11.1. Понятие и признаки ТНК. Причины возникновения ТНК
Международные корпорации представляют собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом.
Международные корпорации бывают трёх основных видов:
Транснациональные корпорации (ТНК) – головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон», «Нестле», «Кодак».
Многонациональные корпорации (МНК) – головная компания их принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах. Наиболее типичными представителями данной группы являются «Ройял датч-Шелл», «Юнилевер», «Фиат-Ситроен». Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого распространения.
Международные корпоративные союзы – представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные союзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика.
В последнее время в экономической литературе стал использоваться термин «глобальные корпорации», то есть ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике практически не существует таких корпораций, которые бы имели филиалы во всех странах мира. Так, нефтяная компания «Экссон» имеет филиалы в 100 странах, корпорация ИБМ, выпускающая электронное оборудование, ведет операции в 124 странах, «Кока-кола» имеет филиалы в 190 странах.
ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:
1) интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;
2) экспансии капитала за границей, создания собственных отделений;
3) жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;
4) снижения значения геоэкономических границ;
5) стремления к получению сверхприбылей.
С созданием собственных международных производственных комплексов ТНК получают дополнительные возможности внедрения в экономику других стран. Они могут использовать в своих интересах природные, производственные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внутрифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или создаваемых за рубежом узкоспециализированных производств.
Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где расположены её филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортизационных отчислений фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим дру-
гим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Организационная структура ТНК дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции – это позволяет сохранить монополию на новые технологии и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры, избегать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, так как внутренние трансфертные цены в 3–4 раза ниже мировых.
На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировали, прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственные распределительные и сбытовые подразделения.
Второй этап эволюции стратегии ТНК связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений транснациональных корпораций и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного цикла производилась материнскими фирмами. Крупнейшей инвестирующей страной в послевоенные годы были США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны. Однако с начала 70-х годов прямые зарубежные инвестиции стали направляться в основном в страны Западной Европы. С начала 80-х годов прямые инвестиции из Англии, Германии, Канады стали направляться в США. США превращаются в крупнейшую принимающую державу.
На современном этапе стратегия ТНК характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт Проявляется, в частности, тенденция к распространению инновационной активности ТНК, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в принимающие страны.
Характерные черты ТНК:
– создание системы международного производства, распыленного между многими странами, но контролируемого из одного центра;
– высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в различных странах подразделениями;
– относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран;
– глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров;
– разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры;
– нацеленность на массового потребителя;
– ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных капиталовложений и высококвалифицированного персонала, при этом проявляется тенденция к монополизации этих отраслей.
Причины возникновения ТНК весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития мировой торговли, сильной монопольной властью производителей, валютным контролем, транспортными издержками, различиями в налоговом законодательстве:
– возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности;
– несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный, управленческий и маркетинговый опыт;
– дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств;
– близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны;
– возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т. д.;
– способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая ресурсы и усилия подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;
– посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта.