<< Пред.           стр. 25 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 «КОКОН» НА КАБЕДЕ
 
 Однажды в советское посольство в США позвонил, а затем и лично явился американец, назвавшийся мистером Лонгом, бывшим сотрудником АНБ. Он предложил свои услуги и в качестве расчетной единицы пожелал использовать золотые слитки. Это было в 1980 году.
 
 О себе он рассказал, что в 1979 году, после увольнения из АНБ, его финансовое положение резко ухудшилось. Затеянное строительство собственного дома потерпело крах из-за того, что приобретенные строительные материалы были разворованы, а страховка оказалась недостаточной для компенсации убытков. Семья проживала в лачуге, а его заработка — немногим больше 2000 долларов в месяц — едва хватало на то, чтобы содержать ее. Это и явилось причиной его поступка. Предложение мистера Лонга о сотрудничестве было принято.
 
 Много тайн на дне морском...
 
 Ему тут же, в посольстве, сбрили бороду, переодели в другой костюм и, посадив в микроавтобус, вместе с посольскими работниками отвезли в жилой комплекс посольства. Там накормили и затем скрытно вывезли к месту парковки его автомобиля. Следующая встреча с мистером Лонгом была «азначена в Вене.
 Первая поездка в Вену состоялась в октябре 1980 года. Теперь Мистер Лонг раскрыл свое настоящее имя — Рональд Пелтон — и передал встретившемуся с ним сотруднику советской разведки подробные сведения о себе и о деятельности АНБ (он их выкладывал в течение четырех дней, по 8 ч в день).
 Пелтон рассказал, что после окончания школы в роднбм городке Бентон-Харбор в шт. Мичиган он, хотя и обладал достаточными знаниями и способностями, чтобы поступить в колледж, из-за недостатка средств был вынужден пойти на службу в ВВС. В 1964 году, проработав в ряде разведывательных подразделений и выучив русский язык, оставил военную службу, а в 1965 году перешел а АНБ, где и трудился до
 1979 года.
 Основная задача АНБ — информирование руководства и разведывательных ведомств США. Над получением, анализом и обработкой материалов трудятся сразу несколько служб и подразделений. Основной источник получения материалов — перехват и дешифровка радио, телефонной телеграфной и другой информации. Ее количество таково, что архив АНБ содержит миллионы километров бумажной ленты записей перехвата. Поданным за 1980 год, АНБ засекречивало в среднем от 50 до 100 млн документов в год, а уничтожению подлежало около 40 т секретных бумаг в день.
 В конце 1970 — начале 1980-х годов АНБ состояло из 10 подразделений. Четыре были непосредственно связаны с добыванием информации из каналов связи. В одном из них, именуемом «Производство», и работал мистер Лонг — Рональд Пелтон. Первоначально подразделение делилось на несколько частей, которые занимались: советскими шифросисте-мами высокой стойкости и методами их вскрытия; советскими шифрами средней и слабой стойкости; шифросистемами социалистических стран; шифросистемами всех остальных стран. В начале 1960-х годов, после бегства в СССР двух криптоаналитиков АНБ Уильяма Мартина и Бернона Митчелла, «Производство» было реорганизовано. В нем были организованы так называемые группы, которые именовались по буквам английского алфавита: «А» - СССР и его союзники, «В» - социалистические страны Азии, «О» — страны третьего мира, а также сообщения, посылаемые из США в США, «С» — машинная обработка и «№» — перехват. В 1965 году при агентстве была открыта Национальная криптографическая школа (НКШ) для подготовки квалифицированных кадров. Как сообщает о нем американский, автор Рональд Кесслер, Пелтон успешно окончил НКШ и работал в группе «А» «подразделения». По его же данным, Пелтон успешно сотрудничал с советской разведкой пять лет, получив около 35 тыс. долларов, плюс деньги на оперативные расходы. Он был арестован весной 1985 года и в июне 1986 года предстал перед судом.
 452
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
 
 Но вернемся немного назад. Начало 1960-х годов можно назвать периодом наибольшего противостояния двух сверхдержав — СССР и СВДА. Именно в этот период произошли скандалы, связанные с полетом шпионского самолета «У-2», с обнаружением американского шпионского туннеля из Западного Берлина в Восточный. Именно тогда США начали проводить рассчитанную на многие годы крупномасштабную программу охвата Советского Союза блокадным кольцом стационарных и передвижных станций перехвата для слежения за его территорией.
 
 Одной из самых секретных американских разведывательных программ в конце 1970-х годов было использование подводных лодок, которые систематически проникали в советские территориальные воды, иногда | даже добираясь до военных портов.
 
 Гордостью разведки ВМС США стала сверхсекретная операция «Вьюнок» — перехват информации с подводных кабельных линий связи. При этом исходили из того, что русские, полагая, что подводные кабели подслушивать невозможно, используют сравнительно несложные шифры, а в ряде случаев ведут переговоры открытым текстом.
 
 Первое время для перехвата переговоров использовались подводные лодки. Но неудобство заключалось в том, что субмариньь были вынуждены длительное время неподвижно стоять над кабелем. Требовалось заменить подводные лодки стационарным аппаратом, работающим автоматически, способным накапливать информацию и периодически «давать» ее подводной лодке, приходящей на связь. Такой аппарат был создан специалистами из АНБ в сотрудничестве с военными моряками. Аппарат, получивший название «Кокон»), имел довольно сложное устройство и состоял из двух контейнеров, которые могли снимать информацию с кабеля без вскрытия его внешних оболочек. Источником питания служил атомный реактор.
 
 При проведении операции «Вьюнок» «Кокон» был прикреплен к советскому подводному кабелю, проложенному по дну Охотского моря и соединяющему материк с полуостровом Камчатка. Именно по нему, по мнению АНБ, проходила информация, связанная с испытанием советских баллистических ракет, которую и намеревались получить американцы. Водолазы с подводной лодки установили «Кокон» с помощью робот та. На аппарате красовалась табличка: «Собственность правительства США», словно специально оставленная как улика!
 
 «Кокон» проработал недолго. Как-то раз, в 1981 году, на снимках полученных со спутника, американцы заметили скопление советских судов именно там, где находился «Кокон». Сначала этому не придали а серьезного значения, полагая, что рыбаки обнаружили крупные косяки рыбы и спешат взять большой улов. Но когда американская подводная лодка несколько позже прибыла в этот район для замены пленок, выяснилось, что «Кокон» исчез.
 
 Вот что рассказал в газетном интервью бывший командующий Тихоокеанским флотом СССР, адмирал в отставке, Владимир Сидоров: «Рыбаки, выйдя в море за камбалой и крабами, зацепили телефонный кабель и порвали его. Мне позвонили с Камчатки и сообщили, что из-
 
 за недисциплинированности рыбаков (в навигационных картах район, где пролегал кабель, был объявлен запретным для рыбной ловли) полуостров лишился связи. Попросили прислать кабельное судно, чтобы найти обрыв и восстановить связь.
 Судна под рукой не оказалось — шли работы по прокладке кабеля в районе острова Сахалин. И только после окончания работ кабельное судно «Тавда» было мною переброшено в район предполагаемого обрыва.
 Обрыв был обнаружен быстро, однако на Охотское море надвигался глубокий циклон, в районе прогнозировался ветер силой до 30 м в секунду. Решили до окончания штормовой погоды направить судно в Магаданский порт. И вдруг ночью от командира кабельного судна приходит донесение о том, что во время поиска обрыва на кабеле обнаружен огромный контейнер иностранного производства, поднять который из-за плохой погоды нельзя. Кроме того, он настолько тяжел, что поднять его можно только носовым краном, на что потребуется не менее
 2 часов.
 В 5 утра командир «Тавды» доложил, что контейнер весом 7 тонн, длиной 5 метров поднят на борт. В голосе командира чувствовалась тревога — в хвостовой части контейнера повышается температура.
 В Магаданскую гавань по погодным условиям судно зайти в тот день не смогло. И только через сутки оно было поставлено к стенке разгрузки, а затем контейнер на большом грузовике доставили на аэродром.
 Там контейнер осмотрела большая группа экспертов КГБ и специалистов флота. Пришли к выводу, что он взрывоопасен. Кто-то предложил, от греха подальше, вывезти его за пределы аэропорта и взорвать. Но после дополнительных консультаций все же решили не взрывать, а направить в Москву. Так и поступили».
 В Москве «Кокон» был тщательно обследован. Было установлено, что он является подслушивающим устройством, а повышение температуры, взволновавшее советских моряков, было вызвано ядерным реактором.
 Естественно, что исчезновение «Кокона» встревожило спецслужбы США. В секретном докладе, подготовленном разведкой ВМС США в 1982 году в связи с расследованием обстоятельств пропажи «Кокона», случайность, как причина его обнаружения русскими, полностью отрицалась. В докладе утверждалось: «Русские точно знали, где и что искать». «Козла отпущения», вольного или невольного, нашли в Рональде Пелтоне. В первый же день судебного разбирательства ему было предъявлено обвинение в том, что данные об операции «Вьюнок» он передал советской разведке. В качестве свидетелей были допрошены два сотрудника АНБ, давшие оценку ущербу, который Пелтон нанес США. Руководитель группы «А» Уильям Кроуэлл подтвердил, что подслушивающее устройство в Охотском море! «давало нам возможность взглянуть изнутри на вооруженные силы, их относительную численность и планируемые ими маневры». Дэвид Бейкон, бывший непосредственный начальник Пелтона, под присягой заявил, что те 57 кабельных каналов связи, проходивших по дну Охотского моря, на перехвате которых АНБ сконцентрировало свои усилия, позволяли АНБ проникать на «самые вые-
 454
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
 
 ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
 
 455
 
 шие уровни власти в СССР». Правда, эти показания привели к тому, что АНБ и в целом американскому государству пришлось признать, что они занимались неблаговидным делом — перехватом чужих сообщений. Но это уже «издержки производства».
 
 Каким образом американская контрразведка вышла на Пелтона? В конце 1980-х годов в американскую печать просочились сведения, что обстоятельства утечки информации об операции «Вьюнок» стали ясны после показаний одного из бывших сотрудников КГБ в 1985 году. Эта наводка, по сообщениям американских СМИ, помогла сузить круг подозреваемых в работе на советскую разведку путем «прочесывания»1 всех сотрудников АНБ, которые имели или могли иметь отношение к операции в Охотском море и таким образом выйти на Пелтона.
 
 Но так ли это — сказать трудно. Остается добавить, что, по мнению авторитетного российского эксперта Вячеслава Тупицына, «несмотря на всю уникальность новой аппаратуры, о большой ее эффективности говорить не приходится, так как по правительственному кабелю сигнал уходит уже зашифрованным, и расшифровать информацию можно только с помощью специального ключа. Если же его нет, на расшифровку может уйти лет сто. Какую-то информацию, не являющуюся государственной тайной, американцам, возможно, удалось снять, но не более». Его поддержали и другие эксперты, полагающие, что деньги американских налогоплательщиков были выброшены в Охотское море.
 
 Что касается Рональда Пелтона, то в июне 1986 года суд решил, что его признание в шпионской деятельности и показания соответствуют действительности. Несмотря на чистосердечное раскаяние обвиняемого и помощь, оказанную им в ходе следствия, суд приговорил его к пожиз- „| ненному тюремному заключению.
 
 ТРАГИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ 007
 
 В ночь на 1 сентября 1983 года в советское воздушное пространство I сначала над Камчаткой, а затем над Сахалином вторгся неизвестный самолет. На перехват были направлены советские истребители, которые потребовали от него приземлиться на ближайшем аэродроме. Самолет был гражданским «Боингом-747», но его изображение на экране совпадало с изображением американского самолета-разведчика РС-135.
 
 Несмотря на передаваемые команды, самолет упорно продолжал лететь над советской территорией. Когда все средства заставить экипаж приземлиться были исчерпаны, самолет сбили. Погибло 269 человек. «Боинг» оказался южнокорейским и следовал по маршруту Нью-Йорк — Сеул.
 
 Уже на другой день во всем мире поднялась злобная пропагандистская шумиха против СССР, направляемая из США. Рейган обозвал СССР «империей зла», забыв, что американский крейсер «по ошибке» сбил иранский пассажирский аэробус над Персидским заливом, и тут же потребовал от Конгресса увеличения денег на военные расходы. Так что же произошло на самом деле?
 
 Как могло случиться, что крупный, оснащенный самым современным навигационным оборудованием самолет, ведомый опытнейшими летчиками, мог так заблудиться?
 
 Рейс 007 начался в Нью-Йорке. «Боинг» без происшествий долетел до Анкориджа на Аляске. Техники провели проверку оборудования. Самолет еще не налетал предельного километража, был «молодым», кроме того, всего за три недели до этого он прошел полное техническое обслуживание и проверку. И на этот раз все оказалось в порядке; четыре независимые навигационные системы были полностью исправны. В одном компасе обнаружили незначительные неполадки, но другой вполне обеспечивал нормальный полет. ^
 
 В Анкоридже сменился экипаж. Он оказался необычайно большим: вместо 18—29 человек. Что это были за люди и чем они занимались в полете? Во всяком случае, пассажиров, которых набралось всего 240 вместо обычных 350, они не обслуживали и не развлекали.
 
 Еще один маленький, но чрезвычайно примечательный штрих. Летчики команды, летевшей в Сеул, как обычно, застраховались, но на этот раз на очень большие суммы. Почему бы это? Не плата ли за риск?
 
 Командиром нового экипажа стал полковник резерва ВВС Южной Кореи, один из лучших корейских летчиков Чун Бун Сун. Он не был новичком на линии Анкоридж — Сеул, работал на ней пять лет и мог провести по ней самолет, как говорится, с закрытыми глазами. О его личных качествах говорила кличка «человек-компьютер», настолько блестяще он разбирался в электронике, и характеристики, которые давали ему знавшие его люди:, агрессивный тип, всегда готовый на риск и не признающий никаких компромиссов. В качестве аса он принимал участие во многих воздушных парадах, налетал более 10 000 часов. Как специалист высокого класса характеризовался и второй пилот Сон Дон Вин. Но на самолете был и еще один «пилот» — это ИНС (информационная навигационная система). Она представляет собой одно из крупнейших достижений XX века в области электроники. В систему входят
 
 Южнокорейский авиалайнер «Боинг-747», сбитый советским истребителем
 456
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
 
 три компьютера, дублирующие друг друга, так что, если два из них по какой-то причине откажут, третий будет продолжать вести самолет с удивительной точностью, при которой отклонение составит не более одной мили на 5000 миль пути. Чтобы исключить влияние «человеческого фактора», программа записывается на дискеты и вставляется в компьютеры готовой. После этого проводится ритуальная процедура проверки: бортинженер прокручивает дискету на своем компьютере, а первый и второй пилоты на своих компьютерах проверяют соответствие программы плану полета. На этот раз в Анкоридже все это было проделано, но почему-то делалось на 40 минут дольше, чем обычно, заставляя поволноваться ожидавших взлета пассажиров.
 
 Произошло и еще одно, не замеченное посторонними, необычное и необъясненное событие. Оно касалось заправки самолета горючим. Обычно количество горючего рассчитывается компьютером с большой точностью, с учетом загрузки самолета, скорости, ветра, температуры и необходимого аварийного запаса. Это количество печатается на принтере и вносится в план полета. При этом пилоты никогда не делают своих поправок. Однако Чун Бун Сун неожиданно перечеркнул заявку ЭВМ и потребовал залить дополнительно 5 т горючего, что и было сделано. И это при том, что корейская авиакомпания борется за экономию топлива и считает буквально каждый галлон.
 
 Итак, уже к моменту старта можно было насчитать немало «мелочей», каждая из которых могла бы и не обратить на себя внимание, но которые после всего случившегося в своей совокупности стали грозным предзнаменованием: «перебор» с числом членов экипажа при меньшем чем обычно числе пассажиров, крупная страховка летчиков, 40-минутная задержка, связанная с программированием полета и, наконец, 5 т дополнительного топлива.
 
 И еще одна деталь: через 14 минут после старта рейса 007 с аэродрома в Анкоридже поднялся самолет рейса 015, идущий тем же маршрутом в Сеул, и долгое время самолеты шли почти рядом, пока их пути не разошлись навеки.
 
 Помимо ИНС на «Боинге» были и другие навигационные средства, в том числе радиоаппаратура наведения на наземные радиомаяки, в частности на радиомаяк в поселке Бетел, к юго-западу от Анкориджа.
 
 Американские власти всячески препятствовали ознакомлению с любой документацией, связанной с рейсом 007. Однако кое-что лежало на поверхности. Установлено, например, что лайнер начал отклоняться от курса сразу же после вылета. Через 50 минут после старта 007 доложил, что прошел Бетел. На самом деле самолет прошел на 18 километров севернее. Казалось бы, пустяк для такого продолжительного маршрута. Но это направление уже вело самолет вглубь советской территории. Он летел в сторону района, который на навигационной карте находился за толстой чертой. Вдоль всей черты шла надпись: «Внимание! Самолет приближается к зоне, где он может быть обстрелян без предупреждения».
 
 Если бы самолет шел по курсу, запрограммированному ИНС, то отклонение от курса над Бетелом могло составить не более 100 м! Не боль-
 
 ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
 
 457
 
 шее отклонение дал бы и автопилот, наведенный на маяк Бетела. Напрашивается вывод: пилот умышленно отключил радионавигационное оборудование и вел самолет вручную! Ведь не могло же оборудование полностью выйти из строя, а экипаж даже не заметил этого. Как не мог не заметить и того, что радар и компас свидетельствуют о том, что они пересекают совсем не ту точку на побережье Аляски, которую должны были бы пересечь, следуя по своему маршруту, носящему красивое имя Ро-мео-'20. Ведь радар четко показывал очертания побережья Аляски.
 Остается предположить, что в ИНС была заложена измененная программа полета, а это не могло быть сделано без ведома экипажа. Значит, говоря языком юриспруденции, в действиях пилотов присутствует не преступная неосторожность и небрежность, а преступный умысел. Это видно хотя бы из того, что все их сообщения о местонахождении самолета, начиная с Бетела и дальше, были ложными.
 Значительную часть пути, пока 007 и 015 шли параллельными курсами вблизк друг от друга, 007 использовая^О 15 в качестве ретранслятора для переговоров с Анкориджем. Причина этого неясна, так как на 007 было установлено такое же радиооборудование, как и на 015. Но так или иначе, он и через 015 сообщал данные, свидетельствующие о том, что фактически находился не в тех точках, которые называл, а в других. Обратим внимание еще и на такую деталь. Скорость ветра, сообщаемая 007, резко отличались от зафиксированной 015, хотя 007 шел якобы всего лишь в нескольких минутах полета впереди.
 Когда через 015 поступило очередное сообщение о местонахождении 007, он фактически находился в 240 км к северу от того места, которое указал, и всего в 180 км от Камчатки, береговая линия которой уже должна была появиться на экранах его локаторов.
 Как раз в это время в «игру» вступил шпионский самолет США РС-135. Его встреча с 007 произошла к северу от Командорских островов. Чтобы попасть туда, Чун должен был еще раз сменить курс, игнорируя ИНС.
 На экранах локаторов советской системы ПВО сигнал 007 появился в 15.51 и через 10 минут совместился с сигналом РС-135. Десять минут они шли рядом, в непосредственной близости один от другого, чуть ли не смыкаясь на экране локатора. Затем один из них сделал разворот и ушел с экранов. Другой продолжал движение в направлении Камчатки. На экранах локаторов невозможно было определить, который это из двух
 самолетов.
 На военном аэродроме была объявлена боевая готовность, и когда в 16.30 007 вторгся на территорию Камчатки, то уже через две минуты в воздух поднялись истребители~перехватчики. Почему они не прервали полет нарушителя над Камчаткой? Существуют разные объяснения, но все это только догадки, поэтому в их обсуждение вдаваться не будем. Факт остается фактом. В воздушном пространстве над Камчаткой «Боинг» находился в течение 38 минут, после чего вышел на Охотское море и направился в сторону Сахалина. К этому времени тревогу забили все. средства ПВО Дальнего Востока.
 458
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
 
 Когда «Боинг» приблизился к Сахалину, в воздух поднялись советские перехватчики. Они неоднократно пытались связаться с ним на международной аварийной частоте. Чун на это никак не реагировал.
 
 Напряжение нарастало. Если будут упущены несколько минут, то нарушитель может уйти безнаказанным. Его надо или вынудить к посадке, или сбить. Третьего не дано. Летчики — военные люди, они должны выполнить приказ, да к тому же некогда предаваться эмоциям. В их распоряжении всего 10 минут.
 
 В интервью по телевидению советский военный летчик впоследствии рассказывал об этих минутах: «Он летел практически над нашей базой. Я подошел к самолету и показал ему свои бортовые огни. Естественно, они должны были увидеть их. Потом я послал четыре очереди трассерами перед носом «Боинга». Огни видны за много километров, и конечно, они должны были увидеть их. Я также покачал крыльями. Они должны были увидеть огни и освещенные крылья».
 
 Однако, несмотря на то, что буквально под носом у Чуна был хорошо оборудованный аэродром, на который ему приказывали сделать посадку, он не подчинился. Напротив, он предпринял маневр,, только усиливающий подозрение. Увеличив скорость, он бросил самолет вниз, после чего стал резко набирать высоту. Перехватчик немедленно среагировал на действия нарушителя. В 18.26.20 он доложил: «Ракеты пущены». В 18.26.22 — «Цель поражена». Полет 007 (номер-то какой многозначительный выбрали его хозяева!) закончился. В районе острова Монне-рон он упал в воду.
 
 Конечно, безумно жалко мужчин, женщин, детей — пассажиров авиалайнера, ставших невинными жертвами задуманной кем-то невиданно жестокой и коварной разведывательной и провокационной операции. В том, что этот полет был предпринят с целью разведки, сомнений нет. Не случайно за время рейса 007 американский спутник-шпион «Фер-рет-Д» сделал три витка, совпадающие с маршрутом «Боинга» над Чукоткой, Камчаткой, Сахалином. Связка «007 — «Феррет-Д» выявляла систему наших радиолокационных систем от Чукотки до Сахалина и проверяла боеготовность нашей авиации.
 
 Всякие версии о том, что 007 сбился с курса и заблудился случайно, что пилоты намеренно изменили курс, чтобы сэкономить горючее, что советские подразделения ПВО намеренно сбили самолет с курса с помощью электронных помех его навигационному оборудованию, не выдерживают критики.
 
 Кстати, по поводу последней версии можно заметить, что, во-первых, проникновение внутрь И НС со стороны и теоретически и практически невозможно, а во-вторых, судя по маршруту, по которому реально летел 007, оно должно было начаться с момента старта в Анкоридже. К тому же у экипажа были и другие навигационные системы, да и просто глаза, которыми можно было увидеть Камчатку и сообразить, что залетели не туда.
 
 Наконец, рейс 007 был не только шпионским, но и провокационным. Его гибели ждали и желали, и на другой же день начали небывалую антисоветскую кампанию. Благодаря ей Конгресс США немедленно одоб-
 
 ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
 
 459
 
 рил ассигнования по программе межконтинентальных ракет США, химического и бактериологического оружия, к чему и стремилась админи~ страция Рейгана. Очень'кстати пришлась гибель самолета для «доказательства» тезиса о «нарушениях» Советским Союзом договора о противоракетной обороне.
 Есть еще одна гипотеза о роли самолета-разведчика РС-135. Японский военный обозреватель Акио Ямакава на пресс-конференции, созванной Обществом по выяснению правды об инциденте с корейским пассажирским самолетом КАЛ-007, сообщил, что, хотя Рейган в своем первом заявлении утверждает, что РС-135 находился вблизи 007 лишь в самом начале полета, а потом вернулся на свою базу, на пленке, переданной американцами японским силам самообороны, отчетливо зафиксировано, что РС-135 находился рядом с 007 всего лишь за 8 минут до его гибели, не предупредив Чуна, чем тот рискует. Позже пленка была расшифрована, текст представлен в ООН и опубликован в печати, но многие важные документы почему-то исчезли. И вообще, в деле об этом инциденте есть еще много неясного. От автора.
 В октябре 1983 года я участвовал в советской выставке в Западном Берлине. Руководство выставки очень опасалось возможных провокаций в связи с гибелью корейского авиалайнера. Нас тщательно инструктировали, учили, как вести себя в случае провокации, как отвечать на каверзные вопросы. Но выставка прошла на удивление спокойно, при полном дружелюбии посетителей. Никто вопросов о лайнере не задавал. И так как нас просили изучать «общественное мнение», я сам стал задавать вопросы посетителям-немцам об их отношении к событию. Представьте мое удивление, когда ни один из опрошенных не выразил свое возмущения по поводу инцидента. Я опросил человек семь-восемь. Дословно ответы были разными, но суть их сводилась к одному: «Порядок есть порядок, и незачем самолетам летать над чужой территорией. Вы поступили правильно».
 Конечно, это были немцы, щепетильные ценители орднунга — порядка. Может быть, у представителей других наций было другое мнение. Но факт остается фактом.
 ДЕЛО ЭЙХМАНА
 В борьбе за чистоту «арийской расы» гитлеровская Германия уничтожила 6 млн евреев. Это ужасное преступление совершили представители нации, которая дала миру Бетховена и Моцарта, Гете и Шиллера, Канта и Энгельса. ,
 И та же нация всего за несколько лет господства нацизма породила тысячи и тысячи профессиональных убийц. Исследователь К. Браунинг в работе о 101-м резервном батальоне, расстрелявшем в Польше в 1942— 1943 годах более 38 000 евреев, весьма подробно "рассматривает вопрос мотивации этих преступников. Среди причин, по которым эти резервисты-полицейские стали убийцами, он называет следующие факторы:
 460
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ I
 
 ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
 
 461
 
 Военный преступник Адольф Эйхман
 
 «ожесточение во время войны, расизм, узко исполнительский подход при нарастании рутины, особый подбор состава, карьеризм, слепая дисциплина и вера в авторитеты, идеологическая обработка и приспособленчество».
 
 Как известно, Гитлер преследовал две главные цели: завоевание «жизненного пространства» на востоке и уничтожение европейского еврейства. Правда, перед началом войны с СССР Гиммлер говорил: «Сокращение славянского населения на 30 млн составляет цель войны в России». О том же Геринг говорил итальянскому министру иностранных дел графу Чйано; «В этом году в России умрут от голода от 20 до 30 млн человек. Возможно, это даже хорошо, так как численность определенных народов должна быть сокращена».
 
 Так что антиславянские амбиции фашистов были ничуть не меньше, нежели антиеврейские. Систематическое истребление евреев началось непосредственно после начала войны против Советского Союза.
 
 Для осуществления политики геноцида бь!ли построены концлагеря смерти Освенцим, Майданек и другие, первоначально предназначенные для советских военнопленных, которых эсэсовская империя Гиммлера должна была сохранить как рабов. Но так как в Освенциме из первоначальных 10 000 советских военнопленных в январе 1942 года содержалось лишь несколько сотен (остальные были зверски умерщвлены или умерли от голода); Гиммлер приказал депортировать в концлагерь 150 000 немецких евреев. Методы уничтожения людей, применявшиеся при геноциде евреев, также были впервые опробованы на советских военнопленных. В начале сентября 1941 года заместитель коменданта лагеря Фрич опробовал отравляющее действие «Циклона Б» примерно на 600 пленных и 250 неработоспособных узниках лагеря. После уничтожения еще двух эшелонов советских пленных в Освенциме началось уничтожение газом евреев.
 
 Адольф Эйхман был одним из идеологов «окончательного решения еврейского вопроса» и еще с 1934 года являлся экспертом по вопросам сионизма Главного имперского управления безопасности нацистской Германии. Он стал одним из инициаторов превращения лагеря Освенцим в место массового истребления людей. В 1944 году Эйхман на территории Венгрии возглавлял реализацию «окончательного решения». Тогда в Освенцим из Венгрии было направлено 437 000 евреев.
 
 После Второй мировой войны многие нацистские преступники понесли заслуженное наказание на Нюрнбергском и других процессах. Но некоторым преступникам, в том числе и Эйхману, удалось скрыться.
 
 Союзники постепенно теряли интерес к преследованию фашистских преступников, а некоторых из них даже брали к себе на службу (например, генерала Хойзингера).
 Охоту за палачами продолжило специальное еврейское формирование, получившее название «Ханокмин» — «Карающие ангелы». Его агентурная сеть была раскинута по всей Европе. Ею были выявлены, захвачены и казнены сотни нацистов, сотрудников СС, работавших в концлагерях. Однако Эйхману до поры до времени удавалось скрываться от
 «Ханокмина».
 В 1957 году Л. Херман, слепой еврей, проживавший в Буэнос-Айресе, сообщил, что его дочь встречалась с молодым человеком по имени Николас Эйхман, который хвастался заслугами своего отца перед фашистской Германией. Спецслужба Израиля тотчас же взялась за проверку этого сообщения и установила, что молодой человек является сыном Адольфа Эйхмана, проживающего по адресу: Буэнос-Айрес, Оливос,
 улица Чакабуко, 4261.
 Шеф израильской разведки «Моссад» Исер Харел, получив эту информацию, дал задание прежде всего перепроверить ее. Речь могла идти о простом совпадении — ведь настоящий Эйхман скрывался скорее всего под другим именем.
 После доклада премьер-министру Бен-Гуриону было решено, что если этот человек действительно окажется разыскиваемым, то следует не просто ограничиться его ликвидацией, а доставить его в Израиль, где провести публичный суд по всем правилам судопроизводства.
 Пока дело докладывалось и принималось решение, семья Эйхманов скрылась со своего места жительства,, не оставив и следа.
 В Аргентину был командирован офицер «Моссада» Эфраим Элром, по виду типичный немец, долгое время живший в Польше и Германии. Вся его семья была уничтожена в концлагере, и Элром имел личные счеты к Эйхману. Вместе с Элромом в Буэнос-Айрес отправились еще несколько агентов «Моссада». Они были снабжены всей необходимой информацией для идентификации Эйхмана: словесным портретом, описанием физических данных, особенностей походки. Знали все его семейные праздники — дни рождения его, жены, детей, день свадьбы и т.д. Отсутствовала лишь фотография военного времени: Эйхман не любил сниматься, а все наличные снимки постарался уничтожить.
 Наконец, в декабре 1959 года Эйхмана отыскали. Он скрывался под именем разорившегося владельца прачечной Рикардо Клемента и жил с семьей на улице Гарибальди. •
 За домом установили круглосуточное наблюдение. Надо было получить доказательства того, что охота идет именно за тем человеком, который нужен. '
 И вот настал день, принесший эти доказательства. Вечером 21 марта 1960 года ничего не подозревающий Рикардо Клемент вышел из автобуса с большим букетом цветов и направился домой. Вскоре оттуда донесся веселый шум, свидетельствовавший о том, что начался какой-то семейный праздник. Сверившись с делом Эйхмана, агенты установили,
 462
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
 
 что это был день его серебряной свадьбы. Сомнений не оставалось. Перед разведчиками был именно тот самый Адольф Эйхман, нацистский палач, которого они искали.
 
 В тот же день в Буэнос-Айрес вылетел Исер Харел, чтобы лично принять участие в операции по захвату и доставке Эйхмана.
 
 Был разработан подробный план. В операции принимали участие свыше 30 человек, из них 12 входили в группу захвата, остальные — в группу поддержки.
 
 Подготовка велась очень тщательно. В одной из европейских стран было создано небольшое турагентство, которое снабдило участников операции необходимыми документами. Приготовили документы и транспортировку для Эйхмана.
 
 Разведчики прибывали в Аргентину разными путями и из разных стран и жили на разных конспиративных квартирах. Для успеха постоянного наблюдения был арендован целый автомобильный парк легковых, грузовых и специальных машин.
 
 Встал вопрос, как вывозить Эйхмана. Разработали два варианта. По первому намечалось использовать израильскую авиакомпанию «Эль-Аль», причем не обычный, рейсовый самолет, а тот, на котором должны были доставить официальную израильскую делегацию на празднование 150-й годовщины независимости Аргентины. По второму варианту — вывозить Эйхмана предполагалось на судне, но до Израиля плыть ему пришлось бы два месяца.
 
 Конечно, предпочтительнее был первый вариант, но в случае провала он был чреват крупным дипломатическим скандалом, тем более что к делу приплели бы и израильскую делегацию, нарушающую суверенитет Аргентины, тем более в день праздника независимости! Да и правительство Аргентины не приветствовало бы действий спецгруппы разведки другого государства на своей территории. Но выхода не было. Всякое официальное обращение по поводу выдачи Эйхмана было обречено на отказ: ведь по аргентинским законам убежище иммигрантам из Европы предоставлялось без ограничений, вне зависимости от степени их вины и характера преступлений. Кроме того, политические силы, симпатизирующие нацистам, были в то время в Аргентине «в фаворе».
 
 Операция началась 11 мая 1960 года. На улице Гарибальди в 19 часов 34 минуты на некотором удалении друг от друга остановились две машины: у них что-то случилось с мотором. В моторе одной копались двое, пассажир оставался на заднем сиденье. Водитель второй тоже никак не мог завести свою машину. Через 6 минут должен подойти автобус, на котором домой приедет Эйхман. Он выйдет из автобуса, и тогда...
 
 Автобус прибыл точно по расписанию. Но Эйхман из него не вышел. Не было его и во втором, и в третьем автобусе...
 
 Напряжение нарастало. Неужели провал? Если оставаться на месте, то можно вызвать подозрение у полиции... или автолюбитель предложит свою помощь в ремонте...
 
 И все же решили ждать. Появился и остановился четвертый автобус. Из него вышел всего один пассажир. Это был Эйхман. Он не торопясь
 
 ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
 
 463
 
 направился к дому. Сделал несколько шагов и... был схвачен двумя разведчиками. Прежде чем он успел закричать, его втиснули на заднее сиденье машины. Редкие прохожие так ничего и не поняли. Машины рванулись и помчались по улице.
 Эйхмана доставили на конспиративную квартиру, где крепко привязали к кровати. Но прежде проверили, есть ли на плече личный номер и группа крови, которые имелись у каждого эсэсовца. Однако на плече у пленника был лишь небольшой шрам. Когда его спросили о происхождении шрама, он не стал запираться и сразу же признался, что он именно тот Адольф Эйхман, которого искали, и что от татуировки он избавился еще в 1945 году в американском пересыльном лагере. Пожилой, испуганный и растерянный человек совсем не походил на надменного офицера СС, который распоряжался жизнями сотен тысяч людей. Он давал ответы на все поставленные вопросы: «Номер моей карточки члена НСДАП был 889 895. Мои номера в СС были 45 326 и 63 752. Мое имя Адольф Эйхман».
 В течение недели Эйхмана держали на конспиративной квартире. Его допрос продолжался — требовалось подтверждение того, что это действительно тот самый Эйхман. Нужно было получить и запротоколировать для будущего суда откровенные признания Эйхмана о его преступлениях, пока он находился в растерянности и не замкнулся. Тут проблем не было: Эйхман полностью «раскололся» и вовсю сотрудничал со следствием. Чтобы показать свою искренность, даже произнес еврейскую молитву, которой его научил один раввин.
 Иногда у него начиналась истерика: то он боялся, что его сейчас расстреляют, то — что его собираются отравить, и требовал, чтобы пищу попробовал кто-нибудь из охранников.
 Существовала опасность, что семья Эйхмана поднимет на ноги полицию, чтобы разыскать пропавшего мужа и отца. Но этого не произошло. Родные Эйхмана обзвонили все больницы, но с полицией не связывались: ведь пришлось бы объяснять, кто такой на самом деле «Рикардо Клемент». Однако известие о его таинственном исчезновении быстро распространилось среди укрывшихся в Аргентине нацистов. Некоторые из них поспешно покинули страну.
 Самолет отправлялся в Израиль 20 мая, через 9 дней после захвата Эйхмана. Сам он уже подписал документ о добровольном согласии выехать в Израиль. Но это не давало гарантии, что при посадке на самолет он не поднимет шум и не позовет на помощь. Поэтому были предприняты дополнительные меры. Один разведчик («член экипажа самолета») был помещен в больницу с «сотрясением мозга» в результате автоаварии. Его наблюдал врач — агент «Моссада». Утром 20 мая «больной почувствовал себя лучше», его выгщсали, выдали медицинское заключение и разрешение на вылет самолетам в Израиль. В документ внесли необходимые поправки и вклеили фотокарточку Эйхмана.
 20 мая Харел развернул штаб прямо в кафетерии аэропорта Эзейза. Рядом с ним сидел его «писарь», который заполнял и выдавал фальшивые документы для безопасного вылета агентов. Самым трудным и слож-
 464
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
 
 ным был вывоз Эйхмана. Нужно было пройти таможенный и паспортный контроль и проверку службой безопасности аэропорта. Перед вылетом Эйхмана переодели в форму сотрудника «Эль-Аль» и сделали успокаивающий укол. Теперь он плохо воспринимал происходящее, но мог передвигаться, поддерживаемый с двух сторон.
 
 К служебному входу на территории аэропорта подъехали три автомашины. Сидевшие в одной из них разведчики, одетые в форму «Эль-Аль», изображали подвыпивших гуляк, один из которых был еще настолько пьян, что не мог передвигаться самостоятельно. Удивленному охраннику шофер рассказал, что в машине запасной экипаж, которому не придется вести самолет, и что летчики всю ночь гуляли по злачным местам Буэнос-Айреса. Документы никто не проверял.
 
 «Запасной экипаж», поддерживая «самого пьяного», поднялся по трапу и занял места в салоне первого класса. Эйхман оказался на борту само-' лета вместе с почетными гостями во главе с министром образования Израиля Аббой Эбаком, участвовавшим в юбилейных торжествах. Самолет вырулил на взлетную полосу и взмыл в воздух. Только теперь экипажу самолета сообщили, что за пассажир находится на борту. Полет продолжался 22 часа. Врач обследовал Эйхмана и убедился, что укол ему не повредил. Эйхман даже позволил себе выразить восхищение работой израильской разведки: «Мой захват был удачной охотой и осуществлен безукоризненно с профессиональной точки зрения... Я позволяю себе судить об этом, потому что кое-что смыслю в полицейских делах».
 
 Об аресте и благополучной доставке Эйхмана под громкие аплодисменты депутатов на заседании кнессета объявил премьер-министр Бен-Гурион.
 
 Суд над Адольфом Эйхманом начался 11 апреля 1961 года. Он был признан виновным в преступлениях против человечества, приговорен к смертной казни и повешен 31 мая того же года.
 
 Похищение в Аргентине Эйхмана подняло в мире престиж «Мосса-да», но одновременно вызвало в Аргентине волну антисемитизма, что создало угрозу полумиллионному еврейскому населению в этой стране. Участились сообщения о насильственных действиях против евреев со стороны организации «Такуара», группы фашистского толка, которая включала сыновей и дочерей многих видных полицейских и военных чиновников.
 
 1 июля 1962 года была похищена еврейская студентка Гарсия Сирота, на груди которой неофашисты вытатуировали знак свастики. Этот инцидент явился шоком для аргентинской еврейской общины. Израильские газеты опубликовали статьи с призывом к правительству Израиля «помочь нашим еврейским братьям» в Южной Америке. Харела не нужно было подстегивать. Он отдал приказ вывезти из Аргентины в Израиль молодых еврейских активистов для интенсивной подготовки в области самообороны. Руководил этой программой «Моссад».
 
 Р. 8. Я вспоминаю эпизод из моей военной молодости. В 1944 году наша 39-я Гвардейская дивизия освободила концлагерь Майданек. К командиру полка обратился начальник продовольственно-фуражной служ-
 
 ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
 
 465
 
 бы: «На складе много мешков с мукой. Мы хотим взять десяток мешков». Командир полка разрешил, но на всякий случай послал врача — проверить, не отравлена ли мука. Через несколько минут врач прибежал бледный и растерянный: «Товарищ полковник! Это не мука. Это пепел от сожженных человеческих костей!» — (Прим. авт.).
 УГНАННЫЙ МИГ
 В начале 1960-х годов советский самолет Мйг-21 находился на вооружении военно-воздушных сил Сирии, Ирака, Иордании, Египта. Израильская разведка также хотела заполучить этот самолет. Рассматривалось несколько вариантов: перехват самолета в воздухе и принуждение его к посадке в Израиле; внедрение своего агента в ВВС одной из арабских стран; подкуп арабского пилота, что представлялось не простым делом: летчики были элитной частью привилегированного воинского сословия в арабских странах... Но надо было попытаться!
 Уроженец Египта армянин Джек Леон Томас, сам того не подозревая, стал работать на израильскую разведку. В поисках счастья молодой человек в 1956 году переехал из Каира в Бейрут, а затем в Западную Германию, где пытался заняться бизнесом. В 1958 году он подружился с молодым ливанцем по имени Эмиль, обеспеченным и щедрым, который всегда оплачивал его счета в ресторанах. Разговаривали о женщинах, бизнесе, политике. Томас не скрывал своей ненависти к египетскому президенту Насеру. Как-то раз Эмиль предложил Томасу крупную сумму денег и рекомендовал вернуться в Египет, чтобы помочь в свержении Насера. Томас согласился. Ему сказали, что он будет работать на одну из стран НАТО. На конспиративной квартире его обучили основам разведывательного мастерства. В конце 1958 года Томас выехал в Египет, устроился там и систематически выезжал в Европу для доклада своим «руководителям из НАТО». Однажды ему раскрыли, что он работает не на НАТО, а на израильскую разведку. Эта новость его не удивила: он давно уже догадывался об этом.
 В одной из поездок Томас встретил молодую немку Кати Бендхов. Они полюбили друг друга, поженились, и она стала его курьером. Кроме них в группе Томаса работало еще несколько человек.
 В 1960 году они получили задание: завербовать египетского офицера и предложить ему 1 млн долларов за угон самолета Миг-21 в Израиль или на Кипр. Видимо, поторопились и попали не на того. Египетский офицер, христианин коптского происхождения, Адив Хан Карлос доложил командованию о сделанном ему предложении. 6 января 1961 года Томас был арестован вместе с другими агентами и после суда 20 декабря 1962 года повешен. (Его жене удалось бежать.
 Провал Томаса и его группы не обескуражил израильскую разведку. Она продолжала поиск в намеченном направлении. Разведка фиксировала и анализировала всю информацию, касающуюся летного состава Египта, Иордании, Сирии и Ирака, накапливала мельчайшие подробности об образе жизни и привычках этих людей.
 466
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
 
 Миг-21, угнанный египетским офицером Муниром Редфа
 
 В 1964 году произошло событие и обрадовавшее и огорчившее руководителей разведки. Египетский капитан Аббас Хилми перелетел в Израиль на самолете советского производства. Но это был всего лишь тренировочный «Як», не представлявший интереса для разведки. Тем не менее капитану Хилми устроили горячий прием. Главное заключалось в том, что он показал пример своим товарищам. Его щедро вознаградили, перелет широко освещался и рекламировался средствами массовой информации. Хилми публично осудил вмешательство Насера в конфликт в Йемене, дал полезную информацию для досье израильской спецслужбы на египетских летчиков. Однакб, несмотря на хорошую работу, полученную в Израиле, он не смог остаться там и настоял на переезде в Южную Америку. Хилми снабдили надежными документами и крупной суммой денег. Но ему не повезло. Оказавшись в Буэнос-Айресе, он совершил кучу ошибок. Начал с того, что отправил своей матери в Египет открытку с видом города. Открытка была перехвачена египетской контрразведкой, которая теперь знала о его местопребывании. В ночном клубе Аббас познакомился с одной египтянкой и сблизился с ней. Мало того, рассказал ей все о себе. Однажды египтянка пригласила его к себе домой, где его уже ждали агенты египетской разведки. На незадачливого любовника накинули мешок, доставили его в египетское посольство, а оттуда в большом сундуке под видом диппочты переправили на самолете в Каир. Там Хилми судили как изменника и расстреляли.
 
 ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
 
 467
 
 Репутации «Амана» и «Моссада» — разведкам Израиля — был нанесен серьезный удар. Но Миг был необходим как ключ к победе в новой войне.
 Обрабатывая материалы прессы, радиоперехвата и агентурные сообщения, разведка узнала об иракском летчике Мунире Редфа, выходце из зажиточной семьи христиан-маронитов. Он прошел обучение в Советском Союзе и был пилотом наиболее совершенного в то время советского истребителя Миг-21. Специально подготовленные израильские агенты были направлены в Ирак с целью установить контакт с Редфа и его семьей.
 На одном из приемов израильтянка, родившаяся в Америке, имеющая американский паспорт и выдававшая себя за американскую туристку, сумела не только заинтересовать, но и влюбить в себя Редфа, имеющего жену и двоих детей. Но вступить с ним в интимную связь в Ираке отказалась: «Только в Израиле», — обещала она. В очередной отпуск Редфа отправился в Париж. Оттуда он согласился слетать со своей возлюбленной в Израиль. Когда «американка» принесла ему фальшивый паспорт, он почувствовал, что дело неладно, но уже не смог остановиться.
 В Тель-Авиве Редфа встретили как У1Р — «очень важную персону». Его отвезли на авиабазу, где офицеры «Моссада» и «Амана» сделали важное предложение: за угон Мига он получит 1 млн долларов и убежище для всей семьи.
 Ему организовали встречу с командующим ВВС Израиля генералом Мордухаем Ходом, во время которой летчик убедился в том, что израильтяне знают все о военно-воздушных силах Ирака. Ему называли имена летчиков, советских инструкторов, в деталях описывали аэродромы, командные посты и условия жизни летного состава.
 Подавленный всем виденным и слышанным, ободренный обещанием 1 млн долларов, ласками «американки» и ожиданием богатой и беззаботной жизни, Мунир Редфа дал свое согласие, С ним были согласованы дата и маршрут побега, а также условия связи; на его счет в швейцарском банке положена крупная сумма денег. Так началась «Операция 007».
 Несколько дней спустя вместе с «американкой» Редфа через Париж вернулся в Багдад. Там его встретили спокойно, никто ни о чем не подозревал.
 Сначала из Ирака была вывезена семья летчика, в чем, по просьбе «Моссада», принял участие слуга-еврей, долгие годы живший в семье Редфа.
 Один из руководителей израильской разведки вылетел в Вашингтон, где обрадовал своих американских друзей известием о том, что вскоре они получат доступ к самолету, с которым давно хотели познакомиться, чтобы получить представление о боевых возможностях Мига. После этого «Операция 007» вступила в решающую фазу. Все было расписано поминутно и согласовано с израильскими средствами ПВО, чтобы они ненароком не сбили иракский самолет. 15 августа 1966 года Редфа через Иорданию пролетел на Миге по заранее намеченному маршруту и совершил посадку на авиабазе на юге Израиля.
 468
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
 
 Израильтяне и'американцы получили современный советский боевой самолет. Мунир Редфа и члены его семьи приобрели новые имена и солидный куш. Иракские военнослужащие, допустившие бегство Редфа, понесли суровое наказание. «Американка» вернулась в Израиль и, вероятно, была хорошо вознаграждена (данных об этом у нас нет).
 
 Израильская разведка резко повысила свой «рейтинг» в глазах американцев и других представителей Запада, понизившийся было''после гибели Томаса, Хилми и ряда других провалов.
 
 КАТЕРА, «МИРАЖИ», ЭНТЕББЕ
 
 Пожалуй, три пятилетия — с 1969 по 1984 год — можно отнести к наиболее удачливому периоду существования израильских спецслужб. Проведенные в эти годы операции в совокупности заслуживают того, чтобы быть отмеченными в нашей книге.
 
 К концу 1960-х годов, когда Израиль уже добился успехов в области ядерной технологии, встал вопрос о способах доставки ядерного заряда к цели. Среди прочих обсуждался проект по созданию ракеты морского базирования. Составной частью военно-морского флота являются ракетные катера, которых Израиль не имел. Катера закупили во Франции, полностью оплатив их стоимость. Но вскоре после войны 1967 года президент де Голль ввел эмбарго на поставки оружия в Израиль, в том числе запретил и вывоз в Израиль уже закупленных боеприпасов, самолетов и ракетных катеров.
 
 Израильские спецслужбы и командование ВМФ возмутило то, что пять ракетных катеров, закупленных ранее во Франции, попали под эмбарго и стоят на приколе в порту Шербура. Начались длительные дипломатические переговоры, но они зашли в тупик: французы не могли и
 
 Освобождение израильскими коммандос заложников в Энтеббе
 
 ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
 
 469
 
 не хотели менять решение президента. В ход вступили спецслужбы. В конце 1969 года в Шербург были направлены агенты, которые хорошо изучили все слабые места в охране порта, расположение постов, время смены караулов и т.д. Затем под видом туристов во Францию прибыло несколько десятков израильских военных моряков. Чтобы в случае провала избежать обвинения в шпионаже, они захватили с собой израильскую военно-морскую форму.
 В канун Рождества 1969 года, когда охрана порта расслабилась, прибывшие ранее агенты сумели незаметно провести моряков на катера. К счастью для участников рейда, все катера были в полной исправности и имели необходимый запас горючего.
 Руководители операции имели при себе полное документальное обеспечение, подтверждающее права Израиля на эти катера.
 Катера без помех покинули акваторию порта и вышли в открытое море. 3 тыс. миль они проделали тоже без помех и вошли в порт Хайфа под восторженные крики толпы. Израильская разведка не стала делать секрета из своего участия в этой операции.
 В адрес Израиля, конечно, сразу же посыпались обвинения, но дело было сделано, и изменить уже никто ничего не мог.
 Удача сопутствовала израильской разведке и в другой, проведенной в Швейцарии, операции по приобретению технической документации фирмы, производящей двигатели для французских «Миражей».
 Военный атташе Израиля в Париже полковник Дон Сион познакомился со швейцарским инженером Альфредом Фрауенкнехтом, у которого существовали комплексы: недовольство начальством, симпатии к Израилю после шестидневной войны и потребность в деньгах на содержание любовницы.
 По наводке Дон Сиона инженером занялась израильская разведка. Вскоре ей удалось убедить его передать Израилю полный комплект чертежей двигателя для самолета «Мираж». Ему обещали 1 млн долларов, но успели передать только 200 000. Инженер деньги брал, но говорил, что помогает Израилю только из идеологических соображений.
 Фрауенкнехт встречался с израильскими разведчиками в ресторанах и отелях и передавал им чертежи сначала в натуральную величину, но затем стал фотографировать их и даже привлек к этой работе свою племянницу.
 Швейцарская контрразведка засекла шпиона и арестовала его. Он сразу же во всем сознался. 23 апреля 1971 года швейцарский суд признал инженера виновным в шпионаже и приговорил его... к одному году лишения свободы, проявив «уважение» к его мотивам.
 Год спустя Израиль стал выпускать новый самолет «Нешер», на котором стоял двигатель, сделанный с использованием технологий французских «Миражей», а 29 апреля 1975 года было продемонстрировано самое последнее достижение — истребитель «Керир», почти полная копия «Миража».
 Давно выпущенный из заключения Фрауенкнехт приехал в Израиль, чтобы полюбоваться первым полетом самолета, который он считал де-
 470
 
 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
 
 тищем своих рук. Однако израильская разведка отвернулась от своего блестящего, но незадачливого партнера, сделав вид, что не знает его. Ему даже не оплатили авиабилет Женева — Тель-Авив — Женева. Но обиду ему было высказывать некому.

<< Пред.           стр. 25 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу