Появление денег, торговли и банковского дела в Древней Греции в I тыс. до н. э.
;| долго до знакомства с финикийцами. Торговлю они относили
I к занятиям слабых людей, добывающих нужное им хитростью
1 и обманом. Дорогие вещи с Востока попадали в дома царей
и аристократов либо торговым путем через финикийских купцов, либо в качестве военной или пиратской добычи. Торговля с финикийцами имела форму временных и случайных ярмарок. Греческая внешняя (морская) торговля стала быстро развиваться ; с VIII—VII вв. до н. э. под руководством царей и земельных ари-
; стократов. Только они могли построить морские суда, обеспечить
: их вооруженной охраной, имели запасы товаров для обмена
! и потребности в иностранных товарах. Эта торговля была тогда
тесно связана с пиратством. Пиратство пока не осуждалось ! и обеспечивало славу и почести. С развитием торговли пиратство
! постепенно вытеснялось регулярными торговыми связями. Ари
стократы со временем отказались от пиратства. Часть аристократии стала прямо заниматься внешней торговлей, а часть их дове- I ряла свои деньги или товары капитанам судов на договорных ус-
ловиях. В это же время появились первые профессиональные ] торговцы. Греческие торговцы стали вытеснять финикийских куп-
1 цов с восточных и западных рынков и распространяли свое
! влияние на нецивилизованные народы. По своему характеру гре-
{! ческая торговля долго имела посреднический характер. Греческие !| купцы скупали и перепродавали товары и продукты соседних
I стран. Местное производство еще не могло обеспечить все по-
|; требности населения. Поэтому богатые люди носили одежду из !' египетских и финикийских тканей, покрывали пол персидскими
| коврами, ели из финикийской металлической посуды.
Параллельно торговле развивалась греческая колонизация. (I К концу VII в. до н. э. греческие колонии охватили кольцом !{| почти все Средиземное море. С помощью колоний греки контро- | лировали все внутренние пути, выходившие к Средиземному морю, захватив почти монопольное положение в средиземноморской торговле, организовали постоянную торговлю с Египтом, | Италией, Ливией, народами, населяющими Францию, Испанию
1| и Британию. Вложение капиталов в торговлю было очень выгод-
!
но, так как приносило в среднем 20—30% прибыли, а при торговых поездках на Черное и Адриатическое моря прибыль повышалась до 100%. Центрами посреднической торговли были Афины, Коринф и остров Эгина. Первоначально торговец лично сопровождал свои товары во время морских перевозок. Эта упрощенная форма торговли в Греции стала исчезать очень рано и уступила место более сложным формам краткосрочных товариществ и договоров «бодмереи». Товарищества появились уже в VII—VI вв. до н. э. Существовали также постоянные торговые товарищества семейного типа. Правивший в Коринфе род Бак- хиадов вел совместную торговлю уже в VII в. до н. э. Такие же семейные торговые дома имели богатые афинские семьи Каллиев и Клиниев уже в VI в. до н. э.
Древняя Греция стала страной торговых республик. В крупнейших торговых городах: в Милете и других ионийских городах, Афинах, Коринфе, Эгине, Керкире, Сиракузах, Византии и других — политическое господство торговой аристократии было полным. Общий годовой торговый оборот Афин через порт Пирей в 401—400 гг. до н. э. составил 1,75 тыс. талантов (около 4,3 млн золотых рублей), в 400—399 гг. до н. э. — 2,0 тыс. талантов (около 5 млн золотых рублей.). Растет богатство семей и частных лиц. Богатая афинская семья Каллиев имела имущества на 200 талантов. Богач Никий имел имущества (в основном движимого) на 100 талантов. Состояния в 8—15 талантов уже были самым обычным явлением. В Афинах деньги граждан, вложенные в денежные, торговые и промышленные предприятия, составляли значительную часть их имущества. Афины уже в середине V в. до н. э. заняли почти монопольное положение в восточной торговле. В город привозили со всего мира скот, рыбу, пряности, фрукты, слоновую кость, папирусы из Египта, рабов. Из Карфагена привозили ковры и скот. Но главным объектом ввоза всегда оставалось зерно. Ввоз зерна в Аттику в два раза превышал местный ежегодный урожай. В вывозе из Афин преобладали вино, оливковое масло, мед и шерсть, а также ткани, посуда и изделия из металла. Стоимость ввоза явно превышала стоимость вывоза, а разница покрывалась доходом от посреднической торговли.
Активно развивалась торговля внутри городов. Греки имели посередине своего города определенное место, собирались туда и, невзирая на клятвы, обманывали друг друга (по записям Геродота). Кроме того, были рынки на границах между племенами. Из этих рынков во многих местах выросли города. Рынки были под покровительством так называемых рыночных богов, поэтому считались священными. Одно название с рынком (по-гречески «агора») имели народные собрания и места для проведения народных собраний. Работа рынков была тесно связана с праздниками в честь различных богов. За соблюдением рыночных правил, мер и весов следил агораном. Цены на рынке устанавливались свободные, на основе соглашения между продавцом и покупателем. Существовали связи между торговлей и религией. В других странах мира греки строили свои храмы и находились там под защитой своих богов, там же проводилась и греческая торговля. Такими были храмы Зевса, Аполлона и Геры в городе Навкратии (Египет). Постепенно стал выделяться особый торговый класс.
Появились некоторые рыночные правила. На острове Делос, например, торговцы были обязаны до начала продаж товаров заявить агораномам цены продаж своих товаров. Эти цены нельзя было изменять в течение дня. За нарушение правил торговцы лишались права пользоваться общественными мерами и весами. Была введена «справедливая» иена зерна, ввозимого в Афины, а также такса для мельников и пекарей. Ограничения в зерновой торговле, вызванные острым дефицитом зерна в Греции, послужили, в свою очередь, толчком к развитию спекуляции зерном и различных махинаций. В 387 г. до н. э. были подвергнуты судебному преследованию несколько торговцев зерном, которые создали общество для закупки зерна у импортеров и превысили разрешенный максимум закупок, который составлял 50 мер. Оратор Лисий обвинил этих торговцев в том, что они специально повышали цены путем выдумывания разных несчастий и распускания слухов. «Убейте их, — говорил Лисий, — тогда хлеб станет дешевле». Греки не видели экономических причин дефицита и обвиняли в дефиците и высоких ценах только торговцев.
Впервые появились деньги. С XIII по VIII в. до н. э. в качестве средства для обмена применялись железные, бронзовые или золотые слитки. Измерителем стоимости служили бык или корова. Золотой слиток в 57 фунтов назывался «талантом» Ца1апШ — вес). Названия денежных единиц (талант, мина, обол) греки заимствовали в Вавилонии. Вавилонский талант весил почти 92 фунта и делился на 60 частей, или мин. Финикийцы и иудеи делили эту мину на 50 шекелей. Из Финикии эта система была перенесена в Грецию. Там стали называть драхмой половину шекеля. В Эвбее за меру веса был принят вавилонский талант, но по весу он был на 1/6 часть легче оригинала. Греческий вес и греческая денежная сйстема вначале полностью совпадали. Талант состоял из 60 мин, мина состояла из 100 драхм, драхма состояла из 6 оболов. До VII в. до н. э. в экономике отсутствовали деньги. В обороте находились обычные товары, в том числе слитки золота и серебра. В Греции потребности быстрорастущей торговли вызвали изобретение денег в виде монет. Монета была изобретена в начале VII в. до н. э. в Лидии, на берегу Средиземного моря, и на греческом острове Эгина. Монета — это обменная металлическая единица определенной формы (круглая или овальная) и с определенным изображением, говорящим о ее полноценности. Чеканка монет быстро распространялась во всем греческом регионе и довольно медленно проникала в страны Востока. Вскоре Эвбея стала чеканить собственные монеты. Афины и Коринф усвоили именно эвбейскую денежную систему и стали чеканить собственные монеты в конце VII — начале VI в. до н. э. Так появилась рыночная экономика, в которой обмен сочетался с деньгами. Такой тип экономики был еще неизвестен на Востоке в то время, и, как следствие, большие денежные суммы скопились в руках греческих торговцев. Темпы экономического роста стали быстро нарастать. К концу IV в. до н. э. каждый греческий город имел свою монету. В архаический период (640—490 гг. до н. э.) на монетах упрощенно изображались животные и растения, домашняя утварь и предметы культа, а также боги. Вскоре на монетах появляется знак государства: например, на монетах Лидии это была голова льва; на монетах Афин изображалась сова, в Элиде — орел, в Леонтинах — лев, в Мелосе — яблоко, в Родосе — роза. В период эллинизма наибольшее значение приобрело изображение на монетах правителя. Деньги стали третьей составной частью богатства граждан наряду со скотом и землей. Рост денежных сбережений увеличил стремление к роскоши у греческих аристократов. Редкая восточная одежда, ковры и другие предметы роскоши привозились регулярно и в больших количествах приобретались богатыми и средними классами. Стал изменяться образ жизни людей и их психология. Исчезла прежняя патриархальная мораль и нравы, простые общественные отношения. Деньги стали необходимыми не только в торговле, но и в любом частном хозяйстве.
В V в. до н. э. Афины добились монопольного положения в посреднической торговле и монополии в монетном деле в восточной Греции. Афинская монета стала почти полностью господствующей в районе Эгейского моря. Эти монеты высоко ценились из-за большого содержания в них серебра. В конце V в. до н. э. из-за войн Афин со Спартой запасы серебра стали уменьшаться. Афинам пришлось чеканить бронзовые монеты с прежними названиями и прежним номиналом. Началась инфляция, и серебряные монеты временно исчезли из обращения, но уже в 393 г. до н. э. бронзовые монеты были отменены указом правительства Афин.
Эвбейская драхма весила 4,3 г серебра, что соответствовало 0,3 г золота. Статер весил 8,7 г. Талант был равен 6000 драхм, весил 26,2 кг серебра (около 2550 золотых рублей). Главной монетой в Афинах стала монета в 4 драхмы (гйгаёгасЬтоп), весившая 17,2 г. Иногда применялись монеты в 10 драхм и в 2 драхмы. Международные деньги появились со времен Филиппа Македонского в IV в. до н. э. Это были золотой статер и 4-драхмовая серебряная монета. Они распространились по миру, после завоеваний Александра Македонского. Медных монет долго не было. Вместо них как разменные использовались мелкие серебряные монеты или их части. Только при Перикле в V в. до н. э. появилась медная монета с номиналом 1/8 обола — халк (скаИсуя).
Вскоре стали чеканить монеты номиналом в половину и в четверть халка. Долгое время у монет не было номинала, и они просто взвешивались. Но номиналы все же появились в виде изображения колесницы: с 4 конями означало монету в 4 драхмы, с 2 конями — 2 драхмы и т. д. Появление номинала сыграло значительную роль в развитии денежного обращения. Признание денег и денежного богатства всемогущими теперь стало еще более распространенным. Появился даже бог богатства — Плутос. Деньги в Древней Греции стали обожествлять из-за их необычных качеств и возможности более быстрого накопления личного богатства.
В эпоху эллинизма использование денег стало очень значительным экономическим фактором. Чеканка монет прочно укоренилась на Востоке и в очень большой степени заменила бартер в экономической жизни. Чеканка была унаследована Греко-Бак- трийским царством и Парфией. Чеканка монет под эллинистическим влиянием стала преобладать в Индии. Саки, а позднее кушаны, продолжали эллинистическую традицию в Бактрии и Северной Индии. Разными путями чеканка монет была унаследована арабами и некоторыми малыми государствами, выделившимися из Селевкидской империи (Палестина, Армения). Использование денег было широко воспринято на севере Балканского полуострова, среди фракийцев и кельтов. Эти народы с ранних эллинистических времен отличались большим выпуском монет, но при этом подражали монетам Филиппа II, Александра, позднее — монетам Фасоса (ТЬазоз) и Марона (Магопеа). В эллинистические времена использование денег заметно развивалось также в Италии и Карфагене. Выпуск монет в обращение зависел от многих факторов: от политических обстоятельств, монетной политики разных государств, снабжения металлом и т. д. В раннюю эллинистическую эпоху деньги были обильными и дешевыми. Сильные колебания цен в дни Диадохов (наследников Александра) были временными, вызванными политическим хаосом того периода. После достижения политической стабильности денежный рынок стал регулярным и устойчивым. Был достигнут определенный уровень цен и ставок процента, но они, естественно, были неодинаковыми в различных царствах.
Ситуация изменилась в конце эллинистических времен. Предложение металла снижалось по различным причинам, в том числе из-за истощения определенных рудников, которые не полностью компенсировались открытием новых разработок; уменьшения площади некоторых эллинистических царств, что повлекло за собой потерю богатых рудников; из-за политических мер наподобие временного прекращения Римом эксплуатации очень производительных рудников в Македонии. Монетная чеканка в городах Греции в то время уже была монополией государства, использование местных монет было обязательным на территории данного города. Во всех эллинистических монархиях преобладающей тенденцией было стремление к изоляции и самодостаточности. Все монархии чеканили свои собственные монеты. Монетная чеканка с самого начала была и оставалась исключительной прерогативой королей, которые не терпели никакой конкуренции в этой области и никогда не давали право чеканки любым другим субъектам. Использование королевских денег в каждом королевстве было обязательно, и никаким иностранным деньгам не разрешалось обращаться в них. Из-за практики накопления денег государствами, храмами и отдельными людьми из обращения изымались на длительный или короткий период некоторые из валют, бывшие прежде в ходу. Торговля с иностранными государствами поглощала определенную долю монет. Наконец, истощение запасов римских монет и поступления драгоценных металлов с Востока усилили напряженность ситуации. При этом спрос на деньги оставался активным и скорее даже имел тенденцию к усилению. Некоторые данные указывают на относительную редкость монет в конце II в. и в I в. до н. э. В то время денежный рынок был дезорганизован и нестабилен. Эта дезорганизация и редкость золота и серебра в обращении может объяснить роль, которую играла медь в течение этого периода в деловых трансакциях, а также объяснить подделки серебряных монет в определенных странах. Единственным государством, которое обладало обильным и устойчивым поступлением золота и серебра, был Рим. Эти поступления осуществлялись частично за счет испанских рудников и частично — в качестве добычи, в результате грабежа и эксплуатации Востока. Поэтому римская валюта стала постепенно заменять эллинистические монеты.
Первоначально банковские операции, особенно прием денежных вкладов, производили корпорации жрецов некоторых общегреческих и местных святилищ. Например, военный фонд Аттического союза был сдан на хранение в храм Аполлона в Делосе, затем в храм Афины в Акрополе. Самым древним и знаменитым был банк при храме в Дельфах. Торговцы и частные лица, отправлявшиеся на праздники и для торговых сделок в Дельфы, обычно отдавали свои деньги на хранение в казну храма. Эти деньги жрецы храма пускали в оборот, давали в долг и получали проценты. Перед переносом казны этого храма в Афины ее капитал составлял примерно 1800 талантов. Таким образом, храмы постепенно превращались в обычные банки. Кроме того, некоторые города стали создавать городские банки. Там городские фонды управлялись специалистами в сотрудничестве с монетными дворами и различными финансовыми департаментами администрации. Дальнейшим шагом была концентрация всех банковских операций в руках городского банка, что означало постепенное установление городской банковской монополии.
После войн с Персией в связи с интенсивным развитием торговли нужда в кредите стимулировала частных лиц заняться банковскими операциями. В сфере коммерческого кредита наибольшее распространение получили ссуды на морские торговые путешествия. От обычных ссуд морские ссуды (бодмереи) отличались большей величиной процента и большим риском. Морской процент доходил до 33—36%, а обычный процент не поднимался выше 18%. Кроме того, договор о морской ссуде сопровождался некоторыми специальными условиями, по которым отношения кредитора к должнику превращались в разновидность товарищества. Договор бодмереи (морского займа) составлялся обычно в письменной форме в присутствии свидетелей и подкреплялся у трапе- зитов и менял, исполнявших функции нотариусов. Обеспечением такого займа служило торговое судно, груз или и то и другое одновременно. Договоры заключались обычно на короткий срок — на одно морское плаванье. Окончательный расчет производился при возвращении на место отправления. Расчет заключался в возвращении заемной денежной суммы с процентами или уплате товарами. Величина ссуд была небольшой и колебалась от 20 до 40 мин (ценность одной мины — около 40 золотых рублей). Все кредиторы предпочитали для уменьшения риска выдавать небольшие ссуды. Купцы, отправлявшиеся в морские поездки, брали ссуды сразу у нескольких кредиторов. Поземельный кредит применялся в форме мелкого кредита. В древнейшую эпоху мелкие ссуды для крестьян выдавались натурой под залог их участков и при неуплате земли переходили в руки кредиторов (ипотека). Против этого порядка были направлены реформы Солона в 594 г. до н. э. Такие же мелкие поземельные ссуды сохранялись и в IV в. до н. э. Размер земельной ссуды обычно составлял от нескольких сот до нескольких тысяч драхм. Государственный кредит был слабо развит. Суммы займов, которые города давали в ссуду, не превышали нескольких талантов. Поэтому в сфере государственного кредита главную роль играли сокровища храмов. По этим займам проценты были небольшими и не превышали 8—12%. Из-за этого кредиторы предпочитали помещать свои деньги в торговые ссуды, где проценты превышали 20%. Кроме того, государственные ссуды были ничем не обеспечены и часто не возвращались. Ссуды государству вскоре стали крайне непопулярными. Добровольные займы государству даже с обычными процентами • считались подарком государству и должны были вознаграждаться различными почестями. Поэтому практиковались принудительные займы, а возврат денег по ним часто не проводился.
Трапезы (столы менял) появились во всех больших торговых городах Греции. Трапезы также существовали в больших городах Ионии, в Смирне, Эфесе, Фокее (особенно в Милете) и других. В Коринфе крупный трапезит Филостефан действовал уже во время Греко-персидских войн (Фемистокл поместил в его трапе- зе-банке 70 талантов). Трапезиты действовали в Коринфе и в III в. до н. э. Значительную роль трапезиты играли в Византии, Сиракузах, а также в небольших городах. Наивысшего развития операции банков-трапез достигли только в Афинах. Кроме двух крупнейших афинских банкиров — Пасиона и Формиона, в городе действовали еще 16 трапезитов. Первоначальным видом деятельности трапезитов был обмен и размен денег. Столы трапезитов находились на торговой площади (агоре). Трапезиты также принимали деньги на хранение. Объем вкладов в банке Пасиона превышал 50 талантов. Вклады записывали в особые книги, производили платежи от имени вкладчика, оформляли торговые договоры и хранили их. В практике трапезитов применялись платежные документы вроде векселей. Вклады клиентов трапезиты либо помещали в торговые дела, либо ссужали на торговые цели и платили вкладчикам процент.
Делопроизводство в афинских банках велось довольно примитивно. Обычно делами занимался сам трапезит, его доверенный и несколько слуг, обыкновенно из рабов. По всем сделкам обязательно велись торговые книги. Особенно строго велась запись по вкладам, при этом в книгу заносилась сумма вклада, указывались имена вкладчика и тех, кому он доверял получение вклада. Если эти последние не были лично известны трапезиту, они должны были при востребовании вклада представлять удостоверение своей личности в виде перстня с печатью доверителя. Большое распространение получил обычай держать свободные деньги у трапе- зита. В Афинах в IV в. до н. э. стал применяться способ расчетов и платежей путем списывания соответствующих сумм в книгах банкира. Даже само слово «списывать» стало из-за этого означать то же, что и «платить». Отношение государства к банкирам было различным в отдельных городах Греции. В Эфесе государственное вмешательство ограничивалось законодательной регламентацией прав и обязанностей банкиров. В Византии право на .занятие банковским делом сдавалось городом на откуп. В городах с такой политикой монополия трапезитов охранялась государством, но зато их операции, размер процентов и т. п. были строго регламентированы.
Большинство банкиров начинали свою деятельность вольноотпущенниками и даже рабами. Афинский банкир Пасион был когда-то вольноотпущенником, но уже в начале IV в. до н. э. приобрел всемирную известность. Его банк пользовался неограниченным кредитом во всех торговых центрах Эллады. Пасион
2 История жономики
оказывал денежные услуги афинскому государству и за это получил звание гражданина, умер он в 370 г. до н. э. богатым и уважаемым человеком. Храмы продолжали производить крупные операции. Они стояли в стороне от торговли и занимались в основном хранением запасных фондов и сокровищ городов и союзов, а также давали городам сравнительно долгосрочные ссуды за небольшие проценты.
Эллинистические города унаследовали банки из прошлого. Одной из новых черт этого периода было быстрое распространение городских банков. Хорошо известны городские банки в Косе и Милете. Но большинство городских банков появилось после 200 г. до н. э. Вторым заметным феноменом эллинистического периода было дальнейшее развитие храмов как банковских институтов и развитие частных банков. В период временного хранения денег своих клиентов на депозите храмы сами держали свои собственные деньги у частных банкиров. Другие храмы были, вероятно, так же богаты, как и храмы на Делосе, и следовали той же практике. Наиболее выдающимися среди них были храмы восточного происхождения в Анатолии — в Эфесе и Сардах. Во времена Лидии и Персии храм в Эфесе был знаменит как безопасное место, где цари, города и частные лица хранили свои деньги. Закон Эфеса от 85 г. до н. э. несколько раз упоминал несостоятельных должников храма и займы различных видов, предоставленные из секретных фондов. Храм в Сардах во второй половине III в. до н. э. давал деньги взаймы богатым землевладельцам под закладные на их имения.
Но храмовые банки были менее важны в сравнении с частными банками, особенно с теми, которые находились в больших коммерческих городах. Банки эллинистического периода не ограничивались территориями греческих городов континентальной Греции, островов греческих колоний на Западе и Востоке, а вместе с греками мигрировали в восточные монархии. В Египте банки получили особенный, уникальный характер. Главным новшеством была централизация банковского дела, что означало создание центрального государственного банка ' в Александрии с филиалами в городах и отделениями во всех наиболее важных деревнях. Частные банки играли вторичную роль в экономической жизни страны. Государственный банк Птолемеев был организован по греческим образцам. Терминология, отчетность, операции были греческими. Греческое влияние преобладало, за исключением особого департамента, имевшего дело с зерном. Египетский царский банк был государственным институтом, и его основной целью было служить интересам государства. Фактически он был департаментом финансовой администрации страны. Государственный банк также заботился главным образом о хранении и инвестировании государственных денег. Управление частными фондами и интересы частных клиентов банка были на втором плане. Как департамент казначейства, банк сотрудничал с царскими чиновниками и откупщиками в сборе доходов, поскольку это получало форму денег. Банк был обязан эффективно, опять же в сотрудничестве и под контролем царских чиновников, проводить все платежи государства официальным и частным лицам. Банк хранил деньги, собранные государством, и инвестировал разными путями от имени государства те капиталы, которые не были потрачены. Обычной формой таких инвестиций были займы, как видно из Законов о доходах царя Филадельфа. Хорошее управление и безопасность королевских банков Египта поддерживали их привлекательность для частных вкладчиков и ликвидного капитала. Цари не противились этому расширению функций банка, гак как это означало рост их собственных доходов и было связано с незначительным риском. Поэтому банки стали большими депозитными институтами и развивали бизнес этого вида, то есть получение денег от своих клиентов, хранение их на депозите и проведение платежей с этих депозитов. Большинство клиентов банка были местными розничными торговцами, ремесленниками, служащими. В этой системе удобным было то, что платежи долгов через банк имели преимущество официально записанных трансакций и таким образом обеспечивали важное доказательство в случае тяжбы в суде. Кроме того, зерно в Египте было почти эквивалентом денег. Банковское дело поэтому не ограничивалось трансакциями в деньгах, но распространялось также на сделки с зерном. Зернохранилища правительства были разбросаны по всей стране. Они были унаследованы Птолемеями и преобразованы ими в сеть зерновых банков с их центром в Александрии. Зерновые банки принимали налоги и рентные платежи в зерне и проводили платежи в зерне из правительственных зернохранилищ от имени государства. В то же время как банкиры они действовали в качестве агентов частных лиц. Они хранили их зерно на депозите и проводили платежи в зерне от их имени. Вероятно, Птолемеи были первыми, сделавшими банковское дело правительственным предприятием.
В период ахейской Греции (1300—1100 гг. до н. э.) земля находилась в собственности семьи или рода, а не отдельной личности. Глава семьи управлял и владел землей, но не имел права ее продать. Большие участки земли принадлежали общине, и каждый имел право пасти на них свой скот. Скотоводством занимались богатые люди. К IX в. до н. э. эти общинные земли были уже разделены, куплены или захвачены богатыми или влиятельными лицами. Общинная собственность на землю в Греции исчезла.
В начале I тыс. до н. э. в Греции происходил переход от кочевого образа жизни к оседлому и одновременно росло значение земледелия. Но скотоводство при этом играло ведущую роль, и скот оставался главным измерителем ценности других вещей. Греки разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней, ослов и мулов. Растущее значение земледелия сопровождалось ростом видов возделываемых растений. Если сначала греки выращивали те же растения, что и другие индоевропейские племена (пшеница, ячмень, горох, бобы, мак), то в эти годы они стали к тому же выращивать фиговые и оливковые деревья. Широко разводились виноградники и садовые культуры (яблони, груши, гранаты, смоквы, маслины). Поля распахивались плугами с помощью быков или мулов. Искусственное орошение применялось в основном в садоводстве.
Общинная собственность на землю в это время уже отсутствовала, она сохранялась только на пастбища. Пахотные земли были в частной собственности и в частном пользовании. Рано появилось значительное имущественное неравенство среди землевладельцев, появилось даже крупное земельное хозяйство. Все земельные хозяйства имели натуральный характер и сначала не нуждались в обмене. Процесс развития крупного земельного хозяйства продолжался в IX—VIII вв. до н. э. Богатство аристократии теперь оценивалось в земельных участках. До середины VII в. до н. э. земельные наделы уменьшались, так как участки дробились между сыновьями. Многие крестьяне продавали свои земли и переезжали в города. Другие землевладельцы превращались в арендаторов на полях крупных владельцев и работали за часть произведенной продукции. Третьи брали ссуды под залог земли и при неуплате прикреплялись к земле своими кредиторами. Кредитор помещал на заложенную землю каменную плиту с текстом о его праве собственности (ипотека). В начале VI в. до н. э. Солон аннулировал все долги частных лиц и долги государству. Все заложенные земли были возвращены первоначальным владельцам, люди освобождены от долговой зависимости, а проданные за долги выкуплены из рабства. Эта реформа спасла Афины от революции.
В V в. до н. э. земельная концентрация не была особенно значительной. Преобладало среднее и особенно мелкое землевладение. Ценность заложенных участков обычно не превышала 1000 драхм и редко достигала одного таланта. Только в исключительных случаях цена участка доходила до 2—2,5 талантов. Очень сильной была тенденция дробления земельной собственности. Ее стимулировал рост населения и долги по ссудам. В 403 г. до н. э. в Афинской республике на 20 тыс. граждан приходилось около 15 тыс. земельных собственников. Но главные изменения заключались в новом способе использования земли и в переходе к более высоким и интенсивным культурам. На землю стали смотреть как на источник дохода и стремились получить с нее более высокую ренту. Средний доход с мастерской тогда составлял 15—24%, по ссудам — 12—16%, с земли — только 8%. Средний доход с земли был значительно ниже, чем доход с любого иного имущества. Для получения наивысшего дохода землевладельцы стали заменять зерновые культуры на «торговые» растения, особенно на оливковые и фиговые деревья и виноградники. Эта замена шла успешно, и Фукидид констатировал, что «земля, служившая раньше только для пропитания, обратилась теперь в источник дохода». Наиболее твердый доход давали оливковые деревья. Крупные землевладельцы в конце V в. до н. э. решили обрабатывать свои земли не с помощью арендаторов, а с помощью рабов и стали разводить на своих землях виноградники и оливковые рощи, приносившие большой доход. Многие частные владения были засажены оливковыми рощами. Доход с земли поднялся до 10—12%, и частные земли теперь редко сдавались в аренду.
В промышленной сфере с XIII по IX в. до н. э. ремесленники обычно работали в домах тех семей, которые заказывали им изделия, то есть делали вещи не для рынка или продажи. Внутри семьи большую часть промышленных изделий изготавливали своими руками. Ремесленниками были только свободные люди. Развитие внешней торговли ускорило развитие греческой промышленности. Технику производства и рабочую силу греки стали заимствовать на Востоке. К середине V в. до н. э. Греция превратилась в передовую промышленную страну. Сначала в промышленном отношении быстро развивались города Малой Азии, а затем и территории собственно Греции. Шерстяные, пурпурные и узррные ткани и ковры Милета были известны повсюду вплоть до Италии. В производстве шерстяных тканей с Милетом конкурировали Хиос и Самос, Магнесия, Коринф, Мегара, Афины. В производстве шелковых тканей впереди был остров Кос. Металлургия также зародилась сначала в Ионии и на островах. На Самосе и Хиосе жили лучшие мастера по металлу VII—VI вв. до н. э. (один из них, Главк, считался изобретателем способа пайки железа). На острове Родос производили качественное оружие, военные машины, кубки, серебряные сосуды. В городах континентальной Греции металлургия развилась позднее и базировалась на железных рудниках Эвбеи, Коринфа, Беотии и Лаконии. Производство глиняной посуды было распространено повсеместно. Но художественные вазы производились в основном в Коринфе и Афинах. Эти три отрасли (производство тканей, изделий из металла и глиняной посуды) были самыми важными в греческой промышленности. Кроме того, Коринф и Афины производили на экспорт лампы, светильники, мебель, музыкальные инструменты и скульптурные изделия. Греческая промыш- ленноеть работала в основном на экспорт для потребностей народов Средиземного моря.
Для развития промышленности стали применять некоторые меры поощрения вроде отмены налогов и пошлин в Афинах. Специально привлекались иногородние ремесленники. Но вскоре в мастерских стал применяться труд рабов. Поэтому в V—IV вв. до н. э. в крупных промышленных центрах вроде Афин большинство ремесленников превратилось в наемных рабочих и люмпенов. Они нуждались в постоянной поддержке со стороны государственной казны. В 321 г. до н. э. они потеряли эту поддержку и были вынуждены покинуть Афины из-за полного отсутствия работы. Широко распространенной формой промышленности в конце V в. до н. э. стала рабская мастерская. Производство промышленных товаров стало принимать крупные размеры. Отдельные мастерские достигали больших размеров. В Афинах в мастерских обычно работало несколько десятков рабочих. На фабрике щитов оратора Лисия работало 120 рабов. Мастерская банкира Пасиона приносила 100 мин ежегодного дохода, и в ней было занято около 100 рабов. Господство очень дешевого труда рабов препятствовало техническому прогрессу в промышленности. Никаких особых технических изобретений в Греции не применялось до II—1 вв. до н. э., до времени появления водяных мельниц. Греческий ткацкий станок был самого упрощенного устройства. В строительном и военном деле применялись рычаги и блоки, винты, зубчатые колеса и метательные машины. В промышленности применялись только ручные и самые простые орудия труда и инструменты.
В финансовой сфере первоначально в царский период доходы и потребности государства были незначительными. Царь получал свои доходы из отведенных ему владений и в виде подарков за судебные решения. Управление имуществом государства возлагалось на особых чиновников — сборщиков. Доходы складывались из арендной платы за пользование государственными владениями (земельными участками, рудниками и пр.), а также пошлин за пользование общинными пастбищами, рынком, гаванью. За пользование пастбищами взимались пастбищные сборы, за пользование рынками, гаванями и т. п. — рыночные, таможенные, судовые и другие пошлины. Греческие государства при ввозе и вывозе взимали обычно 2%-ные пошлины со стоимости товара. В середине VIII в. до н. э. было свергнуто большинство царей и покончено с монархическими режимами. Власть захватила аристократия, установившая режим тирании. Судебные подарки перешли к знатным людям, которые целый день проводили на рынке за решением судебных дел. Эта практика вскоре привела к таким тяжелым злоупотреблениям, как коррупция и пристрастность судей. Поэтому в ведущих государствах Греции пришлось пересмотреть право и оформить его в письменном виде. Это повлекло за собой отмену подарков судьям. Вместо этого были введены судебные пошлины. Они до начала процесса взимались с тяжущихся сторон и окончательно уплачивались проигравшей стороной в казну государства.
Расходы государства все еще были незначительны. Все государственные должности носили безвозмездный и почетный характер. Затраты на вооружение войска и содержание его во время войны ложились на каждого отдельного воина, поэтому бедные граждане не несли военной службы. Государство несло расходы на проведение праздников и богослужений, на подарки государственным богам. Далее шли расходы на общественные сооружения, особенно на постройку и содержание общественных зданий, рынков, дорог и пр. С развитием торговой экономики в процессе появления денег увеличивались расходы государства, праздники и спортивные игры требовали все больших затрат. Содержание войска в походе, жалованье солдатам было взято государством на себя. Стены и городские укрепления требовали постоянной поддержки. Усилилась потребность в защите города со стороны моря и в создании собственного флота. Развитие демократии потребовало ввести жалованье для граждан при исполнении всех общественных должностей, государство возмещало им потери за время, проведенное на общественной службе.
Одновременно росли доходы государства от рыночной экономики, таможенные и рыночные пошлины. Появились налоги па продажу лошадей и рабов, исчисленные пропорционально цене. Сбор этих налогов государство поручило частным лицам — откупщикам. Прямых налогов сначала не было, так как прямые налоги считались признаком рабства. Только при режимах тиранической власти вводились прямые налоги (в Афинах, например, 5%-ный). Налог с имущества вдов и сирот взимался только в Коринфе — в виде возмещения за освобождение от военной службы. В чрезвычайных случаях граждане были обязаны помогать государству и платить поголовный налог. Первоначально все платили одинаковые суммы, а позже поголовные сборы взимались пропорционально имуществу граждан. Для этого Солон разделил все имущее население на три класса. Четвертым классом считались неимущие и рабочие-поденщики. Часть государственных должностей специально предназначалась для богатых граждан. Они должны были за свой счет снаряжать государственные военные суда, платить за обучение хоров для религиозных праздников и т. п.
Больше всего сохранилось сведений о финансовом положении и финансовой политике Афин. Финансовыми чиновниками в Афинах при господстве аристократии были колакреты. Они управляли государственной казной, собирая доходы в казну государства и оплачивая все текущие расходы. Откупами и арендами заведовали полеты. Таможенные пошлины сдавались на откуп ежегодно, дома сдавались на пять лет, земельные участки — на 10 лет. Все это сдавалось на откуп только тем, кто давал наивысшую цену. Рудники сдавались на откуп на три года. На откуп сдавалось также сооружение общественных зданий и другие общественные работы. Получал их тот, кто требовал за это наименьшей платы. Полеты также продавали с аукционов конфискованное имущество осужденных. Денежные суммы, поступавшие полетам, передавались далее колакретам. Колакреты подчинялись Совету города и ареопагу. Демократия в Афинах была основана Клисфеном в 508 г. до н. э., с этого времени стало изменяться финансовое устройство. В финансовые комиссии чиновники назначались по жребию. Высшие финансовые должности занимали только лица из высших классов и с большим состоянием. Колакреты и полеты в целом сохранили свои функции. Появились новые должностные лица — практоры. Они взимали денежные штрафы и долги государству и сдавали их в казну. Над ними Клисфен поставил комиссию из 10 сборщиков. Эта комиссия и была центральным финансовым управлением. Также была создана комиссия из 30 счетчиков (логистов). Они вели все государственные счета и проверяли счета чиновников.
В V в. до н. э. Афины встали во главе морской державы. Весной 477 г. до н. э. государства на островах и побережье Эгейского моря объединились в союз под руководством Афин для защиты от персов. Они платили ежегодный взнос в союзную кассу. Ежегодный доход союза составлял 460 талантов (около 1,17 млн золотых рублей). Союзная касса помещалась на священном острове Делос, но управление кассой оказалось в руках Афин и осуществлялось при помощи «хранителей эллинской казны» — элли- нотамиев, избранных из богатейших граждан. На эти деньги Афины строили корабли и покупали военное оружие и снаряжение. В 454 г. до н. э. союзная касса была перенесена в Афины, и союзные взносы превратились в дань, ставшую обязательной с 448 г. до н. э. Теперь союзные деньги тратились Афинами по своему усмотрению, прежде всего на сооружение храмов. В казну Афин поступала 1/60 часть от поступавших в союзную кассу взносов. Туда же поступали большие суммы от военной добычи, подарки богине Афине, штрафные деньги и прочие собственные доходы. После расплаты по военным долгам в казне Афин в мирное время накопились огромные суммы. Максимальный объем был достигнут в 437 г. до н. э. и составил 9,7 тыс. талантов (около 24,7 млн золотых рублей). В статье расходов следует отметить расходы на жалованье должностным лицам: в Афинах получали жалованье 700 постоянно работающих должностных лиц, все члены Совета пятисот, 6000 ежегодно избираемых судей;
оплачивалась служба солдат и матросов как в военное, так и в мирное время — в походе солдат ежедневно получал две драхмы, а матрос — от трех оболов до одной драхмы. Свыше половины (около 20 тыс.) граждан Афин ежегодно жили за счет государства. Государственную пенсию получали только неспособные к труду, инвалиды и сироты погибших на войне. Бедных и нищих государство не обеспечивало пособиями. Больших расходов стоили частые государственные праздники, и государство даже платило гражданам театральные деньги — два обола в день, чтобы они могли посещать театр.
Доходы казны Афин оценивались в 600—800 талантов (1,5—2 млн рублей), а доходы союзной казны в 431 г. до н. э. составили 600 талантов. Государство не вводило прямой имущественный налог и довольствовалось получением арендных платежей, таможенных пошлин, налога на рабов, судебных пошлин и штрафов. Но Пелопоннесская война (433—421 гг. до н. э.) поглотила все доходы, а также сокровища храмов, за исключением неприкосновенного фонда в 1000 талантов. Попытки создать новые доходы были безуспешными. В 407 г. до н. э. у Афин не было средств даже на содержание флота, и он был сокращен до 70 кораблей. Главным занятием флота стали разбой и пиратство. В 404 г. до н. э. голодный и беззащитный город Афины был вынужден сдаться Спарте.
В IV в. до н. э. государственная казна почти всегда пустовала, поэтому государство охотно верило ложным доносам и конфисковывало имущество богатых людей. Флоту и наемным войскам платить было нечем, поэтому им разрешалось добывать себе содержание путем контрибуций и сборов с неприятельских земель и с зависимых деревень и городов или заниматься пиратством. Однако при этом из-за слишком большой бедности народа сохранялась раздача театральных денег. С 394 г. до н. э. народу стали платить деньги и за посещение народных собраний, поскольку без оплаты никто их не посещал; эта плата постепенно выросла с одного обола до одной драхмы в конце IV в. до н. э. Несколько изменилось финансовое управление. Была уничтожена касса колакретов, и все суммы стали прямо поступать в кассы отдельных должностных лиц. Для управления расходами на проведение народных собраний была учреждена должность народного казначея. В 378—377 г. до н. э. проводилась реформа прямых налогов, а также оценка имущества всех граждан. На этом основании граждане были разделены на налоговые округа — симмории. По этой оценке общая сумма имущества граждан Афин составляла 5,75 тыс. талантов (около 14,7 млн золотых рублей). После союзнической войны 357—355 гг. до н. э. финансы были полностью разорены. По новой реформе излишки доходов шли уже не на военные цели, а раздавались гражданам в виде театральных денег.
Для сбора и раздачи этих денег была создана новая комиссия, председатель которой стал руководителем всей политики Афин. После 338 г. до н. э. создана еще должность «казначея военных денег», но он направлял военные деньги в основном на мирные цели. Со времени Александра Македонского во главе Афин стоял заведующий финансовым управлением. К 295 г. до н. э. это должностное лицо было заменено контролером.
Греция потеряла роль всемирного центра после смерти Александра Македонского. Пустота в общественных кассах стала хронической, что вполне соответствовало снижению уровня жизни населения. Бедной массе противостояло небольшое число семей с огромными богатствами. Для покрытия самых необходимых расходов, особенно военных, было необходимо прибегать к чрезвычайным мерам. С этой целью брали займы у храмовых касс, часто призывали граждан к добровольным взносам. Но чаще всего источником дохода были подарки или займы от богатых граждан. Богатые люди брали на себя исполнение какой-либо государственной обязанности, исполняли ее за свой счет, добивались этим уважения и так оберегали свою жизнь и имущество от жадности масс. В III в. до н. э. для Греции характерен ускоряющийся и необратимый упадок всей финансовой сферы.
Таким образом, расцвет экономики греческих стран связан со свободой предпринимательства, а их упадок вызван растущим применением труда рабов в производстве и тяжелыми войнами