<< Пред.           стр. 21 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 Постепенно происходит поворот Жерара Депардье в сторону авторского психологического кино. У Франсуа Трюффо он снялся в «Последнем метро» (1980) и «Соседке» (1981).
 Фильм «Последнее метро» получил несколько «Сезаров». Депардье сыграл в нем роль молодого актера Бернара Гранже, в которого влюбляется актриса Марион Штейнер (Катрин Денев). Как писал Пол Шутков в своей книге о Депардье, «электрический ток, идущий от Катрин к Жерару, делал фильм Трюффо одним из лучших у него». Не случайно за эту роль Депардье получил своего первого «Сезара». Наконец-то критики признали выдающийся талант актера.
 Катрин Денев сказала о своем партнере немало теплых слов: «Жерар Депардье — само благородство во время работы. У него всегда ровное настроение, он помогает не только партнерам, но и техническому составу. Он любит рисковать. Гранже очень похож на Жерара».
 Их отношения с Катрин Денев закрепятся в фильмах «Я вас люблю» (1980), «Выбор оружия» (1981), «Форт Саган» (1984).
 Польский режиссер Анджей Вайда рассказывал, что впервые увидел Депардье в театре и подумал: вот актер, с которым он должен работать. «Я встречал многих актеров кино, но никогда не ощущал так остро эту потребность, — пояснил Вайда. — Из плохого актера можно сделать хорошего киноактера. Театр — это всегда хорошая проверка на правду. Услышав, как Депардье двадцать минут читает монолог, я подумал: с таким актером мне будет интересно работать. Он играл в пьесе Петера Хандке «Неблагоразумным людям грозит уничтожение». Я стал думать о том, какую роль мог бы ему предложить, и сказал: «Я могу тебе предложить самую лучшую — роль Дантона». И Жерар прекрасно сыграл этого деятеля Великой французской революции.
 «Существует два Депардье, — говорит о себе актер. — Один из них артист, а другой — самый обыкновенный человек. Образы, которые я создаю на экране, находятся где-то посередине. Интересно, что я чувствую себя наименее уютно, когда мне приходится играть героев, близких моему характеру, например, Дантона».
 ДЕПАРДЬЕ ЖЕРАР
 511
 Дружба Депардье со сценаристом и режиссером Франсисом Вебером и актером Пьером Ришаром дает яркие комедии «Невезучие» (1982), «Папаши (1983) и «Беглецы» (1986). Только отъезд в США Вебера прерывает это содружество, столь много обещавшее для развития комедийного жанра во Франции.
 В 1984 году Депардье принял предложение театрального режиссера Жака Лассаля участвовать в постановке знаменитой пьесы Мольера «Тартюф». На сцене страсбургского Национального театра Жерар играл не только самозванца, обманывающего своего благодетеля и стремящегося соблазнить его жену. Он красив, красноречив и вполне может увлечь Эльмиру. Это романтик в личине борца за «высокую мораль».
 Депардье перенес спектакль на пленку. В готовой картине он значится как режиссер. «Я хотел, — говорил Жерар, — с помощью фильма проникнуть на сцену. Немного в духе Бергмана, где он снимал «Волшебную флейту». Я хотел сделать фильм об актере, об актерах, которые играют пьесу».
 В 1985 году Депардье принимает участие в музыкальном спектакле эстрадной певицы Барбары «Лили — моя страсть». Это история знаменитой певицы, у которой есть многочисленные поклонники (среди них Давид— Депардье). Спектакль, в котором Жерар исполнял две песни, пользовался огромным успехом. До лета 1986 года Депардье вместе с Барбарой гастролировал по Франции, Швейцарии, Бельгии, после чего вернулся в кино.
 В философской притче Пиала «Под солнцем сатаны» (1987) Депардье изображает аббата Дониссана в его столкновении с дьявольским искушением. Жерар продолжает сниматься у Бертрана Блие — с блеском исполнил роль гомосексуалиста, совращающего благонамеренного семьянина в «Вечернем туалете» (1988).
 «Что бы я ни делал, я делаю с удовольствием», — говорит Депардье. Он любит цитировать Огюста Родена, образ которого воплотил в фильме «Камилла Клодель» (1988) Бруно Ньюттена: «Человечество не станет счастливым, пока люди не почувствуют себя артистами в душе». У Депардье нет экранного имиджа. Он может с одинаковым артистическим блеском и безукоризненной достоверностью сыграть рецидивиста и мучимого угрызениями совести сельского священника, простодушного итальянского крестьянина и коварного, омерзительного Тартюфа.
 В «Камилле Клодель» Жерар Депардье и Изабель Аджани сыграли любящих, но мучающих друг друга людей.
 В 1989 году Депардье после долгих размышлений соглашается сыграть любимого героя французской литературы Сирано де Бержерака. Жерар не привык читать александрийский стих, ему надо было осваивать его. Но, как говорил о нем режиссер Жан-Поль Раппно, обладая потрясающим инстинктом, актер быстро ухватил то, к чему стремился постановщик. А Жерар Депардье заметил: «Я горжусь, что француз, когда смотрю «Сирано». Фильм несет на себе отпечаток этой любви его создателей, заражает своим романтическим пафосом».
 «Сирано де Бержерак» вышел на экраны Франции 28 марта 1990 года. Критика не скупилась на комплименты. Фильм получил восемь «Сезаров», в США завоевал приз нью-йоркских кинокритиков «Золотой глобус» и стал уверенно лидировать среди номинантов на премию «Оскар». За минувшее десятилетие Депардье снялся почти в двадцати картинах, и ни одна из них не была лично для него провальной. Французы признали его лучшим актером 1980-х. Все складывалось как нельзя лучше, он спокойно отправился сниматься в новом фильме режиссера Жерара Лозье «Мой папа — герой». Но тут неожиданно разразился громкий скандал.
 512
 100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
 Сотрудник журнала «Нейшнл эсквайер» разыскал интервью, которое в 1978 году Депардье дал журналу «Фильм коммент». Жерар, вспоминая о своем трудном детстве, заметил, что уже девяти лет принял участие в изнасиловании девушки.
