<< Пред.           стр. 33 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Представление в лицензирующий орган перечня шифровальных (криптографических) средств, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности (с предоставлением по запросу технической документации и (или) образцов шифровальных (криптографических) средств, которые не имеют сертификата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области правительственной связи и информации (о реорганизации управления в указанной области см. п. 1 комментария к ст. 23.45)), относится к лицензионным требованиям и условиям, установленным подп. "в" п. 5 Положения о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств; подп. "в" п. 6 Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств; подп. "в" п. 6 Положения о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691 "Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами".
  Согласно подп. "з" п. 6 Положения о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензируемой деятельности относится использование криптографических алгоритмов, утвержденных в качестве государственных стандартов или определенных соответствующими перечнями, утвержденными Правительством РФ.
  Применительно к указанным положениям о лицензировании к шифровальным (криптографическим) средствам относятся:
  а) средства шифрования - аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении;
  б) средства имитозащиты - аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации;
  в) средства электронной цифровой подписи - аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;
  г) средства кодирования - средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;
  д) средства изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);
  е) ключевые документы (независимо от вида носителя ключевой информации).
  Таким образом, шифровальные (криптографические) средства, указанные в подп. "а" и "б", в зависимости от целей их использования являются техническими средствами защиты информации, составляющей государственную тайну (ч. 4 комментируемой статьи), либо предназначаются для защиты иной информации (см. ч. 2 рассматриваемой статьи).
  Согласно п. 1 Определения Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. по жалобе гражданина Ю.П. Романова на нарушение его конституционных прав ст. 21 и 21.1 Закона РФ "О государственной тайне" (в ред. от 6 октября 1997 г.) допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации после проведения соответствующих проверочных мероприятий. Из этого общего правила ст. 21.1 того же Закона предусмотрено исключение для отдельных категорий должностных лиц и граждан, в частности для адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, - они допускаются к указанным сведениям без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21.
  8. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования в:
  - информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром;
  - корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.
  При создании ключей электронных цифровых подписей для использования в информационной системе общего пользования должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Возмещение убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей этих средств в соответствии с законодательством РФ.
  Использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронных цифровых подписей в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.
  Применительно к указанному Федеральному закону под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
  Под сертификатом средств электронной цифровой подписи понимается документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям.
  Согласно ст. 3 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" под информационной системой общего пользования понимается информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано; под корпоративной информационной системой подразумевается информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.
  9. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, т.е. информации на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, квалифицируется как преступление в сфере компьютерной информации (ч. 1 ст. 272 УК). Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 274 УК).
  10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях рассматриваются:
  а) предусмотренных ч. 1, 2 комментируемой статьи - должностными лицами ФСБ и Гостехкомиссии России, указанными в подп. "б" данного пункта комментария (см. п. 2, 3 ч. 2 ст. 23.46 КоАП);
  б) предусмотренных ч. 3, 4 комментируемой статьи, в соответствии со ст. 23.45 КоАП:
  - директором ФСБ, его заместителями, руководителями территориальных органов ФСБ, их заместителями;
  - министром обороны, его заместителями;
  - директором СВР, его заместителями;
  - председателем Гостехкомиссии России, его заместителями, руководителями региональных центров Гостехкомиссии России, их заместителями;
  в) предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, по смыслу п. 6 ч. 2 ст. 23.45 КоАП - руководителями структурных подразделений ФСБ, Минобороны, СВР и Гостехкомиссии России, к ведению которых отнесено лицензирование видов деятельности, связанных с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну (см. п. 4 комментария к ст. 13.11, п. 3 комментария к ст. 13.13).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП должностные лица, указанные в подп. "б" данного пункта комментария, вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 4 комментируемой статьи, на рассмотрение судьям (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).
 
  Статья 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации
 
  1. Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой.
  2. Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.
 
  Комментарий к статье 13.13
 
  1. О целях защиты информации см. п. 3 комментария к ст. 13.12. О лицензируемых видах деятельности в области защиты информации, лицензирование по которым осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", см. п. 4 комментария к ст. 13.11.
  Согласно ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
  Перечень сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию, определен ст. 5, 7 Закона РФ "О государственной тайне".
  2. Согласно ст. 27 Закона РФ "О государственной тайне" деятельность с использованием сведений, составляющих государственную тайну, может осуществляться только юридическими лицами - лицензиатами. Проведение работ, оказание услуг, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, должностными лицами, юридическими лицами без лицензии квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.
  В соответствии со ст. 27 вышеназванного Закона РФ допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
  Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
  Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при соблюдении ими следующих условий:
  - выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством РФ, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
  - наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  - наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
  О сертификации средств защиты информации, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, см. п. 6, 7 комментария к ст. 13.12.
  В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" информация о государственной тайне относится к документированной информации с ограниченным доступом.
  3. При толковании данной статьи следует иметь в виду различия в правовой регламентации лицензирования: по смыслу ч. 1 ст. 13.12 КоАП и ч. 1 комментируемой статьи лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", применительно к ч. 3 ст. 13.12 КоАП и ч. 2 комментируемой статьи лицензирование осуществляется в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне".
  Исчерпывающий перечень видов деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) и оборота технических средств получения информации определен п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, к ведению ФСБ отнесено лицензирование деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (лицензионные требования и условия по указанному виду деятельности установлены п. 3 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526); лицензирование деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
  Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. п. 1 ст. 17 данного Федерального закона). Согласно п. 2 Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 95, к электронным устройствам, предназначенным для негласного получения информации, относятся электронные устройства, скрыто установленные в местах возможного съема информации; технические средства для выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, - специальная и контрольно-измерительная аппаратура, а также средства вычислительной техники, позволяющие осуществлять поиск электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами органов ФСБ и Гостехкомиссии, указанными в подп. "б" п. 10 комментария к ст. 13.12.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами, указанными в подп. "б", "в" п. 10 комментария к ст. 13.12.
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, на рассмотрение судьям (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).
 
  Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом
 
  Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 13.14
 
  1. Согласно ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации с ограниченным доступом.
  Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.
  Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" (см. комментарий к ст. 13.13).
  К конфиденциальной информации (документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ) относятся так называемые персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (информация о гражданах).
  Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением случаев ее отнесения к персональным данным. См. п. 2 комментария к ст. 13.11.
  2. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
  - законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  - документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  - документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
  - документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
  3. Согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона "О политических партиях" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, относится к информации с ограниченным доступом. Разглашение указанной информации без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную комментируемой статьей.
  По смыслу ст. 14 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" к информации с ограниченным доступом относится также информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной. Указанная информация может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.
  В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ) к конфиденциальной информации относятся сведения, предоставленные гражданином редакции СМИ с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
  По смыслу ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации" статус конфиденциальной информации распространяется также на следующие сведения:
  - прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя;
  - прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.
  Редакция СМИ не вправе разглашать указанную информацию в распространяемых сообщениях и материалах.
  В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью (о понятии контртеррористической операции см. п. 1 комментария к ст. 20.27). Согласно п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона не допускается распространение информации:
  раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;
  способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;
  служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;
  о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.
  Распространение указанной информации сотрудником СМИ, военнослужащим или иным лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.
  К информации с ограниченным доступом относятся также сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну. Согласно п. 1 ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.
  Согласно Постановлению Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 N 731) установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:
  - учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав;
  - документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);
  - сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
  - документы о платежеспособности;
  - сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  - документы об уплате налогов и обязательных платежей;
  - сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
  - сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  В соответствии с п. 2 ст. 139 ГК информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК и другими федеральными законами.
  Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
  Согласно ст. 15 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством РФ, квалифицируются в качестве разновидностей недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг.
  В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании ст. 13 указанного Федерального закона, разглашению не подлежат. Несанкционированное разглашение указанных сведений квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей КоАП.
  Согласно подп. 5 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя. В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной. О статусе адвоката применительно к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" см. комментарий к ст. 25.5.
  К информации с ограниченным доступом относятся также персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Согласно ст. 88 Трудового кодекса РФ работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом, и сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия.
  Дефиниции работодателя и работника приводятся в ст. 20 Трудового кодекса РФ. Защита персональных данных работника осуществляется в соответствии со ст. 85 - 90 Трудового кодекса РФ.
  Разглашение работодателем указанных персональных данных, не санкционированное работником, квалифицируется по комментируемой статье КоАП.
  Согласно Перечню сведений конфиденциального характера, утвержденному Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188, к таким сведениям относятся:
  - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
  - сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
  - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и федеральными законами (служебная тайна);
  - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
  - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и федеральными законами (коммерческая тайна);
  - сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
  Применительно к отношениям, регулируемым рассматриваемой статьей КоАП, разглашение лицом сведений конфиденциального характера, установленных указанным Перечнем, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.
  4. По смыслу комментируемой статьи имеются в виду следующие случаи разглашения информации с ограниченным доступом, квалифицируемые в соответствии с УК:
  а) разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, если это деяние причинило крупный ущерб (ч. 1 ст. 147);
  б) разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 155).
  По смыслу ст. 155 УК правовым критерием отграничения данного преступления от административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей КоАП, является установление указанных мотивов деяния;
  в) собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом (ч. 1 ст. 183);
  г) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 ст. 183 УК);
  д) деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 183 УК, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности (ч. 3 ст. 183);
  е) деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 ст. 183 УК, повлекшие тяжкие последствия (ч. 4 ст. 183);
  ж) разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены (ч. 1 ст. 283);
  з) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 283 УК, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283);
  и) разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленным законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 310);
  к) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (ч. 1 ст. 311);
  л) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 311 УК, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 311);
  м) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности (ч. 1 ст. 320);
  н) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 320 УК, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 320).
  5. О лицензировании деятельности в области защиты информации см. п. 4 комментария к ст. 13.11, п. 3 комментария к ст. 13.13; о лицензировании проведения работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, см. п. 2 комментария к ст. 13.13.
  Совершение лицензиатом рассматриваемого проступка квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).
  6. Субъектами данного административного правонарушения являются гражданин или должностное лицо, получившие доступ к указанной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, допустившие ее разглашение, т.е. распространение в устной или иной форме сведений, относимых к такой информации, когда они стали достоянием других лиц.
  7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).
 
  Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации
 
  Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения.
 
  Комментарий к статье 13.15
 
  Согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ) запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
  По смыслу ст. 2 вышеназванного Закона РФ под теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).
 
  Статья 13.16. Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации
 
  Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 13.16
 
  1. Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы; под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
  Применительно к Правилам распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759:
  под подписчиком понимается гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  периодическим печатным изданием является газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
  распространитель периодических печатных изданий по договору подписки - редакция или издатель, выполняющие функции по распространению периодических печатных изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
  под подпиской на периодические печатные издания понимается форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставку.
  2. В соответствии со ст. 25 Закона РФ "О средствах массовой информации" распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за эту продукцию взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку "Бесплатно" и не может быть предметом коммерческого распространения.
  Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации.
  Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных указанным Законом РФ.
  Подобные ограничения установлены, в частности, при распространении эротических изданий: согласно ч. 3 ст. 37 рассматриваемого Закона розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
  3. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе как с согласия указанных лиц.
  4. Воспрепятствование распространению продукции СМИ выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц, юридических лиц, в том числе посредством:
  - осуществления цензуры;
  - вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;
  - незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;
  - нарушения права редакции на запрос и получение информации;
  - незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
  - принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
  - установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.
  По смыслу ст. 3 Закона РФ "О средствах массовой информации" под цензурой массовой информации понимается требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
  Согласно ст. 58 указанного Закона РФ обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).
 
  Статья 13.17. Нарушение правил распространения обязательных сообщений
 
  Нарушение правил распространения обязательных сообщений -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 13.17
 
  1. Общие требования к распространению обязательных сообщений определены ст. 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", согласно которой редакция СМИ обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:
  - вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;
  - поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
  Редакции СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных СМИ предусмотрена законодательством РФ.
  Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
  Редакции государственных СМИ обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
  2. По смыслу Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 субъектом распространения обязательных сообщений является редакция СМИ, под которой понимаются организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
  Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных правил распространения обязательных сообщений физическими лицами, юридическими лицами, наделенными в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О средствах массовой информации" правомочиями редакции СМИ, квалифицируются в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - директором ФСБ, его заместителями, руководителями территориальных органов ФСБ, их заместителями - согласно п. 3 ч. 2 ст. 23.46 КоАП;
  - министром РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, его заместителями, руководителями территориальных органов МПТР России, их заместителями - в соответствии с п. 4, 5 ч. 2 ст. 23.46 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
 
  Статья 13.18. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм
 
  Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 13.18
 
  1. Согласно ст. 33 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио-, телепрограмм, т.е. распространению радио-, теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вещание по лицензии, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  Индустриальные помехи, т.е. искусственные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности, подлежат устранению за счет лиц, в собственности (ведении) которых находятся источники этих помех.
  Порядок защиты радиоприема (телевидения, радиовещания, радиосвязи и других радиослужб) на территории Российской Федерации от индустриальных радиопомех, которые возникают при эксплуатации (работе) технических средств, определен Положением о защите радиоприема от индустриальных радиопомех, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. N 1142.
  2. По смыслу ст. 33 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 под техническими устройствами подразумеваются технические средства, дефиниция которых приведена в примечании к ст. 13.8 КоАП. Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех, квалифицируются по ст. 13.8 КоАП (см. комментарий к этой статье).
  В соответствии со ст. 60 Закона РФ "О средствах массовой информации" правонарушение, выразившееся в создании искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов Минсвязи России, осуществляющими государственный надзор за связью и информатизацией, указанными в ч. 2 ст. 23.44 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации
 
  Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации -
  влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 13.19
 
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Постановление Правительства РФ от 01.11.1999 N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области".
 
  1. Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" федеральные органы исполнительной власти при разработке правовых актов, связанных с созданием и введением государственных информационных систем и ресурсов, обязаны согласовывать с Государственным комитетом РФ по статистике эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Постановление Правительства РФ от 01.11.1999 N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области".
 
  Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о проведении работ по развитию единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Указание ГТК РФ от 31.07.1995 N 01-12/934 "О порядке представления статистической информации по внешнеэкономическим связям (во изменение п. 4 указания ГТК России N 01-12/1209 от 20.10.94)" утратило силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 06.06.2002 N 588 "Об упорядочении правовой базы по вопросам ведения таможенной статистики и совершенствования информационных технологий".
 
  2. В настоящее время в Российской Федерации порядок предоставления статистической информации определяется следующими ведомственными актами: Постановлениями Госкомстата России от 22 июля 1996 г. N 76 "Об изменении периодичности представления статистической информации по формам федерального государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами", от 31 мая 1996 г. N 45 "Об изменении периодичности представления статистической информации о просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату", от 25 марта 1996 г. N 20 "Об утверждении формы единовременного федерального государственного статистического наблюдения за информатизацией и инструкции по ее заполнению"; указанием ГТК России от 31 июля 1995 г. N 01-12/934 "О порядке представления статистической информации по внешнеэкономическим связям", а также иными ведомственными актами.
  3. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является должностное лицо, ответственное за представление указанной статистической информации, причем по смыслу комментируемой статьи должностное лицо, предоставившее заведомо недостоверную статистическую информацию.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Госкомстата России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.53 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 13.20. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов
 
  Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 13.20
 
  1. Общие требования к хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов определены ст. 16 - 20 Основ законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5341-1.
  Постоянное хранение документов государственной части Архивного фонда РФ осуществляют государственные архивы, государственные музеи и библиотеки. Временное хранение указанных документов осуществляют центральные органы исполнительной власти РФ, государственные учреждения, организации и предприятия в создаваемых ими ведомственных архивах.
  Порядок постоянного и временного хранения документов государственной части Архивного фонда РФ в государственных и ведомственных архивах и передачи указанных документов на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается Федеральной архивной службой России.
  Государственные архивы комплектуются архивными документами, образующимися в процессе деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, организаций и предприятий или приобретенными указанными архивами, а также документами, переданными им негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами.
  Порядок государственного учета документов Архивного фонда РФ, использования указанных документов, находящихся на временном хранении в центральных органах исполнительной власти, в государственных учреждениях, организациях и на предприятиях, а также порядок использования архивных документов в государственных архивах определяются Росархивом.
  Применительно к Федеральному закону от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" под хранением понимается один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции.
  Музейным предметом является культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимыми для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона под музейным фондом подразумевается совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных указанным Федеральным законом.
  2. По смыслу Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" документальные памятники - акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания относятся к памятникам истории и культуры.
  3. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) вправе осуществлять только лицензиаты. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанному виду деятельности отнесено к ведению Минкультуры России.
  Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных правил лицензиатом квалифицируются как нарушение требований и условий лицензирования и влекут за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).
 
  Статья 13.21. Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации
 
  Изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения.
 
  Комментарий к статье 13.21
 
  1. О понятиях массовой информации, продукции СМИ, распространения продукции СМИ см. п. 1 комментария к ст. 13.16.
  2. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации.
  В соответствии со ст. 8 указанного Закона заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:
  на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе Федерации, нескольких краев и областей, - подается учредителем в МПТР России;
  на территории республики в составе Федерации, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, - подается учредителем в соответствующие территориальные органы МПТР России.
  Согласно ст. 12 названного Закона не требуется регистрация:
  - средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
  - периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
  - радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более 10 абонентов;
  - аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.
  Форма свидетельства о регистрации утверждена Приказом МПТР России от 27 февраля 2002 г. N 34.
  Согласно ст. 11 Закона РФ "О средствах массовой информации" смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускаются лишь при условии перерегистрации средства массовой информации. Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
  Перерегистрация средства массовой информации, деятельность которого прекращена судом, не допускается.
  При изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.
  3. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя или судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Основания для прекращения судом или приостановления судом (судьей) деятельности СМИ определены соответственно ч. 3, 4 ст. 16 вышеуказанного Закона. Прекращение деятельности СМИ влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.
  4. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент начала противоправного изготовления или распространения продукции СМИ гражданами, должностными лицами редакции СМИ. По смыслу Закона РФ "О средствах массовой информации" действия по изготовлению и распространению продукции СМИ могут быть осуществлены только редакцией СМИ.
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).
 
  Статья 13.22. Нарушение порядка объявления выходных данных
 
  Выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.
 
  Комментарий к статье 13.22
 
  1. О статусе средств массовой информации, а также о содержании понятия распространения СМИ см. комментарий к ст. 13.21.
  2. Согласно ст. 27 Закона РФ "О средствах массовой информации" каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: название издания; сведения об учредителе (соучредителе); фамилию, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дату его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); для изданий, распространяемых через предприятия связи, - индекс; тираж; цену, либо пометку "Свободная цена", либо пометку "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии.
  При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании - не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.
  Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения: название программы; дату выхода в свет (в эфир) и номер выпуска; фамилию, инициалы главного редактора; тираж; название редакции и ее адрес; цену, либо пометку "Свободная цена", либо пометку "Бесплатно".
  3. Порядок распространения массовой информации определен ст. 25 Закона РФ "О средствах массовой информации". О Правилах распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759, см. п. 1 комментария к ст. 13.16.
  4. Для выпуска, распространения печатных изданий с заведомо ложными данными характерно наличие вины в форме прямого умысла.
  5. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемому виду деятельности относится воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанному виду деятельности отнесено к совместному ведению МПТР и Минкультуры России. Согласно подп. "а" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 381, соблюдение лицензиатом требований к оформлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, включая обязательные указания наименования лицензиата и номера лицензии, относится к лицензионным требованиям и условиям.
  Разграничение компетенции МПТР России и Минкультуры России при осуществлении лицензирования по данному виду деятельности установлено п. 2 указанного Положения.
  Распространение аудиовизуальной продукции и фонограмм должно производиться в соответствии с требованиями Закона РФ "О средствах массовой информации". Нарушение порядка объявления выходных данных (см. п. 2 комментария к настоящей статье) лицензиатом рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий, что может повлечь санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые к нарушителю в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от его привлечения к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются министром РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, его заместителями, руководителями территориальных органов МПТР России, их заместителями (см. п. 4 ч. 2 ст. 23.46 КоАП и комментарий к ней).

<< Пред.           стр. 33 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу