<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. Текущая деятельность.
  Денежный поток от текущей деятельности - это выручка от реализации продукции, работ, услуг, а также авансы от покупателей и заказчиков. Денежный отток - уплата по счетам поставщиков и прочих контрагентов, выплата зарплаты, отчисления во внебюджетные фонды, расчеты с бюджетом, выплата по процентам и т.д.
  2. Инвестиционная деятельность.
  Приобретение (реализация) имущества, имеющего долгосрочный характер, поступление и выбытие основных средств и нематериальных активов, и т.д.
  3. Финансовая деятельность.
  Приток средств вследствие получения долгосрочных и краткосрочных займов, их отток - за счет выплаты дивидендов, в виде возврата займов (как краткосрочных, так и долгосрочных) и т.п.
  При составления прогноза движения денежных средств рассчитываются остатки денежных средств предприятия на начало и конец каждого месяца. Потоки поступлений и выплат структурно разбиваются на денежную и неденежную составляющую и сравниваются между собой. Таким образом, определяется не только избыток или недостаток денежных средств, но и структурное соответствие доходов и расходов предприятия.
  Благодаря такому построению бюджета движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств.
  К фундаментальным факторам, влияющим на принятие решений по оперативному управлению потоком денежных средств, относятся:
 * наличие принятых на предприятии приоритетов видов деятельности. Главным приоритетов является операционная деятельность. А инвестиционная и финансовая деятельность присутствуют настолько, насколько это необходимо для обеспечения финансирования операционной деятельности;
 * наличие принятых в компании стратегических целей, требующих особого режима финансирования: а) в заранее неизвестный момент времени (например, если сегодня необходимо профинансировать покупку технической документации на интересующую предприятие продукцию, то оно может пойти на это в ущерб интересам постоянного приоритета, т.е. финансирования основной деятельности); б) в заранее известный момент времени, например, финансирование заранее спланированных капитальных вложений;
 * неожиданные изменения взаимоотношений с поставщиками и потребителями. К примеру, неожиданная просьба постоянного, надежного поставщика сырья о досрочной оплате поставки в связи с обострением у него финансовой ситуации, неожиданное банкротство важного поставщика и др.;
 * риски неритмичности денежного потока.
  Всех факторов перечислить невозможно. Они настолько разнообразны, что, прежде чем реагировать на их воздействие, всегда приходится сначала оценить их значимость для судьбы предприятия и лишь после этого включать в процесс принятия финансового решения.
  Эффективное бюджетирование потока денежных средств, подверженное воздействию огромного количества противоречивых факторов, возможно лишь в том случае, если фирме удается осуществлять учет их влияния на условиях определенного компромисса. Поэтому в основу бюджетирования положен принцип непрерывности хозяйственной деятельности без рассечения ее на виды лишь тогда и поскольку, когда в кругообороте движения финансовых ресурсов обнаруживаются излишки, которые надо эффективно использовать, или недостатки, которые надо покрывать.
  И все же, как бы ни была трудна эта задача, решать ее вынуждено каждое предприятие. Финансовой наукой для этих задач выработан некий стандартный алгоритм оперативного управления денежными средствами.
  Исходным понятием, необходимым для исследования алгоритма управления денежными средствами, является цикл денежного потока.
  Цикл денежного потока представляет собой повторяющийся интервал времени, в течение которого осуществляется вложение денежных средств в оборотные активы (производственные запасы, в частности), продажа результата от эксплуатации этих активов и получение выручки от реализации. Указанная последовательность составляющих цикла, как и соответствующий каждой из них временной интервал, представляют классическую структуру цикла.
  Однако в реальном мире возможны нарушения как последовательности составляющих цикла (например, получение выручки до оформления самого акта продажи), так и соответствующих запланированных размеров временных интервалов. В результате возникает необходимость либо в пополнении денежного потока за счет привлечения дополнительного капитала, либо использование по другим направлениям излишков сложившегося денежного потока. Уже сама возможность появления в реальной жизни противоположных результатов движения денежного потока вынуждает финансистов разумно управлять циклом денежного потока путем разработки бюджета движения денежных средств.
  Изменение денежных средств за период определяется финансовыми потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и др. В этой связи становится необходимым заранее выявить ожидаемый дефицит средств и принять меры для его покрытия.
  Анализ движения денежных средств производится двумя способами: прямым или косвенным методом.
  Прямой метод заключается в группировке и анализе данных бухгалтерского учета, отражающих движение денежных средств в разрезе указанных видов деятельности.
  Косвенный метод заключается в перегруппировке и корректировке данных баланса и формы №2 с целью пересчета финансовых потоков в денежные потоки за отчетный период.
  Анализ денежных средств прямым методом позволяет судить о ликвидности предприятия, т.к. он детально раскрывает движение денежных средств на его счетах, что дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для уплаты по счетам текущих обязательств и осуществлять инвестиционную деятельность. В то же время, этот метод не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата с изменением величины денежных средств на счетах предприятия. Косвенный метод позволяет установить причину расхождения между полученной прибылью и оттоком денежных средств.
 
  Таблица 3.3. - Анализ движения денежных средств прямым методом
 
 Показатели Источник Расчет Текущая деятельность 1. Приток денежных средств выручка от реализации продукции авансы, полученные от покупателей прочие поступления (возврат сумм от поставщиков, средства по целевому финансированию и т.д.) 2. Отток денежных средств платежи по счетам поставщиков и подрядчиков выплата зарплаты со всеми отчислениями расчеты с бюджетом авансы выданные уплаченные проценты по кредиту прочие платежи выплаты по фонду потребления Итого денежных средств от текущей деятельности стр. 1 - стр. 2 Инвестиционная деятельность 3. Приток денежных средств выручка от реализации основных средств, нематериальных активов, ДФВ 4. Отток денежных средств приобретение средств долгосрочного использования Итого денежных средств от инвестиционной деятельности стр. 3 - стр. 4 Финансовая деятельность 5. Приток денежных средств получение ссуд, займов 6. Отток денежных средств возврат полученных ранее кредитов краткосрочные финансовые вложения Итого денежных средств от финансовой деятельности стр. 5 - стр. 6 Общее изменение денежных средств за период
 
 Таблица 3.4. - Анализ движения денежных средств косвенным методом
 
 Показатели Источник Расчет 1. Движение денежных средств от текущей деятельности чистая прибыль Операции, корректирующие величину чистой прибыли начисленный износ увеличение производственных запасов увеличение НДС увеличение величины незавершенного производства увеличение дебиторской задолженности использование средств фондов специального назначения увеличение задолженности по расчетам с бюджетом сокращение задолженности поставщиков увеличение задолженности по оплате труда увеличение задолженности прочим кредиторам сокращение задолженности по соц. страхованию и внебюджетным платежам увеличение задолженности по авансам полученным остаточная стоимость выбывших ОФ уплата процентов за банковский кредит материальные ценности, оприходованные после ликвидации основных средств прибыль от реализации основных средств Итого денежных средств от текущей деятельности 2. Движение денежных средств от инвестиционной деятельности приобретение нематериальных активов поступления от реализации основных средств Итого денежных средств от инвестиционной деятельности 3. Движение денежных средств от финансовой деятельности увеличение задолженности банку изменение задолженности по полученным займам КФВ Итого денежных средств от финансовой деятельности Изменение в составе денежных средств Денежных средств на начало года Денежных средств на конец года
  Составление прогнозного баланса.
  Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета предприятия является разработка прогноза финансового положения или проектного бухгалтерского баланса для предприятия в целом. После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо денежных средств на конец бюджетного периода и, определив чистую прибыль и сумму необходимых капитальных вложений, становится возможным подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления сводного бюджета.
  Баланс показывает общее количество и структуру активов компании, а также способ финансирования этих активов.
  Таким образом, чтобы разработать прогноз баланса на конец периода начинают со стартового (начального) баланса.
  Чтобы определить новый размер основного капитала следует прибавить любые приобретенные основные фонды к соответствующей категории (статье) актива баланса. Источником информации для этого шага является прогноз движения основных фондов и нематериальных активов предприятия с учетом амортизационных отчислений.
  Оборотные активы, обычно состоящие из запасов (незавершенное производство, готовая продукция, др.), дебиторов и денежных средств (в кассе, расчетном счете), прогнозируются из проектируемого уровня продаж, особенностей производственного процесса и складирования, размера дебиторской задолженности и суммы сальдо движения денежной наличности.
  Краткосрочные пассивы - это те долги, которые должны быть выплачены в течение года. Они состоят в основном из кредиторской задолженности, задолженности перед бюджетом.
  Долгосрочные пассивы - это долги, которые подлежат уплате в течение более года. Чтобы рассчитать, каков должен быть объем этих обязательств на конец прогнозируемого периода, необходимо к начальным долгосрочным обязательствам прибавить займы, осуществленные в течение этого периода, и вычесть сумму денег, уже выплаченных по обязательствам за это время (прогноз денежных поступлений и выплат).
  Собственные средства предприятия на конец года составят размер собственного капитала на начало деятельности (уставный капитал) плюс прибыль текущего года (данные берутся из прогноза прибылей (убытков) предприятия).
  Прогнозный баланс для целей бизнес-планирования в общем случае не совпадает с формой бухгалтерского баланса: использует агрегированные данные, а события, наступление которых прогнозируется в балансе, носят вероятностный характер. Отличия вытекают из необходимости не глубокого изучения документа, а лишь проверки наличия (отсутствия) в нем опасных симптомов, поэтому имеет смысл использовать только наиболее значимые для предприятия статьи. Если затраты на составление прогнозного баланса для промышленного предприятия несущественны, то не исключается возможность использования формы, идентичной стандартной для составления отчетного баланса.
 
 
 
 4. Прогнозирование динамики финансового развития промышленного предприятия
 
  Любое предприятие нуждается в определенном объеме финансовых ресурсов, который будет оптимален с точки зрения их рационального потребления. Чтобы определить каков объем средств будет оптимален для предприятия в будущем, прежде всего, необходимо выявить динамику финансового развития предприятия на ближайшую перспективу.
  Исходным пунктом определения объема требуемых средств всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации. Такая оценка ведет к пониманию динамики воздействующих факторов: значение каких факторов понижается и каких возрастает по всему временному горизонту.
  В связи с этим первостепенной задачей является определение факторов финансового развития предприятия, влияние которых на функционирование хозяйствующего субъекта будет выражаться в улучшении или ухудшении будущего финансового положения предприятия.
 
 4.1. Внешние индикаторы развития финансовой микросистемы
 
  Внешние факторы финансового развития предприятия включают в себя: международные, политические и рыночные составляющие внешней среды.
  Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международной рынке. Руководство должно постоянно контролировать и оценивать изменения в этой широкой среде.
  Международные факторы характеризуются анализом следующих экономических показателей:
 * нормы международного права;
 * национальное законодательство по регулированию внешнеэкономической деятельности и т.д.46
  Данная группа факторов должна учитываться в основном предприятиями, экспортирующими свою продукцию. В частности, необходим анализ ограничений экспорта в отдельные страны, торговых бойкотов, налогообложения прибыли от операций на внешнем рынке, а также изучение документов ООН, ЮНКТАД и других международных организаций.
  Предприятиям, начинающим осуществлять ВЭД, более подробно необходимо обратить внимание на следующие моменты:
 * определение структурных и промышленных приоритетов внешнеэкономической деятельности, на базе которых уточняются механизмы регулирования ВЭД, системы стимулирования промышленного экспорта и основные направления привлечения иностранных инвестиций;
 * разграничение всех бизнесов и определение полномочий организации в сфере ВЭД;
 * формирование и оценка механизмов управления основными направлениями внешнеэкономической деятельности;
 * разработка правовой базы, формирование единой системы внешнеэкономической информации, утверждение методологической и нормативной базы определения приоритетов ВЭД организации;
 * разработка и оценка эффективности программа развития экспорта;
 * формирование механизма взаиморасчетов с внешними организациями с отработкой его курсовых, неторговых и кредитных аспектов;
 * определение путей привлечения иностранных инвестиций под ответственность, риск и обеспечение Правительства России и регионов.
  Кроме того, для оценки развития экономической системы организации в структуре мирохозяйственных связей необходимо:
 * определить экономическую эффективность экспорта продукции, производимой направлениями внешнеэкономического комплекса по отраслям, товарным группам и отдельным товарам и услугам;
 * сформировать прогноз изменения мировой конъюнктуры на основные группы товаров, экспортируемых организацией;
 * определить экономическую эффективность использования импорта при формировании различных секторов производства;
 * разработать методику комплексной оценки влияния расширения экспорта и импорта продукции по отраслям, товарным группам, отдельным товарам и услугам на состояние и перспективы развития всего хозяйственного комплекса организации.
  К политическим факторам финансового развития предприятия следует отнести47:
 * соглашения по тарифам и торговле между странами;
 * таможенную политику;
 * нормативные акты местных органов власти и центрального правительства.
  Внешнеторговая политика, осуществляемая государством, направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров, стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортоспособных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.п. Все эти факторы могут оказывать непосредственное влияние на будущее развитие хозяйствующего субъекта.
  С целью интеграции экономики РФ в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного регулирования торговли между странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран - участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. Данные тенденции также необходимо учитывать при прогнозировании финансового развития хозяйствующего субъекта.
  Кроме того, каждое предприятие должно отслеживать информацию о принимаемых нормативных актах местных органов власти и центрального правительства, которые могут оказать существенное влияние на будущую деятельность хозяйствующего субъекта.
  Внешние рыночные факторы финансового развития предприятия включают в себя: экономические, региональные и отраслевые составляющие внешней среды.
  Экономические факторы характеризуются анализом следующих экономических показателей:
 * темпы инфляции (дефляции);
 * валютная политика, осуществляемая государством и международными валютно-финансовыми организациями (динамика валютного курса);
 * динамика индексов фондовой активности;
 * уровень ставок банковского кредитования;
 * тенденции развития инвестиционного рынка (инвестиционный климат).
  Данные агрегированные показатели измеряются в целом по всем отраслям экономики, поэтому их можно назвать достаточно объективными и использовать для более детального анализа складывающейся экономической ситуации и условий предпринимательской деятельности.
  Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит относительное занижение стоимости отдельных материальных активов, используемых предприятием; снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов; занижение себестоимости производства продукции, вызывающее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налоговых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т.п. Особенно сильно фактор инфляции сказывается на проведении долгосрочных финансовых операций предприятия. В связи с этим, стабильность проявления фактора инфляции и его активное воздействие на результаты финансовой деятельности предприятия определяют необходимость постоянного учета влияния этого фактора в процессе прогнозирования динамики финансового развития предприятия.
  Валютная политика, осуществляемая государством и международными валютно-финансовыми организациями, проявляется в воздействии на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, объем денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций, что оказывает влияние на будущее развитие хозяйствующего субъекта.
  Такие факторы, как динамика индексов фондовой активности и уровень ставок банковского кредитования также необходимо учитывать предприятиям, планирующим в будущем получить кредит или осуществляющим сделки с ценными бумагами.
  Инвестиционный климат страны, региона является сегодня определяющим для использования богатого производственного потенциала, который уже накоплен на предприятиях или может быть создан на них в ближайшей перспективе. Способность предприятия представить инвесторам ясную стратегию развития и качественные бизнес-планы инвестиционных проектов, подготовленные в соответствии с международными стандартами, зависит исключительно от характера инвестиционной сферы. Поэтому, учет данной составляющей при прогнозировании динамики финансового развития предприятия не менее важен48.
  Региональные факторы характеризуются анализом следующих показателей49:
 * фактор регионального управления;
 * фактор индикаторов региональных интересов;
 * фактор регионального развития.
  Следует выделить три аспекта регионального управления:
 * взаимоотношения региона и федерального центра;
 * взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.);
 * обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма.
  Во взаимоотношениях между федеральным центром и регионами следует уделить внимание косвенным методам регулирования - таким, как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов.
  Проблема управления экономикой региона должна рассматриваться в рамках концепции местного самоуправления в целом: оценка форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов власти; анализ функций территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством.
  С экономической точки зрения управление народнохозяйственным комплексом региона не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. Главным критерием оценки должна стать степень удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона.
  К наиболее значимым индикаторам региональных интересов следует отнести:
 * наличие региональных бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);
 * потенциальные возможности для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;
 * наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;
 * природоресурсный и экологический потенциалы региона и т.д.;
 * стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.
  Необходимость выделения данного фактора обусловлена потребностью в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциала региона функционирования хозяйствующего субъекта. Иначе при нарушении стабильного процесса воспроизводства регион может перейти в разряд депрессивных. Для восстановления же подорванного потенциала депрессивного региона требуются десятилетия (в отличие от воссоздания отдельной организации), а затраты многократно выше, чем на поддержание стабильного характера воспроизводства.
  Наряду с региональными интересами важнейшее критериальное значение имеют цели развития регионов, воплощаемые в форме подготовленных управленческих решений и действий и их оценка.
  Выделим следующие основные цели регионального развития:
 * стратегические (поступательного или стабилизационного характера);
 * долгосрочные (по отдельным отраслям региона);
 * среднесрочные (отраслевого и функционального типа);
 * тактические (конкретные задания по развитию отдельных служб, объектов, регионального хозяйства в целом).
  Выявление, ревизия и систематизация зафиксированных в различных документах всевозможных целей, заданий могло бы стать исходным пунктом активизации регионального управления и его дальнейшей оценки. Показателями оценки регионального развития могут служить следующие:
 * анализ и оценка общей ситуации в регионе (перечень и острота региональных проблем);
 * анализ и оценка конкретных проблем, требующих первоочередного вмешательства региональных властей (локальная безработица, остановка производства и т.п.);
 * анализ и оценка последствий хода реформ.
  Оценка отрасли, в которой функционирует рассматриваемое предприятие, не менее важна для прогнозирования динамики финансового развития предприятия. Предлагается анализировать следующие показатели при оценке отраслевой составляющей внешней среды:
 * емкость рынка и прогнозируемый темп роста (быстрорастущая или медленно развивающаяся отрасль);
 * потребности в капитале (отрасль с низкими/высокими потребностями в капитале);
 * доходность отрасли (отрасль, обеспечивающая высокий уровень прибыли и дивидендов; отрасль, где прибыль изначально низка или где риски высоки);
 * стратегическое соответствие другим отраслям, в которые диверсифицировалась компания (отрасль может быть привлекательной, так как имеет ценные стратегические взаимоотношения с другими отраслями, представленными в портфеле деловой активности предприятия);
 * уровень привлекательности отрасли, в которой функционирует предприятие (интенсивность конкуренции, требуемые технологические и производственные навыки, сезонные и циклические факторы);
 * степень глобализации отрасли, в которой она осуществляет свою деятельность. К основным критериям оценки степени глобализации отрасли относятся такие показатели, как:
 o однородность спроса;
 o использование международного разделения труда;
 o экономия на масштабах производства;
 o конкуренция в мировом масштабе;
 o высокая доля расходов на научные исследования и разработки;
 o международные альянсы, слияния и поглощения.
  Так, к глобальным отраслям можно отнести автомобильную промышленность, авиаперевозки, производство компьютеров, телекоммуникации. К многонациональным относятся такие отрасли, как производство искусственных волокон, научных и медицинских приборов, удобрений, переработка пищевых продуктов и т.д.
  Кандидат экономических наук Чуб Б.А., предлагает оценивать инвестиционную привлекательность отрасли по различным группам показателей, которые могут быть представлены в виде системы (рисунок 4.1.)50. Система представляет собой структурированную совокупность различных коэффициентов, значений показателей в натуральном выражении, а также показателей динамики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рисунок 4.1. - Система показателей для сравнительной оценки отраслей промышленности
 
  Можно предложить следующие показатели объема:
 * объем произведенной в отрасли продукции;
 * количество производственного персонала отрасли;
 * объем прибыли;
 * количество предприятий в отрасли и т. д.
  Валовые показатели динамики, используемые для анализа инвестиционной привлекательности отрасли:
 * абсолютный прирост объема произведенной продукции;
 * абсолютный прирост прибыли и т. д.
  Финансовые коэффициенты представляют собой:
 * коэффициент общей рентабельности;
 * удельная выработка на одного рабочего;
 * средняя удельная прибыль предприятий отрасли и т. д.
  К относительным показателям структуры относятся следующие:
 * структура занятости по отраслям промышленности;
 * структура прибыли по отраслям промышленности;
 * структура выручки по отраслям промышленности.
  Индексные показатели включают:
 * индекс физического объема производства;
 * индекс прибыли;
 * индекс рентабельности и т. д.
  Вычислив необходимые значения и сравнив их между собой можно сделать выводы об инвестиционной привлекательности той или иной отрасли промышленности.
  Кандидат экономических наук, старший менеджер аудиторско-консультационной фирмы ЮНИКОН Серпилин А. в своей статье "Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия" оценку привлекательности отрасли предлагает проводить по следующему алгоритму51.
  Прежде всего, необходимо получение ответов на следующие вопросы:
  1. Каковы основные экономические показатели, характеризующие отрасль?
  Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста рынка, число фирм-покупателей (продавцов) и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений, размеры экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность (прибыльность).
  2. Какие конкурентные силы действуют в отрасли и какова степень их влияния?
  Уровень конкуренции определяется пятью силами: соперничеством между продавцами внутри отрасли, наличием привлекательных товаров-субститутов, возможностью вхождения в отрасль новых конкурентов, влиянием поставщиков и способностью потребителей диктовать свои условия. Задачей анализа конкуренции в отрасли является оценка каждой силы, определение того, насколько слабо или сильно ее давление и затем продумывание конкурентной стратегии, на которую следует ориентироваться компании с учетом существующих в отрасли "правил" конкуренции и которая направлена на то, чтобы: а) изолировать фирму насколько возможно от воздействия пяти сил конкуренции; б) использовать "правила" конкуренции в отрасли на благо фирмы; в) завоевать конкурентное преимущество.
  3. Что вызывает изменение в структуре конкурентных сил отрасли, и какое влияние эти факторы окажут в будущем?
  Условия в отрасли и уровень конкуренции изменятся, поскольку определенные силы находятся в движении и способствуют или прямо приводят к переменам. Наиболее часто встречающимися движущими силами являются изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе потребителей, внедрение новых продуктов, выход на рынок или уход с него крупных фирм, глобализация, изменение структуры затрат и производительности, переход потребительских предпочтений к стандартным продуктам от дифференцированных, влияние изменений в законодательстве и в политике правительства, изменение общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и степени риска. Правильный анализ движущих сил и их влияния на ситуацию в отрасли - предпосылка для грамотной разработки стратегии.
  4. У каких компаний наиболее сильные / слабые конкурентные позиции?
  Разработка карты стратегических групп весьма ценный (если не необходимый) инструмент для понимания того, какое положение занимают на рынке конкуренты с точки зрения слабости и силы их позиций, а также с точки зрения различий (схожести) этих позиций. Соперники, принадлежащие к одной и той же либо близко стоящим стратегическим группам, являются близкими конкурентами, в то время как фирмы, принадлежащие к стратегическим группам, значительно удаленным друг от друга на карте, обычно представляют незначительную угрозу или вообще безопасны в настоящее время.
  5. Кто, скорее всего, определяет, в какой области пойдет конкурентная борьба в ближайшем будущем?
  Этот аналитический шаг включает в себя: определение стратегий конкурентов, выявление сильных (слабых) соперников, оценку их конкурентных возможностей, прогноз их последующих шагов. Хорошо поставленная разведывательная деятельность по сбору информации о противнике позволяет предугадать его действия и заранее подготовить эффективные контрмеры (может быть, даже уничтожить конкурента) и дает менеджерам возможность учесть вероятные шаги соперников при разработке наилучшего плана действий для своей компании. Менеджеры, не проводящие глубокого анализа конкурентов, рискуют быть неприятно удивлены неожиданными действиями со стороны конкурентов.
  6. Какие ключевые факторы определят успех или неудачу в конкурентной борьбе?
  Ключевые факторы успеха - это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечить (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха. Определение ключевых факторов успеха фирмы с учетом ситуации в отрасли и уровня конкуренции является важнейшей аналитической задачей. Часто фирмы могут достичь значительного конкурентного преимущества, принимая во внимание при реализации своей стратегии ключевые факторы успеха и обеспечивая себе преимущество перед конкурентами именно по этим факторам. Фирмы, которые имеют лишь туманное представление о том, какие факторы являются действительно решающими для долгосрочного успеха в конкурентной борьбе, вряд ли смогут разработать стратегию, ведущую к победе.
  7. Насколько привлекательна отрасль с точки зрения перспектив получения прибыли выше средней?
  Ответ на этот вопрос является одним из наиболее важных для стратегии фирмы. Если делается вывод о том, что данная отрасль является привлекательной, на вооружение обычно берется агрессивная стратегия для создания прочной конкурентной позиции, расширения продаж и осуществления инвестиций в развитие производственной базы и обновление оборудования. Если отрасль относительно малопривлекательная, то: а) компании, не относящиеся к данной отрасли и рассматривающие вопрос о присоединении к ней, могут решить его отрицательно и начать поиск других возможностей, б) слабые компании могут слиться с конкурентами или быть поглощены последними, в) сильные компании могут ограничить дальнейшие инвестиции и ориентироваться на стратегии снижения затрат и/или на инновационные стратегии (выпуск новой продукции) для повышения долгосрочной конкурентоспособности и обеспечения прибыльности. Иногда отрасль, в целом непривлекательная, может оказаться привлекательной для имеющей хорошие позиции фирмы, обладающей необходимыми ресурсами и мастерством для того, чтобы отобрать бизнес у слабых конкурентов.
  Ответы на перечисленные вопросы формируют основу для понимания среды, в которой действует предприятие, и создают базу для разработки стратегии его развития, соответствующей общей ситуации и современным отраслевым тенденциям. Следует отметить, что качественный и глубокий анализ привлекательности отрасли служит важным аргументом в переговорах с банками, потенциальными портфельными и стратегическими инвесторами, поскольку владельцам свободных ресурсов необходимо иметь ориентиры для оптимизации своих вложений.
  В рамках рассматриваемого анализа используется набор приемов и методических подходов, который позволяет максимально объективно оценить изменяющиеся условия и определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Алгоритм его проведения состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции и стадии ее развития.
  Ключевое место в данном анализе отводится изучению конкурентной борьбы - первый этап. Для этих целей используется модель движущих сил конкуренции, автором которой является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. В соответствии с ней на интенсивность конкуренции влияют такие факторы, как угроза входа в отрасль новых производителей и со стороны продуктов-заменителей, внутриотраслевая конкуренция, давление на производителя покупателей, а также поставщиков сырья и материалов, макросреда и государственная политика.
  Вторым этапом является определение стадии развития отрасли. Для этого используются показатели, характеризующие темпы роста, ее потенциал, эволюцию продуктов и технологии.
  На базе сопоставления поэтапных результатов оценивается уровень инвестиционной привлекательности отрасли.
  Оценив стадию развития анализируемой отрасли, специалист по стратегическому планированию может воспользоваться базой стандартных характеристик и получить квалифицированные "подсказки". В частности, для зрелой отрасли характерны:
 * низкая доходность. Замедляющийся рост, возросшая конкуренция, периодически возникающий избыток производственных мощностей оказывают негативное влияние на размер прибыли;
 * падение темпов роста. Оно порождает острую конкуренцию за долю на рынке. Большое распространение приобретает ценовая конкуренция;
 * сильное влияние конкуренции на издержки. Ужесточаясь, она вынуждает фирмы сокращать издержки на единицу продукции. Примером может служить использование более дешевых компонентов (отечественные поставщики, свои присадки и т.п.), ликвидация малоэффективных и дорогостоящих звеньев в цепочке ценностей, увеличение загрузки производственных мощностей, реорганизация внутрифирменного управления;
 * усиление международной конкуренции.
  При анализе внешней среды большое значение придается прогнозированию изменений конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках и оценке тенденций развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.
  Необходимо также отметить, что каждая отрасль специфична и может оцениваться по разным показателям.
  Например, для Волгоградской области обеспечение комплексного социально-экономического развития региона напрямую зависит от развития промышленного комплекса.
  Наиболее важными показателями, отражающими динамику развития промышленности, являются:
 * индекс промышленного производства, который характеризует совокупные изменения производства всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе промышленного производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции;
 * объем промышленного производства в целом по промышленности и ее отдельным отраслям определяется в стоимостном выражении как сумма данных об объеме промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера, произведенных юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от формы собственности.
  Промышленность и связь, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт относятся к базовым отраслям экономики.
  Наиболее важным показателем, характеризующим динамику развития базовых отраслей в целом, является индекс физического объема базовых отраслей, - это индекс физического объема выпуска товаров и услуг базовых отраслей экономики.
  Кроме того, более эффективный анализ внешних факторов финансового развития предприятия возможно провести, воспользовавшись методикой сбора "досье на страну"52 (приложение 5).
 
 4.2. Внутренние индикаторы развития финансовой микросистемы
 
  Для прогнозирования динамики развития любого предприятия, руководство организации должно выяснить, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. В обследование входят такие блоки анализа, как маркетинг и сбыт, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, организационная структура и менеджмент, культура и образ организации.
  При обследовании функции маркетинга и сбыта необходимо обратить внимание на следующие области анализа53:
 * конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для организации;
 * разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;
 * рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;
 * рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг;
 * предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;
 * эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;
 * маркетинговый бюджет и его исполнение.
  Оценку данной группы показателей можно проводить, используя рейтинговый метод. Пример данной методики представлен в приложении 6. Ряд показателей был проведен в параграфе 2.2.
  Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
 * техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
 * эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
 * эстетическим (внешний вид товара);
 * нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
 * экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
  Для оценки конкурентоспособности товара как на внутреннем, так и на мировом рынке необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
  Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:
 
  q = Р/Р100 *100, (4.1.)
 
  где q - единичный параметрический показатель;
  Р - уровень параметра исследуемого изделия,;
  Р100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.
  Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:
 
  G = ? ai * qi. (4.2.)
 
  Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
 
  J = Gm/ Gэ. (4.3.)
 
  Если J< 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если J > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
 
  Оценка возможностей фирмы позволяет построить "многоугольник конкурентоспособности" (рисунок 4.2.). Накладывая составленные для разных фирм схемы, друг на друга, можно получить так называемый "радар конкурентоспособности" и наглядно увидеть сильные и слабые стороны одной фирмы по отношению к другой. Сравнивая площади, образуемые "радарами" различных однородных товаров, можно сделать выводы о конкурентных преимуществах тех или иных из них.
 
  Рисунок 4.2. - "Радар конкурентоспособности" фирм
 
  Анализируя маркетинговый план предприятия и его исполнение, необходимо оценить по следующим направлениям:
 * меры по активизации сбыта продукции;
 * меры по ориентации предприятия на потребителя;
 * мероприятия по сбору коммерческой информации;
 * мероприятия по подготовке аналитических материалов по анализу наиболее перспективных сегментов рынка;
 * предложения по ценообразованию;
 * предложения по ассортименту выпускаемой продукции;
 * предложения по рекламе и отношениям с общественностью.
 
  Важным подходом в разработке и оценке ассортимента является сочетание в номенклатуре производственного ассортимента различных товаров с точки зрения их прибыльности. Например, большой популярностью пользуется бостонская матрица товарного ассортимента, разработанная "Boston Consulting Group" (BCG).
  По данным таблицы 4.1. можно изучить структуру рынков сбыта и уровень их доходности.
 
 
 Таблица 4.1. - Анализ структуры рынков сбыта и их доходности
 
 Вид продукции, бизнес-область Объем продаж / размер области, приведенной к среднему значению Годовые темпы прироста рынка (доходность продукции на рынке сбыта), % Относительная доля организации на рынке соответствующего сегмента, % Крупнейшие конкуренты организации в данной бизнес-области Объем продаж у крупнейших конкурентов
  По результатам анализа выделяют четыре категории товаров.
  Звезды. К ним относятся, как правило, новые бизнес-области, занимающие относительно большую долю бурно растущего рынка, операции на котором приносят высокие прибыли. Эти бизнес-области можно назвать лидерами своих отраслей. Они приносят организациям очень высокий доход. Однако главная проблема связана с определением правильного баланса между доходом и инвестициями в эту область с тем, чтобы в будущем гарантировать возвратность последних.
  Дойные коровы. Это бизнес-области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка. Однако со временем рост соответствующей отрасли заметно замедлился. Как обычно, "дойные коровы" - это "звезды" в прошлом, которые в настоящее время обеспечивают организации достаточную прибыль для того, чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции. Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован, поскольку для инвестиций в такую бизнес-область требуется самый необходимый минимум. Такая бизнес-область может принести очень большие доходы организации.
  Трудные дети. Эти бизнес-области конкурируют в растущих отраслях, но занимают относительно небольшую долю рынка. Это сочетание обстоятельств приводит к необходимости увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка и гарантирования выживания на нем. Высокие темпы роста рынка требуют значительной денежной наличности, чтобы соответствовать этому росту. Однако эти бизнес-области с большим трудом генерируют доход организации из-за своей небольшой доли на рынке. Эти области чаще всего являются чистыми потребителями денежной наличности, а не генераторами ее, и остаются ими до тех пор, пока не изменится их рыночная доля. В отношении этих бизнес-областей имеет место самая большая степень неопределенности: либо они станут в будущем прибыльными для организации, либо нет.
  Собаки. Это бизнес-области с относительно небольшой долей на рынке в медленно развивающихся отраслях. Поток денежной наличности в этих областях бизнеса обычно очень незначительный, а чаще даже отрицательный. Любой шаг организации в направлении получить большую долю рынка однозначно немедленно контратакуется доминирующими в этой отрасли конкурентами. Только мастерство менеджера может помочь организации удерживать такие позиции бизнес-области.
  Оценить эффективный сбыт, рекламу и продвижение товара возможно, используя следующие характеристики брэнда, представляющего собой образное соединение отдельных впечатлений в общую, яркую и устойчивую картину взаимоувязанного представления потребителя о товаре, его марке:
 * основное его содержание;
 * функциональные и эмоциональные ассоциации, которые выражаются покупателями и потенциальными клиентами;
 * визуальный образ марки, формируемый рекламой в восприятии покупателя;
 * словесная часть марки или словесный товарный знак;
 * обобщенная совокупность признаков брэнда, которая характеризует его индивидуальность;
 * уровень известности марки у покупателя, сила брэнда;
 * стоимостные показатели;
 * степень продвинутости брэнда.
 
  Блок финансы включает в себя анализ следующих компонентов:
 * анализ финансового состояния предприятия;
 * разработка и реализация инвестиционных программ.
  Детальный анализ финансового состояния поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности также позволит открыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.
  Предлагается следующая методология проведения анализа финансового состояния предприятия:
 * структурный анализ валовой прибыли предприятия;
 * оценка имущества предприятия и источников его финансирования;
 * оценка имущественного положения предприятия;
 * анализ текущих активов: анализ структуры и динамики изменения текущих активов; анализ производственно-коммерческого цикла;
 * оценка ликвидности и платежеспособности: анализ ликвидности баланса: расчет коэффициентов ликвидности;
 * классификация предприятия по финансовой устойчивости: расчет коэффициентов оценки финансовой устойчивости предприятия; расчет степени финансовой устойчивости в зависимости от степени обеспеченности запасов и затрат различными видами источников;
 * расчет рентабельности;
 * составление баланса денежных доходов и расходов;
 * обобщающий анализ финансового состояния и результатов производственно-финансовой деятельности.
  Структурный анализ валовой прибыли предприятия проводится в целях определения удельного веса прибылей (убытков) от всех видов деятельности в прибыли (убытке) отчетного периода и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. В ходе анализа выявляются статьи, оказавшие наибольшее влияние на финансовый результат. Исходными данными является форма №2 бухгалтерской отчетности.
  Оценка имущества и источников его финансирования производится с помощью сравнительного аналитического баланса-нетто, который составляется путем уплотнения отдельных статей и объединения их по составу в отдельные экономические разделы.
  Для составления баланса денежных доходов и расходов необходимо детально изучить перечень нормативных источников покрытия активов предприятия (таблица 4.2.).
 
  Таблица 4.2. - Нормативные источники покрытия активов
 
 Статьи актива баланса Источники покрытия (статьи пассива баланса) 1. Основные средства и нематериальные активы 1. Уставный капитал, добавочный капитал 2. Фонды накопления, нераспределенная прибыль 3. Долгосрочные кредиты и займы 2. Капитальные вложения 1. Долгосрочные кредиты и займы 2. Уставный капитал, добавочный капитал 3. Фонды накопления, нераспределенная прибыль 3. Долгосрочные финансовые вложения 1. Уставный капитал, добавочный капитал 2. Фонды накопления, нераспределенная прибыль 4. Запасы и затраты 1. Уставный капитал, добавочный капитал (остаток) 2. Резервный капитал 3. Фонды накопления, нераспределенная прибыль (остаток) 4. Краткосрочные кредиты и займы 5. Кредиторская задолженность 6. Фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей 5. Дебиторская задолженность 1. Кредиторская задолженность 2. Краткосрочные кредиты и займы 6. Краткосрочные финансовые вложения 1. Резервный капитал 2. Кредиторская задолженность 3. Фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей 7. Денежные средства 1. Резервный капитал 2. Фонды накопления, нераспределенная прибыль 3. Долгосрочные, краткосрочные кредиты и займы 4. Кредиторская задолженность 5. Фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей
  Первый этап расчета предполагает составление укрупненного баланса-нетто путем уплотнения статей бухгалтерского баланса.
  Вторым этапом расчета является составление матричной модели. Принцип формирования матричного баланса заключается в последовательном покрытии каждого вида актива (по мере их расположения в матрице) его нормативными источниками. В случае недостаточности нормативных источников соответствующий актив покрывается оставшимися статьями пассива в порядке их расположения в матричном балансе. Каждая строка матрицы содержит два значения - на начало и конец анализируемого периода.

<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу