<< Пред.           стр. 10 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 2.2.4. Выработка на склад - характеризует возможность производства продукта для удовлетворения будущей потребности в пределах срока хранения продукта и в объемах, не превышающих ёмкость складов;
 2.3. Возможность покупок у поставщиков и подрядчиков - определяет способность предприятия обеспечить производственную программу необходимыми ресурсами;
 3. Ограничения - вся произведенная продукция должна быть востребована или утилизирована.
  Формирование производственной программы предприятия.
  Расчет производственной программы предприятия состоит из нескольких этапов. Первоначально производственные мощности предприятия увеличиваются на величину сверхнормативных запасов продукции предприятия.
  На втором этапе формируется производственная программа для удовлетворения потребностей структурных подразделений предприятия и обеспечения заданной величины нормируемых остатков. Для этих целей определяется программа выпуска требуемых продуктов, необходимых полуфабрикатов и сопутствующих продуктов.
  На третьем этапе расчета анализируется возможность удовлетворения спроса клиентов предприятия. Расчет производится последовательно в зависимости от ранжирования контрактов: контракты удовлетворяются по мере уменьшения ранга. Для каждого контракта определяется программа выпуска продуктов, необходимых полуфабрикатов и сопутствующих продуктов и происходит соответствующее уменьшение мощности. Следующий контракт рассчитывается уже по уменьшенным мощностям.
  Мощность по конкурирующим продуктам перераспределяется согласно ранжированию контрактов.
  Если расчет выявил недостаток мощностей по конкретной продукции предприятия в каком либо месяце периода, то производится анализ недоиспользованных мощностей предшествующих месяцев, и в случае определения резерва предлагается создать остатки продукции для удовлетворения будущего спроса. Если такого резерва не обнаружено, то происходит отказ от отгрузки по контракту.
  Ограничением отгрузки может также выступить фактор недостатка мощностей по полуфабрикатам. В этом случае первоначально анализируется возможность закупки полуфабриката (если это покупной полуфабрикат), затем - возможность его производства в предшествующие периоды. Если при анализе не обнаружено дополнительных альтернатив, то рассматриваются доступные на данный период рецептуры продукта, устраняющие возникший дефицит. Если такой возможности не найдено происходит отказ от отгрузки.
  Еще одним ограничивающим фактором может выступить невозможность закупки необходимого количества компонентов у поставщиков предприятия. Проблема решается анализом возможности закупки в предшествующие периоды в пределах срока хранения компонента и емкости складов, а также проверкой доступных рецептур производства продукта. В случае отрицательного результата поиска происходит отказ от отгрузки.
  Завершающим этапом является проверка выпуска сопутствующих продуктов. Если сопутствующий продукт не востребован, не может быть утилизирован (или слишком дорог для утилизации), не может быть положен на склад, если емкость складов недостаточна или предприятие не может себе позволить отвлекать оборотные средства в сверхнормативные запасы (данный критерий задается перед началом расчета), то происходит отказ от отгрузки основного продукта, чтобы уменьшить выпуск сопутствующего.
  Результаты расчета производственной программы.
  Результаты расчета группируются по следующим бюджетным блокам предполагающим представление данных как в целом по году, так и по каждому месяцу:
  а) отгрузка - содержит следующие расчетные данные для каждого вида продукции предприятия в натуральных единицах измерения: величина совокупного спроса, процент удовлетворения спроса, отгрузка по каждому клиенту и возникший дефицит продукции в случае недостатка мощностей;
  б) производство - включает в себя перечень следующих показателей: совокупная мощность, выпуск продукции предприятия, процент использования мощностей оборудования и резерв мощностей, оставшихся в распоряжении предприятия. Формируется отдельно для каждого месяца;
  в) остатки - состоит из показателей нормируемых и расчетных остатков продукции предприятия определенных с учетом возможности максимального удовлетворения величины спроса рассматриваемого периода;
  г) закупки - содержит следующие расчетные данные для каждого вида компонентов в натуральных единицах измерения: величина закупки каждого компонента по поставщикам предприятия, причины закупки, дефицит сырья и материалов.
 
  Бюджеты обеспечения производственной деятельности предприятия.
  В целях выполнения заданной производственной программы предприятия необходимо разработать ряд операционных бюджетов, позволяющих обеспечить бесперебойный процесс производства:
  Бюджет закупки сырья и материалов.
  Расчет закупок предприятия производится на основании сформированной производственной программы и выполняет следующие задачи:
 * определение потребности предприятия по всем статьям затрат на производственную программу;
 * определение закупок предприятия у конкретных поставщиков сырья и материалов.
  Бюджет закупки сырья и материалов представляет собой план службы материально-технического снабжения (МТС). План МТС разрабатывается с учетом:
 * производственной программы;
 * нормативов запасов материальных ресурсов;
 * норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий;
 * планов капитального строительства, реконструкции, подготовки производства новых изделий, работ по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, бытовых объектов и т.д.;
 * остатков материальных ресурсов на начало и конец планируемого периода;
 * установленных и вновь налаживаемых связей с поставщиками;
 * цен на все виды материально-технических ресурсов.
  Потребность в материалах на основное производство (Gм.осн) определяется по формуле:
  (3.19.)
 
  где Qi - объем выпуска продукции по каждому наименованию (шт.);
  ni - норма расхода материала на одно изделие с учетом технологических потерь (натур. ед.);
  m - количество наименований изделий.
 
  Общая потребность в конкретных материалах (Gм) определяется по формуле:
 
  (3.20.)
 
  где Zн.з - норма запаса материала;
  Zм.ф - фактическое наличие материалов на предприятии;
  Gм.н.п - необходимое количество материалов для изменения незавершенного производства;
  Gм.экс - потребность в материалах для ремонтно-эксплуатационных и других нужд.
 
  Потребность в материальных ресурсах определяется расходами на:
 * основное производство, включая производство комплектующих изделий и запасных частей;
 * изготовление технологической оснастки и инструмента;
 * изготовление нестандартного оборудования и модернизация оборудования;
 * проведение НИР и ОКР (с учетом изготовления опытных образцов и экспериментальных работ);
 * реконструкцию цехов, участков;
 * ремонтно-эксплуатационные нужды;
 * капитальное строительство;
 * работы социально-культурной и бытовой сфер;
 * создание запасов.
  Определение закупок предприятия у конкретных поставщиков сырья и материалов производится по следующему алгоритму:
  а) на основании рассчитанной величины потребности и времени ее возникновения анализируется предложение существующих поставщиков предприятия;
  б) при наличии нескольких поставщиков аналогичного ресурса предпочтение отдается поставщику с большим рангом контракта. Ранг контракта определяется индивидуальными для каждого предприятия параметрами: ценой ресурсов, отсрочкой платежа, качеством ресурсов, стабильностью поставок и т.д.;
  в) при возникновении ограничений предложения поставщиков анализируется возможность закупки у них в предыдущие месяцы и при ее наличии производится закупка для образования сверхнормативных остатков, обеспечивающих будущее удовлетворение потребности;
  г) при отсутствии явно указанных поставщиков ресурсов делается допущение, что ресурс может быть приобретен в тот период, когда в нем возникла потребность, в нужном количестве и по базовым ценам.
  Бюджет оплаты труда.
  Оплата труда работников производится в виде заработной платы и устанавливается каждым предприятием самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и особенностей производственного процесса. Однако основные принципы установления организации заработной платы являются общими для предприятий всех форм собственности.
  При планировании заработной платы учитываются суммы, исчисленные по тарифным ставкам, окладам, основным расценкам, а также все виды доплат. Предприятие само вправе выбирать системы и формы оплаты труда. Планирование фонда заработной платы производится на весь списочный состав предприятия. Разделяют фонд заработной платы промышленно-производственного и непромышленного персонала. Фонд заработной платы ППП определяется по категориям работающих (рабочие, ИТР, служащие и т.д.).
  При расчете бюджетного процесса фонд заработной платы формируется на основе прогноза нормируемых и условно-постоянных затрат.
  Бюджет энергоносителей.
  Бюджет энергоносителей является планом работы энергетического хозяйства предприятия.
  Организация и эксплуатация энергохозяйства основаны на планировании производства в энергии и определении источников ее покрытия. Потребность в энергоресурсах устанавливается на основе норм их расхода и годовой программы выпуска продукции.
  Кроме расхода энергии на производственные цели, учитываются ее затраты на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери энергии в заводских сетях. Потребность в технологической энергии рассчитывается исходя из норм расхода по операциям или видам оборудования.
  Сметы структурных подразделений предприятия.
  Сметы структурных подразделений предприятия формируются по прогнозам нормируемых и условно-постоянных затрат и предназначены для детального определения потребности каждого подразделения в различных ресурсах, необходимых для нормальной работы в течении анализируемого периода. Смета представляется помесячно в натуральных единицах и служит безусловным запросом для выполнения после ее утверждения. Особенностью составления смет подразделений является возможность "вложенности" сметы одного подразделения в другое не только в полном объеме, но и в любом заданном процентном соотношении. Это позволяет организовать солидарную ответственность по одним и тем же затратам нескольких центров ответственности, не осуществляя при этом двойного учета затрат.
  Завершающим этапом формирования смет подразделений является получение сводной сметы, отображающей общую картину по предприятию в целом.
 
  Планирование финансовых результатов деятельности предприятия.
  Расчет себестоимости продукции предприятия.
  Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
  Калькуляция себестоимости единицы продукции включает группировку затрат по статьям:
 * сырье и основные материалы с учетом транспортно-заготовительных расходов;
 * покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;
 * возвратные отходы (вычитаются);
 * вспомогательные материалы;
 * топливо и энергия на технологические цели;
 * основная заработная плата производственных рабочих;
 * дополнительная заработная плата производственных рабочих (дополнительная заработная плата устанавливается, как правило, в процентах к основной заработной плате);
 * отчисления на социальные нужды. (отчисления на социальные нужды включают отчисления: в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, фонд социального страхования. Отчисления на социальные нужды производятся от суммы основной и дополнительной заработной платы);
 * расходы на подготовку и освоение производства (затраты производятся в соответствии с Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость);
 * расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
 * цеховые расходы;
 * общезаводские расходы;
 * потери от брака;
 * прочие производственные расходы;
 * внепроизводственные расходы (коммерческие расходы).
  В состав расходов на эксплуатацию и содержание оборудования включаются:
 * амортизация оборудования и транспортных средств;
 * затраты на эксплуатацию оборудования (топливо, энергия и т.д.);
 * затраты на ремонт;
 * износ МБП.
  В состав цеховых расходов входит:
 * содержание аппарата управления цехом;
 * содержание прочего персонала;
 * амортизация зданий, сооружений, инвентаря;
 * затраты на содержание зданий, сооружений, инвентаря;
 * ремонт;
 * испытания, рационализаторство, изобретательство;
 * затраты на охрану труда;
 * износ малоценного, быстроизнашивающегося инвентаря и прочие непроизводственные расходы.
  Состав общезаводских расходов:
 * затраты, связанные с управлением предприятием;
 * подготовка кадров;
 * остальные расходы аналогичны цеховым расходам.
  В рамках бюджетного планирования необходимо рассчитать планируемую себестоимость производимой и реализуемой продукции в целях обеспечения базы для оценки рентабельности каждого продукта и прибыли от основной деятельности предприятия. Наиболее важным в расчете является точный учет затрат и наиболее корректное их распределение, а также определение влияния прогнозных колебаний стоимости основных затратных статей.
  Методология расчета производственной и полной себестоимости продукции предприятия по каждому месяцу планируемого периода выглядит следующим образом.
  На первом этапе происходит расчет производственной себестоимости продукции предприятия, которая состоит из прямых переменных затрат и общецеховых затрат. Прямые переменные затраты рассчитываются согласно нормам расхода и ценам на ресурсы с учетом индексов их изменения. Распределение общецеховых затрат производится согласно настроек пользователя, отражающих учетную политику конкретного предприятия.
  На втором этапе производится расчет полной себестоимости продукции. В общем, виде полная себестоимость рассчитывается путем распределения общезаводских расходов пропорционально норме прибыли по производственной себестоимости. Общезаводские расходы распределяются только на продукцию подлежащую реализации. Однако в системе также предусмотрена возможность определения иной методики отнесения общезаводских затрат, в случае если предлагаемый алгоритм в точности не отражает специфику предприятия.
  Расчет прибыли предприятия.
  Эффективность производства представляет собой соотношение двух величин - результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат.
  Уровень эффективности производства оценивается системой показателей, важнейшими из которых являются прибыль и рентабельность.
  Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.
  Различают следующие виды прибыли (на основе данных формы №2 бухгалтерского баланса предприятия):
  Валовая прибыль = Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей - Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
  Прибыль от продаж = Валовая прибыль - Коммерческие расходы - Управленческие расходы
  Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж + Операционные доходы - Операционные расходы + Внереализационные доходы - Внереализационные расходы
  Прибыль от обычной деятельности = Прибыль до налогообложения - Налог на прибыль и другие аналогичные платежи
  Чистая прибыль (нераспределенная прибыль текущего года) = Прибыль от обычной деятельности + Чрезвычайные доходы - Чрезвычайные расходы
  Порядок распределения чистой прибыли предприятия. Чистая прибыль может распределяться по направлениям указанным на рисунке 3.4.
 
 
  Рисунок 3.4. - Распределение прибыли предприятия
 
 
  Планирование прибыли. Важнейшая роль прибыли определят необходимость правильного ее счисления и планирования.
  Планируется прибыль раздельно по видам:
  * от реализации товарной продукции:
  * от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  * от реализации основных фондов и другого имущества;
  * от внереализационных доходов и расходов.
  Основными способами планирования прибыли от реализации товарной продукции являются метод прямого счета и аналитический.
  Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
  Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
  Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений.
  Кроме изложенных выше методов планирования прибыли существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
  Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.
  Рентабельность служит для оценки эффективности производства, т.к. два одинаковых предприятия могут получить равную прибыль при одинаковых затратах или большую прибыль при меньших издержках.
  При бюджетном планировании, в первую очередь необходимо оценить рентабельность каждого продукта, чтобы исключить из общего ассортимента нерентабельную продукцию, если ее наличие не обосновано какими-либо стратегическими задачами предприятия. Расчет производится отдельно по каждому месяцу планируемого периода.
  Кроме того, следует рассчитать прибыль от основной деятельности и определить ее достаточность для предприятия. Прибыль от прочих видов деятельности формируется на основании бизнес-прогноза прочей деятельности предприятия и ее следует рассчитывать при определении прогноза доходов и расходов.
  Инвестиции.
  На основании прогноза инвестиций формируется инвестиционный бюджет предприятия и выбираются источники финансирования: собственные или заемные. Если на период вложения средств предприятие располагает достаточной величиной прибыли, то вложения осуществляются за счет внутренних источников, в противном случае выбираются внешние источники финансирования, указанные в прогнозе привлечения заемных средств. Расчет происходит отдельно по каждому месяцу.
  Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающие в распоряжение предприятия доходы, которые затем служат источниками финансирования новых задач. Эффективность проекта, в конечном итоге, определяется разницей между поступлениями и затратами денежных средств связанными с реализацией проекта.
  На различных стадиях разработки и осуществления проекта (обоснование инвестиций, ТЭО, выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки.
  При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе:
 * динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения;
 * разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой;
 * неравноценность разновременных затрат и (или) результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат) и т.д.
  Расчет амортизации.
  Амортизационные отчисления имеют самую значительную долю в общей сумме денежных средств, направляемых на поддержание и развитие основных фондов. Поэтому выбор рациональных способов учета основных средств, оценка их величины и особенно рационализация методов расчета амортизационных отчислений для предприятия имеет большое значение.
  Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных фондов на производимую продукцию в целях накопления средств для полного их восстановления.
  Амортизационные отчисления - денежное выражение размера амортизации, соответствующее степени износа основных фондов.
  Отношение годового размера амортизационных отчислений к балансовой стоимости основных фондов выражается в процентах и называется нормой амортизации.
  Все нововведения по расчету амортизации отражаются в Положениях по бухгалтерскому учету "Учет основных средств".
  В настоящее время в области расчета амортизации все предприятия руководствуются следующими основными положениями:
 - срок эксплуатации основных средств определяется предприятиями самостоятельно;
 - нормы амортизации рассчитываются индивидуально каждым хозяйствующим субъектом без каких-либо обязательных ограничений или рекомендации со стороны государства;
 - все амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, в т.ч. и рассчитанные ускоренным методом, независимо от направления их использования включаются в себестоимость продукции;
 - на выбор предлагаются следующие методы расчета амортизации:
  Линейный метод ориентирован на равномерный физический и моральный износ основных фондов. Недостатками этого метода являются: заранее фиксируется неизменная величина амортизационного периода; недостаточное стимулирующее воздействие на повышение эффективности использования основных фондов; возможность недоамортизации в связи с недостаточным учетом воздействия морального износа; и т.д.
  Метод уменьшаемого остатка. Амортизация начисляется не по первоначальной или восстановительной стоимости, а по остаточной стоимости. Вследствие этого величина амортизационных отчислений, переносимых на стоимость продукции, будет ежегодно уменьшаться в соответствии с уменьшением остаточной стоимости основных фондов, и амортизационный срок службы будет многократно увеличиваться.
  Метод списания стоимости в соответствии с количеством лет срока полезного использования. Амортизация начисляется по линейному способу, однако, амортизационный срок службы увеличивается на период, в течение которого конкретные виды основных средств находились на консервации, в ремонте или проходили модернизацию. В течение этого времени начисление амортизации не производится.
  Метод списания стоимости пропорционально объему производимой продукции или работ. Полный перенос стоимости оборудования и других видов основных средств производится на определенный объем продукции, а амортизация по временным периодам начисляется исходя из доли продукции, произведенной в этом периоде, по отношению к заранее определенному объему продукции.
  Выбор метода расчета амортизации зависит от выбора оптимального амортизационного срока службы различных категорий основных фондов.
  Амортизационные отчисления можно рассматривать как часть дохода предприятия. Их экономическую оценку следует проводить по показателю: чистый дисконтированный доход (ЧДД).
 
  Та ЧД
  ЧДД = ? ---, (3.21.)
  0 (1 + Е) Та
  где ЧД - чистый доход;
  Та - амортизационный срок службы, принятый предприятием для расчета амортизации, в годах;
  Е - норма дисконта, т.е. норма доходности, величина которой в долях единицы может быть принята в соответствии с депозитным процентом в банке.
 
  Критерием для выбора оптимального амортизационного срока эксплуатации оборудования является равенство суммы амортизационных отчислений за ряд лет при полном возврате стоимости оборудования и суммы дохода за это же число лет без учета амортизации в себестоимости продукции, что отражается следующим уравнением:
 
  Та Та
  ? А = Ф = ? (Цо - Са) * В, (3.22.)
  0 0
 
  Та
  где ? А - сумма амортизации за минимальный срок эксплуатации;
  0
  Та
  ? (Цо - Са) * В - сумма дохода за минимальный амортизационный срок;
  0
  Ф - стоимость основных средств конкретного вида;
  Цо - отпускная цена;
  Са - себестоимость единицы продукции без учета амортизации;
  В - годовой объем производства продукции.
 
  Анализируя расчетный уровень нормы амортизации, для обеспечения наилучших финансовых результатов следует руководствоваться следующим правилом: годовая сумма амортизации не должна превышать уровень годового дохода. В противном случае себестоимость реализованной продукции с учетом амортизационных отчислений превышает объем реализации в стоимостном выражении, а эта разница при существующем налоговом законодательстве РФ рассматривается как занижение прибыли и подлежит налогообложению.
  При формировании бюджета предприятия на основании прогноза движения основных фондов и нематериальных активов осуществляется ежемесячный расчет амортизационного фонда и стоимости основных фондов и нематериальных активов.
  Кредиты.
  Потребность в кредитных ресурсах в рассматриваемом периоде определяется предприятием на основании прогнозируемого дефицита денежных средств. Если при расчете выявляется недостаток собственных средств предприятия, то из предлагаемого в прогнозе возможного привлечения займов перечня потенциальных кредиторов предприятия выбирается наиболее оптимальный источник финансирования на основании процентных ставок, срока предоставления займа и т.д. Расчет производится отдельно для каждого месяца.
  Как только у предприятия появляются свободные денежные средства происходит полное или частичное погашение основной суммы займа, а также причитающихся процентов.
  Прогноз платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
  Наиболее важными обязательствами предприятия являются внешние обязательства перед фискальной системой - обязательства по налогам, штрафам, пеням перед бюджетами, платежам в различные фонды. Их значимость по сравнению с другими внешними обязательствами заключается в том, что фискальные обязательства должны выполняться в установленном порядке независимо от воли предприятия. Поэтому платежи предприятия перед фискальной системой необходимо выделять и анализировать независимо.
  Расчет платежей в бюджет и внебюджетные фонды рекомендуется проводить по каждому налогу в отдельности, для возможности определения наиболее значимых налоговых платежей, т. е. тех, на которые предприятию следует обратить особое внимание.
  В рамках бюджетного планирования расчет происходит на основании прогнозных параметров налоговой системы с учетом различных льгот, имеющихся у конкретного предприятия. Учитывая специфику оплаты каждого налога (период авансовых платежей, оплату основной суммы и т.д.), расчет позволяет наиболее рационально распределить денежные средства, имеющиеся у предприятия для оплаты налогов между всеми налоговыми платежами. Расчет производится отдельно по каждому месяцу.
  Этот расчет необходим для поддержания стабильного финансового положения предприятия, которое в частности подразумевает своевременную оплату обязательств в полном объеме.
  Определение величины дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
  Данный расчет предназначен для прогнозирования величины дебиторской и кредиторской задолженности предприятия в течение рассматриваемого периода.
  Для определения величины дебиторской задолженности предприятия используются следующие исходные данные:
 * график погашения задолженности прошлых лет контрагентами предприятия и норма содержащейся в ней прибыли. Норма прибыли дебиторской задолженности необходима для определения собственных средств предприятия;
 * величина отсрочки платежей по каждому контракту покупателей и заказчиков предприятия;
 * цены на продукцию и индексы изменения цен и курсов валют;
 * величина авансов выданных.
  Величина дебиторской задолженности предприятия определяется по формуле:
 
  ДЗ = ДЗпл + ДЗт + А, (3.23.)
 
  где ДЗпл - непогашенная к рассматриваемому моменту времени дебиторская задолженность прошлых лет;
  ДЗт - величина дебиторской задолженности, образовавшаяся в текущем периоде;
  А - авансы, выданные в текущем периоде.
 
  ДЗт= ДЗт 1 + ДЗт2 + ? + ДЗт n, (3.24)
 
  где ДЗт n - величина текущей дебиторской задолженности по n-ному контракту с покупателями или прочей статьи дебиторской задолженности.
 
  ДЗт n = (От / N) * Зп, (3.25.)
 
  где От - сумма отгрузки по контракту в текущем месяце или величина прочей статьи дебиторской задолженности. Сумма отгрузки по контракту определяется с учетом индексов изменения цен, если иное не предусмотрено в контракте;
  N - количество дней месяца;
  Зп - задержка платежа по контракту или прочей статье дебиторской задолженности.
 
  Если дебиторская задолженность измеряется в валюте, то при ее погашении рассчитывается величина возникших курсовых разниц.
  Расчет производится отдельно по каждому месяцу.
  Для определения величины кредиторской задолженности предприятия используются следующие исходные данные:
 * график погашения задолженности предприятия прошлых лет;
 * величина отсрочки платежей по каждому контракту с поставщиками предприятия;
 * цены на ресурсы и индексы изменения цен и курсов валют;
 * величина прочей кредиторской задолженности предприятия;
 * величина авансов полученных.
  Величина кредиторской задолженности предприятия определяется по формуле:
 
  КЗ = КЗпл + КЗт + А, (3.26.)
 
  где КЗпл - непогашенная к рассматриваемому моменту времени кредиторская задолженность прошлых лет;
  КЗт - величина кредиторской задолженности, образовавшаяся в текущем периоде;
  А - авансы, полученные в текущем периоде.
 
  КЗт= КЗт 1 + КЗт2 + ? + КЗт n, (3.27.)
 
  где КЗт n - величина текущей кредиторской задолженности по n-ному контракту или прочей статье кредиторской задолженности.
 
  КЗт n = (Пт / N) * Зп, (3.28.)
 
  где Пт - сумма покупки по контракту в текущем месяце (определяется с учетом индексов изменения цен, если иное не предусмотрено в контракте) или величина прочей статьи кредиторской задолженности;
  N - количество дней месяца;
  Зп - задержка платежа по контракту или прочей статье кредиторской задолженности.
 
  Информация о прочих статьях кредиторской задолженности складывается в процессе расчета величины привлеченных кредитов, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, фонда оплаты труда и т.д.
  Расчет производится отдельно по каждому месяцу.
 
  Обобщающий расчет финансовой эффективности будущей деятельности предприятия.
  Распространенную ошибку допускают те, кто считает бюджетом - отчет о движении платежных средств. Бюджет компании должен включать в себя три формы: отчет о прибыли, отчет о движении платежных средств, и баланс.
  Когда система бюджетирования сводится к планированию только одной формы - отчета о движении платежных средств, из оперативного анализа выпадают основополагающие понятия: маржинальная прибыль, рентабельность, оборачиваемость и т.д. Это сужает проблемное поле компании до решения текущей задачи платежеспособности, и не позволяет оценить деятельность компании в целом.
  При построении финансовых планов, в первую очередь краткосрочных финансовых планов, требуется раздельное планирование денежных средств и бартера. Это необходимо делать при построении отчета о движении платежных средств и отчета о прибыли.
  Деньги являются универсальным платежным средством, которое можно направить на любые цели, бартер же, как правило, жестко завязан на конкретные поставки, возможность манипулирования им значительно меньше.
  Следовательно, в отчете о движении платежных средств должно быть две колонки: денежные средства и бартер. Различные платежные суррогаты: векселя, зачеты, долги следует приводить к денежным средствам (посредством рыночного дисконта), в том случае, если их собираются продать. Если планируется использовать эти суррогаты для оплаты материалов, или услуг их следует отражать, как бартер.
  В отчете о прибыли вводить дополнительной колонки для бартера не требуется. Однако, для корректной оценки рентабельности необходимо скорректировать выручку и затраты путем приведения бартерных расчетов к денежному эквиваленту, исходя из рыночных денежных цен на соответствующую продукцию.
  Бартерные операции осуществляются, как правило, по завышенным ценам. Соответственно, рентабельность бартерных операций может быть фиктивной, в прямом смысле этого слова. Складывать "бартерный" рубль и "денежный" рубль - это почти такая же ошибка, как складывать рубли и штуки.
  В целях управленческого учета для всех сделок, в которых используются не денежные формы расчетов, должна рассчитываться реальная рентабельность, исходя не из договорных бартерных цен, а на основе рыночных цен, действующих при условии расчетов денежными средствами. Источником информации о "денежных" ценах могут быть биржевые котировки, прайс-листы изготовителей и посредников и т.д.
  Анализ эффективности бартерных сделок необходимо осуществлять еще на стадии заключения договора. А самым оптимальным вариантом в этом случае является проведение бартерных сделок с использованием обоими сторонами исключительно "денежных" цен. Это делает прозрачным анализ рентабельности и не увеличивает налогооблагаемую базу.
  Прогноз доходов и расходов предприятия.
  Обязательным направлением бюджетирования является составление бюджетного отчета о прибылях и убытках, в основе которого также лежат данные об ожидаемом объеме реализации. В отчете уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год. Однако отчет о прибылях и убытках существенно отличается от бюджета движения денежных средств.
  Величина поступлений от покупателей отличается от выручки от реализации на величину дебиторской задолженности. Расходная часть бюджетного отчета о прибылях и убытках также будет отличаться от суммы платежей предприятия. Это связано, прежде всего, с наличием кредиторской задолженности, т.е. отсрочкой платежей, а также наличием запасов материальных ресурсов.
  В прогнозном отчете о прибылях и убытках себестоимость израсходованных материалов будет отличаться от суммы поступления материальных ценностей на величину изменения остатков производственных запасов (на расхождении в сумме поступления материальных ценностей и платежей сказалась отсрочка расчетов).
  Другой причиной расхождения величины оттока денежных средств и сумм, включаемых в себестоимость продукции, является наличие отложенных платежей и неоплаченных расходов.
  Состав показателей финансового планового баланса или баланса доходов и расходов определяется источниками поступлении средств, с одной стороны, и затратами и расходами, проводимыми в ходе финансово-хозяйственной деятельности, с другой стороны. Наряду с этим, в плановом балансе доходов и расходов находят отражение финансовые отношения с государственным бюджетом, банковской и страховой системами и по операциям по приобретению и выпуску ценных бумаг.
  Баланс доходов и расходов содержит расчеты ряда основополагающих показателей:
 * прибыли от промышленной деятельности;
 * амортизационных отчислений на восстановление основных фондов;
 * поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования;
 * процентов банкам по кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности и т.д.
  Состав показателей планового баланса доходов и расходов предприятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять:
 * источники затрат (расходов), их соотношения;
 * степень и направления использования, распределения источников;
 * сбалансированность их с затратами или расходами.
  Так, оставшаяся после уплаты налогов часть прибыли обращается на нужды предприятия, включая:
 * создание финансового резерва;
 * финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств;
 * выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредитные ресурсы;
 * выплаты дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием своим работникам;
 * расходы на хозяйственное содержание социально-культурных и социально-бытовых объектов, на другие цели.
  Для того, чтобы повысить качество прогнозных оценок при составлении бюджетного отчета о прибылях и убытках на предстоящий период, берут результаты структурного анализа затрат и доходов, проводимого в предыдущих периодах. Исходя из сделанного прогноза реализации и сложившихся процентных соотношений затрат на производство и реализацию продукции, результата от реализации и выручки (очищенной от НДС) устанавливают ожидаемую величину финансового результата от основной деятельности. Далее на основании данных о структурном анализе отчета о прибылях и убытках определяют ожидаемую величину балансовой прибыли. Поскольку остальные слагаемые балансовой прибыли имеют нестабильный характер, прогнозный расчет ее величины становится в значительной степени условным.
  Прогноз движения денежных средств предприятия .
  Одной из основных задач бюджетного планирования является оценка достаточности денежных средств на предстоящий год. Главный инструмент для этого - составление бюджета движения денежных средств.
  Бюджетирование потока денежных средств - это комплекс мер и инструментов прогнозирования и систематического регулирования или оперативного управления кругооборота денежных средств предприятия. Бюджет движения денежных средств представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по месяцам.
  Прогноз движения денежных состоит из двух частей - ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой. Также планируется приток денежных средств и из других источников.
  Суммы ожидаемых платежей берутся из различных периодических бюджетов.
  Бюджет движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. Направления движения денежных средств принято рассматривать в разрезе основных видов деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой.

<< Пред.           стр. 10 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу