<< Пред.           стр. 20 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Комментарий к статье 8.25
 
  1. Живица (терпентин) - смолистая пахучая жидкость, выделяемая хвойным деревом при его надрезе и состоящая из смоляных кислот и скипидара.
  К второстепенным лесным ресурсам, заготовляемым в лесах лесного фонда, относятся пни, кора, береста, пихтовые, сосновые, еловые лапы и др.
  Заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Не допускается передача указанных древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок главного пользования и подсочки этих древостоев.
  Согласно п. 18, 22 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551, заготовка живицы производится в хвойных спелых и перестойных древостоях в соответствии с правилами, утвержденными МПР России.
  Заготовка древесины и живицы, независимо от срока пользования участками лесного фонда, допускается только при наличии лесорубочного билета или ордера. Никакие другие документы, а также устные разрешения должностных лиц не могут служить основанием для заготовки и вывозки древесины и подсочки древостоев, рубки древесных и кустарниковых пород, связанной с проведением каких бы то ни было работ в лесах.
  См. также п. 6 комментария к ст. 8.24.
  2. Участки лесного фонда предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования в порядке, установленном ЛК.
  Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.
  3. См. п. 8 комментария к ст. 8.24.
  Виды лесопользования, осуществляемые в лесном фонде, определены ст. 80 ЛК. Наиболее распространенным основанием возникновения права лесопользования является заключение договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда.
  Договор аренды участка лесного фонда, в отличие от других указанных договоров, подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента ее осуществления.
  Заключение названных и других договоров является необходимой правовой предпосылкой выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета, предоставляющих права на осуществление указанных в них видов лесопользования.
  Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Данные документы предоставляют право осуществлять указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Несоблюдение условий указанных документов рассматривается в качестве правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Вместе с тем несоблюдение данных условий является основанием для принудительного прекращения права пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
  Согласно п. 23 - 26 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации лесорубочный билет ежегодно выдается лесхозом на конкретную лесосеку или делянку и является документом, предоставляющим лесопользователю право осуществлять заготовку и вывозку древесины и живицы в установленных объемах и в установленные сроки.
  Лесорубочные билеты на право рубки в лесах, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, землях железнодорожного и автомобильного транспорта, землях водного фонда, выдают организации, ведущие лесное хозяйство в этих лесах и древесно-кустарниковой растительности, или лесхозы по договорам с указанными организациями.
  Лесхозы для выполнения ими лесохозяйственных мероприятий (рубки промежуточного пользования, прочие рубки и другие работы, связанные с рубкой деревьев и кустарников) также ежегодно оформляют лесорубочные билеты.
  Ордер на мелкий отпуск древесины на корню по всем видам рубок выдается лесничеством на основании оформленного ему лесхозом лесорубочного билета.
  Без выписки лесорубочного билета по ордерам лесничеством может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины в объемах, устанавливаемых управлением лесного хозяйства.
  Лесорубочные билеты и ордера являются недействительными (аннулированными) с момента принятия решения о прекращении права пользования участком лесного фонда.
  Аннулирование лесорубочных билетов и ордеров может быть произведено также по решению суда.
  Рубка леса и подсочка древостоев, произведенные лесопользователем после принятия решения о прекращении права пользования и аннулирования лесорубочного билета или ордера, признаются самовольными. При этом с лесопользователя взимаются неустойки за все допущенные им нарушения, а произведенные по аннулированному лесорубочному билету или ордеру платежи не возвращаются.
  4. Права пользования участками лесного фонда прекращаются в результате расторжения договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета.
  Принудительное прекращение прав пользования участками лесного фонда осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ с уведомлением в письменной форме об этом лесопользователя и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
  5. Заготовка древесины в лесах осуществляется при рубках главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях. Она осуществляется, в частности, при рубках ухода за лесом (выборочных санитарных рубках и иных рубках, связанных с рубкой малоценных древостоев, а также рубках древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) и прочих рубках (сплошных санитарных рубках, расчистке лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубках для иных целей).
  В соответствии со ст. 117 ЛК заготовка древесины при рубках главного пользования по территории каждого лесхоза МПР России, группам лесов и хозяйствам осуществляется в объеме расчетной лесосеки. Заготовка древесины при рубках главного пользования в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается.
  См. также Рекомендации по определению ежегодного объема рубок главного пользования на арендуемых участках лесного фонда (приложение 5 к Приказу Рослесхоза от 7 июня 1994 г. N 123).
  6. Согласно п. 8, 11, 12 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации рубки главного пользования проводятся в перестойных и спелых древостоях, за исключением древостоев некоторых категорий защитности лесов первой группы и отдельных особо защитных участков леса, выделяемых в установленном порядке в лесах всех групп, на которых проведение рубок главного пользования запрещается.
  Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок.
  Заготовка древесины при рубках главного пользования, рубках промежуточного пользования и прочих рубках осуществляется на участках лесного фонда, предоставленных гражданам и юридическим лицам в аренду, безвозмездное пользование, концессию или в краткосрочное пользование, а заготовка живицы осуществляется на участках лесного фонда, переданных в долгосрочное пользование.
  При проведении рубок главного пользования отпуск древесины на корню производится в первую очередь (вне зависимости от планов рубок) за счет назначения в рубку древостоев, в которых требуется рубка по их состоянию (поврежденных пожарами, ветром, снегом, насекомыми, в результате грибных заболеваний, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, других неблагоприятных воздействий), недорубов прошлых лет, вышедших из подсочки древостоев, перестойных насаждений.
  Древесина, заготовленная лесопользователями при прочих рубках на участках лесного фонда, переданных в долгосрочное пользование, включается с согласия лесопользователя в счет установленного на этих участках ежегодного отпуска древесины при рубках главного пользования.
  7. Согласно п. 32 Правил отпуска древесины на корню в Российской Федерации отпуск древесины на корню при рубках главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки на территории каждого лесхоза по группам лесов и хозяйствам.
  8. О должностных лицах органов, к ведению которых отнесено рассмотрение дел о данных административных правонарушениях, см. п. 9 комментария к ст. 8.24.
 
  Статья 8.26. Нарушение правил осуществления побочного лесопользования
 
  1. Сенокошение, выпас скота без лесного билета или на участках, где это запрещено, а равно выпас скота на землях лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо нарушение сроков или норм выпаса скота -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Самовольный сбор, порча либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  3. Размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор или промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесному билету, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленных объемов или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка или продажа растений, в отношении которых это запрещено, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.26
 
  1. Сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша относятся к видам побочного лесопользования, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов РФ.
  Орехово-промысловые зоны относятся к лесам первой группы, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и иных функций.
  2. Согласно ст. 86 ЛК граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъектов РФ, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПР РФ от 12.08.2002 N 522 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" утратил силу в связи с изданием Приказа МПТ РФ от 10.11.2003 N 1000.
 
  3. Применительно к ч. 3 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с п. 33 Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утвержденных Приказом МПР России от 12 августа 2002 г. N 522, на сбор гражданами для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых ресурсов лесные билеты не выдаются.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПР РФ от 12.08.2002 N 522 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" утратил силу в связи с изданием Приказа МПТ РФ от 10.11.2003 N 1000.
 
  4. В соответствии с п. 35 указанных Правил лесной билет на побочное лесопользование выдается лесопользователю сроком на один сезон независимо от срока, указанного в заключенном договоре аренды участка лесного фонда, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда или договоре концессии участка лесного фонда.
  При осуществлении побочного лесопользования в случаях, указанных в п. 8 комментария к ст. 8.24, лесной билет может быть выдан лесхозом на срок 5 - 10 лет.
  5. В некоторых случаях ограничения рассматриваемых видов побочного лесопользования могут быть обусловлены лесным сервитутом (см. ст. 21 ЛК).
  6. Согласно Положению об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425, на территории указанных округов устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий осуществление любых работ, наносящих ущерб лесам.
  На территориях, с которых происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, на территориях естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений запрещаются массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения).
  7. О должностных лицах органов, к ведению которых отнесено рассмотрение дел о данных административных правонарушениях, см. п. 9 комментария к ст. 8.24.
 
  Статья 8.27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений
 
  Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, а равно в области семеноводства лесных растений -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.27
 
  1. Общие требования к воспроизводству лесов и лесоразведению определены ЛК.
  Повышение продуктивности лесов осуществляется в результате реализации системы научно обоснованных рубок, воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, создания и эффективного использования постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, ухода за лесами и проведения других лесохозяйственных работ.
  Установление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород осуществляются лесхозами системы МПР России в соответствии с лесоустроительными проектами с учетом изменений, происшедших в лесном фонде. Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются как упомянутыми лесхозами, так и лесопользователями.
  2. Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные мероприятия на вырубках способами и за счет средств, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете; своевременно передавать лесхозу, входящему в систему МПР России, участки лесного фонда, на которых созданы лесные культуры, и другие облесенные участки.
  Лесопользователи обязаны соблюдать требования к сохранению оптимальных условий для воспроизводства лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины. Если проведение лесопользователями работ при осуществлении лесопользования отрицательно влияет на воспроизводство лесов, лесхоз, входящий в систему МПР России, вправе приостанавливать эти работы до устранения причин нарушения указанных требований.
  Лесопользователи обязаны применять при этих работах технику и технологии, в отношении которых в установленном порядке проведена государственная экологическая экспертиза и которые обеспечивают надежное сохранение и воспроизводство лесов.
  3. Лесхозы, входящие в систему Министерства природных ресурсов РФ, обязаны:
  - осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние земель, а также работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств. При этом обеспечиваются сохранность и своевременное воспроизводство кедра, дуба, бука и других ценных древесных пород;
  - осуществлять рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок;
  - принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточно увлажненных земель;
  - строить дороги лесохозяйственного назначения;
  - оказывать лесопользователям помощь в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевным и посадочным материалами и оплачивать в установленном порядке выполненные ими лесовосстановительные мероприятия.
  Положение (общее) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России утверждено Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13 ноября 1998 г. N 188. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, указанное Министерство является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
  4. Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" система семеноводства лесных растений представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству нормальных, улучшенных и сортовых семян. В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона к лесным растениям относятся лесные древесные и кустарниковые растения, используемые в лесном хозяйстве.
  Порядок функционирования системы семеноводства лесных растений определяется МПР России.
  В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О семеноводстве" деятельность по реализации партий семян может осуществляться физическими и юридическими лицами - лицензиатами. Семеноводство лесных растений осуществляется в процессе использования лесного фонда. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не применяется к данному виду лицензируемой деятельности.
  Нарушение лицензиатом правил в области семеноводства лесных растений рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  5. О должностных лицах органов, к ведению которых отнесено рассмотрение дел о данных административных правонарушениях, см. п. 9 комментария к ст. 8.24.
 
  Статья 8.28. Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан
 
  Незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение либо повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.28
 
  1. Под молодняком обычно понимается поросль молодого леса, поросль молодых деревьев (подрост). Самосев по смыслу данной статьи - растения, вырастающие в результате их естественного посева осыпающимися семенами.
  Лесная культура - виды, разновидности разводимых, культивируемых в лесах растений.
  Подрост - молодые древесные растения, произрастающие под пологом леса или на вырубках в лесах первой, второй или третьей групп (см. ст. 56 - 58 ЛК).
  2. Об особенностях статуса древесно-кустарниковой растительности, в том числе и расположенной на земельном участке, находящемся в собственности гражданина, юридического лица, см. ст. 11, 20 ЛК.
  Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности (см. также п. 2 ст. 77 ЗК).
  Рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, должны обеспечивать улучшение состояния этой растительности и выполнение ею своих функций. Допускается проведение рубок ухода за растительностью, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности.
  Допускаются рубки ухода за растительностью, санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки специального назначения и прочие рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях железнодорожного транспорта.
  На полосах отвода автомобильных дорог и каналов допускается проведение санитарных рубок, рубок реконструкции и прочих рубок.
  Согласно п. 15 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551, запрещается назначать в рубку и не подлежат рубке каштан, платан, яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, шелковица, дзельква, самшит, тис, клен белый (явор), калопанакс (диморфант), бархат амурский, бархат сахалинский, орех грецкий, орех маньчжурский, орех Зибольда, можжевельник твердый, сосна могильная, пихта цельнолистная, пихта грациозная, пихта Майра, ель Глена, береза карельская, береза Шмидта (железная), магнолия, дуб зубчатый, дуб курчавый, батрокариум, мелкоплодник, ясень Зибольда, лиственница ольгинская. Не подлежат рубке деревья, кустарники и лианы других ценных и редких пород по перечням, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ, в том числе занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ.
  При проведении сплошных рубок, в том числе рубок главного пользования, деревья, кустарники и лианы указанных пород должны оставляться вместе с небольшими куртинами других сопутствующих пород.
  Допускаются рубка деревьев, кустарников и лиан указанных пород только по их санитарному состоянию и, в виде исключения, рубка, связанная с переводом в установленном порядке лесных земель в нелесные при добыче полезных ископаемых, прокладке линейных сооружений, расчистке земель лесного фонда под строительство зданий и сооружений, а также в иных случаях на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, согласованных с управлениями лесного хозяйства и органами охраны окружающей природной среды.
  3. Согласно Положению об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425, на территориях, указанных в п. 6 комментария к ст. 8.26 КоАП, запрещается вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.
  4. Рассматриваемое правонарушение выражается в противоправных действиях лица без заключения соответствующих договоров на лесопользование либо лица, наделенного правомочиями лесопользователя, не соблюдающего условия лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
  5. Повреждение осуществляется методом механического или иного воздействия на указанные объекты лесной растительности. Деревья и кустарники относятся к недвижимым имущественным объектам, которые могут находиться в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности.
  6. Рассматриваемые нарушения могут быть совершены в процессе побочного лесопользования, заготовки второстепенных лесных ресурсов и других видов лесопользования.
  Для незаконной порубки нарушителем - физическим лицом древесно-кустарниковой растительности, а также уничтожения лесных культур характерна умышленная вина; повреждение объектов лесной растительности может быть совершено также по неосторожности. См. п. 4 комментария к ст. 7.17.
  7. Размер взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ, исчисляется в соответствии с таксами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388.
  По смыслу п. 3 приложения к указанному Постановлению Правительства РФ незаконная прорубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан влекут за собой денежное взыскание в размере 50-кратной стоимости древесины незаконно вырубленных, выкопанных, уничтоженных или поврежденных до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола на высоте груди 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола на высоте груди 16 см и более, исчисленной по ставкам лесных податей за древесину, отпускаемую на корню.
  Взыскание в указанном размере подлежит уплате нарушителем независимо от его привлечения к мерам административной ответственности, предусмотренным комментируемой статьей.
  8. Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
  Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, квалифицируются в качестве экологических преступлений (ст. 260 УК).
  В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" при рассмотрении дел, связанных с незаконной порубкой, а равно повреждением до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК), судам необходимо иметь в виду, что предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.
  Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
  Завладение деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.
  При рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников следует иметь в виду, что разграничение преступления с административным правонарушением проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1, 2 ст. 260 УК, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере.
  9. О должностных лицах органов, к ведению которых отнесено рассмотрение дел о данных административных правонарушениях, см. п. 9 комментария к ст. 8.24.
 
  Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
 
  Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.29
 
  1. Предметом противоправного посягательства является лесная фауна - совокупность всех видов живых существ леса, за исключением объектов древовидной, кустарниковой растительности.
  Согласно ст. 86 ЛК граждане обязаны не допускать уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях по уничтожению мест обитания лесной фауны (уничтожение гнезд птиц, нор животных, уничтожение (разорение) муравейников и т.д.).
  2. Для субъективной стороны данного административного проступка характерны умышленные действия нарушителя - гражданина, должностного лица, в том числе и наделенного правомочиями лесопользователя, - причиняющего в некоторых случаях невосполнимый ущерб фауне леса.
  По смыслу комментируемой статьи негативное физическое воздействие нарушителя (т.е. с использованием собственной мускульной силы) либо причинение вреда с применением вспомогательных и иных технических средств (механическое воздействие), следствием которых явилось уничтожение места обитания животного, отождествляется с его повреждением. В отличие от данной статьи КоАП, ст. 86 ЛК рассматривает уничтожение и разорение указанных объектов в качестве различных противоправных действий.
  3. О должностных лицах органов, к ведению которых отнесено рассмотрение дел о данных административных правонарушениях, см. п. 9 комментария к ст. 8.24.
 
  Статья 8.30. Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд
 
  Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.30
 
  1. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, пустыри, площади, занятые питомниками, и иные).
  К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). Согласно п. 1 ст. 79 ЗК сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
  О статусе лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, см. п. 1, 2 комментария к ст. 7.9, а также п. 1, 3 комментария к ст. 8.24.
  Сенокошение и пастьба скота относятся к видам побочного лесопользования (см. п. 1 комментария к ст. 8.26).
  По смыслу комментируемой статьи подразумеваются дороги с твердым грунтовым покрытием, а также иные дороги, расположенные на землях лесного фонда и на участках земель, не входящих в лесной фонд, в том числе и предназначенные для движения транспортных средств. О понятии "дорога", установленном Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами дорожного движения, см. п. 1 комментария к ст. 12.13.
  2. Под сенокосом по смыслу комментируемой статьи понимается луг, предназначенный для покоса. Сенокошение представляет собой разновидность побочного лесопользования, повреждение сенокосов и пастбищных угодий возможно в случае его ненадлежащего осуществления. Лесопользователи обязаны возместить убытки и потери лесного хозяйства (см. ст. 83 ЛК), наряду с гражданско-правовой ответственностью они подлежат также и административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей.
  При повреждении сенокосов и пастбищных угодий гражданами, не осуществляющими лесопользование, указанные граждане наряду с привлечением их к административной ответственности обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду (ст. 111 ЛК; см. также комментарий к ст. 4.7 КоАП).
  3. Мелиоративные системы (лесоосушительные канавы и дренажные системы) представляют собой гидротехнические объекты, используемые для создания систем защитных лесных насаждений, улучшения химических и физических свойств почв земель лесного фонда и в других целях. Под дренажной системой понимается совокупность подземных водостоков, труб, предназначенных для сбора и отвода почвенно-грунтовых вод и осушения почвы.
  4. При повреждении мелиоративных систем возможно их восстановление и последующее использование в процессе лесопользования, тогда как при уничтожении данных объектов восстановление их полезных свойств исключено, поэтому в последнем случае возможно наложение административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном данной статьей.
  5. Согласно п. 47 Методики экономической оценки лесов, утвержденной Приказом Рослесхоза от 10 марта 2000 г. N 43, при оценке нелесных земель кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения (пашен, сенокосов, пастбищ и других земель), находящихся в составе земель лесного фонда, приравнивается к кадастровой стоимости, принятой на территории субъекта РФ для земель сельскохозяйственного назначения соответствующего качества, месторасположения и оценочной зоны.
  6. О должностных лицах органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 9 комментария к ст. 8.24.
 
  Статья 8.31. Нарушение требований к охране лесов
 
  1. Нарушение требований санитарных правил в лесах -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в лесах первой группы, -
  влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.31
 
  1. В соответствии со ст. 98 ЛК мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса регламентируются санитарными правилами, утверждаемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, федеральным органом управления лесным хозяйством является МПР России.
  Санитарные правила о лесах РФ утверждены Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10 (в ред. Приказа Рослесхоза от 24 декабря 1998 г. N 214). См. п. 6, 7 комментария к ст. 8.24 КоАП.
  Соблюдение санитарных правил в лесах является одной из обязанностей лесопользователя, установленных ст. 83 ЛК.
  О статусе санитарных правил см. комментарий к ст. 6.3. О статусе лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, см. п. 1, 2 комментария к ст. 7.9, п. 1, 3 комментария к ст. 8.24.
  2. Лесопользователь обязан вести работы способами, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов.
  Деятельность лесопользователя не должна оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду, данная обязанность лесопользователя предусмотрена ст. 83, 86, 101 ЛК.
  Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом МПР России с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.
  Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения лесхоза, относящегося к системе МПР России.
  В данном разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей природной среды.
  В случае, если выполнение этих работ связано с рубками, вышеуказанный лесхоз выписывает лесорубочный билет.
  Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.
  3. Согласно ст. 92 ЛК леса подлежат защите от вредителей и болезней леса.
  Защита лесов осуществляется с учетом их биологических и иных особенностей и включает в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.
  Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством, базами авиационной охраны лесов и другими организациями МПР России.
  Общие обязанности лесопользователей и граждан по предотвращению загрязнения лесов и иных негативных последствий предусмотрены ЛК, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также иными законами и подзаконными актами. Согласно ст. 86 ЛК граждане обязаны, в частности, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур и засорение лесов.
  Административно-правовой охране лесов от загрязнения подлежат леса, входящие в лесной фонд, а также не относящиеся к нему.
  Предотвращение вредоносного воздействия на леса обеспечивается и лицензированием отдельных видов деятельности, осуществление которых может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежат, в частности, деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов, а также деятельность по обращению с опасными отходами.
  Для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами соискатель лицензии представляет в МПР России или его территориальный орган наряду с другими документами экологическое обоснование осуществления указанной деятельности.
  О понятии опасных отходов см. п. 1 комментария к ст. 8.2. О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами см. п. 5 комментария к ст. 8.2. О понятии загрязняющего вещества см. п. 1 комментария к ст. 8.22.
  4. В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов на территории лесопарковых, лечебно-оздоровительных зон. Указанным Федеральным законом установлены, в частности, требования по размещению, хранению, захоронению и использованию отходов. Общие требования к лесопользователям, направленные на предотвращение повреждения леса, определены ст. 83, 86, 101 ЛК.
  Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 694), под указанными бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, использования крупногабаритных предметов домашнего обихода, нецентрализованной канализации и др.).
  При причинении указанного вреда нарушитель - гражданин или юридическое лицо - обязан его возместить (см. ст. 85, 111 ЛК, а также комментарий к ст. 4.7 КоАП).
  5. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Разделение указанных лесов на категории защитности предусмотрено ст. 56 ЛК.
  6. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, выражаются в указанных противоправных действиях лесопользователей, а также граждан и юридических лиц, не наделенных правомочиями лесопользователя, например при пользовании участками лесного фонда, а также участками, не входящими в лесной фонд, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Выявление фактов систематического (более двух раз) загрязнения лесов является основанием принудительного прекращения права лесопользования.
  7. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами квалифицируется как преступление (ч. 2 ст. 261 УК).
  8. Помимо должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, указанных в п. 9 комментария к ст. 8.24, дела о правонарушениях, определенных ч. 2, 3 комментируемой статьи, вправе также рассматривать должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. п. 2 комментария к названной статье).
 
  Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
 
  Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.32
 
  1. Обязанность граждан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах в обобщающем виде определена ст. 86 ЛК, обязанности лесопользователей по охране лесов от пожара предусмотрены ст. 94 того же Кодекса (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ).
  Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами, входящими в систему Министерства природных ресурсов РФ, планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Упомянутые лесхозы оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются МПР России.
  Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными МПР и МЧС России, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются лесхозом системы МПР России.
  2. Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 886, определены Общие требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам. Общими требованиями, в частности, предусмотрено следующее.
  В пожароопасный сезон, т.е. в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова, запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.
  Предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов), на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям.
  Администрации районов и городов могут по представлению государственных органов управления лесным хозяйством разрешать лесхозам и территориальным подразделениям баз авиационной охраны лесов проводить ранней весной и осенью контролируемое выжигание сухой травы на полянах, прогалинах, лугах и напочвенного покрова в лесах в целях предупреждения возникновения лесных пожаров.
  Предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица и граждане, которым не утверждены нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами для тушения лесных пожаров, обязаны иметь в местах проведения работ и расположения объектов первичные средства пожаротушения (бочки с водой, ящики с песком, огнетушители, топоры, лопаты, метлы и др.), перечень и количество которых согласовываются с лесхозами.
  3. Правилами пожарной безопасности в лесах определены специальные требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам, ведущим рубки леса.
  Предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица (в том числе лесхозы) и граждане, ведущие рубки леса, обязаны независимо от способа и времени рубок производить одновременно с заготовкой древесины очистку мест рубок от порубочных остатков.
  Способы очистки мест рубок указываются лесхозами в лесорубочных билетах.
  При проведении выборочных и постепенных рубок, а также при проведении сплошных рубок в случаях, когда лесопользователи обязаны сохранить подрост и молодняк, должны применяться преимущественно безогневые способы очистки лесосек от порубочных остатков.
  4. Арендаторы участков лесного фонда наряду с выполнением требований, предусмотренных п. 10 - 13 Правил пожарной безопасности в лесах, обязаны:
  - разрабатывать и утверждать для каждого арендуемого участка лесного фонда по согласованию с государственными органами управления лесным хозяйством противопожарные мероприятия в соответствии с планами противопожарного устройства и обеспечивать их проведение;
  - обеспечивать тушение лесных пожаров в местах проведения работ и действующих лесовозных дорог, а на остальной территории оказывать по требованию лесхозов и баз авиационной охраны лесов помощь в тушении пожаров на неосвоенных, а также пройденных рубкой участках лесного фонда путем выделения рабочей силы и техники.
  5. Правилами пожарной безопасности в лесах установлена особая система требований к различным юридическим лицам: организациям, в ведении которых находятся железные и автомобильные дороги, торфодобывающим предприятиям, предприятиям и организациям, занимающимся лесными промыслами, и др.
  6. Нарушение указанных выше требований пожарной безопасности в лесах рассматривается в качестве проступка при подтверждении самого факта нарушения; данное правонарушение совершается, как правило, по неосторожности.
  7. Граждане и должностные лица, виновные в совершении указанных нарушений, несут административную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности по действующему законодательству.
  Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога рассматриваются в качестве преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 261 УК.
  8. Наложение административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц, граждан и юридических лиц от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный органом системы МПР России.
  9. О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 9 комментария к ст. 8.24. Помимо указанных должностных лиц дела о комментируемых правонарушениях вправе также рассматривать должностные лица Государственной противопожарной службы МЧС России, указанные в ч. 2 ст. 23.34 КоАП (при этом необходимо учитывать процессуальные особенности, установленные ч. 3 ст. 23.34 КоАП; см. также п. 1, 2 комментария к названной статье).
 
  Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных
 
  Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.33
 
  1. Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.
  В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" под средой обитания животных понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.
  Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, МПР России является специально уполномоченным государственным органом в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания. Перечень должностных лиц МПР России, осуществляющих полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, определен п. 1 Приказа МПР России от 27 апреля 2001 г. N 369.
  В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" под объектом животного мира понимается организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.
  Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ и предшествующая принятию органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, уровня субъектов Федерации, а также порядок осуществления указанной экспертизы определены Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
  Государственной экологической экспертизе в обязательном порядке подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
  2. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
  3. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов, организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
  При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
  4. Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (см. комментарий к ст. 8.36).
  Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой применение мер ответственности в соответствии с законодательством РФ, а объекты животного мира подлежат конфискации по решению суда.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе рассматривать:
  - должностные лица пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанные в ч. 2 ст. 23.10 КоАП;
  - применительно к административным правонарушениям, совершенным на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, - должностные лица МПР России и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.24 КоАП, с учетом процессуальных особенностей рассмотрения дел о данных правонарушениях, определенных ч. 3 ст. 23.24 КоАП;
  - применительно к нарушениям порядка охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания - должностные лица системы Минсельхоза России, указанные в ч. 2 ст. 23.26 КоАП;
  - в части нарушения правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, - должностные лица Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.27 КоАП;
  - должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).
 
  Статья 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций
 
  Нарушение установленного порядка создания, пополнения, хранения, использования, учета, продажи, приобретения, транспортировки или пересылки биологических коллекций -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией коллекционных объектов или без таковой; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией коллекционных объектов или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией коллекционных объектов или без таковой.
 
  Комментарий к статье 8.34
 
  1. Зоологические коллекции (фондовые научные коллекции зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей объектов животного мира, живые коллекции зоопарков, зоосадов, цирков, питомников, аквариумов, океанариумов и других учреждений), представляющие научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся коллекционные экспонаты независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.
  Порядок государственного учета, создания, пополнения, хранения, приобретения, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза в нее зоологических коллекций или отдельных экспонатов определен Положением о зоологических коллекциях, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 30 сентября 1997 г. N 411.
  2. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе промысловые охота и рыболовство, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
  3. Необходимым условием пользования животным миром является лицензирование, при этом следует иметь в виду, что действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется на лицензирование деятельности по использованию природных ресурсов, в том числе объектов растительного и животного мира. Статусом лицензиата могут обладать российские и зарубежные юридические лица и граждане. Законодательством РФ, в том числе Федеральным законом "О животном мире", определены следующие виды лицензий:
  1) долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира;
  2) именная разовая лицензия - специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока действия этого разрешения, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира;
  3) распорядительная лицензия - специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам распоряжаться объектами животного мира.
  Порядок выдачи лицензий определен ст. 37 Федерального закона "О животном мире".
  В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 2 ноября 1999 г. N 641, выдача (аннулирование) лицензий и разрешений на добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов осуществляются ныне территориальными органами МПР России (о понятии дериватов растений и животных см. п. 6 комментария к ст. 8.35).
  4. Совершение данного административного проступка лицензиатом рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе рассматривать:
  применительно к административным правонарушениям, совершенным на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, - должностные лица МПР России и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.24 КоАП, с учетом процессуальных особенностей рассмотрения дел о данных правонарушениях, установленных ч. 3 ст. 23.24 КоАП;
  в части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, - должностные лица системы Минсельхоза России, указанные в ч. 2 ст. 23.26 КоАП;
  применительно к административным правонарушениям, совершенным с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира, относящиеся к водным биологическим ресурсам, - должностные лица Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.27 КоАП;
  должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль в соответствии с ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к указанным статьям).
  Указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел о данных административных правонарушениях судьям.
  Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 2 и абз. 2 - 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о случаях, требующих проведения административного расследования, см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).
 
  Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
 
  Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
 
  Комментарий к статье 8.35
 
  1. Согласно ст. 60 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ учреждаются в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
  Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги РФ, Красных книг субъектов РФ, а также порядок сохранения генетического фонда указанных растений, животных и других организмов в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяются законодательством в области охраны окружающей среды.
  Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируются законодательством РФ с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
  О содержании понятия "окружающая среда", установленного указанным Федеральным законом, см. п. 2 комментария к ст. 8.5.
  2. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" Красная книга РФ ведется МПР России на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.
  Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу РФ, подлежат особой охране. Изъятие таких объектов из естественной природной среды допускается в исключительных случаях, в порядке, установленном законодательством РФ.
  Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и Перечень (список) объектов животного мира, исключенных из Красной книги Российской Федерации, утверждены Приказом Госкомэкологии России от 19 декабря 1997 г. N 569.
  3. Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по распорядительной лицензии (см. п. 3 комментария к ст. 8.34).
  4. В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и др.). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.
  5. Рассматриваемое правонарушение выражается в умышленных противоправных действиях, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных животных, в частности в действиях по уничтожению таких животных или мест их обитания, а также в непроведении природоохранных мероприятий, в невыполнении юридическими и физическими лицами обязанностей по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи (см. ст. 28 Федерального закона "О животном мире", а также Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997 "Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи").
  Противоправные действия (бездействие), поименованные в комментируемой статье, различаются по особенностям субъективной стороны: для действий по уничтожению указанных животных, мест их обитания, а также для безлицензионной деятельности (см. п. 3 комментария к данной статье) характерно наличие прямого или косвенного умысла; нарушение правил проведения природоохранных мероприятий (см. п. 5 данного комментария) может быть совершено также и по неосторожности.
  6. Под дериватами указанных животных, растений по смыслу Федерального закона "О животном мире" понимается выработанная из них продукция.
  7. Об условиях пользования объектами животного мира и последствиях совершения рассматриваемого административного правонарушения лицензиатом см. соответственно п. 3 и 4 комментария к ст. 8.34.
  8. Уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов, квалифицируется как экологическое преступление (ст. 259 УК).
  9. О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 8.33. Указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел о данных административных правонарушениях судьям (см. п. 5 комментария к ст. 8.34).

<< Пред.           стр. 20 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу