Конституционное развитие Японии

История конституционного развития Японии весьма скромная – ей известны две конституции: Конституция Мэйдзи 1889 г. и ныне действующая Конституция 1947 года.

Конституция Великой Японской Империи, более известная как Конституция Мэйдзи была провозглашена 11 февраля 22 года эпохи Мэйдзи, что соответствовало 1889 году по христианскому летоисчислению. Многие исследователи отвечают, что образцом для нее послужили Конституция Бельгии 1831 года и прусская Конституция 1850 года.

По объему документ включал в себя 76 статей, объединенных в семи главах. Согласно основному закону страны в Японии учреждалась дуалистическая монархия. Основным принципом, который закладывался в Конституцию Мэйдзи, был принцип суверенитета династического монарха. Согласно ст. 4 Император обладал всей полнотой верховной власти: он являлся Верховным главнокомандующим, решал вопросы войны и мира, правомочие был распустить нижнюю палату Парламента, его указы имели высшую юридическую силу. Императорский суверенитет был ограничен тем, что полномочия в сфере законодательства Император осуществлял совместно с Парламентом. Конституция провозглашала принцип разделения властей, но фактически высшие органы трех ветвей власти состояли при Императоре. Конституция учреждала двухпалатный Парламент: нижняя палата – Палата представителей – избиралась населением, верхняя – Палата пэров – частично состояла из представителей высшей знати. Компетенция Парламента была существенно ограничена правом императора на отдачу чрезвычайных приказов и независимым командованием Вооруженными Силами. Фактическое руководство страной осуществлял Тайный совет, состоящий из представителей высшей бюрократии, и «генро» - окружение Императора, которое в основном составляли выходцы из феодальной военщины. Конституция Мэйдзи действовала вплоть до окончания войны, до 1945 года.

После поражения Японии во Второй мировой войне (это было оформлено актом о безоговорочной капитуляции, который был подписан 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури») демократические силы в Японии и за ее пределами потребовали пересмотра конституционного устройства. Основой для перестройки общества стала совместная декларация, подписанная главами США, Великобритании, Китая и Советского Союза в июле 1945 года в Потсдаме. В Потсдамской декларации в качестве целей оккупации Японии провозглашались: демилитаризация страны, демобилизация японских вооруженных сил, наказание всех военных преступников. В ней указывалось, что «должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в японском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам человека». В марте 1946 года правительство представило на рассмотрение в Парламент проект Конституции, разработанный в американском штабе оккупационных войск, который был принят в октябре 1946 года, новая Конституция была промульгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946 года . Через полгода – 3 мая 1947 года – она вступила в силу.

Надо отметить, что японская конституционная теория строится на утверждении, что принципы пацифизма, народного суверенитета и соблюдения основных прав и свобод являются фундаментом японской конституции.

Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве проявляется впервые и закрепляется в преамбуле «Государственная власть основывается на священном доверии народа, право на которую исходит от народа, а властные полномочия осуществляются представителями народа, а властные полномочия осуществляются представителями народа и блага которой используются народом» и в статье 1 Конституции «… народом, которому принадлежит суверенная власть». Высшим органом государственной власти Японии является Парламент (ст. 41), обе палаты которого являются выборными.

Конституция Японии содержит широкий перечень личных, политических и экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан.

< Назад   Вперед >

Содержание