ЛИБЕРАЛИЗМ
В более узком значений Л. - идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение механизмов рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов.
Идейно-нравственное ядро «классического» Л. образовали следующие положения:
1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;
2) автономия индивидуальной воли;
3) сущностная рациональность и добродетель человека;
4) существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких, как право на жизнь, свободу, собственность;
5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека;
6) договорный характер отношений между государством и индивидом;
7) верховенство закона как инструмента социального контроля и «свобода в законе» как право и возможность «жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека…» (Локк);
8) ограничение объема и сфер деятельности государства;
9) защищенность, прежде всего от государственного вмешательства, частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни;
10) существование высших истин разума, доступных усилиям мысли индивида, которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией.
Л. - это прежде всего представление о самодостаточности личности и ее приверженности свободе, являющейся ценностью самой по себе. Но специфику Л. составляет не сам по себе дух свободы, а разработка институционально-правовых условий его обеспечения. Комплекс этих условий образует систему конституционализма, позволяющую в принципе решить дилемму: законы делаются самими людьми (правит народ); нет ничего выше закона, выше закона - закон.
Система конституционализма опирается на правила и процедуру представительства и включает в себя:
а) ограничение деятельности законодателей, во-первых, строго регламентированной процедурой законотворчества, во-вторых, установлением определенных его пределов, с тем чтобы оно не могло нарушать основные права и свобода граждан;
б) механизмы обеспечения соответствия нового законодательства всей системе верховенства и правления закона. Эти механизмы представляют собой «сдержки и противовесы» во взаимоотношениях законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом смысл независимости судебной власти состоит в том, что она независима от политики, а не в том, что она - особая структура и способ «делания» политики.
Частная собственность имеет значение как гарантия самостоятельности и достоинства индивида, а не как самовозрастающий и самоценный капитал, подчиняющий себе человека.
Рынок важен как способ рассредоточения власти, прежде всегопредотвращения слияния ее экономических и политических форм. Он еще не стал той всемогущей силой, которая подчиняет себе и культуру, и мораль. В XIX в. появившаяся после промышленной революции идеология свободной конкуренции и накопительства, была не новой формой либерализма, а специфическим, хотя и оказывавшим на него значительное влияние явлением. Это влияние (не только теории, но и практики «манчестерского» капитализма) проявилось в том, что в последней трети XIX в. начинает складываться новый тип Л. - неолиберализм или «социальный» Л. (Дж. Хобсон, Т.Грин, Л.Хобхауз).
Для него характерны ориентация на социальный реформизм,
стремление примирить равенство и свободу, акцент на этике общества и специфическом социальном благе, осознание того, что либеральный идеал свободы человека не только не отрицает, но предполагает меры по защите индивида от обстоятельств, противодействовать которым он бессилен.
В период после второй мировой войны, проходивший под знаком идеологии технорационализма и экономического роста (принимаемой и выдаваемой за неидеологию, за «конец идеологии»), сложился тот либерально-консервативный консенсус, в рамках которого Л. утрачивает многие свои содержательные отличия. Он принимает эмпирическую и прагматическую ориентацию, стремится отождествить себя с наукой как таковой и курсом адаптации и прогресса.
Суть либерального мировоззрения, как отмечал Б.Рассел, стала заключаться уже «не в том, какие мнения выражаются, но в том, как они выражаются: терпимо, открыто к новой аргументации… Научное мировоззрение есть интеллектуальный эквивалент того, что в практической сфере зовется либерализмом».
Разрушение либерально-консервативного консенсуса в 70-80-е г.г., коренное изменение социально-экономического ландшафта западных обществ, вызванное новейшей фазой технологической революции, обострение глобальных проблем, выход на арену новых общественно-политических формирований (прежде всего новых социальных движений), в последние годы крах тоталитарных режимов на востоке Европы - все это поставило Л. перед необходимостью глубокого обновления и трансформации