<< Пред.           стр. 35 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются МПС России в печатном издании указанного органа не позднее чем за 10 дней до введения в действие таких изменений; об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа, - не позднее чем за пять дней до их введения в действие.
  Основы государственного регулирования тарифов на перевозки грузов по территории Российской Федерации, осуществляемые субъектами естественной монополии на федеральном железнодорожном транспорте, определены Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 194. Согласно п. 5 - 8 Положения тарифы на грузовые железнодорожные перевозки устанавливаются в соответствии с законодательством РФ и включают в себя в том числе плату за пользование инфраструктурой железных дорог, подвижным составом федерального железнодорожного транспорта. Правила предоставления исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки утверждаются Правительством РФ.
  Предоставление исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в случаях, не предусмотренных указанными правилами, а также в индивидуальном порядке не допускается.
  МАП России по согласованию с МПС России, Минэкономразвития и Минфином России утверждает обязательные для исполнения всеми субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте нормативно-методические документы по вопросам государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
  В соответствии с п. 12 рассматриваемого Положения государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляют в пределах своей компетенции МАП России и МПС России на основании решений Комиссии Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем:
  - утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня;
  - контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.
  Согласно п. 2, 3 Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 715, государственному регулированию подлежат тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, включенными в установленном порядке в реестр субъектов естественных монополий в области связи.
  Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется МАП России.
  Указанным Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России.
  5. Согласно письму ГТК России от 17 мая 2002 г. N 01-06/19136 государственное регулирование цен и тарифов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации на основании правовых актов Президента РФ.
  К основным правовым актам в этой области относятся следующие:
  - Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";
  - Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
  Данными актами определены:
  - перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
  - перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
  Отдельными постановлениями Правительства РФ регулируются цены на следующие виды товаров:
  - лекарственные средства (Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства");
  - газ (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации");
  - этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2001 г. N 467 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья");
  - водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью выше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ (Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности" в ред. Постановления Правительства РФ от 31 июля 1996 г. N 915);
  - алмазное сырье и драгоценные камни (Постановление Правительства РФ от 30 апреля 1992 г. N 279 "О расчетных и отпускных ценах на драгоценные металлы, алмазы и драгоценные камни" в ред. Постановления Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N 773);
  - протезно-ортопедические изделия (Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 694 "О реализации протезно-ортопедических изделий").
  Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. N 88) оптовые цены на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, и сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России и Минэнерго России.
  Пунктом 1 указанного Постановления Правительства РФ Минэкономразвития России предоставлено право издавать нормативно-методические документы по вопросам регулирования указанных цен.
  6. Согласно Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021, к регулируемым видам деятельности относятся виды деятельности, при выполнении которых расчеты за поставляемую продукцию (оказываемые услуги) осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.
  В соответствии с Основными положениями государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:
  а) оптовые цены на газ;
  б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации;
  в) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;
  г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам независимых газотранспортных организаций;
  д) тарифы на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций;
  е) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительных организаций;
  ж) розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.
  Государственное регулирование оптовых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам для независимых организаций осуществляется до перехода к государственному регулированию единых для всех поставщиков газа тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации.
  7. Согласно п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" к органам государственного регулирования тарифов отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные энергетические комиссии.
  Согласно ст. 5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления.
  8. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения гражданином, должностным лицом, юридическим лицом порядка ценообразования.
  В случае нарушения установленного порядка ценообразования лицензиатом к последнему, независимо от применения мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей, могут быть применены санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - должностными лицами, указанными в п. 9 комментария к ст. 14.3;
  - должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к названной статье, а также к ст. 23.48 КоАП);
  - должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, указанными в ч. 2 ст. 23.51 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 14.7. Обман потребителей
 
  Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, -
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
 
  Комментарий к статье 14.7
 
  1. Согласно Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" под потребителем подразумевается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
  Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи.
  При обвешивании покупатель получает товар, не соответствующий его количеству, предусмотренному договором купли-продажи.
  При обмеривании продавец нарушает условия договора, предусматривающие передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами (см. п. 1 ст. 467 ГК).
  При обсчете товар оплачивается потребителем по цене, завышающей денежную сумму, объявленную продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.
  При введении в заблуждение относительно потребительских свойств товар не соответствует виду, модели, цвету или иным заранее обусловленным участниками договора признакам.
  Согласно ст. 469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору розничной купли-продажи.
  2. По смыслу данной статьи обмеривание, обвешивание, обсчет совершаются при исполнении частной разновидности договора купли-продажи - договора розничной купли-продажи.
  Обман, причинивший потребителю ущерб в сумме, превышающей 0,1 МРОТ, квалифицируется в качестве уголовно наказуемого деяния (см. ст. 200 УК).
  3. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 ноября 2000 г. N 32) законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны.
  Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК); подряда (бытового, строительного, на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг, и из других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, с 20 декабря 1999 г. (времени опубликования Федерального закона от 17 декабря 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
  4. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" под продавцом подразумевается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; изготовителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
  5. О статусе индивидуальных предпринимателей - субъектов данного правонарушения см. п. 9 комментария к ст. 14.5.
  6. Обман потребителей в случаях, предусмотренных рассматриваемой статьей, квалифицируется как мошенничество и является разновидностью мелкого хищения чужого имущества.
  Обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями в сфере торговли (услуг) рассматривается в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Мелкое хищение чужого имущества в форме мошенничества в иных случаях квалифицируется по ст. 7.27 КоАП (см. комментарий).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
 
  1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
  3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 14.8
 
  1. О статусе потребителя, а также о правах потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе см. соответственно п. 1 комментария к ст. 14.7, п. 1, 2 комментария к ст. 14.5. О статусе товаров, работ, услуг см. п. 2 комментария к ст. 14.4.
  2. Под договором по смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается договор купли-продажи, его отдельные разновидности, определенные п. 5 ст. 454 ГК. Использование потребителем товара для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возможно по договору имущественного найма, договору проката и другим гражданско-правовым договорам.
  3. Обязанность продавца, изготовителя товара, исполнителя (работ, услуг) предоставить потребителю льготы и преимущества обусловлена правами потребителя, определенными Законом РФ "О защите прав потребителей". Несоблюдение, ненадлежащее соблюдение продавцом или изготовителем при продаже товаров потребителям прав потребителя, установленных ст. 18 - 25 Закона РФ "О защите прав потребителей", либо несоблюдение, ненадлежащее соблюдение лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги), прав потребителей, установленных ст. 28 - 36 названного Закона, квалифицируются по ч. 3 комментируемой статьи. Административная ответственность в указанных случаях является следствием нарушения продавцом условий договора купли-продажи, а исполнителем - правил возмездного договора, определенных гражданским законодательством.
  4. Субъектом данного административного правонарушения является физическое лицо, юридическое лицо, нарушающее права потребителя. Совершение данного административного проступка лицензиатом рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  Индивидуальные предприниматели (в том числе и лицензиаты), нарушающие права потребителей в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, несут ответственность как должностные лица (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. п. 6 комментария к ст. 2.4).
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП, а применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 2 комментируемой статьи, - должностными лицами, указанными в п. 9 комментария к ст. 14.3.
 
  Статья 14.9. Ограничение свободы торговли
 
  Действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, то есть недопущение на местные рынки товаров из других регионов Российской Федерации либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы Российской Федерации, -
  влекут наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 14.9
 
  1. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров. По смыслу ст. 74 Конституции РФ установление каких-либо ограничений, препятствующих свободному перемещению товаров, не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  В качестве легитимного ограничения свободы торговли следует рассматривать изъятие движимого имущества из оборота либо введение ограничений его оборотоспособности в случаях, установленных федеральным законом (см. п. 1 комментария к ст. 14.2). Введение ограничений свободного перемещения товаров допускается при осуществлении пограничного режима, режима чрезвычайного положения, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица органов исполнительной власти, местного самоуправления или должностные лица муниципальных органов, устанавливающие указанные ограничения в случаях, не предусмотренных федеральным законом.
  О статусе должностного лица см. комментарий к ст. 2.4.
  3. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.
  4. Должностные лица территориальных органов федеральных министерств и ведомств, созданных в субъектах Федерации, не являются субъектами комментируемого правонарушения: по смыслу ч. 1 ст. 78 Конституции РФ указанные территориальные органы входят в систему соответствующего федерального министерства, ведомства.
  5. О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 9 комментария к ст. 14.3.
 
  Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака
 
  Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
 
  Комментарий к статье 14.10
 
  1. Согласно Закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, позволяющие отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц.
  Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) на их упаковке владельцем товарного знака. Право на использование товарного знака может быть также предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.
  Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
  Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке. Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.
  2. Следует отличать статус лицензиата, определенный применительно к отношениям, регулируемым Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", от правового положения лицензиата, установленного Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  По смыслу ст. 26 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" предоставление лицензии на использование товарного знака несовместимо с лицензированием отдельных видов деятельности, исчерпывающий перечень которых определен п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а применительно к видам деятельности, на которые его действие не распространяется, - иными федеральными законами.
  3. Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, банках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для однородных товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.
  Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
  Обладатель свидетельства может проставлять рядом с наименованием места происхождения товара предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации.
  4. Использование гражданином, должностным лицом, юридическим лицом чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров с нарушением указанных требований квалифицируется в качестве рассматриваемого административного проступка.
  Индивидуальные предприниматели, совершившие рассматриваемое административное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица в соответствии с санкцией комментируемой статьи (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. п. 6 комментария к ст. 2.4).
  5. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 180 УК).
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.11. Незаконное получение кредита
 
  Получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 14.11
 
  1. Под кредитором в данной статье подразумевается одна из сторон кредитного договора. Согласно п. 1 ст. 819 ГК по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
  2. В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией подразумевается лицензиат - юридическое лицо, осуществляющее банковские операции. По смыслу п. 1 ст. 50 ГК кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) относятся к коммерческим организациям.
  3. Субъектом данного административного правонарушения является заемщик - юридическое лицо, физическое лицо, - незаконно получивший кредит, либо лицо, незаконно получившее льготные условия кредитования.
  Согласно ст. 11 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
  Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
  4. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 176 УК).
  5. Индивидуальные предприниматели в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, несут ответственность как должностные лица в соответствии с санкцией рассматриваемой статьи (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. п. 6 комментария к ст. 2.4).
  6. Под льготными условиями кредитования по смыслу комментируемой статьи следует понимать наделение участников кредитного договора дополнительными правами либо освобождение их от исполнения публично-правовых обязанностей или ограничение бремени исполнения данных обязанностей в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
  7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство
 
  1. Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
  2. Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
 
  Комментарий к статье 14.12
 
  1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротству).
  Субъектами фиктивного или преднамеренного банкротства являются руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель (о статусе должника - юридического лица, гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, см. комментарий к ст. 14.13).
  Применительно к ч. 1 комментируемой статьи действия индивидуального предпринимателя и юридического лица заведомо противоречат правомерной квалификации банкротства в соответствии с правовыми критериями, установленными соответственно п. 1 ст. 25 ГК, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно ст. 3 указанного Федерального закона гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
  2. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.
  Данные меры гражданско-правовой ответственности, установленные в случае фиктивного банкротства Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", применяются независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.
  В соответствии с п. 3 ст. 56 ГК, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
  Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства определены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. N 6-ФЗ).
  3. Согласно п. 7, 8 Методических рекомендаций по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденных распоряжением Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 8 октября 1999 г. N 33-р, для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.
  Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (с. 290 - с. 220 формы N 1 бухгалтерской отчетности), к величине краткосрочных пассивов, за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей (с. 690 - с. 640 - с. 650 - с. 660 формы N 1 бухгалтерской отчетности).
  При определении обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами в составе краткосрочных обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также (по возможности) степень ликвидности соответствующих оборотных активов.
  В соответствии с п. 10, 11 Методических рекомендаций определение признаков преднамеренного банкротства производится в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве и при наличии оснований предполагать неправомерные действия лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия.
  Признаки преднамеренного банкротства могут быть установлены как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе самих процедур банкротства (за исключением конкурсного производства).
  Признаками преднамеренного банкротства являются действия указанных лиц, вызвавшие неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
  4. Преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб, квалифицируется как преступление (ст. 196 УК).
  Фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, относится к преступлениям в сфере экономической деятельности (ст. 197 УК).
  5. Индивидуальные предприниматели в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, несут ответственность как должностные лица (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. комментарий к ст. 2.4).
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве
 
  1. Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства, -
  влекут наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
  2. Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), -
  влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
  3. Невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), -
  влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
 
  Комментарий к статье 14.13
 
  1. О понятии "несостоятельность (банкротство)" см. комментарий к ст. 14.12. О статусе учетных документов см. комментарий к ст. 15.11.
  Согласно ст. 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
  Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
  Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения, указанного в абз. 2 п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона. Неисполнение указанными лицами обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в указанные сроки и в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.
  В соответствии со ст. 8, 9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.
  Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
  удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
  Применительно к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)":
  под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение установленного срока;
  денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК основанию;
  обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ;
  кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
  конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований (в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования по денежным обязательствам, является ФСФО);
  руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.
  2. При введении арбитражным судом процедуры внешнего управления внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию, вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность (п. 2 ст. 99 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)":
  Согласно п. 3 ст. 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при введении процедуры наблюдения органы управления должника не вправе принимать решения:
  о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  о создании филиалов и представительств;
  о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  о заключении договоров простого товарищества.
  3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи квалифицируется невыполнение правил, применяемых при введении арбитражным судом соответствующей процедуры банкротства: правил, применяемых в период наблюдения (ст. 62 - 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), правил внешнего управления (ст. 93 - 123), правил конкурсного производства (ст. 124 - 149), правил мирового соглашения, заключаемого должником, его конкурсным кредитором и уполномоченным органом на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве применительно к процедурам наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства (правила заключения мирового соглашения установлены соответственно ст. 151 - 154 вышеуказанного Федерального закона), а также правил, установленных при введении процедуры финансового оздоровления (ст. 76 - 92 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
  Указанные процедуры банкротства применяются в отношении должника - юридического лица; при рассмотрении дел о банкротстве должника-гражданина (в том числе индивидуального предпринимателя) используются правила конкурсного производства и мирового соглашения. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей, крестьянского (фермерского) хозяйства установлены соответственно § 2 и 3 гл. X Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
  Правила банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
  Невыполнение правил, применяемых при введении указанных процедур банкротства, за исключением правил заключения должностным лицом должника - юридического лица сделок, квалифицируется в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи; административная ответственность должностного лица в случае заключения им противоправных сделок установлена ст. 14.22 КоАП (см. комментарий).
  4. Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб, квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 195 УК).
  Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб, квалифицируются как преступление (ч. 2 ст. 195 УК).
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации
 
  Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации -
  влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 14.14
 
  1. О статусе кредитной организации см. п. 2 комментария к ст. 14.11.
  В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Центральным банком РФ (Банком России).
  Временная администрация действует в соответствии с указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными актами Банка России. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации определены ст. 21 данного Федерального закона.
  2. Согласно ст. 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:
  - реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
  - разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;
  - принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
  - устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;
  - принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
  - обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, а также осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
  3. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации выполнению функций временной администрации может выражаться в действиях (бездействии) руководителя и иных должностных лиц кредитной организации, осуществление которых несовместимо с деятельностью временной администрации.
  Непредоставление указанными должностными лицами информации и документов, касающихся деятельности кредитной организации, а также неисполнение, ненадлежащее исполнение ими иных обязанностей по обеспечению функций временной администрации, определенных ст. 21, 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", квалифицируются в качестве данного административного правонарушения.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями, в том числе согласно абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП - и судьями арбитражных судов. При истолковании указанных предписаний ст. 23.1 необходимо иметь в виду, что к подведомственности судей арбитражных судов отнесены только правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые не могут быть субъектами данного правонарушения. Таким образом, рассматривать дела о комментируемых правонарушениях вправе только судьи районных судов или мировые судьи (см. п. 8 комментария ст. 14.1).
 
  Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров
 
  Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 14.15
 
  1. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2000 г. N 1104), принятые во исполнение Закона РФ "О защите прав потребителей", устанавливают общие требования, предъявляемые к продавцу товара, под которым понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
  2. Административная ответственность за продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил либо при отсутствии установленной информации предусмотрена ст. 14.2, 14.4, 14.5 КоАП.
  3. Правилами продажи отдельных видов товаров установлены особенности реализации продовольственных товаров (п. 32 - 38), текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви (п. 39 - 46), а также других товаров. Вышеуказанными Правилами определено содержание прав, обязанностей продавца и покупателя.
  Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения указанных Правил.
  Реализация отдельных видов товаров при осуществлении лицензируемых видов деятельности, определенных п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", может осуществляться только лицензиатами - юридическими и (или) физическими лицами. Осуществление торговли без лицензии в случаях, когда наличие лицензии обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, рассматривается в качестве преступления (ст. 171 УК). Торговая деятельность гражданина, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, повлекшая указанные выше последствия, также квалифицируется в качестве преступления (ст. 171 УК).
  Осуществление лицензиатом торговли с нарушением требований и условий лицензирования может повлечь санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
 
  4. В соответствии с письмом МНС России от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@ "Об отдельных вопросах применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении контроля за исполнением Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" абз. 4 ст. 2 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
  Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
  Неисполнение вышеперечисленных обязанностей является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (с изменениями и дополнениями), и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной комментируемой статьей.
  5. Об административной ответственности индивидуальных предпринимателей, в том числе лицензиатов, при совершении рассматриваемого правонарушения см. п. 5 комментария к ст. 14.12.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к названной статье).
  Согласно письму МНС России от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@ выявленные налоговыми органами правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть зафиксированы в акте проверки, который затем должен быть направлен в орган, уполномоченный составлять протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.3 КоАП.
 
  Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
 
  1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
  2. Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  3. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
 
  Комментарий к статье 14.16
 
  1. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом) подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино. К спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции (см. ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в ред. Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ).
  2. Согласно ст. 16 вышеназванного Федерального закона розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями. Индивидуальные предприниматели также ведут розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий.
  Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
  - в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;
  - лицам, не достигшим возраста 18 лет;
  - без сертификатов соответствия и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона. (О знаках соответствия и о сертификатах соответствия см. соответственно п. 8 комментария к ст. 14.4, подп. А п. 7 комментария к ст. 13.12; о статусе обязательной сертификации, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12.)
  Не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, в не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.
  Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.
  Розничная продажа питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
  В соответствии с Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840), не допускается продажа алкогольной продукции:
  - без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товаротранспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9%);
  - без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;
  - некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);
  - с содержанием этилового спирта более 18% объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа "тетрапак";
  - иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;
  - лицам, не достигшим возраста 18 лет;
  - в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
  3. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
  - алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ;
  - алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции;
  - алкогольная продукция, произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приобретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном п. 4 ст. 12 указанного Федерального закона.
  Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ.
  Правительство РФ определяет общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок.
  Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками осуществляется при условии проверки качества алкогольной продукции.
  Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными, не предусмотренными указанным Федеральным законом марками, не допускается.
  Розничная продажа немаркированной алкогольной продукции квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

<< Пред.           стр. 35 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу