Глава 6 Космос – новая сфера геополитических отношений
В июле 1957 г. начался Международный геофизический год, по программе которого стали проводиться комплексные исследования верхних слоев атмосферы, завершившиеся запуском первых искусственных спутников Земли – 4 октября 1957 г. в России и 31 января 1958 г. в США.
Так началась эра освоения человечеством космического пространства.
Начавшееся освоение космического пространства оказало влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Оно способствовало развитию рационального использования природных ресурсов, созданию глобальных систем телекоммуникации, навигации, экологического мониторинга суши и океана, эффективному использованию транспорта, развитию науки и образования, повышению качества гидрометеорологических прогнозов и долгосрочного прогнозирования стихийных бедствий, укреплению обороноспособности государств и обеспечению всеобъемлющей международной безопасности.
К исследованиям космоса был проявлен интерес многими зарубежными странами, космическую деятельность которых в настоящее время координирует Европейское космическое [c. 92] агентство. В его составе Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция; в качестве ассоциированных членов – Австрия, Ирландия, Канада и Норвегия. Космические программы разрабатывают Израиль, Индия, Китай, Япония и другие страны. В работе Третьей Всемирной конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях в июле 1999 г. приняло участие более 100 государств.
После запуска первого искусственного спутника Земли основным международным законодательным органом в сфере космической деятельности стал Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, созданный в 1958 г. 18 государствами. В 2004 г. в его состав входило уже более 50 государств. Основными функциями Комитета стали рассмотрение деятельности ООН, ее специализированных учреждений и других международных органов в сфере использования космического пространства в мирных целях; реализация международного сотрудничества под общим руководством ООН; решение правовых проблем, возникающих при проведении программ исследования космического пространства.
В составе Комитета два подкомитета – научно-технический и юридический. Ряд международных организаций, включая межправительственные, имеют статус наблюдателя в Комитете по космосу и его подкомитетах. Это Международный комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР), Международный координационный комитет по проблемам техногенного засорения космического пространства (ГАДС), Комитет по спутникам наблюдения Земли (GEOS), Международный совет научных союзов (МСНС), Европейское космическое агентство (ЕКА), Международная федерация астронавтики (МФА), Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная система и Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Совет по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства (ИНТЕРКОСМОС), Ассоциация международного права (АМП). В деятельность этих организаций включается комплекс мероприятий, проводимых с целью сбора, обработки, анализа информации о космических объектах и системах в космическом пространстве, своевременной выдачи требуемой [c. 93] информации о космической обстановке. Они оснащены современными техническими средствами, помогающими наблюдать за космическими объектами и следить за использованием космического пространства в мирных целях.
Деятельность государств в сфере космонавтики регламентируется международно-правовыми актами. Эти документы касаются непосредственно космической деятельности, а также ограничения и сокращения стратегических вооружений, организации и обеспечения контроля за этими процессами. Все они полностью соответствуют Уставу ООН.
В декабре 1961 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция “Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях”, которая закрепляла положения международного права, касающиеся небесных тел и космической среды, в частности положение о том, что они не могут быть присвоены какой-либо страной.
В августе 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Его участники взяли на себя обязательства предотвращать и не производить испытательные и другие взрывы ядерного оружия на территории, находящейся под их юрисдикцией или контролем, а также в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, и под водой, включая территориальные воды и открытое море. Договор ратифицирован 137 участниками. Основная цель договора – помешать распространению ядерного оружия и выходу его в космическое пространство. Следует отметить, что первые предложения о международном сотрудничестве по вопросам сокращения вооружений, запрещения атомного и водородного оружия, использования космического пространства в военных целях были внесены Советским Союзом в подкомитет Комиссии по разоружению при ООН в 1957 г., за полгода до запуска первого искусственного спутника Земли.
В декабре 1963 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства. Среди девяти сформулированных в этом документе принципов значатся:
исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всего человечества; [c. 94]
космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом;
космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения суверенных прав, ни посредством их оккупации, ни любыми другими средствами.
Основным документом, регламентирующим работу в области освоения и использования космического пространства, стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, ратифицированный в декабре 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН и открытый к подписанию с января 1967 г. Договор содержит основные нормы международного космического права, включая принципы Декларации, а также заявление о том, что государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в космических исследованиях. Этот документ называют еще Договором по космосу.
В конце 90-х гг. XX в. стало ясно, что космическое право призвано решать ряд принципиально новых проблем. Это было признано созданным в 1998 г. Юридическим подкомитетом Комитета ООН по космосу. Продолжается также совершенствование международного космического права. В качестве наиболее актуальных активно обсуждаются следующие вопросы: определение и делимитация космического пространства, рациональное и справедливое использование геостационарной орбиты, загрязнение космического пространства, использование ядерных источников в космосе, сохранение космического пространства в мирных целях.
На прошедшей в 2001 г. Международной космической конференции “Космос без оружия – арена мирного сотрудничества в XXI веке”, проведенной под эгидой ООН в Москве по предложению Президента Российской Федерации В.В. Путина и посвященной вопросам предотвращения милитаризации космического пространства, прозвучало, что перспективы ограждения космического пространства от размещения там оружия любого рода, его сохранения открытым для безопасного исследования и освоения будут во многом зависеть от того, насколько активными и последовательными окажутся усилия мирового сообщества [c. 95] в этом направлении1. В работе конференции, приуроченной к 40-летию полета первого космонавта мира Ю.А. Гагарина, приняли участие официальные лица и общественные деятели 105 государств, ученые и представители международных организаций, национальных космических агентств, крупного аэрокосмического бизнеса.
В приветственном обращении Президента России к участникам конференции отмечалось, что весь международный опыт космической деятельности подтверждает необходимость бережного и ответственного подхода к освоению космоса, неприемлемость испытаний вооружений в космическом пространстве, так как это несет угрозу мирному освоению и использованию космоса. Россия выразила готовность совместно с зарубежными партнерами перейти к разработке мер, направленных на предотвращение гонки вооружений в космосе2.
В настоящее время в международном сообществе существуют договоренности о недопущении милитаризации космоса. Одновременно складываются условия для перехода от политического консенсуса по этому вопросу к многостороннему переговорному процессу. В частности, еще в ноябре 2000 г. 163 государства (при отсутствии голосовавших “против”) одобрили резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 55/32 “Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве”. Среди базовых положений многосторонней договоренности о запрете космического оружия определены также:
использование космического пространства в соответствии с международным правом в интересах поддержания мира и безопасности, развития международного сотрудничества;
обязательство не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом;
обязательство не прибегать к применению силы или угрозе ее применения в отношении космических объектов;
установление контроля за выполнением договоренности, основанного на мерах доверия и транспарентности космической [c. 96] деятельности, включая заблаговременное предоставление расширенной информации о запускаемых космических объектах, посещении мест запуска космических объектов, режима консультаций для разрешения неясных ситуаций и создание соответствующего международного органа для претворения в жизнь всего перечисленного.
Анализ предложенных направлений по недопущению милитаризации космического пространства показывает, что они полностью соответствуют национальным интересам России, в том числе военно-стратегическим и геополитическим, и имеют ярко выраженный глобальный характер. Стратегическая стабильность в мире и сегодня обеспечивается балансом вооруженных сил России и наиболее мощных военных держав и возможностью для России в случае развязывания войны нанести любой стране, обладающей ядерным оружием, в том числе США, ответный удар.
Распространение ядерного оружия и средств его доставки, накопление больших запасов химического и бактериологического оружия, рост числа государств, создающих или приобретающих это оружие, повышают вероятность возникновения локальных конфликтов, а через них – масштабных войн. Поэтому сегодня в повестке дня стоят вопросы о том, в каком направлении будут двигаться технические разработки, связанные с освоением космоса, какие тенденции возобладают в политике стран, обладающих космическим потенциалом или заинтересованных в его создании.
Научно-технический потенциал ряда стран позволяет им разрабатывать и осуществлять военные программы ведения “звездных войн”. В связи с этим Россия, позиция которой нашла отражение в официальных документах, а также в выступлениях и заявлениях государственных и общественных деятелей, выступает против вывода оружия в космос, эскалации военно-технологического состязания в космосе, отвлечения колоссальных средств и ресурсов на цели, несовместимые с интересами российского народа и человечества. При этом, безусловно, признается право на существование военного космоса в целях поддержания стратегической стабильности, обеспечения национальной и всеобъемлющей международной безопасности.
Применение космических средств для решения военных задач имеет свою историю. Оно началось в США практически с [c. 97] первых запусков национальных спутников. На активизацию деятельности США в области военного использования космоса России пришлось отвечать собственными разработками, начатыми на 3–5 лет позже (начало – середина 60-х гг.). Две ведущие космические державы двигались примерно одинаковыми путями, отличия заключались лишь в техническом уровне создаваемых систем, комплексов, комплектующих приборов, аппаратуры и элементной базы. Это обусловило различия в информативности и времени активного функционирования (существования) космических аппаратов и спутников с разными массогабаритными характеристиками, а также в количестве запускаемых ежегодно космических объектов. С течением времени разрыв между двумя странами был ликвидирован, были разработаны и введены в штатную эксплуатацию информационные космические системы и комплексы военного назначения. Китай, Индия и некоторые другие страны также стали уделять большое внимание разработке информационных космических средств военного назначения, прежде всего разведывательных, коммуникационных, навигационных и геодезических. Так, в рамках официального визита в Москву премьер-министра Индии в ноябре 2003 г. была отмечена важность дальнейшего сотрудничества России и Индии в области освоения космоса, подчеркнута необходимость в интересах двух стран расширения разработок космических технологий. Был принят Меморандум о взаимопонимании, подписанный Росавиакосмосом и Индийской организацией по исследованию космического пространства и определивший стратегические задачи развития космического сотрудничества.
Сегодня спектр применения российских и зарубежных спутников в военных целях очень широк. Он включает:
получение с космических высот высококачественных фотографических изображений наблюдаемых объектов, в том числе высокоточных, с разрешением до десятых долей метра;
регистрацию колебаний, вызванных подземными ядерными взрывами;
регистрацию работы военных радиотехнических средств;
постоянное слежение за испытаниями ракет с момента их пуска до входа в плотные слои атмосферы;
передачу информации в различные точки и районы мира, где дрейфуют военные суда, самолеты и другие средства; [c. 98]
наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве;
испытания техники в условиях космоса;
производство в космосе материалов и иной продукции;
другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники3.
Перечисленные направления космической деятельности конкретизированы в Федеральной космической программе России на 2001–2005 гг. как комплекс самостоятельных задач, нацеленных на развитие космической инфраструктуры, конкурентоспособность на мировом космическом рынке, выполнение принятых Россией международных обязательств и расширение международного сотрудничества4.
По статистике к началу 90-х гг. XX в. на орбитах работало 160 российских космических аппаратов (спутников) и орбитальных станций и 180–190 американских5. К концу 1998 г. отечественная орбитальная группировка насчитывала порядка 130 спутников, а к концу 2000 г. – только 113, при этом в мировой орбитальной группировке из 734 спутников США эксплуатировали 400. В марте 2001 г. была сведена с орбиты после 15-летней работы орбитальная станция “Мир”, и к апрелю 2001 г. на орбитах эксплуатировалось 105–110 отечественных спутников. В рамках гарантийного ресурса Россия имеет менее 25 % общего мирового количества спутников. Такая ситуация сложилась прежде всего из-за резкого снижения в последние 10–12 лет государственного финансирования космической деятельности. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере научно-исследовательских работ (НИР) в космической отрасли. В России доля НИР, как правило, [c. 99] не превышает 20% суммарных вложений в научные и опытно-конструкторские разработки отрасли, тогда как в США эта доля составляет от 30 до 40%, а в Японии – 60% и более.
Космические аппараты и спутники военного назначения обеспечивают безопасность и контроль на орбитах, способствуя получению своевременной информации для структуры государственных органов, а в отдельных случаях – для предприятий и организаций, связанных с космической деятельностью.
Сегодня важная роль принадлежит космическим системам и комплексам двойного назначения (т. е. используемым как в гражданских, так и в военных целях). Такой путь развития характерен и для отечественной, и для американской космической деятельности. Его придерживаются и другие государства, в частности Китай и Япония. Технически, экономически и организационно такой подход выгоден, поскольку можно получать информацию с одних и тех же спутников в интересах и военных и гражданских потребителей. При этом космическая техника двойного назначения проходит, как правило, единый замкнутый цикл создания, развертывания и восполнения орбитальной группировки, решающей и гражданские и военные задачи. Среди проектов двойного назначения можно отметить навигационно-геодезическую систему “Глонасс”, спутники связи “Радуга” и “Молния-3”, систему метеонаблюдений “Планета” и ряд других.
Для успешного решения экономических задач российской космонавтике необходимо шире использовать отечественные достижения, пусть даже не самые совершенные системы с точки зрения международных (или американских) стандартов6. Показатели ракетно-космической техники определяются состоянием и возможностями не только космической отрасли, но и других ведущих отраслей промышленности страны.
Наблюдение за военными объектами на зарубежных территориях отчасти осуществляют космические средства мониторинга и навигации. С их помощью решаются задачи раннего предупреждения о ракетном нападении, охвата территорий спутниковой связью, обеспечения метеоданными, навигации, получения информации для топографических карт. Вклад космических [c. 100] систем в повышение эффективности управления стратегическими ядерными силами составляет 90%, в обеспечение Вооруженных сил РФ геофизическими данными – 80, а Военно-морского флота РФ, где имеются собственные средства, – 60% общего объема получаемой информации.
Для России применение космических средств и технологий в интересах сохранения стратегической стабильности, обеспечения национальной и международной безопасности, гарантированного военного присутствия в космосе жизненно необходимо и полностью отвечает ее национальным интересам.
Вопросы состояния отечественной космической системы и перспективы ее развития рассматриваются на парламентских слушаниях, по результатам которых разрабатываются соответствующие рекомендации. Так, в феврале 1995 г. на парламентских слушаниях в Государственной Думе рассматривался вопрос “Об использовании космоса и космической индустрии в геополитических интересах России”. Депутаты были ознакомлены с материалами, показывающими вклад космонавтики в развитие экономики и науки страны, в обеспечение обороноспособности и безопасности государства7.
В апреле 1999 г. на парламентских слушаниях на тему “О состоянии и перспективах развития спутниковых систем связи в Российской Федерации” состояние орбитальной группировки систем спутниковых связи и вещания было признано не удовлетворяющим существующие и перспективные потребности отечественных пользователей услуг. Был отмечен также факт активного внедрения зарубежных конкурентов в сферу телекоммуникационных услуг для российских потребителей8.
В феврале 2001 г. Председателю Правительства Российской Федерации Государственной Думой был направлен парламентский запрос по вопросу “О состоянии российской группировки метеорологических спутников”, в котором отмечалось, что [c. 101] российская группировка метеорологических спутников фактически прекращает свое существование, что Российская Федерация в данной области все более отстает не только от США и государств Европы, но и от Индии и Китая.
Правительством Российской Федерации был принят ряд документов, направленных на защиту и поддержку отечественной космической отрасли. В частности, принята Концепция развития космической ядерной энергетики в России, разработаны положения государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса, положения о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве России, принята Федеральная космическая программа России на 2001–2005 гг.9 и ряд других документов.
Несмотря на переживаемые трудности, Россия, располагая мощным научно-техническим, производственным и интеллектуальным потенциалом, продолжает активную космическую деятельность по всем направлениям. В статье 2 Закона Российской Федерации “О космической деятельности” сформулированы основные направления космической деятельности:
научные космические исследования;
использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания;
дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию;
использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем;
пилотируемые космические полеты;
использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности России10.
Космические средства в течение многих лет составляют основу отечественной системы предупреждения о ракетном [c. 102] нападении, стратегической разведки объектов и территорий зарубежных стран с целью получения информации о военной деятельности государств и соблюдении ими международных договоров и соглашений, а также системы боевого управления стратегическими ядерными силами и системы космической связи, навигационного и метеорологического обеспечения Вооруженных сил РФ и др. Использование космических средств с их уникальными глобальными возможностями способствует совершенствованию и качественному обновлению Российских вооруженных сил11.
Использование космических средств играет определяющую роль в создании единого информационного поля России. В настоящее время отечественная орбитальная группировка поставляет информацию и предоставляет услуги более чем двадцати ведомствам-потребителям, сотням различных организаций и предприятий страны, сотням тысяч индивидуальных пользователей.
Структура действующей орбитальной группировки отражает ее направленность на решение крупных проблем в социально-экономической сфере и достижение максимального экономического эффекта: свыше 60% спутников – это спутники связи и телевещания, исследования природных ресурсов Земли, экологического и метеорологического мониторинга.
Россия, на долю которой выпали тяжелейшие испытания двух мировых войн, во внешней политике неизменно проводит . линию на борьбу за мир, ядерное и другие виды разоружения, контроль за соблюдением международных договоров и соглашений, является инициатором многих важных многосторонних и односторонних начинаний, направленных на обеспечение стратегической стабильности в мире. Как уже отмечалось выше, в связи с изменениями в военно-политической ситуации новая стратегическая и геополитическая обстановка характеризуется переходом от биполюсного к многополюсному миру, где весьма непросто решить задачу сохранения стратегической стабильности.
Важным фактором эффективного использования национального космического потенциала Российской Федерации [c. 103] становится международное сотрудничество. Рассматривая достижения в изучении и освоении космоса как достояние человечества, Россия всегда стремилась к тому, чтобы космос был сферой международного сотрудничества, чтобы устанавливались и развивались широкие международные связи в области исследования и мирного использования космического пространства. В соответствии с Законом Российской Федерации “О космической деятельности” международное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства является одним из направлений космической деятельности России. Обсуждение связанных с этим вопросом российская сторона проводит в соответствии с принятым курсом на демилитаризацию космического пространства и в контексте запрета космического оружия. Реализуя масштабную космическую деятельность в интересах развития экономики, науки и социальной сферы, Россия решает также задачи обеспечения национальной и международной безопасности. Вслед за ведущими космическими державами – Россией и США многие страны пришли к пониманию важности космической деятельности для успешного развития и реализации национальных интересов. Этим и объясняется повышенный интерес ряда иностранных государств к последним достижениям российской инженерной и научно-технологической мысли. Международное сотрудничество России в области исследования и освоения космического пространства продолжает развиваться.