<< Пред.           стр. 31 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
  Пассажирам запрещается:
  - отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
  - при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
  - открывать двери транспортного средства во время его движения.
  4. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в противоправных действиях (бездействии) участников дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), не исполняющих свои обязанности, определенные Правилами дорожного движения, либо уклоняющихся от их исполнения (при бездействии).
  5. О квалифицирующих признаках состояния опьянения см. п. 2, 3 комментария к ст. 12.8.
  6. Субъектами данного административного правонарушения являются участники дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), статус которых определен Правилами дорожного движения.
  Под механическим транспортным средством согласно Правилам дорожного движения подразумевается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
  Согласно п. 1.2 Правил под мопедом понимается двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
  Под возчиком по смыслу комментируемой статьи понимается лицо, управляющее гужевым транспортным средством. К другим лицам, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, по смыслу ч. 1, 2 данной статьи не относятся пешеходы, пассажиры и водители механических транспортных средств.
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 2, - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами (см. п. 5, 6, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о данных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  8. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
 
  1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -
  влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
  2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.30
 
  1. Административная ответственность водителя транспортного средства за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, установлена ст. 12.24 КоАП (см. комментарий). Об обязанностях пешехода, пассажира транспортного средства, установленных Правилами дорожного движения, см. комментарий к ст. 12.29.
  2. Согласно п. 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред.
  Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.
  В соответствии с п. 4.1, 5.1 Правил дорожного движения пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
  Пассажиры обязаны:
  при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
  посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
  Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
  3. Умышленное причинение участниками дорожного движения легкого вреда здоровью квалифицируется в качестве преступления (ст. 115 УК).
  4. Нарушение пассажиром, пешеходом или участником дорожного движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, квалифицируется как преступление (ст. 268 УК).
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1, - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами (см. п. 5, 6, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  6. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация
 
  1. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
  2. Выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.31
 
  1. Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр.
  Запрещается эксплуатация:
  - автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67);
  - троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим правилам технической эксплуатации;
  - транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, а также переоборудованных без соответствующего разрешения;
  - транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
  2. О правилах регистрации транспортных средств и о порядке осуществления государственного технического осмотра см. комментарий к ст. 12.1.
  3. Субъектами данного правонарушения являются только должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
  4. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за их техническое состояние, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, квалифицируются как преступление (см. ч. 1 ст. 266 УК).
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (см. п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
 
  Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством
 
  Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.32
 
  1. Должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории (см. п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
  2. С объективной стороны данное правонарушение выражается в противоправном бездействии должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, допускающих к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, квалифицируются соответственно по ч. 1, 2 ст. 12.8 КоАП.
  3. Рассматриваемое правонарушение считается совершенным в момент неисполнения должностным лицом правил эксплуатации транспортных средств. В случае, если рассматриваемое административное правонарушение привело к дорожно-транспортному происшествию, повлекшему причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, оно подлежит квалификации по ст. 12.24 КоАП (см. комментарий). Согласно ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
  4. О квалификации состояния опьянения см. п. 3 комментария к ст. 11.9, п. 2, 3 комментария к ст. 12.8.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, государственными инспекторами безопасности дорожного движения (см. п. 5, 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
 
  Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
 
  Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств регулирования дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.33
 
  1. Под дорогой по смыслу настоящей статьи понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы (см. ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
  Места пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) определяются правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, строительными нормами и правилами.
  2. Повреждение дорог, дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения осуществляется путем причинения восполнимого вреда указанным недвижимым имущественным объектам. Данное правонарушение может быть совершено с обеими формами вины.
  Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 267 УК).
  3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, государственными инспекторами дорожного надзора (см. п. 5, 8 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  Согласно ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
 
  Статья 12.34. Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
 
  Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.34
 
  1. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
  Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на Минтранс России. Указанное Министерство, другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, предоставляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
  2. Контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к проектированию, строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, осуществляется Госавтоинспекцией.
  Порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения определен Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 8 июня 1999 г. N 410.
  3. Функции Минтранса России в области дорожного хозяйства определены подп. 144 - 162 п. 8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038. Согласно подп. 159 п. 8 Положения к ведению Минтранса России отнесено осуществление контроля за качеством строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в части соблюдения установленных требований, стандартов и норм (о должностных лицах Минтранса России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного хозяйства, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 76 ч. 2 указанной статьи)).
  В соответствии с Положением о Госавтоинспекции ее должностные лица вправе временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения правил ремонта, содержания дорог и дорожных сооружений. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, квалифицируются как преступления (ч. 1 ст. 267 УК).
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - государственными инспекторами дорожного надзора - согласно п. 8 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
 
  Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
 
  Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.35
 
  1. Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
  По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом.
  Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
  - истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
  - ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
  - лишение права на управление транспортными средствами.
  В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. перечень оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, установленный п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", является исчерпывающим.
  Согласно ст. 27 - 28 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.
  Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.
  В соответствии со ст. 29 вышеуказанного Федерального закона боевая и специальная техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.
  О временном изъятии транспортных средств и об их досмотре в условиях чрезвычайного положения см. соответственно абз. 1 п. 3 и абз. 1 п. 4 комментария к ст. 20.5.
  Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра возможны в условиях военного положения (см. подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"). О легитимном ограничении прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию в случаях, предусмотренных законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также при исполнении военно-транспортных мобилизационных обязанностей см. п. 2 комментария к ст. 18.2, комментарии к ст. 18.4 (применительно к ограничениям в условиях пограничного режима), к ст. 19.25.
  2. Права собственника на управление, пользование транспортным средством могут быть ограничены при принудительном изъятии у собственника имущества в случаях реквизиции, конфискации имущества, а также в иных случаях, исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 2 ст. 235 ГК.
  Ограничение указанных прав является следствием применения к владельцам и водителям транспортных средств мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: досмотра транспортного средства (ст. 27.9 КоАП), отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП), задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП), ареста транспортного средства (ст. 27.14 КоАП).
  Согласно ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица милиции вправе:
  - временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;
  - запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности; останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.
  3. Применительно к отношениям, существовавшим до введения в действие КоАП, решением Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-689 было установлено, что изъятие водительского удостоверения является мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и может применяться только до уплаты водителем штрафа. Ограничения прав граждан на управление транспортными средствами в этот период не происходит, поскольку до уплаты штрафа (в том числе при удержании штрафа в принудительном порядке) право на управление транспортными средствами подтверждается временным разрешением.
  4. Порядок осуществления мер по ограничению рассматриваемых прав участников дорожного движения определяется подзаконным актом в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, устанавливающим данные ограничения прав. В частности, согласно ч. 5 ст. 27.13 КоАП задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
  Ограничение рассматриваемых прав участников дорожного движения по основаниям, не предусмотренным федеральным законом, либо осуществление указанных мер гражданами, должностными лицами в нарушение порядка, установленного подзаконным актом, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями.
  Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).
 
  Статья 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств
 
  Блокировка колес, эвакуация транспортных средств, прицепов и тентов к ним, снятие номерных знаков, принудительное направление на сдачу экзаменов по теории и практике вождения лиц, получивших в установленном порядке водительские удостоверения, а также применение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер административного принуждения, за исключением прямо предусмотренных настоящим Кодексом, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения и предметов административного правонарушения.
 
  Комментарий к статье 12.36
 
  1. О мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в соответствии с КоАП к собственникам, владельцам, водителям транспортных средств, иным участникам дорожного движения, см. п. 2 комментария к ст. 12.35.
  Указанные меры применяются к лицам, подозреваемым в совершении административного правонарушения; их применение обусловлено необходимостью осуществления предусмотренных КоАП процессуальных действий по пресечению, предотвращению и раскрытию административных правонарушений. Применение должностными лицами иных мер административного принуждения, кроме случаев, предусмотренных КоАП, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  2. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 286 УК).
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Постановление Правительства Москвы от 09.04.2002 N 276-ПП "Об организации хранения задержанных транспортных средств" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 30.12.2003 N 1094-ПП "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 N 759".
 
  3. Применительно к отношениям, существовавшим до введения в действие КоАП, эвакуация и задержание транспортных средств регламентировались правовыми актами субъектов Федерации, причем некоторые из них действуют и после вступления в силу КоАП. Согласно Положению о специальных стоянках для хранения транспортных средств, задержанных на основании ст. 245 КоАП РСФСР, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 9 апреля 2002 г. N 276-ПП, хранение транспортных средств, задержанных на основании ст. 245 КоАП РСФСР, осуществляется на специальных стоянках городской и иной формы собственности (далее - специальные стоянки).
  Специальные стоянки создаются распоряжением первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса городского хозяйства по представлению Управления транспорта и связи Правительства Москвы по согласованию с Управлением Госавтоинспекции ГУВД г. Москвы.
  Прием на хранение задержанных транспортных средств на специальные стоянки производится уполномоченным сотрудником организации, эксплуатирующей данную стоянку, на основании протокола об административном правонарушении с соответствующей записью о задержании транспортного средства либо документа о его задержании с составлением акта приема-сдачи, опечатыванием либо опломбированием транспортного средства.
  Выдача транспортного средства владельцу либо уполномоченному им лицу производится под их роспись после устранения причин задержания, подтвержденных в письменном виде уполномоченным сотрудником подразделения органа внутренних дел, принявшего решение о задержании транспортного средства. Форма акта приема-сдачи на хранение транспортного средства утверждена указанным Постановлением Правительства Москвы.
  4. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются судьями (см. п. 5 комментария к ст. 12.35).
 
  Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
 
  (введена Федеральным законом от 25.04.2002 N 41-ФЗ)
 
  1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -
  влечет наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда.
  2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.37
 
  1. Комментируемая статья введена Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
  2. Требования по обязательному страхованию гражданской ответственности обусловлены обязательствами договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее в тексте комментария к данной статье - договор обязательного страхования), который по смыслу ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" является публичным договором. В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК публичным договором является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
  3. Применительно к Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":
  под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
  под использованием транспортного средства подразумевается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;
  владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;
  под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.
  Исчерпывающий перечень обязанностей владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности определен ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
  4. Согласно п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона страховой полис вручается страхователю при заключении договора обязательного страхования.
  Применительно к ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду нарушение водителем условий обязательного страхования при ограниченном использовании транспортных средств; согласно п. 1 ст. 16 рассматриваемого Федерального закона граждане вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства (в течение шести или более определенных указанными договорами месяцев в календарном году).
  Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами и учитывающих водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.
  По смыслу п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" для случаев обязательного страхования ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие:
  - предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и, если такое условие предусмотрено, - их водительский стаж, возраст и иные персональные данные;
  - сезонное использование транспортного средства.
  В соответствии с п. 2, 3 ст. 16 указанного Федерального закона при осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.
  В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис.
  По смыслу ч. 1 комментируемой статьи имеются в виду нарушения страхователем - владельцем транспортного средства условий договора обязательного страхования, предусмотренных п. 1 - 3 ст. 16 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона владелец транспортного средства принимает на себя обязательства обязательного страхования в качестве страхователя.
  5. Административная ответственность, установленная ч. 2 комментируемой статьи, наступает вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) владельцем транспортного средства обязанностей, определенных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Согласно п. 1, 2 ст. 4 указанного Федерального закона владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
  При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.
  Владельцы транспортных средств, на которых не распространяются обязанности по страхованию гражданской ответственности, определены п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
  Согласно п. 6 ст. 4 указанного Федерального закона владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.
  Об особенностях возмещения имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, см. комментарий к ст. 4.7.
  Добровольная форма страхования гражданской ответственности по смыслу п. 5 ст. 4 рассматриваемого Федерального закона является факультативной и во всяком случае не заменяет обязанностей владельцев транспортных средств по обязательному страхованию.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, а применительно к ч. 1 комментируемой статьи - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (см. п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
 
 Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
 В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
 
  Статья 13.1. Самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания
 
  Установка или эксплуатация без специального разрешения узла проводного вещания независимо от его мощности -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией узла проводного вещания или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией узла проводного вещания или без таковой; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией узла проводного вещания или без таковой.
 
  Комментарий к статье 13.1
 
  1. Отношения, возникающие между абонентом - физическим лицом, с которым заключен договор об оказании ему услуг проводного вещания (радиофикации), и организацией независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, имеющими право на оказание услуг проводного вещания на основании лицензии, выданной им Минсвязи России, и оказывающими эти услуги на основании договора об оказании услуг проводного вещания (радиофикации; далее - исполнитель), регулируются Правилами оказания услуг проводного вещания (радиофикации), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1238 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 12). По смыслу п. 2 ст. 779 ГК договор об оказании услуг проводного вещания (радиофикации) представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг. В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" договор об оказании услуг связи, заключаемый гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
  Применительно к указанному Федеральному закону абонентом является пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
  Согласно Правилам оказания услуг проводного вещания (радиофикации):
  узлом проводного вещания является комплекс станционного оборудования и линейных сооружений проводного вещания, предназначенный для обслуживания населения на определенной территории;
  под проводным вещанием понимается передача программ звукового вещания широкому кругу территориально рассредоточенных слушателей посредством проводных линий;
  сетью проводного вещания является совокупность станционных и линейных сооружений проводного вещания, обеспечивающих передачу программ звукового вещания и иной информации до абонентских розеток.
  Рассматриваемые Правила регулируют отношения между абонентом и исполнителем по оказанию услуг проводного вещания на территории РФ при использовании абонентом этих услуг исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Правила обязательны для сторон при заключении и исполнении договора об оказании услуг проводного вещания (радиофикации) и распространяются на оказание услуг на сетях проводного вещания общего пользования, ведомственных сетях проводного вещания, имеющих выход на сети проводного вещания общего пользования, а также на выделенных сетях проводного вещания непроизводственного назначения.
  2. Установка и эксплуатация узла проводного вещания с нарушением указанных Правил квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
  Рассматриваемые Правила не распространяются на оказание услуг проводного вещания на выделенных сетях для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка, созданных в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и иными нормативными правовыми актами, а также на сетях проводного вещания внутрипроизводственного и технологического назначения, не имеющих выхода на сети проводного вещания общего пользования.
  3. Согласно Правилам оказания услуг проводного вещания (радиофикации):
  под абонентским устройством понимается подключаемое к абонентской розетке техническое средство (абонентский громкоговоритель, приемник трехпрограммного проводного вещания, радионаушники, а также другие технические устройства), предназначенное для приема и воспроизведения программ и иной информации, передаваемых по сети проводного вещания;
  абонентской радиоточкой является часть линейных сооружений сети, начинающаяся от ограничительной коробки или ограничительной перемычки и оканчивающаяся абонентской розеткой включительно;
  под абонентской розеткой подразумевается устройство, предназначенное для подключения абонентского устройства к сети проводного вещания.
  4. В соответствии с п. 11, 12, 14 вышеуказанных Правил по договору об оказании услуг проводного вещания (радиофикации) основными услугами проводного вещания являются:
  - предоставление доступа к сети проводного вещания при наличии линий связи проводного вещания (подсоединение абонентской радиоточки к сети проводного вещания);
  - пользование абонентской радиоточкой.
  По договору между абонентом и исполнителем могут быть оказаны дополнительно следующие платные услуги проводного вещания:
  - перестановка, переключение абонентских радиоточек;
  - установка дополнительных радиоточек.
  5. Согласно п. 17 - 19 Правил оказания услуг проводного вещания (радиофикации) договор об оказании названных услуг заключается при наличии технической возможности в порядке очередности подачи заявлений по зоне действия сети проводного вещания.
  Договор считается заключенным с момента получения абонентом согласия исполнителя на заключение договора. Договор об оказании услуг проводного вещания (радиофикации) между абонентом и исполнителем является бессрочным.
  Исполнитель обязан заключить договор об оказании услуг проводного вещания (радиофикации), кроме случаев, когда он докажет отсутствие возможности оказать абоненту услуги проводного вещания.
  В случае уклонения исполнителя от заключения договора об оказании услуг проводного вещания (радиофикации) физическое лицо вправе обратиться в суд с иском о принуждении заключить договор.
  Доказательство в суде невозможности заключения договора лежит на исполнителе.
  6. Согласно п. 35 Правил оказания услуг проводного вещания (радиофикации) абонент обязан не допускать подключения к сети проводного вещания абонентских устройств, не имеющих сертификата соответствия, выданного Минсвязи России. О сертификации средств связи см. комментарий к ст. 13.6.
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минсвязи России, осуществляющими государственный надзор за связью и информатизацией, указанными в ч. 2 ст. 23.44 КоАП (см. комментарий к названной статье). Данные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях на рассмотрение судьям.
  Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 2, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).
  Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации), упомянутые в п. 1 настоящего комментария, разработаны в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей"; в случаях нарушения указанного Закона может быть проведено административное расследование в соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП.
 
  Статья 13.2. Самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования
 
  Подключение без специального разрешения к сети электрической связи оконечного оборудования -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оконечного оборудования или без таковой; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оконечного оборудования или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оконечного оборудования или без таковой.
 
  Комментарий к статье 13.2
 
  1. Диспозиция комментируемой статьи соответствует диспозиции ст. 136.1 КоАП РСФСР ("Самовольное подключение оконечного оборудования к сетям электросвязи"). В соответствии с указанием Министерства связи РФ от 13 февраля 1997 г. N 21-у "Решение о порядке взаимодействия операторов электросвязи и органов Госсвязьнадзора России по вопросу обеспечения реализации статьи 136.1 "Самовольное подключение оконечного оборудования к сетям электросвязи" Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 6 августа 1996 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" под сетью электросвязи понимается технологическая система, обеспечивающая предоставление одного или нескольких видов связи, телефонную, телеграфную, факсимильную передачу данных и других видов документальных сообщений. Под оконечным оборудованием подразумеваются находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов и сообщений электросвязи, используемые для передачи и приема информации по электрическим сетям. Под подключением оконечного оборудования к сети электросвязи понимаются действия, обеспечивающие доступ технических средств и оконечных (абонентских) устройств к сети электросвязи и (или) к функциональным элементам данной сети с целью получения услуг электросвязи.
  2. Разрешением на подключение оконечного оборудования к сети электросвязи считаются:
  - договор между оператором связи и абонентом (пользователем), дающий абоненту (пользователю) возможность получения услуг электросвязи с использованием средств сети оператора связи, определяющий номенклатуру услуг, предоставляемых данному абоненту, и закрепляющий за ним индивидуальные абонентские атрибуты (например, абонентский номер, пароль, идентификатор, адрес почтового ящика, в том числе электронного, и т.п.);
  - регистрация оператором связи факта подключения оконечного оборудования пользователя (для тех случаев, когда взаимоотношения не оформлены договором) с момента открытия абонемента на пользование услугами электросвязи. Для сетей подвижной радиотелефонной связи помимо договора между оператором и абонентом (пользователем) необходимо разрешение регионального органа Госсвязьнадзора на эксплуатацию абонентской радиостанции (наличие обоих документов обязательно).
  3. К самовольным подключениям оконечного оборудования относятся:
  - подключение к цепи абонента на местной телефонной сети (на уровне кросса АТС, абонентского магистрального или распределительного кабеля, распределительного шкафа, распределительного ящика, распределительной коробки или кабеля абонентской проводки);
  - подключение к цепи таксофона (местного, междугородного, универсального) на местной телефонной сети (на уровне кросса АТС, абонентского магистрального или распределительного кабеля, распределительного шкафа, распределительного ящика, распределительной коробки или кабеля проводки к таксофону, а также самого таксофона);
  - подключение (путем использования или модификации соответствующих программно-технических средств) к системе подвижной радиотелефонной связи на уровне радиотракта;
  - подключение к сети передачи данных или телематическим службам путем использования индивидуальных абонентских атрибутов других пользователей с целью получения услуг электросвязи.
  4. Выявление несанкционированных подключений оконечного оборудования к сетям электросвязи производится оператором связи как на основании заявлений абонентов (пользователей) по поводу:
  - несогласия с выставленным счетом по оплате услуг связи;
  - обнаружения самим абонентом (пользователем) подключений к своему оконечному оборудованию;
  - помех, имеющих место при передаче или получении информации по сети электросвязи, в том числе при использовании самим абонентом (пользователем) несертифицированного оконечного оборудования, - так и самостоятельно (например, при подключении к таксофонам).
  5. Оператор связи после получения заявления от абонента (пользователя) об имеющем место самовольном подключении оконечного оборудования или иных указанных выше обстоятельствах проводит служебное расследование по поводу фактов нарушения технической эксплуатации сети связи. Срок проведения расследования зависит от времени поступления заявления от абонента (пользователя), но не должен превышать одного месяца с момента подачи заявления.
  Обследование состояния технических средств телефонной сети с целью выявления факта незаконного подключения осуществляется в срок, не превышающий трех дней с момента выявления необходимости такого обследования. Оно проводится лицом, уполномоченным на то оператором связи (монтеры ГТС, СТС, начальники смен МТС, электромеханики и т.п.). При необходимости к обследованию могут быть привлечены представители органов внутренних дел и региональных органов Госсвязьнадзора России.
  В результате проведенного обследования возможного места самовольного подключения оконечного оборудования составляется акт обследования.
  6. В случае выявления при обследовании правонарушителя и на основании составленного акта обследования возможного места подключения оконечного оборудования лицом, уполномоченным на то региональными органами Госсвязьнадзора России, составляется протокол об административном правонарушении. К протоколу прикладываются материалы, необходимые для установления вины лица, которое привлекается к административной ответственности.
  7. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 13.1.
 
  Статья 13.3. Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств
 
  Проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
  Примечания. 1. Под радиоэлектронными средствами в настоящей статье и статье 13.4 настоящего Кодекса понимаются технические средства, состоящие из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств либо из их комбинации и вспомогательного оборудования и предназначенные для передачи или приема радиоволн.
  2. Под высокочастотными устройствами понимаются оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и местного использования радиочастотной энергии для промышленных, научных, медицинских, бытовых и других целей, за исключением применения в области электрической связи.
  3. Не влечет административной ответственности использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, а также для использования изделий бытовой электроники, не содержащих радиоизлучающих устройств.
 
  Комментарий к статье 13.3
 
  1. Примечаниями 1, 2 к комментируемой статье и ст. 2 Федерального закона "О связи" установлены идентичные определения радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств - данные средства (устройства) относятся к средствам связи, понятие которых также установлено ст. 2 указанного Федерального закона.
  В отличие от комментируемой статьи, в подзаконных актах не выделяется специфика радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств, для данных средств, устройств существует единая дефиниция: согласно Положению о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 643 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 158), и Постановлению Правительства РФ от 15 января 1993 г. N 30 "Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 180) под радиоэлектронным средством (высокочастотным устройством) понимается техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств или из их комбинации и вспомогательного оборудования.
  К радиоэлектронным средствам (высокочастотным устройствам) относятся радиостанции, системы радионавигации, радиоопределения, системы кабельного телевидения и другие устройства, при работе которых используются радиочастоты выше 9 кГц.
  2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 832 "Об утверждении Особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 157) приобретение на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (за исключением средств и устройств, предназначенных для нужд федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. 3 Особых условий) осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации в установленном порядке.
  Разрешение на приобретение радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств необходимо, независимо от цели их приобретения (непосредственное использование в сетях радиосвязи, телерадиовещания, их последующая реализация).
  Не требуется разрешения органов государственного надзора за связью в Российской Федерации на приобретение:
  - радиоприемных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, передач и сигналов персонального радиовызова (радиопейджеров); а также
  - других видов указанных средств (устройств), исчерпывающий перечень которых определен п. 4 Особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
  3. Согласно Положению о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) не требуется разрешения органов государственного надзора за связью в Российской Федерации на использование абонентских носимых (портативных) радиостанций сотовых сетей радиосвязи федеральных и региональных стандартов, отдельных категорий маломощных радиостанций личного пользования и других радиоэлектронных средств по перечню, утверждаемому Минсвязи России, согласованному с Государственной комиссией по радиочастотам при Минсвязи России, ФСБ и МВД России.
  4. Приобретение, а также ввоз в РФ радиоэлектронных средств МВД России, Минобороны России, другими "силовыми" федеральными министерствами, ведомствами, указанными в п. 2 Положения о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), осуществляются на основании разрешений, выдаваемых Минобороны России.
  5. Выделение полос (диапазонов) радиочастот осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам при Минсвязи России.
  Согласно Положению о Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 346, указанная Комиссия вправе: определять порядок использования радиочастотного спектра на территории Российской Федерации и обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств; запрещать (ограничивать) использование на территории РФ радиочастот в случае нарушения установленного порядка их использования; приостанавливать или запрещать разработку и производство радиоэлектронных средств, электрооборудования и других технических средств, не соответствующих нормам радиоизлучений и приема или нормам допустимых значений индустриальных радиопомех.
  6. Изготовление, приобретение, ввоз в Российскую Федерацию, использование (эксплуатация) радиоэлектронных средств гражданского применения на территории РФ осуществляются на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации в соответствии с установленным порядком по заявкам юридических и физических лиц, включая иностранных, а ввоз радиоэлектронных средств иностранного производства для военного применения - на основании разрешений, выдаваемых Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ.
  7. Проектирование и строительство (установка) стационарных радиоэлектронных средств гражданского применения могут производиться только при наличии разрешений, выдаваемых Департаментом по надзору за связью и информатизацией Минсвязи России. Разрешения на установку радиопередающих средств на высотных зданиях городов Москвы и Санкт-Петербурга выдаются по согласованию с ФСБ.
  Разрешение на эксплуатацию радиоэлектронных средств выдается конкретному заявителю и не дает право на их эксплуатацию другим лицам.
  8. Эксплуатация радиоэлектронных средств гражданского применения, устанавливаемых в дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Российской Федерации, производится на основании разрешений, выдаваемых Департаментом по надзору за связью и информатизацией Минсвязи России по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.
  9. Порядок оформления разрешений на приобретение радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и на их реализацию устанавливается Главным управлением государственного надзора за связью в Российской Федерации. Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства на территории РФ реализуются только покупателям, имеющим разрешение на их приобретение. В случае приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в порядке правопреемства (наследования) правопреемник (наследник) переоформляет в органах службы государственного надзора за связью в Российской Федерации на свое имя разрешение на право эксплуатации этих средств и устройств.
  Реализация (поставка, оптовая и (или) розничная продажа) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на территории РФ осуществляется изготовителями, поставщиками и торгующими организациями на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации.
  Не требуется разрешений на реализацию радиоприемных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, передач и сигналов персонального радиовызова (радиопейджеров); изделий бытовой техники, не содержащих радиоизлучающих устройств.
  10. Согласно комментируемой статье в качестве правонарушения рассматриваются приобретение, проектирование, строительство, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения только в тех случаях, когда его получение прямо предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами.
  11. Лицензирование деятельности в области связи регламентируется Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи". Действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется на деятельность в области связи (см. п. 2 ст. 1 указанного Федерального закона; о видах деятельности в области проектирования и строительства, лицензирование по которым осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", см. п. 5 комментария к ст. 9.4).
  12. Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством РФ и ежегодно уточняются.
  Полномочия Минсвязи России как лицензирующего органа установлены п. 2 ст. 29 Федерального закона "О связи", требования к заявлению о предоставлении лицензии, порядок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и ее выдаче, исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии, порядок переоформления лицензии, внесения изменений и дополнений в лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи установлены соответственно ст. 30, 32, 34, 35, 36 Федерального закона "О связи", правовые основания приостановления действия лицензии и ее аннулирования определены ст. 37, 39 указанного Федерального закона. Минсвязи России выдает лицензии, приостанавливает их действие, а также аннулирует лицензии в случаях, не требующих оспаривания, т.е. когда коллизия не может возникнуть. Это происходит при наступлении не нуждающихся в судебном доказывании юридических фактов, возникновение которых заведомо несовместимо с деятельностью лицензиата, например в случаях ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
  Судебное аннулирование лицензии предусмотрено при совершении лицензиатом оспоримых нарушений, например при несоблюдении обязательств по оказанию услуг связи (случаи, когда аннулирование лицензии допускается только по решению суда, установлены п. 1 ст. 39 Федерального закона "О связи"; судебное аннулирование лицензии в указанных случаях осуществляется независимо от того, оспаривает ли лицензиат факт правонарушения). Такие нарушения могут быть выявлены в ходе судебного рассмотрения иска лицензирующего органа или иных лиц, ходатайствующих об аннулировании лицензии.
  К другим особенностям лицензирования, установленным Федеральным законом "О связи" и не предусмотренным другими федеральными законами, регламентирующими лицензионные отношения, относятся:
  а) выдача лицензий при наличии разрешения государственной комиссии по радиочастотам при Минсвязи России и в зависимости от результатов проводимых Минсвязи торгов (аукциона, конкурса);

<< Пред.           стр. 31 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу