<< Пред. стр. 9 (из 20) След. >>
¦протоколирование всех¦ ¦ ¦ ¦¦действий ¦ ¦ ¦ ¦
¦пользователей. Однако¦ ¦ ¦ ¦
¦сотрудники ИТ не¦ ¦ ¦ ¦
¦имеют возможности¦ ¦ ¦ ¦
¦регулярно ¦ ¦ ¦ ¦
¦анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦информацию о работе¦ ¦ ¦ ¦
¦пользователей, в¦ ¦ ¦ ¦
¦основном из-за¦ ¦ ¦ ¦
¦нехватки кадровых¦ ¦ ¦ ¦
¦ресурсов ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦Передача ¦Передача информации¦Для защиты информации при передаче по внешним¦ !!! ¦
¦конфиденциальных ¦через открытые каналы¦каналам связи необходимо применять¦ ¦
¦данных по открытым¦повышает риск¦соответствующие процедуры криптографической¦ ¦
¦каналам. В настоящее¦несанкционированного ¦защиты на всех внешних каналах ¦ ¦
¦время банк, его¦доступа, модификации,¦ ¦ ¦
¦филиалы и внешние¦раскрытия или потери¦ ¦ ¦
¦организации ¦информации ¦ ¦ ¦
¦обмениваются ¦ ¦ ¦ ¦
¦информацией через¦ ¦ ¦ ¦
¦открытые каналы, не¦ ¦ ¦ ¦
¦защищенные ¦ ¦ ¦ ¦
¦криптографическими ¦ ¦ ¦ ¦
¦механизмами ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦Доступ к директории¦Данный факт повышает¦Мы рекомендуем банку ограничить существующие¦ !! ¦
¦платежей. В ходе¦риск ¦права доступа к критичным сетевым директориям.¦ ¦
¦нашего обзора мы¦несанкционированного ¦Права доступа к директории, предназначенной для¦ ¦
¦отметили, что четыре¦доступа к платежной¦отправки платежей в ЦБ РФ, должны быть¦ ¦
¦сотрудника расчетного¦системе и мошенничества¦предоставлены только тем сотрудникам, которые¦ ¦
¦отдела имеют доступ к¦при осуществлении¦работают с указанной директорией в ходе¦ ¦
¦директории платежей¦платежных операций банка¦выполнения возложенных на них функций.¦ ¦
¦ЦБ РФ. Кроме того, к¦ ¦Сотрудники ИТ должны быть лишены права доступа к¦ ¦
¦указанной директории¦ ¦данной директории ¦ ¦
¦имеют доступ¦ ¦ ¦ ¦
¦некоторые сотрудники¦ ¦ ¦ ¦
¦подразделения ИТ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦Недостаточная длина¦Пароли с¦Банку необходимо провести проверку соблюдения¦ !!! ¦
¦паролей. Мы отметили,¦несоответствующей длиной¦парольной политики и не допускать использования¦ ¦
¦что некоторые¦повышают риск¦паролей менее чем из 6 символов ¦ ¦
¦сотрудники ИТ не¦несанкционированного ¦ ¦ ¦
¦выполняют заявленных¦доступа к базе данных,¦ ¦ ¦
¦внутренними ¦что в свою очередь может¦ ¦ ¦
¦регламентами ¦привести к¦ ¦ ¦
¦требований к¦несанкционированному ¦ ¦ ¦
¦количеству символов¦раскрытию или изменению¦ ¦ ¦
¦пароля к ИС. Один из¦информации ¦ ¦ ¦
¦сотрудников службы ИТ¦ ¦ ¦ ¦
¦использует пароль для¦ ¦ ¦ ¦
¦системы "Новая¦ ¦ ¦ ¦
¦Афина", состоящий из¦ ¦ ¦ ¦
¦3 символов. При этом¦ ¦ ¦ ¦
¦он имеет полный¦ ¦ ¦ ¦
¦доступ к базе данных ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦Доступ в серверную¦Повышается риск¦Серверная комната должна закрываться при помощи¦ !! ¦
¦комнату не ограничен¦несанкционированного ¦электронного замка. Следует рассмотреть¦ ¦
¦как следует. Серверы¦доступа к критичному¦возможность установки системы видеонаблюдения ¦ ¦
¦расположены в¦компьютерному ¦ ¦ ¦
¦комнате, которая¦оборудованию ¦ ¦ ¦
¦запирается на¦ ¦ ¦ ¦
¦стандартный замок.¦ ¦ ¦ ¦
¦Как правило, дверь¦ ¦ ¦ ¦
¦серверной комнаты не¦ ¦ ¦ ¦
¦закрывается. ¦ ¦ ¦ ¦
¦Существует свободный¦ ¦ ¦ ¦
¦доступ к компьютерам¦ ¦ ¦ ¦
¦и ключевым системам ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦Физический доступ к¦Данная ситуация повышает¦Необходимо ограничить физический доступ к¦ !!! ¦
¦платежным терминалам¦риск ¦указанным терминалам исключительно¦ ¦
¦SWIFT и рублевых¦несанкционированного ¦уполномоченным сотрудникам. Терминалы SWIFT и¦ ¦
¦платежей не¦доступа к функции¦терминал рублевых платежей должны быть¦ ¦
¦ограничен. Данные¦внешних платежей и¦расположены в отдельной комнате. Следует¦ ¦
¦терминалы расположены¦повышает возможность¦рассмотреть возможность установки системы¦ ¦
¦в большом зале,¦несанкционированных ¦видеонаблюдения за терминалами ¦ ¦
¦доступ в который¦переводов денежных¦ ¦ ¦
¦практически не¦средств от имени банка ¦ ¦ ¦
¦ограничен. В зале,¦ ¦ ¦ ¦
¦где расположены¦ ¦ ¦ ¦
¦терминалы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦функционируют четыре¦ ¦ ¦ ¦
¦различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦подразделения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦которые не имеют¦ ¦ ¦ ¦
¦отношения к указанным¦ ¦ ¦ ¦
¦терминалам. Кроме¦ ¦ ¦ ¦
¦того, там же¦ ¦ ¦ ¦
¦находится ксерокс,¦ ¦ ¦ ¦
¦используемый ¦ ¦ ¦ ¦
¦сотрудниками банка, и¦ ¦ ¦ ¦
¦производится ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживание клиентов¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦Хранение ключевых¦Повышается риск¦Ключевая дискета должна храниться в сейфе ¦ !!! ¦
¦дискет не¦несанкционированного ¦ ¦ ¦
¦соответствует ¦доступа к платежным¦ ¦ ¦
¦требованиям. В ходе¦терминалам ¦ ¦ ¦
¦обзора мы отметили,¦ ¦ ¦ ¦
¦что ключевая дискета¦ ¦ ¦ ¦
¦программы отправки¦ ¦ ¦ ¦
¦рублевых платежей¦ ¦ ¦ ¦
¦"Конва" не хранится в¦ ¦ ¦ ¦
¦сейфе, как того¦ ¦ ¦ ¦
¦требуют внутренние¦ ¦ ¦ ¦
¦положения банка и¦ ¦ ¦ ¦
¦инструкции ЦБ РФ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦В банке отсутствует¦Компьютерные системы¦Мы рекомендуем провести анализ возможных рисков¦ !! ¦
¦план действий на¦банка являются важным¦деятельности банка, определить наиболее¦ ¦
¦случай чрезвычайной¦компонентом в его¦критичные сферы деятельности и подготовить общий¦ ¦
¦ситуации. В настоящее¦успешной операционной¦порядок действий сотрудников банка при¦ ¦
¦время ИТ-службой¦деятельности, и если¦возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой¦ ¦
¦разработан ряд¦произойдет ¦порядок действий должен предусматривать четкое¦ ¦
¦отдельных мер по¦продолжительный сбой в¦распределение ответственности между¦ ¦
¦восстановлению данных¦компьютерных системах¦специалистами банка по восстановлению¦ ¦
¦и замене оборудования¦банка, это может¦работоспособности системы, примерный перечень¦ ¦
¦в случае его выхода¦сказаться самым¦действий, возможные причины возникновения¦ ¦
¦из строя. Однако на¦негативным образом на¦ситуации, а также масштаб возможных потерь для¦ ¦
¦сегодняшний момент не¦его деятельности и¦деятельности банка. ¦ ¦
¦существует плана¦привести к¦Разработанный документ должен быть утвержден¦ ¦
¦восстановления ¦дополнительным потерям ¦руководством банка и доведен до сведения всех¦ ¦
¦компьютерных систем в¦ ¦ответственных специалистов ¦ ¦
¦случае чрезвычайных¦ ¦ ¦ ¦
¦ситуаций ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦Отсутствие стороннего¦Ввиду того, что все¦Мы рекомендуем хранить резервные копии за¦ ! ¦
¦хранения резервных¦резервные файлы хранятся¦пределами здания ¦ ¦
¦копий данных. В банке¦в одном и том же здании,¦ ¦ ¦
¦внедрены процедуры¦аварийная ситуация,¦ ¦ ¦
¦создания резервных¦например пожар в здании,¦ ¦ ¦
¦файлов. Однако все¦может полностью¦ ¦ ¦
¦резервные копии¦уничтожить критичную¦ ¦ ¦
¦хранятся в этом же¦информацию. В результате¦ ¦ ¦
¦здании ¦этого банку, возможно,¦ ¦ ¦
¦ ¦придется приостановить¦ ¦ ¦
¦ ¦свои операции ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦Серверная комната не¦Риск повреждения или¦Мы рекомендуем банку предпринять следующие шаги:¦ ! ¦
¦оборудована ¦выхода из строя¦разработать и протестировать план тушения пожара¦ ¦
¦противопожарной ¦ключевого оборудования в¦и эвакуации ключевого оборудования; обеспечить¦ ¦
¦газовой системой ¦случае пожара возрастает¦наличие газовых огнетушителей в серверных¦ ¦
¦ ¦ ¦комнатах ¦ ¦
+---------------------+------------------------+------------------------------------------------+----------+
¦В используемом банком¦Отсутствие процедуры¦Мы рекомендуем внедрить процедуру верификации¦ !!! ¦
¦программном ¦верификации может¦валютных платежей, а также систему их¦ ¦
¦обеспечении ¦привести к¦последующего контроля ¦ ¦
¦отсутствует процедура¦непреднамеренным ошибкам¦ ¦ ¦
¦верификации ¦или мошенничеству ¦ ¦ ¦
¦международных ¦ ¦ ¦ ¦
¦переводов. Все вводы¦ ¦ ¦ ¦
¦данных для платежей в¦ ¦ ¦ ¦
¦иностранной валюте¦ ¦ ¦ ¦
¦осуществляются одним¦ ¦ ¦ ¦
¦исполнителем ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+------------------------+------------------------------------------------+-----------
Часть 3. Управление проектами в области ИТ
Управление изменениями
При реализации проектов в области ИТ в первую очередь стоит помнить об их основной цели - содействии развитию бизнеса, внедрению передовых технологий и решений. Но эффективное развитие невозможно, если в организации не приветствуются инновации и нововведения. Поэтому цель - поддержка изменений. Но что такое изменения и зачем они нужны? Как управлять этим процессом? И какое все это имеет отношение к проектному управлению в области ИТ?
Необходимость преобразований
Одним из принципиальных моментов, определяющих эволюцию каждого менеджера и организации в целом, является осознание необходимости постоянных изменений. Как только организация хоть на время "останавливается" или просто уменьшает темп своего развития, она начинает сразу сдавать свои позиции.
Постоянные изменения стали одним из отличительных знаков нашего времени. Они затрагивают практически все области. Меняется сам уклад жизни, восприятие людей, хозяйственные отношения.
Непрерывно изменяющаяся внешняя среда уже сама по себе обусловливает для коммерческих организаций необходимость следовать всем новейшим тенденциям. Многие возразят, что "здоровый" консерватизм еще никому не мешал. Однако правы они будут лишь отчасти. Когда-то консерватизм, возможно, и был обязателен во многих сферах деятельности, но в настоящей экономической ситуации он является полным анахронизмом. Это можно хорошо проиллюстрировать на примере таких, как считалось раньше, консервативных сфер бизнеса, как банковское дело или страховой бизнес. Сегодня они отвергают большинство традиционных подходов и активно меняют практику своей работы, не боясь "кидаться в омут" неизведанного и нового. Связано это с тем, что, не отслеживая тенденции рынка, запросы потребителей, новейшие технологические достижения, сегодня невозможно удержать как собственные позиции, так и своего клиента, который становится более требовательным.
Не двигаться вперед - значит, двигаться назад. Этот тезис сегодня очевиден, но не так очевидны его предпосылки, а также причины возможного регресса. Попытаемся разобраться в них и обосновать необходимость постоянных преобразований.
Одной из основных причин такой необходимости можно назвать технологическую революцию последних десятилетий. Большинство других причин являются во многом следствиями глобальных изменений в научно-технической и технологических сферах. Именно они принципиально изменили картину гиперэкономического пространства, создав новую в истории человечества экономическую ситуацию, при которой потенциальное предложение на большинстве рынков существенно превышает спрос.
Практически всю историю человечества картина была обратной. Спрос в глобальном отношении был почти всегда ниже предложения, а на уровне отдельных рынков они уравновешивали друг друга в основном за счет ценового механизма. Кроме того, традиционная система экономических отношений в области макро- и микроэкономики базировалась на опыте предшествующих столетий. То есть при осуществлении деятельности в сфере производства или услуг, в том числе и в процессе менеджмента, не предполагалось, что предложение может в несколько раз превысить спрос или что спрос вообще будет отсутствовать.
Но картина неожиданно изменилась, и изменилась именно вследствие технологической революции, которая выразилась в резком росте производительности труда, перепроизводстве товаров и услуг, снятии коммуникативных и торговых барьеров, повышении уровня жизни в подавляющем большинстве стран, что в свою очередь кардинально изменило отношения производителей с потребителями, клиентами и, что вполне закономерно, в этой ситуации резко обострило конкурентную борьбу. Последние две причины в максимальной степени отразились на экономических отношениях в различных сферах коммерческой деятельности, в том числе в банковском секторе экономики.
Клиенты стали не просто требовательными, но и грамотными. Кроме того, если десять лет назад производители "боролись за клиентов", то сегодня все успешные организации констатируют, что им приходиться "бороться не просто за клиентов, а уже за каждого клиента". Мы об этом говорили, когда рассматривали стратегию развития ИТ. Так, например, если раньше для банков основной интерес представляли крупные корпоративные клиенты, то сегодня идет борьба даже за самое маленькое предприятие с ничтожными оборотами и несколькими работниками. А за рубежом ситуация еще в несколько раз жестче. Там давно идет борьба и за таких, казалось бы, недоходных для банка клиентов, как частные лица, пенсионеры и студенты. Естественно, связано это напрямую с перепроизводством и другими следствиями технологической революции.
Другая важная причина, толкающая коммерческие организации на путь постоянных изменений, как мы уже отмечали, - активная конкурентная борьба. Она последние несколько лет активно ведется и в России. На весьма "прозрачном" банковском рынке все действия хорошо заметны, и это еще одна новая реалия, являющаяся следствием технологической революции. Рынки стали прозрачны и открыты, как никогда ранее. В этой ситуации достаточно какому-либо банку совершить ошибку или просто понизить качество предлагаемых услуг, он сразу начинает терять клиентскую базу. В то же время необходимо помнить, что даже высокоразвитому банку необходимо совершенствоваться, так как все положительное в его работе и технологиях достаточно быстро становится известным на рынке и активно внедряется конкурентами. Поэтому, чтобы находиться хотя бы в незначительном отрыве от конкурентов, необходимо постоянное изменение.
Еще одно следствие технологической революции заключается в том, что современные технологии и прежде всего вычислительные машины резко сократили период разработки товаров или услуг, тем самым еще более увеличивая возможность потенциального предложения. Эта причина также делает практически все рынки и сектора экономики более динамичными.
Однако помимо внешних существуют и внутренние причины, вызывающие необходимость постоянных, кардинальных изменений. Как ни странно, для крупных организаций они, может быть, более значимы. Любая организация (особенно крупный банк), даже если в момент своего основания она была построена по самой оптимальной схеме, через некоторое время утрачивает исходную оптимальность, приобретает функциональную и тактическую несогласованность, нелогичность, непрозрачность. Производственные процессы запутываются, происходит отклонение от основных изначальных ориентиров и приоритетов деятельности, ослабевает мотивация и т.п.
И все это может происходить по причинам не столько внешним, сколько внутренним. Этот феномен известен многим практикующим менеджерам. Причины могут варьироваться в зависимости от особенностей организации, но, как правило, они кроются в несовершенстве исполнителей, а именно: в субъективности их восприятия, привыкании к определенным негативным явлениям, сложности применения теоретических принципов к конкретным человеческим отношениям, банальной текучести кадров и приоритете личных интересов.
Все это приводит к постепенной деформации базисных принципов и ориентиров, отходу от оптимальности, нарастанию стихийности развития и в конечном итоге, если так можно выразиться, к "мутации" системы управления и организации в целом.
За рубежом считается, что любая организация не реже какого-либо определенного периода (в зависимости от своих размеров и особенностей - например, раз в семь лет) должна производить на основе детального анализа текущей ситуации полную реорганизацию (реинжиниринг) своей деятельности. Программа таких изменений может включать различные направления преобразований (реструктуризация, построение новой концепции взаимоотношений, мотивации и менеджмента, смена и/или переквалификация части специалистов, стратегическая переориентация, модернизация технологической и информационной базы, реинжиниринг основных и вспомогательных бизнес-процессов, системы управления в соответствии со стратегическими целями и т.д.).
Все вышесказанное объясняет острую необходимость постоянных изменений, актуальность которых в российских условиях еще выше, так как в отличие от зарубежных стран, где все эти глобальные изменения хотя и происходили стремительно, но все-таки не в течение десяти лет, как это было у нас.
Общий подход: теория и практика
Но вывод о необходимости постоянных изменений не является панацеей от возникновения новых и новых проблем. Каким образом сделать так, чтобы необходимые изменения были не только осознаны и теоретически сформулированы менеджментом, но и практически реализованы? Тут скрываются наиболее серьезные трудности.
Очень часто бывает, что какие-то изменения очевидны, более того, уже обсуждены и даже "приняты" руководством, но тем не менее либо внедряются так долго, что теряют актуальность, либо вообще не внедряются. Тому есть разные причины. Во-первых, это консерватизм людей, привычка к текущей ситуации и даже боязнь, нежелание каких-либо изменений. Все это весьма часто встречается именно в крупных организациях. Во-вторых, несоответствие или даже противоположность интересов разных групп людей внутри крупной организации, возникающих из-за нежелания делиться полномочиями, ограничивать свою власть, брать на себя больше ответственности; это также может быть просто страх существенного сокращения численности своего подразделения. Практика показывает, что внедрение чего-то нового в подразделении влечет за собой существенное сокращение. Это одна из самых сложных управленческих задач, однако решать ее все-таки приходится.
С теоретической точки зрения управление изменениями (Change Management) - это отдельный и не менее сложный, чем разработка самих изменений, вопрос. Существует множество разнообразных научных теорий, направленных на решение данной задачи. Одной из наиболее простых и в то же время часто используемых на практике является теория, предложенная американским ученым-психологом Куртом Левином.
Согласно Левину для управления какими-либо изменениями или преобразованиями чрезвычайно важно понимать природу изменений и их восприятие, их отражение в человеческой психике. Несмотря на то что теория Левина возникла в 40-х годах XX века, она до сих пор считается одним из базовых подходов в управлении изменениями. По концепции Левина для правильного внедрения какого-либо изменения необходимо пройти три стадии: "размораживание", "движение" и "замораживание". Основная идея заключается в том, что при создании изменений обязательно необходимы, помимо собственно преобразований, подготовительная стадия и стадия закрепления результатов.
Подготовительная стадия, или "размораживание", ставит своей основной целью сделать текущее положение еще хуже и невыносимее, довести его до абсурда. Таким образом сознательно развивается ощущение необходимости перемен и их неотвратимости у всех заинтересованных лиц. Кроме того, эта стадия предполагает активизацию деятельности по различным направлениям, связанным с объектом изменений, причем без каких-либо определенных целей, кроме как "расшевелить улей". Все это приводит к тому, что объект (коллектив кредитной организации) вступает в стадию психологической готовности к предстоящим изменениям.
Стадия "движения" предполагает проведение всех запланированных изменений и естественное в этих условиях преодоление препятствий. При этом Левин советует относиться к изменениям именно как к "движению". Необходимо соблюдать определенные и известные участникам преобразований правила, четко понимать не только цель движения, но и маршрут, не стараться двигаться чересчур быстро, другими словами, "не превышать скорости".
Последняя и, возможно, наиболее важная стадия - "замораживание" - ставит целью сделать осуществленные изменения необратимыми, то есть закрепить (или "заморозить") их. Эта стадия особенно важна, так как на практике часто даже после успешного осуществления преобразования ситуация постепенно может обращаться вспять. Это связано с тем, что первое время для объекта изменений (человека или группы людей) его предыдущее состояние по-прежнему является более естественным, знакомым, и по нему может возникать своеобразная "ностальгия". Поэтому, чтобы не произошло "плавного отхода назад", новое состояние необходимо зафиксировать, или "заморозить". Это достигается разными способами, к которым можно отнести средства мотивации как психологического, так и материального плана, разъяснение преимуществ текущей ситуации, обеспечение видения перспектив и новых возможностей.
Рассмотрев вопросы снятия психологических противоречий при проведении изменений, необходимо остановиться и на основных практических подходах к решению задачи управления изменениями при проведении преобразований в кредитных организациях. Рассмотрим, каким образом при возникновении проблем в банках решалась на практике задача внедрения изменений.
Первый возможный подход заключается в централизованном и жестком управлении всеми изменениями со стороны высшего руководства. Для этого, например, в банке вводится постоянная штатная единица - заместитель председателя правления по развитию. Очень важен и принципиален для этого подхода именно высокий уровень лица, ответственного за развитие и изменения, так как в процессе внедрения изменений постоянно возникает необходимость решать множество вопросов, и именно бесконечные согласования и обсуждения способны затормозить любой процесс. Вследствие этого человеку, ответственному за процесс развития банка, необходимы существенные полномочия для принятия решений и контроля исполнения, включая доступ к процессу материального стимулирования сотрудников без дополнительных согласований.
При этом никакая текущая работа, кроме управления изменениями и развитием, не должна входить в обязанности такого руководителя, поскольку данная работа требует очень больших усилий и напряжения и практически всегда связана с решением конфликтных ситуаций. Ответственность данного руководителя в этом случае будет полностью распространяться на все преобразования, и если они не будут осуществлены, значит он не справился со своей работой.
Подобного рода руководителю напрямую должны подчиняться некоторые организационные структуры, с помощью которых он сможет осуществлять аналитическую обработку информации, быструю и грамотную подготовку необходимых материалов, описание и моделирование бизнес-процессов с помощью современного инструментария, анализ правовых аспектов нововведений и их экономического эффекта. Такой подход к управлению изменениями достаточно часто встречается в зарубежных банках. В России некоторые кредитные организации стараются его использовать, и на практике он достаточно эффективен.
Второй подход основывается на том, что в большинстве случаев причиной невозможности практического внедрения каких-то изменений является наличие различных интересов у разных групп исполнителей, руководителей или подразделений. Что удобно одним, кажется неудобным и даже опасным другим. Поэтому для проведения преобразований необходимо в первую очередь снять подобные противоречия и противоположность интересов внутри организации (в большей степени это касается крупных организаций).
Этого можно достичь, например, на основе создания межфункциональных групп. В кредитной организации создается (на постоянной основе или под конкретный проект) группа менеджеров и специалистов, участвующих в осуществлении тех или иных банковских процессов. Группа формируется из наиболее авторитетных и творчески мыслящих представителей всех подразделений, которым доверяют остальные сотрудники и которые выступают одновременно экспертами и защитниками интересов своих групп. Руководство банка наделяет эту группу (комитет) достаточно высокими полномочиями по управлению изменениями. Внутри группы вводится система стимулирования ее участников в зависимости не от осуществления их функциональных обязанностей, а от практической реализации проекта, чтобы снять противоречия интересов. Потенциальный финансовый интерес участников должен быть существенно выше их текущих доходов, чтобы компенсировать возможную потерю ими административных позиций, а также чтобы избежать разногласия внутри группы. При этом другие специалисты и менеджеры банка, не входящие в эту группу, весьма сплоченную вследствие единства и сопряженности целей, не смогут существенно ей противодействовать, и необходимые изменения будут достаточно быстро и активно внедряться в практику.
Третий подход заключается в признании банком невозможности или высокой сложности самостоятельного управления изменениями и активном привлечении для решения этой задачи (в рамках конкретных проектов) сторонних организаций, в первую очередь специализированных консалтинговых и технологических компаний. В этом случае часть полномочий по решению оперативных вопросов и контролю ведения проекта передается внешним консультантам.
Такой подход имеет свои положительные стороны. Во-первых, ответственность за реализацию проектов также возлагается на стороннюю организацию, и оплата ее услуг может находиться в полной зависимости от практического внедрения каких-либо изменений. Во-вторых, такие организации имеют практический опыт решения подобных проблем и застрахованы в отличие от банка от типичных ошибок и промахов.
Разумеется, перечень предлагаемых подходов к решению рассматриваемых проблем не является исчерпывающим, тем не менее они дают представление о практически проверенных способах управления изменениями и решении сложной задачи внедрения нововведений, совершенствования технологии и системы функционирования организации в целом.
Рассмотрим, каким образом должно производиться внесение изменений или полная реорганизация какого-либо банковского бизнес-процесса с точки зрения последовательности или порядка работ. Основные этапы можно сформулировать следующим образом:
- определение объектов изменений и их "размораживание";
- документирование текущей технологии работы и классификация бизнес-процессов;
- выработка критериев оптимизации и определение ограничивающих условий;
- анализ текущей технологии работы;
- выработка, согласование и документирование новой технологии;
- внедрение изменений;
- контроль эффективности осуществленных преобразований;
- корректировка и закрепление изменений. Теперь рассмотрим детально каждый из этих этапов.
Определение объектов изменений и их "размораживание"
Сначала следует выявить первостепенные объекты изменений. Необходимо в первую очередь браться за те направления преобразований, которые могут дать наибольший экономический эффект. С другой стороны, выбор первого объекта должен определяться наличием достаточно высоких шансов на успех, чтобы не выработалось устойчивое противодействие к преобразованиям в организации... И самое главное - не браться за все сразу. Это, как известно, приводит к тому, что не будет сделано ничего.
Также необходимо помнить о наличии подготовительной стадии (о которой говорилось выше, когда мы рассматривали теорию управления изменениями Левина).
Помимо этого, в рамках подготовительной стадии целесообразно заранее определить еще один момент. Учитывая особенности работ по реорганизации, необходимо заранее определить нормы защиты информации, которые будут способствовать свободному и беспрепятственному общению сотрудников организации с группой, осуществляющей изменения. Это необходимая мера, поскольку по необъяснимым причинам многие сотрудники слишком беспокоятся за сохранность и неразглашение информации, не являющейся конфиденциальной.
На подготовительной стадии также необходимо решить вопрос о финансировании работ по исследованию и подготовке к преобразованиям, так как они для своего выполнения потребуют определенных ресурсов, людских и денежных, потому что, даже если организация и не использует привлеченных специалистов, она обязательно должна разработать и внедрить систему дополнительной мотивации и поощрения сотрудников, непосредственно работающих над изменениями.
Документирование текущей технологии
Прежде чем начать основную работу по преобразованиям, следует тщательно изучить положение дел и детально описать процесс "как есть". Такое описание необходимо по многим причинам. Оно будет служить информационной базой для анализа и выработки преобразований, станет источником информации для экспертов, не знакомых с деталями технологии работы организации. Опираясь на данное описание, можно будет восстановить прежнюю практику работы в случае неудачных изменений. Таким образом, описание процесса "как есть" будет носителем знания и реальной практики работы и тем самым сможет защитить организацию.
Но для всех этих целей необходимо, чтобы описание было крайне точным и детальным. И здесь появляется проблема номер один при моделировании технологии работы - противоречие между требуемой детальностью описания и экономической эффективностью этого процесса. Совершенно очевидно, что чем точнее и детальнее описание, тем больше оно требует усилий, времени, ресурсов и, следовательно, существенно дороже. Практика показывает, что затраты на такое моделирование могут находиться в диапазоне от нескольких тысяч до сотен тысяч долларов. Поэтому необходимо находить компромисс, не забывая, что само по себе моделирование деятельности, без связи с преобразованиями, не имеет практически никакой стоимости.
Большинством экспертов признается, что подобное описание целесообразно осуществлять в графическом виде, например в виде SADT-диаграмм (вопросы методологии будут рассмотрены отдельно) с использованием современного программного инструментария в виде CASE-средств. Можно использовать как статические, так и динамические средства моделирования бизнес-процессов, в том числе основанные на других методологиях и стандартах. Выбор их следует осуществлять, исходя из необходимого уровня наглядности схем и предполагаемых сроков разработки таких схем, так как более сложные и наглядные средства моделирования бизнес-процессов подразумевают более сложный и дорогой процесс их оформления. В любом случае самые простые средства моделирования настолько доступны, что можно настоятельно рекомендовать не использовать собственные или недостаточно известные стандарты.
Цель такой работы заключается в создании там, где это необходимо, графического и текстового описания рассматриваемых процессов для дальнейших анализа, контроля и выработки рекомендаций по реорганизации.
Сбор требуемой информации осуществляется на основании регламентирующих документов банка, анкетирования и информации, полученной от сотрудников банка в результате личных бесед. Круг лиц, проводящих опрос, в зависимости от выбранной схемы управления изменениями может состоять из представителей специализированного подразделения, межфункциональной группы или внешних консультантов.
Опросить целесообразно всех сотрудников банка, кроме работников служб охраны, хозяйственного и технического обеспечения, водителей и секретарей. Категорически не рекомендуется опираться на информацию только руководителей подразделений, так как на практике они почти всегда стремятся приукрасить ситуацию и будут рассказывать не о том, как они работают, а о том, как должны или хотят работать. Другой интересный феномен, связанный со сбором информации по технологии работы, - достаточно высокая степень некорректности информации. Опять же практика показывает, что и рядовые исполнители очень часто склонны к искажению информации или ее неточной передаче. Поэтому все собранные данные необходимо тщательно проверять, сопоставляя информацию из различных источников или наблюдая непосредственно за работой специалистов.
Собранная информация поступает на обработку, которая включает следующие этапы:
* создание общей структурной модели банка (по подразделениям), а также модели предлагаемых услуг и обеспечивающих процессов в банке. Глубина данных моделей - сотрудник банка (главный бухгалтер, операционный работник отдела и т.д.) и услуга или процесс банка (расчетно-кассовое обслуживание, уплата налогов). Формулировка миссии, целей, задач и выполняемых функций подразделений банка;
* классификация и описание целей и задач бизнес-процессов, примеры которых приводились выше;
* описание и моделирование бизнес-процессов, определенных в предыдущем этапе. Глубина моделей - операции, выполняемые сотрудниками, документы и состояния документов (заполнить договор, подписать документ, расходный ордер, подтвержденный расходный ордер);
* обсуждение полноты и правильности построенной модели. Корректировка модели;
* разработка дополнительных аналитических документов или описаний (в зависимости от необходимости).
Далее мы рассмотрим, как формируются документы, необходимые для разработки программного обеспечения: функциональные и технические задания и спецификации (многие из преобразований требуют изменений или полной замены информационных систем организации).
Самым недорогим и в то же время достаточно эффективным для преобразований на уровне средних по размеру организаций является построение бизнес-моделей в форме блок-схем в соответствии со стандартом IDEF0 с использованием, например, программного продукта BPWIN*(6), вид интерфейса которого изображен на рис. 15.
"Рис. 15. Интерфейс программного продукта BPWIN"
Дополнительные описания являются приложениями к соответствующим схемам и включаются в файл модели в формате BPWIN, а в случае больших объемов представляются в формате документов MS WORD. При необходимости (и после предварительного согласования) можно дополнить бизнес-модель организации документами, выполненными в других форматах.
В построенной модели для среднего банка могут рассматриваться около 15-20 бизнес-процессов. Общий объем документации, описывающей технологию работы банка, - от 350 до 1000 страниц диаграмм и текста.
Критерии оптимизации и ограничивающие условия
Прежде чем приступить к анализу текущей ситуации и преобразованиям, необходимо четко обозначить критерии оптимизации и произвести ранжирование с точки зрения их значимости. Имеет смысл установить для каждого из критериев весовой коэффициент. Критерии зависят от текущего состояния кредитной организации и стратегических приоритетов в ее развитии. Базовыми критериями к разработке оптимизированной модели являются:
- снижение временных затрат на реализацию бизнес-процессов организации или выполнение отдельных операций;
- снижение стоимости предоставляемых услуг и обслуживающих процессов;
- повышение контролируемости деятельности организации на всех уровнях;
- масштабируемость или наращиваемость технологии и ее гибкость на предмет организации новых услуг и изменение под воздействием внешних факторов (законодательство или экономические обстоятельства);
- изменение соотношения между прямыми и косвенными затратами на реализацию бизнес-процессов организации;
- соответствие предлагаемых решений текущему законодательству и регламентирующим документам;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- расширение спектра или увеличение объема операций.
Те или иные критерии для различных банков имеют разное значение. Так, например, сокращение расходов для некоторых из них может быть не так актуально, как увеличение скорости обслуживания.
Анализ текущей технологии работы
После того как бизнес-процесс детально исследован и "зарисован", определены объекты и цели или критерии оптимизации, естественно, должна наступить стадия его анализа и выработки основных направлений концепции его реорганизации. В рамках данного блока могут существовать следующие этапы:
* выявление и анализ операций, не добавляющих стоимости с точки зрения клиента;
* анализ данных с целью выявления однотипных операций в различных процессах, оценка возможности их объединения или исключения;
* анализ возможного видоизменения процессов. Рассматриваются варианты изменения документопотоков исходя из регламентированных условий. Строятся альтернативные модели бизнес-процессов или их отдельные составляющие в тех же стандартах, что и основная модель. Производится их описание, описание необходимых изменений и затрат на переход;
* поиск путей автоматизации отдельных операций. Рассматривается возможность использования компьютерных средств для автоматизации операций, сокращения трудозатрат исполнителей, упрощения операции. Производится оценка затрат и ожидаемого эффекта. Данный этап проводится совместно со службами, ответственными за автоматизацию;
* оценка стоимости каждой операции в масштабах банка. Оценочная стоимость операции включается в ее описание. Оценку операции можно проводить по следующим параметрам: длительность выполнения, количество и периодичность, ежедневные затраты ресурсов (переменные издержки), постоянные издержки, общие материальные затраты;
* анализ сложных операций с целью их разукрупнения и упрощения;
* анализ неоказываемых услуг и возможности предоставления их клиентам. Оценка действий, необходимых для этого, и ожидаемый экономический и маркетинговый эффект;
* сравнительный анализ текущих услуг и практики их осуществления в других банках с целью возможного повышения качества обслуживания и корректировки тарифной политики.
Направления анализа выбираются в зависимости от критериев оптимизации и объекта изменений.
Выработка, согласование и документирование новой технологии
Полученные идеи и результаты первичного обследования являются основой разработки новой технологии. Она осуществляется в несколько стадий.
Вначале определяется концепция потенциальных изменений. Предложения, поступившие в ходе предыдущих стадий, тщательно обсуждаются и оцениваются с точки зрения эффективности их внедрения. Поиск такой концепции - один из сложнейших моментов реинжиниринга, так как является во многом творческой работой. Отчасти поэтому, отчасти потому, что этому вопросу посвящено достаточно публикаций и внимания, в том числе со стороны прародителей теории реинжиниринга, мы не будем уделять ему отдельное внимание.
После выработки и согласования со всеми заинтересованными сторонами и высшим руководством концепции преобразований необходимо приступить к разработке новой технологии или технологической схемы "Как должно быть", описывающей все детали будущей технологии. Инструментальные средства разработки обеих схем "Как есть" и "Как должно быть" должны быть идентичны. Необходимость такого описания связана с невозможностью внедрения чего-то абстрактного, необходимостью проведения переобучения специалистов и т.д.
На основании концептуальной модели определяется порядок взаимодействия между подразделениями. Проводится наложение бизнес-процессов предоставления услуг на предлагаемую схему работы. Определяются регламентирующие документы и нормативные акты, управляющие рассматриваемыми процессами.
Далее производится заключительная детализация модели до элементарных бизнес-операций и технологических решений по их реализации. Параллельно производится корректировка модели в соответствии с возможностями ее реализации и техническими возможностями.
Модель "Как должно быть" также проходит несколько стадий согласований и после этого подлежит утверждению высшим руководством банка.
Внедрение изменений
После описания перспективной технологии, ее корректировки и окончательного утверждения во всех деталях необходимо разработать детальный план внедрения новой технологии с распределением сроков, контрольных точек и ответственных лиц. Такой план может содержать следующие пункты:
* разработка новых должностных инструкций в соответствии с измененными обязанностями исполнителей;
* корректировка учетной политики банка, других внутренних регламентов;
* обучение сотрудников новой технологии;
* прием экзаменов по результатам обучения;
* разработка или настройка программного обеспечения и т.д.;
* запуск новой технологии в опытную эксплуатацию;
* переход на полное промышленное использование новой технологии.
Все эти процедуры должны быть по возможности распараллелены и сопряжены по срокам для меньшей затраты времени на реализацию проекта в целом. Для представления сложных громоздких проектов и осуществления контроля за ними удобно использовать современные инструментальные средства управления проектами.
Достаточно простым примером такого средства может служить программный продут компании Microsoft - MS Project. Этот продукт позволяет автоматизировать распределение ресурсов, контроль выполнения отдельных этапов проекта и связанных задач, общее планирование. Он обладает возможностями планирования и распределения людских ресурсов, мониторинга нагрузок, построения сетевых графиков и Гант-диаграмм, гибкой системой отчетных форм, а также многими другими возможностями. Данный программный продукт в конечном счете облегчает непростую задачу управления проектами с десятками и даже сотнями подзадач, большинство из которых связаны различным образом с другими работами и большим количеством исполнителей. Внешний вид интерфейса данного программного продукта представлен на рис. 16.
"Рис. 16. Вид интерфейса программного продукта Microsoft Project"
He менее важно заранее составить и утвердить бюджет преобразований, в котором будут запланированы все расходы, связанные с реализацией плана реинжиниринга. С учетом того что подавляющее число подобных проектов не укладываются в первоначальный бюджет и испытывают нехватку ресурсов, необходимо заранее на стадии бюджетного планирования заложить специальный резерв в размере 20-25% для покрытия возможных перерасходов.
Контроль эффективности осуществленных преобразований
После начала полного использования новой технологии необходимо произвести оценку эффективности проделанных изменений. При этом, если реальный эффект существенно ниже запланированного, не стоит расстраиваться, так как эта ситуация достаточно типична. Даже если после контрольного анализа осуществленных преобразований окажется, что эффективность их крайне низка или даже стремится к нулю, то есть только окупаются затраты, - это уже хорошо, и такие преобразования должны быть признаны положительными, и их имеет смысл продолжать.
Не стоит при этом забывать о таких следствиях, которые невозможно посчитать в денежном выражении, но которые приносят важные стратегические выгоды. Речь идет об общей активизации деятельности организации, создании у работников и менеджмента ощущения перспективы, дополнительной мотивации, росте интереса к организации со стороны и т.д.