Латинская Америка

Судя по избирательной кампании, Латинская Америка явно не относилась к главным объектам внешней политики США. Проблемы незаконной иммиграции и наркотрафика при администрации Буша-мл. проходили по разряду политики внутренней, а основное содержание отношений США – Латинская Америка сводилось к стремлению расширить интеграцию, успешно развивающуюся в рамках НАФТА, на южных соседей. При этом Маккейн призывает, сделав ставку на Мексику и Бразилию, как самые крупные развивающиеся демократии, усилить борьбу против режима Чавеса и его союзников, вдохновляемых Кубой. Кроме того, в задачу дня входит подписание Договора о свободной торговле в Центральной Америке. Х.Клинтон, отмечая недостаточное внимание администрации Дж.Буша-мл. к Латинской Америке, считает приоритетным усиление экономического и стратегического сотрудничества с Аргентиной и Чили, продолжение взаимодействия с союзниками в Центральной Америке и Карибском бассейне.

Представляется, что в основе подобных представлений об отношениях с Латинской Америкой лежит достаточной сложный комплекс причин как материального, так и политического характера. Во-первых, пусть не высказанное, но достаточно ясное понимание ограниченности сил и средств, невозможности проведения активной политики, включая использование силовых приемов. Большой Средний Восток и Северо-Восточная Азия надолго отвлекли материальные и финансовые ресурсы США от вовлечения в перипетии латиноамериканского континента.

Во-вторых, отсутствие прямой и явной угрозы интересам национальной безопасности США, если не считать таковой революционную риторику У.Чавеса.

В-третьих, сохранение роли ведущего внешнеторгового партнера и инвестора, что обеспечивает прочные позиции в идущем трансконтинентальном диалоге.

И, наконец, отсутствие реальной конкуренции со стороны ЕС, Японии, КНР.

Однако, вопреки ожиданиям и прогнозам, Б. Обама уделяет большое внимание Латинской Америке и Карибам. До вступления в должность он встретился лишь с одним иностранным лидером – президентом Мексики Ф.Кальдероном, а первым гостем в Кемп-Дэвиде был президент Бразилии – Л. да Силва. Госсекретарь Х. Клинтон первым приняла премьер-министра Гаити, а вице-президент Дж. Байден посетил Чили и Центральную Америку. Была объявлена новая инициатива по отношению к Кубе, наконец, Б. Обама эффективно участвовал в Пятой Всеамериканской встрече в верхах.

Администрация Б. Обамы исходит из того, что хотя страны Латинской Америки и Карибов не представляют собой в настоящее время проблем для США, многие из них будут крайне важны в будущем. И дело здесь не в безопасности Западного полушария, внешних угрозах и панамериканской солидарности. Налицо новые причины, обусловившие активизацию американской дипломатии и на южном направлении. Во-первых, необходимость транснационального сотрудничества для решения таких проблем как энергобезопасность, окружающая среда, преступность, наркотики; во-вторых, миграция, требующая комплексного внутри- и внешнеполитического подхода – от образования до здравоохранения, от денежных переводов до водительских удостоверений, от молодежной преступности до пенсионного обеспечения; в третьих, объем экономических связей США с Латинской Америкой, которые необходимо развивать и поддерживать; и, наконец, приверженность общим ценностям и идеалам, подвергшимся испытаниям в Афганистане и Ираке, но остающимся основой для расширения влияния США.

Политика предшествующих администраций была неэффективной и носила, скорей, пропагандистский и риторический характер. В частности, предлагалась нереализуемая идея американской зоны свободной торговли, а вместо укрепления связей с ближайшими соседями, начиная с 2006 г., США приступили к строительству забора на границе с Мексикой, что дало возможность У. Чавесу играть на растущем антиамериканизме.

С начала XXI в. усилились интеграционные процессы на субрегиональном уровне, а также происходила диверсификация внешнеэкономических связей за счет развития отношений с ЕС, а также Китаем, Индией, Ираном и Россией. ОАГ и другие общеамериканские институты ослабли. А многие латиноамериканские страны демонстрировали свою независимость и незаинтересованность в тесном сотрудничестве с США.

Латиноамериканская стратегия Б. Обамы базируется на трех принципах: во-первых, вернуть доверие американского народа и международного сообщества, восстановив динамизм и рост экономики, что особенно важно для соседей США в Северном полушарии – Мексика, Центральная Америка и Карибы, зависящих от капиталовложений, денежных переводов, туризма и торговли. Необходимы совместные усилия для того, чтобы избежать депрессии и сохранить занятость.

Во-вторых, вместо пустых проектов о сотрудничестве от Аляски до Тьера дел Фуэго, предполагается работать по немногим отобранным направлениям – поддержка финансовых институтов и восстановление кредитных и инвестиционных потоков, решение проблем энергетики, окружающей среды и безопасности граждан. Вместо того, чтобы противостоять Чавесу и «боливарианской альтернативе», администрация Обамы готова решать те вопросы, которые позволяют существовать радикальным популистским движениям.

В-третьих, необходимо дифференцированное отношение к различным странам Латинской Америки и Карибов. Страны континента значительно различаются по степени своей демографической и экономической взаимозависимости с США: так на юге, особенно в Аргентине, Чили и Уругвае, она очень низка, а на севере – продолжает возрастать. Серьезные различия существуют и по открытости национальных экономик, где в отрыве идет Чили, за ней Бразилия, Колумбия, Мексика и др., и по степени демократизации общества, и по уровню управляемости, и по вовлеченности более чем 30 млн. коренных жителей – индейцев и афролатинос, в гражданскую жизнь своих стран.

Конференции в масштабе всего полушария или широкие региональные проекты гораздо менее эффективны, чем конкретные инициативы, объединяющие несколько стран для решения общих для них проблем.

Вместо деления континента на дружественные «демократии» и враждебные «диктатуры» администрация признает, что во многих странах слабые политические институты, низкий уровень отчетности и правовой культуры, но, тем не менее, прогресс налицо. Раздел проходит по линии развития, а не идеологических клише.

Для США критическим является, прежде всего иммиграционная политика, о чем уже начались консультации с заинтересованными правительствами, вопрос о расширении торговли предполагает соглашение об охране условий труда и прав трудящихся, без чего США не пойдут навстречу странам Латинской Америки, с другой стороны, обязательным условием является открытие рынков США для возрастающего объема импорта южных соседей. Приоритетом для Б. Обамы в сфере экономики служит энергетическая безопасность – капиталовложения в нефтегазовую промышленность, развитие ядерной энергетики в отдельных странах, производство биотоплива, содействие в разработке альтернативных источников энергии.

Серьезные подвижки наблюдаются в таком чувствительном сюжете как «война с наркотиками». Администрация Обамы исходит из того, что это сложная культурная, институциональная и социальная проблема, которая настолько же связана с провалами развитых промышленных стран, сколько со слабым управлением, преступностью, коррупцией и нищетой в Латинской Америке. Чем честнее США будут относиться к социоэтальным корням и последствиям этого разрушительного явления, тем более вероятно сотрудничество, необходимое для сокращения наркотрафика и уменьшения его размеров и вреда.

Необходимо рассматривать эту проблему в сочетании с более широкими, но взаимосвязанными вопросами – похищения людей, кражи автомобилей, контрабанды. Администрация Обамы готова к новым подходам и откровенным дискуссиям как на много – так и на двусторонней основе.

Новая администрация уделяет специальное внимание отношениям со странами Карибского региона, составляющими около трети населения, принимающими около 50% инвестиций из США, более 70% легального товарооборота, до 85% отправляющихся в США мигрантов, и до 90% наркотрафика.

Возникает проблема соотношения внутриполитических задач и внешнеполитического сотрудничества, т.к. повсеместно усиливается стремление переложить ответственность на «соседа» и отстоять собственную «суверенность», даже в условиях, когда ее реализация реально невозможна, причем общее видение региона должно включать в себя и Кубу, и Пуэрто-Рико.

Первоначальной точкой является Бразилия, которая постоянно развивала свои государственные, частные и даже неправительственные институты, за счет чего снижался уровень абсолютной бедности и неравенства, а также зафиксировались определенные успехи в борьбе с коррупцией, преступностью, насилием, дискриминацией и отсутствием отчетности.

Андская группа – Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла – больна слабостью политических институтов, причем уверенность в том, что свободный рынок и демократические институты неизбежно усилят друг друга, совершенно не соответствуют сложным реалиям региона. Для решения проблем требуется терпеливый, дифференцированный и чуткий подход, что в основном и проявляла американская дипломатия, однако кризис в отношениях с Боливией и Венесуэлой в конце 2008 - начале 2009 гг., приведший к отзывам послов осложнил ситуацию. Администрация Обамы стремится вернуть отношения к неконфронтационному подходу для избежания и ограничения проявлений авантюризма.

Ситуация с Кубой требует немедленного нового подхода США к меняющимся обстоятельствам, т.к. прежняя политика «холодной войны» оказалась не слишком успешной. Следует учитывать как изменения в международной обстановке, смену лидеров на Кубе, эволюцию и поколенческое изменения кубино-американской общины, так и более широкие интересы США, выходящие за рамки избирателей штата Флорида во время очередной выборной кампании. Необходима четкая и достойная программа восстановления дипотношений, а также реалистическое решение вопросов, возникших в связи с национализацией и экспроприацией, осуществленной около 50 лет назад, а также военной базой Гуантанамо.

В современных экономических условиях США не располагают публичными политическими инструментами и экономическими ресурсами для эффективного воздействия на Латинскую Америку в целях преодоления нищеты, неравенства, дискриминации. Сейчас не время для нового «Союза Ради Прогресса», но США могут сделать больше, чем бледные имитации венесуэльских и кубинских образовательных и медицинских программ, объявленных Дж. Бушем-мл. во время турне по Латинской Америке в 2007 г.

США, ЕС, Канада и ОПЕК должны рассмотреть возможность предоставления многостороннего кредита энергоимпортирующим странам, особенно в Карибском бассейне и Центральной Америке, то же относится и к борьбе с последствиями изменения климата. Во всех совместных проектах, будь то молодежная преступность, трафик оружия, людей и наркотиков, отмывание денег и тому подобное, США должны играть лидирующую роль. Особую роль предстоит сыграть усовершенствованному и обновленному Межамериканскому банку развития.

Латиноамериканские страны, на протяжении многих лет подвергавшиеся обвинениям со стороны США в нарушении прав человека, в частности пытках при допросах, с удовлетворением встретили обещание Б. Обамы прекратить аналогичную практику и в течение года закрыть тюрьму на базе Гуантанамо.

Следует активно помогать Аргентине, Бразилии и Чили в их усилиях поддержать Гаити, а также наладить новые отношения с Кубой. Необходимо содействовать расширению роли Канады в межамериканских отношениях и пропускать ее вперед в тех ситуациях, когда ведущая роль США может оказаться контрпродуктивной

< Назад   Вперед >

Содержание