 После опубликования «скандальной фразы» из старого интервью в американской прессе появляются заголовки типа — «Бывший насильник не может быть удостоен «Оскара». Тщетно Депардье заявлял о своей невиновности, о том, что его слова не так истолкованы. Лучшим актером был признан Айронс, а лучшим зарубежным фильмом — «Путешествие надежды»
 Сразу после картины «Мой отец — герой» Лозье Депардье приступает к картине Алена Корно «Все утра мира» по одноименному роману Паскаля Кинь-яра. Жерару нравиться играть исторических персонажей. «Только очень важно не стараться походить на них внешне, не создавать «исторически точный образ», — замечает актер.
 Фильм «Все утра мира» рассказывал о жизни знаменитого музыканта Марене Марэ, жившего на рубеже XVI и XVII веков, исполнителе на виоле-де-гамба (молодого музыканта играл сын Жерара Депардье — Гийом).
 В 1990 году Депардье отправился к Питеру Уиру, снимавшему «Зеленая карточка» («Вид на жительство»). Сценарий заинтересовал Жерара жизненностью ситуации. Его герой, молодой французский композитор, чтобы получить вид на жительство в Америке, вынужден заключить фиктивный брак с молодой и привлекательной, но ужасно практичной женщиной (Энди Макдауэл). Однако вскоре он понимает, что ему нужна она, а не «зеленая карточка».
 Фильм имел шумный успех. Французский акцент Депардье очаровал его старых поклонниц. Он играл романтика, восторженную натуру художника, выгодно оттеняя практицизм молодой женщины. Нью-йоркские критики присудили ему «Золотой глобус».
 В 1996 году другой американский режиссер Джуисон снял Жерара в фантастической комедии «Богус» вместе со знаменитой негритянкой Вупи Голдберг. Эта семейная картина также пользовалась большим успехом у зрителей.
 Депардье был произведен в чин рыцаря ордена Почетного легиона. Награду актеру вручал президент Ширак.
 Жерар все больше времени отдавал виноделию. Всегда любивший вино, свой первый шаг на этом поприще он сделал вначале 1990-х годов, купив в Анжу имение «Тинье» 50 гектаров виноградников ежегодно дают ему 250 тысяч бутылок белого, красного и розового вина, ныне они продаются по всему свету, во всех ресторанах сети «Планета Голливуд».
 Любопытно, что при этом он явно стал отдавать предпочтение костюмным фильмам, экранизациям. В картине американского режиссера Рэндела Уоллеса «Человек в железной маске» Депардье сыграл роль Портоса. Затем последовала еще одна лента по роману Дюма — «Граф Монте-Кристо», где он появился в образе сорокалетнего Эдмона Дантеса, то есть мстителя, а молодого Дантеса, то есть жертву подлости, сыграл его сын Гийом.
 «Мои интересы, — утверждает Жерар, — по большей части человеческие, а не материальные».
 Очарованный индийским кинорежиссером Сатьяджитом Реем, Депардье участвует в постановке одного из его фильмов. Заинтересовавшись работами английского актера и режиссера Кеннета Брана, он покупает права на видео и сам дублирует его «Генриха V». Большой почитатель творчества Джона Касса-ветеса, Жерар организует во Франции ретроспективу этого голливудского режиссера и финансирует кинематографический проект его сына Ника.
 ДЕПАРДЬЕ ЖЕРАР
 513
 Жерар Депардье стал акционером «Ашетт Премьер». Его собственная кинокомпания «Д.Д. Продюсьон» приобрела особняк в стиле Директории в Париже.
 Депардье работает на всех фронтах. Он обожает скорость. Его любимое средство передвижения — мощный мотоцикл. Появление на публике в пьяном виде становится для него нормой. 18 мая 1998 года Депардье неподалеку от Парижа попал в аварию. Актер отделался трещинами в бедренной кости и травмой колена. Полиция сообщила, что он был на волосок от смерти. Прежде чем отправиться на съемки самого дорогостоящего в истории французского кино фильма «Астерикс», Жерар выпил 12 стаканов вина! Но по дороге он не справился с управлением и его мотоцикл занесло. Депардье провел в больнице несколько недель.
 Увы, но он расстался с женой. Это случилось после того, как Элизабет обнаружила в кармане его брюк листок, заполненный детскими буквами: «Милый папочка, мама сказала, что ты знаком с Дедом Морозом. Пожалуйста, попроси у него для меня олененка. Твоя Роксана».
 Жерар признался, что несколько лет встречался с темнокожей манекенщицей Карин Сила, у них подрастает дочь Роксана. Правда, они уже расстались, так как Карин влюбилась в актера Венсена Переса.
 Элизабет раньше терпела измены мужа ради детей. Теперь же дети выросли. Жюли Депардье закончила учебу на психологическом факультете университета. Но не отказывалась и от актерской карьеры. Гийом также играл в кино и на телевидении.
 После развода с Элизабет судьба снова свела Депардье с одной из самых красивых женщин Парижа — Кароль Буке. Она оставила мужа и вместе с сыном переехала к Жерару.
 Жерару Депардье оказалось мало трех-пяти фильмов в год, телесериалов, бьющих рекорды популярности, продюсирования, торговли нефтью, производства анжуйского вина. Чтобы найти еще один выход своей энергии, Жерар Депардье после тринадцатилетнего отсутствия вновь появился на сцене. Парижские театралы увидели своего любимца в исторической драме Жака Аттали «Врата неба». Великий Депардье играл великого императора Священной Римской империи Карла V.
 В 2000 году Жерар осуществил грандиозный проект.
 Кеннет Брана в роли российскою царя Александра I, Кристиан Клавье в роли Наполеона, Джон Малкович — Талейрана и прекрасная Изабелла Россел-лини — Жозефины — такой звездный состав собрался в четырехсерийном телефильме «Наполеон», над которым работали итальянское, французское и испанское государственное телевидение. Соглашение о его съемках подписал в Риме в РАИ-ТВ (Итальянское радиотелевидение) Жерар Депардье.
 Сам знаменитый француз и автор этого проекта сыграл в новом телесериале, рассказывающем о жизни «великого корсиканца», Жозефа Фуше, трижды занимавшего при Наполеоне пост министра полиции. Депардье ничуть не жалеет, что не он исполняет главную роль в фильме: «У меня неподходящая фигура, — отшучивается артист. И при этом добавляет. — Я и так все время буду ощущать присутствие Наполеона на съемках, а затем «отыграюсь» в роли Юлия Цезаря в новом телефильме, также совместно с РАИ».
 А вот какую характеристику сам Депардье дает герою фильма: «Бонапарт был воплощением энергии и гения, семьи и страсти, роскоши и простоты, богатства и нищеты, солдата и генерала, покорителя женщин, ими же и покоренного.
 514
 100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
 Это была сама История и трагедия». При этом Жерар не без скромности заявляет, что с Наполеоном его сближают такие качества, он не глуп, не холоден, и в его душе есть «средиземноморский дух, а не трагичность».
 Актер объясняет, почему он решил создать образ императора французов именно на телевидении. «Кинематограф сегодня болен. Не следует строить ил- , люзий, что у него крепкие позиции. И во Франции ситуация непростая: в год выпускается 200 картин, до проката доходят 80, и то нельзя сказать, что успех им обеспечен. Кино сегодня делают на телевидении. Но это не означает, что я отказываюсь от борьбы за большой экран»
 Неугомонный француз снимается в Риме в фильме Этторе Сколы «Нечестная конкуренция» Скромный Жерар уходит от просьбы рассказать о его аудиенции у Папы Римского: «Вера и религия — это моя частная жизнь, а потому я >| предпочитаю не говорить о них».
 Чрезмерное потребление никотина, булимия, ожирение вкупе с алкоголизмом — все это едва не привело к трагическому исходу. После обследования Де- ¦ пардье сделали операцию по коронарному шунтированию. Она длилась шесть . часов и прошла успешно. Тревожный звонок заставил Жерара на время сбросить скорость, но только на время.
 Жерар Депардье — страстный поклонник творчества русского композитора Игоря Стравинского. В неаполитанском театре «Сан-Карло» он приступает к репетициям оперы-оратории Стравинского «Царь Эдип» на тексты Жака Кок-то. Ранее Депардье уже принимал участие в музыкальной сказке «История сол- ,j| дата» Стравинского вместе с сыном и спутницей Кароль Буке.
 «Вряд ли я смогу объяснить, чем мне нравится какая-то роль, — говорит о своих предпочтениях Жерар Депардье. — Интуиция подсказывает: а вот и об- *Я раз для тебя, голубчик. Никому бы в голову не пришло спрашивать у Моцарта, почему он сочинил именно эту музыку. Нет у меня никаких методов игры. Когда я голоден — ем, когда испытываю жажду — пью, а не иду наперекор желани- * ям. В своих персонажах ничего специально не ищу. Просто погружаюсь в них. Как Бельмондо или Габен».
 СТРИП МЭРИЛ
 (р. 1949)
 Американская актриса. Снималась в фильмах: «Охотник на оленей», «Крамер против Крамера» (премия «Оскар»), «Женщина французского лейтенанта», «Выбор Софи» (премия «Оскар»), «Из Африки», «Чертополох», «Крик во тьме», «Дьяволица», «Мосты округа Мэдисон», «Истинная ценность».
 Мэри Луиза Стрип родилась 22 июня 1949 года в городе Саммит, штат Нью-Джерси
 Она училась в школе Вассара. В то время Стрип хотелось только одного — чтобы родители ею гордились. Она перекрасилась в блондинку, стала носить контактные линзы вместо очков и записалась в школьный театр. «Я была очень робкой, но на сцене моя робость пропадала. Я быстро поняла, что как только начинаешь говорить слова, написанные другими людьми, жить становится намного легче». Мэрил училась также пению. Преподаватель считал, что она очень одаренная, и поэтому занимался с ней бесплатно.
 СТРИП МЭРИЛ
 515
 Стрип решила стать актрисой. Она окончила Йельский университет и Йель-скую драматическую школу
 Рождество 1975 года останется в ее памяти навсегда. Именно тогда директор публичного театра в Нью-Йорке Джозеф Папп позвонил ей и спросил: «Нет ли у вас желания сыграть фанатичную монашенку?» Мэрил не раздумывала, и театр на Бродвее предложил ей фазу две роли для шекспировского фестиваля. В «Генрихе V» она должна была играть Катарину, а в пьесе «Око за око» — монахиню Изабеллу.
 Дебютантка сразу влюбилась в исполнителя шекспировского Ангела, Джона Кейзела. На сцене он чаще всего появлялся в дуэте со своим другом — Аль Пачино.
 Вскоре Мэрил переехала к Джону. Осенью им пришлось ненадолго расстаться. Мэрил снималась в фильме Фреди Циннемана «Джулия» (1977)
 А потом было счастливое Рождество, на этот раз вдвоем
 Роберт де Ниро, который видел Мэрил в театре, предложил режиссеру Майклу Чимино посмотреть ее для фильма о вьетнамской войне «Охотник на оленей». Чимино предложил роли не только Мэрил, но и Джону. Актеры с восторгом согласились. «Они выглядели такими счастливыми, да они и были очень счастливы, казалось, они способны перевернуть мир», — вспоминал об этом времени Аль Пачино.
 Но счастье было недолгим. У Джона Кейзела обнаружили рак костной ткани. Они все-таки снялись в своем единственном совместном фильме. «Охотник на оленей» полон отчаяния и безысходной печали, трагедии солдата, воевавшего во Вьетнаме, и неизлечимого больного актера слились в одно целое.
 «Охотник на оленей» получил четыре «Оскара». Стрип была удостоена премии Национального общества кинокритиков «Лучшей актрисе второго плана».
 Мэрил использовала все возможности, стараясь отвлечь Джона от роковой неизбежности. Она искала новые пьесы, вместе они проводили вечера, читая его любимые книги, предаваясь воспоминаниям или совершая прогулки.
 Стрип продолжала съемки Еще до болезни Джона она подписала договор об участии в телефильме «Холокост». На два с половиной месяца ей пришлось покинуть Джона. За роль в этой ленте Мэрил получила высшую телевизионную премию «Эмми».
 Мэрил была уверена, что спасет Джона. Она переехала к нему в больницу, став заботливой сиделкой и последним утешением. Но Джон Кейзел был обречен. Он умер 23 марта 1978 года в возрасте 42 лет Его смерть совершенно опустошила Мэрил.
 Параллельно с работой в фильме Вуди Аллена «Манхэттен» Мэрил Стрип искала себе новую квартиру. После долгих и тщетных поисков Дон Гаммер, друг брата Мэрил, предложил ей свою мастерскую Сам он какое-то время собирался провести в Европе. Гаммер, слывший безумным эгоистом, занимался деревянной и металлической скульптурой.
 По возвращении он предложил Мэрил остаться у него... 14 ноября 1979 года на свет появился их первый сын — Генри,
 516
 100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
 который в корне изменил жизнь самой Мэрил. Она стала яростным борцом за экологическую чистую среду обитания и непримиримой противницей ядерного оружия, а когда Гарвардский университет почтил ее титулом женщины года, в своей речи она обвинила профессоров и студентов во фривольном отношении к женщинам.
 Подлинным экранным триумфом стала для актрисы роль Джоанны в фильме Роберта Бентона «Крамер против Крамера» (1979). В свое время в театре она сыграла ибсеновскую Нору. И теперь в созданном образе актриса подчеркнула некоторые черты, свойственные героине норвежского классика. Роль Мэрил Стрип была трудной прежде всего потому, что ее Джоанне отводилось очень немного экранного времени, ибо основное внимание авторами фильма было отдано Дастину Хофману, игравшему отца Билла. К тому же она хорошо понимала всю невыигрышность позиции своего персонажа — матери, бросившей ребенка. Но молодая актриса пошла на риск и победила. «Оскар» — премия американской киноакадемии за лучшую роль второго плана — был справедливой наградой за мастерство. Мэрил Стрип утвердила себя в кино.
 На съемках «Крамера...» Мэрил ужасно ругалась с Дастином Хоффманом. Она все время была в напряжении, нервничала. Он обзывал ее «актерской машиной» и говорил, что акулу называют «машиной убийств», а Мэрил можно назвать «машиной лицедейства».
 Со времени «Крамера...» она окончательно поняла, что кино— не просто искусство, но еще и индустрия, в которой все подчинено законам коммерции.
 После «Охотника за оленями», «Холокоста» и «Крамера против Крамера» Мэрил, неожиданно для себя, попала в число драматических актрис.
 И когда в 1981 году Карел Рейс решил ставить «Женщину французского лейтенанта» по одноименному роману Джона Фаулза, ее пригласили на главную роль. Игра Стрип придала фильму ту многозначность трактовки, которая ощущалась и в романе. Джереми Айронс, который стал ее партнером в фильме, в первый момент был напуган одержимостью, с которой Стрип подходила к каждой сцене. «Она вгрызается в вас и не отпускает до тех пор, пока проблема не решена», — жаловался он репортерам, но постепенно все же научился уважать ее подход к роли и нашел в нем много полезного для себя.
 «У меня остались восхитительные воспоминания об этой роли,— говорит актриса. — Удивительно романтичная история, полная страсти, гениальный роман Фаулза, прекрасная адаптация Пинтера, отличная режиссура Карела Рей-ша. Но вторая роль — современной актрисы, которая играет романтичную героиню, далась мне с трудом, и я полагаю, что не смогла найти в ней изюминку, понять ее душу».
 Второго «Оскара» Мэрил получила за исполнение главной женской роли в экранизации антифашистского романа Уильяма Стайрона «Выбор Софи» (1982). Мэрил Стрип буквально заставила режиссера Алана Пакулу дать ей роль, о чем ему потом не пришлось пожалеть. И если для «Женщины французского лейтенанта» ей нужно было овладеть английским произношением, весьма отличающимся от американского, то здесь пришлось учиться говорить с польским акцентом. Пакула хотел было взять чешскую актрису, Стрип же говорила ему, что может лучше понять Софи, потому что у нее самой двое детей.
 Здесь ей снова пришлось играть две роли, но уже не разных женщин, а одну — в столь различные периоды ее жизни.
 «Что ты знаешь о концлагерях, ты, Натан Ландау?!» — этот крик Софи Завистовской, прошедшей через ад Освенцима, обращен не только к человеку,
 СТРИП МЭРИЛ
 517
 которому она обязана жизнью, но и к миллионам других американцев. В фильме есть страшный эпизод, объясняющий ее ярость. Гитлеровец заставляет женщину решать, кто из двоих детей — сын или дочь — должен пойти в камеру смерти. Трагическое лицо актрисы, играющей мать, поставленную перед столь ужасным выбором, надолго остается в памяти.
 Наконец, еще одна, принципиально важная для актрисы роль. Еще в 1980 году она заинтересовалась историей профсоюзной активистки Карен Силквуд, стремившейся предать гласности угрозу радиоактивности на предприятии, где она работала, и погибшей при невыясненных обстоятельствах Через три года фильм о ней поставил Майк Николе, с которым Стрип работала еще в театре.
 Участие в картине «Силквуд» (1983), вызвавшей недовольство официальных кругов США и средств массовой информации, было актом гражданского мужества. В 1984 году она получила «премию за лидерство» в движении американских киноактеров против ядерных вооружений Ее шею украсил изящный серебряный медальон в форме вопросительного знака
 Следующим этапом для актрисы стали фильмы о любви. В картине «Влюбленные» (1984) Улу Гросбарда она прекрасно показала, как тривиальный любовный адюльтер перерастает в большое, настоящее человеческое чувство В «Ревности» (1985) Майкла Николса Мэрил сыграла реальную женщину — Нору Эфрон. Фильм поставлен по ее книге, где автор рассказывает историю краха своего брака с Карлом Бернстайном — одним из двух журналистов, распутавших «уотергейтское дело». «Фильм о том, как трудно, живя в большом городе, любить кого-либо», — сказал режиссер. Но любить трудно и за его пределами, даже там, где вокруг никого нет, — всей своей игрой утверждает Стрип в фильме Сиднея Поллака «Из Африки», получившем «Оскара» как лучший фильм 1985 года.
 Из современной Америки действие здесь перенесено на черный континент начала десятых годов нашего века. После окончания работы над фильмом режиссер специально отмечал удивительную работоспособность и выдержку актрисы. 101 день в очень трудных условиях, при тропической жаре шли съемки в Африке. Из них Мэрил снималась 99. Все падали от усталости и в конце концов заболели. Но не она.
 Сцену приезда героини на африканскую ферму и ее знакомство с длинным рядом слуг снимали панорамой, одним куском. Стрип провела весь эпизод на самом высоком уровне. Но как только Поллак крикнул. «Снято!» — Мэрил закричала, чтобы ей оголили спину. Костюмерша разрезала на ней платье и оттуда выпало огромное насекомое. Оно ползало по ней все это время, но Мэрил нашла в себе силы не прерывать творческий процесс После этого режиссер заявил, что еще ни разу не сталкивался с подобным самообладанием перед камерой.
 Американские критики никогда не сомневались в исключительных актерских способностях Мэрил Стрип, но они привыкли видеть ее в трагических ролях. Все изменилось, когда на экраны вышел фильм Николса «Оскомина» (1985) — семейная драма с элементами комедии и мелодрамы, где актриса впервые играла с Джеком Николсоном. Мэрил досталась великолепная роль Рейчел — женщины, побывавшей замужем, имевшей любовников, неоднократно преданной ими, вновь влюбившейся и вновь — уже в беременном состоянии — узнавшей, что муж изменяет ей...
 Мэрил никогда не умела довольствоваться достигнутым. Она уже рвалась к другим ролям и иным героиням. Такая возможность представилась, когда известный бразильский режиссер Эктор Бабенко пригласил ее в свой американский фильм «Чертополох» (1987). Роль у актрисы не главная, ибо на первом плане —
 518
 100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
 прекрасный актер Джек Николсон. И в то же время для исполнительницы — этапная. Отвратительной она на экране еще ни разу не была, хотя уже в «Выборе Софи» продемонстрировала удивительную способность резко менять свой внешний облик.
 «Хелен — одно из самых великих перевоплощений Мэрил», — сказал Джек Николсон. Запоминающаяся сцена смерти героини потребовала нескольких дублей В интервалах между ними Мэрил лежала все так же неподвижно. «Что с ней?» — испуганно прошептал режиссеру оператор. Но Бабенко продолжал съемку. Когда она кончилась, женщина не шелохнулась. Только минут через десять она начала выходить из того почти коматозного состояния, в которое она сознательно себя погрузила. «Ну и ну! — изумился режиссер. — Вот это актриса!»
 То же самое с полным правом могли воскликнуть члены жюри Каннского фестиваля во время показа там следующего фильма с участием Стрип — «Крик во тьме» (1988), за роль в котором ей был присужден титул лучшей актрисы. История, рассказанная Фредом Скепси, действительно произошла в Австралии в 1980 году. Актриса играла здесь мать, осужденную за убийство собственного грудного ребенка, пропавшего во время путешествия в горы. Через восемь лет, в свете открывшихся новых обстоятельств Линду оправдывают...
 В тот год Мэрил Стрип впервые попала на Каннский фестиваль Ей предложили восьмерых телохранителей, но она отказалась, о чем вскоре пожалела: «Эти крики, кордон, толпы людей... Все время думаешь только об одном: что где-то прячется чокнутый снайпер. Обратной стороной славы всегда был и остается страх...»
 Известно, что Мэрил Стрип одна из любимейших актрис Роберта де Ниро. Он преклоняется перед ее талантом и ценит ее как человека. «Она — великий комик, — заметил Боб. — Она прекрасна, в ней полно шарма. Обычно женщина в кино основное внимание обращает на то, как она выглядит, то есть ее ведет как бы ее красота. А Мэрил вроде как идет другим путем, и потому она потрясает. Звезды тридцатых годов зачастую имели больше обаяния, чем просто красота Вот такая и Мэрил Она настоящая актриса».
 В 1989 году актриса снялась у Сьюзен Сейдельман в экранизации известной книги английской писательницы Фей Уолдон «Дьяволица». Затем появляется еще в двух комедиях. «Открытки с края бездны» (1990) Николса и «Смерть ей к лицу» (1992) Земекиса Мэрил сказала в одном из интервью. «Я слишком приучила публику к появлению в драмах. Теперь ей будет трудно воспринять меня не всерьез». Однако ее опасения оказались напрасными.
 Не расстается Мэрил и с активной общественной деятельностью. Одержав победу в борьбе против гонки ядерных вооружений, актриса возглавила движение за уменьшение количества нитратов в пище. Стрип лично обратилась в Белый дом с просьбой поддержать эту акцию. «Я хочу ходить в магазин со спокойной совестью, — заявила она, — не боясь, что моим и чужим детям удобрения угрожают опасностью заболеть раком».
 Талантливая женщина всегда помнит о своем гражданском и творческом долге перед людьми. «Великий дар проникновения в чужое «я» дан актерам, — говорит она. — Поэтому именно они способны налаживать связь между сердцами. Кинематограф вытаскивает меня из повседневной жизни в нечто неизмеримо большее и значительное. В человечность Это главное в моем творчестве, то, чего я добивалась в прошлом и чего хочу добиваться в будущем своими экранными ролями».
 СТРИП МЭРИЛ
 519
 Актриса считает несменяемый образ-маску проявлением непрофессионализма, а потому стремится к максимальному разнообразию характеров своих персонажей. Мэрил Стрип всегда ищет чего-то нового, неизведанного. Она снимается в захватывающей приключенческой ленте «Дикая река». Перед съемками — четыре месяца интенсивной гимнастики, плюс — курс йоги и драконовский режим питания. Кроме того, Стрип занималась греблей, плаванием. За две недели до начала съемок — поход на плоту по бурному фарватеру не сценарной, а реальной реки — порожистой, своенравной. Большинство трюков в этом фильме Мэрил выполняет сама. «Мне хотелось сняться в боевике, чтобы произвести впечатление на моих детей. К тому же мне исполнилось 44 года: сейчас или никогда. Я старалась не зря- обычно дети не смотрят моих фильмов, а этот досмотрели до конца. И остались довольны!»
 На премьере картины она «отметилась» на Аллее славы: оставила отпечатки своих ладоней возле кинотеатра.
 В 1995 году она сыграла в фильмах «До и после» Б. Шредера и «Мосты округа Мэдисон» К. Иствуда «Мосты...» пользовались успехом во многом благодаря редкому взаимопониманию между режиссером Клинтом Иствудом и Мэрил Стрип.
 В следующей картине, «Комната Марвина» (1996), которую продюсировал Роберт де Ниро, Стрип сыграла сестру, у которой двое детей. Так она стала экранной мамой Леонардо Ди Каприо.
 В картине «Истинная ценность» Мэрил Стрип сыграла роль умирающей матери. Впервые увидев себя на экране в этом образе, актриса испыталас странные чувства. «Я увидела себя несчастной женщиной, у которой все по-настоящему плохо. Мне показалось, что все это происходит со мной в реальной жизни».
 За пределами съемочной площадки Мэрил Стрип ведет спокойное, упорядоченное существование в своем уютном загородном доме в Коннектикуте, где у мужа большая студия. Обслуживающий персонал — лишь садовник и няня. У Мэрил четверо детей — два мальчика и две девочки. В своих интервью она не раз говорила о том, что не могла бы и мечтать о гармоническом сочетании семьи и работы в кино, если бы не муж Дон, которого она обожает. Он — главный советчик и помощник, как в житейских делах, так и в творческих вопросах.
 В 1999 году Мэрил Стрип не получила «Оскара» за фильм «Истинная ценность» (1998), хотя многие считали, что она достойна этого. Но знаменитая актриса не расстроилась: номинирование на премию Американской киноакадемии — уже большая честь. Она не скрывает, что кино для нее— хобби «.. Я решила полностью и без остатка посвятить себя семье. Кто-то не верит, но я даже довольна, когда нет ролей у меня четверо детей и я хочу быть им настоящей матерью Я уже прошла середину жизни, и актерские заботы отошли на второй план, хотя, должна признаться, что, как бы ни хотела, приходится отрываться от семьи ради кинематографа».
 №4.
 ЛИТЕРАТУРА
 Абдуллаева 3. Брандауэр: 29 августа 1998 года. — М.: Искусство кино, 1999,
 ЛИТЕРАТУРА
 521
 Агишева Н. Инна Чурикова: В театре, в жизни и в кино. — М.: Театр, 1984, №9.
 Актеры зарубежного кино. Вып. 4. — М.: Искусство, 1968.
 Актеры зарубежного кино. Вып. 12. — М.: Искусство, 1978.
 Актеры советского кино. Сб. —М.: Искусство, 1971.
 Алек Гиннесс: «Смотреть на вещи шире...». — М.: За рубежом, 1989.
 Алова Л.А., Боброва О.Б. Анна Маньяни и ее роли. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1990.
 Андрей Миронов. Сб. — М.: Искусство, 1991.
 Арбенин А. Проклятие Гэри Купера. — М.: Караван историй, 1998, № 7.
 Асаркин А. Витторио Гассман. В кн.: Актеры зарубежного кино. Вып. 3. — М.: Искусство, 1966.
 Базен А. Что такое кино? — М.: Искусство, 1972.
 Байен М. «Один шанс из двух» — на двоих! — М.: Экран и сцена, 1998, № 14.
 Бардо Б. Инициалы Б. Б. — М.: Вагриус, 1997.
 Бартошевич А. Лоренс Оливье. — М.: Театральная жизнь, 1990, № 5.
 Бах С. Марлен Дитрих. Жизнь и легенда. — Смоленск: Русич, 1997.
 Безелянский Ю.Н. Вера, надежда, любовь... — М.: Радуга, 1999.
 Бейли К. Кино: фильмы, ставшие событиями. — СПб.: Академичекий проект, 1998.
 Беленький И.В. Дастин Хофман. — М.: Искусство, 1988.
 Беленький И.В. «Лишние люди» Дастина Хофмана. — М.: Искусство кино, 1986, №2.
 Белов В. Инна Чурикова, Глеб Панфилов: Десять лет спустя. — М.: Кинопарк, 2001, №3.
 Бельмондо: что скажут злые языки? — М.: За рубежом, 1996, № 45.
 Беньяш P.M. Павел Мочалов. —М.: Искусство, 1976.
 Бергман И., Берджесс А. Моя жизнь. — Радуга, 1988.
 Бернар С. Моя жизнь. — М.: Радуга, 1991.
 Богемский Г.Д. Актеры итальянского кино. — М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986.
 Богемский Г.Д. Сотворение легенды, или Памятник себе. — М.: Экран, 1993, №11—12.
 Бомко И. Из разговоров в репчасти «Ленкома». — М.: Театральная жизнь, 1995, №4.
 Бондаренко Н. Инна Чурикова: Экзамен сравнением. — М.: Экран и сцена, 1994, №25.
 Бордонов Ж. Мольер. — М.: Искусство, 1983.
 Борисенко Л. Человек — вулкан. — М.: Советская культура, 1990, 6 января.
 Брагинский А.В. Ален Делон на фоне «французскего пейзажа». — М.: Театральная жизнь, 1991, № 17.
 Брагинский А.В. Жан-Поль Бельмондо. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
 Брагинский А.В. Катрин Денев. — М.: Панорама, 2000.
 Брагинский А. Непредсказуемый Делон. — М.: Мир звезд, 1992, № 1.
 Брунс А. «Великий старик» сэр Джон. — М.: Культура, 1994, 30 апреля.
 Булгаков М.А. Мольер. — М.: Молодая гвардия, 1962.
 Бушуева С.К. Итальянский современный театр. — Ленинград: Искусство, 1983.
 Бушуева С.К. Моисеи. — Искусство, 1986.
 Бушуева С.К. Тайна Анны Маньяни. — М.: Театральная жизнь, 1991, № 10.
 Бьяджи Э. Марчелло Мастроянни. — М.: Панорама, 1998.
 Верник В. Мягкая сила. — М.: Неделя, 1993, № 11.
 Визер Р. Софи Лорен остается секс-символом в 64 года. — М.: За рубежом, 1999, №29.
 Виккерс X. Грета Гарбо и ее возлюбленные. — Смоленск: Русич, 1997.
 Виленкин В.Я. Воспоминания с комментариями. — М.: Искусство, 1982.
 Виленкин В.Я. Качалов. —М.: Искусство, 1976.
 Вишневская И.Л. Артист Михаил Ульянов. — М.: Советская Россия, 1987.
 Владимирова З.В. Игорь Ильинский. — М.: Искусство, 1967.
 Владимирцев В. «Навсегда!» — М.: Экран, 1995, № 8.
 Владина К. Пол Скофилд: «А завтра будет другое...». — М.: Культура, 1992, №4.
 Воропаев В. Питер О'Тул: «Я нахожу выгоду интересной, а интерес полностью выгодным». — М.: Век, 1993, № 38.
 Вульф В. Звезды трудной судьбы. — М.: Знание, 1997.
 Гаевский В. Голос Марлен. — М.: Театральная жизнь, 1988, № 18.
 Гене И.Ю. Тосиро Мифунэ. — М.: Искусство, 1974.
 Гербер А.Е. Судьба и тема: Этюды об Инне Чуриковой. — М.: Искусство, 1985.
 Городецкая А. Председатель со свидетелями. —М.: Театральная жизнь, 1997, №9—10.
 Горфункель Е.И. Иннокентий Смоктуновский. — М.: Искусство, 1990
 Грегори М.Г. Незабываемый Лоренс Оливье. — М.: За рубежом, 1989, № 36.
 Дейч А.И.Франсуа-Жозеф Тальма. —М.: Искусство, 1973.
 Де Латур В. Делон как Делон. — М.: Экран, № 1,2,4,5,7.
 Демидова А.С. «А скажите, Иннокентий Михайлович...» — М.: Киноцентр, 1988.
 Демин В. Роберт из ресторана «Трибека». — М.: Экран, 1993, № 9.
 Денисов В. «Железная Кейт». — М.: Театральная жизнь, 1992, № 2.
 Дзюбинская О. Актер Художественного театра. — М.: Театр, 1974, № 9.
 Д'Ивуар. Марлон Брандо: «Весь мир имитирует Станиславского!»— М.: Экран и сцена, 1997, № 22.
 Дитрих Марлен. Азбука моей жизни. — М.: Вагриус, 1997.
 Добротворский С. Лунный Пьеро Великого немого. — М.: Коммерсант-DAILY, 1995, №186.
 Долматовская Г.Е. Род Стайгер. — М.: Искусство, 1976.
 Дрэгон М. Сэр людоед. — М.: Алфавит, 2001, № 20.
 Дьяконов Ю. Трагедия русского артиста. Николай Рыбников: жизнь и творчество. — М.: Смена, 1992,№ 10.
 Дуган Э. Неприступный Роберт де Ниро. — М: ТЕРРА, 1997.
 Дюрант В. Жизнь Греции. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.
 Евгений Леонов: Жизнь и роли. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
 Жежеленко М. Питер О'Тул. В кн.: Актеры зарубежного кино. Вып. 12. — М.: Искусство, 1978.
 Жезлова Н. Естественна, как сама природа. — М.: Культура и жизнь, 1988, № 8.
 522
 100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
 Збруев А. «Евгеша». — М.: Театральная жизнь, 1995, № 4.
 Звезды немого кино. Сб. — М.: Искусство, 1968.
 Звезды Голливуда (80—90-е годы). — М.: Искусство, 1995.
 Звягинцева И. София Лорен. Нарушительница этикетов. — М.: Видео-АСС-премьер, 1995, №25.
 Звягинцева И. Элизабет Тейлор. Последняя богиня Голливуда. — М.: Видео-АСС-премьер, 1994, № 30.
 Зингер Г.Р. Рашель. — М.: Искусство, 1980.
 Зоркая Н. Коклен. В кн.: Труд актера. Вып. IV. — М.: Советская Россия, 1959.
 Зюков Б.Б. Вера Холодная. — М.: Искусство, 1995.
 Иванов А. Ни на чужбине, ни на родине: Мозжухин. Эмиграция. 20-е... — М.: Экран и сцена, 2000, № 48.
 Иванова В. Продолжение «Начала». — М.: Смена, 1979, № 2.
 Иванов-Смоленский Г. Клаус-Мария Брандауэр: «Вас убивают, говоря: «Я вас целую». —М.: Литературная газета, 1991, № 14.
 Илей К. Дастин Хофман — нетипичная звезда. — М.: За рубежом, 1997, № 2.
 Истомин СВ. Самые знаменитые артисты России. — М.: Вече, 2000.
 История зарубежного театра. В 4 тт. — М.: Провещение, 1984.
 Каллистов Д.М. Античный театр. — Л.: Искусство, 1970.
 Калмыкова О. Депардье вошел в историю. — М.: Эхо планеты, 1999, № 8.
 Канин Г. Трейси и Хепберн. — М.: Искусство кино, 1994, № 5.
 Кара С. Вкус правды. — Ленинград: Лениздат, 1979.
 Караваев Д. Джентльмен и каннибал. — М.: Видео-АСС-премьер, 1994, №21.
 Карасек X. Марлен Дитрих — живая легенда. — М.: За рубежом, 1991, № 21.
 Караулов А. Беспартийный актер. — М.: Театральная жизнь, 1990, № 21.
 Караченцев Н.,РайкинаМ. Милый повеса с грустными глазами. — М.: 1991, №3.
 Карцева Е.Н. Берт Ланкастер. —М.: Искусство, 1983.
 Карцева Е.Н. БеттДэвис. —М.: Искусство, 1967.
 Карцева Е.Н. Марлон Брандо, бросающий вызов. — М.: Видео-АСС-пре-мьер, 1994, №24.
 Карцева Е.Н. Роберт де Ниро. — М.: Видео-АСС-премьер, 1995, №27.
 Карцева Е.Н. Сердца трех. — М.: Видео-АСС-премьер, 1994, № 24.
 Карцева Е.Н. Аль Пачино. До и после «завязки». — М.: Видео-АСС-премьер. 1995, №28.
 Карцева Е.Н. Спенсер Трейси. — М.: Искусство, 1970.
 Кедзихо Т. Джельсомину любили все. —М.: Экран и сцена, 1994, № 11—12.
 Келли К. Элизабет Тейлор. —Смоленск: Русич, 1998.
 Кинословарь. —М.: Искусство, 1986.
 Клаус-Мария Брандауэр: «Съемки — это битва». — М.: За рубежом, 1995, №14.
 Клифа Т. София Лорен, агрессивная и уязвимая примадонна. — М.: Экран и сцена, 1997, №36.
 Клюев В. Моисеи. В кн.: Труд актера. Вып. IV. — М.: Советская Россия, 1959.
 Ковалев Ю.В. Джон Гилгуд и английский театр. В кн.: Д.А. Гилгуд. На сцене и за кулисами. — Ленинград: Искусство, 1969.
 Ковалев Ю.В. Пол Скофилд. —Ленинград: Искусство, 1970.
 Коваленко Ю. Высокий блондин, в котором спит Че Гевара. — М.: Известия, 1994, №18.
 Комеди Франсез. Сб. —Ленинград: Искусство, 1980.
 ЛИТЕРАТУРА
 523
 Компаниченко Г. С открытым забралом. — М.: Экран, 1995, № 1.
 Компаниченко Г. Мерил Стрип. Пережить свой ад. — М.: Видео-АСС-премьер, 1996, №31.
 Коттрел Дж. Лоренс Оливье. — М.: Радуга, 1985.
 Краснова Г.В. Легенда XX века. В кн.: Марлен Дитрих. Азбука моей жизни. — М.: Вагриус, 1997.
 Краснова Г.В. Роми Шнайдер. —М.: Искусство, 1993.
 Кугель А.Р. Театральные портреты. — М.: Искусство, 1967.
 Кудрявцеве. 500 фильмов. —-М.: ИКПА, 1991.
 Лебовски X. Барышня и хулиган. — М.: Караван историй, 1999, № 9.
 Леонтьевский Н. Три приезда Сары Бернар в Россию. —М.:Театр, 1970,№2.
 Лындина Э. На-зи-мо-ва!.. — М.: Экран, 1994, № 10.
 МагенЖ.-М., Маген А. Шекспир. —Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
 Максимова В. С вечностью наедине. К 70-летию М.А. Ульянова. — М.: Театральная жизнь, 1997, № 9—10.
 МанжеК. Жерар Депардье — «дядюшка миллиард». —М.: За рубежом, 1997, №12.
 Мерил Стрип. Фотоальбом с комментариями. — М.: Экран и сцена, 1998, №40.
 Месхи Н. Кино и вино от Депардье. — М.: Видео-АСС-премьер, 1994, № 24.
 МетелинаЕ., Никулина М. М.Ульянов. —М.: Киномеханик, 1987, № 10.
 Милосердова Н. Фаина Раневская. — М.: Киномеханик, 1986.
 Минц Н.В. Эдмунд Кин. —М.: Искусство, 1957.
 Минченок Д. Марлен, грешный ангел. — М.: IMPERIAL, 1995, № 32.
 Миронова В. Бербедж Ричард. В кн.: «Театральный календарь. 1992». — Ленинград: Искусство, 1991.
 Михаэльсен С. Марлон Брандо — звезда на закате. — М.: За рубежом, 1992, №22.
 Мордюкова Н. Не плачь, казачка. — М.: Олимп; Смоленск: Русич.
 Мосина Е. Жан Маре. Две ипостаси. —М.: Экран, 1991, № 18.
 Мочалова Л.Г. Генри Ирвинг. —- М.: Искусство, 1982.
 «Мужчина и женщина»: мужчина. — М.: Видео-АСС-премьер, 1994, № 22.
 Мусина М. Обреченные. Ален Делон и Роми Шнайдер. — М.: Караван историй, 1999, №2.
 Мышкина А. Искушение Одри Хепберн. — М.: Караван историй, 1999, № 5.
 Мягкова И. Гастрольный бум. — М.: Театральная жизнь, 1988, № 7,9.
 Назаров А. Линия Пачино. — М.: Эхо планеты, 1996, № 42.
 Никифорова В. Король в Нью-Йорке. — М.: Московский наблюдатель, №3—4,1997.
 Николаевич С. Роми Шнайдер: лицо и судьба. — М.: Театральная жизнь, •1990, №24.
 Нильсен А. Безмолвная муза. —М.: Искусство, 1971.
 Новикова Л. Экзамен, который не кончается. —М.: Театральная жизнь, 1991, №22.
 Новикова Л. Голос во вселенной. — М.: Театральная жизнь, 2000, № 7.
 Носова В.В. Комиссаржевская. — М.: Молодая гвардия, 1964.
 Образцова А.Г. Современная английская сцена (на рубеже 70-х). — М.: Наука, 1977.
 Одри. Самая прекрасная леди. — М.: За рубежом, 1993, № 6.
 О Раневской. Сб. — М.: Искусство, 1988.
 524
 100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ
 Орлова М. «Это катастрофа! Я вас люблю!» — М.: Смена, 1998, № 2.
 Орфей ушел. Прощание с Жаном Маре. — М.: Экран и сцена, 1998, № 45.
 Осипов А.А. Актеры французского кино. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1991.
 Павлючик Л. Нонна Мордюкова: «Будешь падать— держись за землю». —| М.: Искусство кино, 1994, № 6.
 Паркер Дж. Шон Коннери. —
 Раззаков Ф.И. Актеры всех поколений. — М.: ЭКСМО, 2000.
 Рассказы о русских актерах. — М.: Искусство, 1989.
 Романов А.В. Любовь Орлова. — М.: Искусство, 1986.
 Робинсон Д. Чарли Чаплин. — М.: Радуга, 1990.
 Росси Э. Сорок лет на сцене. — М.: Искусство, 1976.
 Рыкова Н.Я. Адриенна Лекуврер. — Ленинград: Искусство, 1967.
 Рудницкий К. Предназначенье. —М.: Искусство кино, 1984, № 11.
 Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. — М. 1997.
 Рэндалл Т. Запоздалое счастье Хэмфри Богарта. — М.: Караван историй, 1999, №3.
 Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.4. — М.: Искусство, 1982.
 Саммерс Э. Богиня. Тайны жизни и смерти Мерилин Монро. — Смоленск: Русич, 1997.
 Свинаренко И. C'est la vie Алена Делона. — М.: Домовой, 1997, № 4.
 Свободин А.П. Театр в лицах. — М.: Знание, 1997.
 Синьорелли О. Элеонора Дузе. — М.: Искусство, 1975.
 Скороходов Г. В поисках утраченного. — М.: Рутена, 2000.
 Славич Ю.М. STARS: из частной жизни кинозвезд. — М.: Панорама, 1996.
 Соболев Р.П., Соболев Е.Р. Актеры индийского кино. — М.: ВТПО «Киноцентр», 1989.
 Сокольская А.Л. Актеры зарубежного кино. Вып. 2. — М.: Искусство, 1965.
 Соловьева И.Н., Шитова В.В. Жан Габен. — М.: Искусство, 1967.
 Старикова Л. Снова о Федоре Волкове. — М.: Театр, 1989, № 2.
 Ступников И.В. Дэвид Гаррик. — М.: Искусство, 1969.

<< Пред.           стр. 21 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу