<< Пред.           стр. 19 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано также в случаях, если информация российского или иностранного заявителя является неточной или если проводящий морские научные исследования российский или иностранный заявитель имеет невыполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований.
  Не может быть отказано в разрешении на проведение морских научных исследований, которые предполагается осуществлять на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, со ссылкой на ресурсные исследования, за исключением районов, в которых по объявлению Правительства РФ ведутся или будут вестись региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка или разработка минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов.
  4. Санкцией, применяемой к нарушителям указанных правил, является приостановление или прекращение ресурсных или морских научных исследований.
  Ресурсные исследования в исключительной экономической зоне РФ, проводимые в нарушение Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и международных договоров РФ, могут быть прекращены либо приостановлены по решению Госкомрыболовства России, ФСБ (см. п. 8 комментария).
  Морские научные исследования, проводимые в нарушение указанного Федерального закона и международных договоров РФ, могут быть прекращены по решению Минпромнауки России либо приостановлены по решению указанного Министерства, ФСБ или Минобороны России.
  Возобновление приостановленных ресурсных или морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления соответствующему федеральному органу, вынесшему решение о приостановлении ресурсных или морских научных исследований, гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут.
  Ресурсные или морские научные исследования подлежат немедленному прекращению в случаях, если они проводятся:
  - без разрешения соответствующего федерального органа исполнительной власти;
  - с изменившим проект ресурсных или морских научных исследований отступлением от сведений;
  - без соблюдения российскими или иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией.
  5. Под самовольным изменением программы ресурсных или морских исследований понимается нарушение порядка внесения изменений в указанные программы, определенного Федеральными законами "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В частности, программа ресурсных исследований в исключительной экономической зоне РФ по предложению заявителя может изменяться Госкомрыболовством России по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Изменение считается согласованным, если соответствующий федеральный орган, подтвердив получение уведомления о предполагаемом изменении, не сообщит в течение 60 дней со дня получения уведомления о своих возражениях.
  6. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ выражается в несоблюдении указанных выше правил либо в уклонении от их соблюдения российскими или зарубежными гражданами или юридическими лицами. При этом необходимо принимать во внимание особенности административной ответственности иностранных юридических и физических лиц (см. комментарий к ст. 2.6).
  Требования, предъявляемые к морским научным исследованиям во внутренних морских водах и в территориальном море, установлены ст. 24 - 31 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
  7. Незаконные исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения, могут быть квалифицированы как преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 253 УК.
  8. О должностных лицах, к ведению которых отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 14 комментария к ст. 8.17; помимо данных случаев дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются должностными лицами МПР России и Госгортехнадзора России, осуществляющими государственный геологический контроль согласно ч. 2 ст. 23.22 КоАП, а также должностными лицами МПР России и его территориальных органов, осуществляющими государственный экологический контроль, указанными в п. 1, 2, 4, 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 23.29 КоАП.
  9. Должностные лица, указанные в п. 8 настоящего комментария, вправе передать рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях судье (см. п. 17 комментария к ст. 8.17).
  10. См. п. 18 комментария к ст. 8.17.
 
  Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
 
  Самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двух тысяч до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
 
  Комментарий к статье 8.19
 
  1. В соответствии с Федеральными законами "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" под захоронением понимается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления указанных материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки указанных отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях.
  Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 251.
  Условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов и других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000 г. N 748.
  Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 208.
  2. Правила захоронения отходов и иных материалов на континентальном шельфе РФ устанавливают, в частности, требования к содержанию запроса, предъявляемые к отечественным и зарубежным физическим и юридическим лицам, заявившим о своем намерении осуществлять данный вид деятельности.
  Иностранные государства, их физические и юридические лица (иностранные заявители) могут осуществлять захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе только при наличии международного договора между Российской Федерацией и заинтересованным иностранным государством. Иностранные заявители направляют по дипломатическим каналам в специально уполномоченный на то федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов запрос не менее чем за шесть месяцев до начала года, в котором намечается захоронение отходов и других материалов.
  Требования по содержанию указанных запросов определены ст. 35 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации".
  3. Заявители, получившие разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, имеют право производить захоронение отходов и других материалов в точном соответствии с полученным разрешением и только в присутствии официального должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля за захоронением отходов и других материалов.
  Обязанности российских и иностранных заявителей, получивших разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, определены ст. 37 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации".
  4. Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого МПР России.
  Выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.
  В выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе может быть отказано, если:
  - захоронение создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;
  - захоронение несовместимо с требованиями защиты морской среды, минеральных или живых ресурсов;
  - запрос на получение разрешения на захоронение отходов и других материалов подан с нарушением установленных Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" требований или содержит недостоверные сведения;
  - российский или иностранный заявитель не представил и не может представить доказательства или гарантии того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, а также необходимыми финансовыми средствами для экологически безопасного захоронения отходов и других материалов;
  - российским или иностранным заявителем ранее были допущены нарушения вышеуказанного Федерального закона или международных договоров РФ;
  - российский или иностранный заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство по произведенному ранее захоронению отходов и других материалов.
  5. С объективной стороны предусмотренное в комментируемой статье правонарушение выражается в действиях (бездействии) отечественных и иностранных юридических и физических лиц, не соблюдающих указанные выше правила или уклоняющихся от их исполнения. В частности, осуществление захоронения отходов и других материалов без специального разрешения или с нарушением условий и требований разрешения рассматривается в качестве такого правонарушения.
  6. Загрязнение морской среды вследствие нарушения правил захоронения либо сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, рассматривается в качестве преступления (ст. 252 УК).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  О должностных лицах, к ведению которых отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 14 комментария к ст. 8.17; кроме данных случаев дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются должностными лицами МПР России и Госгортехнадзора, осуществляющими государственный геологический контроль согласно ч. 2 ст. 23.22 КоАП; должностными лицами МПР России, указанными в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП; в части правонарушений, совершенных на трассах Северного морского пути и смежных с ним районов, - должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (применительно к захоронению отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море РФ); должностными лицами МПР России и его территориальных органов, осуществляющими государственный экологический контроль, указанными в п. 1, 2, 4, 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 23.29 КоАП; должностными лицами Госгортехнадзора и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.31 КоАП.
  8. Должностные лица, указанные в п. 7 комментария, вправе передать рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях судье (см. п. 17 комментария к ст. 8.17).
  9. См. п. 18 комментария к ст. 8.17.
 
  Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
 
  Погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации добытых минеральных и (или) живых ресурсов без разрешения, если такое разрешение обязательно, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости минеральных и (или) живых ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
 
  Комментарий к статье 8.20
 
  1. О статусе живых ресурсов исключительной экономической зоны РФ см. п. 4 комментария к ст. 8.17
  Минеральные ресурсы, покрывающие морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, относятся к неживым ресурсам континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.
  О статусе континентального шельфа РФ, исключительной экономической зоны РФ, о видах и правилах пользования указанными минеральными и живыми ресурсами отечественными и зарубежными юридическими и физическими лицами см. комментарии к ст. 8.17 - 8.19.
  2. Рассматриваемое правонарушение выражается в незаконных действиях юридических и физических лиц Российской Федерации, юридических и физических лиц зарубежных государств, нарушающих установленный порядок эксплуатации минеральных ресурсов континентального шельфа РФ, исключительной экономической зоны РФ, определенный соответственно Федеральными законами от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ и от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ. В частности, правила регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, а также производства буровых работ на континентальном шельфе определены ст. 8, 9 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации".
  Порядок разведки и разработки неживых ресурсов исключительной экономической зоны РФ установлен ст. 16, 17 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
  3. О соотношении данного проступка с преступлением см. п. 7 комментария к ст. 8.18.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанными в п. 1 - 7 ч. 2 ст. 23.10 КоАП;
  - должностными лицами МПР России и Госгортехнадзора России, осуществляющими государственный геологический контроль согласно ч. 2 ст. 23.22 КоАП (применительно к случаям незаконной передачи минеральных ресурсов).
  5. Должностные лица, указанные в п. 4 настоящего комментария, вправе передать рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях судье (см. п. 17 комментария к ст. 8.17).
  6. См. п. 18 комментария к ст. 8.17.
 
  Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
 
  1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
  3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.21
 
  1. Общие требования к выбросам и сбросам вредных веществ в атмосферный воздух определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и другими нормативными правовыми актами.
  Согласно п. 1, 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
  Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
  2. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":
  - атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека;
  - критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами;
  - нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
  3. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. В Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрены следующие способы негативного воздействия на атмосферный воздух:
  - загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
  - вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду;
  - трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства.
  4. Под техническим нормативом выброса понимается норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.
  Технические нормативы выбросов устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для стационарных источников выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ отдельных видов, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
  Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, указанное Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны атмосферного воздуха. В соответствии с Положением МПР России утверждает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду. МПР России также утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, определяет лимиты размещения отходов и допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду, организует и осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирование лицензий (разрешений) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и другие вредные физические воздействия на нее.
  Действующие в настоящее время Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов и Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу от животноводческих комплексов и звероферм утверждены Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 12 ноября 1997 г. N 497.
  Согласно п. 3 - 7 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183, а также принимая во внимание передачу МПР России функций упраздненной Госкомэкологии, установленную п. 4 Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867, технические нормативы выбросов для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и технологических процессов устанавливаются МПР России.
  Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации, а при отсутствии соответствующих государственных стандартов Российской Федерации до их принятия - МПР России.
  При определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в том числе методы сводных расчетов для территории городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, утверждаемые Росгидрометом по согласованию с МПР России.
  Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами МПР России при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
  В случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы МПР России по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.
  При этом территориальные органы МПР России по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора:
  определяют возможные сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
  представляют их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  устанавливают временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условии соблюдения технических нормативов выбросов с одновременным утверждением соответствующего плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который разрабатывается и осуществляется юридическим лицом, для которого устанавливаются временно согласованные выбросы.
  5. По смыслу п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами МПР России для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
  В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов указанные территориальные органы могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
  6. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом МПР России.
  Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормы выбросов и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
  Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается МПР России.
  Согласно Положению об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 847, в случае если в ходе регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие осуществляемых ими выбросов техническим нормативам установлено превышение технических нормативов, эксплуатация указанных средств запрещается в соответствии со ст. 17 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".
  Предписания об ограничении выбросов и вредных физических воздействий до уровня, установленного соответствующими разрешениями, выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, при установлении превышения предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов, а также предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий.
  Предписания о приостановлении выбросов и вредных физических воздействий выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, в следующих случаях:
  а) при невыполнении предписаний об ограничении выбросов и вредных физических воздействий;
  б) при невыполнении плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий;
  в) при отсутствии разрешений на выбросы и вредные физические воздействия.
  Предписания о прекращении выбросов и вредных физических воздействий выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, при систематическом превышении предельно допустимых или временно согласованных выбросов, а также нормативов вредных физических воздействий, приводящих к превышению установленных нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий. Указанные предписания выдаются на основе показателей, определяемых с учетом кратности и повторяемости превышения установленных нормативов выбросов и качества атмосферного воздуха.
  Предписания об ограничении, приостановлении и прекращении выбросов и вредных физических воздействий лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, выдаются в установленном порядке государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
  Выдача предписаний об ограничении, приостановлении и прекращении выбросов и вредных физических воздействий осуществляется на основании протоколов о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, составляемых в установленном порядке.
  Предписания об ограничении, приостановлении и прекращении выбросов и вредных физических воздействий, выданные государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, обязательны для исполнения. Указанные предписания могут быть обжалованы в суд.
  С момента получения лицом, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, предписания о приостановлении или прекращении выбросов либо вредных физических воздействий действие соответствующего разрешения приостанавливается или оно аннулируется.
  Контроль за исполнением указанных в предписании мероприятий по устранению выявленных нарушений ведется государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
  Согласно п. 2, 3 указанного Постановления Правительства РФ порядок прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух транспортных и иных передвижных средств Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с МПР России.
  МПР России разрабатывает и утверждает по согласованию с Минздравом России показатели, на основе которых выдается предписание о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
  7. Эксплуатация оборудования для очистки выбросов в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности не должна превышать норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
  Согласно п. 6 Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденного Правительством РФ 15 января 2001 г. N 31, МПР России и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного воздуха во взаимодействии:
  с Минздравом России - по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также при проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; нормативов вредных физических воздействий; выполнения федеральных целевых программ и программ субъектов Российской Федерации по охране атмосферного воздуха;
  с Росгидрометом - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, обеспечения информирования государственных органов надзора и контроля об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде; регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений.
  Взаимодействие МПР России с Минздравом России, Росгидрометом и другими федеральными органами исполнительной власти при проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха осуществляется на основе соглашений, заключенных между ними.
  Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, определены соответственно п. 7 и 8 указанного Положения.
  8. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, квалифицируются как экологические преступления (ч. 1 ст. 251 УК).
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Росгидромета и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.28 КоАП. В соответствии с ч. 1 ст. 23.29 КоАП дела о комментируемых административных правонарушениях также вправе рассматривать должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль согласно ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
 
  Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
 
  Допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.22
 
  1. Согласно ст. 32 Воздушного кодекса РФ под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
  Применительно к отношениям, регулируемым КТМ, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
  Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов; судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (см. ст. 3 КВВТ).
  О понятии "маломерное судно" см. примечание к ст. 11.7 КоАП.
  Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
  Согласно п. 6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127 - см. п. 1 комментария к ст. 12.5), двигатель транспортного средства должен соответствовать техническим требованиям, несоблюдение которых эксплуатантом квалифицируется в качестве правонарушения. К указанным требованиям относятся:
  - превышение величин содержания вредных веществ в отработанных газах и их дымности, установленных ГОСТами 17.2.2.03-87, Р. 17.2.2.06-99 и 21393-75;
  - нарушение герметичности системы питания;
  - неисправность системы выпуска отработанных газов;
  - нарушение герметичности системы вентиляции картера.
  Допуск должностным лицом к эксплуатации механического транспортного средства, двигатель которого не соответствует указанным техническим требованиям, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.
  О понятии "транспортное средство" см. примечание к ст. 12.1 КоАП.
  По смыслу комментируемой статьи подразумеваются загрязняющие вещества, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (о понятии "окружающая среда", определенном Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", см. п. 2 комментария к ст. 8.5). О статусе веществ, загрязняющих атмосферный воздух, а также о понятии технического норматива выброса, установленного законодательством применительно к данному случаю, см. соответственно п. 3, 4 комментария к ст. 8.21. Об источниках, загрязняющих водные объекты, см. п. 1 - 3 комментария к ст. 8.13. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под загрязняющим веществом понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
  2. В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" производство на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускается только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством РФ.
  Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" производство и эксплуатация транспортных и иных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, запрещается.
  3. Предусмотренное комментируемой статьей правонарушение выражается в противоправных действиях (бездействии) должностных лиц, допускающих выпуск в эксплуатацию указанных механических транспортных средств; административная ответственность за их эксплуатацию предусмотрена ст. 8.23 КоАП.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе рассматривать следующие должностные лица:
  - начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители - согласно п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - начальник Госавтоинспекции <*>, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель - согласно п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
 --------------------------------
  <*> Указанные лица осуществляют административно-юрисдикционную деятельность применительно к транспортным средствам, подконтрольным (поднадзорным) данному органу (см. п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации , утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679); п. 8, 11 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515).
 
  - государственные инспектора безопасности дорожного движения - в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к указанной статье);
  - должностные лица органов гостехнадзора <*>, указанные в ч. 2 ст. 23.35 КоАП (см. п. 1 комментария к указанной статье);
 --------------------------------
  <*> См. предыдущую сноску.
 
  - должностные лица органов Ространсинспекции <*>, указанные в ч. 2 ст. 23.36 КоАП (см. комментарий к указанной статье);
 --------------------------------
  <*> См. предыдущую сноску.
 
  - должностные лица органов морского транспорта, указанные в ч. 2 ст. 23.38 КоАП;
  - должностные лица государственной службы речного флота Минтранса России и других органов, указанные в ч. 2 ст. 23.39 КоАП.
  При истолковании ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует иметь в виду, что отдельные административно-юрисдикционные полномочия вправе осуществлять должностные лица не только Минтранса России, к ведению которого отнесены основные полномочия государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта, но и других органов исполнительной власти. В частности, применительно к п. 1 ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует учитывать различную подчиненность гидротехнических сооружений, находящихся в системах Минтранса России, МПР России и других федеральных министерств и ведомств (см. подп. 129, 132 п. 8 Положения о Минтрансе России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038; подп. 37 п. 6 Положения о МПР России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726). При истолковании п. 10 ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует учитывать дуализм подчиненности администрации морских портов, находящихся в системе Минтранса России (применительно к портам внутреннего водного транспорта, в том числе к устьевым портам), а также Госкомрыболовства России, которому подчинены морские рыбные порты (см. подп. 26, 111, 126 п. 8 Положения о Минтрансе России);
  - должностные лица МПР России и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.40 КоАП (см. п. 1 комментария к указанной статье);
  - должностные лица государственной службы гражданской авиации Минтранса России, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП.
 
  Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
 
  Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.23
 
  1. См. п. 1 комментария к ст. 8.22.
  2. Эксплуатация (использование) гражданами механических транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух, допускается только при наличии специальных сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах данного передвижного средства установленным нормативам.
  Эксплуатация (использование) указанных транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов, запрещается. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма и регулировать передвижение транспортных средств.
  3. Механические транспортные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов (о технических требованиях к двигателю механических транспортных средств см. п. 1 комментария к ст. 8.22).
  Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" предусмотрено проведение регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:
  автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации начиная с 2003 г.;
  путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов начиная с 2004 г.
  Пунктом 2 рассматриваемого Постановления установлено, что:
  а) проверки автотранспортных средств осуществляются МВД России во время их государственного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники.
  Организация работ по проведению проверок этих видов техники осуществляется МВД России и Минсельхозом России совместно с МПР России;
  б) проверки морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, морских прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек, спортивных и прогулочных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт независимо от количества пассажиров на них проводятся российскими органами технического надзора и классификации судов при осуществлении технического надзора за ними, а морских прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек и прогулочных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью менее 55 кВт независимо от количества пассажиров на них - Государственной инспекцией по маломерным судам МПР России.
  Организация работ по проведению проверок морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, морских прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек, спортивных и прогулочных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт независимо от количества пассажиров на них осуществляется Минтрансом России совместно с МПР России, а морских прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек и прогулочных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью менее 55 кВт независимо от количества пассажиров на них - МПР России;
  в) проверки морских спортивных судов проводятся Госкомспортом России при осуществлении технического надзора за ними.
  Организация работ по проведению проверок морских спортивных судов осуществляется Госкомспортом России совместно с МПР России;
  г) проверки спортивных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью менее 55 кВт проводятся при осуществлении технического надзора за ними уполномоченными на то в соответствии с КВВТ государственными организациями совместно с МПР России;
  д) проверки маневровых, магистральных тепловозов и путевой техники организуются и проводятся МПС России совместно с МПР России с установленной этими министерствами периодичностью;
  е) проверки воздушных судов гражданской авиации организуются и проводятся Минтрансом России совместно с МПР России с установленной этими министерствами периодичностью;
  ж) проверки транспортных и иных передвижных средств Минобороны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с МПР России.
  О понятии вредного (загрязняющего) вещества см. п. 3 комментария к ст. 8.21.
  4. Согласно п. 1 ст. 9 Воздушного кодекса РФ деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты подлежит лицензированию.
  Виды деятельности, связанные с перевозками на морском транспорте, внутреннем водном транспорте и на воздушном транспорте, подлежащие лицензированию, определены п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  Согласно п. 3 ст. 18 указанного Федерального закона федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.
  Эксплуатантом транспортного средства в случаях, определенных п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, может быть только лицензиат (см. п. 1 комментария к ст. 8.16).
  Совершение рассматриваемого проступка лицензиатом квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  5. О должностных лицах органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 4 комментария к ст. 8.22.
  Применительно к должностным лицам МПР России и его территориальных органов, указанным в ч. 2 ст. 23.40 КоАП, следует иметь в виду, что к их ведению отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях в части выпуска в эксплуатацию и эксплуатации маломерных судов с превышением нормативов загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума.
 
  Статья 8.24. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд
 
  1. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
  2. Выдача лесорубочного билета (ордера) или лесного билета с нарушением правил лесопользования в лесах, не входящих в лесной фонд, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.24
 
  1. К лесам, не входящим в лесной фонд, относятся леса, расположенные на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений). В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.
  Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что ст. 23, 24 ЛК установлены единые юридические основания возникновения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. К ним, в частности, относятся: акты государственных органов; договоры аренды (см. ст. 31 - 34 ЛК), договоры безвозмездного пользования (см. ст. 36 ЛК), договоры концессии указанных участков (см. ст. 37 - 41 ЛК). Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают также на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета (см. п. 8 данного комментария).
  О статусе лесов, входящих в лесной фонд, см. п. 1, 2 комментария к ст. 7.9.
  2. По смыслу данной статьи под лесосекой понимается участок леса, предназначенный для вырубки; древостоем является совокупность деревьев, образующих лесосеку. Подсочка - механическое повреждение дерева (в виде надреза и т.п.) для использования его полезных свойств (например, для получения смолы, березового и кленового сока и т.п.).
  Согласно ст. 131 ЛК использование лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в соответствии с требованиями лесоустройства, а в случае, если лесоустройство не проводилось, использование таких лесов осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
  При значительной площади лесов, не входящих в лесной фонд, необходимо проведение парко- и лесоустройства. Минимальную площадь лесов, при которой необходимо проведение парко- и лесоустройства, а также порядок, методику его проведения и состав лесоустроительной документации определяет МПР России.
  3. Порядок отвода и передачи лесосек пользователям определен разд. IV Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551. В отношении лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, землях водного фонда, указанные Правила применяются с учетом назначения этих лесов и древесно-кустарниковой растительности, выполняемых ими защитных функций, установленного порядка их использования и ведения в них лесного хозяйства.
  Согласно данным Правилам лесхозы производят отвод и материально-денежную оценку лесосек для проведения рубок главного пользования с учетом заявок лесопользователей в увязке с планами подсочки древостоев, а также для проведения рубок промежуточного пользования за год до поступления лесосек в рубку.
  На участках лесного фонда, переданных в долгосрочное пользование, отвод лесосек должен производиться при наличии планов рубок и подсочки древостоев, утвержденных в установленном порядке, и в соответствии с ними.
  Отвод лесосек производится лесхозами в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством.
  Лесхозы в год, предшествующий рубке, предъявляют для предварительной передачи лесопользователям отведенные им на очередной год лесосеки и документы с данными их материально-денежной оценки в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством.
  Возникающие при отводе лесосек вопросы по применению правил рубок главного пользования, наставлений по рубкам ухода за лесом и правил подсочки древостоев, по размещению лесосек по ширине и срокам их примыкания, оставлению на лесосеках деревьев отдельных пород рассматриваются по предложениям лесопользователей органами исполнительной власти субъектов РФ совместно с соответствующими управлениями лесного хозяйства.
  Лесопользователи после предварительной передачи им лесосек могут производить на них подготовительные работы в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством.
  На все виды подготовительных работ, связанных с рубкой леса, до начала их проведения выписывается лесорубочный билет.
  Выдача лесорубочных билетов на расчистку участков земель лесного фонда и рубку деревьев в связи с проведением подготовительных работ на лесосеках, предварительно переданных лесопользователям по актам, производится лесхозом только при наличии согласованных с лесхозом технологических карт на их разработку.
  Заготовленная при проведении подготовительных работ древесина включается в объем лесосечного фонда, установленного лесопользователю на год разработки данной лесосеки.
  4. Порядок освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев определен разд. VI Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. Согласно п. 62 данных Правил после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев.
  Освидетельствованию подлежат места рубок при рубках главного, промежуточного пользования и прочих рубках, все находящиеся в подсочке древостои, а также участки лесного фонда, переданные лесопользователям для осуществления иных работ. Освидетельствование находящихся в подсочке древостоев происходит ежегодно до окончания срока подсочки, указанного в лесорубочном билете.
  При отпуске древесины с учетом по количеству заготовленной древесины до начала вывозки производится освидетельствование количества заготовленной древесины в местах ее складирования, указанных в лесорубочном билете или ордере.
  О дне проведения освидетельствования количества заготовленной древесины, мест рубок и находящихся в подсочке древостоев лесопользователь извещается письменно лесхозом или лесничеством.
  Если лесопользователь уклоняется от участия в проведении освидетельствования мест рубок и (или) находящихся в подсочке древостоев, освидетельствование может быть проведено лесхозом в одностороннем порядке с извещением лесопользователя о дне его проведения. Акт освидетельствования высылается лесопользователю, и требования этого акта являются для него обязательными.
  5. В соответствии со ст. 133 ЛК леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
  Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с ЛК.
  В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов. Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода за лесом, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок.
  6. Согласно подп. 46 п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, МПР России обеспечивает проведение лесоустройства, устанавливает порядок и методику проведения лесоустройства на территории лесов, не входящих в лесной фонд, устанавливает возраст рубок и спелости древостоев, определяет и утверждает расчетные лесосеки, правила (наставления) рубок, подсочки древостоев. Фонд подсочки древостоев определяется по правилам, предусмотренным п. 3.5 Схемы типового проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоз) от 7 июня 1994 г. N 123 (см. табл. 3.5.1 указанной Схемы).
  Согласно п. 83 - 86 Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10 (в ред. Приказа Рослесхоза от 24 декабря 1998 г. N 214), насаждения, передаваемые в подсочку и осмолоподсочку, должны быть предварительно обследованы для определения их санитарного состояния. В подсочку и осмолоподсочку не назначаются насаждения в очагах вредителей и болезней леса, а также ослабленные и поврежденные насаждения. Проведение подсочки допускается способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины, исключающими возникновение очагов стволовых вредителей, болезней леса и усыхание деревьев.
  В насаждениях, отведенных в подсочку, до начала заготовки живицы вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, одновременно проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.
  В заподсоченных насаждениях лесопользователем, осуществляющим заготовку живицы, проводится обязательный надзор за состоянием насаждений с привлечением специалистов лесозащиты. По результатам надзора в насаждениях назначаются необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия в порядке, предусмотренном указанными Санитарными правилами.
  Заготовка березового и кленового сока допускается способами, согласованными со специалистом лесозащиты, обеспечивающими сохранение биологической устойчивости насаждений и технических качеств древесины.
  По смыслу п. 1 - 3 рассматриваемых Санитарных правил, а также согласно п. 1 - 3 Санитарных правил в лесах, расположенных на территории Московской области, утвержденных Приказом Рослесхоза от 12 января 1999 г. N 5, установленные ими требования обязательны для всех лесопользователей, т.е. они обязательны для исполнения также и физическими, юридическими лицами, которым предоставлено право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
  Согласно ст. 116 ЛК порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются указанными в п. 3 настоящего комментария Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
  7. Применительно к санитарным рубкам правила отвода лесосек определяются ведомственными актами. В соответствии с п. 20 Санитарных правил в лесах, расположенных на территории Московской области, отвод лесосек под санитарные рубки проводится, как правило, в вегетационный период не более чем за три месяца до их проведения, а в другие сезоны года - не позднее чем за полгода до их проведения. Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях (кроме участков ветровала и снеголома). Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки.
  Согласно п. 17 Санитарных правил в лесах Российской Федерации отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях - не более чем за полгода до их проведения. Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки.
  8. Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
  Основанием для выдачи лесорубочного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.
  Выдача лесорубочного билета при отсутствии правовых оснований для его выдачи влечет за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПР РФ от 12.08.2002 N 522 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" утратил силу в связи с изданием Приказа МПТ РФ от 10.11.2003 N 1000.
 
  По смыслу преамбулы Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утвержденных Приказом МПР России от 12 августа 2002 г. N 522, действие данных Правил распространяется на всех лесопользователей, т.е. и на физических, юридических лиц, которым предоставлено право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПР РФ от 12.08.2002 N 522 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" утратил силу в связи с изданием Приказа МПТ РФ от 10.11.2003 N 1000.
 
  Согласно п. 24 Правил выдача лесорубочных билетов производится только при наличии технологических карт, составленных лесопользователем с участием лесничего и согласованных с лесхозом. Порядок выдачи лесорубочных билетов и условия их применения лесопользователем установлены п. 25 - 29 данных Правил.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПР РФ от 12.08.2002 N 522 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" утратил силу в связи с изданием Приказа МПТ РФ от 10.11.2003 N 1000.
 
  Согласно п. 30 Правил ордер, выданный лесопользователю лесничеством, должен предъявляться лесопользователем по требованию должностных лиц государственной лесной охраны; порядок выдачи ордеров определен п. 30 - 31 указанных Правил.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПР РФ от 12.08.2002 N 522 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" утратил силу в связи с изданием Приказа МПТ РФ от 10.11.2003 N 1000.
 
  Согласно п. 32 - 33 Правил лесные билеты выдаются лесопользователям для осуществления побочного и иных видов пользований (кроме заготовки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов).
  На все виды побочного лесопользования, за исключением случаев его осуществления лесничеством, лесные билеты выдает лесничество. При осуществлении побочного лесопользования лесничеством, а также при осуществлении лесопользования для нужд охотничьего хозяйства, для научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей лесные билеты выдает лесхоз.
  Лесопользователи до начала разрешенных им лесопользований обязаны предъявить леснику лесной билет и принять в установленном порядке от него участок в пределах указанных в натуре границ, о чем делается соответствующая запись в лесном билете.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПР РФ от 12.08.2002 N 522 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" утратил силу в связи с изданием Приказа МПТ РФ от 10.11.2003 N 1000.
 
  Порядок выдачи лесного билета лесхозом определен п. 34 указанных Правил; порядок заполнения бланков лесорубочного билета, ордера, лесного билета установлен п. 37 - 65 Правил.
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.24 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 8.25. Нарушение правил лесопользования
 
  1. Нарушение правил заготовки живицы или второстепенных лесных ресурсов -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Осуществление лесопользования не в соответствии с предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете, в договоре аренды, безвозмездного пользования либо концессии лесного фонда целями или требованиями -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  3. Нарушение правил рубок главного и промежуточного пользования, а равно нарушение лесоводственных требований к технологическим процессам рубок -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  4. Нарушение правил отпуска древесины на корню -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 

<< Пред.           стр. 19 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу