<< Пред.           стр. 30 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
  Примечание. В случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещаются применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом.
 
  Комментарий к статье 12.19
 
  1. См. п. 3 комментария к ст. 12.15.
  О понятиях стоянки и остановки см. п. 2 комментария к ст. 12.10.
  2. Согласно п. 12.4, 12.5 Правил дорожного движения (п. 12.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595) остановка запрещается:
  - на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  - на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  - в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  - на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  - на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  - на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  - ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
  - в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.
  Стоянка запрещается:
  - в местах, где запрещена остановка;
  - вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
  - ближе 50 м от железнодорожных переездов.
  Нарушение указанных правил остановки или стоянки квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи.
  3. Согласно п. 19.3 Правил дорожного движения при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.
  4. В соответствии с п. 12.2 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595) стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 5.15, с одной из табличек 7.6.2, 7.6.3, 7.6.6 - 7.6.9. Нарушение указанных требований водителем транспортного средства, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.
  5. Согласно п. 12.2 Правил дорожного движения ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда. Нарушение указанных требований водителем транспортного средства, повлекшее создание препятствий для других транспортных средств, квалифицируется по ч. 4 комментируемой статьи.
  6. Остановка или стоянка на железнодорожном переезде квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.10 КоАП.
  7. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.
  8. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
 
  Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.20
 
  1. К внешним световым приборам, включаемым на движущемся транспортном средстве в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, а также в тоннелях относятся следующие световые приборы, используемые в зависимости от вида транспортного средства: фары дальнего или ближнего света, фонари, габаритные огни. См. также п. 3 комментария к ст. 12.19.
  Технические требования к внешним световым приборам, при несоблюдении которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установлены Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127; см. п. 1 комментария к ст. 12.5).
  Согласно п. 3 Перечня к внешним световым приборам транспортного средства предъявляются следующие технические требования, несоблюдение которых квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей:
  - количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции транспортного средства (на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей);
  - регулировка фар должна соответствовать ГОСТу Р 51709-2001;
  - наличие исправных, не загрязненных внешних световых приборов и световращателей;
  - наличие на световых приборах рассеивателей, использование рассеивателей и лампы, соответствующих типу данного светового прибора;
  - установка проблесковых маячков с соблюдением установленных требований.
  Согласно п. 7.1 - 7.3 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) аварийная световая сигнализация должна быть включена:
  - при дорожно-транспортном происшествии;
  - при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
  - при ослеплении водителя светом фар;
  - при буксировке (на буксируемом транспортном средстве).
  Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
  2. При остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
  - при дорожно-транспортном происшествии;
  - при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
  Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов.
  При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.
  3. Порядок пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, а также условия применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки определены соответственно п. 19 и 7 Правил дорожного движения.
  4. В соответствии с п. 3.4 и 3.6 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на: транспортных средствах при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, на транспортных средствах, участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные п. 23.5 Правил, а также на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и сильнодействующие ядовитые вещества, и в случаях, установленных специальными правилами, - на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
  Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников милиции и иных лиц.
  5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.
  6. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных рассматриваемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
 
  1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
  2. Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов -
  влечет наложение административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.21
 
  1. По смыслу комментируемой статьи подразумевается перевозка грузов автомобильным транспортом. О понятии транспортного средства применительно к данной главе КоАП см. примечание к ст. 12.1 КоАП.
  2. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, правила буксировки механических транспортных средств определены Правилами дорожного движения.
  В соответствии с п. 23.1 - 23.5 Правил дорожного движения масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
  Перевозка груза допускается при условии, что он:
  - не ограничивает водителю обзор;
  - не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
  - не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  - не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
  Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
  Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.
  Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
  Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.
  Согласно п. 20.4 Правил дорожного движения запрещается буксировка:
  - транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
  - двух и более транспортных средств;
  - транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса составляет более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
  - мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
  - в гололедицу на гибкой сцепке.
  Применительно к п. 20.4 Правил недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью.
  Действие комментируемой статьи не распространяется на международные автомобильные перевозки. Административная ответственность за нарушение порядка перевозки крупногабаритных или опасных грузов в указанных случаях определена ст. 11.28 КоАП.
  Международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно-импортные и транзитные перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, и в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
  3. Применительно к автомобильным перевозкам под опасными грузами понимаются любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
  4. В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (в ред. Приказов Минтранса России от 11 июня 1999 г. N 37 и от 14 октября 1999 г. N 77), на территории Российской Федерации установлен единый порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы. Указанные Правила обязательны для всех организаций, а также для индивидуальных предпринимателей.
  5. Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусмотрена разрешительная система на перевозку особо опасных грузов.
  При перевозке автомобильным транспортом данных грузов грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения. Для получения разрешения на перевозку особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования.
  Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении ответственного лица - представителя грузоотправителя (грузополучателя).
  Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к особо опасным грузам, определяет грузоотправитель (грузополучатель). Последний обязан выделить и сопровождающих лиц, и лиц военизированной охраны.
  6. В тех случаях, когда по договору перевозки груза автомобильным транспортом сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, этот водитель должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой. Маршруты перевозок согласовываются с подразделениями Госавтоинспекции, на обслуживаемой территории которых находятся автотранспортные организации, осуществляющие перевозки опасных грузов, или в которых временно стоят на учете транспортные средства, перевозящие опасные грузы.
  7. Технические характеристики тяжеловесного груза и крупногабаритного груза определены разд. I приложения к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ 27 мая 1996 г. В соответствии с п. 1.2 Инструкции под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разд. I приложения 1; под крупногабаритным грузом подразумевается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из значений, установленных в разд. I приложения 1.
  Согласно п. 2.1 данной Инструкции перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом осуществляется после предварительного санкционирования органами системы Минтранса России.
  Заявления для получения разрешений на перевозку указанных грузов в зависимости от вида предполагаемых перевозок, категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения транспортного средства перевозчика подаются в соответствующие дорожные органы, на территории обслуживания которых начинается маршрут движения транспортного средства. Порядок рассмотрения и выдачи разрешений, а также дорожные органы, осуществляющие эти функции, определены разд. 2, 3 вышеназванной Инструкции.
  8. Согласование всех перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов по всему маршруту движения с органами управления автомобильными дорогами, балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций, отделениями железных дорог, службами, уполномоченными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления управлять улично-дорожной сетью городов и других населенных пунктов, осуществляет орган управления дорогами, выдающий разрешение.
  9. Техническое состояние транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, должно отвечать требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.
  10. В соответствии с п. 8.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации в случае, если нарушение установленного порядка перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза привело к повреждению дорог, дорожных сооружений и коммуникаций по пути следования груза, владельцы или пользователи транспортных средств обязаны по требованию органов управления дорогами или владельцев (балансодержателей) сооружений и коммуникаций возместить им убытки в установленном законодательством порядке.
  11. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) вправе осуществлять только лицензиаты. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование указанного вида деятельности отнесено к ведению Минтранса России и осуществляется Ространсинспекцией (см. подп. 3 п. 4 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515; подп. 1.3 п. 1 Приказа Минтранса России от 7 мая 2002 г. N 61 "О лицензировании отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации").
  Перечень лицензионных требований и условий по указанному виду деятельности установлен п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402. В соответствии с п. 1 данного Положения указанные лицензионные требования и условия распространяются на все виды деятельности по осуществлению перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, подлежащие лицензированию, указанные в данном пункте комментария, а также в п. 4 комментария к ст. 12.23.
  Согласно подп. "а", "б" п. 3 вышеназванного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относятся:
  - выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности;
  - соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.
  Нарушение лицензиатом - индивидуальным предпринимателем правил перевозки грузов автомобильным транспортом квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  12. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, квалифицируются по факту неисполнения указанных в ней правил правонарушителем либо уклонения от их исполнения. Нарушение правил перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, рассматривается как преступление (ст. 218 УК).
  13. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  а) начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  б) применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, - согласно п. 6 ч. 2 ст. 32.3 КоАП.
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  Должностные лица, указанные в подп. "а" данного пункта настоящего комментария, вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, на рассмотрение судьям (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).
  14. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды
 
  Нарушение правил учебной езды водителем, обучающим вождению транспортного средства, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.22
 
  Согласно п. 21 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.
  Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
  Обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет, а на мотоцикле - не менее 14 лет.
  Механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595), и иметь опознавательные знаки "Учебное транспортное средство".
  Субъектом данного административного правонарушения является водитель, обучающий вождению, который обязан соблюдать указанные в комментируемой статье правила и обеспечить их исполнение обучаемым. Неисполнение, ненадлежащее исполнение данных правил обучаемым квалифицируется как правонарушение водителя, обучающего вождению.
  О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. абз. 2 п. 5 комментария к ст. 12.12. Помимо указанных должностных лиц данные правонарушения вправе рассматривать старшие участковые инспектора, участковые инспектора (см. п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  О взимании административного штрафа в случаях, установленных рассматриваемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей
 
  1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
  2. Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.23
 
  1. Общие требования по перевозке людей определены п. 22.1 - 22.8 Правил дорожного движения. Запрещается перевозить людей:
  - вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
  - сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, не считая детей до 12-летнего возраста. При этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать величину разрешенной максимальной массы, установленной предприятием-изготовителем.
  Запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства.
  2. Порядок перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой определен подп. 22.2 - 22.7 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67).
  Согласно подп. 22.1 Правил перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортными средствами категории "C" (при перевозке более восьми человек, включая пассажиров в кабине, - категорий "C" и "Д") и стаж управления транспортными средствами данной категории более трех лет.
  Перевозка людей в кузове грузового автомобиля водителем, не отвечающим указанным квалификационным требованиям, рассматривается как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи.
  3. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, является водитель транспортного средства, не исполняющий правила перевозки людей.
  4. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом вправе осуществлять только лицензиаты. О лицензионных требованиях и условиях по указанному виду деятельности и о правовых последствиях совершения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем комментируемых правонарушений см. п. 11 комментария к ст. 12.21.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, - в соответствии с п. 5, 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами - согласно п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  6. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
 
  Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.
 
  Комментарий к статье 12.24
 
  1. Правилами дорожного движения и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения определены эксплуатационные требования, предъявляемые к механическим транспортным средствам и объектам гужевого транспорта. Применительно к данной статье под транспортным средством понимается только механическое, автомототранспортное средство (см. примечание к ст. 12.1 КоАП).
  2. Меры административной ответственности за нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения (см. соответственно ст. 12.5, 12.9 - 12.20 КоАП) налагаются по факту неисполнения водителями данных правил независимо от общественно опасных последствий проступка. Если следствием административного правонарушения явилось причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, деяние содержит признаки проступка, предусмотренного комментируемой статьей. См. также п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ Минздрава РФ от 10.12.1996 N 407 "О введении в практику Правил производства судебно-медицинских экспертиз" утратил силу в связи с изданием Приказов Минздрава РФ от 14.09.2001 N 361 "Об отмене Приказа Минздрава России от 10.12.1996 N 407", от 21.03.2003 N 119 "Об утверждении Перечня утративших силу приказов Минздрава РСФСР, Минздравмедпрома России и Минздрава России по разделу: "Организация и развитие медицинской помощи населению".
 
  3. В соответствии с Правилами судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью человека, утвержденными Приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г., квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются:
  - опасность вреда здоровью для жизни человека;
  - длительность расстройства здоровья;
  - стойкая утрата общей трудоспособности;
  - утрата какого-либо органа или утрата органом его функций;
  - утрата зрения, речи, слуха;
  - полная утрата профессиональной трудоспособности;
  - прерывание беременности;
  - неизгладимое обезображение лица;
  - психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.
  Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков; при наличии нескольких указанных признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому из них, которое соответствует большей тяжести вреда здоровью.
  Признаками легкого вреда здоровью являются: кратковременное расстройство здоровья, под которым подразумевается временная утрата трудоспособности продолжительностью не свыше трех недель (21 день), а также незначительная стойкая утрата трудоспособности - стойкая утрата общей трудоспособности, равная 5%.
  4. Причинение легкого вреда здоровью потерпевшего является следствием дорожно-транспортного происшествия (см. п. 1 комментария к ст. 12.27).
  Причинение по неосторожности участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства) легкого вреда здоровью потерпевшего квалифицируется в соответствии с ч. 2 ст. 12.30 КоАП.
  5. Для рассматриваемого правонарушения характерно причинение водителем легкого вреда здоровью по неосторожности. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, квалифицируется в качестве преступления (ст. 115 УК).
  6. Потерпевший вправе требовать возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных данным административным правонарушением (см. комментарий к ст. 4.7).
  7. О лицензируемых видах деятельности по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом и о правовых последствиях совершения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23.
  8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем.
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, на рассмотрение судьям (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).
 
  Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
 
  1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда.
  2. Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства -
  влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.25
 
  1. По смыслу ч. 1 данной статьи подразумеваются обязанности водителя предоставлять транспортные средства лицам, указанным в подп. 2.3.3 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595), по их требованию.
  Водитель обязан предоставлять транспортное средство:
  - сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
  - медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.
  Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники - выдать талон установленного образца.
  По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.
  2. Согласно п. 2.4 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 6.13 контрольных пунктах - также работникам Ространсинспекции.
  Работники Ространсинспекции должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом - свистком.
  Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
  В соответствии с п. 6.11, 6.12 Правил дорожного движения требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
  Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
  3. Согласно п. 23 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ) сотрудник милиции для выполнения возложенных на него обязанностей вправе останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства (см. комментарий к ст. 12.37), а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы.
  Законным является требование сотрудника милиции об остановке транспортного средства, обусловленное его должностными обязанностями, определенными федеральными законами, а в случаях, прямо предусмотренных ими, - подзаконными актами.
  Обязанности милиции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения предусмотрены п. 9 ст. 10 Закона РФ "О милиции".
  4. В соответствии с п. 2 - 4 Приказа МВД России от 1 июня 1998 г. N 329 "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России" (зарегистрирован в Минюсте России 4 июня 1998 г. N 1534) основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являются:
  - нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
  - наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления;
  - нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
  - необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
  - выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
  - необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  - проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
  Остановка транспортных средств в иных случаях расценивается как нарушение служебной дисциплины.
  При обращении к участнику дорожного движения сотрудник милиции должен представиться, приложив руку к головному убору: назвать свои должность, специальное звание и фамилию, - сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения гражданина сотрудник, выполнив те же требования, обязан принять меры по оказанию непосредственной помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
  При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения сотрудник милиции обязан разъяснить нарушителю его права, предусмотренные законодательством; последний вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (см. п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
 
  Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения
 
  Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения -
  влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок один год.
 
  Комментарий к статье 12.26
 
  1. Требование сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования обусловлено правами должностных лиц милиции, предусмотренными п. 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции", согласно которому указанные лица вправе проводить в установленном порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении. Обязанность водителя пройти по требованию сотрудника милиции медицинское освидетельствование на состояние опьянения предусмотрена подп. 2.3.2 Правил дорожного движения.
  2. О понятии состояния опьянения и о порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения см. п. 2, 3 комментария к ст. 12.8 (критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, утверждены Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (зарегистрирован в Минюсте 21 июля 2003 г. N 4913)) (см. п. 3 комментария к ст. 11.9).
  3. Невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо уклонение водителя от исполнения указанного требования квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
  4. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения квалифицируется в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность (см. комментарий к ст. 4.3).
  5. О лицензируемых видах деятельности по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом и о правовых последствиях совершения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, см. п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23.
  6. О должностных лицах, рассматривающих дела об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.25. Указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемом правонарушении на рассмотрение судьям (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).
 
  Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
 
  1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда.
  2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
 
  Комментарий к статье 12.27
 
  1. В соответствии с Правилами дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
  2. Согласно п. 2.5, 2.6 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
  - немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  - принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно - доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  - освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; при необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  - сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
  Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.
  3. О лицензируемых видах деятельности по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом и о правовых последствиях совершения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, см. п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем.
  Указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. ч. 2 ст. 23.2 КоАП).
  Указанные должностные лица вправе передавать дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 комментируемой статьи, на рассмотрение судьям (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).
 
  Статья 12.28. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах
 
  Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.28
 
  1. Согласно п. 17.1, 17.2 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) в жилой зоне, на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.38 и 5.39, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
  В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
  2. Неисполнение, ненадлежащее исполнение водителем указанных Правил квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  Создание пешеходами препятствий для движения транспортных средств в жилых зонах квалифицируется по ч. 1 ст. 12.29 КоАП.
  3. О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.23.
  4. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
 
  1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
  3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.29
 
  1. Согласно Правилам дорожного движения под пешеходом понимается лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. По смыслу Правил пешеходы относятся к участникам дорожного движения.
  2. Обязанности пешеходов и иных участников дорожного движения определены п. 4.1 - 4.8 Правил дорожного движения (п. 4.8 в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595), в соответствии с которыми пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
  Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств, по правой стороне, не более чем по четыре человека в ряд. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
  В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - сигналами транспортного светофора.
  Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки.
  3. Согласно п. 5.1, 5.2 Правил дорожного движения пассажиры транспортного средства обязаны:
  - при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
  - посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

<< Пред.           стр. 30 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу