15.3. Регулирование природопользования и охраны окружающей среды
Постановка первого предложения связана с именами Дж. Форрестора и Д. Медоуза и публикациями Римского клуба «Мировые динамики», «Пределы роста». Эта альтернатива оказалась неприемлемой ни для развитых, ни для развивающихся стран. В частности, применение ограничительных мер только лимитирует последствия загрязнения окружающей среды, но полностью их не ликвидирует.
Остается путь рационализации использования природных ресурсов в мировой экономике на согласованных между государствами началах и использование НТП для внедрения экологически чистых технологий. Реальный шанс на сохранение природных ресурсов и среды дают ресурсосбережение и утилизация отходов. Еще большие возможности в данном направлении открывает организация экономики на принципах рециклирования. Это подтверждают успехи в ресурсосбережении за последние десятилетия, достигнутые в промышленно развитых странах.
Элементы экологической политики. Во многих странах мира были приняты комплексные программы охраны окружающей среды, предусматривающие широкий комплекс мероприятий. Экологизация экономического развития превратилась в одну из серьезных целей как на национальном, так и на международном уровнях. Определено, что защита окружающей среды — необходимый компонент экономического роста. Парадокс заключается в том, что, вероятно, не более 200 компаний в мире сделали защиту окружающей среды одним из приоритетов своего экономического развития.
Сложность и многоплановость отношений между обществом и природой обусловили многоцелевой характер экологической политики. Важным ее звеном является мониторинг — система контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Его развитие осуществляется на государственной основе путем создания сети стационарных станций наблюдения с помощью авиакосмических средств контроля за изменениями параметров, характеризующих состояние среды.
Центральная роль в общей структуре экологической политики принадлежит системе оперативного управления охраны окружающей среды. Ее задача состоит в принуждении и побуждении предпринимателей с помощью определенного инструментария к конкретным практическим действиям природоохранного характера. Инструментарий основывается на законах, административных нормах и на рыночном подходе, включающем возмещение ущерба, платные нормы выбросов, налоги на выбросы.
Одним из главных звеньев политики в области охраны окружающей среды является экологическая регламентация. Она включает упорядочение эксплуатации природных ресурсов, запреты и ограничения на производство некоторых продуктов либо их использование в качестве компонентов готовых изделий, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологические нормы.
Экологические затраты повышают издержки производства. На долю такого рода затрат, например, в черной металлургии США приходилось около 4—5% суммарных производственных издержек в 70-е годы и 6—7% — в 80-е годы. В нефтехимии соответствующие показатели со второй половины 70-х годов составляли 5—6%. Все это сказывается на конкурентоспособности продукции на мировых рынках.
Современные масштабы природоохранных мероприятий потребляют в промышленно развитых странах от 0,1 до 2% ВВП. Они затрагивают различные стороны хозяйственной деятельности: темпы роста, процессы накопления, уровень занятости, размещение производства. По отдельным расчетам, макроэкономический эффект расходов на охрану окружающей среды, на экономический рост, на производительность и внешнюю торговлю был незначителен. На уровне компаний ценовое влияние бывает существенным. Компании выделяют на природоохранные мероприятия от 2 до 16% инвестиций.
Масштабы природоохранных мероприятий и связанных с ними расходов устанавливаются исходя из экономических условий, потенциала страны, воздействия соответствующих затрат на конкурентоспособность товаров.
До сих пор основные проблемы окружающей среды остаются глубоко вплетенными в социально-экономическую ткань общества всех подсистем. Хотя ряд стран сократил темпы загрязнения природной среды, общая тенденция ухудшается. Проблема заключается в том, что значительная деградация окружающей среды обычно обусловлена богатством на Севере и бедностью на Юге. Политика в области окружающей среды развивающихся стран может отличаться от соответствующих мер индустриальных стран. Для сохранения окружающей среды развивающихся стран необходимо победить бедность. Они нуждаются в ресурсах для финансирования экологически чистого развития.
Недостаток средств делает почти невозможным для развивающихся стран увеличивать средства на охрану лесов, почвы, улучшение ирригации. Растущая внешняя задолженность вынуждает эти страны продавать свои естественные ресурсы, которые являются единственным источником получения валютных средств. По сути они должны отвечать за результаты потребления и загрязнения на предпринимательском и личном уровнях в другой подсистеме.
Концепция устойчивого развития. В 1987 г. Международная комиссия по окружающей среде и развитию, созданная Генеральной Ассамблеей ООН (Комиссия Г.Х. Брунтланд), в своем докладе «Наше общее будущее» в качестве основы для обеспечения интегрированного подхода к разработке экономической политики на 90-е годы выдвинула концепцию устойчивого развития, в основу которой положена идея экологически чистого развития. В последующие годы содержание этой концепции значительно расширилось. Оно охватывает не только проблемы окружающей среды, но и целый ряд других: финансовые, социальные, демографические. Устойчивое развитие предполагает удовлетворение потребностей общества без ущерба для будущих поколений, без увеличения долгов, которые оно не может оплатить. Переход к устойчивому развитию требует разрешения целого ряда взаимообусловленных проблем.
Устойчивое развитие может быть обеспечено только политическими и экономическими средствами. Нужны крупные капиталовложения для реализации мер по прекращению эрозии почв, повышению использования энергии, предотвращению потепления климата. Изменение направления мировой экономики к устойчивому развитию требует фундаментальных реформ на международном и национальном уровнях. В настоящее время человечество пытается переосмыслить предшествующий опыт и выработать новую концепцию развития.
В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей среды и будущего развития цивилизации. На Конференции были приняты: Декларация по окружающей среде и развитию; 27 принципов, определяющих права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей; Повестка дня на XXI век — программа того, как сделать развитие устойчивым; Заявление о принципах управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов. Большинство стран подписали
Конвенцию об изменении климата (США не подписали) и Конвенцию о биологическом разнообразии. Перед промышленными странами поставлена задача уменьшить выброс парниковых газов до уровня 1990 г. В последующие годы на международных конференциях были конкретизированы и расширены сферы регулирования окружающей среды.
Один из важнейших выводов состоявшихся конференций ООН заключается в том, что модель развития, использованная десятком богатых стран мира, исчерпала себя. Интенсивное наращивание в рамках этой модели промышленного потенциала в значительной мере за счет перекачки ресурсов других стран с нанесением огромного ущерба окружающей природной среде, с использованием традиционной рыночной системы, движущей силой которой является частная собственность и стремление к безудержному росту потребления, ведет к резкой дифференциации уровня жизни населения Земли. Новая модель должна опираться на совместные интересы мирового сообщества и лишь затем — на интересы отдельных групп стран