<< Пред.           стр. 39 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Несоблюдение эмитентом ограничений, связанных с эмиссией ценных бумаг, установленных ст. 5 указанного Федерального закона, квалифицируется по комментируемой статье КоАП.
  8. Рассматриваемое правонарушение относится к так называемым длящимся проступкам (см. комментарий к ст. 4.5) и квалифицируется в момент его обнаружения.
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами ФКЦБ, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.47 КоАП, а также руководителями региональных отделений ФКЦБ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 23.47 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 15.18. Незаконные сделки с ценными бумагами
 
  Совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.18
 
  1. К профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
  Согласно ст. 2 - 9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе осуществлять следующие виды деятельности: брокерскую, дилерскую, по управлению ценными бумагами, клиринговую, депозитарную, по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также по организации торговли на рынке ценных бумаг.
  Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность и деятельность по ведению реестра ценных бумаг, могут быть только юридические лица.
  2. В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.
  Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:
  1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
  2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);
  3) количество размещенных ценных бумаг;
  4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:
  а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
  б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка РФ на момент внесения;
  в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте РФ.
  Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
  Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства РФ, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами ФКЦБ.
  Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.
  Положение о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, утверждено Постановлением ФКЦБ от 4 марта 1997 г. N 11.
  3. Согласно п. 2.2 Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденных Постановлением ФКЦБ от 11 октября 1999 г. N 9, при осуществлении брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг не допускается совершение сделок с ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска.
  4. Заключение профессиональным участником рынка ценных бумаг гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, рассматривается в качестве данного административного правонарушения.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами ФКЦБ, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.47 КоАП, а в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 23.47 КоАП - руководителями региональных отделений ФКЦБ (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг
 
  1. Непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.19
 
  1. О статусе эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг см. комментарии соответственно к ст. 15.17 и 15.18.
  2. Согласно ст. 23 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ) в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.
  В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тыс. экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее одной тысячи экземпляров.
  3. Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.
  Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые для создания видимости повышения и/или понижения цен и/или торговой активности на рынке ценных бумаг относительно существующего уровня цен и/или существующей торговой активности на рынке ценных бумаг с целью побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые и/или публично обращаемые ценные бумаги, в том числе:
  - распространение ложной или недостоверной информации;
  - совершение сделок с ценными бумагами на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в результате которых не меняется владелец этих ценных бумаг;
  - одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;
  - соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.
  Совершение указанных действий профессиональными участниками рынка ценных бумаг является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций.
  4. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение; раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию; общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию.
  Исчерпывающий перечень обязанностей эмитента публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг по раскрытию информации о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности определен ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
  5. Согласно ст. 6 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию:
  - копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  - копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  - сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны);
  - сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.
  Применительно к данному Федеральному закону под инвесторами понимаются физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги; под профессиональным участником подразумеваются эмитенты и иные участники рынка ценных бумаг.
  6. В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Федерального закона профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвесторов либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, предоставить следующую информацию;
  - сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска;
  - сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;
  - сведения о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;
  - сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;
  - сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  7. Согласно ст. 6 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить информацию о:
  - ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;
  - ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.
  Профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, указанную в ст. 6 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам - физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с названным Федеральным законом.
  8. Определение порядка и процедуры раскрытия информации в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" отнесено к ведению ФКЦБ.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Постановление ФКЦБ РФ от 12.08.1998 N 32 "Об утверждении Положения о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг" утратило силу в связи с изданием Постановления ФКЦБ РФ от 13.08.2003 N 03-35/пс "О признании утратившим силу отдельных нормативных актов федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, регулирующих процедуру эмиссии ценных бумаг и порядок раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
 
  Положение о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг, утверждено Постановлением ФКЦБ от 12 августа 1998 г. N 32; Положение о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки утверждено Постановлением ФКЦБ от 20 апреля 1998 г. N 9.
  Согласно Постановлению ФКЦБ от 29 ноября 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах раскрытия информации на рынке ценных бумаг" (в ред. Постановления ФКЦБ от 7 июня 2000 г. N 3) информация фондового рынка, сбор которой осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка" в соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1997 г. N 1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации", включает в том числе информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством РФ.
  9. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, квалифицируются как преступление (ст. 185 УК в ред. Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 23-ФЗ).
  Согласно примечанию к вышеназванной статье УК (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ) под крупным ущербом понимается ущерб, превышающий 1 млн. руб.
  10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - должностными лицами ФКЦБ, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.47 КоАП;
  - руководителями региональных отделений ФКЦБ - в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 23.47 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 15.20. Воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом
 
  Воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.20
 
  1. В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
  Применительно к указанному Федеральному закону под инвесторами понимаются физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные и муниципальные органы, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
  В соответствии с подп. 9 п. 2.1 Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28, инвесторами являются юридические и физические лица, приобретающие ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами, эмитируемые кредиторами или операторами вторичного рынка. К их числу относятся пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки, паевые инвестиционные фонды и др. Применительно к указанной Концепции под кредиторами понимаются банки (кредитные организации) и иные юридические лица, предоставляющие заемщикам ипотечные кредиты (займы); под операторами вторичного рынка ипотечных кредитов (агентствами по ипотечному жилищному кредитованию) подразумеваются специализированные организации, осуществляющие рефинансирование кредиторов, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты населению. Основные функции кредиторов и операторов вторичного рынка ипотечных кредитов определены соответственно подп. 3 и 4 п. 2.1 указанной Концепции.
  О статусе инвестора на рынке ценных бумаг см. п. 3 комментария к ст. 15.21.
  2. Согласно ст. 66 ГК хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
  3. Применительно к деятельности на рынке ценных бумаг о статусе эмитента см. комментарий к ст. 15.17.
  Согласно Положению о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденному Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27 (в ред. Постановления ФКЦБ от 20 апреля 1998 г. N 8) под регистратором подразумевается профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг на основании договора с эмитентом и имеющий лицензию на осуществление данного вида деятельности, или эмитент, осуществляющий самостоятельно ведение реестра владельцев именных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ.
  Отношения эмитента и регистратора, обусловленные ведением системы реестра владельцев ценных бумаг, определены п. 3 ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Требования к деятельности регистратора, а также обязанности эмитента по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг определены соответственно п. 5 и 6 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - должностными лицами ФКЦБ, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.47 КоАП;
  - руководителями региональных отделений ФКЦБ - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.47 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 15.21. Использование служебной информации на рынке ценных бумаг
 
  Использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.21
 
  1. Применительно к деятельности на рынке ценных бумаг под служебной информацией понимается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. О раскрытии общедоступной информации на рынке ценных бумаг см. комментарий к ст. 15.19.
  2. Согласно ст. 32, 33 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" к лицам, располагающим служебной информацией, относятся:
  - члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
  - аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
  - служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.
  При этом под членами органов управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг понимаются лица, занимающие постоянно или временно в указанных юридических лицах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.
  Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам.
  3. Порядок предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг определен ст. 6 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ). Применительно к данному Федеральному закону под инвесторами понимаются физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. Согласно п. 1, 2 ст. 6 указанного Федерального закона эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством РФ.
  Профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию:
  - копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  - копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  - сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны);
  - сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - должностными лицами ФКЦБ, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.47 КоАП;
  - руководителями региональных отделений ФКЦБ - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.47 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг
 
  Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра, либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.22
 
  1. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг относится к видам деятельности, осуществляемым профессиональными участниками рынка ценных бумаг - юридическими лицами.
  Согласно ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
  Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг утверждено Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27.
  Реестр владельцев ценных бумаг - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.
  Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представления информации в систему ведения реестра.
  Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента.
  2. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
  3. Номинальный держатель ценных бумаг - лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, в том числе являющееся депонентом депозитария, и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг.
  В качестве номинальных держателей ценных бумаг могут выступать профессиональные участники рынка ценных бумаг. Депозитарий может быть зарегистрирован в качестве номинального держателя ценных бумаг в соответствии с депозитарным договором. Брокер может быть зарегистрирован в качестве номинального держателя ценных бумаг в соответствии с договором, на основании которого он обслуживает клиента.
  Номинальный держатель ценных бумаг может осуществлять права, закрепленные ценной бумагой, только в случае получения соответствующего полномочия от владельца.
  4. Держатель реестра владельцев ценных бумаг обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.
  Нарушение держателем реестра указанных сроков выдачи выписки из системы ведения реестра квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  5. К иным законным требованиям владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг, подлежащим удовлетворению держателем реестра владельцев ценных бумаг, относятся обязанности последнего по:
  - открытию каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистрированным у держателя реестра, а также номинальному держателю ценных бумаг лицевого счета в системе ведения реестра на основании уведомления об уступке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг - на основании уведомления продавца ценных бумаг;
  - внесению в систему ведения реестра всех необходимых изменений и дополнений;
  - осуществлению операций на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей ценных бумаг только по их поручению;
  - доведению до зарегистрированных лиц информации, предоставляемой эмитентом;
  - предоставлению зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более чем 1% голосующих акций эмитента, данных из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг;
  - информированию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав.
  Невыполнение, ненадлежащее выполнение держателем реестра указанных требований рассматриваются в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. При этом физические лица - держатели реестра (см. последний абзац п. 1 комментария) несут административную ответственность, установленную санкцией комментируемой статьи для должностных лиц (см. п. 1 комментария к ст. 15.17 и абз. 3 п. 1 комментария к ст. 15.18).
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - председателем ФКЦБ, его заместителями - в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.47 КоАП;
  - руководителями региональных отделений ФКЦБ - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.47 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 15.23. Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг
 
  Уклонение от передачи или нарушение срока передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случаях, установленных законодательством, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.23
 
  1. О статусе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - профессиональных участников рынка ценных бумаг см. п. 1 комментария к ст. 15.17, абз. 3 п. 1 комментария к ст. 15.18; о понятии регистратора см. п. 3 комментария к ст. 15.20.
  2. О системе ведения реестра владельцев ценных бумаг см. п. 2 комментария к ст. 15.22.
  Согласно п. 6 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг зарегистрированные лица обязаны:
  - предоставлять регистратору полные и достоверные данные, необходимые для открытия лицевого счета;
  - предоставлять регистратору информацию об изменении данных, подлежащих внесению в анкету зарегистрированного лица;
  - предоставлять регистратору информацию об обременении ценных бумаг обязательствами;
  - предоставлять регистратору документы, предусмотренные указанным Положением, для исполнения операций по лицевому счету;
  - гарантировать, что в случае передачи ценных бумаг не будут нарушены ограничения, установленные законодательством РФ, или уставом эмитента, или вступившим в законную силу решением суда.
  Эмитент обязан предоставить регистратору в срок не позднее 10 календарных дней с даты заключения договора на ведение реестра, если иное не предусмотрено нормативными актами ФКЦБ:
  - подлинник решения о выпуске ценных бумаг;
  - копии учредительных документов, удостоверенные нотариально или заверенные регистрирующим органом;
  - копию свидетельства о государственной регистрации, удостоверенную нотариально или заверенную регистрирующим органом (при наличии);
  - выписку из протокола решения уполномоченного органа эмитента о назначении руководителя исполнительного органа, избрании членов совета директоров (наблюдательного совета);
  - копии уведомлений о государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  - копии отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, удостоверенные нотариально или заверенные регистрирующим органом;
  - заверенные эмитентом решения общих собраний акционеров, годовые бухгалтерские балансы, сведения о лицах, входящих в органы управления, за последние три года.
  Эмитент обязан своевременно предоставлять регистратору сведения об изменении и дополнении своих учредительных документов, а также список должностных лиц, которые имеют право на получение информации из реестра.
  3. Уклонение зарегистрированных лиц или эмитента от предоставления информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, либо нарушение эмитентом указанного срока их передачи квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - председателем ФКЦБ, его заместителями - в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.47 КоАП;
  - руководителями региональных отделений ФКЦБ - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.47 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 15.24. Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства
 
  Публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.24
 
  1. Требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены ст. 34 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
  В рекламе должно содержаться наименование (имя) рекламодателя. Рекламодатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязан также включать в рекламу сведения о видах осуществляемой им на рынке ценных бумаг деятельности в соответствии с рекламным объявлением.
  Рекламодателям запрещается:
  - указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности, о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними, и об условиях этих сделок, другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;
  - указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
  - использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги.
  При наличии в рекламе одного из обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 34, реклама ценных бумаг признается недобросовестной.
  Недобросовестной рекламой признается также публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг.
  Рекламой на рынке ценных бумаг не является общедоступная информация о ценных бумагах и эмитентах, а также информация, предоставляемая уполномоченным органам в связи с выполнением ими функций по регулированию рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ.
  Согласно ст. 36 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ) запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты государственной регистрации их выпусков (дополнительных выпусков) в соответствии с законодательством РФ. Договоры на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг являются недействительными. Органы, осуществившие государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, имеют право на предъявление иска по возникшим из-за недействительности договоров последствиям.
  Информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и начисленных и (или) выплаченных дивидендах является рекламой.
  Правовые последствия обнаружения ФКЦБ фактов недобросовестной рекламы определены п. 7 ст. 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
  2. Дефиниция ценной бумаги приводится в п. 1 ст. 142 ГК (см. п. 2 комментария к ст. 15.17 КоАП), понятия видов эмиссионных ценных бумаг - в ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
  Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, не отвечающих правовым критериям ценной бумаги, определенным указанным федеральным законодательством, квалифицируются в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  3. Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 187 УК).
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - председателем ФКЦБ, его заместителями - в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.47 КоАП;
  - руководителями региональных отделений ФКЦБ - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.47 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства
 
  1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации -
  влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
  2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств -
  влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
  3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.
  4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.25
 
  1. Согласно п. 7 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 28-ФЗ) к валютным операциям относятся:
  а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
  в) осуществление международных денежных переводов;
  г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации. Применительно к указанному Закону операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, статус которых установлен п. 9, 10 ст. 1 данного Закона.
  В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 января 1996 г. N 16-ФЗ "О Центре международного бизнеса "Ингушетия" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) под валютными операциями понимаются операции, определенные п. "а" - "в" ст. 7 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
  2. В соответствии с подп. "е" п. 2 ст. 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" к ведению ЦБ РФ отнесено установление общих правил выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдача указанных лицензий.
  Согласно ст. 6.1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" рассмотрение вопроса о выдаче резиденту разрешения, требуемого в соответствии с валютным законодательством, осуществляется органами валютного контроля в пределах их компетенции в двухмесячный срок с даты подачи заявления о выдаче указанного разрешения.
  В случае непредставления резидентом полного комплекта документов, требуемого в соответствии с установленным порядком, орган валютного контроля в течение одного месяца с даты подачи резидентом заявления о выдаче разрешения обязан запросить у него недостающие документы, которые должны быть представлены резидентом не позднее 10 дней с даты получения запроса.
  Не позднее двух месяцев с даты подачи резидентом заявления о выдаче разрешения орган валютного контроля обязан выдать резиденту соответствующее разрешение либо представить мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. Согласно п. 1 ст. 9 указанного Закона ЦБ РФ является основным органом валютного регулирования в РФ.
  3. Исчерпывающий перечень валютных операций с валютными ценностями, осуществляемых без разрешения Банка России, установлен п. 1.1 Положения о порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций, утвержденного Приказом ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. N 02-94 (в ред. Положения, утвержденного ЦБ РФ 17 сентября 2001 г. N 152-П).
  Указанные валютные операции могут осуществляться представителями резидентов и нерезидентов, являющимися таковыми в соответствии с гл. 10 ГК.
  При этом переводы иностранной валюты с валютного счета представляемого на валютный счет представителя и с валютного счета представителя на валютный счет представляемого в целях осуществления данных валютных операций также осуществляются без разрешения Банка России.
  Согласно п. 6 Положения от 24 апреля 1996 г. валютные операции осуществляются уполномоченными банками в соответствии с лицензиями Банка России в установленном ЦБ РФ порядке.
  В соответствии с п. 4, 5 вышеуказанного Положения валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п. 1 - 3 Положения, а также не запрещенные Банком России, осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае, если иное не установлено Банком России. Разрешения выдаются Департаментом валютного контроля Банка России или - в случаях, установленных нормативными актами Банка России, - территориальными учреждениями Банка России.
  Временный порядок предоставления главными управлениями (национальными банками) ЦБ РФ разрешений на проведение отдельных видов валютных операций утвержден Приказом ЦБ РФ от 11 октября 1996 г. N 02-378. Порядок выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, установлен Положениями, утвержденными ЦБ РФ 20 июля 1999 г. N 82-П и 21 декабря 2000 г. N 129-П.
  4. Согласно п. 7 - 8.2 Положения о порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций валютные операции, предусмотренные данным Положением, осуществляются путем безналичных расчетов через валютные счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.
  Переводы иностранной валюты могут осуществляться с валютных счетов резидентов, открытых в уполномоченных банках, на валютные счета нерезидентов, открытые как в уполномоченных банках, так и в банках за пределами РФ.
  Переводы иностранной валюты, предусмотренные Положением, могут осуществляться на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, с валютных счетов нерезидентов, открытых как в уполномоченных банках, так и в банках за пределами РФ.
  При осуществлении указанных валютных операций юридические и физические лица представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая операция, документы, подтверждающие наличие оснований для осуществления валютных операций в порядке, установленном Положением. Подтверждающими документами являются договоры (соглашения, контракты), заключенные путем составления одного документа, подписанного сторонами, либо путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также документы, подтверждающие факт передачи товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, претензии, рекламации, акты судебных и других уполномоченных административных органов и иные подтверждающие документы.
  Указанные подтверждающие документы могут быть предоставлены юридическими и физическими лицами в уполномоченный банк путем электронного обмена документами. В этом случае между юридическим или физическим лицом, с одной стороны, и уполномоченным банком, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также заключается договор о порядке и условиях его использования.
  В случае перевода иностранной валюты со счета подтверждающие документы представляются до проведения валютной операции, а в случае поступления иностранной валюты на счет - в течение семи календарных дней со дня зачисления иностранной валюты на счет.
  5. Дефиниции валюты РФ, иностранной валюты, резидента, нерезидента приведены в ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". О статусе уполномоченного банка применительно к ч. 3 комментируемой статьи см. п. 8 комментария к ст. 16.17.
  О статусе экспортированных работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности см. п. 1 - 5 комментария к ст. 16.17. О сроках возврата денежных средств по сделкам, заключенным импортером-резидентом, предусматривающим перевод из РФ иностранной валюты, см. п. 6 комментария к ст. 16.17.
  6. Согласно письму ГТК от 23 сентября 2002 г. N 01-06/38010 "О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. Приказа ГТК России от 20 декабря 2002 г. N 1383) Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 116З "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" установил, что импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено ЦБ РФ. КоАП установлена ответственность за невыполнение указанной обязанности.
  Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.25 КоАП, если будет доказано, что у него имелась возможность для исполнения обязанности ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее выполнению.
  Вина физического лица, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.25 КоАП, выражается в форме умысла или неосторожности.
  Вина импортера (юридического или физического лица) отсутствует, если до истечения установленного срока импортируемые товары до их ввоза на таможенную территорию РФ в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
  При доказывании субъективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.25 КоАП, необходимо учитывать меры, принятые импортером в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:
  а) на стадии предконтрактной подготовки:
  - выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;
  б) на стадии заключения контракта:
  - внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
  - применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неввоза оплаченных товаров (оплата после отгрузки, аккредитив и т.д.);
  - разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
  - использование страхования коммерческих рисков;
  в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:
  - ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
  - предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.
  Деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 15.25 КоАП, становится противоправным на следующий день после истечения установленного срока исполнения обязанности по ввозу товаров или возврату уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, при этом правонарушение является оконченным и длящимся до момента его завершения.
  Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения правонарушения. Днем обнаружения следует считать день получения должностным лицом таможенного органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.25 КоАП.
  Если до обнаружения правонарушения товары ввезены в РФ или уплаченные за них денежные средства в иностранной валюте возвращены с нарушением установленного срока, срок давности привлечения к ответственности исчисляется с даты ввоза товаров в Российскую Федерацию или с даты, указанной в п. 2.1.2 Инструкции Банка России N 91-И, ГТК России N 01-11/28644 от 4 октября 2000 г. "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".
  7. Согласно абз. 1 п. 5 ст. 6 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 116-ФЗ) обязательная продажа валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется в объеме, установленном ЦБ РФ, но не свыше 30% суммы валютной выручки. Обязательная продажа валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ.
  Неисполнение резидентом указанной обязанности либо просрочка ее исполнения квалифицируются по ч. 3 комментируемой статьи.
  Согласно п. 2 ст. 165 НК в случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик налога на добавленную стоимость представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации. Лица, относящиеся к налогоплательщикам указанного налога, установлены ст. 143 НК. В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.
  Применительно к отношениям, регулируемым НК, понятия "товар", "работа", "услуга" определены соответственно п. 3 - 5 ст. 38 НК.
  8. В соответствии с письмом ГТК России от 20 марта 2001 г. N 13-15/10345 "О порядке определения фактурной стоимости вывозимых товаров" (в ред. письма ГТК России от 13 декабря 2001 г. N 13-15/49374) денежные средства, подлежащие переводу в качестве оплаты за экспортируемые товары, являются выручкой от их продажи и объектом валютного контроля. Цена товаров, фактически уплаченная или подлежащая уплате либо компенсируемая встречными поставками товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с условиями возмездного договора, является фактурной стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, указываемой в гр. 22, 42 грузовой таможенной декларации.
  9. Согласно п. 11, 12 Положения о порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций для учета проводимых резидентами и нерезидентами (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами) валютных операций, указанных в разд. 1 Положения, уполномоченные банки ведут журнальный учет валютных операций в порядке, установленном Банком России. Порядок формирования, сроки и форма представления уполномоченными банками отчетности о валютных операциях, проводимых резидентами и нерезидентами (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами), устанавливаются Банком России.
  Применительно к рассматриваемому Положению порядок ведения журнального учета и формирования отчетности по валютным операциям установлен письмом ЦБ РФ от 28 декабря 2001 г. N 168-Т.
  Формы учетных документов, ведение которых предусмотрено указанным Положением, определены приложениями 1, 2 к данному Положению.
  Несоблюдение резидентами, нерезидентами порядка ведения учета валютных операций, установленного Положением, квалифицируется по ч. 4 комментируемой статьи.
  10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего валютный контроль, или должностными лицами его территориального органа, указанными в ч. 2 ст. 23.60 КоАП (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 15.26. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности
 
  1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности -
  влечет наложение административного штрафа в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), -
  влекут наложение административного штрафа в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.26
 
  1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г.) кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
  Запрет на осуществление кредитной организацией производственной, торговой и страховой деятельности установлен ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
  Применительно к ст. 209 Трудового кодекса РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
  В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 204-ФЗ) страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

<< Пред.           стр. 39 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу