Начало процесса контроля над обычными вооружениями в Европе: подписание и ратификация ДОВСЕ

Историю разработки и функционирования ДОВСЕ, а также последующих многосторонних по его адаптации можно разделить на несколько этапов, отражающих существенные изменения во взглядах на этот договор.

Первый этап включал в себя период разработки и согласования текста Договора (1987-1990 гг.), его подписания (ноябрь 1990 г.) и ратификации всеми государствами-участниками (до июля 1992 г.). Главная особенность политической обстановки в тот момент состояла в том, что работа над Договором происходила, когда военно-политическая ситуация в Европе и в мире в целом претерпевала серьезные, эпохальные изменения: уходили в прошлое принципы «холодной войны», начался этап перехода от блокового противостояния к новой системе сотрудничества и безопасности на европейском континенте.

Советский Союз уже в 1986-87 гг. стал проявлять готовность к обсуждению и поддержке многих инициатив в области разоружения, предлагаемых западными странами. Это нашло отражение, в частности, в заключении в декабре 1987 года Договора о ракетах средней и меньшей дальности, в рамках которого были ликвидированы все американские и советские РСМД наземного базирования, в подписании США и Советским Союзом в 1991 г. Договора СНВ-1, наложившего обязательства сократить за семилетний период почти вдвое ядерные боеголовки на стратегических носителях, и многих других договоренностях. Тот факт, что СССР наряду со странами блока ОВД в 1989 г. включились в переговорный процесс по Договору об обычных вооруженных симлах в Европе, безусловно, также был отражением происходивших в Европе и мире перемен. Переговоры по данному вопросу, нужно сказать, были проведены достаточно быстро – в течение приблизительно двух лет, - что указывает на широкую степень поддержки инициативы заключения Договора тогдашним руководством СССР во главе с М.С.Горбачевым .

Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан 19 ноября 1990 г. на Парижском саммите СБСЕ. В основу соглашения был положен принцип «баланса сил» между двумя «группами стран – участниц», которые соответствовали в то время военно-политическим союзам ОВД и НАТО. ДОВСЕ определял количественные ограничения на развертывание в Европе тяжелой военной техники - танков, боевых бронированных машин, артиллерийских установок, боевых самолетов и ударных вертолетов. В первую, так называемую «восточную» группу государств-участников ДОВСЕ вошли 6 государств, подписавших Варшавский Договор 1955 г. (без ГДР, которая к ноябрю 1990 г. прекратила существование как самостоятельное государство, войдя в состав ФРГ); а во вторую, «западную группу» - 16 государств, включая США и Канаду, являвшихся участниками Североатлантического договора 1949 г. об образовании НАТО.

Согласно Договору, уничтожение «излишков» вооружений должно было быть произведено с 17 июля 1992 г. (начало временного применения ДОВСЕ) до 17 июля 1995 г. В целом вся территория района применения договора подразделялась на 4 района с зональными групповыми ограничениями. В том числе ДОВСЕ подразумевал выделение так называемого флангового района, где устанавливались более жесткие параметры по размещению вооружений, исходя из опасений относительно возможного «перелива» сил из Центральной Европы и их размещения на севере и юге континента.

Интересно проанализировать те выигрыши, которые получили западные страны от заключения ДОВСЕ, поскольку это поможет прояснить, как и почему блоку НАТО удалось за довольно короткие сроки – на протяжении 1990-х годов – существенно изменить расстановку военно-политических сил в Европе.

Первое. Признание СССР на переговорах по ДОВСЕ основополагающего принципа равенства сил блоков ОВД и НАТО в конкретных цифрах означало, согласно экспертным данным, сокращение до 50% обычных видов вооружений «восточного блока» по сравнению с 10%-ным сокращением вооружений «западного блока» [1, С.195]. Таким образом, если на момент заключения Договора Советский Союз и блок ОВД обладали существенным преимуществом над странами НАТО по общему количеству вооружений и военной техники , то, в соответствии с предусмотренными ДОВСЕ обязательствами, они этого преимущества лишились.

Второе. Несмотря на то, что численность советских войск в Европе не была напрямую затронута Договором, Москва пошла первой и в одностороннем порядке на их существенное сокращение, а затем и полный вывод своих войск с территорий стран-членов блока ОВД. «Жест доброй воли», связанный с выводом советских войск из Германии и других стран Восточной Европы, не привел к каким-либо встречным уступкам Москве, в частности, в рамках ДОВСЕ. В результате, по ситуации на 1995-1996 гг., Российская Федерация сохранила ограниченные воинские контингенты только в Грузии и Молдове, на территории которых в начале 1990-х годов разгорелось этнополитические конфликты.

Третье. Заключая ДОВСЕ, Москва также согласилась с весьма специфической географической структурой размещения вооруженных сил на территории СССР - фланговыми ограничениями, которые стали после распада СССР серьезной проблемой для безопасности Российской Федерации, в первую очередь в Северо-Кавказском и Ленинградском военных округах. Пересмотреть фланговые обязательства Москве удалось только в процессе разработки адаптированного ДОВСЕ в 1999 году, а полностью отменить не удалось до сих пор.

Интересен также тот факт, что уже на завершающей стадии разработки Договора некоторые его положения начали «устаревать». В частности, речь идет о поглощении ГДР Федеративной Республикой Германией вместе с ее территорией и вооруженными силами, которое произошло до подписания ДОВСЕ. Однако советское руководство, учитывая специфику политического момента (это была эпоха «нового мышления» и установок на дружбу с Западом) не стало использовать имеющиеся возможности для корректировки положений соглашения.

В 1991 г. военно-политическая ситуация в Европе изменилась еще более кардинально – прекратили свое существование Организация Варшавского Договора и СССР, 15 бывших советских республик провозгласили независимость, разделилась Чехословакия, начался целый ряд локальных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. На момент вступления в силу ДОВСЕ, то есть к ноябрю 1992 года, количество стран-подписантов Договора оказалось уже 30 вместо 22. При этом были серьезно нарушены главные принципы, положенные в основу ДОВСЕ - равновесия сил между «группами государств-участников», а также соблюдения групповых и региональных балансов по обычным вооружениям, установленных Договором. Несмотря на это, новые российские власти во главе с президентом Б.Ельциным в 1992 году приняли на себя практически полностью обязательства СССР по ДОВСЕ. Кроме того, Москвой было инициировано заключение в 1992 г. Ташкентского соглашения с семью бывшими союзными республиками по распределению квот, предусмотренных в рамках ДОВСЕ. Согласно этому соглашению, квота России составила 6400 танков, 11480 ББМ, 6415 артсистем, 3450 самолетов и 890 ударных вертолетов. В обширной фланговой зоне, включая Ленинградский и Северо-Кавказский военные округа, Российская Федерация получала возможность иметь в регулярных частях лишь 700 боевых танков и 580 ББМ

< Назад   Вперед >

Содержание