Привлекательность американского капитализма
Американский капитализм в собственном смысле слова является голливудским. Он вышел из шоу-бизнеса и приключенческого романа. Вся используемая им терминология, обогащенная в годы правления Рейгана, несет на себе печать Голливуда. Разве случайно Майкл Милкен, изобретатель бросовых облигаций, приговоренный сегодня к десяти годам тюремного заключения с обязательным отбыванием и к трем годам условно, был назван королем американских банкиров? Кинг (король) — это прозвище Элвиса Пресли — первого кумира мирового шоу-бизнеса.
Ответственное дело поглощения предприятия, как подчеркивает П. М. Хирш (American Journal of Sociology, январь 1986), описывается в газетах с использованием образов, почерпнутых из массовой культуры: модель вестерна (добрые- злые, засады), пиратская модель, любовная история, покровитель из волшебной сказки («Спящая красавица»), модель спортивной игры. При описании открытых предложений о покупке с целью поглощения язык становится агрессивным, Этот жаргон достаточно богат, чтобы заполнить страницы специализированного словаря: «медвежьи объятия», «полководцы», «специалисты по нанесению удара», «золотые на-ручники», «охотник на акул» и т. д. Это жаргон приключенческих фильмов или комиксов, фабрикуемых в Голливуде. Образ игры, узаконивающий распространение таких явлений, как установление контроля над предприятием, оборачивается реальностью. Великая игра! Несколько лет назад специалист с Уолл-стрит, цитируемый американским социологом Джоном Мадриком, иронизировал по этому поводу: «Поглощения предприятий все больше напоминают игру, где главные исполнители так же далеки от реальности экономики и промышленности, как дети, играющие в Монополию» (Taking America. New York. Bantam Books. 1987).
Что это? Поиск элементов игры во всем? Американский капитализм источает не только дикое очарование джунглей и борьбы за существование. Это также сладкая родовая мечта о легких деньгах, о быстро нажитых состояниях, рассказы об успехах, которые привлекают совсем иначе, чем мудрое и терпеливое процветание рейнской модели. Выражение «составить состояние» совсем не относится к рейнской традиции; оно неотделимо от американского капитализма, карикатурой которого предстает JIac Вегас.
Не в Цюрихе и не во Франкфурте развилась новая индустрия средств массовой информации, выражающих мечту make reach quick, страсть и волнение великих финансовых вестернов. Это зародилось в Чикаго или в Нью-Йорке. Однако сегодня даже во Франкфурте и Цюрихе кое-кто спрашивает себя, не настал ли момент сыграть в казино экономики- спектакля. И вот уже солидные отцы семейства, охваченные страстью к игре, направляют свой бинокль в сторону Crazy Horse Saloon. Мелкие немецкие и швейцарские акционеры хотели бы тоже если не играть в великие игры Власти, то по крайней мере выигрывать от времени время главный выигрыш на скачках. Но такие люди встречаются в основном среди менеджеров нового поколения, не знавшего войны; эти люди, одержимые страстью составить состояние и имя, все чаще появляются в Швейцарии, Германии и Японии.
Но это волнение замыкается само на себе, это всего лишь пена на волне реальной экономики, нечто, выполняющее одновременно театральную, игровую и спортивную функцию