<< Пред.           стр. 12 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  * финансовые ресурсы;
  * производственные ресурсы;
  * людские ресурсы.
  При этом следует помнить, что нехватка одного вида ресурсов при решении задачи может компенсироваться избытком другого ресурса, хотя и не всегда. Например, нехватка людских ресурсов может быть компенсирована автоматизацией процесса, то есть производственным ресурсом.
  По отношению к области задачи ресурсы также делятся на 3 вида:
  1) внутрисистемные - к данному типу относятся ресурсы участников конфликта и внутренние инструменты. Например, находящиеся в активах здания можно сдавать, что даст дополнительные средства. Также возможно в случае, если активы находятся в залоге у организации, попытаться ускорить процесс возврата выданного под данный ресурс кредита;
  2) внешнесистемные - к данному виду относятся ресурсы внешней среды, как специфичные для данной задачи, так и общего плана. В рассматриваемом примере это могут быть различные варианты межбанковского кредитования, торговые операции;
  3) надсистемные - обычно под данным видом рассматриваются "отходы" посторонней системы или недорогие ресурсы (очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь). Часто в российской практике к подобным ресурсам относят внеурочное время работы сотрудников, которое не всегда оплачивается дополнительно.
  На данном шаге рассматриваются только имеющиеся ресурсы. Их выгодно использовать в первую очередь. Если их окажется недостаточно, в дальнейшем можно расширить поиск. Анализ ресурсов на данном этапе является предварительным.
 
 Определение идеального решения
 
  Третий этап - определение идеального решения. В результате применения третьего этапа АРИЗ должен быть сформулирован образ идеального решения (ИР). Определяются также физические противоречия, мешающие достижению ИР. Не всегда возможно достичь идеального решения, но ИР указывает направление на наиболее сильный ответ.
  Для описания идеального решения выполняются следующие шаги.
  Записать первую формулировку идеального решения исходя из следующих условий: данное решение, не усложняя существующую систему и не вызывая вредных последствий в течение оперативного времени в оперативной области, должна устранять существующий конфликт, сохраняя основной процесс задачи.
  Применительно к рассматриваемой выше задаче первичная формулировка идеального решения может звучать так: данное решение осуществляет своевременную оплату необходимых средств, при этом объем имеющихся активов уменьшается не больше чем на сумму платежа, без каких-либо последствий.
  Следует учитывать, что данное описание носит первичный характер, так как очень трудно оценить последствия любого решения, связанные с усложнением системы или воздействием на внешнюю среду.
  Усилить формулировку идеального решения дополнительным требованиям использования только оперативных ресурсов. Ограниченность набора оперативных ресурсов позволяет произвести оценку эффективности использования всех их видов и типов, при этом вырабатываются различные возможные линии решений, сформированных путем использования разных типов инструментов и свойств участников задачи. Оценить, какая из линий максимально близко подходит к идеальному решению. При прохождении АРИЗ последовательный анализ постепенно заменяется параллельным. Решение задачи сопровождается ломкой старых представлений. При работе с АРИЗ записи необходимо вести, всячески избегая спецтерминов, поскольку они усиливают психологическую инерцию.
  Записать формулировку физического противоречия на макроуровне. Физическим противоречием называют противоположные требования к состоянию оперативной зоны. Например, требование выполнения работы в срок и качественно. При достаточно малом сроке работа не может быть выполнена качественно. В примере с ликвидностью активов противоречие может звучать так: невозможно осуществить беззатратное преобразование одних видов активов в другие. При этом размер затрат определяется оперативным временем задачи. Чем меньше время, тем больше потери.
  Рекомендуется также графическое отображение противоречия с отображением воздействия на задачу различных видов решения (рис. 23).
 
 
  "Рис. 23. Графическое отображение противоречий и возможных решений"
 
  Записать формулировку конечного варианта идеального решения. Три первые этапа АРИЗ существенно перестраивают исходную задачу. Итогом этого процесса являются окончательная формулировка идеального решения и физическое описание задачи. Именно понимание того, что физически невозможно в рассматриваемой проблеме, и делает задачу готовой к окончательному решению по методологии ТРИЗ. Получив физическое описание проблемы, необходимо еще раз просмотреть систему стандартных решений для данной физической задачи. И если она не решена, то переходить к следующему этапу.
 
 Мобилизация новых ресурсов
 
  Четвертый этап - мобилизация новых ресурсов с целью расширить ресурсную базу, доступную для решения задачи. Данный этап заключается в переборе различных приемов, направленных на увеличение доступных ресурсов и методов их применения для решения задачи. Для поиска новых ресурсов в качестве примера будет использоваться рассматриваемая выше задача нелеквидности активов.
  1. Объектное разделение задачи является первым шагом расширения ресурсной базы. При этом определяются инструменты, способные оказывать воздействие на каждый объект задачи, и методы собственно объектов. На данном этапе также рекомендуется применять графические изображения задачи.
  В примере мы определим объекты, их методы и методы воздействия на них.
  Здание (неликвидный актив) - продажа, залог, сдача в аренду, получение страховки, передача в качестве доли в сторонних проектах, использование для развития собственного бизнеса.
  Свободные средства - заем, прибыль, отсрочка других платежей или различные варианты экономии, выпуск векселей.
  Платеж - перенос срока платежа, изменение суммы платежа, изменение формы платежа (замена денежной суммы на право владения тем же зданием или на акции самого банка, или на векселя организации).
  Возможно, существуют еще множество различных методов рассматриваемых выше объектов, но для примера достаточно и этих.
  Из приведенных списков начинают проглядываться принципиально новые доступные решения (передача части имущественного права в качестве платежа или предложения по участию получателя платежа в новом проекте). Возможно, подавляющее число подобных решений более удалены от идеального решения, чем типовые решения, однако среди них возможно присутствие инструмента, позволяющего улучшить показатели уже лучшего из имеющихся решений.
  2. Рассмотрение возможности решения задачи смешением различных ресурсов. На данном этапе рассматривается возможность одновременного использования доступных ресурсов. Строятся различные модели решения и рассматриваются влияния каждого из ресурсов на изменения параметров линии решения. В примере отсрочка других платежей и экономия средств могут снизить требуемые денежные ресурсы до такой степени, что появится возможность получения дешевого кредита под залог целого здания без дополнительных экспертиз.
  3. Рассмотрение возможности решения задачи ресурсами, являющимися производными от имеющихся. Для того чтобы получить производные ресурсы и методы, необходимо изменить статус имеющихся объектов. Следует попытаться описать имеющиеся объекты другими словами и оценить доступные методы новых понятий.
  4. Рассмотрение возможности решения задачи с использованием психологических методов. На данном этапе рассматривается возможность изменения требования к условиям задачи со стороны других людей путем психологического воздействия на них. Даже если получателю платежа не нужны векселя, есть смысл попытаться убедить его в возможности данного решения. Использование психологических методов может оказаться очень эффективным на первом этапе. Однако часто данные методы имеют негативные последствия, поэтому требуется дополнительный анализ их нейтрализации.
 
 Применение информационного фонда
 
  Во многих случаях четвертый этап АРИЗ приводит к решению задачи, однако если ответа до сих пор нет, надо пройти пятый этап, цель которого - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде. К данному этапу задача достаточно проясняется, чтобы эффект от использования информационного фонда был максимальным.
  На этом этапе подключаются все возможные источники знаний и типовых решений. К наиболее распространенным источникам относятся:
  * знания и опыт окружающих людей;
  * литература;
  * Интернет;
  * специализированные эксперименты;
  * консультанты.
  При работе с информационным фондом рассматриваются примеры решения похожих задач и опыт использования имеющихся ресурсов. В случае отсутствия какой-либо информации проводятся эксперименты. Кроме того, следует помнить, что каждый человек имеет свой собственный информационный фонд, возможно, включающий в себя недоступные вам источники информации.
 
 Изменение или замена задачи
 
  Шестой этап - изменение или замена задачи. Простые задачи решаются буквальным преодолением противоречий, например разделением конфликтующих объектов во времени или пространстве. Решение сложных задач обычно связано с изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений и психологической инерции. Процесс решения на данном этапе в сущности есть процесс корректировки задачи.
  Для изменения задачи используются следующие шаги.
  Проверить, не является ли формулировка задачи сочетанием нескольких разных задач. Например, как уже стало очевидным, задачу с ликвидностью можно разделить на две: превращение актива в свободные средства и осуществление платежа при отсутствии средств.
  Рассмотреть более общую задачу. Для кредитной организации задачей более высокого уровня может быть получение стабильного дохода. Рассмотрение с точки зрения человека, занятого решением этой задачи, других задач может свести их к проблеме, как выкрутиться из создавшейся ситуации с минимальными потерями. Однако не стоит очень углубляться в обобщение задачи, так как в конечном этапе в результате подобных переходов будут достигнуты общечеловеческие ценности, такие, как материальные блага, стабильность, здоровье и т.п., что может увести от решения конкретной проблемы.
  На этом этапе АРИЗ заканчивает собственно поиск решения. В случае отсутствия решения шестой этап входит в бесконечный цикл по изменению условия задачи, в каждом из которых приходится повторять 1-6 этапы соответственно.
  Последующие этапы связаны с оптимизацией имеющегося решения и его преобразования в универсальное для решения для последующих задач. К этим этапам следует также обращаться в случае, если решение было найдено раньше шестого этапа.
 
 Проверка полученного ответа
 
  Седьмой этап - проверка полученного ответа, анализ способа устранения противоречия задачи. Главная цель седьмого этапа АРИЗ - проверка качества полученного ответа. Противоречие должно быть устранено почти идеально, с минимальными затратами. Лучше потратить время на получение более сильного решения, чем потом бороться за трудновнедряемую идею.
  Анализ решения. Для проведения подобного анализа следует ответить на следующие вопросы:
  * Обеспечивает ли полученное решение выполнение главного требования идеального решения?
  * Какое противоречие устранено (и устранено ли) полученным решением?
  * Управляема ли полученная система?
  * Будет ли данное решение работать многократно?
  Построение плана внедрения найденного решения. Результатом данного шага должен стать бизнес-план реализации предложенного решения с оценкой затрат на его реализацию. При этом необходимо провести сравнение положительного эффекта и затрат на реализацию и поддержку данного решения. В случае, если решение не применялось ранее и не может быть применено в будущем, рекомендуется как минимум двукратное превышение ожидаемой выгоды над затратами. Если затраты на реализацию слишком высоки, рекомендуется продолжить оптимизацию решения путем анализа эффективности использования дополнительных методов и ресурсов.
 
 Переносимость найденного решения на другие задачи
 
  Восьмой этап - переносимость найденного решения на другие задачи. Действительно хорошая идея не только решает конкретную задачу, но и дает универсальный ключ ко многим другим аналогичным задачам. Цель этапа - максимальное использование ресурсов найденной идеи.
  Обычно менеджеру приходится решать однотипные задачи, поэтому любое решение, реализованное успешно, может применяться многократно. В общем случае этот этап не нужен для решения задачи, однако его прохождение может дать большой дополнительный эффект. Однако, если работа ведется не только ради решения конкретной задачи, выполнение этого этапа может стать началом разработки новой концепции управления. Этап включает в себя следующие шаги.
  1. Определение изменения в системе более высокого уровня. Необходимо еще раз сформулировать основную идею и рассмотреть, как она повлияла на различные внешние системы.
  2. Проверить, сможет ли решенная задача применяться в других ситуациях. Например, если вы в первом примере про двух сотрудников нашли метод, как устанавливать добрые отношения с клиентом, минуя их представителей в вашей организации, разве этот метод недостоин быть примененным ко всем клиентам или использован для привлечение новых? И наоборот, если вам удалось сохранить коллектив, избегнув продвижения в карьере, разве вы не будете использовать этот прием снова и снова?
  3. Попытайтесь менять условия задачи, сохраняя общий принцип ее решения. Увеличивайте значения параметров задачи до бесконечности и уменьшайте до нуля, определите диапазон, в котором данный принцип работает, и область наибольшего эффекта. Данный принцип становится особенно понятен в примере с ликвидностью. Уменьшая сумму платежа, вы придете к сумме, которую вы сможете оплатить из своего кармана и, следовательно, ограничить область применения задачи снизу.
  4. Рассмотрите возможность использования принципа обратного полученному. Если вы нашли метод, как удержать сотрудника, может быть, где-то рядом находится метод, как от него избавиться.
 
 Анализ хода решения
 
  Девятый этап - анализ хода решения. Как уже говорилось, сама по себе рассматриваемая методика носит общий характер. Она позволяет лишь систематизировать поиск правильного решения. Если вы допустили отклонение от него, постарайтесь проанализировать его причины. И если изменения оказали явно положительный результат, необходимо зарегистрировать их. Однако надо учитывать, что изменения алгоритма, оказавшие положительный эффект при решении одной задачи, могут затруднить решение другой задачи.
 
 
 Часть 4. Практические решения и инструментарий
 
 Операционно-техническая среда
 
  Любое решение в сфере ИТ должно быть поддержано имеющимся информационно-технологическим окружением. Сети, серверы, рабочие станции и прочее техническое оборудование входят в список системных требований любого программного продукта и ИТ-решения. Задачей ИТ-менеджера при рассмотрении технических составляющих информационной системы является определение их возможностей, скрытых ресурсов для более точного определения затрат на обеспечение системных требований.
  При составлении списка требований разработчики обычно определяют следующие технические параметры:
  * процессоры - устройства, выполняющие управление системой и осуществляющие обработку данных;
  * память системы - множество устройств, осуществляющих хранение информации;
  * интерфейсы - механизмы взаимодействия технических устройств между собой и с внешней средой;
  * система коммуникаций или сеть - структуры и механизмы, осуществляющие обмен информацией между компонентами системы;
  * операционная система - программное обеспечение, обеспечивающее базовый набор функций управления техническими компонентами системы.
  Для простейших систем определяются только требования к одному компьютеру. Обычно это персональный компьютер, который может обеспечить работу всей системы. Такая архитектура носит название централизованной системы. В зависимости от мощности компьютера, на котором они базируются, централизованные системы могут решить и более глобальные задачи. Замена персонального компьютера на многопользовательскую большую, супермини - или мини-ЭВМ позволит централизовать множество задач в рамках одной центральной системы. Однако высокая стоимость данных решений, а также отсутствие достаточного количества специалистов и малое количество программных решений, базирующихся на центральном компьютере, ограничивают использование таких систем.
  В результате с ростом сложности, объемов информации и количества одновременно выполняемых процессов технические требования выходят за рамки одного устройства и приводят к созданию распределенной системы.
  В зависимости от типа распределяемых ресурсов современные технологии предлагают три вида архитектур распределенных систем.
  1. Распределенные вычисления - компьютерная система, в которой обработка выполняется несколькими компьютерами, подсоединенными к сети. При этом имеется в виду любая компьютерная система, в которой каждый компьютер решает свою задачу, а сеть поддерживает функционирование системы как единого целого.
  2. "Клиент-сервер" - модель построения распределенной вычислительной среды, в которой интерфейсная часть задачи выполняется на машине пользователя, а требующая больших ресурсов обработка запросов осуществляется одним или несколькими серверами.
  3. Кластеры - вычислительная система, представляющая совокупность относительно автономных систем (компьютеров) с общей дисковой памятью (общей файловой системой), средствами межмашинного взаимодействия и поддержания целостности баз данных. Использование кластеров увеличивает производительность и надежность системы, так как в случае сбоя одного компьютера его работу берет на себя другой. С точки зрения пользователя кластер выглядит как единая система.
  Эти архитектуры не являются взаимоисключающими, использование для части ресурсов архитектуры "клиент-сервер" может быть совмещено с использованием распределенных вычислений для других ресурсов.
  В этой части книги приводится общий обзор технических компонент информационной среды кредитной организации, а также содержатся описания и примеры решений для обеспечения системных требований различных банковских продуктов.
 
 
 Структура сети
 
  Создание любой информационной системы, выходящей за рамки одного компьютера, невозможно без связи между устройствами или сети. Сеть - это любое соединение между различными устройствами, способное передавать информацию. Задача сети состоит из двух составляющих: передачи информации и предоставления какого-либо ресурса в общее пользование.
  Существует разделение на телефонную, компьютерную, телевизионную и прочие виды сетей. Хотя современная технология может объединить их все в единое пространство, организации редко объединяют их в целое. Это объясняется многими причинами: требуются большие капиталовложения, не всегда понятны технические аспекты.
  При изучении сетевых технологий следует всегда помнить о множестве их уровней и совместимости. Это значит, что для успешной реализации сетевых проектов необходимо продумать вопросы от физического описания компонентов до общих вопросов администрирования, при этом каждому из шагов будет соответствовать собственная технология, достойная отдельной книги. И даже при решении задачи одного уровня возможно несколько решений, которые могут работать и отдельно, и вместе.
 
