Формы правления и формы государственного устройства

С точки зрения формы государство рассматривается в двух аспектах: как форма правления и как форма государственного строя.

Под формой правления понимают организацию верховной государственной власти, систему взаимоотношений между ее органами и населением.

Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику разделяются на монархию и республику. В монархии источником власти является одно лицо, а власть наследуется. В республике высшие органы власти формируются на избирательный основе.

Монархии бывают двух видов:

- абсолютная – характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями; правительство назначается монархом и является ответственным перед ним (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЕ);

- конституционная, ограниченная – полномочия монарха строго ограничены законодательными системами (Великобритания, Бельгия, Япония, Испания и др.).

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика. Источником власти в ней является народное большинство, а высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно является подотчетным и подконтрольным, республики подразделяют на парламентскую, президентскую и смешанную.

Расхождение между президентским правлением и парламентским связывается с принципом деления власти. При президентской форме правления, во-первых, нет “дуализма” исполнительной власти, потому что президент является и главой государства и главой правительства; во-вторых, президент избирается непосредственно всей нацией; в-третьих, президент и парламент независимы друг от друга, поскольку парламент не в состоянии сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.

При парламентской, во-первых, наблюдается “дуализм” исполнительной власти, то есть деление ее между главой государства и кабинетом министров; во-вторых, политическая ответственность кабинета министров перед парламентом; в-третьих, возможен досрочный роспуск одной или обеих палат парламента главой государства.

Различают два главных типа парламентаризма: “по-французски” (большое количество партий, невозможность стабильного парламентского большинства) и “по-английски” (двухпартийная система, однопартийное стабильное большинство в парламенте, сильная исполнительная власть).

Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражается понятием “форма государственного строя”.

Унитарное государство – это единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, которые имеют одинаковый юридический статус и не имеют политической самостоятельности. В унитарном государстве действуют общие для всей страны представительские, исполнительные и судебные органы, единая система законодательства, единые правовая и денежная системы.

Федерация – это стойкий союз государств, которые являются самостоятельными в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеют собственные органы власти. Таким образом, формируются два уровня власти: федеральный и субъектов федерации (штатов, кантонов, республик и т. др.): двойная правовая система, двойное гражданство, двухпалатный парламент, субъекты федерации лишены возможности разорвать федеральный договор и выйти из федерации. Федерации строятся по территориальным (США), национальным (Индия) или смешанным (Россия) признакам.

Правовое государство представляет собой такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства допускает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.

Признаки правового государства:

- наличие развитого гражданского общества;

- ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод лица, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

- мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

- правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

- всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

- суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительский характер;

- распределение власти между ее ветвями;

- приоритет в государственной регуляции гражданских отношений метода запрещения над методом разрешения. Это означает, что в правовом государстве относительно граждан действует принцип: “Разрешено все то, что не запрещено законом”. Метод разрешения применяется здесь лишь относительно самого государства, которое обязано действовать в пределах разрешенных формально зафиксированных полномочий.

Социальное государство представляет собой такую форму организации государственной власти, которой свойственное беспокойство о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира, общественного согласия

< Назад   Вперед >

Содержание