6.4. Деловые игры в подготовке антикризисных управляющих
В игре моделируются экономические, юридические и социально-психологические условия деятельности арбитражного управляющего на предприятии. Игровые задачи управляющего — принимать оперативные и стратегические решения, организовывать эффективную работу команды по разработке планов и отчетов, вести переговоры с представителями кредиторов. Главная задача управляющего — восстановить платежеспособность предприятия, обеспечить его выход из кризиса.
Решение игровых задач проводится в условиях конкуренции между командами, ограничения времени, недостаточной определенности ситуации и периодических изменений внешней среды.
Цели игры:
1. актуализация знаний, полученных в процессе обучения; отработка профессиональных умений в области анализа состояния предприятия, стратегического и оперативного планирования, а также контроля и оценки эффективности мероприятий;
2. освоение и отработка навыков делового взаимодействия в команде, коллективного принятия решений, тактики ведения переговоров, презентации докладов.
Матрица проблем
По итогам игры участник должен:
? представлять реальные возможности и границы деятельности арбитражного управляющего, основные трудности его работы на предприятии;
? определить свои сильные и слабые стороны как специалиста по антикризисному управлению;
? представлять, в каких областях знаний ему необходимо совершенствоваться как будущему управляющему;
? научиться принимать решения в условиях недостатка информационных и временных ресурсов, прогнозировать последствия своих решений;
? уметь устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными заинтересованными сторонами — кредиторами, коллегами-специалистами по антикризисному управлению;
? понимать важность командной работы, ценность специалистов разных специальностей, уметь организовывать взаимодействие внутри рабочей группы.
Игра проводится по графику, приведенному в табл. 6.6.
Таблица 6.6
График проведения игры
Игровой бюджет
Каждый участник получает стартовый капитал в размере 250 баллов. В игре можно заработать до 1500 баллов.
Основной источник дохода участников в ходе игры — призовой фонд, распределяемый по итогам представления докладов команд 5 раз в течение игры.
Размеры выплат на каждом этапе в сумме баллов: 1500 — первой команде; 1200 — второй, 900 — третьей. Баллы распределяются между участниками команд пропорционально индивидуальным вкладам в общий результат и зачисляются на индивидуальные счета.
Всего в ходе игры присуждается 18 000 баллов, средняя сумма дохода на одного участника находится в пределах от 450 до 1500 баллов в зависимости от успехов команды и каждого участника.
Индивидуальные премии за активное участие в собраниях в сумме баллов:
? 50 — за доклад (на каждом этапе);
? 50 — менеджеру команды, лучшей на этапе;
? 10 — за уточняющий вопрос на собрании;
? 30 — за дополнения к докладу на собрании, если они принимаются докладывающей командой.
Командная премия за привлечение эксперта — 100 баллов. Доход участников группы кредиторов в сумме баллов:
? 1000 — на группу (5 раз и течение игры) одновременно с распределением призовых фондов. Баллы распределяются между участниками пропорционально их вкладам и зачисляются на индивидуальные счета. Всего в ходе игры группа получает 5000 баллов, средняя сумма дохода участника от 750 до 950 баллов;
? 50 — докладчику от группы кредиторов за каждый доклад;
? 50 — кредитору и менеджерам команд, участвующим в переговорах, при удовлетворении достигнутыми результатами.
Штрафы по ходу игры и сумме баллов:
? 10 — за опоздание участника на собрание;
? 20 — менеджеру за опоздание команды (независимо от индивидуальных штрафов);
? 30 — за нарушение регламента и порядка проведения собрания;
? 50 — менеджеру команды за повторное представление докладчика;
? 50 — докладчику за превышение регламента выступления на одну минуту, цена каждой следующей минуты удваивается;
? 50 — менеджеру команды за одинаковую оценку вкладов участников.
Вопросы для участника игры
1. Какие личные деловые качества наиболее важны для антикризисного управляющего? Перечислите их в порядке убывания значимости.
2. Как вы оцениваете себя как антикризисного управляющего? Выразите свое отношение и процентах и сделайте отметку на шкале от 0 до 100%.
3. Какие функции (задачи) руководителя являются приоритетными для антикризисного управляющего? Перечислите их в порядке убывания значимости.
4. Какую долю в деятельности антикризисного управляющего занимает работа в команде? Выразите свое отношение в процентах и поставьте отметку на шкале, где 0% — всегда работает индивидуально, 100% — всегда работает с командой.
Техническое задание на предварительный анализ информации о предприятии
Ознакомьтесь с пакетом материалов по деятельности предприятия и сделайте экспресс-анализ этой информации.
Пакет содержит финансово-экономические и производственные показатели деятельности предприятия, некоторые данные бухгалтерской отчетности, а также характеристики организационной структуры, кадрового потенциала, внешней среды и связей, в том числе с организациями-кредиторами.
Заполните бланк, указав сильные и слабые стороны предприятия в сферах производства, экономики, финансов, учетной политики, правового обеспечения деятельности, маркетинга, сбыта, кадровой политики и т.д.
Бланк предварительного анализа информации о предприятии
Техническое задание команде на период наблюдения
1. Придумайте название и девиз своей команды. Для формирования команды антикризисного управления проанализируйте перечень возможных ролей и функций специалистов, дополните, сократите или уточните формулировки и внесите их в визитную карточку.
2. Проведите диагностику предприятия, определите основные проблемы.
3. Решите, каким образом следует обеспечивать сохранность имущества должника.
4. Выберите систему финансовых показателей для оценки состояния предприятия и рассчитайте соответствующие коэффициенты.
5. Уточните размер требований кредиторов и определите, насколько возможно сегодня рассчитаться с ними, наметьте основные меры по погашению долгов кредиторам и взысканию дебиторской задолженности.
6. Подготовьте предложения собранию кредиторов по результатам анализа; если есть предложение о введении внешнего управления для восстановления платежеспособности предприятия, то укажите предполагаемый срок внешнего управления.
Результатом работы является доклад команды, который должен быть сделан ее представителем на общем собрании. После доклада передайте визитную карточку команды, а также расчеты, планы и другие документы кредиторам для ознакомления.
Визитная карточка команды антикризисного управления предприятием
Структура доклада по процедуре наблюдения
Цель доклада — провести диагностику предприятия, выявить и проанализировать имеющиеся трудности, определить ключевые проблемы. В докладе необходимо представить:
1) название и девиз команды, состав специалистов;
2) последовательность работы по диагностике предприятия, основные проблемы, принятые меры по обеспечению сохранности имущества, а также изменения в состоянии предприятия за период наблюдения;
3) оценку финансового состояния предприятия (удовлетворительно/неудовлетворительно), обоснование выбора системы финансовых показателей;
4) возможность/невозможность удовлетворить требования кредиторов по обязательным платежам, возможные сроки взыскания дебиторской задолженности, сроки погашения кредиторской задолженности;
5) выводы и предложения по дальнейшим процедурам; если предлагается внешнее управление предприятием, то указать его срок.
Инструкция менеджера о порядке работы с материалами
В функции менеджера группы входит контроль за всеми материалами. Папка с материалами должна содержать:
? информационные материалы для каждого этапа (технические задания, выдержки из законов и другие справочные материалы);
? бланки и формы для заполнения в процессе работы;
? черновики для работы над заданием.
Пакет информации о предприятии включает:
? общие сведения;
? сведения по организационной структуре;
? сведения о кадровом потенциале;
? основные характеристики продукции;
? экономические показатели;
? сведения о кредиторской и дебиторской задолженности;
? бухгалтерский баланс предприятия;
? отчет о прибылях и убытках.
Исходные данные о предприятии «Двигатели России»
Предприятие создано в 1956 г. в областном городе с населением 150 000 человек. Цель его создания — выпуск электродвигателей средней мощности. С 1970 г. предприятие стало производить товары народного потребления (стиральные машины, кофемолки).
В 1993 г. предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа. У трудового коллектива сегодня находится около 12% акций предприятия. С этого же года предприятие начало производить дачную и садовую мебель. В 1995 г. начато строительство нового корпуса для производства электродвигателей мощностью 0,1—0,3 кВт. Сейчас строительная готовность нового корпуса — 90%.
Предприятие производит продукцию производственно-технического назначения (электродвигатели и запчасти к ним) и различные товары народного потребления, оказывает сервисные услуги предприятиям — потребителям своей продукции (доводку, наладку и т.п.). Тип производства — серийный и мелкосерийный, не полный по основной продукции и полный по товарам народного потребления. В соответствии с учетной политикой доходы определяются на момент отгрузки, накладные расходы распределяются между заказами пропорционально прямым затратам. Сырье, материалы, а также комплектующие предприятие закупает у поставщиков, перед которыми в настоящее время имеет задолженность. Часть поставщиков является монополистами.
На балансе предприятия находится жилищный фонд (общежития и ведомственные дома, а также детский сад, водная станция и дворец культуры), передать который городу не удалось.
С 1998 г. обязанности генерального директора предприятия исполняет бывший начальник производства. Прежний генеральный директор в 1998 г. по решению совета учредителей обратился в областной арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом из-за невозможности удовлетворить требования об оплате выпущенных векселей и о погашении долгов перед местным бюджетом.
С 1995 г. на предприятии (заводе) отмечается спад производства в среднем на 14% в год. Производство товаров народного потребления также сокращается, причем особенно заметно (на 30%) с 1998г., поскольку потребителей не устраивает качество стиральных машин и кухонных комбайнов. Заработная плата и пособия вовремя не выплачиваются (задолженность в среднем составляет 7 месяцев).
Социально-психологический климат характеризуется высоким уровнем напряженности, негативным отношением к руководству, а также чувством неопределенности: свыше 60% работников считают, что у предприятия есть шансы выйти из кризиса.
Экономические показатели предприятия
Основные показатели, необходимые участникам игры, приведены в табл. 6.7 и 6.8 (с. 476).
Таблица 6.7
Реализация продукции и затраты (в месяц) (данные на 1 января 1999г.)
Общая сумма кредиторской задолженности (краткосрочной и долгосрочной) 18401 тыс. руб.
Общая сумма дебиторской задолженности 9692 тыс. руб.
Техническое задание на этап завершения внешнего управления
Арбитражный управляющий должен:
1) подготовить отчет по итогам внешнего управления и приложения к нему;
2) обсудить варианты дальнейшей работы с предприятием и подготовиться к представлению отчета по итогам внешнего управления на собрании кредиторов.
Расчеты и подготовка приложений к отчету предусматривают:
? заполнение оперативного календарного плана по срокам и затратам на реализацию мероприятия, оценку эффективности мероприятий;
? расчет изменений в балансе на соответствующую дату;
? заполнение отчета о прибылях и убытках, оценку итогового финансового состояния предприятия;
? расчет изменений кредиторской и дебиторской задолженности.
Оперативный календарный план (отчет)
Необходимо окончательно свести баланс и уточнить количественные показатели работы предприятия с учетом результатов переговоров с кредиторами.
Приложения к отчету: баланс, оперативный календарный план, отчет о прибылях и убытках, сведения о кредиторской и дебиторской задолженности. Арбитражный управляющий должен передать эти документы до собрания кредиторам для ознакомления.
Техническое задание на этап разработки плана внешнего управления
Команде необходимо:
? сформировать стратегию вывода предприятия из кризиса;
? разработать план внешнего управления в соответствии с выработанной стратегией;
? разработать план мероприятий и зафиксировать его в оперативном календарном плане.
Результат работы представляется на собрании кредиторов.
Структура плана внешнего управления
1. Общая характеристика предприятия, его финансового состояния, основных проблем управления предприятием.
2. Стратегические цели внешнего управления, основные направления деятельности команды антикризисного управления.
3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
4. График погашения кредиторской задолженности. Последовательность действий команды:
1) распределить функции и роли специалистов по антикризисному управлению в составе команды. Сформулировать основные проблемы предприятия и продумать пути выхода из них, определить стратегические направления работы по восстановлению платежеспособности предприятия и обеспечению его эффективной финансовой деятельности;
2) разработать план внешнего управления:
? рассчитать и обосновать необходимые затраты временных, финансовых и кадровых ресурсов (в том числе на оплату своей работы),
? сформулировать ожидаемые результаты внешнего управления с предполагаемыми изменениями за этот период,
? определить меры по погашению долгов кредиторам и взысканию дебиторской задолженности, разработать график погашения кредиторской задолженности;
3) составить план первоочередных мероприятий и оформить бланк ОКПО с указанием:
? конкретных дел на начальном этапе внешнего управления,
? затрат по каждому мероприятию,
? эффекта от реализации этих мероприятий.
В процессе получения информации о произошедших в течение месяца событиях, ситуациях, фактах необходимо делегировать представителя команды для проведения переговоров по возникшей проблеме, результат которых следует отразить в докладе на собрании кредиторов.
При подготовке отчета по итогам внешнего управления следует:
? уточнить основные проблемы предприятия, существовавшие на момент введения внешнего управления;
? сопоставить итоговые показатели со стратегическими целями, указанными в плане внешнего управления;
? перечислить проведенные мероприятия, дать оценку их эффективности, уточнить, как повлияли на изменение цифр данные, полученные от кредиторов, и достигнутые в результате соглашений;
? охарактеризовать действия команды в целом и отдельных ее специалистов;
? на основании оценки нынешнего состояния предприятия принять решение о дальнейшей его работе.
Внести на рассмотрение собрания кредиторов одно из следующих предложений:
? о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
? заключении мирового соглашения;
? продлении установленного срока внешнего управления;
? прекращении внешнего управления и обращении в арбитражный суде ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства