ГЛАВА 7. АНТИКРИЗИСНОЫЙ PR В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА
Однако есть и вторая причина, гораздо более важная: чрезвычайно низкая эффективность процедур банкротства в России.
Каким бы показателем не мерить, – количеством организаций, чья платежеспособность была восстановлена в процедурах банкротства, или долей требований, возвращенных кредиторам, - эффективность оказывается намного ниже, чем в других странах.
Из 83 тысяч дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами России в 2006 г., платежеспособность была восстановлена всего у 39 организаций (0,05%).
Российские кредиторы получают в среднем всего 28 % возмещения своих требований в процедурах банкротства, По оценкам, до 95% процедур банкротства в России неэффективны.
Все это создает негативный фон общественного мнения в отношении конкретных процедур несостоятельности и главных действующих лиц таких процедур – арбитражных управляющих.
По мнению руководителей Федеральных органов исполнительной власти и администраций многих субъектов Российской Федерации необходимо самым тщательным образом анализировать действия каждого арбитражного управляющего, контролировать его, направлять его действия и пр.
В сообщениях СМИ о процедурах банкротства очень часто можно увидеть неточную, безграмотную или искаженную информацию о процедурах банкротства.
Одновременно в СМИ публикуется очень мало информационных материалов, объясняющих то обстоятельство, что сам факт несостоятельности организации означает последнюю, зачастую безнадежную фазу кризиса предприятия, когда антикризисное управление очень эффективным быть не может.
Более того, все действия арбитражного управляющего регламентируются положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», отступление от которых грозит арбитражному управляющему личным имущественным ущербом, административным взысканием, дисквалификацией и уголовным наказанием.
В этих условиях насущной необходимостью является антикризисный PR в процедурах банкротства.
У антикризисного PR в арбитражном управлении могут быть следующие цели:
• Разъяснить положения законодательства о банкротстве и других нормативных правовых актов, обязательных для исполнения арбитражным управляющим;
• Проинформировать о планах арбитражного управления (в допустимых законом рамках), нацеленных на восстановление платежеспособности должника;
• Проинформировать о социальных мерах, направленных на возмещение текущей задолженности по заработной плате;
• Убедить в добросовестности и компетентности арбитражного управляющего.
Методы антикризисного PR, к которым может прибегнуть арбитражный управляющий, в принципе не отличаются от методов «классического» антикризисного PR:
• Разработка Программы антикризисного PR и включение этой программы в план антикризисного управления для получения одобрения со стороны собрания или комитета кредиторов;
• Налаживание конструктивных отношений со СМИ и работа со СМИ в рамках антикризисного PR;
• Целенаправленная работа с ключевыми заинтересованными лицами по разъяснению проблем и плана арбитражного управления; к заинтересованным лицам в процедурах банкротства относятся не только кредиторы и уполномоченный орган, но также местные органы власти, персонал должника, профсоюзная организация, местные жители и др.
Для самооценки главы 7:
• ответить на вопросы:
1. Каковы цели антикризисного PR в арбитражном управлении?
2. Методы антикризисного PR, которые используются при проведении процедур банкротства, отличаются от методов «классического» антикризисного PR?
3. С какими заинтересованными лицами ведется целенаправленная работа в рамках антикризисного PR в арбитражном управлении?
• выполнить задание:
Выберите правильный ответ:
1. Институт несостоятельности в России характеризуется:
а) высокой эффективностью процедур банкротства;
б) низкой эффективностью процедур банкротства;
в) пониманием обществом необходимости процедур банкротства.
2. Общественное мнение в отношении конкретных процедур несостоятельности и главных действующих лиц таких процедур – арбитражных управляющих является в России:
а) положительным;
б) отрицательным.
3. К ключевым заинтересованным лицам по разъяснению проблем и плана арбитражного управления:
а) кредиторы;
б) уполномоченный орган;
в) местные органы власти;
г) персонал должника,
д) профсоюзная организация,
е) местные жители;
ж) все правильно.