Б. Крестьянин и горожанин

В одной из своих басен Жан де Лафонтен противопоставляет полевую мышь, навсегда связанную с землёй, и городскую крысу с её постоянной и бессмысленной суетой. Каждый живёт в своём мирке, что гарантирует всеобщую гармонию.

- Крестьянин всё ещё тесно соприкасается с природой. Близкий и естественный мир, объект постоянного приложения сил земледельца, в то же время представляется ему таинственным и грозным. Для многих первобытных обществ, в том числе и греков античного периода, земля была матерью, живым существом, источником плодородия, порождавшим человека и забиравшим его в своё лоно после его смерти. Крестьянин поклонялся жестоким и неблагодарным силам природы, но в то же время противостоял им и покорял их.

Пространство земледельца - его участок земли или деревня с её окрестностями - было чётко определено и ограничено. Место, люди и их роли были давно известны и оставались неизменными. Всё, что приходило извне - новости, приезжие... - тотчас вносило смуту в этот замкнутый мир.

- Горожанин живёт и перемещается в рукотворном пространстве. Всякий большой город - от Вавилона до Александрии, от Рима до Парижа и от Лондона до Нью-Йорка - стремится стать самодовлеющим, замкнутым целым. Для каждого короля и императора (от Александра Македонского, закладывавшего каждый раз новую Александрию в [c.5] конце очередного этапа своих завоеваний, до Петра I, воздвигшего Санкт-Петербург на российских болотах) градостроительство было способом увековечить память о себе, средством сравняться с Богом и создать новый мир на пустом месте.

В городах искусственное закрывает и скрывает природу. Ритмы диктуются не солнцем и временами года, а мерным движением часового механизма. А пространство отмечается улицами и проспектами, пунктирами памятников, кое-где до сих пор ограничивается городскими стенами.

Город - это место контактов, обменов, потоков; но в то же время он обрекает своих жителей на анонимность и одиночество. Крупные города - от Багдада из сказок Тысячи и одной ночи до Нью-Йорка, современного Вавилона, - порождают большие надежды: там каждый может стать богачём или известным артистом. Бальзак и Бодлер великолепно продемонстрировали, что в крупных городах между тьмой и светом, между безвестностью и славой существует столько же кругов, сколько в Божественной комедии Данте.

Города разрушают иллюзии и порождают горькие разочарования. Они обещают вечный праздник, роскошь и известность, но очень скоро блестящие миражи исчезают, и остаются только пустые и холодные улицы.

Это противопоставление города и деревни является одним из важнейших в представлениях человека об окружающем мире. Деревенский мир - это "естественный" мир, населённый цельными и честными людьми. Город - это "искусственный" мир, в котором живут испорченные люди. После поражения французской армии в 1940 году Петен выступил с обличением пороков сластолюбивых парижан и прославлением достоинств земли, которая никогда не лжёт и способна возродить Францию. А в первой половине 70-х годов красные кхмеры изгоняли камбоджийцев из городов и отправляли их для перевоспитания на рисовые плантации.

В конце XX века город и деревня претерпевают значительные изменения. Города утрачивают ярко выраженный центр, сливаются с пригородами и трансформируются в безликие мегалополисы. Деревни в одних местах пустеют, в других превращаются в дачные посёлки. И как это уже было во времена Руссо, такие изменения вызывают ностальгические воспоминания о райской девственной природе, которая давала всё, ничего не требуя взамен.

< Назад   Вперед >

Содержание