ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Граница производственных возможностей (production possibility frontier) — график, показывающий те сочетания благ, которые могут быть произведены экономической системой, исходя из наличных факторов производства и уровня знаний.

М. Портер. Международная конкуренция. М., 1993.

Абсолютное преимущество (absolute advantage) — возможность страны производить благодаря ее природным особенностям или производственному потенциалу какой-либо товар более эффективно (т.е. с меньшими затратами на единицу продукции) по сравнению с другими странами, производящими тот же товар.

Естественное преимущество (natural advantage) — способность страны производить товар более эффективно благодаря климатическим условиям или из-за обладания особыми природными ресурсами.

Приобретенное преимущество (acquired advantage) — способность страны производить товар более эффективно благодаря развитию технологии, совершенствованию организации производства и повышению квалификации работников.

Сравнительное преимущество (comparative advantage) — способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения.

Теория Хекшера-Олина (Hecksher-Ohlin theory) — теория, согласно которой страна стремится экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры.

Парадокс Леонтьева (Leontief paradox) — противоречащий основным выводам теории Хекшера-Олина результат эмпирических исследований, проведенных В-Леонтьевым, согласно которым в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

Теория жизненного цикла продукта (product life cycle theory) — теория международной торговли, согласно которой некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), и производство этой продукции перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла.

Теория эффекта масштаба (economy-of-scale theory) — теория международной торговли, согласно которой страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства выигрывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба (снижение издержек на единицу выпуска по мере роста объемов производства).

Учебно-методические материалы

< Назад   Вперед >

Содержание