<< Пред.           стр. 16 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  КонсультантПлюс: примечание.
  Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р "Об утверждении Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование" утратило силу в связи с изданием распоряжения Минимущества РФ от 19.12.2003 N 7111-р <Об отмене распоряжения Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р>.
 
  В соответствии с п. 2.1 - 2.3 Положения оформление закрепления объекта недвижимого имущества осуществляется Мингосимуществом России в соответствии с поручениями (решениями) Президента РФ и Правительства РФ в случаях:
  - необходимости перераспределения недвижимого имущества в связи с его изъятием у учреждения как излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению;
  - обращения государственного унитарного предприятия либо государственного учреждения;
  - реорганизации либо ликвидации предприятия или учреждения;
  - поступления недвижимого имущества в собственность РФ по завещанию и иным основаниям.
  Документом, оформляющим закрепление объекта недвижимого имущества, является издаваемое Минимуществом России распоряжение с приложением акта приема-передачи объекта, подписанного передающей и принимающей сторонами. На основании распоряжения оформляется договор о порядке использования закрепленного объекта, в соответствии с примерным договором, разрабатываемым Минимуществом России.
  Договор оформляется Минимуществом России или, по отдельным поручениям, его территориальными органами.
  Указанный порядок применяется также в случае оформления передачи объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р "Об утверждении Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование" утратило силу в связи с изданием распоряжения Минимущества РФ от 19.12.2003 N 7111-р <Об отмене распоряжения Мингосимущества РФ от 23.03.1998 N 252-р>.
 
  Передача в аренду объектов, находящихся в федеральной собственности, регламентирована п. 4 указанного Положения. О сроках оформления договоров аренды федерального имущества см. распоряжение Минимущества России от 28 июня 2001 г. N 1810-р.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел о комментируемых проступках в зависимости от статуса нарушителя осуществляется должностными лицами различных органов административной юрисдикции.
  Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами, а также гражданами, отнесено к ведению мировых судей (ср. ч. 1, абз. 3 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП). Поскольку проведение административного расследования в случаях совершения комментируемых административных правонарушений не предусмотрено, рассматривать дела о соответствующих проступках вправе только указанные судьи (см. комментарий к ст. 28.7).
  При истолковании данной статьи следует иметь в виду особенности корреляции административно-правового статуса должностного лица и лица, являющегося индивидуальным предпринимателем (о соотношении статуса указанных лиц см. п. 6 комментария к ст. 2.4).
 
  Статья 7.25. Уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации
 
  Уклонение от безвозмездной передачи одного экземпляра копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.25
 
  1. Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд РФ.
  Материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда РФ не подлежат включению в состав имущества приватизируемых организаций.
  2. В составе государственного картографо-геодезического фонда РФ находятся федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды.
  Федеральный и территориальные картографо-геодезические фонды включают в себя имеющие общегосударственное, межотраслевое значение материалы и данные, указанные в п. 1 настоящего комментария, и находятся в ведении Федеральной службы геодезии и картографии России.
  Ведомственные картографо-геодезические фонды включают в себя имеющие специальное (отраслевое) назначение материалы и данные, указанные в п. 1 настоящего комментария, и находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти.
  3. Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона "О геодезии и картографии" граждане и юридические лица обязаны безвозмездно передавать один экземпляр копий созданных ими геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды с сохранением авторских прав.
  Государственный геодезический надзор за передачей гражданами и юридическими лицами геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды, хранением и использованием этих материалов и данных, а также ведение государственного реестра ведомственных картографо-геодезических фондов осуществляет Роскартография.
  Исчерпывающий перечень материалов и данных, включаемых в состав федерального картографо-геодезического фонда, определен Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 669.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Роскартографии и ее территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.58 КоАП (см. п. 1, 2 комментария к названной статье).
 
  Статья 7.26. Утрата материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации
 
  Небрежное хранение пользователем материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, повлекшее утрату таких материалов и данных, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.26
 
  1. О статусе государственного картографо-геодезического фонда РФ см. комментарий к ст. 7.25.
  Согласно п. 9 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" граждане и юридические лица - пользователи материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда РФ обязаны обеспечивать сохранность полученных во временное пользование указанных материалов и данных и возвращать их в установленные сроки.
  2. Материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда РФ, отнесенные в установленном порядке к составу Архивного фонда РФ, хранятся в соответствии с законодательством РФ об Архивном фонде РФ и архивах.
  За пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда РФ при проведении работ в целях извлечения прибыли, за исключением работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, взимается плата, включающая затраты на создание, хранение и доставку указанных материалов и данных, а также на услуги по подбору указанных материалов и данных, по изготовлению их копий.
  За пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда РФ при проведении геодезических и картографических работ, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, а также работ в иных целях, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, взимается плата, включающая в себя затраты только на услуги по подбору указанных материалов и данных и изготовлению их копий, а также по доставке указанных материалов и данных (копий). Средства, полученные за пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда РФ, направляются на формирование и ведение картографо-геодезических фондов. Передача третьим лицам полученных материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда РФ и их копирование не допускаются без разрешения соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находятся эти материалы и данные.
  3. В соответствии с п. 5 Положения о Федеральной службе геодезии и картографии России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1021, Роскартография осуществляет контроль за использованием по назначению, сохранностью и реализацией геодезической, картографической и топографической продукции, являющейся федеральной собственностью и находящейся в федеральном, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондах (за исключением картографо-геодезического фонда, находящегося в ведении Министерства обороны РФ), а также переданной в установленном порядке во временное пользование юридическим и физическим лицам, и в случае нарушения установленных правил использования указанной продукции принимает необходимые меры в соответствии с законодательством РФ.
  Согласно письму Роскартографии от 25 марта 1996 г. N 3-02-670 основными задачами государственного геодезического надзора являются надзор за соблюдением всеми субъектами геодезической и картографической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности, выполнением установленных требований учета, хранения и использования получаемых в результате этой деятельности материалов и данных, значительная часть которых содержит сведения, составляющие государственную тайну и с пометкой "Для служебного пользования".
  Перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России, утвержден Роскартографией 30 апреля 1991 г. Перечень сведений по геодезии, топографии, картографии, аэросъемке и их носителей, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования", утвержден Роскартографией 19 декабря 1996 г.
  4. Согласно комментируемой статье административной ответственности не подлежат юридические лица, которые также могут быть пользователями государственного картографо-геодезического фонда РФ (см. п. 1 комментария к данной статье).
  Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда, обусловленного утратой материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда РФ пользователем - юридическим лицом, предусмотрена ст. 18 Федерального закона "О геодезии и картографии", согласно которой вред, причиненный неправомерными действиями (бездействием) в результате геодезической и картографической деятельности личности либо имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в порядке, установленном законодательством РФ. Общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда определены ст. 1064 ГК.
  5. О должностных лицах, рассматривающих дела о данном административном правонарушении, см. п. 4 комментария к ст. 7.25.
 
  Статья 7.27. Мелкое хищение
 
  Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, -
 (в ред. Федерального закона от 31.10.2002 N 133-ФЗ)
  влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
  Примечание. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.
 (в ред. Федерального закона от 31.10.2002 N 133-ФЗ)
 
  Комментарий к статье 7.27
 
  1. См. п. 1 комментария к ст. 7.17.
  Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Кража представляет собой тайное хищение чужого имущества, мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на указанное имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Присвоение или растрата - хищение чужого имущества, вверенного виновному (см. ст. 158 - 160 УК).
  Обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а также обман потребителей индивидуальными предпринимателями рассматриваются как административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП (см. комментарий к данной статье); мелкое хищение чужого имущества в форме мошенничества в иных случаях квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.
  При квалификации административно наказуемого мелкого хищения следует учитывать следующие признаки, отграничивающие данный проступок от уголовно наказуемой кражи (ст. 158 УК в ред. Федерального закона от 31 октября 2002 г. N 133-ФЗ):
  а) первичное хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает один МРОТ, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей;
  б) тайное хищение чужого имущества, совершенное нарушителем, находящимся в жилом или ином помещении на законных основаниях (например, совершенное лицом, оказывающим услуги, выполняющим работы), стоимость которого не превышает один МРОТ, также рассматривается в качестве административно наказуемого мелкого хищения.
  Применительно к ст. 158 УК необходимо принимать во внимание соотношение понятий "жилище" (ч. 3 ст. 158 УК) и "помещение" (п. "б" ч. 2 ст. 158), при этом УК определены только признаки последнего: согласно п. 3 примечания к ст. 158 УК под помещением в статьях гл. 21 УК понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
  Таким образом, жилище следует различать с помещением в уголовно-правовом истолковании этих понятий: помещение, в отличие от жилища, не предназначено для постоянного нахождения (т.е. проживания) в нем людей, однако для квалификации рассматриваемого административного проступка не имеет значения место нахождения нарушителя в помещении либо в жилище, важно установить цель его пребывания там - противоправную либо на законных основаниях (о признаках жилого помещения, установленных законодательством, и общественного помещения см. п. 2 комментария к ст. 6.4, а также п. 3 комментария к ст. 7.21).
  2. Одним из критериев разграничения мелкого хищения и уголовно наказуемого хищения является определенный примечанием к комментируемой статье размер имущественного ущерба, причиненного собственнику или иному владельцу похищенного имущества. В соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 158 УК причинение значительного ущерба гражданину всегда квалифицируется как преступное деяние. Согласно п. 2 примечания к ст. 158 УК при квалификации указанного преступления наряду с объективным критерием - стоимость похищенного имущества - учитывается и субъективный критерий - имущественное положение потерпевшего, при этом определяется только минимальный размер стоимости похищенного имущества: согласно п. 2 примечания к ст. 158 УК он не может составлять менее 2500 руб.
  Таким образом, превышение стоимости похищенного имущества в размере, определенном примечанием к комментируемой статье, исключает установление признаков мелкого хищения, и правонарушение подлежит квалификации в соответствии со ст. 158 УК, однако, во всяком случае, при причинении имущественного ущерба в пределах от одного МРОТ до 2500 руб. и при отсутствии отягчающих обстоятельств кражи, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 158 УК, должен приниматься во внимание указанный субъективный критерий, а при назначении уголовного наказания - также и наличие смягчающих обстоятельств, предусмотренных, применительно к ч. 1 ст. 158 УК, к преступлению небольшой тяжести (см. п. "а" ч. 1 ст. 61 УК).
  3. Наличие отягчающих признаков кражи, предусмотренных п. "а", "б", "г" ч. 2, ч. 3, п. "б" ч. 4 ст. 158 УК, исключает квалификацию административно наказуемого мелкого хищения независимо от имущественного ущерба, причиненного потерпевшему, т.е. даже в тех случаях, если стоимость похищенного имущества не превышает одного МРОТ.
  К указанным признакам относятся:
  совершение кражи группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 158 УК);
  совершение кражи с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище (п. "б" ч. 2 ст. 158 УК; понятия помещения и хранилища определяются примечанием к указанной статье УК);
  совершение кражи из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем (п. "г" ч. 2 ст. 158 УК);
  кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище (ч. 3 ст. 158 УК);
  кража, совершенная:
  - организованной группой (п. "а" ч. 4 ст. 158 УК).
  4. Наличие отягчающих признаков мошенничества, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 159 УК, а также наличие отягчающих признаков присвоения или растраты, предусмотренных ч. 2, 3 и 4 ст. 160 УК, исключает квалификацию административно наказуемого мелкого хищения независимо от имущественного ущерба, причиненного потерпевшему, т.е. и в тех случаях, если стоимость похищенного имущества не превышает одного МРОТ. К отягчающим признакам мошенничества относятся:
  мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 159 УК);
  мошенничество, совершенное:
  - группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 159 УК);
  - лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК);
  - организованной группой (ч. 4 ст. 159 УК).
  5. Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 5 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" при определении стоимости имущества, ставшего объектом преступления, следует исходить в зависимости от обстоятельств приобретения его собственником из государственных розничных, рыночных или комиссионных цен на момент совершения преступления. При отсутствии цены стоимость имущества определяется на основании заключения экспертов. Хищение может рассматриваться в качестве административного проступка, если оно совершено путем кражи, мошенничества, присвоения (растраты); иные разновидности посягательств на чужое имущество квалифицируются как преступления, среди них открытое хищение чужого имущества (грабеж), а также разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. ст. 161, 162 УК).
  От мошенничества следует отличать уголовно наказуемое деяние - причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ч. 1 ст. 165 УК).
  Таким образом, мелкое хищение чужого имущества как проступок отличается от уголовно наказуемых разновидностей хищения не только по признакам размера причиненного ущерба, но и на основе указанных различий объективной стороны деяния.
  6. Поскольку для хищения характерно наличие вины в форме прямого умысла, субъектом данного административного правонарушения может быть только физическое лицо (см. п. 4 комментария к ст. 7.17).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. В случаях, не требующих проведения административного расследования, дела об указанных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; см. также комментарий к ст. 28.7).
 
  Статья 7.28. Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах
 
  Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.28
 
  1. См. п. 7 - 10 комментария к ст. 7.12.
  2. Согласно ст. 1 Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (в ред. от 2 октября 1979 г.) объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения.
  Промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как, например, вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука.
  По смыслу п. 1 ст. 1 Конвенции по охране промышленной собственности члены Конвенции образуют Союз по охране промышленной собственности.
  К патентам на изобретения относятся различные виды промышленных патентов, признаваемых законодательством стран Союза, как, например, ввозные патенты, патенты на усовершенствование, дополнительные патенты и свидетельства и т.п.
  3. В соответствии со ст. 35, 36 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 заявка на изобретение или полезную модель, созданные в РФ, может быть подана в иностранные государства или международные организации по истечении шести месяцев с даты подачи соответствующей заявки в Минюст России, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки содержания в заявке сведений, составляющих государственную тайну.
  Патентование в соответствии с Договором о патентной кооперации или Евразийской патентной конвенцией изобретения или полезной модели, созданных в РФ, допускается без предварительной подачи соответствующей заявки в Минюст России, если заявка в соответствии с Договором о патентной кооперации (международная заявка) подана в Минюст России как в получающее ведомство и в ней указана РФ в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, а евразийская заявка подана через Минюст России.
  Иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными указанным Законом, наравне с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.
  Согласно ст. 37.1 Патентного закона РФ (введена Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ) Минюст России начинает рассмотрение международной заявки на изобретение или полезную модель, которая подана в соответствии с Договором о патентной кооперации и в которой указана Российская Федерация в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент на изобретение или полезную модель, по истечении 31 месяца с даты испрашиваемого в международной заявке приоритета или, если имеется соответствующая просьба заявителя, до его истечения, при условии, что международная заявка подана на русском языке или заявителем до истечения указанного срока представлен в Минюст России перевод на русский язык заявления о выдаче патента на изобретение или полезную модель, содержащегося в международной заявке, поданной на другом языке.
  Представление в Минюст России перевода на русский язык содержащегося в международной заявке заявления о выдаче патента на изобретение или полезную модель может быть заменено представлением предусмотренного указанным Законом заявления о выдаче патента.
  В соответствии с подп. 3 п. 5 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954, к ведению Минюста России отнесено обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности. Таким образом, Минюст России осуществляет функции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом РФ.
  Порядок патентования в зарубежных странах объектов промышленной собственности определен ст. 35 Патентного закона РФ.
  4. О судьях, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 7.27.
 
 Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
 ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
 
  Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
 
  Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.1
 
  1. Основные требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию, при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены соответственно ст. 35 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  Соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям устанавливается при проведении экологической экспертизы.
  Согласно ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
  - проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;
  - проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.
  2. Исчерпывающий перечень объектов государственной экологической экспертизы, осуществляемой федеральными госорганами, госорганами субъектов РФ, определен соответственно ст. 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе"; содержание экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов определено Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372.
  3. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, к ведению МПР России отнесена разработка экологических требований. МПР России вправе прекращать, приостанавливать или ограничивать хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы, а также запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением указанных норм и правил, а также заключений государственной экологической экспертизы.
  4. Неисполнение экологических требований либо их ненадлежащее исполнение гражданами, должностными лицами, юридическими лицами при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.
  Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об охране окружающей среды" руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов несут административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей за приемку в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды объектов.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами МПР России и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, указанными в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. п. 2 комментария к указанной статье).
 
  Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
 
  Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.2
 
  1. Требования к обращению с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
  В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
  Запрещаются:
  - сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  - размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  - захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  - ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания.
  Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов определены ст. 48 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
  Согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Под захоронением отходов подразумевается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. См. также п. 4 комментария к ст. 8.6.
  Применительно к отношениям, регулируемым КТМ, о статусе опасных и вредных веществ см. п. 1, 6 комментария к ст. 11.14.
  2. Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (отходы после приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
  3. Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок запрещаются. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов в специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
  Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
  На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды.
  Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.
  4. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
  5. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обращению с опасными отходами относится к лицензируемым видам деятельности. Согласно п. 2 Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340, к лицензирующим органам по указанному виду деятельности относятся МПР России и его территориальные органы; при этом следует иметь в виду, что в соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирующим органом является только МПР России.
  Лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиатам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, установлены п. 3 указанного Положения.
  Неисполнение лицензиатами экологических и санитарно-эпидемиологических требований при утилизации отходов производства и потребления либо их ненадлежащее исполнение рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия или аннулирования лицензии, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, предусмотренным комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).
  6. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, квалифицируются в качестве экологических преступлений (ч. 1 ст. 247 УК). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.
  7. К субъектам комментируемого административного правонарушения относятся граждане, должностные лица, в том числе и в случаях, когда должностным лицом является индивидуальный предприниматель (см. п. 5 комментария к данной статье), а также юридические лица. О корреляции административно-правового статуса должностного лица и индивидуального предпринимателя см. п. 6 комментария к ст. 2.4.
  8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению различных органов административной юрисдикции:
  а) должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, указанных в ч. 2 ст. 23.13 КоАП (см. также комментарий к данной статье);
  б) должностных лиц МПР России и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к данной статье);
  в) должностных лиц органов Ространсинспекции Минтранса России, указанных в ч. 2 ст. 23.36 КоАП (применительно к нарушениям экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта).
  Разграничение подведомственности административно-юрисдикционных полномочий в случаях, предусмотренных подп. "а" и "б" данного пункта комментария, создает объективные трудности при рассмотрении правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей.
 
  Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
 
  Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.3
 
  1. В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" под пестицидами понимаются химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).
  Под агрохимикатами понимаются удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.
  2. В целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами граждане или юридические лица, подавшие заявки на государственную регистрацию пестицидов, обеспечивают при государственной регистрации представление рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и тарной этикетки с предупредительной маркировкой.
  При реализации пестицидов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом рекомендациями о применении, транспортировке и хранении пестицидов и тарной этикеткой.
  Транспортировка пестицидов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.
  Общие требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве определены ст. 49 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой установлен запрет на применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.
  Согласно п. 2.1 - 2.2 Приказа Минздрава России от 31 января 2002 г. N 24 "О токсиколого-гигиенической экспертизе пестицидов и агрохимикатов" к ведению Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России отнесена выдача санитарно-эпидемиологических заключений на пестициды, оборудование для их использования, на нормативную и техническую документацию и на производство пестицидов и агрохимикатов на территории РФ.
  Проведение Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора токсиколого-гигиенической экспертизы пестицидов осуществляется на основе их комплексной токсиколого-гигиенической оценки в научно-исследовательских учреждениях, аккредитованных Минздравом России.
  Порядок токсиколого-гигиенической экспертизы пестицидов на территории РФ утвержден указанным Приказом Минздрава России.
  3. Правила обращения с пестицидами и агрохимикатами включают осуществление Минсельхозом России различных разрешительных действий. Согласно п. 2 - 5 Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2002 г. N 421, пестициды и агрохимикаты, по которым проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний, подлежат обязательной государственной регистрации.
  Пестициды и агрохимикаты могут применяться на территории РФ только после их регистрации.
  Регистрация пестицидов и агрохимикатов включает:
  - прием представленных на регистрацию документов;
  - экспертизу представленных документов;
  - регистрационные испытания пестицида и (или) агрохимиката;
  - экспертизу результатов регистрационных испытаний пестицида и (или) агрохимиката;
  - регистрацию пестицида и (или) агрохимиката и выдачу регистрационного свидетельства;
  - внесение пестицида и (или) агрохимиката в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ.
  Организацию регистрационных испытаний и регистрацию пестицидов и агрохимикатов осуществляет Отдел организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов (Госхимкомиссия РФ Минсельхоза России).
  В соответствии с п. 18 - 22 указанного Порядка зарегистрированный пестицид и (или) агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. Пестицид и (или) агрохимикат, включенный в Государственный каталог, разрешается к обороту на территории Российской Федерации на весь период действия регистрации.
  Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, ведет Минсельхоз России.
  Регистрация пестицидов и (или) агрохимикатов осуществляется на срок 10 лет, по истечении которых пестициды и агрохимикаты подлежат перерегистрации с учетом изменений требований к их регистрации.
  Перерегистрация производится без назначения регистрационных испытаний на основе анализа представленных документов, если требования к их регистрации не изменялись.
  Пестициды и агрохимикаты, перерегистрация которых не была своевременно проведена, исключаются из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, и их оборот на территории Российской Федерации не допускается.
  Регистрация пестицидов и агрохимикатов может быть ограничена или прекращена до истечения десятилетнего (двухлетнего) срока, если выявлены ранее неизвестные опасные свойства препаратов при их производстве или применении, подтвержденные экспериментальными данными.
  Решение о прекращении регистрации пестицида и (или) агрохимиката принимает Минсельхоз России.
  Граждане, должностные лица, юридические лица, применяющие пестициды и агрохимикаты без их государственной регистрации либо с нарушением указанного Порядка ее проведения, несут административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей.
  4. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз с ее территории пестицидов осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида.
  В договорах о купле-продаже и транспортировке пестицидов и агрохимикатов должно быть предусмотрено условие о наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида, выданного Минсельхозом России.
  Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее пестицидов и агрохимикатов устанавливается ГТК и Минсельхозом России. Последнее в соответствии с п. 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, является специально уполномоченным государственным органом в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов.
  5. Порядок применения пестицидов определяется Минсельхозом России с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
  Безопасность применения пестицидов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил их применения, исключающих негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.
  Пестициды применяются только при использовании специальной техники и оборудования.
  Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании специальных разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.
  6. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, если это деяние создает угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, квалифицируется как экологическое преступление (ч. 1 ст. 247 УК). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.
  Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, когда уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; снижением экологической ценности поврежденной территории или утраченного природного объекта; уничтожением животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в части нарушения правил обращения с пестицидами отнесено к ведению должностных лиц Минсельхоза России, указанных в ч. 2 ст. 23.16 КоАП (см. также п. 1 комментария к указанной статье).
  Дела о рассматриваемых административных правонарушениях в части нарушения правил обращения с агрохимикатами рассматриваются должностными лицами Минсельхоза России, указанными в ч. 2 ст. 23.17 КоАП.
 
  Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
 
  1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
  3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.4
 
  1. Согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в ред. Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 65-ФЗ) под экологической экспертизой подразумевается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
  В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 500 тыс. долл. США. Исчерпывающий перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, определен соответственно ст. 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
  2. Согласно п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, указанное Министерство является специально уполномоченным государственным органом в области государственной экологической экспертизы. Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен ст. 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
  3. Согласно ст. 18 вышеназванного Федерального закона заключением государственной экологической экспертизы является подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
  Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
  Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698. Регламент проведения государственной экологической экспертизы утвержден Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 17 июня 1997 г. N 280.
  4. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о ее проведении.
  При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.
  Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
  5. В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано:
  - если общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
  - если общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  - если порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
  - по другим основаниям, исчерпывающий перечень которых определен п. 1 ст. 24 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
  Отказ в государственной регистрации по другим основаниям рассматривается как незаконный и влечет за собой применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи.
  6. Согласно п. 4 ст. 48 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ввоз в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством РФ, и обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.
  7. Министерство природных ресурсов РФ вправе прекращать, приостанавливать или ограничивать хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением заключений государственной экологической экспертизы, а также запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением указанных заключений (см. подп. 2, 3 п. 7 Положения о Министерстве природных ресурсов РФ).
  8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, указанных в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. также п. 2 комментария к указанной статье).
  Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) подразумевается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
  Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, осуществляющих государственный экологический контроль, установлены ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды"; Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 777.
 
  Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
 
  Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.5
 
  1. Согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В соответствии с ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Статьей 42 Конституции РФ гарантируется право граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации гражданами, должностными лицами, юридическими лицами влечет за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.
  2. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Рассматриваемым Федеральным законом указанные понятия определяются следующим образом:
  природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
  природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
  антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
  естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
  природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
  природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
  Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
  Информация о радиационной обстановке, относимая в соответствии с комментируемой статьей к экологической информации, по смыслу Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" должна также содержать сведения о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду.
  3. К экологической информации по смыслу комментируемой статьи относится также информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. В соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" указанную информацию обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Порядок предоставления Росгидромету информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128.
  Согласно Положению указанную информацию получают на территории РФ, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе РФ, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.
  В соответствии с п. 6 - 8 Положения информация о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, незамедлительно предоставляется территориальным органам Росгидромета.
  Объем и условия предоставления такой информации определяются указанными территориальными органами по согласованию с предоставляющими информацию физическими и юридическими лицами.
  Объем и условия предоставления Вооруженными Силами РФ информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, определяются специальными соглашениями между Минобороны России и Росгидрометом.
  Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, получаемая во внутренних морских водах, в территориальном море, а также в пределах исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе РФ, в том числе в ходе выполнения работ по международным договорам РФ, передается капитанами судов (руководителями экспедиций) в ближайший ведомственный береговой радиоцентр (на радиостанцию), службы морского флота Минтранса или Госкомрыболовства России в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а в отношении нефтяного загрязнения - незамедлительно.
  Указанные береговые радиоцентры (радиостанции) передают полученную информацию в ближайший территориальный орган Росгидромета.
  Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846 (см. п. 2 комментария к ст. 23.21), при проведении мониторинга решаются следующие задачи:
  своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  обеспечение граждан информацией о состоянии земель.
  В соответствии с п. 10 - 11 рассматриваемого Положения данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
  Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогноза и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росземкадастра и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.
  Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Росземкадастром.
  Искажение сведений о состоянии земель, т.е. предоставление заведомо недостоверной информации о состоянии земель лицами, обязанными сообщать такую информацию Росземкадастру или другим органам, участвующим в осуществлении мониторинга, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей КоАП.
  4. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, квалифицируются как преступления (ст. 140 УК).
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в зависимости от содержания сокрытой или искаженной экологической информации рассматривают должностные лица следующих органов административной юрисдикции:
  а) должностные лица органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, указанные в ч. 2 ст. 23.13 КоАП (применительно к информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке);
  б) должностные лица органов МПР России и Госгортехнадзора России, осуществляющие государственный геологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.22 КоАП (применительно к информации о состоянии недр);
  в) должностные лица органов МПР России, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, указанные в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (применительно к информации о состоянии водных объектов);
  г) в части административных правонарушений, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (применительно к информации о состоянии водных объектов);
  д) должностные лица органов МПР России, указанные в ч. 2 ст. 23.24 КоАП (применительно к информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания);
  е) должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, указанные в ч. 2 ст. 23.33 КоАП (применительно к информации о радиационной обстановке);

<< Пред.           стр. 16 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу