<< Пред.           стр. 23 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  5. Умышленное повреждение названных объектов физическим лицом, повлекшее причинение значительного ущерба, квалифицируется как преступление (см. ст. 167 УК).
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Минэнерго России и его территориальных органов, осуществляющих госэнергонадзор, указанных в ч. 2 ст. 23.30 КоАП (см. комментарий к названной статье; при рассмотрении дел об указанных правонарушениях необходимо учитывать процессуальные особенности наложения административного штрафа, определенные ч. 3 ст. 23.30 КоАП).
 
  Статья 9.8. Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт
 
  Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.8
 
  1. См. п. 1, 3 комментария к ст. 9.7.
  С объективной стороны данное правонарушение выражается в причинении восполнимого вреда (при повреждении электрических сетей, вызвавшем временные перерывы в обеспечении потребителей электроэнергией), обусловленного неисполнением указанных в комментируемой статье правил.
  Неисполнение данных правил должностным лицом представляет собой следствие противоправного бездействия. При квалификации проступка необходимо установить, что соблюдение правил непосредственно предусмотрено служебными обязанностями должностного лица.
  Наличие у лицензиата лица, ответственного за обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, а также за безопасность эксплуатации и проведение ремонта электрических сетей, относится к требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам при осуществлении деятельности по эксплуатации электрических сетей. О лицензировании указанного вида деятельности и о правовых последствиях совершения лицензиатом комментируемого правонарушения см. последний абзац п. 1 комментария к ст. 9.7.
  2. Имущественный ущерб, причиненный рассматриваемым правонарушением, подлежит возмещению, а моральный вред - компенсации независимо от того, будет ли выявлен состав административного правонарушения или нет (см. комментарий к ст. 4.7).
  3. С субъективной стороны для данного правонарушения характерно наличие неосторожной вины. В зависимости от общественно опасных последствий в умышленном деянии физического лица могут быть выявлены и признаки преступления (ст. 167 УК).
  4. О рассмотрении дел о комментируемых административных правонарушениях см. п. 6 комментария к ст. 9.7.
 
  Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов
 
  Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.9
 
  1. См. п. 2 комментария к ст. 9.11.
  Государственный контроль за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации осуществляется Управлением государственной газовой инспекции Министерства энергетики РФ (Госгазинспекцией России) и подчиненными ей органами на местах - региональными инспекциями.
  В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации, утвержденным Министерством топлива и энергетики РФ 12 февраля 1996 г., Госгазинспекции России подконтрольны все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также их филиалы (далее - организации), осуществляющие следующие виды деятельности:
  - добычу, переработку, хранение, транспортировку и сбыт газа;
  - разработку, изготовление, наладку и эксплуатацию газоиспользующего оборудования, средств автоматики и контроля, а также теплоутилизирующего оборудования;
  - проектирование газопотребляющих объектов.
  Госгазинспекция России осуществляет контроль за соблюдением указанными организациями норм и правил использования газа, соответствующие нормативно-технические документы обязательны для исполнения подконтрольными объектами.
  2. По смыслу данной статьи к топливопотребляющим объектам относятся также объекты, потребляющие так называемые альтернативные виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и др.), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов (см. ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении").
  3. В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности.
  4. Деятельность по продаже электрической энергии гражданам, а также иные виды деятельности, связанной с топливо- и энергопотреблением, исчерпывающий перечень которых определен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вправе осуществлять только лицензиаты.
  Требования, предъявляемые к эксплуатантам топливо- и энергопотребляющих объектов, обусловлены лицензионными требованиями и условиями (см. п. 7 комментария к ст. 7.19). При истолковании комментируемой статьи следует учитывать лицензируемые виды деятельности, связанные с эксплуатацией топливо- и энергопотребляющих объектов, относимые к деятельности в области промышленной безопасности производственных объектов (об особенностях лицензирования данных видов деятельности см. п. 7 комментария к ст. 9.1).
  5. Рассматриваемое административное правонарушение выражается в несанкционированном органами государственного надзора вводе в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов и считается завершенным в момент начала эксплуатации (использования) указанных объектов.
  6. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 6 комментария к ст. 9.7.
 
  Статья 9.10. Повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности
 
  Повреждение тепловых сетей, топливопроводов (пневмопроводов, кислородопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов) либо их оборудования, совершенное по неосторожности, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.10
 
  1. Привлечение юридического лица к административной ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей сопряжено с неизбежными коллизиями, поскольку по смыслу ч. 2 ст. 2.2 КоАП квалификация неосторожной формы вины возможна только применительно к деянию физического лица.
  Правовые критерии установления признаков вины в правонарушении юридического лица, определенные ч. 2 ст. 2.1 КоАП, не предполагают выявление психического отношения лица к совершенному деянию (см. комментарии к указанным статьям).
  2. Повреждение тепловых сетей, топливопроводов представляет собой восполнимое причинение ущерба, препятствующего использованию поврежденного имущества по его функциональному назначению впредь до устранения вредоносных последствий. Квалификация административного проступка возможна только при совершении указанного правонарушения по неосторожности.
  3. В соответствии с п. 1 ст. 543 ГК обеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования является обязанностью потребителя энергии. Последний должен немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах и иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
  Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются федеральным законом, постановлениями Правительства РФ или указами Президента РФ и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
  4. Газопроводы и газопроводы-отводы могут находиться в собственности или на иных законных основаниях у газотранспортной организации, обеспечивающей транспортировку газа, газораспределительной организации или иных юридических лиц.
  В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики РФ и Госгортехнадзором России 29 апреля 1992 г. (в ред. Постановления Госгортехнадзора России от 23 ноября 1994 г. N 61), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, статус которых определен п. 4.1 Правил.
  5. Эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта, а также транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки могут осуществляться только лицензиатами (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; см. абз. 2 п. 4 комментария к ст. 9.9).
  Совершение лицензиатом данного правонарушения рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, предусмотренным комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  6. Различия рассматриваемого правонарушения и преступного деяния обусловлены общественно опасными последствиями: умышленное повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба, рассматривается в качестве преступления, предусмотренного ст. 167 УК; повреждение чужого имущества в крупном размере (в тех случаях, когда стоимость поврежденного имущества превышает 250 тыс. руб. на момент совершения преступления), совершенное по неосторожности, квалифицируется по ст. 168 УК.
  7. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 6 комментария к ст. 9.7.
 
  Статья 9.11. Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки
 
  Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.11
 
  1. Правила потребления энергетических ресурсов предусматривают проведение энергетических обследований организаций и осуществление учета энергетических ресурсов. Согласно ст. 10, 11 Федерального закона "Об энергосбережении" обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. т условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее 6 тыс. т условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.
  Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 г. подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
  Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
  Об особенностях лицензирования видов деятельности, связанных с эксплуатацией топливо- и энергопотребляющих объектов, а также об ответственности лицензиатов, обусловленной нарушением лицензионных требований и условий, см. п. 7 комментария к ст. 7.19, п. 7 комментария к ст. 9.1, последний абзац п. 1 комментария к ст. 9.7.
  Применительно к указанным видам деятельности к требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам, относится наличие и функционирование приборов и систем контроля за производственными процессами (см. п. 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта; п. 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств; п. 4 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей. Указанные Положения утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382).
  2. В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации, утвержденным Минтопэнерго России 12 февраля 1996 г., органы Госгазинспекции России выдают разрешения на пуск газа на топливоиспользующие установки после окончания их строительства, после их реконструкции, технического перевооружения и перевода на газ для проведения пусконаладочных работ и режимноналадочных испытаний. Руководителю Госгазинспекции России, его заместителям и руководителям ее региональных органов предоставляется право принимать решения о частичном или полном прекращении подачи газа на газоиспользующие установки в случае пуска газа на эти установки без разрешения органов Госгазинспекции России, а также при невыполнении предписаний об устранении в установленные сроки нарушений, к которым, в частности, относится неподготовленность к работе резервных топливных хозяйств или неготовность газоиспользующих агрегатов к работе на резервных видах топлива.
  3. О правовых последствиях совершения рассматриваемого правонарушения лицензиатом см. п. 4 комментария к ст. 9.9, п. 5 комментария к ст. 9.10.
  4. Об особенностях пользования энергетическими ресурсами по договору энергоснабжения см. п. 2 комментария к ст. 9.12.
  5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 6 комментария к ст. 9.7.
 
  Статья 9.12. Непроизводительное расходование энергетических ресурсов
 
  Непроизводительное расходование энергетических ресурсов вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами или иными правовыми или нормативно-техническими документами, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.12
 
  1. См. п. 1, 2 комментария к ст. 9.4, последний абзац п. 1 комментария к ст. 9.11.
  В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" под непроизводительным расходом энергетических ресурсов подразумевается расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования.
  Согласно ст. 5 Федерального закона "Об энергосбережении" при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.
  Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории РФ.
  В соответствии со ст. 6, 7 Федерального закона "Об энергосбережении" энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности.
  Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования.
  При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
  Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии утверждены Постановлением Госстандарта России от 16 июля 1999 г. (в ред. Постановления Госстандарта России от 3 января 2001 г. N 1); Временный порядок сертификации электрической энергии утвержден совместным решением Госстандарта России и Министерства топлива и энергетики РФ от 3 марта 1998 г.
  2. Потребление (использование) энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с договором энергоснабжения (см. также абз. 2 п. 3 данного комментария).
  Согласно п. 1 ст. 539 ГК абонент (потребитель) обязан соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" двусторонний договор купли-продажи электрической энергии представляет собой соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.
  Договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным (п. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"), дефиниция гарантирующего поставщика содержится в ст. 3 указанного Федерального закона.
  Под непроизводительным расходованием энергетических ресурсов (энергии) понимается несоблюдение, ненадлежащее соблюдение потребителем режима потребления энергии, определенного договором энергоснабжения, государственными стандартами, нормативно-техническими документами. Должностное лицо, юридическое лицо, допустившие указанное нарушение, подлежат гражданско-правовой ответственности (ст. 547 ГК) независимо от их привлечения к административно-правовой ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей.
  3. Согласно ст. 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" коммерческое использование газа осуществляется на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребителям.
  Пунктом 2 ст. 548 ГК предусмотрено использование газа как товара в соответствии с правилами договора энергоснабжения (см. ст. 539 - 547 ГК), если иное не установлено федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или не вытекает из существа обязательства. Поскольку договор энергоснабжения представляет собой частную разновидность договора купли-продажи, предусматривающего коммерческое использование вещи (товара), газ и другие источники энергии, поставляемые потребителю в соответствии с договором энергоснабжения, по смыслу ГК относятся к объектам движимого имущества.
  4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 6 комментария к ст. 9.7.
 
  Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
 
  Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.13
 
  1. О статусе инвалида, определенном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", см. п. 1 комментария к ст. 5.42.
  Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами понимается комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.
  Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры предусмотрено ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
  Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.
  В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов должны осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
  2. Согласно ст. 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ) юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  Денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанным объектам и средствам, используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.
  3. О требованиях к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры см. комментарии к ст. 5.43, 9.14.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Поскольку проведение административного расследования по делам о комментируемых административных правонарушениях не предусмотрено, данные дела рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1, абз. 2 и 4 ч. 3 указанной статьи КоАП). О случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП.
 
  Статья 9.14. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами
 
  Отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.14
 
  1. О статусе инвалида, определенном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", см. п. 1 комментария к ст. 5.42.
  По смыслу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, рассматривается как средство, обеспечивающее доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. (О понятиях инженерной, транспортной и социальной инфраструктур см. п. 1 комментария к ст. 9.13.)
  Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ) организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
  2. Об административной ответственности за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры см. п. 2 комментария к ст. 9.13.
  3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 4 комментария к ст. 9.13.
 
 Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
 В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ВЕТЕРИНАРИИ И МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
 
  Статья 10.1. Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками
 
  Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.1
 
  1. Согласно Федеральному закону от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" под карантином растений понимается правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов - вредных организмов, отсутствующих или ограниченно распространенных на территории РФ.
  Под продукцией растительного происхождения в соответствии с указанным Федеральным законом понимаются непереработанный материал растительного происхождения и продукция растительного происхождения, которые по своей природе и (или) своему способу переработки могут создавать риск проникновения на территорию РФ и (или) распространения на ней вредных организмов.
  Обеспечение соблюдения карантина растений возложено на Минсельхоз России - специально уполномоченный государственный орган в данной области (см. п. 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901). Согласно ст. 6 Федерального закона "О карантине растений" при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами Минсельхоз России устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим (см. комментарий к ст. 10.2).
  Правила борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений предусматривают исполнение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязанностей, установленных ст. 11 Федерального закона "О карантине растений". Неисполнение, ненадлежащее исполнение названными лицами и организациями указанных обязанностей квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  2. Обеспечение охраны территории России от проникновения из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и семян сорняков, которые могут нанести значительный ущерб народному хозяйству, возложено на Государственную службу по карантину растений в Российской Федерации, входящую в систему Минсельхоза России. В подчинении указанной государственной службы находятся: пограничные государственные и государственные инспекции по карантину растений в республиках, краях, областях, автономных образованиях, карантинные лаборатории, фумигационные отряды, экспедиции, государственные городские и межрайонные инспекции по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на почтамтах и шоссейных дорогах, районные и межрайонные пункты по карантину растений.
  Государственные инспекции и другие подразделения по карантину растений образуют единую централизованную Государственную службу по карантину растений.
  3. В соответствии с Положением о Государственной службе по карантину растений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. N 268, к ее основным задачам, в частности, отнесен контроль за деятельностью карантинных питомников, сортоучастков и оранжерей, осуществляющих проверку карантинного состояния семян и растений, завозимых из других государств либо из зон, объявленных под карантином на территории республики, а также надзор за посевами и насаждениями в питомниках, научно-исследовательских учреждениях, семеноводческих и цветочно-декоративных хозяйствах в целях обеспечения выпуска семенного и посадочного материала, свободного от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  применительно к нарушению правил борьбы с карантинными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками - должностными лицами Минсельхоза России и его территориальных органов, осуществляющими государственный карантинный фитосанитарный контроль, указанными в ч. 2 ст. 23.15 КоАП;
  в части нарушения правил борьбы с особо опасными, опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками - должностными лицами Минсельхоза России и его территориальных органов, осуществляющими государственный контроль и надзор в области защиты растений, указанными в ч. 2 ст. 23.16 КоАП (см. комментарии к данным статьям).
 
  Статья 10.2. Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
 
  Нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.2
 
  1. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" подкарантинной продукцией (подкарантинным материалом, подкарантинным грузом) являются растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва, организм, объект или материал, которые могут стать носителями организмов, способных нанести вред растениям или продукции растительного происхождения, либо способствовать распространению указанных организмов.
  Согласно ст. 2 Федерального закона "О карантине растений" под партией подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) подразумевается количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, установлены, в частности, ст. 16 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой продукция, ввозимая на территорию РФ гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
  Указанная продукция допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию РФ и перечень которых устанавливается Правительством РФ, до их ввоза на территорию РФ подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 43 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
  Согласно п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554, санитарными правилами установлены единые требования к продукции, ввозимой на территорию РФ.
  3. Ввоз на территорию РФ и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории РФ и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный или карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию РФ или вывозимой с территории РФ, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
  Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввезенной на территорию РФ, при перевозках по территории РФ и каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, сопровождаются карантинными сертификатами.
  4. Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается, если имеются документы на ввоз указанной продукции, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров РФ, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
  Запрещается ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), зараженной карантинными объектами (за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений), а также подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), если при ее ввозе нарушаются правила и нормы обеспечения карантина растений.
  Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается только в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина растений. Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию РФ, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру.
  Ввозимая на территорию РФ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) подлежит первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в местах назначения.
  5. Государственный карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию РФ и вывозом с территории РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляется Минсельхозом России (см. п. 1 комментария к ст. 10.1).
  Ввоз на территорию РФ карантинных объектов для научных исследований регламентируется правилами и нормами обеспечения карантина растений.
  Запрещается использование подкарантинных объектов, зараженных карантинными объектами, за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, а также применение карантинных фитосанитарных мер и ограничений (в любых их формах) для решения задач, не относящихся к обеспечению карантина растений.
  Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлена единая дефиниция ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер, под которыми в соответствии со ст. 2 данного Федерального закона понимаются обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.
  В соответствии с п. 5 ст. 46 указанного Федерального закона техническое регулирование в области применения фитосанитарных мер осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О карантине растений" впредь до принятия соответствующих технических регламентов (см. также п. 7 комментария к ст. 13.12).
  6. Согласно Положению о Государственной службе по карантину растений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. N 268, Государственная инспекция по карантину растений Минсельхоза России выдает импортные карантинные разрешения на семена, посадочный материал и иную подконтрольную карантину растительную продукцию, завозимую из других государств, а также на подкарантинные грузы, следуемые транзитом через территорию РФ. Государственные инспекции по карантину растений выдают сертификаты и другие документы на продукцию, отправляемую на экспорт, на право перевозок и использования отечественных и импортных семян, посадочного материала и другой подкарантинной продукции растительного происхождения, а также тары для перевозки растительной продукции; организуют проведение и контроль за обеззараживанием подкарантинной продукции растительного происхождения.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  <Письмо> ГТК России от 17.08.2001 N 07-21/33134 "О номенклатуре подкарантинной продукции, грузов и материалов" утратило силу с 1 января 2002 года в связи с изданием <письма> ГТК РФ от 26.12.2001 N 07-21/51328 "О номенклатуре подкарантинной продукции, грузов и материалов".
 
  7. Номенклатура основных подкарантинных продукции, грузов и материалов (товаров), ввоз которых в РФ и вывоз за ее пределы допускается только по разрешению органов Государственной службы по карантину растений в РФ, утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 19 марта 1999 г. (см. также письмо ГТК России от 17 августа 2001 г. N 07-21/33134 "О номенклатуре подкарантинной продукции, грузов и материалов").
  Согласно письму ГТК России от 24 мая 1999 г. N 03-15/14834 "О таможенном оформлении продовольственных товаров, ввозимых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 г. N 130" в случае если в местах таможенного оформления поступающих грузов, определенных Приказом ГТК России от 9 марта 1999 г. N 153, контроль со стороны ветеринарных или карантинных служб осуществляется в полном объеме, то соответствующими должностными лицами указанных служб выписываются документы, свидетельствующие о прохождении ввозимыми товарами данных видов государственного контроля, - ветеринарное свидетельство и карантинный сертификат (и/или акт карантинного досмотра). Наличие этих документов необходимо при проведении процедуры таможенного оформления ввозимой партии в полном объеме. Копии указанных документов остаются в делах таможенного органа, осуществившего выпуск.
  Если в местах таможенного оформления провести вышеупомянутый контроль не представляется возможным (например, при отсутствии перегрузки или выгрузки товаров, ввозимых автомобильным или железнодорожным транспортом), то ветеринарный и карантинный контроль в местах таможенного оформления осуществляется по упрощенной схеме, предусматривающей документальный и визуальный методы контроля с проставлением на товаросопроводительных документах (при ветконтроле) или сертификатах страны-экспортера (при фитосанитарном контроле) соответствующих штампов (п. 3.2 и 4.3 Порядка оформления сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, ввозимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1999 г. N 130, утвержденного Приказом ГТК России от 9 марта 1999 г. N 153).
  8. Граждане, должностные лица, юридические лица, ввозящие на территорию РФ подконтрольную карантину растительную продукцию, а также следующие транзитом подкарантинные грузы без выдаваемых Государственной инспекцией по карантину растений импортных карантинных разрешений, отправляющие на экспорт подкарантинную продукцию без сертификатов и других документов, выдаваемых в указанном порядке, совершают административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей.
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Минсельхоза России и его территориальных органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, указанных в ч. 2 ст. 23.15 КоАП.
 
  Статья 10.3. Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
 
  Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.3
 
  1. О статусе подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), определенном Федеральным законом от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений", см. п. 1 комментария к ст. 10.2.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПС РФ от 27.05.1999 N 11ЦЗ "Об утверждении Правил перевозок подкарантинных грузов на железнодорожном транспорте" утратил силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 36 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов".
 
  Правила перевозок продукции растительного происхождения из зон, объявленных под карантином, утверждены Приказом МПС России от 27 мая 1999 г. N 11ЦЗ. В соответствии с указанными Правилами прием к перевозке по железным дорогам в пределах Российской Федерации продукции растительного происхождения и других подкарантинных материалов (подкарантинных грузов), которые могут быть переносчиками карантинных вредителей, возбудителей болезней растений (карантинных объектов), с территорий, на которые наложен карантин, допускается только при условии предъявления грузоотправителем сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов, выдаваемого органами Государственной инспекции по карантину растений Минсельхоза России в местах отгрузки подкарантинных грузов. Сертификат предъявляется на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) груза. Один экземпляр сертификата прилагается к перевозочным документам, другой остается на станции отправления и хранится как документ строгой отчетности. В транспортную железнодорожную накладную (далее - накладная) грузоотправитель вносит отметку о приложении сертификата с указанием его номера и даты выдачи. Сертификат действителен для предъявления на станции погрузки в течение указанного в нем срока. Срок действия сертификата на груз, погруженный в вагон, контейнер, не ограничивается.
  Подкарантинные грузы предъявляются грузоотправителем к перевозке только на те станции и в адрес тех грузополучателей, которые указаны в сертификате. Переадресовка подкарантинных грузов допускается в исключительных случаях при предоставлении заявителем переадресовки (нового сертификата) с согласия органа Госинспекции по карантину растений на такую переадресовку (об особенностях технического регулирования в области применения фитосанитарных мер см. последний абзац п. 5 комментария к ст. 10.2).
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПС РФ от 27.05.1999 N 11ЦЗ "Об утверждении Правил перевозок подкарантинных грузов на железнодорожном транспорте" утратил силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 36 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов".
 
  Перевозка импортных, экспортных и транзитных подкарантинных грузов регламентируется Правилами, утвержденными Приказом МПС России от 27 мая 1999 г. N 11ЦЗ.
  Перевозка импортных подкарантинных грузов допускается только при наличии фитосанитарного сертификата, выданного компетентным государственным органом, связанным с карантином растений, государства-экспортера (за исключением государств, в которых такие органы отсутствуют) на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) груза. Перевозка отдельных импортных подкарантинных грузов без сертификата допускается только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. О каждом отдельном случае прибытия на пограничную передаточную станцию в пункте пропуска через Государственную границу РФ импортных подкарантинных грузов станция извещает территориальный орган Госинспекции по карантину растений, предъявляет документы на подкарантинные грузы и предоставляет эти грузы для досмотра.
  Перегрузка подкарантинных грузов допускается только по разрешению государственных инспекторов по карантину растений.
  В случае отбора образцов подкарантинных грузов государственными инспекторами пограничных пунктов по карантину растений для досмотра и проведения лабораторного анализа или экспертизы ими оформляется акт, который составляется в присутствии представителя пограничной передаточной станции и таможенного органа. Один из экземпляров акта прилагается к перевозочным документам, другой хранится в делах станции, на которой произведено изъятие образцов. При выявлении на пограничной передаточной станции в пункте пропуска через Государственную границу РФ грузов, зараженных карантинными объектами, государственный инспектор по карантину растений устанавливает, при необходимости, обязательные к выполнению карантинные мероприятия. Дезинфекция и обеззараживание грузов и транспортных средств на пограничных передаточных станциях в пункте пропуска через Государственную границу РФ производятся органами Госинспекции по карантину растений.
  2. Подкарантинные грузы, завезенные с нарушением карантинных фитосанитарных условий и требований, по решению органов Госинспекции по карантину растений подлежат возврату экспортеру, обеззараживанию, очистке или уничтожению.
  Об изъятии, уничтожении, обеззараживании, возвращении импортного подкарантинного груза государственный инспектор по карантину растений составляет акт карантинного фитосанитарного контроля. Один из экземпляров акта вручается таможенным органам, другой - администрации пограничной передаточной станции.
  3. К подкарантинной продукции по смыслу Федерального закона "О карантине растений" относится также и зерно; деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки вправе осуществлять только лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Соблюдение правил хранения зерна, наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки, относятся к лицензионным требованиям и условиям, установленным п. 3 Положения о лицензировании деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 414 (о статусе зерна, условиях его переработки и хранения, определенных законодательством, см. п. 1 комментария к ст. 7.18).
  Неисполнение (ненадлежащее исполнение) правил хранения указанной разновидности подкарантинной продукции квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, установленным комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).
  4. О рассмотрении дел о комментируемых административных правонарушениях см. п. 9 комментария к ст. 10.2.
 
  Статья 10.4. Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли
 
  Непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.4
 
  1. О статусе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров см. комментарий к ст. 6.8.
  Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681.
  Деятельность по хранению, переработке, уничтожению наркотических средств подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. также подп. В п. 5 комментария к ст. 14.1). Требования и условия лицензирования обязывают лицензиата обеспечить надлежащие условия охраны при культивировании растений, содержащих наркотические вещества, а также в процессе их переработки и уничтожения (см. ст. 10 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ). Культивирование конопли на территории Российской Федерации возможно только в целях ее законного оборота, культивирование опийного мака и кокаинового куста на территории РФ запрещено (см. п. 2 - 4 ст. 18 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах").
  Принятие надлежащих мер по обеспечению режима охраны мест хранения и переработки наркотических средств и психотропных веществ предусмотрено лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату - юридическому лицу, установленными соответствующим положением о лицензировании (см. подп. "в", "е" п. 3 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"; подп. "б" - "г" п. 3 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", - данные Положения утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 454).
  Лицензирующими органами при осуществлении указанных видов деятельности является Минздрав России или органы исполнительной власти субъектов Федерации, которым Минздрав России передал по соглашению с ними свои полномочия по лицензированию соответствующего вида деятельности.
  См. также подп. "в" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 423. Лицензирующим органом по данному виду деятельности является Минсельхоз России.
  Непринятие лицензиатом надлежащих мер по обеспечению охраны мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной комментируемой статьей (о судебной практике по делам о нарушениях правил хранения наркотических средств, психотропных веществ см. п. 2 комментария к ст. 6.8).
  2. Согласно Положению о представлении юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 577, юридические лица - владельцы лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, представляют ежеквартально и за год отчеты о своей деятельности, а также итоговые данные за год по формам, предусматриваемым указанным Положением. Юридические лица обязаны отчитываться о количестве каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного, использованного наркотического средства и психотропного вещества.
  В отчете за истекший календарный год дается краткое изложение деятельности юридического лица, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и представляются сведения о количестве каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного, использованного наркотического средства и психотропного вещества, а также сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года (см. также Приказ Минэкономразвития России от 28 сентября 2000 г. N 46).
  Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892.
  Государственные квоты, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 864.
  Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правила разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 марта 2001 г. N 221.
  3. Рассматриваемое правонарушение выражается в неисполнении лицензиатом своих обязанностей по обеспечению надлежащей охраны участков земли, на которых культивируются растения, содержащие наркотические вещества, а также по уничтожению соответствующих отходов производства.
  Субъектами данного правонарушения являются должностные лица юридического лица - лицензиата, обязанные обеспечить надлежащие меры охраны наркотических средств, уничтожать производственные отходы, что непосредственно предусмотрено их служебными обязанностями.
  4. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, квалифицируются как преступления (ч. 1 ст. 231 УК).
  Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" под посевом запрещенных к возделыванию растений понимается посев семян или высадка рассады без надлежащего разрешения на любых земельных участках, в том числе на пустующих землях. Преступление признается оконченным с момента посева независимо от последующего всхода либо произрастания растений.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителей, начальников территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителей (см. комментарий к указанной статье).
  В соответствии с ч. 1 ст. 23.63 дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе рассматривать должностные лица органов Госнаркоконтроля России, указанные в ч. 2 ст. 23.63.
 
  Статья 10.5. Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли
 
  Непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.5
 
  1. О статусе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров см. комментарий к ст. 6.8.
  2. Согласно п. 3 ст. 29 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" юридические лица, не имеющие лицензии на культивирование конкретных растений, включенных в указанный в комментируемой статье КоАП Перечень, и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают названные растения, обязаны их уничтожить. В случае отказа от добровольного уничтожения таких растений осуществляется их принудительное уничтожение за счет указанных физических и юридических лиц.
  К лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам - юридическим лицам, относится наличие у лицензиата условий для предотвращения возможности хищения культивируемых растений и полученной из них готовой продукции или отходов, образующихся в процессе производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ из полученной продукции.
  Лицензируемый вид деятельности вправе осуществлять лицензиаты - государственные унитарные предприятия. (О лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, а также о правовых последствиях совершения лицензиатом комментируемого административного правонарушения см. п. 1 комментария к ст. 10.4.)
  По смыслу комментируемой статьи к официальным предписаниям уполномоченного органа относятся протоколы (акты), иные предписания лицензирующего органа, выносимые в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" по результатам контроля за осуществлением лицензиатом установленных лицензионных требований и условий (об административной ответственности за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), см. комментарий к ст. 19.5).
  По смыслу Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" опийный мак и кокаиновый куст относятся к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, а конопля - к ограниченно оборотоспособным объектам (см. п. 1 комментария к ст. 10.4).
  3. Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения утверждена Приказом МВД России от 9 ноября 1999 г. N 840 (см. также Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным").
  4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 10.4.
 
  Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил
 
  Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.6
 
  1. Согласно ст. 1 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
  В соответствии с п. 6 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, к ведению Минсельхоза России отнесено осуществление государственной политики в области ветеринарной службы.
  Согласно ст. 9 Закона РФ "О ветеринарии" право на введение на отдельных территориях Российской Федерации карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней, предоставлено Главному государственному ветеринарному инспектору РФ, главным государственным ветеринарным инспекторам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и их заместителям.
  Упомянутым Законом определены общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства (см. ст. 12 - 19). В частности, организация противоэпизоотических мероприятий предусматривает ветеринарно-санитарные требования при планировке и строительстве предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, при осуществлении заготовки, переработки, хранения, перевозки и реализации продуктов животноводства.
  О понятии ветеринарно-санитарных мер, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", см. абз. 4 п. 5 комментария к ст. 10.2. В соответствии с п. 5 ст. 46 указанного Федерального закона техническое регулирование в области применения ветеринарно-санитарных мер осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О ветеринарии" впредь до принятия соответствующих технических регламентов (см. также п. 7 комментария к ст. 13.12).
  2. В соответствии с Положением о Государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 1992 г. N 830, пограничному государственному ветеринарному надзору подлежат перевозимые любым видом транспорта и всеми видами отправлений, в том числе в ручной клади:
  - животные всех видов (включая птиц, пушных зверей, лабораторных, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб, других гидробионтов, эмбрионы и сперму животных, оплодотворенную икру);
  - продукты животного происхождения (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, яйца, продукты пчеловодства);
  - сырье животного происхождения (шкуры, шерсть, пушнина, пух, перо, эндокринное и кишечное сырье, кровь, кости и другие виды сырья);
  - корма для животных, а также ветеринарные препараты, биологические материалы и предметы коллекционирования животного происхождения.
  Должностные лица зональных управлений и пограничных контрольных ветеринарных пунктов при осуществлении пограничного государственного ветеринарного надзора вправе задерживать подконтрольные грузы, ввозимые на территорию РФ без разрешения Главного управления ветеринарии Минсельхоза России и соответствующих ветеринарных сертификатов, приостанавливать или запрещать выгрузку, погрузку и транзит этих грузов в случаях нарушений ветеринарных условий их поставок.
  3. Соблюдение ветеринарно-санитарных правил предполагает лицензирование ветеринарной деятельности (см. п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
  Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень работ и услуг по ветеринарной деятельности устанавливается положением о лицензировании данного вида деятельности.
  В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" ветеринарная деятельность подлежит лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ на основе положения о лицензировании этого вида деятельности, проект которого разрабатывается Минсельхозом России, а утверждается Правительством РФ.
  Отдельные требования к соискателям лицензий определены Законом РФ "О ветеринарии". В частности, право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием. Специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах управления Государственной ветеринарной службы РФ. В своей профессиональной деятельности указанные специалисты подконтрольны соответствующим органам управления Государственной ветеринарной службы РФ.
  Согласно Положению о лицензировании ветеринарной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2002 г. N 504, ветеринарная деятельность включает:
  - ветеринарные, лечебно-профилактические и лабораторно-диагностические работы;
  - электронное мечение животных.
  Таким образом, данным Положением не установлен исчерпывающий перечень работ и услуг по ветеринарной деятельности, как это предусмотрено п. 2 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  В соответствии с п. 2 данного Положения лицензирование ветеринарной деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (указанные лица вправе осуществлять полномочия лицензиата).
  К лицензионным требованиям и условиям, установленным рассматриваемым Положением, относится соблюдение лицензиатом требований нормативных актов в области ветеринарии (см. подп. "а" п. 3 данного Положения).
  Лицензирование ветеринарной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Законом РФ "О ветеринарии" (см. подп. В п. 5 комментария к ст. 14.1).
  Совершение лицензиатом рассматриваемого административного проступка квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  4. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих указанные Правила либо уклоняющихся от их исполнения. В частности, к данному правонарушению относится осуществление ветеринарной деятельности без лицензии либо лицензиатом с нарушением лицензионных требований и условий.
  5. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, квалифицируется в качестве экологического преступления (ч. 1 ст. 249 УК).
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, указанные в ч. 2 ст. 23.14 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 10.7. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных
 
  Сокрытие от органов государственного ветеринарного надзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.7
 

<< Пред.           стр. 23 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу