<< Пред.           стр. 10 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  1. См. п. 1 комментария к ст. 5.19.
  Объективная сторона рассматриваемого проступка выражается в действиях по оказанию незаконной материальной поддержки помимо избирательных фондов, фондов референдума, тогда как ст. 5.19 КоАП определяет в качестве административного правонарушения использование указанных денежных средств.
  2. Объективная сторона данного правонарушения отличает действия по незаконному финансированию от действий по оказанию материальной поддержки (см. комментарий к ст. 5.19).
  3. Функции по осуществлению контроля за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков возложены на соответствующие избирательные комиссии.
  4. В качестве субъектов данного проступка могут выступать юридические и физические лица, в частности указанные в п. 2 комментария к ст. 5.18, оказывающие финансовую или иную незаконную материальную поддержку помимо избирательных фондов, фондов референдумов.
  5. Оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку для осуществления ими своей избирательной кампании, а также оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам члену либо уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума для осуществления ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц квалифицируются по ч. 1 ст. 141.1 УК как уголовно наказуемое деяние (см. абз. 2 п. 5 комментария к ст. 5.18).
  6. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.
 
  Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума
 
  (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
 
  Неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.21
 
  1. Избирательным законодательством установлены сроки финансирования деятельности по подготовке и проведению выборов и референдумов.
  Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также на обеспечение деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюджета. Указанные расходы предусматриваются федеральным бюджетом в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
  2. Согласно ст. 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета).
  Расходы, связанные с проведением референдума РФ, осуществляются за счет средств, выделенных из федерального бюджета на указанные цели; расходы, связанные с проведением иных референдумов, - за счет средств, выделенных соответственно из бюджета субъекта Федерации, местного бюджета на указанные цели. При этом за счет средств, выделенных комиссиям соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы комиссий, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.
  Если финансирование выборов, референдума не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств комиссии, организующей выборы, референдум, подготовка и проведение выборов, референдума осуществляются за счет кредитов банков, которые предоставляются на конкурсной основе этой комиссии или избирательной комиссии субъекта Федерации, если избирательная комиссия, организующая выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, не является юридическим лицом. При этом допустимый объем расходования средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии, комиссии референдума соответствующего уровня о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, референдума, с учетом изменения МРОТ. Правительство РФ, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления обязаны в десятидневный срок со дня обращения соответствующей комиссии дать ей государственную или муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты.
  Согласно п. 2 ст. 57 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" средства на подготовку и проведение выборов Президента РФ, предусмотренные федеральным бюджетом, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии РФ в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ (указанный срок перечисления денежных средств Центральной избирательной комиссии РФ при проведении выборов депутатов Государственной Думы установлен п. 2 ст. 65 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
  Порядок перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии РФ, другим избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 5 ст. 64 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
  В соответствии с п. 1 ст. 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" филиалы Сберегательного банка РФ обязаны перечислять денежные средства, внесенные в качестве избирательного залога, не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня.
  3. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица органов исполнительной власти, муниципальных органов, кредитных организаций, отделений связи, избирательных комиссий, комиссий референдума, в действиях (бездействии) которых выявлены признаки указанного правонарушения.
  Согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции.
  4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.
 
  Статья 5.22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме
 
  Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.22
 
  1. Согласно ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для проведения выборов, референдума избиратель, участник референдума получает избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме. Указанные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается.
  В соответствии с п. 5, 9 ст. 64 указанного Федерального закона бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению - по предъявлении также открепительного удостоверения (статус открепительного удостоверения определен ст. 62 названного Федерального закона).
  Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
  2. Субъектами данного административного правонарушения являются члены избирательной комиссии, комиссии референдума, в том числе и должностные лица.
  Данное правонарушение предполагает наличие умышленной вины: нарушитель осведомлен о противоправности осуществляемых им действий и предвидит их общественно опасные последствия.
  Вина в форме прямого умысла квалифицируется в случае, если деяние проявляется в выдаче указанных бюллетеней в целях возможности проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования.
  3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.
 
  Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме
 
  (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
 
  Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.23
 
  1. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме являются документами строгой отчетности (см. п. 1 комментария к ст. 5.22).
  Технические особенности изготовления бюллетеней для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Федерации, для выборов в органы местного самоуправления (кроме выборов в представительные органы местного самоуправления по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает 5 тыс. человек) установлены соответственно подп. "а", "б" п. 3 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок выбраковывания бюллетеней работниками изготовивших их полиграфической организации установлен п. 11 ст. 63 указанного Федерального закона.
  Согласно п. 19, 20 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией.
  В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются в соответствии с порядком, установленным п. 3 ст. 68 указанного Федерального закона.
  2. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.
 
  Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов
 
  Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.24
 
  1. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией определен ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно п. 1, 2 ст. 68 указанного Федерального закона подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
  Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Федерации, затем - в органы местного самоуправления.
  2. Порядок подсчета голосов с использованием технических средств определен п. 24 ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с п. 33 ст. 68 указанного Федерального закона при использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, участке референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
  3. В соответствии с п. 1 ст. 79 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума квалифицируется как фальсификация итогов голосования.
  4. В случаях, указанных в п. 3 комментария к ст. 5.1, порядок подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях определяется ст. 37 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (приложение к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ).
  5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.
 
  Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов
 
  1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. То же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
  3. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное председателем окружной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования, о результатах выборов в средства массовой информации для опубликования -
  влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
  4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное председателем избирательной комиссии, комиссии референдума субъекта Российской Федерации, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
  5. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.25
 
  1. О статусе наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, представителя средства массовой информации см. п. 1 комментария к ст. 5.6.
  В соответствии с п. 31 ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, определенным п. 3 ст. 30 указанного Федерального закона.
  Согласно ст. 72 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов по избирательному округу, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, избирателям, участникам референдума, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
  Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), комиссии референдума, определяющие результаты референдума, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу, результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов, референдума.
  Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов, референдума, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов), голосов участников референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет", осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.
  Комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют (обнародуют) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании которых определялись итоги голосования, результаты выборов, референдума в соответствующих комиссиях. Законом опубликование (обнародование) перечисленных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, действовавших на территории избирательного округа, может быть возложено на соответствующую окружную избирательную комиссию либо на избирательную комиссию субъекта Федерации. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Федерации, местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти, референдума РФ, референдума субъекта Федерации данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".
  2. В случаях, указанных в п. 3 комментария к ст. 5.1, порядок проведения голосования и определения результатов выборов регламентируется ст. 36 - 40 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (приложение к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ).
  3. Субъектами рассматриваемого административного проступка являются должностные лица - председатели соответствующих избирательных комиссий, комиссий референдума; размер административного штрафа обусловлен статусом соответствующего должностного лица.
  4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.
 
  Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
 
  1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до восьми минимальных размеров оплаты труда.
  2. Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.26
 
  1. В соответствии со ст. 28 Конституции РФ, а также согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
  2. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
  Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
  Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций, последние подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.
  3. Согласно ст. 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
  4. Культовые здания и сооружения должны отвечать своему религиозному предназначению, определенному уставами религиозной организации, и использоваться в целях осуществления богослужений, проведения молитвенных и религиозных собраний и в других целях. Иное использование объектов недвижимости культового назначения, например проведение в них митингов, манифестаций и т.п., будет противоречить п. 1 ст. 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором упоминается об их целевом использовании.
  Противоправное использование храмов и других культовых зданий не следует отождествлять с особенностями отправления культа, например с чтением проповедей в православных и иных храмах, когда наряду с проблематикой духовного свойства рассматриваются и прямо относящиеся к теме проповеди политико-правовые проблемы.
  5. Религиозный обряд, или церемония, представляет собой совокупность действий, установленных внутриконфессиональными актами. К ним относятся, например, обряды крещения, церковного благословения на брак (для православных). Религиозная и обрядовая деятельность может быть осуществлена только в объектах, указанных в уставах религиозных организаций, и иных местах, если совершение действий духовного почитания не будет противоречить зарегистрированным уставам, - прежде всего это территории, непосредственно прилегающие к храму или иному культовому зданию. К остальным местам, где обрядовая деятельность совершается беспрепятственно, относятся места паломничества, кладбища, крематории и иные объекты.
  6. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, предназначенных для исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в местах содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не должно препятствовать участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.
  В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
  7. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует принимать во внимание различное истолкование понятий "эмблема" и "символика" в законодательстве: согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" эмблема политической партии рассматривается в качестве одного из ее символов. См. п. 2 комментария к ст. 20.3.
  8. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести выражается в противоправных действиях (бездействии), совершение которых несовместимо с реализацией указанного права.
  Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов может содержать признаки преступления, предусмотренного ст. 148 УК.
  Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 136 УК).
  9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1, абз. 2 ч. 3 и абз. 4 ч. 3 указанной статьи; см. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1).
 
  Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
 
  1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
  влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
 
  Комментарий к статье 5.27
 
  1. По смыслу ст. 5 Трудового кодекса РФ законодательство об охране труда является составной частью трудового законодательства. Применительно к ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что ст. 5 Трудового кодекса РФ различает понятия "трудовое законодательство" и "иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права".
  В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ к трудовому законодательству (включая законодательство об охране труда) относятся наряду с указанным Кодексом Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, которыми осуществляется регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
  Согласно Трудовому кодексу РФ к трудовому законодательству относятся только акты, принимаемые федеральными государственными органами, а также указы Президента РФ.
  К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся наряду с законами субъектов Федерации также и акты негосударственных органов, в частности акты муниципальных органов.
  К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся, в частности, и нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, акты органов местного самоуправления, а также локальные нормативные акты, принимаемые работодателем в соответствии со ст. 8 Трудового кодекса РФ.
  Таким образом, по смыслу Трудового кодекса РФ принадлежность иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к трудовому законодательству, во всяком случае, оспорима: в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ ведомственные акты, а также иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, уступают по своей юридической силе актам, относимым к трудовому законодательству, и не могут ему противоречить. При истолковании понятия законодательства о труде и об охране труда в соответствии с комментируемой статьей следует принимать во внимание особенности корреляции нормативных правовых актов, относимых к трудовому законодательству в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ (см. ч. 2 - 8 указанной статьи Трудового кодекса РФ).
  2. При корреляции предписаний Трудового кодекса РФ и Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" следует учитывать, что согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ действующее на территории РФ трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, впредь до их приведения в соответствие с Трудовым кодексом РФ применяются лишь в части, ему не противоречащей.
  Несоблюдение, ненадлежащее соблюдение законодательства о труде и законодательства об охране труда влечет применение мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Рассматриваемые административные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
  Квалификация вины и общественно опасных последствий деяния имеет значимость при разграничении проступков и преступлений: так, нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 143 УК).
  3. Порядок распределения средств от штрафов, взыскиваемых на территории субъекта Федерации за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства об охране труда в соответствии с данной статьей и зачисляемых на текущий счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности, открытый государственной инспекцией труда, определен Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507. Данным Постановлением предусмотрено целевое использование указанных средств, предназначенных на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда.
  4. О дисквалификации как виде административного наказания см. комментарий к ст. 3.11.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, а также ст. 5.28 - 5.34, 5.44 КоАП, отнесено к ведению Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда (см. комментарий к ст. 23.12).
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1, абз. 2 ч. 3 и абз. 4 ч. 3 указанной статьи). Согласно п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.
 
  Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
 
  Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.28
 
  1. См. п. 2 комментария к ст. 5.27.
  В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее - работники организации) с работодателем.
  Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии.
  Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.
  Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
  Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
  Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.
  При наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.
  Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.
  В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.
  Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение пяти календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.
  Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.
  По смыслу ст. 27 Трудового кодекса РФ участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров, в том числе споров, обусловленных проведением коллективных переговоров, относится к одной из форм социального партнерства.
  Согласно ст. 29, 33 Трудового кодекса РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
  Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
  Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
  Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
  При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
  Согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
  При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
  Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
  Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
  При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
  В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
  - оплата труда;
  - условия и охрана труда;
  - режимы труда и отдыха;
  - развитие социального партнерства;
  - иные вопросы, определенные сторонами.
  Порядок разработки проекта соглашения и его заключения определен ст. 47 Трудового кодекса РФ.
  В соответствии с ч. 3 ст. 8 Трудового кодекса РФ коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. О корреляции понятий "трудовое законодательство" и "нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права" см. п. 1 комментария к ст. 5.27.
  2. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и оформляются ее решением.
  При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.
  Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.
  Если согласие не достигнуто в семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.
  Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей - участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, в Минтруд России, а соглашение, заключенное на уровне субъекта РФ, - в орган по труду субъекта Федерации для уведомительной регистрации.
  При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.
  Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.
  3. Необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения может выражаться в действиях (бездействии) работодателя и иных лиц, препятствующих работе комиссии. В частности, необеспечение (ненадлежащее обеспечение) гарантий и компенсаций за время переговоров лицам, участвующим в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, экспертам и посредникам, предусмотренных ст. 9 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в ред. Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ и от 1 мая 1999 г. N 93-ФЗ), препятствует работе комиссии по заключению коллективного договора, соглашения, а в некоторых случаях несовместимо с ее работой и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей.
  4. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. Так, несоблюдение работодателем или лицом, его представляющим, указанного срока вступления в переговоры по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения квалифицируется как уклонение от участия в соответствующих переговорах.
  Сроки разработки проекта и заключения коллективного договора определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представителей работников.
  5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. первый абзац п. 5 комментария к ст. 5.27.
 
  Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
 
  Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.29
 
  1. См. п. 2 комментария к ст. 5.28. О статусе коллективных переговоров см. п. 1 комментария к ст. 5.28.
  Согласно ст. 7 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в ред. Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 93-ФЗ) органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров.
  Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.
  Применительно к ст. 20 Трудового кодекса РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
  Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
  2. Взаимные обязательства работодателя и работника по обеспечению контроля за выполнением коллективного договора могут быть определены в его тексте.
  Согласно ст. 17, 24 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
  Стороны, подписавшие единый коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в этом договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.
  3. Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
  По смыслу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" данный Федеральный закон не применяется к мероприятиям, связанным с осуществлением коллективного договора, соглашения (см. также дефиницию "государственный контроль (надзор)", установленную ст. 2 указанного Федерального закона).
  По смыслу ст. 2 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" коллективный договор представляет собой особую разновидность акта индивидуального применения - правового акта, не содержащего нормы трудового права. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 8 Трудового кодекса РФ, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (о статусе органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, см. ст. 353 - 369 Трудового кодекса РФ).
  4. Субъектом данного административного правонарушения является работодатель или лицо, его представляющее. Должностные лица органов исполнительной власти и муниципальных органов, не предоставляющие указанную информацию либо уклоняющиеся от ее предоставления в установленный срок (см. п. 1 комментария к данной статье), не подлежат административной ответственности, предусмотренной комментируемой статьей.
  5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. первый абзац п. 5 комментария к ст. 5.27.
 
  Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения
 
  Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения -
  влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.30
 
  1. См. п. 2 комментария к ст. 5.28. О статусе работодателя, лица, его представляющего, см. п. 1 комментария к ст. 5.28, п. 1 комментария к ст. 5.29.
  Под необоснованным отказом от заключения коллективного договора, соглашения следует понимать отказ по причинам, не указанным в Законе РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в ред. Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ и от 1 мая 1999 г. N 93-ФЗ).
  В качестве возможных причин правомерного отказа от заключения коллективного договора, соглашения следует рассматривать разглашение одним из участников соответствующих переговоров сведений, являющихся служебной или коммерческой тайной. В этом случае другая сторона вправе отказаться от заключения коллективного договора, соглашения.
  2. Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.
  Соглашение вступает в силу либо с момента его подписания сторонами, либо со дня, установленного в соглашении.
  3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. первый абзац п. 5 комментария к ст. 5.27.
 
  Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению
 
  Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению -
  влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.31
 
  1. См. п. 2 комментария к ст. 5.28. О статусе работодателя, лица, его представляющего, см. п. 1 комментария к ст. 5.28, п. 1 комментария к ст. 5.29.
  Невыполнение коллективного договора, соглашения, в отличие от нарушения отдельных предусмотренных им обязательств, влечет за собой причинение более значимого вреда. Например, несоблюдение работодателем или лицом, его представляющим, положений коллективного договора, определяющих форму, систему и размер оплаты труда, механизм их регулирования исходя из роста цен и инфляции, может привести к срыву договора: указанное правонарушение представляет собой невыполнение наиболее существенных обязательств договора в целом.
  2. Коллективный договор, соглашение предусматривают взаимные обязательства работодателя или лица, его представляющего, и работника (представителей работника). Неисполнение, ненадлежащее исполнение работником либо его представителем принятых на себя обязательств по коллективному договору, соглашению не содержат признаков рассматриваемого административного правонарушения.
  3. См. п. 3 комментария к ст. 5.30.
 
  Статья 5.32. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
 
  Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.32
 
  1. О статусе работодателя, представителя работодателя см. соответственно п. 1 комментария к ст. 5.29, п. 1 комментария к ст. 5.28, о статусе представителей работников см. п. 1 комментария к ст. 5.28.
  Согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" под примирительными процедурами понимается рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже. В соответствии с указанным Федеральным законом работодатель или его представители обязаны рассмотреть требования работников, в том числе и обусловленные коллективным договором, соглашением.
  2. Согласно п. 2 ст. 5, ст. 6 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
  Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе.
  Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе и обязан создать необходимые условия для ее работы.
  Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
  При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.
  В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ в случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж. При уклонении работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а также от выполнения его рекомендаций, - если достигнуто соглашение об их обязательности, - работники могут приступить к проведению забастовки.
  3. О корреляции Трудового кодекса РФ с действующим на территории РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, см. п. 1, 2 комментария к ст. 5.27.
  В соответствии со ст. 398 Трудового кодекса РФ под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
  Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
  Момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 Трудового кодекса РФ своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
  Согласно ст. 399 Трудового кодекса РФ правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. 29 - 31 Трудового кодекса РФ.
  Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников.
  Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 избранных делегатов.
  Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.
  Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
  Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.
  Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.
  В соответствии со ст. 406 Трудового кодекса РФ в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.
  4. Воспрепятствование работодателя или его представителей проведению собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований выражается в действиях (бездействии), осуществление которых несовместимо с проведением указанного собрания (конференции) (к ним относится, в частности, непредоставление средств внутренней связи, необходимых для оповещения работников). Работодатель должен освободить работников от исполнения трудовых обязанностей на время их участия в примирительных процедурах.
  5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. первый абзац п. 5 комментария к ст. 5.27.
 
  Статья 5.33. Невыполнение соглашения
 
  Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.33
 
  О соотношении Трудового кодекса РФ с действующим на территории РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, см. п. 2 комментария к ст. 5.27. О статусе работодателя, лица, его представляющего, см. п. 1 комментария к ст. 5.28, п. 1 комментария к ст. 5.29. О статусе примирительных процедур см. п. 1 - 3 комментария к ст. 5.32.
  Исполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, предусмотрено Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (см. комментарий к ст. 5.32 КоАП).
  Для данного правонарушения характерно бездействие работодателя (его представителя), уклоняющегося от исполнения обязательств в срок, определенный по результатам примирительной процедуры, либо ненадлежащее исполнение работодателем этих обязательств.
  О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. первый абзац п. 5 комментария к ст. 5.27.
 
  Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки
 
  Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки -
  влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 5.34
 
  1. Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ под работником понимается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. См. также п. 1 комментария к ст. 5.29.
  В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
  Коллективный трудовой спор подлежит урегулированию по результатам проведения примирительных процедур (см. комментарий к ст. 5.32).
  2. Право на забастовку гарантировано ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, его осуществление является одним из способов разрешения коллективных трудовых споров.
  Порядок осуществления права на забастовку определен ст. 13 - 19 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (в ред. Федеральных законов от 6 ноября 2001 г. N 142-ФЗ и от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ). Согласно ст. 19 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещаются локаут - увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства.
  3. О соотношении Трудового кодекса РФ с действующим на территории РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, см. п. 1, 2 комментария к ст. 5.27.
  Согласно ст. 398 Трудового кодекса РФ под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

<< Пред.           стр. 10 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу