16.3. Развитие человека
Рост национального дохода создает возможности для расширения потребностей и служит необходимой предпосылкой развития человека.
Понятие «развитие человека». Развитие человека предполагает, что оно не замыкается в отдельных группах населения ряда стран, а охватывает общество в глобальном масштабе. Все люди должны быть в центре развития. Это должно быть, как отмечают исследователи ООН, развитием человека, на благо человека и при участии человека. Концепция развития человека исходит из того, что каждое общество должно вкладывать материальные средства в образование, здравоохранение, питание и в социальное обеспечение его членов с тем, чтобы они могли играть свою роль в экономической, политической и социальной жизни страны.
Развитие при участии человека предполагает, что через соответствующие структуры принятия решений люди должны активно участвовать в планировании и воплощении стратегий развития. Эти стратегии должны обеспечивать достаточные возможности для роста доходов и занятости с тем, чтобы способности человека полностью проявились, и человеческая созидательная энергия находила также свое полное выражение.
Развитие на благо человека означает, что экономическое развитие должно приводить к удовлетворению потребностей каждого и обеспечивать возможности для всех. Только тогда оно будет действительно ориентировано на человека. Это также предполагает наличие достаточно широкой сети социального обеспечения. Таким образом, при осуществлении указанных целей развитие увеличивает выбор человека. При этом должны соблюдаться определенные условия.
3. Усиливая выбор человека или одного сектора общества, не следует ограничивать выбор других, что требует равенства во взаимоотношениях членов общества.
3. Улучшая жизнь нынешнего поколения, нельзя отдавать в залог выбор будущих поколений, а это означает, что экономический рост должен быть устойчивым.
Количественные показатели. С 1990 г. был введен индекс развития человека (ИРЧ). Ряд исследователей считает, что он более полно отражает уровень экономического развития, чем ВВП на душу населения. Он строится как агрегированный индекс, объединяющий показатель национального дохода на душу населения с двумя социальными индикаторами — грамотностью взрослых и ожидаемой продолжительностью жизни. Образовательный уровень измеряется сочетанием показателя грамотности и лет обучения в среднем. Шкала ИРЧ — от 0 до 1; бедной считается страна, для которой этот показатель ниже 0,5.
Наиболее важной чертой развития человека выступает долгая и здоровая жизнь. Одним из показателей здоровья является ожидаемая продолжительность жизни. За 1985— 2000гг. она поднялась в мире с 63,1 до 66,9 года. Наибольшее увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни произошло в странах Юго-Восточной Азии. В ряде регионов — странах Тропической Африки и Восточной Европы — отмечалась противоположная тенденция. В восточноевропейских странах ожидаемая продолжительность жизни снизилась с 70 до 68,7 года.
В течение столетия продолжительность жизни тесно связана с доходом на душу населения, но еще больше — с распределением дохода. В 1971 г. в Японии и Британии были примерно одинаковые распределение доходов и продолжительность жизни. В конце 90-х годов продолжительность жизни в Японии была одной из самых высоких в мире (примерно 80 лет), доход распределялся более равномерно, а в Британии, где неравенство в распределении доходов увеличилось в 80-е годы, ожидаемая продолжительность жизни оказалась на три года меньше, чем в Японии. Кроме того, в странах с более высоким уровнем образования отмечается лучшее состояние здоровья.
Положение отдельных стран и групп стран в показателях развития человека изменилось. У 20 стран из Африки, в странах Восточной Европы и СНГ произошло снижение ранее достигнутого уровня (РФ — 0,812 в 1990 г. и 0,771 в 1998 г.; — 62-е место).
Ведущее место по показателям занимают промышленно развитые страны. Среди них выделяются Канада, Норвегия, США, Австралия, Исландия.
Среди развивающихся стран низшую группу составляют Сьера Лионе, Нигер, Буркина Фасо, Эфиопия, Бурунди.
Значительные разрывы отмечаются между группами стран и внутри их. Коэффициент стран Тропической Африки более чем в два раза ниже стран Латинской Америки; стран Южной Азии — почти в 3 раза ниже показателя стран Восточной Азии без КНР. При этом следует отметить, что за вторую половину XX в. в отличие от показателей ВВП на душу населения развивающиеся страны уменьшили отставание от развитых стран по показателю развития человека. Страны Южной Азии и Африки приблизились к североамериканскому уровню 1870 г.
Развитие человека невозможно без равенства мужчин и женщин, но во многих странах отмечаются различия в индексе развития человека и положения женщины. Наиболее высокое положение женщин в Северных странах, где уровень грамотности у взрослого населения одинаковый, охват обучением женщин выше, средняя ожидаемая продолжительность их жизни на семь лет выше, чем у мужчин (биологическая разница в возрасте оценивается в пять лет), и средний доход женщин составляет 3/4 от дохода мужчин.
Во многих развивающихся странах положение женщин резко отличается от положения мужчин. Среди 900 млн неграмотных женщин в два раза больше, чем мужчин, среди 1,3 млрд бедных женщины составляют 70%. За 1970—1998 гг. доля женщин в составе рабочей силы поднялась с 36 до 41%. Большинство женщин занято в неоплачиваемой, непризнанной и недооцениваемой сфере деятельности. По оценкам, эта
занятость выражается в почти половине объема ВМП.
Роль государства. Как отмечалось ранее, улучшение благосостояния невозможно без экономического роста. Однако неверно предполагать, что высокие темпы хозяйственного роста автоматически воплощаются в высокий уровень развития человека. Исследования показали, что страны с более высоким уровнем национального дохода на душу населения не обязательно имеют больший уровень развития человека.
Взаимосвязь между коэффициентом развития человека и уровнем дохода не является прямолинейной. Из 174 анализируемых стран 97 имеют более высокие показатели ИРЧ по сравнению с величиной ВВП на душу населения по ППС. К примеру, уровень грамотности в Саудовской Аравии ниже, чем в Шри-Ланке, хотя там доход на душу населения в несколько раз выше. В Бразилии детская смертность в 1,7 раза выше, чем на Ямайке, а подушевой национальный доход в два раза выше. Это связано с тем, что рыночные механизмы сами по себе не выравнивают экономический рост и показатели развития человека.
Процесс развития человека во многом определяется ролью государства в сщиалъной политике. Исторически высокий экономический рост способствует увеличению или поддержанию на высоком уровне правительственных ассигнований без увеличения бюджетных дефицитов и инфляции. Снижение темпов роста в мировой экономике в последние десятилетия уменьшило возможности увеличения социальных расходов на развитие человека. В целом уровень правительственных ассигнований на социальные цели несколько увеличился и в ВВП, и в общих правительственных расходах. Но в целом ряде стран государственные расходы на социальные цели в расчете на душу населения не увеличились по сравнению с началом 80-х годов. Это неизбежно привело к снижению качества и количества социальных услуг.
Противоречивый характер имеет приоритетность в распределении государственных расходов. Во многих развивающихся и ряде индустриальных стран на обслуживание долга и военные приготовления идет значительная часть государственных ассигнований в ущерб расходам на социальные и инвестиционные цели.
В промышленно развитых странах для поддержания социальной безопасности перераспределяется 15—22% ВВП, что создает предпосылки для развития человека. Основное место в этих расходах занимает социальное обеспечение. Оно составляет от 52% в Люксембурге до 18% всех государственных расходов в Исландии.
Отрицательные тенденции отмечаются во всех восточноевропейских странах — проводимое сдерживание бюджетных расходов привело к резкому сокращению государственных ассигнований на социальные цели.
Важное значение при этом имеет целевое распределение средств, выделяемых на социальные сферы. По некоторым оценкам, примерно 70—85% всех расходов развивающихся стран на здравоохранение, оплачиваемых государственным и частным секторами, идет на лечение и только 20% — на профилактику, остальная часть — на коммунальные услуги. В лечебном секторе более 80% расходов направляется на госпитализацию и малоупотребительные лекарства. Проблема данного сектора связана с ограниченностью средств и направлением их в наиболее дорогостоящие и относительно менее эффективные секторы обслуживания населения. Подобные тенденции в распределении средств отмечаются в сфере образования.
Свобода человека. Развитие человека неполно без его свободы. На протяжении всей истории люди боролись против социальных и других ограничений свободы, что являлось движущей силой общественного прогресса. До сих пор в мире существует скрытые формы работорговли. Ежегодно в мире продается и покупается около 4 млн женщин и девочек, которых насильственно отдают замуж или вынуждают стать проститутками или рабынями. Самый большой объем торговли женщинами приходится на Азию. До 50 тыс. женщин и детей ежегодно ввозится в США. Основными источниками торговли женщинами и детьми, по данным международных организаций, являются Таиланд, Вьетнам, Китай, Мексика,
Российская Федерация, Чехия.
Признано, что любой индекс развития человека должен давать соответствующий вес свободе человека в достижении материальных и социальных целей. Пока индекс развития человека не включает оценку свободы. Проблема заключается в том, что о свободе легко говорить, но ее трудно измерить. Многие виды этого понятия включают «отрицательные» свободы: свобода от чего-то — от произвола, лишений, социального гнета, от ареста, от посягательств на личность, имущество. Другие охватывают «положительные» свободы: свобода делать что-то. Это права человека: на жизнь, безопасность, на труд, на свободу объединения, религии т. д.
Выработаны определенные классификации прав и методы их измерения, которые дают определенное представление об уровне развития свободы человека. На основе конвенции ООН и международных соглашений выделено 40 критериев определения свободы. Страны ранжируют, используя простой метод оценки — свобода гарантирована, свобода нарушается. По этому критерию в верхнюю группу вошли Швеция, Дания, Нидерланды, Финляндия, Новая Зеландия, в низшую группу — развивающиеся страны.
Мера свободы, которой в каждую конкретную эпоху обладают люди, в общем определяется уровнем развития производительных сил, социальным и политическим строем общества. Она тем больше, чем лучше люди осознают свои реальные возможности, одновременно понимание свободы человека определяется культурно-историческими особенностями того или иного общества, и вряд ли оно достаточно достоверно может выражаться в едином показателе. Хотя в вышеприведенном индексе отмечается положительная связь между степенью свободы и экономическим развитием, отношения между причиной и следствием в данном случае неясны.
В конце 90-х годов были предприняты шаги с тем, чтобы отойти от понятия свободы человека к индексу прав человека, который предполагает признание страной разработанных международных норм, участие страны в международных процедурах по их соблюдению, реакция на предложения международных организаций