 Связь в информационной сети
 
  Фактически любой вид проводной и беспроводной связи может стать сегментом (частью) любой сети. Существуют технологии, позволяющие использовать для сетевого соединения даже электрическую сеть, а также огромный диапазон электромагнитных излучений (от килогерц до гигагерц) для беспроводной связи. Область действия систем связи намного больше доступной для человека области существования организации. Поэтому при анализе передачи данных рассматриваются не возможность реализации соединения, а экономические и качественные показатели решения. Рассмотрим их.
  Стоимость реализации. При создании нового сегмента разовые затраты будут всегда. Даже в случае, если канал связи арендуется у сторонней организации, необходимо дополнительное оборудование, обеспечивающее взаимодействие между сетями, а также затраты на администраторскую настройку взаимодействия с новым сегментом. Данный параметр зависит от типа связи, пропускной способности, области прохождения сегмента, типа уже имеющейся сети, а также от маркетинговой политики поставщика данного сегмента связи в случае его аренды.
  Пропускная способность. Данный параметр является основной технической характеристикой соединения. Он определяется объемом информации, который максимально может быть передан в единицу времени. Наиболее распространенной единицей является "бод" - бит в секунду. При анализе данного параметра требуется помнить, что итоговая скорость передачи данных всегда отличается от заявленной для соединения данного типа связи. Это объясняется тем, что существует большое количество факторов, влияющих на скорость передачи данных, определяемых сетевыми протоколами, внешними помехами и качеством компонентов сети. Также, оценивая требуемое значение, следует помнить о различных технологических приемах оптимизации системы связи, таких, как создание буферов данных, компрессия передаваемых данных, систематизация информационных потоков.
  Стоимость сопровождения. Данный параметр определяется денежными затратами на поддержание работоспособности канала связи. В основном он учитывается, если канал связи арендуется и равен арендной плате. В случае если канал полностью принадлежит организации, то часто затраты на его поддержку не рассматриваются вовсе или включают в себя лишь затраты на ремонт.
  Устойчивость в работе канала определяется количеством сбоев, приводящих к нарушению передачи данных, и временем восстановления. Как правило, кратковременные сбои происходят постоянно, однако системы передачи данных восстанавливают связь в автоматическом режиме достаточно быстро, что приводит только к кратковременному снижению производительности и не несет значительного ущерба, следовательно, может не учитываться. Для анализа данного параметра обычно рассматриваются нарушения в связи, приводящие к разрыву соединения и дополнительным действиям персонала.
  Защищенность информации. Любая передача данных связана с риском того, что эти данные будут перехвачены и использованы злоумышленниками. Однако для различных видов связи возможность и затраты для несанкционированного доступа к передаваемым потокам данных существенно различаются. Данный параметр носит относительный характер и в общем оценивается как затраты на получение несанкционированного доступа к передаваемым по каналу потокам данных.
  В таблице 19 рассматриваются наиболее распространенные виды связи, используемые в кредитных организациях сегодня.
  Безусловно, развитие средств телекоммуникаций дает организации ряд преимуществ в развитии бизнеса. Однако существует порог затрат, после которого следует передать реализацию соединений сети специализированным телекоммуникационным компаниям. Общую стратегию развития средств связи для средней кредитной организации можно определить следующим положением: все каналы связи внутри зданий принадлежат самой организации, а все внешние соединения арендуются.
 
  Таблица 19
 
 Наиболее распространенные виды связи
 
 
 ---------------T----------------T----------------------T------------------T------------T----------T--------¬
 ¦ Тип связи ¦Где используется¦ Стоимость реализации ¦ Стоимость ¦ Пропускная ¦ Устойчи- ¦ Защита ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживания ¦способность ¦ вость ¦ ¦
 +--------------+----------------+----------------------+------------------+------------+----------+--------+
 ¦Проводная ¦Связь с внешними¦Минимальна, обычно уже¦Средняя стоимость¦Низкая, 2-50¦Низкая ¦Низкая ¦
 ¦аналоговая ¦организациями и¦существует. Для¦телефонного ¦Кбд ¦ ¦ ¦
 ¦связь ¦между удаленными¦передачи данных¦соединения ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦офисами. ¦необходимы затраты на¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦Соединение с¦модем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦провайдерами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +--------------+----------------+----------------------+------------------+------------+----------+--------+
 ¦Проводная ¦Сеть внутри¦Средняя. Включает в¦Минимальная. ¦Зависит от¦Высокая ¦Средняя ¦
 ¦цифровая связь¦здания, на¦себя стоимость¦Обычно стоимость¦типа ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦небольшие ¦проводов, сетевых плат¦ремонта ¦устройств. ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦расстояния ¦и прочих компонентов¦оборудования ¦Наиболее ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦сети, а также¦ ¦распростра- ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦прокладку проводов ¦ ¦нено ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соединение ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦100 Мбд ¦ ¦ ¦
 +--------------+----------------+----------------------+------------------+------------+----------+--------+
 ¦Оптоволоконная¦Соединение между¦Высокая. Очень большая¦Минимальная. ¦Зависит от¦Высокая ¦Высокая ¦
 ¦связь ¦двумя крупными¦стоимость оптоволокна¦Обычно стоимость¦типа ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦офисами. Как¦и активных устройств¦ремонта ¦устройств. ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦правило, ¦сети, также необходимы¦оборудования ¦Обычно ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦арендуется ¦затраты на прокладку¦ ¦высокая ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦проводов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +--------------+----------------+----------------------+------------------+------------+----------+--------+
 ¦Радиосвязь ¦Мобильные ¦Средняя. Стоимость¦Средняя ¦Зависит от¦Средняя ¦Низкая ¦
 ¦ ¦соединения или¦устройств ¦ ¦типа ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦соединение в¦ ¦ ¦устройств. ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦случае, если¦ ¦ ¦Обычно до 10¦ ¦ ¦
 ¦ ¦невозможна ¦ ¦ ¦Мбд ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦прокладка кабеля¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +--------------+----------------+----------------------+------------------+------------+----------+--------+
 ¦Спутниковая ¦Для удаленной¦Очень высокая ¦Высокая ¦Средняя ¦Средняя ¦Высокая ¦
 ¦связь ¦связи между¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦двумя офисами. В¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦собственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦компоненты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦такого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦соединения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦находятся крайне¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦редко ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 L--------------+----------------+----------------------+------------------+------------+----------+---------
 
 
 Типы информационных сетей
 
  В настоящий момент не существует никаких ограничений на топологию сети для организации. Однако любая организация имеет некоторую стратегию, направленную на упорядочение систем связи. Для небольшого банка - один или несколько сегментов сети с модемным выходом во внешний мир. Для средних организаций к этому можно добавить соединения между удаленными офисами или соединения для обслуживания систем удаленного управления счетами "клиент-банк". Крупные организации имеют очень сложную архитектуру с большим количеством центров администрирования и собственными внешними каналами. Для лучшего понимания сетевой архитектуры ниже приводятся определения основных видов сети, сгруппированных по методу управления ими.
  Локальная сеть - это сегмент сети, как правило, с единым центром администрирования и одним администратором. Все пользователи локальной сети зарегистрированы в общей базе, и их права определяются из единого центра. Обычно предельный размер локальной сети - около 300 пользователей. Обслуживать большее количество пользователей одному или двум администраторам невозможно, а увеличение количества администраторов для единого реестра соединений приведет к нарушению принципов безопасности. Кроме того, редко в одном здании находится большое количество сотрудников, работающих в сети. Создание локальной сети между удаленными офисами из-за технических требований может привести к неоправданным затратам.
  Корпоративная сеть. Если организация имеет несколько офисов и большое количество пользователей компьютерных сетей, то создается корпоративная сеть. Корпоративная сеть - это объединение локальных сетей, для которых определены общие обязательные правила администрирования и которые принадлежат одной организации. Однако каждый локальный сегмент такой сети имеет собственного администратора. Размер корпоративной сети определяется границами организации.
  Экстрасеть. Следующим этапом развития сети является создание экстрасети. В данную сеть кроме самой организации входят ее клиенты и партнеры по бизнесу. Для работы экстрасети определяются правила и стандарты взаимодействия между участниками. Однако внутренние правила администрирования для каждой организации устанавливаются самостоятел ьно.
  Глобальные сети и Интернет. Глобальные сети обычно строятся путем объединения множества сетей, принадлежащих различным собственникам. При этом определяются основные протоколы и правила работы в сети, которые и образуют глобальную сеть как единое целое. Наиболее известной глобальной сетью является Интернет. Едиными в Интернете являются сетевой и транспортный протоколы TCP/IP, единое сетевое адресное пространство, а также принцип общедоступности.
  В рамках кредитной организации глобальные сети используются в качестве связующего звена между отдельными сегментами корпоративных сетей для общей информационной поддержки бизнеса и маркетинговых целей.
 
 Сетевое оборудование
 
  Без специализированного сетевого оборудования можно создать лишь простейшее соединение между двумя компьютерами через различные компьютерные порты. Такое решение можно использовать только в очень ограниченном числе случаев, например при автоматизации удаленного кассового узла или обменного пункта. Для решения более сложных задач необходимо специализированное сетевое оборудование.
  Ниже рассмотрены специализированные сетевые устройства, обычно применяемые в организациях для создания сети.
  Сетевые карты, или сетевые адаптеры (Network Interface Card) - устройства, соединяющие компьютер с сетью. Как правило, выполняются в виде отдельной платы, вставляемой в компьютер. Каждый сетевой адаптер имеет уникальный идентификатор, определяющий в сети физический адрес компьютера.
  Повторители и усилители (Repeater and Amplifier) - устройства, помогающие преодолеть затухание сигнала в длинных сегментах. Повторители являются цифровым прибором, просто дублирующим с усиленным сигналом входящий информационный поток, и применяются в компьютерных (цифровых) сетях. Усилитель является аналоговым устройством, увеличивающим амплитуду сигнала. Применяется в аналоговых телефонных сетях.
  Концентраторы (Hub) - сетевое устройство для соединения сетевых сегментов. Концентраторы бывают трех видов: пассивные, активные и интеллектуальные.
  Пассивные концентраторы просто осуществляют физическое соединение, никак не изменяя сигнал.
  Активные концентраторы усиливают проходящий через них сигнал, выполняя функции повторителей и усилителей.
  Интеллектуальные концентраторы содержат дополнительные компоненты, позволяющие управлять информационными потоками.
  Мосты (Bridge) - устройства, используемые для соединения сетевых сегментов. Выполняют функции повторителя, а также фильтра, отсекая передачу сетевых пакетов с адресами, не принадлежащими данному сегменту.
  Маршрутизаторы (Router) - интеллектуальные устройства, управляющие информационным потоком на основании сетевых адресов. Могут быть как специализированными устройствами, так и реализованными на базе компьютера.
  Шлюз (Gateway) - интеллектуальное устройство, реализованное, как правило, на базе компьютера со специальным программным обеспечением. Основной задачей шлюза является совместимость при использовании несовместимых протоколов при передаче информации.
 
 
  "Рис. 24. Схема работы шлюза в информационной сети"
 
 Уровни сетевых протоколов
 
  Сеть никогда не начнет функционировать, если все ее компоненты не будут работать по единым правилам. Развитие сетевых технологий привело к тому, что в 1984 году была разработана единая спецификация OSI Reference Model, которая объединила в единое целое большинство протоколов и стандартов. Она основывается на многоуровневом подходе, разделяя правила взаимодействия компонентов сети на каждом из них. Всего в модели OSI определено семь уровней.
  Физический уровень (Physical Layer) - отвечает за типы сигналов, передаваемых по сети, и описывает механизм преобразования информации в сигналы. Как правило, реализуется в драйверах сетевых адаптеров.
  Канальный уровень (Data Link Layer) - отвечает за передачу пакетов данных на физическом уровне и механизм их перемещения посети. Более подробно данный уровень определен спецификацией IEEE 802, которая детализирует канальный уровень на подуровень управления логической связью (Logical Link Control) и подуровень управления доступом к устройствам (Media Access Control).
  Сетевой уровень (Network Layer) - отвечает за преобразование логических сетевых адресов в физические эквиваленты. Протоколы этого уровня также определяют правила переключения пакетов, маршрутизации данных и разрешения конфликтных ситуаций при прохождении информации по сети. Наиболее распространенными сетевыми протоколами на сегодняшний день являются:
  IP - протокол, используемый в Интернете;
  IPX - сетевой протокол компании Novell;
  NetBEUI - сетевой протокол компании Microsoft.
  Данный уровень может совмещать в рамках одного решения несколько протоколов одновременно. Обычно это делается для объединения уже имеющихся решений.
  Транспортный протокол (Transport Layer) - управляет потоками данных между компонентами сети. На этом уровне происходит разбиение данных на фрагменты, которые затем передаются по носителю. Одновременно происходит контроль целостности данных путем проверки контрольных сумм. Наиболее распространенными транспортными протоколами на сегодняшний день являются:
  TCP - протокол, используемый в Интернете;
  SPX - транспортный протокол компании Novell;
  NetBIOS - транспортный протокол компании Microsoft.
  Как и на сетевом уровне, транспортные протоколы могут существовать одновременно в рамках общего решения.
  Сеансовый уровень (Session Layer) - отвечает за поддержку сеанса при взаимодействии двух сетевых устройств. На этом уровне также осуществляются идентификация и автоматический разрыв в случае отсутствия активности в соединении.
  Уровень представления (Presentation Layer) - отвечает за преобразование данных, поступающих из приложения в форматы передачи. Этот уровень осуществляет кодирование, компрессию данных, а также преобразование графических файлов и управление запросами на использование сетевых устройств.
  Уровень приложения (Application Layer) - является верхним уровнем сетевой модели OSI. Определяется множеством протоколов, используемых различными сетевыми приложениями для решения их задач. Примерами протоколов, работающих на уровне приложения, являются:
  FTP - протокол передачи файлов;
  SMTP - протокол передачи почты;
  SNMP - протокол управления сетью.
  Модель OSI, безусловно, является абстрактной моделью. Это значит, что можно рассматривать сетевые технологии и вне ее. Так, например, фактически не используются раздельно основные сетевые и транспортные протоколы. TCP/IP для Интернета или SPX/IPX для сетей NOWELL используются только вместе, определяя весь перечень правил взаимодействия для сети. Однако понимание сетевых уровней дает большую точность в определении ответственности за решения, используемые при разработке единого пространства.
 
 Распределенные системы
 
  Первая задача, которая должна быть решена при создании распределенной системы, - какие виды ресурсов будут распределены. В случае, если необходимо разделение вычислительных мощностей, рассматривается система распределенных вычислений или архитектура "клиент-сервер". Если система обработки больших потоков данных и их хранения - анализируются механизмы кластера.
  "Клиент-сервер". Технология "клиент-сервер" базируется на принципе специализации составляющих информационной системы. При этом определяются два типа компонентов: сервер и рабочее место пользователя (Desktop).
  Сервер - специализированное устройство или программное обеспечение, которое служит для решения общей задачи.
  Рабочее место пользователя - компоненты информационной системы, которые служат для решения задач конкретного пользователя, например реализации пользовательского интерфейса системы.
  Обычно и сервер, и рабочее место рассматриваются как выделенные полнофункциональные компьютеры. Однако в общем случае это неправильно. Например, рабочим местом пользователя карточки является банкомат, кассира - кассовый аппарат. Сервер печати может быть самостоятельным интеллектуальным устройством, а сервер архивации - состоять только из носителя информации и специализированной платы.
 
 
  "Рис. 25. Общая схема сети банка"
 
 Службы серверов
 
  Сам термин "сервер" может трактоваться двояко - мощный выделенный компьютер или программное обеспечение, реализующее одну из служб. В данной главе сервером будет называться программа, которая обеспечивает независимое выполнение некоторой задачи. При этом задача может выполняться как на выделенном компьютере, так и на рабочей станции. Последнее решение часто используется разработчиками систем.
  Выбирая архитектуру "клиент-сервер", в первую очередь необходимо определить весь перечень задач, решения которых будут перенесены на серверы. Как правило, это задачи, требующие общего доступа или больших вычислительных мощностей. Ниже приведен список служб информационных систем, наиболее часто используемых как серверы.
  Сервер домена определяет список пользователей сегмента сети, а также их права доступа. Осуществляет мониторинг соединений. Является ядром любой сетевой операционной системы, работающей по принципу "клиент-сервер".
  Файл-сервер служит для хранения информации в виде файлов для распределенного доступа к ним. Осуществляет контроль доступа к каждому из них. В качестве файл-сервера может служить любой компьютер, который разрешает использовать собственное дисковое пространство. Однако многие сетевые операционные системы предлагают большое количество дополнительных сервисов для управления файл-сервером.
  Сервер базы данных служит для хранения, обработки и обеспечения доступа к структурированной информации. Сегодня наиболее часто для решений используются серверы реляционных баз данных, поддерживающие язык запросов SQL. К ним относятся системы управления базами данных ORACLE, Microsoft SQL, DB2, SYBASE.
  Интернет-сервер предоставляет информацию в соответствии с правилами сети Интернет. В простейшем случае тоже, что и файловый сервер. Однако понятие интернет-сервера включает в себя и набор дополнительных сервисов, связанных, как правило, с преобразованием информации. Наиболее распространенными являются серверы APACHE и Internet Information Server.
  Сервер приложения служит для выполнения специализированных задач. Многие банковские системы имеют серверы приложений, которые обеспечивают выполнение бизнес-логики приложения. При этом за хранение данных и контроль доступа к ним отвечает сервер базы данных.
  Сервер архивации осуществляет хранение архивов: больших объемов редко используемой информации. Обычно от файл-сервера данный тип серверов отличают собственные механизмы компрессии, индексации хранимой информации и хранения истории вносимых изменений.
  Сервер печати управляет печатью на общий принтер. Если не является специализированным устройством, то входит в состав сетевой операционной системы. Основой сервера печати является механизм управления очередями заданий на печать.
  При рассмотрении решений на основе архитектуры "клиент-сервер" определяется и список задач, решаемых рабочими станциями и определенных как клиентские задачи. К ним обычно относятся:
  * управление пользовательским интерфейсом - наиболее распространенная задача для рабочей станции, включает в себя обслуживание различных элементов пользовательского интерфейса, таких, как изображение на экране, кнопки, поля ввода, списки. Управление пользовательским интерфейсом и является той задачей, которая является гранью между архитектурой "клиент-сервер" и терминальным доступом;
  * офисные приложения - список задач, обеспечивающих редактирование данных. Это различные редакторы, текстовые и табличные процессоры. Обычно сам процесс ручного ввода редактирования данных не является распределенной задачей и для экономии ресурсов серверов переносится на клиентское место;
  * печать - в больших информационных системах функция печати может быть реализована на сервере и на клиентской станции. Обычно печать через сервер обеспечивает вывод на бумагу больших объемов данных, например выписок по счетам. Это объясняется требованием к высокопроизводительному принтеру, который невозможно поставить на каждое рабочее место. С клиентской станции осуществляется печать документов, необходимых только конкретному пользователю;
  * загрузка и выгрузка данных также может выполняться и на клиентском месте, и на сервере. Обычно в случае, если данные загружаются в автоматическом режиме и не требуют администрирования загрузки, это выполняет сервер. Если загрузка или выгрузка данных случайна, то выполняется на клиентском месте.
  Кластеры. В отличие от архитектуры "клиент-сервер" кластер имеет принципиально другие составляющие. Это не законченные задачи, а отдельные функции, выполняемые различными компонентами системы - как отдельным устройством, так и совокупностью составляющих различных вычислительных систем.
  Решения на основе кластерной архитектуры дают ряд преимуществ.
  Абсолютная масштабируемость - архитектура позволяет создавать кластеры любых размеров.
  Инкрементальная масштабируемость - кластер создается таким образом, что можно наращивать мощность добавлением новых компонент без полной замены всей системы.
 
 
  "Рис. 26. Схема сети банк на основе кластерной технологии"
 
  Устойчивость к сбоям - в случае выхода из строя одного из компонентов система продолжает работать, поскольку все функции дублируются.
  Хорошее соотношение цена/производительность - использование широкораспространенных компонент в качестве составляющих в общем случае требует меньших затрат, чем покупка одного сверхмощного компьютера.
  В настоящий момент практически все операционные системы имеют дополнительные решения для реализации кластерных архитектур. Но данные решения составляют только основу кластера. Распределение служб между отдельными устройствами может определяться и программным обеспечением серверов приложения. Таким образом, кластерную архитектуру могут иметь и серверы баз данных, и серверы приложений, если они поддерживают данную функцию.
 
 Операционная среда
 
  Операционная среда - это совокупность операционных систем, используемых в организации. В идеальном случае организация использует одну операционную систему. Это сокращает затраты на администрирование операционной среды и на разработку и внедрение приложений. Но в крупных организациях, которые имеют огромные потоки данных и большое количество типов приложений, одна операционная система не покрывает всех требований. Поэтому часто используются несколько операционных систем одновременно.
  Для того чтобы правильно выбрать операционную систему, необходимо понимать возлагаемые на нее задачи и ее параметры. Рассмотрим их более подробно.
  Операционная система - это системное программное обеспечение, обеспечивающее среду для исполнения приложений, предоставляя им с помощью набора системных вызовов (API) доступ к устройствам компьютера. Среди многочисленных функций ОС - управление диспетчеризацией задач, распределением ресурсов, обработкой прерываний, вводом-выводом, интерфейсом пользователя, файловой и другими системами. Таким образом, компьютер работает под управлением ОС, однако при начальном запуске, отладке и тестировании он может работать под управлением встроенного ПО, именуемого монитором или базовой системой ввода-вывода (BIOS).
  Практически все современные операционные системы в той или иной степени соответствуют данному описанию, поэтому при выборе операционной системы правильнее пользоваться набором параметров операционной системы, требуемых при решении конкретной задачи. Приведем эти параметры.
  Совместимость выбранного приложения с операционной системой - основное требование. Операционная система - всего лишь среда для работы информационной системы. Она не отвечает за полноту функционала системы и ее параметры. Поэтому в первую очередь следует обращать внимание на качество основного бизнес-приложения. Только в случае конкуренции двух или более относительно равных по своим характеристикам приложений или если приложение способно работать в различных операционных системах, следует обращать внимание на операционную систему.
  Аппаратная платформа. Как правило, операционная система может работать только на одном классе компьютеров. Поэтому при выборе операционной системы следует учитывать наличие соответствующей аппаратной платформы или затраты на ее приобретение.
  Производительность операционной системы. Данный параметр определяет стоимость аппаратной платформы. Чем больше производительность операционной системы, тем ниже требования к технике и, следовательно, ниже ее стоимость.
  Количество и доступность программного обеспечения, базирующегося на данной операционной системе. Следует помнить, что очень редко при создании информационных систем, решающих даже только одну задачу, можно обойтись одним приложением. Всегда существуют несколько дополнительных функций, которые выполняются либо программными средствами самой операционной системы, либо сторонними разработками. К таким функциям можно отнести:
  - копирование и архивирование файлов системы;
  - редактирование текстов и изображений;
  - защиту системы от различных сбоев и нарушений;
  - прочие полезные функции (калькулятор, календарь и т.д.).
  Опыт использования операционной системы в организации для решения других задач. Наличие данного опыта свидетельствует:
  * у организации уже есть лицензии на использование данной операционной системы и, возможно, не будет необходимости покупать новую;
  * в организации есть специалисты по данной операционной системе, и скорее всего не понадобятся дополнительные затраты на обучение администратора.
  Распространенность операционной системы. Данный параметр дает оценку по затратам на администрирование системы. Чем больше распространение, тем проще найти специалистов по данной системе на рынке труда.
  Стоимость лицензии для операционной системы. Обычно стоимость операционной системы много ниже, чем стоимость всей системы в целом, поэтому на данную характеристику редко обращают внимание. Ее роль возрастает только в случае, если стоимость самой задачи невысока.
  В настоящее время на рынке множество различных операционных систем для различного вида вычислительной техники. Однако в кредитных организациях используется лишь небольшая часть из них. Это объясняется повышенным требованием к надежности систем. Рассмотрим наиболее часто используемые операционные системы.
  MS Windows. Безусловно, является самой популярной операционной системой для персональных компьютеров. Ее использование дает огромное преимущество: это и огромное количество приложений, работающих с данной системой, и совместимость со всеми устройствами, которые могут подключаться к персональным компьютерам. Рынок труда администраторов на 90% состоит из специалистов по данной системе. Большинство мелких и средних банков ограничиваются использованием только MS Windows. Недостатки MS Windows:
  - стабильная работа только на архитектуре персональных компьютеров. Реализации для других типов вычислительной техники не получили широкого распространения;
  - высокая стоимость лицензий.
  Novell Netware. Эта сетевая операционная система была очень популярна в период зарождения сетевых технологий и получала большое распространение благодаря качественному сетевому сервису. В российских банках Novell Netware распространена благодаря СУБД Btrieve, на которой базировались наиболее популярные банковские системы России. Однако на сегодняшний день Novell Netware потеряла свое преимущество перед конкурирующими системами, Btrieve стал доступен на платформе MS Windows и практически перестал применяться в новых разработках. Поэтому использование продуктов Novell скорее объясняется большим объемом приобретенного на раннем этапе рынка, чем перспективами развития.
  Unix-системы. Unix не является одной операционной системой, разработанной конкретной компанией. Под Unix понимается целый класс операционных систем, базирующихся на общих принципах. Область основного распространения Unix - это большие вычислительные машины. Практически каждый производитель больших ЭВМ имеет собственную Unix-систему или рекомендует разработку стороннего производителя.
  На персональных компьютерах Unix-системы большого распространения не получили, уступив данный рынок Windows.
  Linux. Система создавалась как вариант операционной системы Unix для персональных компьютеров. Однако в отличие от других операционных систем она имела одну особенность - свободное распространение и открытость исходных кодов. Это дало возможность вовлечь в разработку данной операционной системы большое количество независимых программистов. На сегодняшний день Linux реализован для большого количества различных аппаратных платформ, имеет развитый интерфейс, большое количество приложений. Специалисты рассматривают Linux как реальную альтернативу Windows в качестве операционной системы для рабочей станции. Однако в кредитных организациях использование Linux скорее объясняется порывом энтузиастов, чем реальными потребностями. Причина этого в отсутствии доверия к открытой системе, коду и функциям, за которые в конечном счете никто не отвечает.
 
 Автоматизированные банковские системы (АБС)
 
 История развития
 
  Первые автономные системы, обеспечивающие обработку платежных документов, подсчеты балансов и подготовку отчетной документации в банках, были разработаны за рубежом в 50-х годах. В 1959 году в Bank of America начала работать электронная установка для осуществления депозитных чековых операций - "ЭРМА". С появлением в 1954 году способа записи реквизитов документа специальными магнитными чернилами были разработаны поточные линии, которые помимо компьютера включали сортировальные и считывающие аппараты, механизмы для магнитной надпечатки, быстродействующие печатные механизмы для изготовления выписок, журналов и другой бухгалтерской документации.
  Первая попытка широкого внедрения автоматизированных систем в начале 70-х годов окончилась неудачей в силу ряда факторов:
  - темпы технического прогресса были ниже потенциально возможных;
  - потребовались значительные усилия, чтобы рядовой потребитель принял новые формы предоставления услуг;
  - для создания широкомасштабных систем передачи информации были необходимы огромные капитальные затраты;

<< Пред.           стр. 12 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу