватизации середины 90-х гг. и расследования обстоятельств «всех сомнительных сделок по приватизации госимущества с отменой в судебном порядке незаконных актов и взысканием недополученных в ходе приватизации средств в доходную часть государственного бюджета». Прямые обвинения в этой связи высказывались Рогозиным в адрес А.Б. Чубайса - «отца приватизации», с ноября 1991 года занимавшего пост председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Вполне естественно, что не все политические партии и блоки в равной степени могли претендовать на положительные результаты в предвыборной «гонке». В ходе подготовки к выборам определились лидеры и аутсайдеры кампании.
Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ, прошедшие 7 декабря 2003 г., были признаны Центральной Избирательной Комиссией РФ состоявшимися.
В выборах приняло участие 60 712 299 граждан России, что составило 55,75% от числа всех россиян, обладающих правом голоса на парламентских выборах, - невысокий показатель, лишь не намного превысивший результат явки избирателей в ходе парламентских выборов 1993 г. (54,81%). Максимальный же результат в этом отношении был достигнут в 1995 г. - 64,76% граждан России, имевших право голоса, пришли на выборы.
На момент окончания голосования избирательными комиссиями было выявлено 59 684 768 действительных избирательных бюллетеней.
Законодательством Российской Федерации (пп. 3-4 ст. 84 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») определено, что к распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
В ходе голосования пятипроцентный барьер удалось преодолеть лишь четырем политическим партиям и избирательным блокам, принимавшим участие в выборах. Ими стали: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и НПС «Родина».
Безусловный победитель выборной кампании - политическая партия «Единая Россия». За неё проголосовало 37,57% избирателей (почти 23 миллиона человек), что позволило партии получить 120 депутатских мандатов в Государственной Думе. Стабильно высокие результаты эта партия показала практически во всех 89 субъектах Российской Федерации (в среднем от 30 до 50%). В некоторых из них число избирателей, отдавших свой голос «единороссам», составило более 60% (Республика Дагестан - 65,9%; Республика Мордовия - 76,1%; Республика Тыва (Тува) - 66,9%). Абсолютным лидером среди регионов по числу проголосовавших за «Единую Россию» стала Чеченская Республика, где эту партию
поддержали 79,8% избирателей. Следует заметить, что к подобным результатам не сумел даже приблизится ни один из принимавших участие в выборах политических игроков.
Наименьшее количество голосов «Единая Россия» получила в Воронежской области (25,8%) и иных регионах, относившихся к так называемому «красному поясу» (Волгоградская область . 28,9%; Липецкая область - 28,2%; Оренбургская область -27,6%Республика Алтай - 26,4%).
С учетом результатов выборов по одномандатным округам политическая партия «Единая Россия» получила в Государственной Думе 226 голосов.
Традиционно второй результат по итогам избирательной кампании показала Коммунистическая партия Российской Федерации. За КПРФ проголосовало почти 7,5 млн. человек (12,61%), что обеспечило коммунистам 40 депутатских мандатов. Максимальное число голосов за коммунистов было отдано в Ульяновской (21,0%), Брянской (20,1%) и Тамбовской (20,6 %) областях. Очередной «рекорд» по итогам голосования за КПРФ вновь принадлежит Северо-Кавказским республикам: в Ингушетии за компартию проголосовало максимально низкое количество избирателей - 1%.
Третье место по количеству полученных в ходе парламентских выборов голосов получила Либерально-демократическая партия России. Почти 7 миллионов россиян проголосовали за ЛДПР (11,45%). Показатели партии относительно стабильны — в среднем по регионам за ЛДПР голосовали от 8 до 13% избирателей.
Наибольшее количество голосов за партию либеральных демократов было отдано электоратом Магаданской области (19,69%). Среди других субъектов Федерации, где ЛДПР получила значительное количество голосов, следует указать социально нестабильные, проблемные регионы - Приморский край (19,5%), Сахалинскую (18,7%), Читинскую (18,1%), Ульяновскую (19,0%) области. Как показали выборы, меньше всего приверженцев идей либеральной демократии в Республике Дагестан (0,4%).
Политической сенсацией парламентских выборов-2003 стали результаты, полученные избирательным блоком «Родина» - новой
для российского парламента политической силой. Несмотря на пессимистические прогнозы специалистов-политологов относительно перспектив данного выборного объединения, можно констатировать, что идеи, предложения, позиция «Родины» оказались востребованы избирателями. Более 5 миллионов человек (9,02%) отдали голос данному избирательному объединению. «Родина» заняла 4-е место в выборной кампании. Максимальный процент голосов был отдан блоку в Воронежской области - 19,92%.
Достаточно высоким оказался процент избирателей, проголосовавших против всех участников выборов. «Против всех» высказались 4,72% голосовавших. Примечательно, что их наибольшее количество - либо в субъектах Федерации с традиционно высоким уровнем образования населения (г. Москва - 6,4%), либо в «депрессивных» регионах, испытывающих серьёзные социальные проблемы (Ульяновская область - 9,9%).
Итак, среди значимых (во многом неожиданных) политических итогов выборов - высокие результаты, показанные блоком «Родина»; поражение Союза правых сил, партии «Яблоко» и их политических лидеров - признанных представителей российского политического истеблишмента (Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада, Г.А. Явлинский); значительное число избирателей, выбравших «кандидата «против всех»; невысокая явка избирателей.
Выборы в России в начале нового века вызывают в памяти слова М. Дюверже: «Современную избирательную кампанию можно было бы сравнить с концертом для инструмента с оркестром: кандидат представляет собой инструмент, звук которого все больше теряется в громе оркестра». Следует отметить, что зачастую победу на выборах в России обеспечивает не столько идеологическая идентичность партии, которая у большинства активных участников электорального процесса размыта, или отражение интересов определенных групп населения, сколько административная поддержка, способная, по оценкам экспертов, принести кандидату до 25% голосов, личная известность лидера и избирательные технологии.

< Назад  Вперед >

Содержание