4. Выборы и избирательная система в России

Выборы и избирательная система в России имеют достаточно давнюю (считая с Новгородской феодальной республики и Земских соборов XVI-XVII вв.), но прерывистую историю (с длительными эпохальными интервалами, связанными с деспотическими формами государственного правления).

В начале XX столетия мощный подъем демократического движения (первая русская революция) привел к закону о выборах в первую Государственную Думу от 11 декабря 1905 г. Закон этот, утвердивший вышеописанную куриальную систему, трудно, однако, назвать демократическим, так как он обеспечивал неравное представительство разным социальным слоям населения. Еще хуже был закон 1907 г., действовавший до окончания существования дореволюционной Думы. За весь период своего существования (1906-1917) Государственная Дума избиралась четыре раза, дважды распускалась царем досрочно. Права этого представительного органа были столь ограничены, что едва ли есть основания, как это делают некоторые историки, называть царизм 1906--1917 гг. думской монархией.

В советскую эпоху, после перехода к однопартийной системе, а затем ликвидации внутрипартийной оппозиции, выборы приобрели чисто формальный характер, превратились в “выборы без выбора”.

Лишь в конце 80-х гг. положение начало радикально меняться. Сначала в очень ограниченном масштабе на выборах в местные органы власти в 1987 г., а затем широко в 1989 г. на выборах Съезда народных депутатов стало применяться альтернативное голосование - у избирателей появился выбор между двумя или несколькими кандидатурами. Однако и тогда, на выборах 1989 г., часть мест (750 из 2250) была наперед зарезервирована за КПСС и фактически подчиненными ей общественными организациями, с указанием кому - сколько мест, что в сущности являлось модификацией все той же куриальной системы. Выборы народных депутатов Российской Федерации год спустя отвергли такой порядок как антидемократический.

17 марта 1991 г. состоялся первый в истории страны всенародный референдум, а 12 июня того же года - первые в истории России президентские выборы.

Нынешняя избирательная система России сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993--1995 гг., начавшейся всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации и нашедшей дальнейшее выражение в Федеральных законах “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации” и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, “О референдуме Российской Федерации”.

В Конституции (ст. 32) провозглашается: “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме”. Та же ст. 32, п. 3, определяет круг лиц, лишенных избирательного голоса: “Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда”.

Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании закрепляется в ст. 81 Конституции.

Активное избирательное право граждане Российской Федерации получают с 18 лет, пассивное - • право быть избранными в Государственную Думу с 21 года, а на пост Президента с 35 лет, при условии десятилетнего постоянного проживания на территории Российской Федерации. При этом участие в выборах объявляется делом добровольным, осуществляемым на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 по одномандатным округам (1 округ один депутат) и 225 - по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирается скорее личность, во втором - партия, блок партий или иное общественное объединение.

В Российской Федерации действует смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, блоков и т.п., которые перешагнули 5%-й барьер, т.е. получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, теряет все свои голоса, а также право на представительство в Думе.

Довольно жесткие количественные требования предусматриваются и на этапе предвыборной кампании. Так, кандидат на место в Думу должен собрать не менее 200 тыс., а на пост президента - не менее 1 млн. подписей своих сторонников, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей.

Если же таких “миллионеров” окажется несколько и ни один из них не сумеет привлечь в первом туре выборов более половины участвовавших в голосовании избирателей, то не позднее, чем через 15 дней после подсчета голосов назначается второй тур, в котором борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в первом туре.

Основные различия выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы обобщены и наглядно представлены в табл. 15.



Было бы противно духу демократии, исследовательской и гражданской честности идеализировать нынешнюю избирательную ситуацию в России. Она дает основания для весьма острой критики и для вдумчивой работы по усовершенствованию как избирательной системы, так и проводимых на ее основе, а нередко и в нарушение ее положений, выборов. В качестве важнейших направлений такой работы отечественные политологи выдвигают следующие:

- осуществление реального разделения властей, что расширило бы избирательное поле - количество выборных властных позиций, а следовательно, способствовало бы дальнейшей демократизации страны;

- создание реальных гарантов демократической организации и проведения выборов через расширение полномочий Федерального Собрания и Конституционного Суда в деле контроля над работой Центральной избирательной комиссии и всем избирательным процессом;

- демократизация информационной власти СМИ (прежде всего электронных - радио, телевидения), обеспечение государством равенства возможностей для всех участников выборов.

В то же время нельзя не отметить, что нынешняя российская избирательная система опирается на опыт ряда государств, как европейских, так и США, как имеющих богатые правовые традиции, так и лишь недавно приступивших к строительству правового государства. Разумеется, многое в ней подлежит коррекции и возможно, весьма основательной, но важно то, что избирательный механизм в нашей стране создан и работает

< Назад   Вперед >

Содержание