<< Пред.           стр. 21 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Статья 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира
 
  Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.36
 
  О понятии "объект животного мира" см. п. 1 комментария к ст. 8.33.
  В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности.
  Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, а также Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, МПР России является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а Минсельхоз России и его территориальные органы - специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также по охране окружающей природной среды в этой сфере деятельности.
  См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе рассматривать:
  применительно к административным правонарушениям, совершенным на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, - должностные лица МПР России и его территориальные органы, указанные в ч. 2 ст. 23.24 КоАП, с учетом процессуальных особенностей рассмотрения дел о данных правонарушениях, определенных ч. 3 ст. 23.24 КоАП;
  должностные лица системы Минсельхоза России, указанные в ч. 2 ст. 23.26 КоАП, - в части нарушения правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
  должностные лица Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.27 КоАП, - применительно к объектам животного мира, отнесенным к водным биологическим ресурсам;
  должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к данным статьям).
 
  Статья 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира
 
  1. Нарушение правил охоты -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий охоты или без таковой.
  2. Нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и других орудий лова или без таковой; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и других орудий лова или без таковой; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и других орудий лова или без таковой.
  3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
 
  Комментарий к статье 8.37
 
  1. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 859). Указанным Перечнем определены виды млекопитающих и птиц, отнесенных к объектам охоты, кроме их видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Федерации.
  С учетом традиционных нужд коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к объектам охоты дополнительно отнесены виды млекопитающих и птиц, определенные указанным Перечнем.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ Госкомэкологии РФ от 23.11.1999 N 714 "О Перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено" утратил силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 06.02.2003 N 75 "О признании недействующим Приказа Госкомэкологии России от 23.11.1999 N 714".
 
  2. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания без лицензии запрещено (кроме видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу РФ), утвержден Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 23 ноября 1999 г. N 714. Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено (кроме видов, подвидов и популяций животных, занесенных в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ), утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 1.
  В соответствии с п. 4 Определения Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. N 14-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 35 Федерального закона "О животном мире" платеж за пользование природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, в том числе предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 1, является обязательным платежом за предоставление государством разрешения (лицензии) на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. Он носит индивидуально-возмездный характер и является по своей правовой природе не налогом, а сбором. Плательщики и объект обложения этим сбором определены Федеральным законом "О животном мире". Что касается такого его элемента, как ставка, то федеральный законодатель предоставил право его установления органам исполнительной власти субъектов Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ.
  3. Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 26 июля 1993 г. N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации" любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами может осуществляться всеми гражданами РФ, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.
  Удостоверениями на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины, а также путевка (лицензия), выдаваемая в установленном порядке. Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Форма членских охотничьих билетов определяется органом по управлению охотничьим хозяйством Российской Федерации.
  4. Форма охотничьего билета, являющегося удостоверением на право охоты для граждан РФ, а также охотничьего билета иностранного охотника определена Инструкцией о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (ныне - Минсельхоз России) от 25 мая 1998 г. N 302.
  Согласно указанной Инструкции выдачу охотничьих билетов и охотничьих билетов иностранного охотника осуществляют Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России и его территориальные подразделения. Охотничий билет (охотничий билет иностранного охотника) выдается после сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием.
  В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 6 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 105-ФЗ) государственная пошлина уплачивается до выдачи удостоверения на право охоты.
  Охотничий билет выдается по месту постоянного жительства сроком на пять лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Без отметки о регистрации охотничий билет признается недействительным. Охотничий билет иностранного охотника выдается по месту проведения охоты на срок действия контракта или приглашения на охоту.
  5. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются гражданам РФ, достигшим 18-летнего возраста. В субъектах Федерации, где законодательными (представительными) органами снижен возраст, по достижении которого разрешено использование охотничьего огнестрельного оружия, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются по достижении установленного для владения огнестрельным оружием возраста.
  6. Согласно п. 4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, Минсельхоз и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также охраны окружающей природной среды в этой сфере деятельности. В ведении должностных лиц Минсельхоза России в соответствии с подп. 61 ст. 7 указанного Положения находятся рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и наложение административных взысканий.
  7. Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" при рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.
  Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо охота, осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо охота, осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.
  8. Применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 2 комментируемой статьи, следует учитывать правила рыболовства, утвержденные Приказами Госкомрыболовства России, в частности Перечень лицензируемых видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, утвержденный Приказом Госкомрыболовства России от 15 мая 2001 г. N 137, а также Правила рыболовства в водоемах Волжско-Камского бассейна, утвержденные Приказом Госкомрыболовства России и Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 18 мая 2000 г. N 153/381.
  При истолковании ч. 2, 3 комментируемой статьи следует иметь в виду, что на виды деятельности, связанные с использованием природных ресурсов, в том числе и относимых к водным биологическим ресурсам, действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ не распространяется; лицензирование по указанным видам деятельности осуществляется в соответствии с иными федеральными законами (см. п. 3 комментария к ст. 8.34; подп. Б п. 5 комментария к ст. 14.1).
  В отличие от данных видов деятельности, осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензионные требования и условия при осуществлении указанного вида деятельности определены п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 496.
  9. Кроме охоты и рыболовства (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих) предусмотрены следующие виды пользования животным миром, которые вправе осуществлять отечественные и зарубежные юридические и физические лица:
  - использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.);
  - изучение, исследование и иное использование объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
  - извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.);
  - получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
  Пользование объектами животного мира осуществляется посредством изъятия данных объектов из среды их обитания либо без такового.
  Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (о порядке лицензирования видов деятельности в сфере пользования животным миром см. п. 3 комментария к ст. 8.34). Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утверждено Приказом Минсельхоза России от 4 января 2001 г. N 3.
  10. Право пользования объектами животного мира с изъятием их из среды обитания предоставляется за плату. Пользование отдельными объектами животного мира может осуществляться бесплатно, если это не связано с получением лицензии или разрешения на пользование объектами животного мира.
  Пользование объектами животного мира осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
  Такое пользование осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования объектами животного мира в границах определенной территории или акватории.
  Пользование объектами животного мира осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.
  На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования объектами животного мира, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.
  11. Правовые критерии отграничения рассматриваемых административных правонарушений от соответствующих им экологических преступлений определены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" (см. п. 12, 13, 16 указанного Постановления). При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.
  В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.
  В частности, разграничение уголовно наказуемого деяния - добычи водных животных или промысловых морских растений (ст. 256 УК) и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам причинения крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных животных или растений, а также с определением места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним; территория заповедника, заказника; зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации).
  Разграничение противоправного деяния - незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК), и административного проступка - нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо совершение его на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
  12. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе рассматривать следующие должностные лица:
  применительно к нарушениям правил пользования объектами животного мира, отнесенными к водным биологическим ресурсам (в случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи), - должностные лица пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанные в ч. 2 ст. 23.10 КоАП, а также должностные лица Госкомрыболовства России и его территориальных органов - в соответствии с ч. 2 ст. 23.27 КоАП;
  в части нарушений правил пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, - должностные лица МПР России и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.24 КоАП, с учетом процессуальных особенностей рассмотрения дел о данных правонарушениях, определенных ч. 3 ст. 23.24 КоАП. По смыслу ст. 23.24 КоАП имеются в виду объекты животного мира, исключая причисленные к водным биологическим ресурсам;
  применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 3 комментируемой статьи, - должностные лица системы Минсельхоза России, указанные в ч. 2 ст. 23.26 КоАП;
  применительно к нарушениям, указанным в ч. 3 комментируемой статьи, - должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. п. 2 комментария к названной статье).
  Указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел о данных административных правонарушениях судьям (см. п. 5 комментария к ст. 8.34).
 
  Статья 8.38. Нарушение правил охраны рыбных запасов
 
  Производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.38
 
  1. Согласно ст. 142 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования, за исключением случаев, если их использование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в особое пользование.
  Перечень водных объектов, используемых для судоходства, лесосплава, взлета (посадки) воздушных судов, определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
  Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается. Молевой лесосплав на водных объектах запрещается. Организации, осуществляющие лесосплав, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины.
  Порядок проведения очистки водных объектов от затонувшей древесины устанавливается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
  Использование водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах, а также для взлета (посадки) воздушных судов осуществляется в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ.
  Ведение строительных и взрывных работ на водных объектах осуществляется по согласованию с органами системы МПР России; по смыслу ст. 108 Водного кодекса РФ ведение таких работ должно быть санкционировано указанными органами. Дамбы и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, относятся к гидротехническим сооружениям (см. п. 1 комментария к ст. 7.7).
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ Минприроды РФ от 20.12.1995 N 521 "Об утверждении Правил охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке" утратил силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 30.10.2003 N 973 "О признании недействующим Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 20 декабря 1995 г. N 521".
 
  2. Правила охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке утверждены Приказом Минприроды России от 20 декабря 1995 г. N 521. Инструкция о порядке осуществления контроля за эффективностью рыбозащитных устройств и проведения наблюдений за гибелью рыбы на водозаборных сооружениях утверждена Приказом Роскомрыболовства от 7 апреля 1995 г. N 53. Метод учета рыб, попадающих в водозаборные сооружения, а также Методика расчета общего количества рыбы, попавшей в водозаборное сооружение, определены разд. 3, 4 Инструкции.
  3. Отдельные виды строительной деятельности, а также деятельность по перевозке грузов внутренним водным и морским транспортом, применению взрывчатых материалов промышленного назначения вправе осуществлять только лицензиаты (см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
  Совершение лицензиатом проступка, указанного в комментируемой статье, рассматривается в качестве нарушения лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона, независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, предусмотренным данной статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  Применительно к видам деятельности в области проектирования и строительства требования и условия лицензирования определены п. 4 Положения о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; п. 4 Положения о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (указанные нормативные правовые акты утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174).
  Осуществление лицензиатами указанных видов деятельности в некоторых случаях сопряжено с активным воздействием на объекты водного фонда: например, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включают осуществление гидрогеологических и гидрологических работ (см. п. 1 Положения о лицензировании указанного вида деятельности).
  4. Производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, квалифицируются как экологическое преступление (ст. 257 УК).
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанными в ч. 2 ст. 23.10 КоАП (см. комментарий к названной статье);
  - должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
 
  Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
 
  Комментарий к статье 8.39
 
  1. В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
  Указанные природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
  2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
  а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  б) национальные парки;
  в) природные парки;
  г) государственные природные заказники;
  д) памятники природы;
  е) дендрологические парки и ботанические сады;
  ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  Согласно ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются, соответственно, особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
  В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
  На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
  На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
  На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
  Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
  Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
  Режим правовой охраны округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425.
  В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
  особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  природоохранного назначения;
  историко-культурного назначения;
  иные особо ценные земли в соответствии с ЗК, федеральными законами.
  Согласно ст. 95 ЗК к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
  На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
  В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
  Земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
  На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
  предоставление садоводческих и дачных участков;
  строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
  движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
  иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
  В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
  Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
  Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
  Согласно ст. 55, 56 ЛК леса особо охраняемых природных территорий относятся к лесам первой группы. Порядок отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы установлен ст. 60 ЛК. В указанных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов и др.). На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования.
  О статусе особо охраняемых водных объектов - природных водных экосистем, а также особо охраняемых водных объектов международного значения см. ст. 118, 119 Водного кодекса РФ. Согласно абз. 1 ст. 118 Водного кодекса РФ особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности.
  Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:
  участки внутренних морских вод и территориального моря РФ;
  водно-болотные угодья;
  водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;
  зоны охраны истока или устья водных объектов;
  места нереста ценных видов рыб;
  иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.
  3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
  Указанный кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
  Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется:
  - по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории;
  - по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Федерации, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
  - по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, - органами местного самоуправления.
  Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 4 июля 1997 г. N 312 (в ред. Приказа Госкомэкологии России от 31 марта 1998 г. N 185).
  4. На территориях государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, объекты растительного и животного мира), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
  5. Рассматриваемое правонарушение выражается в действиях (бездействии), нарушающих установленные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, в том числе определенные Федеральным законом "О животном мире", ст. 40 которого содержит права и обязанности пользователей объектами животного мира. Для квалификации рассматриваемого правонарушения необходимо установить факт нарушения указанных правил.
  Деятельность юридических и физических лиц без лицензий либо лицензиатов с нарушениями лицензионных требований и условий представляет собой одно из нарушений, определенных комментируемой статьей.
  6. Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, рассматривается в качестве экологического преступления (ст. 262 УК).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - главными государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, их заместителями (см. ч. 2 ст. 23.25 КоАП, а также комментарий к указанной статье);
  - должностными лицами МПР России и его территориальных органов, осуществляющими государственный экологический контроль, указанными в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к названной статье);
  - применительно к административным правонарушениям, совершенным на территориях горно-санитарных зон и округов, - должностными лицами Госгортехнадзора России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.31 КоАП.
  Указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел о данных административных правонарушениях судьям (см. п. 5 комментария к ст. 8.34).
 
  Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы
 
  1. Осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  2. Осуществление работ в области активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 8.40
 
  1. О содержании понятия "окружающая среда", установленного Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также о квалификации загрязнения окружающей среды см. п. 2 комментария к ст. 8.5.
  Лицензирование осуществления работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы установлено п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". По смыслу ст. 2 данного Федерального закона указанные работы отождествляются с соответствующими лицензируемыми видами деятельности.
  Согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" под мониторингом окружающей природной среды понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения.
  Работы по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (далее - активное воздействие) выполняются по заказам физических, юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, в целях регулирования указанных процессов и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике (защита сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин).
  2. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях на основании лицензий.
  Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" к ведению Росгидромета отнесено лицензирование следующих видов деятельности:
  - выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  - выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  - деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
  3. Порядок осуществления государственного надзора за проведением работ по активному воздействию, а также права и обязанности государственных инспекторов по надзору за проведением работ по активному воздействию определены Положением о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 946.
  Согласно п. 7 Положения государственные инспекторы по надзору за проведением работ по активному воздействию имеют право давать обязательные предписания лицензиатам - юридическим лицам об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, правил и норм ведения работ по активному воздействию, а также рассматривать дела о нарушениях лицензионных условий и требований, правил и норм ведения работ по активному воздействию, вносить предложения о лишении организаций лицензий на право производства таких работ либо приостановлении действия лицензий.
  4. В соответствии с Положением о приобретении, хранении и использовании средств активного воздействия специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 807, работы по активному воздействию осуществляются специализированными организациями активного воздействия по утвержденным Росгидрометом, Минобороны, МВД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти методикам, предусматривающим применение средств активного воздействия.
  Право на приобретение, хранение и применение средств активного воздействия специализированные организации получают с момента выдачи им Росгидрометом лицензии на проведение работ по активному воздействию.
  Перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях утвержден Приказом Росгидромета от 17 октября 2000 г. N 150.
  5. Согласно п. 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324, к указанному виду деятельности относятся:
  а) определение метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик окружающей природной среды;
  б) определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) окружающей природной среды (атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод и морской среды, в том числе по гидробиологическим показателям);
  в) подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей природной среды, о ее загрязнении (включая радиоактивное);
  г) формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
  В соответствии с п. 4 данного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях являются:
  а) выполнение требований международных договоров, законодательства РФ, государственных стандартов в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;
  б) наличие в штате юридического лица постоянных работников, имеющих профессиональное образование и стаж работы в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях не менее 3 лет;
  наличие у индивидуального предпринимателя профессионального образования и стажа работы в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях не менее 3 лет;
  в) повышение квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица не реже одного раза в 5 лет;
  г) наличие приборов и оборудования, необходимых для выполнения работ в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;
  д) наличие у лицензиата выданного в установленном порядке аттестата аккредитации на проведение наблюдений (в том числе путем отбора и последующего анализа проб) за изменением количественных характеристик физических, химических и биологических процессов, происходящих в окружающей природной среде, и определение уровней ее загрязнения (включая радиоактивное);
  е) незамедлительная передача в лицензирующий орган и его территориальные органы информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду;
  ж) передача в установленном порядке в ближайший радиометеорологический центр РФ оперативных данных, полученных в результате наблюдения, а также экстренной информации о замеченном нефтяном загрязнении морской среды;
  з) передача информации в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
  Неисполнение лицензиатом - юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем указанных требований и условий либо их ненадлежащее исполнение квалифицируются по ч. 1 комментируемой статьи.
  6. Согласно Положению о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324, указанный вид деятельности включает в себя защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов, предотвращение либо уменьшение заморозков на поверхности почвы.
  В соответствии с п. 3 рассматриваемого Положения к лицензионным требованиям и условиям относятся:
  а) выполнение требований международных договоров, законодательства РФ, государственных стандартов в области активного воздействия на гидрометеорологические процессы и явления;
  б) использование средств активного воздействия на гидрометеорологические процессы и явления в соответствии с утвержденной нормативно-технической документацией;
  в) наличие в штате юридического лица постоянных работников, имеющих профессиональное образование, а также стаж работы в области активного воздействия на гидрометеорологические процессы и явления не менее 3 лет;
  г) повышение квалификации работников не реже одного раза в 5 лет;
  д) наличие технических средств, реагентов, приборов и оборудования, необходимых для выполнения работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  е) согласование работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления с органами, осуществляющими государственный надзор за проведением этих работ на территории РФ.
  Неисполнение лицензиатом указанных требований и условий (их ненадлежащее исполнение) квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.
  Лицензиатом по рассматриваемому виду деятельности может быть только юридическое лицо.
  7. В соответствии с Положением о лицензировании работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324, указанные работы включают в себя предупредительный спуск снежных лавин, регулирование электрической активности атмосферы, изменение электромагнитных и иных свойств среднего и верхнего слоев атмосферы.
  Лицензионными требованиями и условиями при выполнении указанных работ являются:
  а) выполнение требований международных договоров, законодательства РФ, государственных стандартов в области активного воздействия на геофизические процессы и явления;
  б) использование методов и средств активного воздействия на геофизические процессы и явления в соответствии с утвержденной нормативно-технической документацией;
  в) наличие в штате юридического лица постоянных работников, имеющих профессиональное образование, а также стаж работы в области активного воздействия на геофизические процессы и явления не менее 3 лет;
  г) повышение квалификации работников не реже одного раза в 5 лет;
  д) наличие технических средств, реагентов, приборов и оборудования, необходимых для выполнения работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  е) согласование работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления с органами, осуществляющими государственный надзор за проведением этих работ на территории РФ.
  Неисполнение лицензиатом указанных требований и условий либо их ненадлежащее исполнение квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.
  Согласно рассматриваемому Положению лицензиатом по указанному виду деятельности может быть только юридическое лицо.
  8. Деятельность лицензиата с нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, предусмотренной комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  В соответствии с комментируемой статьей квалифицируется нарушение лицензиатом требований и условий лицензирования по рассматриваемым видам деятельности.
  Безлицензионная деятельность нарушителя по данным видам деятельности квалифицируется по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Росгидромета и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.28 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
 Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
 В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭНЕРГЕТИКЕ
 
  Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
 
  1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.1
 
  1. Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
  В том же Законе авария определяется как разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; инцидент - как отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
  Исчерпывающий перечень производственных объектов, относимых к категории опасных, определен приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
  2. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной Госгортехнадзором России - специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности - или его территориальным органом.
  3. Порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, а также федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, имеющими подведомственные опасные производственные объекты, определен Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263.
  4. Исчерпывающий Перечень федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, обязательных для исполнения на территории РФ всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и техническом перевооружении опасных производственных объектов, утвержден Приказом Госгортехнадзора России от 21 декабря 1999 г. N 266.
  Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах утверждены Приказом Госгортехнадзора России от 26 апреля 2000 г. N 49.
  5. К требованиям промышленной безопасности на опасных производственных объектах относится также разработка декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Правила представления указанной декларации утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526.
  6. В соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 841, к ведению данного федерального органа исполнительной власти отнесены организация и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и федерального надзора за выполнением организациями при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов требований промышленной безопасности, определенных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также нормативными техническими документами.
  Согласно подп. 16 - 18 п. 5 указанного Положения Госгортехнадзор России осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности в области промышленной безопасности, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; выдает разрешения на применение конкретного вида (типа) технических устройств на опасных производственных объектах, ведет регистрацию этих устройств и осуществляет контроль за соблюдением порядка и условий их применения; выдает поднадзорным организациям разрешения на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и проведение работ с указанными материалами.
  7. Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов определен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно указанному Федеральному закону лицензированию подлежат следующие виды деятельности по обороту взрывчатых веществ:
  - производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
  - хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  - применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  - деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения.
  По смыслу Постановления Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382 "О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности производственных объектов и производства маркшейдерских работ" к деятельности в области промышленной безопасности производственных объектов относятся следующие виды деятельности:
  - эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
  - эксплуатация химически опасных производственных объектов;
  - эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
  - эксплуатация нефтегазодобывающих производств;
  - эксплуатация газовых сетей;
  - проведение экспертизы промышленной безопасности.
  Лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению Госгортехнадзора России.
  Согласно Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов являются:
  а) соблюдение требований законодательства РФ в области промышленной безопасности;
  б) соблюдение установленного порядка предоставления сведений, необходимых для ведения государственного реестра опасных производственных объектов;
  в) обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности;
  г) наличие декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в установленных законодательством РФ случаях;
  д) организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на взрывоопасном производственном объекте;
  е) наличие в штате юридического лица работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям для работы на каждом из типов взрывоопасных производственных объектов;
  наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования;
  ж) повышение не реже одного раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица в области промышленной безопасности;
  з) обеспечение проведения подготовки и аттестации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица в области промышленной безопасности;
  и) наличие и функционирование приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  к) обеспечение проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на взрывоопасном производственном объекте;
  л) ведение учета и анализ причин аварий и инцидентов на взрывоопасном производственном объекте;
  м) наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  н) наличие договора на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, наличие собственной аварийно-спасательной службы или профессионального аварийно-спасательного формирования, а также нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников юридического лица;
  о) наличие у соискателя лицензии на право собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.
  Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов установлены п. 4 Положения о лицензировании данного вида деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382.
  Применительно к деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта лицензионные требования и условия установлены п. 4 Положения о лицензировании данного вида деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382. Согласно п. 2 указанного Положения деятельность по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта включает в себя:
  а) испытания линейной части магистральных трубопроводов по окончании строительства и ремонта;
  б) диагностирование линейной части технологических трубопроводов, станционного оборудования сооружений резервуарных парков и другого оборудования объектов магистрального трубопроводного транспорта;
  в) эксплуатацию магистральных трубопроводов, в том числе деятельность по техническому обслуживанию компрессорных и насосных станций, резервуарных парков и линейной части магистральных трубопроводов, включая систему электрохимзащиты;
  г) эксплуатацию систем управления объектами магистральных трубопроводов;
  д) эксплуатацию подземных хранилищ газа;
  е) консервацию и ликвидацию объектов магистральных трубопроводов.
  Требования и условия, предъявляемые к лицензиатам при осуществлении деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств, определены п. 4 Положения о лицензировании данного вида деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382. Согласно п. 2 указанного Положения деятельность по эксплуатации нефтегазодобывающих производств включает в себя:
  а) бурение, ликвидацию и консервацию нефтегазодобывающих скважин, ликвидацию и консервацию других объектов нефтегазодобычи;
  б) эксплуатацию нефтегазодобывающих скважин, в том числе деятельность по их техническому обслуживанию, повышению нефтеотдачи пластов, ликвидации открытых нефтегазовых фонтанов;
  в) эксплуатацию систем сбора нефти, газа, газового конденсата, подготовку этого сырья до товарных кондиций;

<< Пред.           стр. 21 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу