<< Пред.           стр. 26 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения
 
  1. Выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
  2. Выпуск в плавание маломерного судна, не зарегистрированного в установленном порядке, или не прошедшего технического осмотра (освидетельствования), или имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или не укомплектованного снаряжением, или переоборудованного без соответствующего разрешения, а равно допуск к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов, в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.13
 
  1. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; под самоходным транспортным судном - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов; под судном смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям.
  Правила государственной регистрации указанных судов утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 (зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2001 г. N 3029). См. также п. 1 - 3 комментария к ст. 11.8.
  2. Применительно к отношениям, возникающим из торгового мореплавания, общие требования, касающиеся осуществления технического надзора, определены § 4 гл. II КТМ. Согласно ст. 22, 23 КТМ судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. Органы технического надзора и классификации судов в соответствии с их полномочиями осуществляют технический надзор за пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 т, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов. Технический надзор за указанными судами и их классификация осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов, которые издают правила о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации, об изготовлении материалов и изделий для судов.
  Органы технического надзора и классификации судов имеют право при невыполнении указанных правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию ранее выданные такими органами документы.
  3. Согласно ст. 14 КВВТ на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре РФ и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:
  - свидетельство о праве собственности на судно;
  - свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ;
  - свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
  - список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
  - судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
  - судовое санитарное свидетельство;
  - единая книга осмотра судна;
  - свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
  - лицензия судовой радиостанции;
  - свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
  На судне должны находиться оригиналы указанных документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.
  На судне, выходящем в море, кроме указанных документов должны находиться документы, предусмотренные КТМ.
  На судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной границы РФ, кроме указанных документов должны находиться документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
  4. Исчерпывающий перечень основных судовых документов, которые должно иметь судно, используемое в целях торгового мореплавания, определен ст. 25 - 27 КТМ.
  5. Согласно ст. 52 - 53 КТМ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:
  - обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;
  - выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;
  - недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
  В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу судна могут быть отнесены также другие специалисты.
  Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.
  О квалифицирующих признаках состояния опьянения см. п. 1, 3 комментария к ст. 11.9.
  6. В зависимости от типа и назначения судна, района плавания судна минимальный состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, устанавливается Минтрансом России, судна рыбопромыслового флота - Госкомрыболовством России по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.
  Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающего безопасность судна, выдается соответственно капитаном морского торгового порта и капитаном морского рыбного порта, осуществившими регистрацию судна.
  При осуществлении контроля в морских торговых портах и морских рыбных портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа, обеспечивающего безопасность судна, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
  7. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, статус экипажа судна определен ст. 26 - 33 КВВТ; требования, предъявляемые к членам экипажа судна, установлены ст. 27 КВВТ.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ Минтранса России от 24.05.1994 N 31 "О минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания" утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 01.11.2002 N 138 "Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов".
 
  Перечень основных требований к формированию минимального и штатного состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания определен Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, обеспечивающем безопасность эксплуатации судна, утвержденным Приказом Минтранса России от 24 мая 1994 г. N 31.
  8. Основные требования к техническому осмотру маломерных судов определены Правилами технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха населения на водоемах, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденными Приказом Минприроды России от 12 сентября 1995 г. N 359. Согласно указанным Правилам технический надзор за судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе эксплуатации, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и специальных осмотров. Контроль за техническим состоянием осуществляется в отношении принадлежащих физическим и юридическим лицам судов и других водных транспортных средств валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 человек и менее, с главными двигателями мощностью до 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности.
  Техническому освидетельствованию подлежат все вышеуказанные суда, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 кг, байдарок - менее 150 кг и надувных судов - менее 225 кг. При первичном техническом освидетельствовании устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по грузоподъемности и пассажировместимости судна, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), высоте волны, при которых судно может плавать, надводному борту, осадке, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
  9. В соответствии с Правилами аттестации граждан на право управления судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденными Приказом Минприроды России от 12 сентября 1995 г. N 359, на территории Российской Федерации установлен единый порядок аттестации граждан на право управления судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МПР России.
  Государственная инспекция аттестует граждан и выдает им удостоверения на право управления моторными и парусными судами валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 человек и менее, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности.
  Аттестация граждан, выдача судоводителям удостоверений на право управления маломерными суднами и талонов к ним производятся экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам субъектов РФ на основании результатов экзаменов и проверки навыков практического управления судном.
  10. При истолковании данной статьи следует принимать во внимание, что осуществление отдельных видов деятельности на морском транспорте и внутреннем водном транспорте подлежит обязательному лицензированию. Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности определен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". См. также п. 5 комментария к ст. 11.6.
  Применительно к судам морского транспорта к субъектам административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, относятся также сюрвейеры - юридические лица и индивидуальные предприниматели, наделенные полномочиями лицензиата и осуществляющие деятельность по сюрвейерскому обслуживанию морских судов в морских портах, под которой в соответствии с Положением о лицензировании указанного вида деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447, понимается деятельность по осмотру судов, грузов и иных объектов морского бизнеса и морского страхования и выдаче заключений об их техническом состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д.
  Лицензирование по указанному виду деятельности осуществляется государственной службой морского флота Минтранса России.
  Осуществление сюрвейерского обслуживания морских судов в соответствии с нормативными правовыми актами, а также использование лицензиатом специального оборудования при инструментальных методах экспертизы повреждений судов относятся к лицензионным требованиям и условиям (см. соответственно подп. "а", "г" п. 4 Положения о лицензировании сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах).
  11. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются:
  - должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП (применительно к нарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, совершенным на судах промыслового флота);
  - должностными лицами государственной службы морского флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.38 КоАП (в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных на судах морского транспорта);
  - должностными лицами государственной службы речного флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП (применительно к нарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, совершенным на судах внутреннего водного транспорта);
  - должностными лицами органов Государственной инспекции по маломерным судам МПР России, указанными в ч. 2 ст. 23.40 КоАП (в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи).
 
  Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов
 
  1. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  3. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.14
 
  1. К опасным веществам относятся материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут в процессе перевозки, погрузочно-разгрузочных работ и хранения послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств и других объектов транспорта, а также источником причинения вреда здоровью человека, животным, нанести вред окружающей природной среде. К указанным веществам относятся взрыво-, пожароопасные вещества, например взрывчатые вещества, а также источники ионизирующего излучения, бактериологические и иные вещества.
  2. Правонарушением является сам факт неисполнения указанных правил независимо от причинения противоправными действиями имущественного ущерба, вреда здоровью человека, животным, окружающей природной среде. Причинение вреда здоровью человека является критерием, отграничивающим проступок от преступления, предусмотренного ст. 263 УК.
  3. Перевозка опасных веществ на воздушном транспорте должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям. В частности, потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к транспортировке, в том числе и средствами воздушного транспорта, только после их государственной регистрации (см. ст. 14, 43 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
  4. Гражданин, осуществляющий перевозку опасных веществ, предметов на воздушном транспорте, должен иметь необходимые перевозочные документы, удостоверяющие договоры воздушной перевозки пассажира и груза, - билет, багажную квитанцию и грузовую накладную.
  5. Статус опасных грузов, перевозимых на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, определяется применительно к конкретному виду перевозок. Так, при перевозках на железнодорожном транспорте согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" под опасным грузом понимается груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (о дефиниции груза см. п. 2 комментария к ст. 11.1).
  В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений, пересечений железнодорожных путей общего пользования линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и другими наземными и подземными сооружениями, а также нормы сооружения и содержания указанных объектов при их пересечении железнодорожными путями общего пользования и сближении с этими железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с МПС России.
  Владельцы линий связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводов и других пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них сооружений несут ответственность за обеспечение безопасности их функционирования и соблюдение установленных норм строительства и эксплуатации указанных сооружений. Владелец указанных сооружений обязан своевременно информировать соответствующих владельцев инфраструктур о возникновении аварийных ситуаций, которые могут повлиять на работу организаций железнодорожного транспорта, и о принимаемых мерах.
  Грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий (о статусе грузоотправителя и грузополучателя см. п. 2 комментария к ст. 11.1).
  Согласно ст. 18 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок нанесения указанных знаков, кодов устанавливается МПС России и публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.
  6. Согласно ст. 327 КТМ опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза следующие вещества, материалы и изделия:
  - перевозимая наливом нефть, виды которой перечислены в дополнении I к приложению I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, с поправками;
  - перевозимые наливом вредные жидкие вещества, перечисленные в дополнении II к приложению II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, с поправками, а также вещества и смеси, условно отнесенные к категории загрязнителей A, B, C и D в соответствии с правилом 3 (4) указанного приложения II;
  - перевозимые наливом опасные жидкие вещества, перечисленные в гл. 17 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, 1983 г., с поправками, а также опасные вещества, в отношении которых предварительные условия перевозки установлены в соответствии с п. 1.1.3 указанного Кодекса;
  - опасные и вредные вещества, материалы и изделия в упакованном виде, перечисленные в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками;
  - сжиженные газы, которые перечислены в гл. 19 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, 1983 г., с поправками, в отношении которых предварительные условия перевозки установлены в соответствии с п. 1.1.6 указанного Кодекса;
  - жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 80 град. С (измерена при испытании в закрытом тигле);
  - обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками, если они перевозятся в упакованном виде.
  Очевидно, что большинство указанных опасных и вредных веществ не могут перевозиться ручной кладью, для этого не существует надлежащих технологических предпосылок, обеспечивающих безопасность перевозки данным способом.
  7. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, статус опасных грузов определен ст. 86 КВВТ. Согласно п. 1 указанной статьи КВВТ к опасным грузам относятся грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
  Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными Минтрансом России.
  В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае, если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в случаях, указанных в п. 3 ст. 86 КВВТ, грузоотправителю не возвращается. В случае, если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.
  В случае, если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.
  8. Согласно п. 1 ст. 39 КВВТ обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев.
  В целях КВВТ под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или топлива такого судна.
  9. Согласно п. 50 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Роскомрыболовства от 30 августа 1995 г. N 140, к обязанностям второго помощника капитана отнесено обеспечение выполнения правил перевозки ядовитых и других опасных веществ на указанных судах.
  10. В соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277, не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.
  Согласно п. 43 Правил запрещается также перевозить опасные вещества в составе багажа или грузобагажа.
  Применительно к перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом общие требования по изготовлению, ремонту и эксплуатации подвижного состава для перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом; подготовке опасных грузов к указанным перевозкам; пригодности тары и упаковки, используемой для перевозки опасных грузов; организации перевозочного процесса на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте; организации контроля за перевозкой опасных грузов установлены Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г. N 50.
  11. Правила перевозки опасных грузов на воздушном, железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте предусматривают осуществление отдельных видов перевозочной деятельности лицами, наделенными правомочиями лицензиата (см. п. 3 комментария к ст. 11.2, п. 5 комментария к ст. 11.4, п. 5 комментария к ст. 11.6).
  Соблюдение лицензиатами правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов относится к лицензионным требованиям и условиям, установленным подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345; подп. "а", "в", "д" п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447; подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383.
  12. По смыслу ч. 2, 3 данной статьи административное правонарушение квалифицируется в момент неисполнения указанных правил гражданами и должностными лицами либо уклонения от их исполнения (при противоправном бездействии).
  Осуществление перевозочной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии также рассматривается в качестве правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
  13. Нарушение правил перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, рассматривается в качестве преступления (ст. 218 УК).
  14. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  а) начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями - в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  б) начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  в) начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции - в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.3 КоАП;
  г) начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции и другими сотрудниками милиции, на которых возложен надзор за соблюдением правил перевозок опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
  д) в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, - должностными лицами отделений Ространсинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.36 КоАП (применительно к нарушениям правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на промышленном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта). К ведению данных должностных лиц отнесено также рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 комментируемой статьи;
  е) в части нарушений правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском транспорте, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, - должностными лицами государственной службы морского флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.38 КоАП;
  ж) применительно к нарушениям правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на внутреннем водном транспорте - должностными лицами государственной службы речного флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП;
  з) в части нарушений правил перевозки опасных веществ крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте (см. ч. 3 комментируемой статьи) - должностными лицами системы МПС России, указанными в ч. 2 ст. 23.41 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.41 КоАП;
  и) применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, совершенным в области гражданской авиации, - должностными лицами государственной службы гражданской авиации Минтранса России, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП;
  к) в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных в области военной авиации, - должностными лицами Минобороны России, указанными в п. 2 ч. 2 ст. 23.42 КоАП;
  л) применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, совершенным в области экспериментальной авиации, - должностными лицами, указанными в п. 3 ч. 2 ст. 23.42 КоАП (о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области оборонной промышленности, см. п. 3, 4 комментария к ст. 23.32).
 
  Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования
 
  1. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает один минимальный размер оплаты труда, а равно повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
  2. Повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов, автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов, повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, а равно ограждений на пассажирских платформах, нанесение ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов либо повреждение ограждений грузовых дворов (терминалов) железнодорожных станций, грузовых автомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней, посадочных площадок), шлюзов и складов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.15
 
  1. По смыслу данной статьи под грузом понимается движимое имущество граждан, юридических лиц, доставляемое перевозчиком в соответствии с договором перевозки груза. Согласно данному договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
  В соответствии со ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации под грузом понимается объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.
  Применительно к ч. 1 комментируемой статьи к транспортным средствам общего пользования относятся соответствующие объекты автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта и гражданской авиации, предназначенные для перевозок пассажиров и грузов (см. также п. 1 комментария к ст. 12.2; о железнодорожных путях общего пользования см. п. 2 комментария к ст. 11.17).
  2. О требованиях, установленных при осуществлении перевозки грузов на внутреннем водном транспорте и морском транспорте, см. соответственно п. 3, 4 комментария к ст. 11.11. Согласно ст. 80 КВВТ перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). Масса груза в порту назначения проверяется тем же способом, что и в порту отправления.
  При исправности транспортной тары или пакетов груз выдается в соответствии с количеством грузовых мест или пакетов без проверки массы груза, если иное не установлено договором перевозки груза. При перевозке груза, принятого перевозчиком в соответствии со стандартной массой или определенной отправителем массой, в порту назначения проверяется масса только поврежденных грузовых мест.
  Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в порту отправления, и массой груза, определенной в порту назначения, не превышает норму естественной убыли массы данного груза и норму расхождения в показаниях весовых приборов. Нормы естественной убыли массы грузов при перевозке грузов устанавливаются правилами перевозок грузов.
  В случае, если недостача, повреждение (порча) груза обнаружены в порту назначения, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость. Расходы, связанные с определением размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость, в том числе расходы на проведение независимой экспертизы, несет перевозчик.
  Ответственность перевозчика или буксировщика за неподачу транспортных средств, грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта за неиспользование поданных транспортных средств определена ст. 115 КВВТ.
  Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки груза и задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием или буксировщика за несоблюдение сроков доставки буксируемого объекта установлена ст. 116 КВВТ.
  Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта определена ст. 117 КВВТ.
  В соответствии со ст. 168 КТМ перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, прибывшего в порт назначения в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя, доставленного в исправной таре без следов вскрытия в пути, а также перевозившегося в сопровождении представителя отправителя или получателя, если получатель не докажет, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза произошли по вине перевозчика.
  3. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи под железнодорожной станцией понимается пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами (ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
  4. Согласно ст. 28 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отравителями). В случаях, определенных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, порожние вагоны, контейнеры должны быть опломбированы в порядке, установленном для загруженных вагонов, контейнеров.
  Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны быть опломбированы перевозчиком или доверенным лицом грузоотправителя (отправителя) за счет грузоотправителя (отправителя).
  В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра либо других видов государственного контроля таможенными органами или другими органами государственного контроля (надзора) вагоны, контейнеры должны быть опломбированы новыми запорно-пломбировочными устройствами.
  Расходы перевозчика на предоставление запорно-пломбировочных устройств таможенным органам или другим органам государственного контроля (надзора) возмещаются за счет грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей).
  Общие требования к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам, а также перечень грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательной установкой закруток, устанавливаются МПС России.
  Типы применяемых при опломбировании запорно-пломбировочных устройств и закруток, порядок учета, хранения и утилизации запорно-пломбировочных устройств устанавливаются перевозчиком.
  Обеспечение грузоотправителей запорно-пломбировочными устройствами и закрутками осуществляется по договору (о статусе отправителя, получателя см. п. 2 комментария к ст. 11.1).
  В соответствии со ст. 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в случае прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или запорно-пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза.
  Согласно ст. 79 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации снятие запорно-пломбировочных устройств с вагонов стороной, принимающей грузы с транспорта другого вида, а равно опломбирование вагонов, загруженных в портах, на автомобильных станциях стороной, передающей грузы на транспорт другого вида, осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, установленными гл. 5 данного Устава.
  5. При осуществлении морских перевозок грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются также и к предъявляемым отправителем контейнерам. Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и представлять перевозчику необходимые сведения о нем. В случае, если груз требует особого с ним обращения, отправитель обязан информировать перевозчика о свойствах груза и порядке обращения с ним.
  6. При повреждении указанных в данной статье транспортных средств и устройств нарушитель умышленно или по неосторожности причиняет им восполнимый вред. Субъектами данного правонарушения могут быть пассажиры, граждане, а также работники железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, причинившие указанный вред по неосторожности.
  7. О лицензировании перевозочной деятельности на транспорте см. п. 3 комментария к ст. 11.2, п. 5 комментария к ст. 11.4, п. 5 комментария к ст. 11.6. Нарушение лицензиатом правил обеспечения сохранности грузов является основанием для приостановления действия лицензии или ее аннулирования (см. п. 1, 3 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").
  8. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи к терминалам относятся соответствующие портовые объекты, предназначенные для обработки контейнерных и пакетированных грузов.
  О видах морских портов см. п. 7 комментария к ст. 11.7; к портам внутреннего водного транспорта относятся также устьевые порты (см. п. 10 ч. 2 ст. 23.39 КоАП).
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  должностными лицами ОВД (милиции), указанными в подп. "а" - "г" п. 14 комментария к ст. 11.14;
  должностными лицами отделений Ространсинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.36 КоАП;
  применительно к административным правонарушениям, совершенным на объектах автомобильного транспорта, - должностными лицами органов автомобильного транспорта, указанными в ч. 2 ст. 23.37 КоАП;
  в части административных правонарушений, совершенных на объектах морского транспорта, - должностными лицами государственной службы морского флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.38 КоАП;
  применительно к административным правонарушениям, совершенным на объектах внутреннего водного транспорта, - должностными лицами государственной службы речного флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП;
  в части административных правонарушений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, - должностными лицами системы МПС России, указанными в ч. 2 ст. 23.41 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.41 КоАП;
  применительно к административным правонарушениям, совершенным на объектах гражданской авиации, - должностными лицами государственной службы гражданской авиации Минтранса России, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП.
 
  Статья 11.16. Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте
 
  Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте правил пожарной безопасности -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.16
 
  1. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 (зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2003 г. N 4838), определены общие требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения промышленными предприятиями, объектами сельскохозяйственного производства, транспорта, а также предъявляемые при осуществлении отдельных видов работ (порядок транспортирования взрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов установлен разд. XII указанных Правил).
  Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92) утверждены МПС России (по согласованию с МВД России) 11 ноября 1992 г. Согласно ст. 37 КВВТ контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на судах независимо от форм собственности, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также проверка противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река - море) плавания с выдачей им свидетельств пожарной охраны осуществляются бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте в порядке, установленном Минтрансом России.
  2. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" МПС России, Минтранс России вправе создавать подразделения ведомственной пожарной охраны на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте и соответствующие органы управления.
  При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и угрозу безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
  Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется указанными выше федеральными министерствами.
  3. Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
  Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
  Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Для производств разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
  Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
  4. Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определены виды деятельности в области пожарной безопасности, осуществляемые лицензиатами. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, к ведению МЧС России отнесено лицензирование следующих видов деятельности:
  - деятельность по предупреждению и тушению пожаров (лицензионные требования и условия по указанному виду деятельности установлены п. 3 Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373; согласно абз. 2 п. 1 Положения указанная деятельность включает в себя осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности людей и имущества, а также действия по спасанию людей и имущества при пожарах и по ликвидации пожаров);
  - производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (лицензионные требования и условия по указанному виду деятельности установлены п. 3 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373).
  К совместному ведению МЧС России и Госгортехнадзора России отнесено лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов (о разграничении полномочий по лицензированию между данными органами, а также о лицензионных требованиях и условиях по указанному виду деятельности см. соответственно п. 2, 3 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 595).
  О лицензировании отдельных видов перевозочной деятельности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте см. п. 3 комментария к ст. 11.2, п. 5 комментария к ст. 11.4, п. 5 комментария к ст. 11.6.
  Неисполнение лицензиатом, осуществляющим перевозочную деятельность на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, рассматриваемых правил либо их ненадлежащее исполнение квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет за собой применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  5. Нарушение правил пожарной безопасности может выражаться в несоблюдении режима сертификации. Последняя представляет собой деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемую в соответствии с законодательством РФ.
  Согласно ст. 33 Федерального закона "О пожарной безопасности" перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой МЧС России (о статусе обязательной сертификации см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12, о полномочиях федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования см. подп. В п. 7 комментария к ст. 13.12).
  По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
  Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.
  Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.
  Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей.
  6. Субъектами данного правонарушения являются граждане и должностные лица.
  Согласно ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
  Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
  7. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 219 УК).
  8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП (применительно к нарушениям, совершенным на судах и объектах промыслового флота);
  должностными лицами Государственной противопожарной службы МЧС России, указанными в ч. 2 ст. 23.34 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.34 КоАП;
  в части нарушений, совершенных на объектах морского транспорта, - должностными лицами государственной службы морского флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.38 КоАП.
  Применительно к нарушениям правил пожарной безопасности, совершенным на объектах внутреннего водного транспорта и железнодорожного транспорта, дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются должностными лицами, указанными соответственно в подп. "ж", "з" п. 14 комментария к ст. 11.14.
  В части административных правонарушений, совершенных на воздушном транспорте, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации, указанными в подп. "и" - "л" п. 14 комментария к ст. 11.14.
 
  Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте
 
  1. Посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде -
  влечет наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.
  2. Выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.
  3. Курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.
  4. Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда с конфискацией пленки.
  5. Невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.17
 
  1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" под пассажиром понимается физическое лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее (о понятии железнодорожной станции см. п. 3 комментария к ст. 11.15. О статусе пассажира применительно к отношениям, регулируемым КТМ, см. п. 6 комментария к ст. 11.19).
  На нарушителя, не имеющего проездных документов, осуществляющего проезд на крыше вагона, не распространяется статус пассажира. При проезде на подножках, а также в случае самовольной остановки поезда нарушитель посягает на безопасность движения, препятствует эксплуатации транспортных средств.
  2. По смыслу ч. 1, 2 комментируемой статьи противоправные действия могут быть совершены на железнодорожных путях общего пользования - железнодорожных путях на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожных путях, соединяющих такие станции.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МПС России от 27.05.1999 N 9ЦЗ "Об утверждении Правил перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте" утратил силу с 1 октября 2003 года в связи с изданием Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 38 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны".
 
  3. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи в качестве субъекта предусмотренного ею проступка подразумевается не только пассажир. Согласно п. 17 приложения к Правилам перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 27 мая 1999 г. N 9ЦЗ, проводнику груза не разрешается выбрасывать из вагонов навоз и мусор на станционных путях в неустановленных местах и на перегонах.
  4. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи подразумевается ограничение курения табака на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте.
  В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" под курением табака понимается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий - сигарет с фильтром, сигарет без фильтра, папирос, сигар, сигарилл, табака трубочного, табака курительного, махорки (крупки курительной).
  Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака в городском и пригородном транспорте, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. По смыслу п. 3 ст. 6 данного Федерального закона нарушение указанного положения влечет за собой привлечение нарушителя к административной ответственности в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи КоАП. При истолковании ч. 3 рассматриваемой статьи КоАП следует иметь в виду, что Федеральным законом "Об ограничении курения табака", а также КТМ и КВВТ не предусмотрено каких бы то ни было ограничений курения табака на судне морского или внутреннего водного транспорта.
  На железнодорожном транспорте ограничение курения табака вплоть до полного запрета предусмотрено п. 5.27, 8.14 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92), утвержденных МПС России (по согласованию с МВД России) 11 ноября 1992 г.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  "Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР (Тарифное руководство N 5)" утратили силу в связи с изданием Приказа МПС РФ от 14.10.2002 N 44 "О признании недействующими и утратившими силу нормативных актов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа".
 
  Согласно § 43 Тарифного руководства N 5 Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР в пассажирских вагонах местных и дальних поездов курение разрешается в тамбуре вагона с некотловой стороны. В вагонах пригородных поездов, в том числе в тамбурах, курение запрещается.
  В соответствии с п. 30 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 января 2001 г. N 62), в пассажирских вагонах поездов дальнего и местного следования курение разрешается в установленных для этого местах. В вагонах пригородных поездов, в том числе в тамбурах, курение запрещается.
  На объектах железнодорожного транспорта, а также на судах морского, внутреннего водного транспорта должны быть оборудованы специальные места для курения.
  Данное административное правонарушение квалифицируется в момент нарушения требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные законодательством Российской Федерации и подзаконными актами. Согласно указанному Закону невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности рассматривается в качестве нарушения указанных требований.
  5. Под пользованием средствами радиосвязи подразумевается применение различных технических средств, например радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств, применение которых на борту воздушного судна препятствует функционированию бортовых средств связи.
  В соответствии с п. 2 ст. 78 Воздушного кодекса РФ граждане и юридические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, обязаны по требованию специально уполномоченного органа в области связи или его подразделений устранить помехи своими силами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов.
  6. Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 75 Воздушного кодекса РФ).
  7. Все лица, находящиеся на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, обязаны подчиняться законным распоряжениям его командира (капитана). Последний вправе требовать от пассажиров и членов экипажа соблюдения надлежащих мер безопасности. Таким образом, распоряжения командира, сделанные им в пределах своей компетенции, представляют собой требования, обязательные для исполнения. О властных полномочиях капитана судна морского плавания в случае осуществления им функций органа дознания см. ст. 69 КТМ. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, права и обязанности капитана судна определены ст. 30 - 33 КВВТ.
  Неисполнение распоряжений командира (капитана) судна может выражаться в пассивной форме - бездействии лица, которому адресованы указанные распоряжения; при активном противодействии нарушитель отказывается от исполнения распоряжений командира (капитана), несмотря на неоднократные требования последнего, оспаривает его требования.
  8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 - 3 комментируемой статьи, рассматриваются следующими должностными лицами ОВД (милиции):
  начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями - в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции - в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.3 КоАП;
  применительно к нарушениям на железнодорожном транспорте - начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном транспорте, начальниками линейных пунктов милиции и другими сотрудниками милиции, на которых возложен надзор за соблюдением правил поведения граждан на железнодорожном транспорте.
  Дела о комментируемых административных правонарушениях также рассматриваются:
  применительно к нарушениям, предусмотренным ч. 2 комментируемой статьи, совершенным на судах и объектах промыслового флота, - должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП;
  в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта, - должностными лицами отделений Ространсинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.36 КоАП;
  применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 2, 3 и 5 комментируемой статьи, совершенным на судне морского транспорта, - должностными лицами государственной службы морского флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.38 КоАП;
  об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 и 5 комментируемой статьи, совершенных на судне внутреннего водного транспорта, - должностными лицами государственной службы речного флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП;
  применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1, 2 и 3 комментируемой статьи, совершенным на железнодорожном транспорте, - должностными лицами системы МПС России, указанными в ч. 2 ст. 23.41 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.41 КоАП.
  Согласно ч. 1 ст. 23.42 КоАП должностные лица государственной службы гражданской авиации Минтранса России, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 (применительно к нарушению правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна) и ч. 5 (относительно нарушений, совершенных на воздушном судне) комментируемой статьи. Глава 23 КоАП не устанавливает подведомственности административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 относительно нарушения правил фотографирования, видео- и киносъемки с борта воздушного судна. Таким образом, по смыслу ст. 23.42 КоАП должностные лица государственной службы гражданской авиации Минтранса России, определенные п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП, должны рассматривать дела о всех нарушениях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи. Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи, на рассмотрение судьям. Дела о данных административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).
  9. При совершении административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа назначается без составления протокола.
  В соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП в указанных случаях уполномоченным должностным лицом, указанным в п. 8 настоящего комментария, на месте совершения правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф.
 
  Статья 11.18. Безбилетный проезд
 
  1. Безбилетный проезд:
  1) в пригородном поезде -
  влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда;
  2) в поезде местного и дальнего сообщения -
  влечет наложение административного штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда;
  3) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения -
  влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда;
  4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий -
  влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
  2. Безбилетный полет на судне воздушного транспорта -
  влечет наложение административного штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
  3. Безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения -
  влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  4. Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, -
  влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.
 
  Комментарий к статье 11.18
 
  1. Перевозка пассажиров и багажа на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с договором перевозки. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Указанный договор удостоверяется билетом.
  Согласно ст. 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа - его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.
  Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями.
  Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
  Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.
  Формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа устанавливаются МПС России по согласованию с Минфином России.
  Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. В случае, если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного.
  Таким образом, граждане, осуществляющие проезд на железнодорожном транспорте без внесения установленной оплаты и без заключения договора перевозки, не обладают статусом пассажира (см. также п. 1 комментария к ст. 11.17).
  Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Федерации предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте.
  Порядок оформления проездных документов (билетов), используемых на железнодорожном транспорте, определяется Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
  Перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа с использованием нескольких инфраструктур осуществляется по единому проездному документу или перевозочному документу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
  Применительно к Федеральному закону "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
  Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажира выдается билет на право проезда в соответствии с установленным в ст. 96 КВВТ видом маршрута перевозок пассажиров. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров (см. п. 2, 4 ст. 97 КВВТ).
  Согласно ст. 179 КТМ заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется билетом.
  2. По смыслу комментируемой статьи под безбилетным проездом понимается перевозка гражданина железнодорожным, морским, внутренним водным, воздушным транспортом без установленных проездных документов (билетов). Это возможно в случаях, когда: гражданин не имеет проездного документа (билета) при себе; намеренно осуществляет проезд без проездных документов (билетов) или с подложными либо просроченными проездными документами (билетами). Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются и уплаченные за них деньги не возвращаются. Проезд пассажира и в этих случаях считается безбилетным, а договор перевозки - незаключенным, поскольку он не может быть удостоверен проездным документом (билетом).
  Согласно п. 17 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277, пассажир, предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющем личность пассажира, считается безбилетным.
  Согласно п. 2.4 указания МПС России от 26 мая 1995 г. N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира" (зарегистрировано в Минюсте России 15 июня 1995 г. N 874) при обнаружении в поезде пассажира с проездным документом, в котором фамилия не соответствует документу, удостоверяющему его личность, или изменена (исправлена), такой пассажир считается безбилетным. При отсутствии фамилии в проездном документе у пассажира изымается билет, который вместе с актом, составленным начальником поезда, направляется в пассажирскую службу железной дороги, продавшей билет, для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения.
  3. Условия проезда детей средствами железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта обусловлены содержанием конкретного договора перевозки.
  При заключении договора воздушной перевозки пассажира последний имеет право бесплатно, а при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом перевозить с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.
  В соответствии с договором перевозки железнодорожным транспортом пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом. В поездах пригородного сообщения пассажир имеет право провозить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет (см. ст. 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
  4. Для данного административного проступка характерно наличие умышленной вины: нарушитель осознает противоправность своих действий (бездействия), предвидит их общественно опасные последствия и сознательно допускает их наступление.
  5. Субъектами данного административного правонарушения являются пассажиры, осуществляющие проезд на указанном транспорте с нарушением договора перевозки, например с испорченными, просроченными проездными документами (билетами), а также граждане, использующие транспортные средства без заключения договора перевозки.

<< Пред.           стр. 26 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу