<< Пред.           стр. 40 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Обязательные нормативы, устанавливаемые Банком России для кредитных организаций, определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  К указанным нормативам относятся:
  - минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка (ст. 63 указанного Федерального закона);
  - предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  - максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (ст. 64);
  - максимальный размер крупных кредитных рисков (ст. 65);
  - нормативы ликвидности кредитной организации (ст. 66);
  - нормативы достаточности собственных средств (капитала) (ст. 67);
  - размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков (ст. 68);
  - минимальный размер резервов, создаваемых под риски (ст. 69);
  - нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (ст. 70);
  - максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) (ст. 71 рассматриваемого Федерального закона).
  Указанные обязательные нормативы могут устанавливаться Банком России для банковских групп.
  3. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи к иным обязательным требованиям, устанавливаемым Банком России, относятся методики определения собственных средств (капитала), активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из указанных обязательных нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами. Согласно ст. 72 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.
  О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.
  В целях определения величины собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.
  К иным обязательным требованиям, устанавливаемым Банком России и упомянутым в ч. 2 комментируемой статьи, относятся предписания Банка России кредитным организациям об устранении выявленных в их деятельности нарушений. Указанные предписания принимаются по результатам проверки деятельности кредитных организаций и обусловлены функциями Банка России в области банковского надзора (см. ст. 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
  4. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
  Исчерпывающий перечень санкций, применяемых Банком России к кредитным организациям в случае невыполнения ими в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершенные кредитной организацией операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), определен ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  Согласно ст. 75 указанного Федерального закона в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), наряду с указанными санкциями Банк России вправе по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
  5. По смыслу Положения о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, утвержденного Приказом Банка России от 15 сентября 1997 г. N 02-395 (в ред. указания ЦБ РФ от 24 июня 1998 г. N 262-У), обязательные нормативы, а также дифференцированные нормативы и методики их расчета устанавливаются Банком России в форме нормативных правовых актов - указаний, положений или инструкций.
  Согласно п. 1.5 вышеназванного Положения нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
  Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России.
  Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.
  Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
  Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).
  В соответствии с п. 7.1 вышеназванного Положения нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, после регистрации в Банке России должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, установленном для регистрации нормативных актов федеральных министерств и ведомств.
  Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, вступают в силу после государственной регистрации в Минюсте России и опубликования в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  Распорядительные акты, выносимые Банком России применительно к выявленному факту правонарушения кредитной организации, в том числе и предусматривающие применение санкций к нарушителям (см. п. 4 комментария к данной статье), не относятся к нормативным правовым актам.
  Распорядительные акты Банка России, так же как и принимаемые им нормативные акты, обязательны для исполнения кредитной организацией.
  6. Привлечение к административной ответственности кредитной организации в соответствии с комментируемой статьей КоАП не исключает назначения административного наказания за данный проступок виновному должностному лицу кредитной организации - нарушителя (см. ч. 3 ст. 2.1 КоАП). Учитывая критерии определения размера административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной МРОТ, а также его предельные размеры, установленные ч. 2 - 4 ст. 3.5 КоАП, должностное лицо кредитной организации может быть субъектом проступка, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, в случае нарушения валютного законодательства, при этом предельный размер административного штрафа, налагаемого на должностное лицо, не может превышать 200 МРОТ. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 комментируемой статьи, может быть только кредитная организация.
  7. Согласно п. 2 письма ЦБ России от 2 июля 2002 г. N 84-Т "О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях" ст. 15.26 КоАП вводит особый состав административного правонарушения - нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.
  В ст. 15.26 КоАП не выделяются специальные субъекты административной ответственности. С учетом п. 2 и 3 ст. 2.1, ст. 2.4 и п. 1 ст. 2.10 КоАП ст. 15.26 КоАП может применяться как к кредитным организациям, так и к должностным лицам кредитных организаций.
  8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).
 
  Статья 15.27. Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
 
  (введена Федеральным законом от 30.10.2002 N 130-ФЗ)
 
  Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 15.27
 
  1. Отношения граждан РФ, иностранных граждан и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ).
  В соответствии с международными договорами РФ действие указанного Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов РФ.
  Статья 3 рассматриваемого Федерального закона следующим образом определяет понятия комментируемой статьи КоАП:
  доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
  легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК, ответственность по которым установлена указанными статьями;
  операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
  обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ;
  внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
  2. Согласно п. 1 Положения о КФМ России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 211 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 66), КФМ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
  К основным задачам КФМ России отнесены сбор, обработка и анализ информации, документов, сведений и иных материалов об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (см. также комментарий к ст. 23.62).
  3. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
  - кредитные организации;
  - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  - страховые и лизинговые компании;
  - организации федеральной почтовой связи;
  - ломбарды;
  - организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  - организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме;
  - организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.
  Согласно п. 2, 6 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 27, КФМ России составляет и вносит изменения и дополнения в указанный перечень на основании сведений о:
  а) вступивших в законную силу решениях судов РФ о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности, а также об отмене (изменении) этих решений;
  б) вступивших в законную силу приговорах судов РФ о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера, а также об отмене (изменении) этих приговоров;
  в) принятых Генеральным прокурором РФ или подчиненными ему прокурорами решениях о приостановлении деятельности организации в связи с их обращениями в суд с заявлением о привлечении этой организации к ответственности за террористическую деятельность, а также об утрате этими решениями силы;
  г) вынесенных следователями или прокурорами постановлениях о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших преступления террористического характера, а также о прекращении этих уголовных дел;
  д) составленных международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных РФ перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, а также об изменениях и дополнениях, внесенных в эти перечни;
  е) признаваемых в РФ в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации решениях (приговорах) судов и иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность, а также об отмене (изменении) этих решений (приговоров).
  Под преступлениями террористического характера, указанными в подп. "б" и "г", понимаются преступления, предусмотренные ст. 205, 205.1, 206, 208, 211, 277, 360 УК.
  Перечень, а также вносимые в него изменения и дополнения не позднее рабочего дня, следующего за днем его составления, направляются КФМ России в виде информационных писем непосредственно организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, или через соответствующие надзорные органы в соответствии с их компетенцией и по согласованию с ними.
  4. Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, исчерпывающий перечень которых установлен подп. 1 - 4 п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона.
  5. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 7 вышеназванного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в КФМ России не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:
  вид операции и основания ее совершения;
  дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена;
  сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
  наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
  сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;
  сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;
  сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
  По смыслу комментируемой статьи к иному имуществу, подлежащему обязательному контролю, относятся драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий.
  Согласно п. 2 - 4, 8 - 10, 12 - 14 Положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245, информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. К ним относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, и ломбарды (далее - организации).
  Кредитные организации представляют в КФМ России соответствующую информацию в порядке, установленном Центральным банком РФ.
  Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции (сделки). Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки). Указанная информация представляется в КФМ России в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе.
  По согласованию с КФМ России указанная информация может представляться на бумажном носителе.
  Защиту информации при ее передаче обеспечивает владелец информационных ресурсов в соответствии с законодательством РФ.
  А. В целях проверки достоверности получаемой информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, КФМ России вправе направлять в организации письменные запросы о представлении информации по операциям (сделкам), указанным в п. 3 и 4 указанного Положения, и документов (или заверенных в установленном порядке копий документов), подтверждающих эту информацию.
  Б. В целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, КФМ России вправе направлять в установленном порядке в организации письменные запросы о представлении информации и документов, необходимых для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам РФ.
  В. Основанием для направления КФМ России письменного запроса по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до 1 февраля 2002 г., является наличие международного поручения или письменного запроса о проверке законности проведенных операций (сделок), поступившего в КФМ России на основании соответствующего международного договора РФ.
  Организации представляют информацию и документы в соответствии с подп. А - В в КФМ России в течение пяти рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
  С учетом объема, характера и содержания запрашиваемых информации и документов КФМ России может определить иной срок их представления.
  Организации могут представлять в КФМ России документы и справочные материалы, не указанные в письменном запросе, но необходимые, по мнению организации, для эффективной реализации Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
  Нарушение организациями, действующими на основании лицензий, требований рассматриваемого Положения может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  Лица, нарушившие порядок представления информации, установленной данным Положением, несут административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей.
  6. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона документы, подтверждающие указанные сведения, подлежат хранению не менее пяти лет.
  Формы документов для представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона, определены письмом КФМ России от 17 мая 2002 г. N 02-1-27/632.
  Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
  Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
  Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
  Основаниями документального фиксирования информации являются:
  - запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  - несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  - выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  - иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
  8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами КФМ России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.62 КоАП (см. комментарий к данной статье).
  Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, может осуществляться в форме административного расследования. О случаях проведения административного расследования, а также о должностных лицах, уполномоченных принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, см. соответственно ч. 1 и 2 ст. 28.7 КоАП.
 
 Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
 ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ)
 
  Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
 
  Перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.2 настоящего Кодекса, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  Примечание. В настоящей главе используются понятия "товары", "транспортные средства", "перевозчик", принятые в Таможенном кодексе Российской Федерации.
 
  Комментарий к статье 16.1
 
  1. Специфика имущественных отношений в сфере таможенного регулирования - во властном подчинении одной стороны другой; согласно п. 3 ст. 2 ГК гражданское законодательство в этой сфере не применяется.
  В соответствии с ч. 2 ст. 74 Конституции РФ, а также п. 3 ст. 1 ГК ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
  2. Статья 11 Таможенного кодекса РФ следующим образом определяет значения основных понятий комментируемой статьи:
  товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства к товарам не относятся;
  российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, т.е. не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;
  иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами;
  товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;
  транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;
  перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом;
  ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;
  вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
  3. Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики обязаны представлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
  Таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица данный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений (ст. 363 Таможенного кодекса РФ; исчерпывающий перечень форм таможенного контроля установлен ст. 366 Таможенного кодекса РФ).
  4. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) (приложение к письму ГТК России от 30 сентября 2002 г. N 01-06/39049) перемещение товаров и транспортных средств вне установленных мест выражается в пересечении таможенной границы РФ, минуя зоны, через которые должно осуществляться такое пересечение. Местами пересечения таможенной границы РФ являются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации в соответствии со ст. 362 ТК РФ, и Приказом ГТК России от 13 июля 2000 года N 594 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля". Кроме того, в каждом таможенном органе определяются конкретные места для проведения таможенного контроля (досмотровые залы, площадки для автомашин и т.п.), которые могут находиться как в непосредственной близости от места пересечения таможенной границы, так и на значительном расстоянии от него. Соответственно, объективную сторону данного правонарушения составляет пересечение таможенной границы Российской Федерации как вне места расположения таможенного органа, так и вне места, предназначенного для осуществления таможенного контроля.
  Нормативными актами по таможенному делу для отдельных видов товаров и транспортных средств могут быть установлены строго определенные места (пункты пропуска), через которые допускается их перемещение (например, Приказы ГТК России от 5 апреля 2000 N 280 "Об определении мест пересечения таможенной границы Российской Федерации для ввоза мяса птицы автомобильным видом транспорта", от 27 декабря 2000 N 1219 "Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов", от 19 октября 2001 N 1002 "Об определении мест вывоза"). Однако следует иметь в виду, что деяние, выражающееся в перемещении товаров и транспортных средств вне специально определенного для них места, но в месте расположения другого таможенного органа, не может рассматриваться как перемещение помимо таможенного контроля.
  Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ вне времени работы таможенного органа составляет объективную сторону данного правонарушения, даже если такое перемещение производилось в установленных местах.
  Перемещение товаров и транспортных средств с сокрытием от таможенного контроля может осуществляться одним из следующих способов:
  - путем использования тайников, к которым относятся места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации) либо специально оборудованные и приспособленные (т.е. подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товара в чемодане с двойным дном, в специальных полостях под подкладкой одежды и т.п.);
  - путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, к которым могут быть отнесены различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального досмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товара в шинах автомобиля и т.п.);
  - путем придания одним товарам вида других, под которым понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.
  Под недействительными документами, использование которых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу составляет объективную сторону комментируемого правонарушения, понимаются:
  а) поддельные документы, т.е. полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);
  б) документы, полученные незаконным путем, т.е. выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате предоставления в качестве оснований для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо полученные в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;
  в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;
  г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу Российской Федерации других товаров и транспортных средств;
  д) иные недействительные документы, к которым могут относиться документы, не имеющие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).
  В диспозиции ст. 16.1 КоАП содержится указание на то, что она не применяется в случаях, предусмотренных ст. 16.2 КоАП. С учетом наличия аналогичной оговорки только в ч. 1 ст. 16.2 КоАП вопрос о квалификации деяния, содержащего признаки обеих статей, должен решаться следующим образом.
  При наличии признаков незаконного перемещения товаров или транспортных средств, выражающегося в их перемещении помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, деяние подлежит квалификации по ст. 16.1 КоАП даже при одновременном наличии признаков недекларирования (например, физическое лицо прошло через "зеленый" коридор, имея при себе товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, сокрыв его в дополнительной полости под подкладкой одежды).
  Вместе с тем деяние, выражающееся в представлении при декларировании товаров недействительных документов, на основании которых в декларации указываются недостоверные сведения, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 16.2 КоАП, несмотря на наличие признаков правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП. Такие случаи возможны при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ, когда перемещение товаров и транспортных средств сопровождается подачей таможенной декларации. Например, при декларировании вывозимых товаров с представлением копии недействительного паспорта сделки и указанием реквизитов этого паспорта сделки в таможенной декларации.
  5. Согласно п. 1 ст. 390 Таможенного кодекса РФ для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации.
  Средства идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, определены п. 2 ст. 83 Таможенного кодекса РФ. Применительно к экономическому таможенному режиму переработки на таможенной территории способы идентификации товаров в продуктах их переработки установлены п. 1 ст. 175 Таможенного кодекса РФ, о способах идентификации товаров, определенных при помещении товаров под другие экономические таможенные режимы, см. ст. 189, 199 Таможенного кодекса РФ.
  О средствах идентификации, установленных Таможенным кодексом РФ применительно к конкретной таможенной процедуре, таможенному режиму, см. ст. 83, п. 1 ст. 104, п. 1 ст. 169, ст. 189, ст. 199 Таможенного кодекса РФ.
  Согласно п. 6 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304 (зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 1997 г. N 1291), товары, доставляемые в соответствии с указанными Правилами, должны быть идентифицированы таможенным органом отправления и таможенным органом назначения.
  Идентификация таможенным органом отправления производится после идентификационного досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
  Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. При возникновении указанных обстоятельств перевозчик обязан незамедлительно сообщить ближайшему таможенному органу об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представить доказательства существования указанной угрозы.
  Идентификация товаров путем проставления пломб и печатей на грузовые отделения транспортных средств производится в случаях, когда такие транспортные средства соответствуют Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, утвержденным Приказом ГТК России от 19 августа 1994 г. N 426 (зарегистрирован в Минюсте России 2 сентября 1994 г. N 678).
  Если в таможенном органе отправления идентификационный досмотр не проводился, в качестве средств идентификации могут признаваться пломбы и печати транспортных организаций или отправителей товаров.
  Печати и пломбы не проставляют на грузовые отделения транспортных средств при доставке животных и иных товаров, к которым необходим доступ во время доставки.
  При доставке товаров, в том числе тяжеловесных и громоздких, в открытых транспортных средствах или в транспортных средствах, не соответствующих Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами (когда такие перевозки допускаются законодательством о таможенном деле), средства идентификации по решению должностного лица таможенного органа могут налагаться на отдельные грузовые места, в качестве средств идентификации могут использоваться описание товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации. Товаросопроводительные документы (в том числе счета-фактуры или счета-проформы) являются средствами таможенной идентификации.
  Идентификация товаров таможенным органом назначения производится путем проверки средств идентификации таможенного органа отправления, проведения идентификационного досмотра и осуществления таможенного контроля в иных формах.
  6. Перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, квалифицируется как преступление (контрабанда) (ч. 1 ст. 188 УК).
  7. Индивидуальные предприниматели - нарушители таможенных правил несут административную ответственность в соответствии с санкцией комментируемой статьи как должностные лица; физические лица - нарушители, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не наделенные полномочиями должностного лица, привлекаются к административной ответственности, установленной санкцией рассматриваемой статьи для граждан (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. комментарий к ст. 2.4).
  Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, при совершении ими административного правонарушения в области таможенного дела несут административную ответственность в соответствии с санкцией комментируемой статьи как должностные лица; при этом к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может быть применено административное наказание в виде административного штрафа (см. комментарий к ст. 2.5).
  8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 15.26).
 
  Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств
 
  1. Недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.1 настоящего Кодекса, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  2. Заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.3 настоящего Кодекса, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
 
  Комментарий к статье 16.2
 
  1. О статусе товаров и транспортных средств см. п. 2 комментария к ст. 16.1.
  2. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 391 Таможенного кодекса РФ.
  Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ, об особенностях статуса декларанта см. ст. 126 Таможенного кодекса РФ.
  Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.
  Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801.
  Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
  Субъектом ответственности при недекларировании является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары и транспортные средства.
  В соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса.
  Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.
  3. О перечне документов, используемых в качестве таможенных деклараций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также, в случаях, определяемых актами законодательства РФ, при декларировании других товаров и транспортных средств см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 г. N 01-15/20413. О декларировании иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, см. письмо ГТК России от 13 марта 1998 г. N 11-06/4963.
  Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита, утверждены Приказом ГТК России от 1 июня 1999 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1999 г. N 1857).
  Согласно ст. 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона. Представление данных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства (см. также подп. А - В п. 7 комментария к ст. 13.12).
  4. Порядок подачи декларантом и принятия таможенным органом грузовых таможенных деклараций (ГТД), в том числе временных, неполных, временных периодических, заполненных на бланке формы ТД1 (основной лист) и на дополнительных бланках формы ТД2 (далее - добавочный лист), которые используются при декларировании в одной таможенной декларации товаров разных наименований; перечень документов для проверки сведений, заявленных в ГТД, а также порядок их представления; порядок оформления запроса таможенного органа о представлении дополнительных документов, необходимых для таможенных целей; условия внесения изменений и дополнений в ГТД или ее изъятия определены Правилами приема грузовых таможенных деклараций, утвержденными Приказом ГТК России от 29 ноября 2002 г. N 1284 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2003 г. N 4167).
  Согласно п. 2, 4 - 7 указанных Правил декларирование товаров с подачей ГТД производится тому таможенному органу (таможенному посту, таможне), который уполномочен принимать ГТД и в котором в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле, в том числе с нормативными правовыми актами ГТК России, производится таможенное оформление товаров.
  На ввозимые товары ГТД должна подаваться в сроки, не превышающие 15 дней со дня представления товаров и транспортных средств указанному таможенному органу.
  По письменному обращению декларанта (в котором должны содержаться сведения о наименовании товара, его коде в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России; см. также Положение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденное Приказом ГТК России от 19 ноября 2002 г. N 1208 (зарегистрирован в Минюсте России 5 февраля 2003 г. N 4184)), количестве, стоимости и сумме денежных средств, внесенных на счет таможенного органа в размере предстоящих уплате таможенных платежей, с указанием даты и номера платежного документа) срок подачи ГТД может быть продлен таможенным органом в пределах срока, установленного для временного хранения, при условии, что в отношении декларируемых товаров суммы денежных средств в размере предстоящих уплате таможенных платежей внесены на счет таможенного органа не позднее срока, установленного для подачи ГТД.
  На вывозимые товары ГТД должна подаваться до фактического вывоза товаров. При этом срок ее подачи таможенным органом не устанавливается.
  При изменении (завершении действия) таможенного режима срок подачи ГТД определяется исходя из содержания и условий таможенного режима, предшествующего заявляемому.
  Подаваемая ГТД должна быть заполнена в соответствии с установленными нормативными правовыми актами ГТК России, правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, помещаемых под заявляемый таможенный режим.
  ГТД должна быть подписана декларантом или его представителем и заверена печатью декларанта, если декларантом является юридическое лицо либо лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
  Подача ГТД должна сопровождаться представлением таможенному органу:
  а) платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, либо документов, подтверждающих внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении декларируемых товаров, в случаях, определенных законодательством РФ о налогах и сборах;
  б) копии лицензий, разрешений, если в соответствии с законодательством РФ (или) международными договорами РФ пересечение Государственной границы РФ допускается при наличии таких лицензий, разрешений;
  в) электронной копии ГТД, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами ГТК России не установлено требование о ее представлении;
  г) описи документов, прилагаемых к ГТД (п. 21, 22 Правил).
  Принятие ГТД является отдельной таможенной операцией, которую производят должностные лица таможенного органа, уполномоченные письменным решением начальника таможенного органа принимать ГТД.
  Согласно п. 14 Положения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России таможенные органы осуществляют контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, произведенной декларантом:
  - при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями;
  - после завершения таможенного оформления товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями.
  В случае выявления неправильной классификации товаров таможенный орган классифицирует эти товары.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  А. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются председателем ГТК, его заместителями, начальниками региональных таможенных управлений, их заместителями, начальниками таможен, их заместителями, а применительно к административным правонарушениям, совершенным физическими лицами, - начальниками таможенных постов (см. ч. 2 ст. 23.8 КоАП, а также комментарий к указанной статье).
  Б. Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица таможенных органов вправе передавать дела о комментируемых административных правонарушениях на рассмотрение судье (см. п. 8 комментария к ст. 15.26).
  В. Начальники таможенных постов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, лицами, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (см. п. 7 комментария к ст. 16.1), иностранными физическими лицами.
  При осуществлении административно-юрисдикционной деятельности начальниками таможенных постов, в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 23.8 КоАП, следует иметь в виду особенности статуса несовершеннолетних граждан, должностных лиц и иных физических лиц, применительно к которым КоАП установлен особый процессуальный порядок производства по делу об административном правонарушении или применения мер административного принуждения (см. комментарии к ст. 2.3 - 2.6).
 
  Статья 16.3. Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений
 
  Ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, а также других запретов и ограничений, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
 
  Комментарий к статье 16.3
 
  1. Согласно Федеральному закону от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" под внешнеторговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
  2. Статус товаров и транспортных средств применительно к комментируемой статье определен Таможенным кодексом РФ (см. п. 2 комментария к ст. 16.1 КоАП). Согласно Таможенному кодексу РФ интеллектуальная собственность не относится к объектам таможенного регулирования.
  По смыслу комментируемой статьи ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств осуществляются в процессе соответственно их импорта и экспорта. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" факт экспорта и факт импорта фиксируются в момент пересечения товаром таможенной границы РФ. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу; в отличие от указанного Федерального закона, Таможенный кодекс РФ различает статус товара и транспортного средства.
  3. В соответствии с ч. 2 ст. 74 Конституции РФ, а также п. 3 ст. 1 ГК ограничения перемещения товаров могут быть введены федеральным законом. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
  Согласно Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:
  - обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
  - выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
  - защиты внутреннего рынка Российской Федерации в соответствии со ст. 18 настоящего Федерального закона.
  Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с учетом выполнения Российской Федерацией своих обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями названных соглашений собственностью инвестора.
  Указанные ограничения могут вводиться в процессе осуществления экспортного контроля - особых методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемых в отношении так называемых контролируемых товаров. По смыслу комментируемой статьи КоАП к последним относятся сырье, материалы и оборудование, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Методы государственного регулирования в этой сфере определены Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".
  Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется, утвержден Указом Президента РФ от 26 августа 1996 г. N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения".
  Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, Положение о Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации".
  О применении запретов и ограничений в таможенном деле и о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу см. соответственно ст. 7, 13 Таможенного кодекса РФ. Запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории при пересылке в международных почтовых отправлениях установлены ст. 292 Таможенного кодекса РФ.
  4. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), помимо целей введения соответствующих мер, запреты и ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств различаются также по последствиям, которые предусмотрены в случае их несоблюдения: если товары, запрещенные к ввозу, не могут быть допущены к дальнейшему перемещению по таможенной территории РФ либо для этого требуется представление разрешительных документов, то товары, ввоз которых ограничен, могут быть доставлены к месту оформления, но без соблюдения установленных требований не могут быть помещены под избранный таможенный режим.
  В соответствии с комментируемой статьей КоАП может быть квалифицировано правонарушение, совершенное не только при пересечении товарами таможенной границы РФ, но и непосредственно при их таможенном оформлении. В частности, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП, образует деяние, выразившееся в представлении при таможенном оформлении поддельного сертификата соответствия, как заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о наличии действительного сертификата соответствия.
  Ответственность в соответствии с комментируемой статьей наступает за несоблюдение только таких запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с федеральными законами и международными договорами. Примененная законодателем формулировка позволяет сделать вывод о том, что противоправным является невыполнение запретов и ограничений, введенных как самими федеральными законами и международными договорами, так и в предусмотренном ими порядке.
  Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Российской Федерации (при несоблюдении ограничений).
  5. Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 188 и 275 УК), квалифицируются как преступление (ст. 189 УК в ред. Федерального закона от 7 мая 2002 г. N 50-ФЗ).
  6. О процессуальных особенностях рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 16.2.
  7. При назначении в рассматриваемых случаях административного штрафа, применяемого к физическому лицу в качестве основного административного наказания, в размере, не превышающем 10 МРОТ, протокол об административном правонарушении не составляется, а должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело о данном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 23.8 КоАП (см. комментарий к данной статье), налагается и взимается административный штраф непосредственно на месте совершения правонарушения.
  По смыслу ч. 1 ст. 28.6 КоАП предусмотренный ею порядок назначения и взимания административного штрафа не распространяется на судей в случаях, если рассмотрение дела о комментируемом правонарушении отнесено к их ведению. В указанных случаях должностным лицом, к ведению которого отнесено осуществление соответствующих, предусмотренных КоАП процессуальных действий, например должностным лицом, уполномоченным на применение мер административного пресечения (см. комментарий к ст. 27.1), составляется и направляется судье протокол об административном правонарушении.
  Порядок назначения и взимания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, установленный ч. 1 ст. 28.6 КоАП, применяется только к штрафам, исчисляемым в величине, кратной МРОТ, т.е. на основе правового критерия исчисления административного штрафа, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП (см. комментарий к данной статье).
  8. Индивидуальные предприниматели при совершении ими рассматриваемых административных правонарушений несут административную ответственность, установленную комментируемой статьей для должностных лиц; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не наделенные полномочиями должностного лица, привлекаются к административной ответственности, установленной данной статьей для граждан.
  Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (см. комментарий к ст. 2.5), при совершении ими административного правонарушения в области таможенного дела несут административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей как должностные лица, при этом к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может быть применено административное наказание в виде административного штрафа (о корреляции административно-правового статуса должностного лица и индивидуального предпринимателя см. комментарий к ст. 2.4).
 
  Статья 16.4. Неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации
 
  Несоблюдение перевозчиком установленных таможенным законодательством требований об уведомлении таможенного органа о пересечении таможенной границы Российской Федерации при ввозе товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.4
 
  1. Согласно подп. 16 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ под перевозчиком понимается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
  В соответствии с п. 2 ст. 3 Таможенного кодекса РФ таможенное законодательство состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
  После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в п. 1 ст. 69 Таможенного кодекса РФ (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
  Согласно п. 1 ст. 72 Таможенного кодекса РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 73 - 76 Таможенного кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
  Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.
  2. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП, заключается в несоблюдении установленных таможенным законодательством требований об уведомлении таможенного органа о пересечении таможенной границы РФ при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.
  Согласно п. 2.1 Положения о предварительных операциях таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска, утвержденного Приказом ГТК России от 24 февраля 2000 N 147, лицо, управляющее транспортным средством, должно уведомить таможенный орган о пересечении таможенной границы РФ от имени перевозчика не позднее чем за 30 минут после завершения пограничного и транспортного контроля. Несоблюдение перевозчиком требования о разумном периоде времени, необходимом для прибытия в пункт таможенного контроля, образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.4 КоАП. В случае подачи перевозчиком уведомления в таможенный орган, хотя бы и за пределами разумного срока, оснований для применения административной ответственности не имеется.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией рассматриваемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.
 
  Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля
 
  Перемещение товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.5
 
  1. Согласно п. 1, 4 ст. 362 Таможенного кодекса РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
  Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом РФ. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов.
  В пунктах пропуска через Государственную границу РФ указанные ограничения на осуществление деятельности, перемещение через границы зон таможенного контроля товаров, транспортных средств и лиц действуют только в рамках режима, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе РФ.
  Под коммерческой деятельностью по смыслу комментируемой статьи понимается деятельность лица, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
  2. В соответствии с Положением о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденным Приказом ГТК России от 13 июля 2000 г. N 594 (зарегистрирован в Минюсте России 14 августа 2000 г. N 2354), зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории РФ, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
  Зоны таможенного контроля в обязательном порядке создаются в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ. При создании свободных таможенных зон, при выдаче таможенными органами лицензий на учреждение складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли территории свободных таможенных зон, территории и помещения указанных складов и магазинов беспошлинной торговли приобретают статус зон таможенного контроля.
  Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого быть постоянными или временными.
  Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах таможенного оформления, местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, местах расположения таможенных органов, а также вдоль таможенной границы РФ. Территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и территории свободных таможенных зон также являются постоянными зонами таможенного контроля.
  Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе на морских и воздушных судах, в железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на время проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, в случае перемещения либо нахождения таких товаров за пределами установленных мест таможенного оформления, а также при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и производстве дознания и иных действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством РФ.
  О создании зоны таможенного контроля вдоль границы между Россией и Украиной, которой в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. N 4732-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" временно, до ее договорно-правового оформления, придан статус государственной границы, см. Приказ ГТК России от 16 апреля 1998 г. N 223.
  3. Согласно письму ГТК России от 12 октября 2000 г. N 01-06/29595 "О зонах таможенного контроля" при определении пределов постоянной зоны таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа следует учитывать физико-географические условия местности, характер и интенсивность внешнеэкономической и хозяйственно-производственной деятельности, административно-территориальное деление и другие факторы, которые могут непосредственно влиять на организацию проведения таможенного контроля. При этом необходимо руководствоваться принципом разумной достаточности, исходя из целей создания зоны таможенного контроля и возможностей таможенного органа в решении задач по проведению таможенного контроля на ее территории.
  Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в пункте пропуска через Государственную границу РФ, должна включать в себя участки территории пункта пропуска, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного контроля, осуществляются досмотровые операции, таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещаются ожидающие таможенного оформления и задержанные транспортные средства, а также находятся места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю. При этом необходимо учитывать факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией рассматриваемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.
 
  Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
 
  1. Непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы мер по обеспечению сохранности принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и (или) транспортных средств либо допущение неразрешенного их использования -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Несообщение перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, о месте нахождения принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение их перевозки в ближайший таможенный орган -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.6
 
  1. О содержании таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, установленной Таможенным кодексом РФ, см. гл. 10 указанного Кодекса. О международном таможенном транзите, относимом Таможенным кодексом РФ к основным таможенным режимам, см. ст. 167 - 172 названного Кодекса.
  2. Под действием непреодолимой силы по смыслу п. 3 ст. 401 ГК понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К ним относятся обстоятельства, не зависящие от воли физических лиц (стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии), либо действия, которые невозможно предусмотреть (действия, обусловленные пресечением противоправного деяния).
  Авария транспортного средства может быть вызвана причинением восполнимого вреда, препятствующего использованию транспортного средства по целевому назначению.
  3. В соответствии с п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса РФ, если доставка товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия прерывается, а также если морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории РФ вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
  При аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом, перевозчик принимает меры, предусмотренные вышеуказанной статьей (п. 1 ст. 91 Таможенного кодекса РФ).
  4. Согласно п. 1, 7 Правил доставки товаров под таможенным контролем (см. п. 5 комментария к ст. 16.1) перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки, по установленным маршрутам в определенное таможенным органом отправления место и находиться в этом месте после прибытия.
  Доставка товаров, транспортных средств и документов на них должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом отправления в соответствии с обычными сроками доставки исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета 2 тыс. км за один месяц. Если при доставке товаров перевозчик не может выполнить указанные требования вследствие аварии или действия непреодолимой силы, он обязан принять все меры для обеспечения сохранности и недопущения какого-либо неразрешенного использования товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров. Таможенный орган определяет меры, необходимые для обеспечения таможенного контроля.
  Если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может по собственному усмотрению принять решение о выгрузке или перегрузке товаров. В этом случае перевозчик должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения транспортного средства или товаров, и обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган или доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товара.
  Таможенный орган после изучения обстоятельств случившегося составляет акт об аварии или действии непреодолимой силы (приложения 4, 5 к указанным Правилам) в трех экземплярах. Первый экземпляр акта остается в таможенном органе, его составившем, второй направляется в таможенный орган отправления для снятия товара с контроля, третий отправляют вместе с товаром в таможенный орган назначения.
  5. В соответствии с п. 8.1 Типовой технологии взаимодействия таможенных органов и железнодорожных администраций государств - участников СНГ при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, утвержденной решением N 1/20 Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества от 16 сентября 1998 г., в случае, когда при перевозке товара под таможенным контролем из-за неисправности транспортных средств (аварии, действия непреодолимой силы, технических причин) невозможно больше использовать транспортное средство, железная дорога перегружает товары и оформляет документы в соответствии с нормативным актом государства - участника СНГ для целей таможенного контроля.

<< Пред.           стр. 40 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу