С. Г. Киселев
Геоцивилизации — это историко-культурные образования, сообщества людей, объединенные государствами по фундаментальным ценностным основаниям. Каждой геоцивилизации присущ «основной инстинкт» — фундаментальное двуединое свойство, которое проявляется, с одной стороны, как стремление к сохранению и приумножению своих культурных ценностей, а с другой — как культурная экспансия, расширение зоны своего культурного влияния. Такие стремления действуют почти интуитивно на общественно-бессознательном уровне, как инстинкты самосохранения и продолжения рода у живых организмов. Разумеется, подсознательные импульсы «инстинктов» осмысливаются общественным сознанием и представляются в виде идей, концепций и доктрин. Этот основной инстинкт или «свойство локальной цивилизации (геоцивилизации), связанное с упрочением, увеличением и расширением территории (контроля над территорией), жизненных благ и культурных ценностей, является важнейшим стимулом геоцивилизационной активности и эволюции (эволюция в реальности осуществляется в борьбе различных сил с различными интересами, в пользу одних и во вред другим). Здесь кроется источник прогресса цивилизации»1. Отсюда вытекает и задача автора: исследовать современные геополитические реалии, т. е. адекватно представить геополитическую картину мира на рубеже XX и XXI вв., картину, отмеченную новыми вызовами и действием новых геополитических механизмов, и определить место России в этом мире. К новым геополитическим механизмам С. Г. Киселев относит в первую очередь воздействие геоцивилизационного фактора, генерируемого все усиливающимся взаимодействием локальных цивилизаций — западной, мусульманской, конфуцианско-буддистской, российской, православной, индуистской, латиноамериканской, японской, африканской. Он определяет реальную силу, влияние и масштабы воздействия каждой из девяти геоцивилизаций на становление новой картины мира. Особенно его интересуют воздействие пограничных цивилизаций на российскую. Поэтому он выделяет в отдельную главу, названную «Геоцивилизационные вызовы России», главные направления ее взаимодействия: на Западе (с западной геоцивилизацией), на Юге (с исламской геоцивилизацией) и на Востоке (с конфуцианско-буддистской и японской геоцивилизациями).
в границах существующих двухсот государств — членов ООН, и они не вписываются в цивилизационный раздел мира. Некоторые нации (еврейская, армянская, китайская и др.) имеют значительные диаспоры, существующие сразу в нескольких цивилизациях. Да и сами цивилизации в государственных границах этнически и религиозно неоднородны. В западной цивилизации (особенно в США, Канаде, Австралии, Европе), в африканской, российской и некоторых других цивилизациях проживает немалое (и все увеличивающееся) количество людей — носителей культуры других цивилизаций.
Учитывая современные тенденции, следует отметить, что наиболее динамично за последнюю декаду XX в. развивались конфуцианская и индуистская цивилизации, демонстрируя прирост ВВП на 568% каждая и населения соответственно на 10 и 19%. При этом первая снизила военные расходы на 21%, а вторая увеличила на 13%. Далее по темпам развития идут исламская, африканская и латиноамериканская цивилизации (прирост ВВП соответственно 449, 379, 286%, рост населения: 23, 31, 12,5%, рост военных расходов и вооруженных сил: 38% и 0,3 млн человек; 33% и 0,01; 160% и 0,4 млн человек). Западная и японская цивилизации за отмеченный период не достигали таких темпов, однако высокий уровень их развития и показанные ими темпы дали огромный абсолютный прирост, не сопоставимый с показателями других цивилизаций. При этом военный бюджет и вооруженные силы западной цивилизации были сокращены соответственно на 2% и 0,7 млн человек. Японская цивилизация, увеличив военные расходы (на 43,5%), сократила вооруженные силы на 0,06 млн человек. Отрицательную динамику по основным показателям демонстрировала Российская цивилизация. Лишь в начале XXI в. эта тенденция была преодолена