<< Пред.           стр. 24 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. Сокрытие от органов государственного ветеринарного надзора сведений о внезапном падеже или эпизоотиях может оказать негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическую обстановку. Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
  2. Согласно ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра; немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании.
  Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных требований влекут за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.
  3. Согласно Положению о государственном ветеринарном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706, государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля:
  - за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами РФ, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), а также мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, за охраной территории РФ от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;
  - за соблюдением ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, при ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе из РФ подконтрольных ветеринарной службе грузов, при производстве, применении и реализации препаратов и технических средств ветеринарного назначения, при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, а также за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих их безопасность для здоровья человека и животных.
  4. Должностные лица Государственной ветеринарной службы РФ осуществляют в пределах обслуживаемой территории государственный ветеринарный надзор за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами ветеринарных правил и проведением ими установленных противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий, а также за выполнением мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных и принятием мер по охране территории от завоза и распространения особо опасных и карантинных болезней животных. Решения, требования и указания должностных лиц Государственной ветеринарной службы РФ, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для предприятий, учреждений, организаций и граждан.
  5. О корреляции данного административного правонарушения и экологического преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 249 УК, см. п. 5 комментария к ст. 10.6.
  О лицензировании ветеринарной деятельности и о правовых последствиях совершения лицензиатом комментируемого правонарушения см. п. 3 комментария к ст. 10.6.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, указанных в ч. 2 ст. 23.14 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства
 
  Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
 
  Комментарий к статье 10.8
 
  1. Согласно ст. 13 - 15 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.
  Перевозка животных, продуктов животноводства и кормов, пропуск военных транспортных средств через Государственную границу РФ допускаются только в местах, где организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты.
  Общие требования к осуществлению международных (экспортных, импортных, транзитных) перевозок животных определены ст. 14 Закона РФ "О ветеринарии".
  В соответствии с п. 1.1 - 1.6 Правил морской перевозки животных, пищевых продуктов, сырья животного происхождения и кормов (РД 31.11.25.80-96), утвержденных Приказом Федеральной службы морского флота России от 29 ноября 1996 г. N 43, перевозка животных, птиц и сырья животного происхождения морем допускается при условии:
  - благополучия хозяйств и пунктов выхода животных, птиц и сырья животного происхождения по остроинфекционным болезням;
  - отсутствия среди предъявленных к перевозке животных и птиц больных и подозрительных по заразным болезням и сырья животного происхождения, неблагополучного в ветеринарно-санитарном отношении;
  - предварительного исследования и ветеринарно-санитарной обработки животных, птиц и сырья животного происхождения в зависимости от рода назначения их согласно специальным правилам и инструкциям Департамента ветеринарии Минсельхоза России и органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
  Предъявляемые к погрузке (или выгрузке) животные, птицы и сырье животного происхождения должны быть осмотрены специалистом пограничного или транспортного ветеринарного контрольного пункта, который дает разрешение на погрузку и выдает ветеринарный сертификат (или ветеринарное свидетельство при каботажных перевозках) на груз. При выгрузке сертификаты меняются на свидетельства. Грузы, указанные в приложении к данным Правилам, должны быть сертифицированы в органах Госсанэпиднадзора России и иметь гигиенический сертификат международного, европейского или страны-производителя образца. Ветеринарные сертификаты (или свидетельства) и гигиенические сертификаты должны выдаваться отдельно на каждую партию животных, птиц и сырья животного происхождения, следующих из одного пункта отправления в один пункт назначения и в адрес одного грузополучателя.
  Переадресовка животных, птиц и сырья животного происхождения в другие пункты, не указанные в ветеринарных сертификатах (или свидетельствах), по которым груз был принят к перевозке, без соответствующего разрешения запрещается.
  При перевалке груза с судна на железную дорогу или на автомобили с дроблением всей партии груза на отдельные отправки на каждую такую отправку пограничным ветеринарным контрольным пунктом (далее - погранветпункт) должно быть выдано отдельное ветеринарное свидетельство (на каждую транспортную единицу или направление в адрес одного получателя) на основании сертификата, по которому груз прибыл в порт.
  Срок действия ветеринарных сертификатов (свидетельств) со дня их выдачи до предъявления при погрузке - 3 дня. При просроченных сверх указанного срока документах вопрос о приемке этих грузов к перевозке решается в каждом отдельном случае погранветпунктом порта.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПС России от 28.06.1999 N 36Ц "Об утверждении Правил перевозок животных на железнодорожном транспорте" утратил силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 35 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом животных".
 
  Согласно п. 1 Правил перевозок животных на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 28 июня 1999 г. N 36Ц (зарегистрирован Минюстом России 13 января 2000 г. N 2045), предъявление к перевозке по железным дорогам всех видов животных (включая птиц, пушных зверей, лабораторных, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб) в пределах Российской Федерации и государств - участников СНГ осуществляется грузоотправителем при наличии ветеринарного свидетельства формы N 1 (приложение N 1 к Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы, утвержденной Минсельхозпродом России (ныне - Минсельхоз России) 12 апреля 1997 г. N 13-7-2/871 и зарегистрированной Минюстом России 22 мая 1997 г. (регистрационный N 1310); далее - Инструкция), выдаваемого ветеринарным врачом государственной ветеринарной службы района (города). Перевозка животных без указанного ветеринарного свидетельства не допускается.
  Ветеринарное свидетельство формы N 1 действительно для предъявления на железнодорожной станции (далее - станция) погрузки в течение трех дней с момента его выдачи.
  Первый экземпляр ветеринарного свидетельства, оформленного на каждый вагон отдельно с указанием количества животных в вагоне, прикладывается к транспортной железнодорожной накладной, а второй экземпляр - с надписью в правом верхнем углу "Дубликат" - выдается грузоотправителем проводнику, сопровождающему животных. В накладную в графе "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправителем вносится отметка о приложении ветеринарного свидетельства формы N 1 с указанием его номера и даты выдачи.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПС России от 28.06.1999 N 36Ц "Об утверждении Правил перевозок животных на железнодорожном транспорте" утратил силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 35 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом животных".
 
  В соответствии с п. 3 Правил перевозок животных на железнодорожном транспорте при предъявлении животных к перевозке на экспорт грузоотправитель представляет станции погрузки ветеринарное свидетельство формы N 1, в котором в графе "Особые отметки" должны быть указаны номер и дата разрешения Департамента ветеринарии на экспорт.
  На погранветпункте представителем органа Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и Министерства сельского хозяйства РФ (далее - орган Госветнадзора) ветеринарное свидетельство формы N 1 заменяется на ветеринарные сертификаты формы N 5а (приложение N 5 к Инструкции) - на животных, птиц, пчел и расплод пчел или формы N 5с (приложение N 7 к Инструкции) - на племенной материал.
  Ветеринарное свидетельство формы N 1, ветеринарный сертификат формы N 5 (N 5а или N 5с) на экспортируемых животных прикладываются (грузоотправителем - на станции погрузки, представителем органа Госветнадзора - на пограничной передаточной станции) к накладной Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении с указанием в графе "Документы, прилагаемые отправителем" наименования, номера и даты выдачи ветеринарного документа.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПС России от 28.06.1999 N 36Ц "Об утверждении Правил перевозок животных на железнодорожном транспорте" утратил силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 35 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом животных".
 
  Согласно п. 5 рассматриваемых Правил прием к перевозке по железным дорогам Российской Федерации животных, ввозимых в Российскую Федерацию, допускается при наличии ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом государства-экспортера и содержащего необходимые сведения, подтверждающие соответствие ввозимых животных ветеринарно-санитарным требованиям РФ при импорте. При поступлении ввозимых животных на пограничный ветеринарный пункт представителем органа Госветнадзора принимается решение о возможности и условиях их дальнейшей перевозки.
  Осмотр животных и оформление ветеринарных свидетельств формы N 1 взамен ветеринарных сертификатов государств-экспортеров выполняются ветеринарным врачом органа Госветнадзора в пунктах назначения.
  2. Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
  Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
  В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О ветеринарии" владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
  Пунктом 1 Приказа Минсельхозпрода России от 4 февраля 1999 г. N 45 "Об усилении контроля за внутрихозяйственным убоем скота" руководителям сельскохозяйственных органов субъектов Федерации предписано принять меры к недопущению убоя скота вне мясокомбинатов, убойных пунктов, убойных площадок, а также установить строгий контроль за движением поголовья скота; обеспечить убой животных, переработку мяса, выработку мясной продукции и ее реализацию в соответствии с ветеринарными и санитарными правилами и нормами.
  Согласно п. 2 данного Приказа органам Государственного ветеринарного надзора запрещены клеймение и выдача сопроводительных ветеринарных документов на мясо, полученное от убоя скота вне мясокомбинатов, боен, убойных пунктов, убойных площадок.
  Ветеринарно-санитарные правила использования и переработки импортного мяса и мясопродуктов, обязательные для исполнения всеми предприятиями, организациями независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности и гражданами, осуществляющими ввоз, транспортировку, хранение, переработку и реализацию мяса, мясопродуктов всех убойных животных, утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 13 июля 1994 г. N 13-7-2/129 (зарегистрированы в Минюсте России 25 августа 1994 г. N 668).
  Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты применительно к деятельности по предубойному содержанию скота, убою и переработке скота утверждены Постановлением Минтруда России от 25 декабря 1997 г. N 66 (в ред. Постановления Минтруда России от 17 декабря 2001 г. N 85).
  3. Государственный ветеринарный надзор на мясокомбинатах, рыбокомбинатах, хладокомбинатах и других предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства осуществляется должностными лицами Государственной ветеринарной службы РФ (см. п. 4 комментария к ст. 10.7).
  О лицензировании ветеринарной деятельности и о правовых последствиях совершения лицензиатом данного административного правонарушения см. п. 3 комментария к ст. 10.6.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  применительно к нарушениям ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, а также правил переработки продуктов животноводства - должностными лицами органов, указанных в п. 6 комментария к ст. 10.7;
  в части нарушения правил хранения или реализации продуктов животноводства - должностными лицами госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к указанным статьям).
 
  Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта
 
  Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.9
 
  1. Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" под мелиорацией земель подразумевается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, противоэрозионных и других мелиоративных мероприятий.
  Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на предмет соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству осуществляется Минсельхозом России.
  Государственная экологическая экспертиза в области мелиорации земель проводится в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей природной среды и об экологической экспертизе.
  2. Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается Минсельхозом России.
  Проектирование и строительство мелиоративных систем, в процессе функционирования которых используются водные объекты, осуществляются на основании полученных в соответствии с водным законодательством РФ лицензий на водопользование и заключенных в соответствии с ними договоров пользования водными объектами.
  3. В соответствии с п. 4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, указанное Министерство и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель. Минсельхоз России осуществляет государственное управление в области мелиорации земель, государственный контроль за состоянием и использованием мелиорированных земель и систем сельскохозяйственного водоснабжения; к ведению его должностных лиц отнесено рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Минсельхоза России и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.20 КоАП.
 
  Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем
 
  1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.10
 
  1. Граждане и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждений.
  Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются Министерством сельского хозяйства РФ.
  Содержание в исправном состоянии мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений организуют:
  - в отношении государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений - специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель;
  - в отношении мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в муниципальной собственности, - органы местного самоуправления;
  - в отношении мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, - их собственники, владельцы и пользователи.
  2. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
  Мелиоративные системы подразделяются в зависимости от их принадлежности различным собственникам на:
  - государственные мелиоративные системы - мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд;
  - мелиоративные системы общего пользования - мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданные в установленном порядке в пользование нескольким гражданам и (или) юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц;
  - мелиоративные системы индивидуального пользования - мелиоративные системы, находящиеся в собственности гражданина или юридического лица либо переданные в установленном порядке в пользование гражданину или юридическому лицу, а также защитные лесные насаждения, необходимые указанным лицам только для их нужд;
  - отдельно расположенные гидротехнические сооружения - инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.
  Порядок проведения мелиоративных мероприятий различается в зависимости от типа мелиорации земель (гидромелиорации, агролесомелиорации и др.) (см. ст. 6 - 9 Федерального закона "О мелиорации земель").
  О лицензировании деятельности по проектированию и строительству мелиоративных систем см. абз. 2 п. 2 комментария к ст. 10.9, а также подп. Б п. 5 комментария к ст. 14.1.
  Применительно к ч. 2 комментируемой статьи к защитным лесным насаждениям относится также древесно-кустарниковая растительность, расположенная на участке земли, занятом мелиоративной системой, предназначенная для защиты гидротехнических и иных сооружений и устройств от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений.
  Согласно п. 1 ст. 102 ЗК земли, выделенные для установления зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов, относятся к землям водного фонда.
  3. Согласно ст. 30 Федерального закона "О мелиорации земель" строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.
  Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередачи, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель.
  4. К объектам противоправного деяния, определенного ч. 2 рассматриваемой статьи, относятся мелиоративные системы, находящиеся в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности, а также отдельно расположенные гидротехнические сооружения - инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы.
  5. Частью 3 комментируемой статьи определены лишь отдельные объекты, несанкционированное строительство которых на указанных землях квалифицируется в качестве административного правонарушения; обобщающим признаком данных объектов является их принадлежность к недвижимому имуществу, находящемуся (если иное не предусмотрено федеральным законом) в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
  6. О статусе специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель см. п. 3 комментария к ст. 10.9.
  7. О должностных лицах органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 4 комментария к ст. 10.9. Указанным должностным лицам не подведомственно рассмотрение дел о нарушении правил эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, причем гл. 23 КоАП не установлен статус органа административной юрисдикции, рассматривающего дела о данных нарушениях (см. ч. 1 ст. 23.20).
  В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038, государственное регулирование деятельности судоходных гидротехнических сооружений отнесено к ведению Минтранса России и представляет собой один из элементов руководства Минтранса России в области внутреннего водного транспорта (см. подп. 129, 132 п. 8 указанного Положения). Таким образом, рассмотрение дел о рассматриваемых административных проступках в части нарушения правил эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений должно осуществляться должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП.
 
  Статья 10.11. Нарушение норм и правил ведения племенного животноводства
 
  1. Реализация или использование в целях воспроизводства племенной продукции (материала) с нарушением требований, установленных законодательством о племенном животноводстве, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение правил государственной регистрации племенных животных и племенных стад -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.11
 
  1. В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" под племенной продукцией (материалом) понимаются сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы (племенное животное), а также его семя и эмбрионы.
  Племенные животные и племенные стада подлежат обязательной государственной регистрации (см. п. 4 комментария к данной статье).
  2. Экспорт и импорт племенной продукции (материала) осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, при наличии разрешения специально уполномоченного Правительством РФ государственного органа по управлению племенным животноводством.
  Разрешение на импорт племенной продукции (материала) выдается при условии, если племенная ценность импортируемой племенной продукции (материала) подтверждена признаваемым Российской Федерацией сертификатом (свидетельством). Для получения указанного разрешения заинтересованное лицо обязано представить в специально уполномоченный Правительством РФ государственный орган по управлению племенным животноводством документы о качестве племенной продукции (материала). Согласно п. 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области племенного животноводства.
  3. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) вправе осуществлять только лицензиаты. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование указанных видов деятельности отнесено к ведению Минсельхоза России.
  Соблюдение лицензиатом - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем стандартов, норм и правил, установленных в области племенного животноводства, предусмотрено лицензионными требованиями и условиями (см. подп. "г" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 497).
  Совершение лицензиатом рассматриваемых административных правонарушений квалифицируется как нарушение требований и условий лицензирования и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  Осуществление данных видов деятельности без лицензии рассматривается в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.
  4. Согласно ст. 18 Федерального закона "О племенном животноводстве" племенные животные и племенные стада относятся к объектам государственной регистрации. По смыслу ст. 2 Федерального закона "О племенном животноводстве" под племенным животным понимается сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке.
  Государственная регистрация племенных животных и племенных стад осуществляется посредством внесения записей соответственно в государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр. В государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр заносятся данные о племенных и продуктивных качествах племенных животных, племенных стадах, а также другие данные, необходимые для идентификации племенных животных, племенных стад, определения их происхождения и хозяйственной ценности. Указанные данные должны быть доступны для заинтересованных лиц.
  Государственная книга племенных животных и государственный племенной регистр ведутся соответствующими органами государственной племенной службы.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению мировых судей (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП, абз. 2 и 4 ч. 3 указанной статьи; согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП при рассмотрении дел о данных правонарушениях проведение административного расследования не предусмотрено).
 
  Статья 10.12. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений
 
  Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.12
 
  1. Применительно к отношениям, регулируемым Законом РФ от 6 августа 1993 г. N 5605-1 "О селекционных достижениях", под семенами понимаются растение или его часть, применяемые для воспроизводства сорта. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" под семенами подразумеваются части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и др.), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений.
  2. Обязательные требования, предъявляемые к хранению, транспортировке и использованию семян сортов растений, установлены Законом РФ "О семеноводстве". Согласно этим требованиям запрещаются:
  - ввоз на территорию Российской Федерации семян сортов растений, которые не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением ввоза для научных целей, государственных испытаний, производства семян растений на экспорт;
  - ввоз в РФ и вывоз с ее территории без разрешения патентообладателя семян сортов растений, охраняемых соответствующим патентом.
  Юридические или физические лица, использующие семена сортов растений, не охраняемых патентом на селекционное достижение, с целью их репродукции до истечения 20-летнего срока с года допуска сорта, обязаны заключить с учреждением-оригинатором (автором) соглашение о вознаграждении за использование сорта.
  Размер вознаграждения определяется соглашением сторон.
  В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О селекционных достижениях" любое лицо должно получить от патентообладателя лицензию на осуществление с семенами охраняемого селекционного достижения следующих действий:
  производства и воспроизводства;
  доведения до посевных кондиций для последующего размножения;
  предложения к продаже;
  продажи и иных видов сбыта;
  вывоза с территории Российской Федерации;
  ввоза на территорию Российской Федерации;
  хранения в перечисленных выше целях.
  3. Согласно ст. 21 Федерального закона "О семеноводстве" порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений определяется Минсельхозом России и МПР России.
  Использование семян, которые являются объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью), допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
  4. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О семеноводстве" партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян. По заявкам производителей семян данные сертификаты выдаются и на партии семян, предназначенных для собственных нужд их производителей.
  Партии семян, предназначенных для вывоза из РФ, должны иметь сертификаты в соответствии с нормами международного права.
  Выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.
  Применительно к семенам сельскохозяйственных и лесных растений порядок сертификации установлен Положением, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (ныне - Минсельхоз России) от 8 декабря 1999 г. N 859.
  5. О требованиях к реализации и транспортировке семян сельскохозяйственных растений см. п. 1 комментария к ст. 10.14. Указанные требования также определены Порядком реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденным Приказом Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707. Порядок аккредитации физических и юридических лиц на право определения посевных качеств семян сельскохозяйственных растений установлен Положением, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 17 июля 2000 г. N 664. Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных требований рассматриваются в качестве административных правонарушений.
  6. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству элитных семян (семян элиты) вправе осуществлять только лицензиаты. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование указанного вида деятельности отнесено к ведению Минсельхоза России.
  О лицензионных требованиях и условиях по данному виду деятельности и о правовых последствиях совершения лицензиатом - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем комментируемого административного правонарушения см. п. 3 комментария к ст. 7.18.
  Производство элитных семян, осуществляемое физическим, юридическим лицом без лицензии, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  7. Об особенностях функционирования системы семеноводства лесных растений см. п. 4 комментария к ст. 8.27.
  8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Государственной семенной инспекции РФ при Минсельхозе России (Госсеминспекция России), указанных в ч. 2 ст. 23.19 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 10.13. Нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений
 
  Нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений либо внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.13
 
  1. В соответствии с Порядком реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 18 октября 1999 г. N 707, реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата.
  Семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли, сопровождаются свидетельством на семена. Каждая партия семян, предназначенная для реализации, упаковывается и маркируется путем подачи информации в написанном, напечатанном или изображенном графически виде на ярлык и другие документы, сопровождающие семена, или на контейнер.
  Применительно к лицензиатам, осуществляющим деятельность по производству элитных семян (семян элиты), соблюдение требований законодательства РФ, государственных стандартов и иных нормативных актов в области семеноводства относится к лицензионным требованиям и условиям (см. п. "а" ст. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 415; см. также п. 3 комментария к ст. 7.18, п. 6 комментария к ст. 10.12).
  2. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" на семена, предназначенные для собственных нужд их производителей, а также на семена, не соответствующие требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства, выдаются удостоверения о качестве семян.
  Выдача удостоверений о качестве семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями в порядке, установленном Минсельхозом России.
  Согласно Положению о порядке аккредитации физических и юридических лиц на право определения посевных качеств семян сельскохозяйственных растений, утвержденному Приказом Минсельхоза России от 17 июля 2000 г. N 664, определение посевных качеств семян сельскохозяйственных растений осуществляется с целью выявления признаков, характеризующих пригодность их для посева (посадки), и соответствия этих признаков требованиям государственных или отраслевых стандартов, другой нормативной документации. Объектом аккредитации может быть любое физическое или юридическое лицо, подавшее соответствующее заявление в орган по аккредитации и отвечающее требованиям, установленным указанным Положением, которым определены виды документов, представляемых заявителем в Государственную семенную инспекцию РФ и государственные семенные инспекции субъектов РФ.
  Контроль за соблюдением правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений возложен на государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений, статус которых определен Положением о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1998 г. N 1200. Указанные должностные лица осуществляют контроль за обеспечением соблюдения законодательства РФ в области семеноводства, актов Минсельхоза России, требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства (см. Положение о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений, утвержденное Постановлением Правительства РФ; о статусе государственных стандартов, определенном Федеральным законом "О техническом регулировании", см. п. 1, 2 комментария к ст. 9.4. О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области технического регулирования см. подп. В п. 7 комментария к ст. 13.12).
  3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 8 комментария к ст. 10.12.
 
  Статья 10.14. Нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений
 
  Ввоз на территорию Российской Федерации не соответствующих требованиям государственных стандартов партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими и биологическими препаратами, либо допущенных к использованию партий семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 10.14
 
  1. О порядке ввоза на территорию РФ партий семян, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, см. п. 2 комментария к ст. 10.12. За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционные достижения, взимаются пошлины в порядке, определенном Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918.
  Общие требования к определению сортовых и посевных качеств семян определены ст. 25 - 27 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве".
  Согласно ст. 31 Федерального закона "О семеноводстве" партии семян при их реализации и транспортировке могут находиться в затаренном или в незатаренном состоянии (насыпью). При реализации и транспортировке партий семян в затаренном состоянии их тара и упаковки должны иметь этикетки установленных форм.
  При реализации и транспортировке партий семян в незатаренном состоянии (насыпью) требуется оформить на данные партии семян сопроводительные документы с указанием сведений о наименовании сорта растений каждой партии семян, происхождении и качестве семян.
  Партии семян, обработанные химическими или биологическими препаратами, должны находиться в затаренном состоянии. Тара и упаковки этих партий семян должны иметь соответствующие надписи и сопроводительные документы, определяющие порядок обращения с такими семенами и содержащие сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую природную среду.
  При реализации и транспортировке партий семян запрещается указывать на их таре и упаковках, этикетках и в сопроводительных документах не соответствующие действительности сведения о наименованиях сортов растений, происхождении и качестве семян, а также распространять заведомо ложную рекламу о партиях семян в средствах массовой информации.
  О лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты) см. п. 3 комментария к ст. 7.18, п. 6 комментария к ст. 10.12, абз. 3 п. 1 комментария к ст. 10.13.
  2. Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 18 октября 1999 г. N 707 и введен в действие с 1 июня 2000 г. (зарегистрирован в Минюсте России 20 января 2000 г. N 2059).
  3. Соответствие семян лесных растений указанным требованиям определяется в соответствии с Инструкцией по организации и проведению семенного контроля в отношении семян лесных растений в Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 25 июня 1999 г. N 134 (зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 1999 г. N 1838).
  4. О рассмотрении дел о комментируемых административных правонарушениях см. п. 8 комментария к ст. 10.12.
 
 Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
 
  Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте
 
  1. Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
  2. Несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
  3. Повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  4. Нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно нарушение правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одного минимального размера оплаты труда; на должностных лиц - от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
  5. Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.1
 
  1. По смыслу настоящей статьи подразумеваются только железнодорожные пути общего пользования; административная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта на железнодорожных подъездных путях, предназначенных для обслуживания определенных грузоотправителей, грузополучателей, определена ст. 11.2 КоАП.
  2. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц; транспортное происшествие - событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
  В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и заключаемыми в соответствии с законодательством РФ договорами перевозки.
  Перевозки грузов в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта осуществляются также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
  В соответствии со ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации под грузом понимается объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.
  Применительно к ч. 2 комментируемой статьи субъектами состава правонарушения являются грузоотправитель или грузополучатель. Согласно ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправителем (отправителем) является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе; грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.
  В соответствии со ст. 24 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления, в том числе решетки для животных, щиты, вагонные печи, предоставляются грузоотправителями (отправителями). Установка таких приспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке осуществляются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), перевозчиком или иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в зависимости от того, кем обеспечиваются погрузка и выгрузка.
  Указанное оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления могут предоставляться перевозчиками на условиях договора.
  Необходимые для погрузки, крепления и перевозки воинских грузов оборудование, материалы и иные приспособления могут предоставляться перевозчиком в соответствии с договором.
  Сведения об установке таких приспособлений указываются в транспортных железнодорожных накладных.
  Основные требования к контейнерам применительно к железнодорожным перевозкам установлены п. 1 ст. 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", согласно которому предназначенные для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России.
  В случаях, установленных законодательством РФ, железнодорожный подвижной состав и контейнеры должны иметь соответствующие сертификаты соответствия.
  3. Повреждение путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи означает нанесение восполнимого вреда данному объекту, временно исключающего его функциональное применение.
  При проходе по железнодорожным путям в неустановленных местах и подкладывании на железнодорожные пути предметов нарушитель осознает противоправность своих действий и предвидит их вредоносность. В обоих случаях административный проступок квалифицируется в момент совершения указанного нарушения. При причинении имущественного ущерба или иных тяжких последствиях названные действия могут квалифицироваться как преступление.
  4. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозку грузов железнодорожным транспортом, транспортировку грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути, а также погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте вправе осуществлять только лицензиаты - юридические лица и индивидуальные предприниматели. Лицензирующим органом по указанным видам деятельности является МПС России.
  Соблюдение лицензиатами требований нормативных правовых актов РФ, государственных и трудовых стандартов и иных нормативных технических документов, устанавливающих правила перевозок грузов и требования по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте, предусмотрено лицензионными требованиями и условиями (см. подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов; подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383).
  Несоблюдение лицензиатом - индивидуальным предпринимателем установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной ч. 2 комментируемой статьи (о корреляции понятий "должностное лицо" и "индивидуальный предприниматель" см. комментарий к ст. 2.4; см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  5. Защитные лесонасаждения, указанные в ч. 3 комментируемой статьи, относятся к землям транспорта, предоставляемым в соответствии с п. 2 ст. 90 ЗК для установления охранных зон железных дорог. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, относятся к полосам отвода железных дорог. Под охранными зонами подразумеваются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.
  Согласно ст. 135 ЛК древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях железнодорожного транспорта, предназначена для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта. МПС России и его организации осуществляют государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства указанной древесно-кустарниковой растительности.
  6. Противоправные действия, выразившиеся в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в блокировании транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, квалифицируются по ст. 267 УК.
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел о комментируемых административных правонарушениях отнесено к ведению должностных лиц органов системы МПС России, указанных в ч. 2 ст. 23.41 КоАП (см. комментарий к данной статье).
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 5 комментируемой статьи, рассматриваются:
  - начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном транспорте, начальниками линейных пунктов милиции - в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, при этом необходимо учитывать процессуальные особенности их рассмотрения, установленные ч. 3 ст. 23.3 КоАП;
  - начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном транспорте, начальниками линейных пунктов милиции и другими сотрудниками милиции, на которых возложен надзор за соблюдением правил движения на железнодорожном транспорте, - в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
 
  Статья 11.2. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта
 
  Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта, и переездах через них -
  влечет наложение административного штрафа на работников промышленного железнодорожного транспорта в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.2
 
  1. Данной статьей предусмотрена административная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта на железнодорожных подъездных путях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
  Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в РФ состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
  В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона к железнодорожным путям общего пользования относятся железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению МПС России в порядке, определенном Правительством РФ.
  В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, под железнодорожным переездом понимается пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Понятие дорога определено ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
  2. Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
  Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются МПС России. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
  3. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок; транспортировку грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути, вправе осуществлять только лицензиаты.
  В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанному виду деятельности отнесено к ведению МПС России.
  Погрузочно-разгрузочную деятельность, в том числе осуществляемую на железнодорожных подъездных путях, вправе осуществлять только лицензиаты. О лицензионных требованиях и условиях, а также о правовых последствиях совершения лицензиатом комментируемого административного правонарушения см. п. 4 комментария к ст. 11.1.
  4. Неисполнение, ненадлежащее исполнение работником промышленного железнодорожного транспорта рассматриваемых правил влечет за собой административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов Ространсинспекции, указанных в ч. 2 ст. 23.36 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов
 
  1. Размещение в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, либо применение пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, либо устройство в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Невыполнение правил размещения ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  3. Повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  4. Проход или проезд без надлежащего разрешения по территориям аэропортов (за исключением аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.3
 
  1. В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса РФ под аэродромом понимается участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации.
  Аэропортом является комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
  2. Маркировочные знаки и устройства размещаются на территории аэродрома для их опознавания лицами, управляющими воздушным судном, их размещение на зданиях и сооружениях необходимо для обеспечения безопасности воздушного сообщения. Согласно ст. 51 Воздушного кодекса РФ собственники зданий и сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами. Размещение в районе аэродромов знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания аэродромов маркировочными знаками и устройствами, запрещается.
  Строительство и реконструкция объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также размещение в зонах действий таких аэродромов зданий, сооружений, объектов, не имеющих отношения к гражданской авиации, осуществляются только по согласованию с должностными лицами Минтранса России.
  3. Правонарушения, указанные в комментируемой статье, могут быть следствием противоправных действий (бездействия). Совершение проступка только действием характерно для повреждения аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования. В данном случае предметами посягательства являются различные имущественные объекты; воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимым вещам.
  Согласно ст. 32 Воздушного кодекса РФ под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
  4. Причинение нарушителем восполнимого вреда аэродромному оборудованию, аэродромным знакам, воздушным судам и их оборудованию может быть следствием умышленных действий (прямой умысел), а также совершено по неосторожности.
  5. Должностные лица могут быть субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2 комментируемой статьи, только при нарушении правил безопасности полетов, соблюдение которых предусмотрено их служебными обязанностями.
  6. Виды деятельности, указанные в ч. 1, 2 комментируемой статьи, относятся к деятельности по использованию воздушного пространства (см. п. 1 комментария к ст. 11.4).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  применительно к нарушениям безопасности полетов гражданской авиации - должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП;
  в части нарушений безопасности полетов военной авиации - должностными лицами Минобороны России, указанными в п. 2 ч. 2 ст. 23.42 КоАП;
  должностными лицами органов, уполномоченных в области оборонной промышленности, указанных в п. 4 комментария к ст. 23.32, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.42 КоАП.
 
  Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

<< Пред.           стр. 24 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу