<< Пред.           стр. 18 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Комментарий к статье 8.13
 
  1. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду нарушение установленного Водным кодексом РФ режима водопользования на водосборных площадях - на территориях, сток с которых формирует водный объект.
  Согласно п. 3 ст. 40 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении гидроэлектростанций должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.
  В соответствии с п. 3 ст. 42 указанного Федерального закона объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение поверхностных и подземных вод, водосборных площадей.
  Применительно к ч. 2 комментируемой статьи о статусе прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов см. п. 1, 2 комментария к ст. 7.8.
  Водопользование для целей добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля установлено ст. 85 Водного кодекса РФ (озерный ил (сапропель) обычно применяется в качестве удобрения). По смыслу ч. 3 комментируемой статьи имеется в виду осуществление специального водопользования, разновидностью которого является добыча общераспространенных полезных ископаемых, торфа и сапропеля с применением технических средств и устройств, лицом, не наделенным статусом лицензиата (о порядке выдачи лицензий на водопользование см. п. 2 комментария к ст. 7.6, а также п. 4, 5 комментария к ст. 8.14).
  Административная ответственность лицензиата, осуществляющего водопользование с целью добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля с нарушением лицензионных требований и условий, установлена ч. 2 ст. 8.14 КоАП (см. комментарий).
  Под засорением водных объектов понимается попадание в указанные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов (ст. 1 Водного кодекса РФ).
  Загрязнение водных объектов происходит в результате попадания, а также образования в них вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих использование либо негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.
  Правила охраны водных объектов, установленные Водным кодексом РФ и другими актами законодательства, определяют виды правомерной водохозяйственной деятельности.
  2. Содержание радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водных объектах должно поддерживаться на уровне, при котором оно не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде.
  Захоронение в водных объектах и сброс в них радиоактивных и токсичных веществ (материалов) запрещаются.
  Сброс в водные объекты сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), допускается только после их очистки.
  Проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается.
  3. Согласно ст. 98, 99 Водного кодекса РФ источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты.
  Соблюдение указанных требований обеспечивается приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.
  Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.
  При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов.
  4. В соответствии со ст. 105 Водного кодекса РФ при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.
  Запрещается ввод в эксплуатацию:
  - хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;
  - водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;
  - животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;
  - оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;
  - гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;
  - водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;
  - водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;
  - сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.
  Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.
  До ввода в эксплуатацию водохранилищ осуществляются мероприятия по подготовке их ложа к затоплению.
  Решение о запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, принимают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации в порядке, установленном законодательством РФ.
  5. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.
  Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и водным законодательством РФ.
  Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются исходя из:
  - предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
  - предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.
  Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
  Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта.
  6. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
  Критерии безопасности и (или) безвредности для человека указанных водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
  Санитарные правила "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01" введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г. N 19.
  Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
  Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
  Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
  7. Согласно ст. 108 Водного кодекса РФ ведение строительных и иных работ на водных объектах и в их водоохранных зонах осуществляется по согласованию с МПР России. Порядок использования полезных ископаемых и других ресурсов, извлекаемых при ведении работ на водных объектах, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Осуществление указанных видов деятельности без согласования с МПР России либо в нарушение порядка, определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ, влечет за собой применение мер административной ответственности, определенных ч. 3 комментируемой статьи.
  8. Ледники и снежники относятся к поверхностным водным объектам. Согласно ст. 13 Водного кодекса РФ ледники представляют собой движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности; снежниками являются неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.
  Согласно ст. 101 Водного кодекса РФ запрещаются засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.
  Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод.
  9. К водным объектам, содержащим природные ресурсы, относятся, в частности, месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенные для использования в лечебных целях на месте их разлива; рапа лиманов и озер; акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей; пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе.
  Правовой режим охраны указанных водных объектов, расположенных в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425.
  10. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716. Согласно п. 2 Положения задачей государственного контроля за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов; стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства РФ.
  В соответствии с п. 7 Положения органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России осуществляют государственный контроль за использованием и охраной водных объектов во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции по вопросам:
  - установления границ прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов в соответствии с водным законодательством РФ, соблюдения юридическими и физическими лицами установленного режима использования земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон, выполнения установленного порядка предоставления земельных участков в водоохранных зонах (с Росземкадастром);
  - соблюдения установленного порядка предоставления в пользование лесов водоохранных зон водных объектов, режима использования и охраны лесов водоохранных зон водных объектов и прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ.
  11. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, квалифицируются в качестве преступления, предусмотренного ст. 250 УК (загрязнение вод).
  Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 250 УК. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие преступление.
  12. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, указанных в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  Дела об административных правонарушениях, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  В части нарушений водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами МПР России и Госгортехнадзора, осуществляющими государственный геологический контроль, указанными в ч. 2 ст. 23.22 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  Дела об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, рассматриваются должностными лицами МПР России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.24 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
 
  Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
 
  1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.14
 
  1. Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ под пользованием водными объектами (водопользованием) понимается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов.
  Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование (см. комментарий к ст. 7.6 КоАП).
  Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании.
  2. Под забором воды (водозабором) понимаются комплексы сооружений и устройств для забора воды из водных объектов. Водозабор осуществляется на основе лимитов водопользования, определяющих предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
  Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в установленном порядке изменений в лицензию на водопользование. Порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливается Правительством РФ.
  Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.
  3. Под нарушением правил водопользования при заборе воды понимается, в частности, изъятие водных ресурсов из различных водных объектов с превышением предельно допустимых объемов изъятия, определенных лимитами водопользования (водопотребления и водоотведения). В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:
  - поверхностные водные объекты;
  - внутренние морские воды;
  - территориальное море Российской Федерации;
  - подземные водные объекты.
  Статус данных водных объектов определен ст. 9 - 18 Водного кодекса РФ.
  4. Осуществление водопользования возможно на основе выданной лицензии.
  Лицензия на водопользование выдается Министерством природных ресурсов РФ.
  Указанная лицензия может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов и вступает в силу после ее регистрации.
  Внесение изменений в лицензию на водопользование осуществляется МПР России в случае изменения условий водопользования и состояния водного объекта, по инициативе водопользователя, а также в случаях смерти водопользователя-гражданина, реорганизации водопользователя - юридического лица, передачи права пользования водным объектом от одного лица к другому на основании распорядительной лицензии.
  Переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому осуществляется на основании распорядительной лицензии.
  Распорядительная лицензия выдается водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепления берегов, очистки вод, воспроизводства водных биоресурсов и др.).
  Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия могут быть аннулированы до истечения срока их действия по решению выдавшего их лицензирующего органа по основаниям прекращения права пользования водным объектом.
  Аннулирование лицензии на водопользование является основанием для расторжения заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
  Аннулирование распорядительной лицензии прекращает передачу права пользования водным объектом другому гражданину или юридическому лицу и является основанием для аннулирования выданной в соответствии с ней лицензии на водопользование и расторжения соответствующего договора пользования водным объектом.
  5. Согласно Правилам предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383, специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
  Получения лицензии на водопользование не требуется при осуществлении:
  - общего водопользования;
  - использования водных объектов для плавания на маломерных судах;
  - разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  - водопользования для пожарных нужд;
  - забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения.
  Границы территорий, в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается такое водопользование, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов МПР России;
  - пользования обособленными водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства РФ.
  Для получения решения о предоставлении водного объекта в особое пользование юридическое лицо (заявитель) представляет в территориальный орган МПР России, в зоне деятельности которого расположен водный объект, заявление с необходимым обоснованием, указанием местоположения объекта, цели, основных условий и срока водопользования, а также другие документы, исчерпывающий перечень которых определен п. 10 вышеуказанных Правил.
  Документы, необходимые для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для целей гидроэнергетики, а также для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды, определены п. 23, 25 Правил.
  Согласно п. 28 Правил для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, представляется также лицензия на пользование недрами.
  О лицензировании пользования поверхностными водными объектами при добыче торфа и сапропеля см. письмо МПР России от 27 января 1998 г. N БЯ-61/316.
  6. Административная ответственность лицензиата, осуществляющего водопользование с целью добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля с нарушением лицензионных требований и условий, установлена ч. 2 комментируемой статьи. Административная ответственность юридического лица, физического лица, осуществляющего указанную разновидность водопользования без лицензии, квалифицируется по ч. 3 ст. 8.13 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  7. Общие требования проведения строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах и в их водоохранных зонах определены Водным кодексом РФ; согласно ст. 108 Водного кодекса РФ осуществление указанных работ должно быть санкционировано МПР России. Проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается (см. ч. 4 ст. 104 Водного кодекса РФ).
  В соответствии со ст. 105 Водного кодекса РФ запрещается ввод в эксплуатацию сооружений и устройств, предназначенных для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов, без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.
  8. Нарушение правил водопользования, если следствием этого нарушения явились устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (истощение вод), может квалифицироваться в качестве экологического преступления (ст. 250 УК).
  Данное правонарушение считается завершенным при подтверждении факта неисполнения либо ненадлежащего исполнения правил водопользования. При причинении вредных последствий, например загрязнении или засорении вод, указанное деяние содержит признаки экологического преступления (см. п. 11 комментария к ст. 8.13).
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, указанных в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  Дела об административных правонарушениях, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
 
  Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
 
  Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.15
 
  1. Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ под водохозяйственным объектом понимается сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов. К водохозяйственным объектам по смыслу ст. 105 Водного кодекса РФ относятся, в частности, водозаборные, сбросные и иные гидротехнические сооружения (см. п. 4 комментария к ст. 8.13).
  В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод.
  Согласно письму МПР России от 25 октября 2000 г. N НМ-61/5611 "О Правилах эксплуатации водохранилищ Российской Федерации" до утверждения нормативно-методических документов о порядке и правилах эксплуатации и использования водных ресурсов водохранилищ при решении вопросов, связанных с разработкой, согласованием и утверждением Правил эксплуатации водохранилищ, необходимо руководствоваться Общими положениями проекта Методических указаний по разработке правил эксплуатации водохранилищ, разработанных в порядке эксплуатации водохранилищ, разработанных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ" (см. приложение к указанному письму).
  В соответствии с п. 1.6 - 1.7 данных Методических указаний при приемке в эксплуатацию водохозяйственного объекта служба эксплуатации водохранилища должна иметь Правила эксплуатации водохранилища (приложение 1). В Правила включаются или оформляются отдельно:
  - правила использования водных ресурсов водохранилища;
  - местные производственные инструкции по эксплуатации создающих водохранилище и защитных гидротехнических сооружений;
  - проект водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
  - проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
  Основным документом, на основании которого осуществляется управление водным режимом водохранилища, является неотъемлемая часть Правил эксплуатации водохранилища - Правила использования водных ресурсов водохранилища. Разработка и реализация их ведется в соответствии с Методическими указаниями по разработке Правил использования водных ресурсов водохранилищ, утверждаемыми МПР России, а по водохранилищам гидроэлектростанций - в соответствии с Методическими указаниями по составлению правил использования водных ресурсов водохранилищ гидроузлов электростанций, утверждаемыми Минэнерго России.
  В Методических указаниях по разработке правил эксплуатации водохранилищ приведены основные положения по составу и порядку соблюдения правил использования водных ресурсов водохранилищ (разд. 5).
  2. Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
  Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом МПР России.
  Эксплуатация водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств с нарушением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, с нарушением требований, предъявляемых к гражданам и юридическим лицам при эксплуатации хозяйственных и иных объектов, определенных ст. 106 Водного кодекса РФ, влечет за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.
  О правилах лицензирования отдельных видов деятельности при осуществлении водопользования см. п. 2 комментария к ст. 7.6, п. 4, 5 комментария к ст. 8.14.
  3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, указанных в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  Дела об административных правонарушениях, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
 
  Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов
 
  1. Невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
  2. Невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений -
  влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.16
 
  1. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи имеются в виду обязанности капитана судна морского и внутреннего водного плавания, установленные соответственно КТМ и КВВТ.
  Согласно ст. 25 КТМ к судовым документам судна морского плавания, упомянутым в ч. 1 комментируемой статьи, относятся:
  - свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
  - свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами;
  - свидетельство о предотвращении загрязнения мусором;
  - санитарный журнал;
  - журнал операций со сточными водами;
  - журнал операций с мусором;
  - журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами;
  - журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;
  - судовое санитарное свидетельство о праве плавания.
  Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.
  Правила ведения судовой роли - основного судового документа, содержащего сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна, - разработанные в соответствии с п. 1 ст. 32 КТМ, установлены Приказом Минтранса России от 3 апреля 2000 г. N 28 (в ред. Приказа Минтранса от 4 февраля 2002 г. N 14).
  Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:
  - свидетельство о праве собственности на судно;
  - свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
  - свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
  - список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
  - судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
  - судовое санитарное свидетельство;
  - единая книга осмотра судна;
  - свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
  - лицензия судовой радиостанции;
  - свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
  На судне должны находиться оригиналы указанных документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.
  На судне, выходящем в море, кроме указанных документов, должны находиться документы, предусмотренные п. 1 - 3 ст. 14 КВВТ.
  Судно, осуществляющее прибрежное плавание, может не иметь судового, машинного и санитарного журналов, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами.
  На судне должны находиться оригиналы указанных судовых документов. Правила ведения указанных документов на морских судах рыбопромыслового флота устанавливаются Государственным комитетом РФ по рыболовству, на остальных морских судах - Министерством транспорта РФ.
  В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки морским, внутренним водным транспортом пассажиров и грузов вправе осуществлять только лицензиаты - юридические лица и индивидуальные предприниматели. Лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению Минтранса России (см. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, а также Приказ Минтранса России от 7 мая 2002 г. N 61 "О лицензировании отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации").
  Невыполнение лицензиатом правил ведения судовых документов квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, установленным комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1). Лицензионные требования и условия при осуществлении указанных видов деятельности на судах морского, внутреннего водного транспорта определены соответствующими положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447 (см. п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом грузов; п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров; п. 4 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом). Применительно к лицензируемым видам деятельности, осуществляемым на внутреннем водном транспорте, см. соответствующие положения о лицензировании, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345 (п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов; п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров).
  2. Правонарушение в виде внесения в судовые документы неверных записей совершается с прямым умыслом: нарушитель осознанно стремится к достижению вредоносных последствий деяния.
  3. Для квалификации данных правонарушений необходимо установить факт совершения деяний, предусмотренных комментируемой статьей. В зависимости от последствий проступка могут быть применены меры административно-правовой, уголовно-правовой, а также гражданско-правовой ответственности.
  Правила возмещения ущерба от загрязнения нефтью с судов определены ст. 316 - 325 КТМ; правила возмещения ответственности за ущерб в связи с морской перевозкой вредных и опасных веществ регламентируются актами международного права, в частности Международным кодексом морской перевозки опасных грузов 1965 г., Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., а также ст. 326 - 336 КТМ.
  Основные правовые дефиниции также приводятся в КТМ, среди них определения понятий "судно", "опасные и вредные вещества", а также юридическое содержание ущерба от загрязнения с судов нефтью (см. п. 2 ст. 316, п. 2 ст. 327 КТМ).
  4. О правилах обращения с опасными веществами см. комментарий к ст. 8.2.
  О статусе внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ см. п. 1, 2 комментария к ст. 8.17.
  5. Обязанность российских и иностранных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, по ведению промыслового журнала предусмотрена ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". О статусе указанных живых ресурсов см. п. 4 комментария к ст. 8.17.
  Неисполнение указанной обязанности квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  В соответствии с ч. 1 ст. 23.10 КоАП рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанных в ч. 2 ст. 23.10 КоАП (см. комментарий к названной статье).
  Согласно ч. 1 ст. 23.23 КоАП дела о рассматриваемых административных правонарушениях подведомственны также должностным лицам МПР России и его территориальных органов, указанным в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП.
  Применительно к административным правонарушениям, совершенным на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, дела о рассматриваемых правонарушениях подведомственны должностным лицам Минтранса России, указанным в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  7. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, подлежат административной ответственности на общих основаниях с российскими физическими и юридическими лицами (см. ч. 2 ст. 2.6).
 
  Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии
 
  1. Нарушение правил (стандартов, норм) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, буровых работ либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, а также правил (стандартов, норм) использования или охраны минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
  2. Нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование, разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
  3. Самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двух тысяч до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
 
  Комментарий к статье 8.17
 
  1. К внутренним морским водам РФ относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ (ст. 14 Водного кодекса РФ).
  Согласно ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. К внутренним морским водам относятся воды:
  портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
  заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
  заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
  В соответствии со ст. 15 Водного кодекса РФ к территориальному морю РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ.
  Согласно ст. 2 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных ст. 4 указанного Федерального закона.
  Внешняя граница территориального моря РФ является Государственной границей РФ.
  Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
  На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
  Континентальный шельф РФ (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
  2. Исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации", международными договорами РФ и нормами международного права.
  3. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, выражается в несоблюдении стандартов (норм, правил) или условий деятельности на континентальном шельфе; в частности, правонарушением является осуществление отдельных видов деятельности на континентальном шельфе без специальных разрешений.
  В соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" пользователи участков континентального шельфа обязаны осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия, а также соблюдать применимые международные нормы и стандарты, законы и правила РФ по защите морской среды, минеральных и живых ресурсов.
  Иностранные пользователи участков обязаны также осуществлять региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов только в присутствии должностного лица органов охраны континентального шельфа и под его контролем.
  4. Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" к живым ресурсам исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации". О статусе неживых ресурсов континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ см. п. 1 комментария к ст. 8.20.
  Условия промысла живых ресурсов исключительной экономической зоны РФ, предъявляемые к российским и иностранным лицензиатам, определены Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В частности, лицензиаты обязаны:
  - соблюдать установленные правила вылова (добычи) живых ресурсов, лимиты на их вылов (добычу) и выполнять условия лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов;
  - своевременно вносить установленные платежи;
  - не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;
  - не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима;
  - обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц органов охраны;
  - обеспечивать за свой счет оптимальные условия для работы должностных лиц органов охраны;
  - беспрепятственно и бесплатно предоставлять отчетные материалы, в том числе их компьютерные распечатки, об объемах вылова (добычи), о сроках, видах и районах промысла живых ресурсов, включая сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов живых ресурсов и продукции из них.
  5. Контроль за соблюдением требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляется при проведении государственной экологической экспертизы, а также государственного экологического контроля, представляющего собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил РФ по защите морской среды, живых и неживых ресурсов.
  Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне РФ разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне РФ в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000 г. N 748.
  6. Лицензирование деятельности по использованию и промыслу природных ресурсов континентального шельфа РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации". Право на получение лицензий предоставляется отечественным и зарубежным юридическим и физическим лицам. Статусом лицензирующего органа ныне наделен Государственный комитет РФ по рыболовству; он вправе отказать в выдаче лицензии на промысел при отсутствии выделенных лимитов и квот на вылов живых ресурсов, в случае неуплаты заявителем долговых обязательств, штрафа, возмещения ущерба и в других случаях. Вышеназванным Федеральным законом предусмотрена особая категория заявителей (в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявители именуются соискателями лицензий), обладающих преимущественным правом на получение лицензий на промысел. К ней, в частности, относятся: представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов; российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов.
  Правомочия иностранных заявителей по сравнению с гражданами России ограничены: они получают доступ к использованию живых ресурсов континентального шельфа РФ в научных, промысловых и других целях только на основе международных договоров РФ с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители. Российские и иностранные лицензиаты имеют право на осуществление промысла в пределах тех объемов, сроков, видов и районов, которые указаны в лицензии. Дополнительные обязанности распространяются только на иностранные суда, ведущие промысел в соответствии с лицензией, среди таких обязанностей: ежесуточное предоставление информации Государственному комитету РФ по рыболовству о каждом заходе в район для осуществления промысла и выходе из указанного района с обязательной контрольной проверкой при заходе и выходе; осуществление промысла только в присутствии должностного лица органов охраны континентального шельфа и под его контролем.
  7. Лицензии аннулируются решением лицензирующего органа, при этом лицензиат оповещается по телеграфу об аннулировании лицензии и о прекращении промысла.
  Согласно Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" лицензирование деятельности по геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке его минеральных ресурсов должен осуществлять специально уполномоченный федеральный орган по геологии и использованию недр; в частности, предусмотрены выдача лицензии отечественным и зарубежным юридическим и физическим лицам, а также дополнительные обязательства иностранных пользователей.
  8. К наиболее существенным отличиям условий лицензирования, предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации", по сравнению с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует отнести следующие:
  1) отсутствие упоминания о процедуре приостановления действия лицензии;
  2) ограниченный срок действия лицензии: лицензия на промысел живых ресурсов континентального шельфа действительна в течение календарного года, тогда как срок действия лицензии, установленный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", не может быть менее пяти лет;
  3) внесудебная процедура аннулирования лицензии;
  4) регламентация видов деятельности, осуществляемых на основе специальных разрешений, выдаваемых заявителю федеральными органами исполнительной власти. К указанным видам деятельности относятся создание искусственных сооружений на континентальном шельфе, проведение морских научных исследований, захоронение отходов и иных материалов на континентальном шельфе и др. Разрешительные документы, выдаваемые в указанных случаях, аналогичны лицензиям; в частности, предусмотрены приостановление действия разрешений и их аннулирование по решению выдавшего разрешение федерального органа исполнительной власти - те же процедуры осуществляются при лицензировании на основе Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  5) Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. не предусмотрены различия в статусе заявителя лицензии и лицензиата: согласно ст. 15 действия по аннулированию лицензии осуществляются в отношении заявителя; в отличие от этого Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" разграничивает правовое положение субъекта, ходатайствующего о получении разрешительного документа (соискателя лицензии), и юридического или физического лица, действующего на основании лицензии (лицензиата).
  9. Лицензирование деятельности по использованию живых ресурсов исключительной экономической зоны РФ предусмотрено Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В данном случае применяется определенный указанным Федеральным законом порядок лицензирования: согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" действие последнего не распространяется на деятельность, связанную с использованием природных ресурсов.
  Лицензирующий орган - Государственный комитет РФ по рыболовству выдает лицензии отдельно на каждый из семи лицензируемых видов деятельности по использованию живых ресурсов исключительной экономической зоны, указанных в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 1998 г.
  Государственный комитет РФ по рыболовству аннулирует лицензию, оповещая об этом по телеграфу лицензиата. Приостановление действия лицензии на использование живых ресурсов исключительной экономической зоны РФ указанным Федеральным законом не предусмотрено.
  Соискатели лицензий, если ими являются зарубежные юридические и физические лица, вправе ходатайствовать о выдаче лицензии на использование живых ресурсов исключительной экономической зоны РФ после удовлетворения всех заявок отечественных соискателей лицензии. Лицензии на промысел живых ресурсов выдаются соискателям лицензий в пределах выделенных лимитов, квот и действительны в течение календарного года. Лицензирование деятельности по использованию живых ресурсов исключительной экономической зоны РФ предусматривает особую категорию соискателей лицензий, обладающих преимущественным правом на использование живых ресурсов, среди них - представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов. Обладателями указанного преимущественного права являются некоторые другие категории российских заявителей (см. п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 1998 г.).
  Правила регистрации лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, выданных российским и иностранным юридическим лицам и гражданам, утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 102.
  10. Видами использования живых ресурсов являются:
  - вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и определения общего допустимого улова;
  - вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;
  - вылов живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;
  - разведка и промысел живых ресурсов;
  - товарное выращивание живых ресурсов;
  - искусственное воспроизводство живых ресурсов;
  - любительский и спортивный вылов живых ресурсов.
  Регистрация видов использования живых ресурсов производится Государственным комитетом РФ по рыболовству.
  Государственный комитет РФ по рыболовству совместно с Министерством обороны РФ и ГТК определяет районы и сроки промысла на континентальном шельфе для иностранных судов.
  Порядок проведения исследования, разведки, разработки (добычи) и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря РФ определен ст. 20 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
  11. Прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе могут российские и иностранные заявители. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что этим не создаются помехи региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов и обеспечиваются меры по защите и сохранению минеральных и живых ресурсов.
  Министерство природных ресурсов РФ рассматривает поступившие заявки на прокладку подводных кабелей и трубопроводов совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и представляет Правительству РФ заключения о возможном прохождении трасс подводных кабелей и трубопроводов.
  В случаях, если подводные кабели и трубопроводы используются для разведки и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений либо выводятся на территорию РФ, Министерство природных ресурсов РФ рассматривает поступившие заявки на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, согласовывает их в установленном порядке и представляет Правительству РФ заключение о возможности и об условиях выдачи разрешения на прокладку таких подводных кабелей и трубопроводов или направляет заявителю уведомление об отказе в выдаче разрешения. На такие подводные кабели и трубопроводы распространяется международная защита в соответствии с нормами международного права.
  12. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок для любых целей во внутренних морских водах и в территориальном море РФ осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 2000 г. N 44 и утвержденным им Порядком создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море РФ.
  Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 января 2000 г. N 68.
  13. Размер взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также видов рыб, совершающих анадромные миграции по рекам России, за пределами исключительной экономической зоны РФ до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств, исчисляется в соответствии с таксами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 724).
  14. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанными в п. 1 - 7 ч. 2 ст. 23.10 КоАП (см. комментарий к названной статье).
  15. Применительно к ч. 1 комментируемой статьи дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами МПР России и Госгортехнадзора, осуществляющими государственный геологический контроль согласно ч. 2 ст. 23.22 КоАП. Указанные должностные лица вправе передать рассмотрение дел о комментируемых административных правонарушениях судье (см. п. 17 комментария).
  16. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами органов Госгортехнадзора и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.31 КоАП. Указанные должностные лица вправе передать рассмотрение дел о соответствующем правонарушении судье (см. п. 17 комментария).
  17. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
  Дела об указанных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. В случаях, не требующих проведения административного расследования, дела об указанных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 2, абз. 2 - 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП). О случаях, требующих проведения административного расследования, см. комментарий к ст. 28.7.
  18. Иностранные физические и юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, предусмотренные комментируемой статьей, подлежат административной ответственности на общих основаниях с российскими физическими и юридическими лицами (см. ч. 2 ст. 2.6 КоАП).
 
  Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
 
  1. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
  2. Самовольное изменение программы морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух тысяч до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
 
  Комментарий к статье 8.18
 
  1. См. п. 5 комментария к ст. 3.7.
  О статусе внутренних морских вод РФ, территориального моря РФ, континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ см. п. 1, 2 комментария к ст. 8.17.
  Под морскими научными исследованиями в исключительной экономической зоне, во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ понимаются фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, а применительно к указанным исследованиям, проводимым в исключительной экономической зоне, во внутренних морских водах и в территориальном море, - также и в водной толще и атмосфере.
  В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" под морскими ресурсными исследованиями на континентальном шельфе понимаются прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов (о статусе указанных ресурсов см. соответственно п. 1 комментария к ст. 8.20, п. 4 комментария к ст. 8.17).
  По смыслу Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" различия фундаментальных и прикладных исследований обусловлены целями научных изысканий: фундаментальные исследования представляют собой экспериментальную или теоретическую деятельность в сфере гуманитарных, естественных и технических наук; разработка и осуществление проектов в области прикладных научных исследований направлены на достижение практических результатов.
  2. Указанные в данной статье правила проведения ресурсных или морских научных исследований определены ст. 23 - 30 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации" и ст. 18 - 26.1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
  Правила представления запросов на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации и принятия по ним решений утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 249. Форма запроса на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также форма разрешения на проведение указанных исследований указаны в приложениях 1, 2 к данным Правилам.
  3. Минпромнауки России не позднее чем через четыре месяца со дня получения запроса направляет заявителю разрешение на проведение морских научных исследований либо уведомление:
  а) об отказе в согласии на проведение морских научных исследований;
  б) о несоответствии информации характеру, целям и методам проведения морских научных исследований;
  в) о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых морских научных исследованиях.
  Разрешение на проведение морских научных исследований или уведомление об отказе направляется иностранным заявителям через МИД России.
  Разрешение на проведение морских научных исследований выдается Минпромнауки России по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
  В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано, если морское научное исследование:
  - создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;
  - имеет непосредственное отношение к региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке или разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов;
  - несовместимо с требованиями защиты морской среды, минеральных и живых ресурсов;
  - включает буровые работы на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;
  - включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе;
  - создает помехи для деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе.

<< Пред.           стр. 18 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу