<< Пред. стр. 43 (из 76) След. >>
Законные распоряжения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов обусловлены содержанием их прав и обязанностей, определенных Федеральным законом "О судебных приставах"; согласно п. 1 ст. 11 данного Федерального закона судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде.Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных распоряжений квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи КоАП.
8. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.4. Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи
Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 17.4
1. Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обязательность для исполнения вступивших в силу судебных постановлений мировых судей, их распоряжений, требований, поручений, вызовов и других обращений предусмотрена п. 3 ст. 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Согласно ст. 226 ГПК при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
В случае несообщения о принятых мерах виновные должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда.
В случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны других участников процесса, должностного или иного лица признаки преступления, суд сообщает об этом прокурору.
По смыслу ч. 2 ст. 226 ГПК подразумевается наложение административного штрафа в соответствии с комментируемой статьей КоАП.
Судопроизводство в арбитражных судах, в отличие от правил гражданского судопроизводства, осуществляемого в соответствии с ГПК, не предусматривает возможность вынесения частного определения. О вынесении арбитражным судом определений по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, см. ст. 184 - 186 АПК.
Определение, кассационное определение, определение суда надзорной инстанции, выносимые судом в уголовном процессе, а также определение, выносимое судом первой инстанции или судьей при рассмотрении гражданских дел в соответствии со ст. 224 ГПК, предназначены для обеспечения судопроизводства и не подпадают под действие комментируемой статьи КоАП.
2. Право органа административной юрисдикции вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотрено ст. 29.13 КоАП (см. комментарий).
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, принятое органом административной юрисдикции или должностным лицом в указанном случае, не подпадает под действие комментируемой статьи (см. комментарий к ст. 19.6).
3. Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу судебных актов либо воспрепятствование их исполнению квалифицируются как преступление (ст. 315 УК).
4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.5. Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя
Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 17.5
1. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" к осуществлению правосудия привлекаются присяжные, народные и арбитражные заседатели. По смыслу п. 2 ст. 8 указанного Федерального конституционного закона участие в осуществлении правосудия является гражданским долгом, но не обязанностью указанных лиц. Присяжными заседателями являются граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.
2. Согласно ст. 80 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. N 976 "О судоустройстве РСФСР" (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ) участие присяжных заседателей в уголовном процессе осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 34, 42 УПК.
В соответствии со ст. 19 АПК арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом.
Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявление о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК.
При рассмотрении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя суд обязан проверить, имеются ли установленные п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 АПК обстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Наличие указанных обстоятельств является основанием отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя.
При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.
Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении, принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.
Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.
О составе суда при осуществлении гражданского судопроизводства в соответствии с ГПК см. ст. 14 ГПК - в указанных случаях предусмотрено рассмотрение гражданских дел судьями единолично или их коллегиальное рассмотрение судьями.
Согласно ст. 1, 2 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Федерации (далее - арбитражные заседатели) являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном данным Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.
Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
Исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть арбитражными заседателями, установлен п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 17 АПК дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей.
3. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ работодателем является физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
По смыслу комментируемой статьи лицом, представляющим работодателя, может быть лицо, наделенное правомочиями работодателя в трудовых отношениях. Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
4. Участие народного или присяжного заседателя, арбитражного заседателя в осуществлении правосудия по смыслу комментируемой статьи обусловлено исполнением указанными лицами государственных обязанностей; данным лицам предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 Трудового кодекса РФ. Согласно ст. 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом.
Воспрепятствование работодателем (лицом, наделенным его правомочиями) явке в суд народного или присяжного заседателя либо арбитражного заседателя, вступивших в трудовые отношения с работодателем, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.
5. Согласно п. 5 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" лица, виновные в оказании незаконного воздействия на присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
6. О рассмотрении дел об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.6. Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей
Непредставление информации, необходимой районной, городской, краевой или областной администрации для составления списков присяжных заседателей, а равно представление заведомо неверной информации лицом, на которое возложена обязанность представлять такую информацию, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 17.6
1. Согласно ст. 81 - 83 Закона РСФСР от 8 июля 1991 г. N 976 "О судоустройстве РСФСР" (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ) граждане, должностные лица государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций обязаны представить районной, городской, краевой, областной администрации по ее запросу информацию, необходимую для составления списков присяжных заседателей.
Краевая, областная, районная, городская администрация ежегодно доставляет общие и запасной списки присяжных заседателей, включая в них необходимое для нормальной работы краевого, областного суда число граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области. Число включаемых в общие списки присяжных заседателей края, области граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области, должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города края, области. Число граждан, включаемых в запасной список присяжных заседателей, определяется главой краевой, областной администрации в размере не более 1/4 всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки.
Сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей определяются главой краевой, областной администрации.
2. Председатель краевого, областного суда заблаговременно вносит главе краевой, областной администрации представление о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы краевого, областного суда. Краевая, областная администрация устанавливает и сообщает главе районной, городской администрации число граждан, которых необходимо включить в списки присяжных заседателей от соответствующего района или города.
Общие списки присяжных заседателей составляются районной, городской администрацией отдельно по каждому району и городу края, области на основе списков избирателей путем случайной выборки установленного числа граждан. О составлении общих списков присяжных заседателей районная, городская администрация извещает население и в течение двух недель после этого допускает всех желающих к ознакомлению с ними, рассматривает поступающие заявления. Уточненные общие списки присяжных заседателей, подписанные главой районной, городской администрации, представляются главе краевой, областной администрации. Краевая, областная администрация составляет на основании поступивших общих списков присяжных заседателей района и города единые общие списки присяжных заседателей края, области. Одновременно с составлением общих списков присяжных заседателей краевая, областная администрация составляет запасной список присяжных заседателей, в который включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном центре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда.
3. По смыслу данной статьи установленная ею административная ответственность наступает только в случаях непредставления информации, необходимой районной, городской, краевой или областной администрации для составления списков присяжных заседателей в соответствии с Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР".
Таким образом, нарушения порядка составления списков присяжных заседателей в тех случаях, когда получателями информации являются другие лица, не подпадают под действие комментируемой статьи. Это происходит и в случаях нарушения порядка формирования и утверждения списков арбитражных заседателей в соответствии с Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", согласно ст. 3 которого списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Федерации в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ (см. также п. 2 комментария к ст. 17.5).
4. Применительно к уголовному судопроизводству составление предварительного списка присяжных заседателей осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 326 УПК.
5. Данное правонарушение выражается в непредставлении гражданами, должностными лицами государственных органов, а также предприятий, учреждений, организаций информации, необходимой для составления списков присяжных заседателей, либо в представлении заведомо неверной информации. Представление информации, содержащей сведения о лицах, не подлежащих включению в списки присяжных заседателей, влечет меры административной ответственности, предусмотренные комментируемой статьей. Перечень лиц, не подлежащих включению в списки присяжных заседателей, определен ст. 80 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР".
6. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 17.7
1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, определенных ст. 22, 27, 30 и 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ), подлежат безусловному исполнению в установленный срок согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации".
2. Предметом надзора прокуратуры РФ являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеуказанных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона вышеуказанными органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица вышеуказанных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
3. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
4. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
- посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администраций вышеуказанных органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
5. Следователем является должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, определенной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Производство предварительного следствия отнесено к ведению следователей - должностных лиц органов прокуратуры, органов ФСБ, ОВД, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам в соответствии с подследственностью, установленной ч. 2 ст. 151 УПК.
Требования следователя обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами.
Дознавателем является должностное лицо органа дознания либо иное лицо, осуществляющее наряду со следователями предварительное расследование по уголовным делам, а также в установленном УПК порядке функции досудебного производства по делу.
Исчерпывающий перечень органов дознания, осуществляющих указанные функции в уголовном судопроизводстве, определен ч. 1, 3 ст. 40 УПК. Подследственность органам дознания установлена ч. 3 ст. 151 УПК.
Выполнение капитаном морского торгового судна функций органа дознания предусмотрено п. 1 ст. 69 КТМ. Согласно п. 4 ст. 31 КВВТ капитан судна внутреннего водного транспорта при обнаружении на судне, находящемся в плавании, признаков преступления обязан задержать подозреваемое лицо до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.
Исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, определен гл. 23 КоАП.
6. Законные требования следователя, дознавателя обусловлены их правами и обязанностями, определенными УПК.
Законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, обусловлены его процессуальными полномочиями, установленными разд. IV КоАП.
По смыслу комментируемой статьи установленная ею административная ответственность наступает в случае умышленного невыполнения физическим лицом законных требований должностного лица на стадии производства по делу об административном правонарушении, т.е. на этапах от возбуждения дела об указанном правонарушении до вступления постановления по делу в законную силу.
Административная ответственность за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего исполнение постановления о назначении административного наказания, данной статьей не установлена. Административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, в том числе и в случаях неисполнения законных требований указанного должностного лица на стадии исполнительного производства, предусмотрена ст. 17.8 КоАП.
7. Поскольку установление умысла предполагает выявление психического отношения нарушителя к факту совершенного противоправного деяния, квалификация умышленного правонарушения в данном случае возможна только применительно к административному проступку, совершенному физическим лицом.
8. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.8. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя
Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 17.8
1. О статусе судебного пристава-исполнителя см. п. 7 комментария к ст. 17.3.
Согласно ст. 3, 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.
Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он принимает меры, предусмотренные указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
2. Законная деятельность судебного пристава-исполнителя обусловлена его полномочиями, определенными Федеральными законами "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель имеет право:
- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
- использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника;
- в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
- объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
- вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
- совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя выражается в действиях гражданина, должностного лица, осуществление которых несовместимо с реализацией судебным приставом-исполнителем полномочий, возложенных на него указанными федеральными законами.
3. Согласно ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 МРОТ, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий - приводу, о чем выносится соответствующее постановление.
При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод
Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 17.9
1. О статусе свидетеля, специалиста, эксперта и переводчика при производстве по делам об административных правонарушениях см. соответственно комментарии к ст. 25.6, 25.8 - 25.10.
2. Рассматриваемое административное правонарушение совершается с прямым умыслом: свидетель, специалист, эксперт сознают противоправность своих действий и стремятся к причинению общественно опасных последствий. Заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего либо заключение эксперта, а равно заведомо неправильный перевод в суде квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 307 УК).
3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.10. Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации
Использование Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации в нарушение установленных правил -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 17.10
1. Согласно ч. 1 ст. 70 Конституции РФ Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
2. Правила использования Государственного флага Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации".
Здания, на которых Государственный флаг поднимается, вывешивается постоянно, в дни государственных праздников РФ, помещения, в которых он устанавливается постоянно, а также порядок размещения Государственного флага на транспортных средствах определены ст. 2 - 5 указанного Федерального конституционного закона.
Правила использования Государственного флага РФ включают и порядок использования его изображений, установленный ст. 9 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 442 "О мерах по реализации статьи 9 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на воздушные суда РФ, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы РФ, а также на ракетно-космические комплексы, запускаемые РФ.
Правила нанесения изображения Государственного флага РФ на воздушные суда РФ, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, устанавливаются Министерством транспорта РФ, на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы РФ, - Министерством обороны РФ, на ракетно-космические комплексы, запускаемые РФ, - Российским авиационно-космическим агентством.
3. Правила использования Государственного герба Российской Федерации включают условия его воспроизведения (помещения), определенные Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации". Согласно ст. 8 указанного Федерального конституционного закона гербы (геральдические знаки) субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу РФ.
Государственный герб РФ не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 июня 2001 г. N 450). Согласно п. 1 данного Постановления Правительства РФ изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ осуществляется по заказам федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от формы собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.
4. Правила использования Государственного гимна Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 22 марта 2001 г. N 2-ФКЗ). Музыкальная редакция и текст Государственного гимна Российской Федерации утверждены приложениями 1 и 2 к указанному Федеральному конституционному закону. Согласно ст. 2, 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации" Государственный гимн РФ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных данным Федеральным конституционным законом.
Государственный гимн РФ может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Государственный гимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
При проведении официальных мероприятий на территориях иностранных государств исполнение Государственного гимна РФ осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел РФ, с учетом традиций страны пребывания.
Государственный гимн РФ исполняется при проведении официальных церемоний, во время спортивных соревнований на территории РФ и за ее пределами в соответствии с правилами проведения этих соревнований.
5. Надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ квалифицируется как преступление (ст. 329 УК).
6. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.11. Незаконное ношение государственных наград
1. Ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с конфискацией ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках.
2. Учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией знаков; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией знаков.
Комментарий к статье 17.11
1. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к прерогативам Российской Федерации относится определение статуса государственных наград и почетных званий РФ.
Исчерпывающий перечень орденов, медалей, почетных званий и иных государственных наград РФ определен п. 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (в ред. Указа Президента РФ от 27 июня 2000 г. N 1192). Данным Положением определены также статуты, описания орденов, положения, описания медалей, учрежденных в системе государственных наград РФ.
2. Согласно вышеуказанному Положению государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.
Государственными наградами Российской Федерации (далее - государственные награды) являются:
- звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;
- почетные звания Российской Федерации.
3. Государственные награды и документы к ним лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (далее - наследники). В случае смерти награжденных государственные награды и документы к ним остаются у наследников. При отсутствии наследников государственные награды и документы к ним подлежат возврату в Управление Президента РФ по государственным наградам.
В случаях утраты орденов, медалей, знаков отличия и нагрудных знаков к почетным званиям в боевой обстановке, в результате стихийного бедствия либо при других обстоятельствах, когда не было возможности предотвратить утрату государственных наград, по решению Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ награжденным могут быть выданы дубликаты государственных наград либо их муляжи.
4. В соответствии с п. 19 Положения о государственных наградах Российской Федерации запрещаются незаконное приобретение или сбыт государственных наград, учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами, а также ношение орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, лент орденов и медалей на планках лицами, не имеющими на то права. Указанные действия влекут ответственность, установленную законодательством РФ. При этом необходимо учитывать особенности корреляции данного проступка и преступления: незаконное приобретение или сбыт государственных наград РФ, РСФСР, СССР квалифицируются как преступления (ст. 324 УК).
Уголовная ответственность за изготовление в целях использования или сбыт поддельных государственных наград РФ, РСФСР, СССР установлена ст. 327 УК.
Таким образом, административная ответственность, предусмотренная комментируемой статьей, во всяком случае наступает за ношение орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, лент орденов и медалей на планках лицами, не имеющими на то права.
5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов
1. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
2. Те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, -
влекут наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
Комментарий к статье 17.12
1. Под государственными военизированными организациями понимаются организации, находящиеся в системе федеральных органов исполнительной власти, действующих в сферах обороны, внутренних дел, безопасности, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий: Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ, ФСЖВ, ФСО, Спецстроя России и других федеральных органов исполнительной власти, подчиненных согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" и Указу Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 (в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311) Президенту РФ.
Ношение форменной одежды со знаками различия и с соответствующей символикой предусмотрено при осуществлении военной службы в Вооруженных Силах РФ, внутренних войсках, пограничных войсках, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны.
2. О статусе правоохранительных и контролирующих органов см. п. 2 комментария к ст. 17.13.
3. К государственным контролирующим органам в соответствии с настоящей статьей относятся органы, осуществляющие не только контрольные, но и надзорные функции, в частности Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России. При осуществлении своих обязанностей должностные лица органов государственного контроля и надзора должны иметь форменную одежду.
4. Согласно ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставлять следующие виды услуг:
- сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
- изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
- установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
- выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
- поиск без вести пропавших граждан;
- поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
- сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
В целях охраны разрешается предоставление таких видов услуг, как:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать указанные услуги.
5. Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий указанные услуги.
Сыскная деятельность должна быть основным видом занятий частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
6. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частную охранную деятельность и частную сыскную деятельность вправе осуществлять только лицензиаты.
В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению МВД России. Соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов РФ, регламентирующих охранную деятельность, сыскную деятельность, отнесено к лицензионным требованиям и условиям (см. подп. "в" п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, подп. "в" п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600).
7. Согласно ст. 7 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частным детективам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, тем самым по смыслу Закона частные детективы не вправе носить форменную одежду сотрудников указанных органов.
При квалификации данного административного правонарушения необходимо учитывать, что лицензиатом, осуществляющим негосударственную (частную) охранную деятельность, может быть только юридическое лицо, учрежденное специально для оказания охранных услуг, а применительно к негосударственной (частной) сыскной деятельности - юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, для которых сыскная деятельность является основным видом деятельности.
Совершение работником лицензиата - юридического лица, осуществляющего негосударственную (частную) охранную деятельность, негосударственную (частную) сыскную деятельность, либо индивидуальным предпринимателем - лицензиатом, осуществляющим негосударственную (частную) сыскную деятельность, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя - физического лица к мерам административной ответственности, установленным ч. 2 рассматриваемой статьи (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
8. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Статья 17.13. Разглашение сведений о мерах безопасности
Разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 17.13
1. По смыслу данной статьи подразумеваются органы государственной власти, осуществляющие правоохранительные и (или) контролирующие функции.
Согласно ст. 1, 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц (далее - близкие), на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны или принудить их к изменению ее характера либо из мести за указанную деятельность.
2. Государственной защите в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат:
- судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели;
- прокуроры;
- следователи;
- лица, производящие дознание;
- лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
- сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;
- сотрудники органов федеральной службы безопасности;
- судебные исполнители;
- работники контрольных органов Президента РФ, главы администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
- сотрудники федеральных органов государственной охраны;
- работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов РФ, Счетной палаты РФ, органов хозяйственного контроля в сфере торговли, качества товаров, услуг и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
- сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- близкие указанных выше лиц.
3. В соответствии со ст. 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество.
Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности РФ, за исключением указанных в ст. 8 данного Федерального закона, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим по представлениям по подведомственности Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Председателя Конституционного Суда РФ.
5. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
6. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 311 УК).
7. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.
Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации
1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -
влекут наложение административного штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов и пограничных войск либо с уведомлением таких органов и войск, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности - (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 18.1
1. В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
2. Согласно ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
3. В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. В случаях, когда в отношении указанных нарушителей Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, пограничные органы и пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством, пограничные органы и пограничные войска выдворяют их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами и пограничными войсками местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим государством. В таком же порядке выдворяются за пределы РФ нарушители Государственной границы, привлеченные к административной ответственности, в отношении которых приняты решения об их административном выдворении.
4. Общие требования к ведению хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе определены ст. 13 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ, не должна:
- наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;
- создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами и пограничными войсками.
Указанная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и с уведомлением пограничных органов и пограничных войск о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов. Нарушение указанных требований квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.
Административная ответственность за ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности в пограничной зоне предусмотрена ч. 2 ст. 18.2 КоАП.
5. Пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 322 УК).
6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанными в ч. 2 ст. 23.10 (см. комментарий к данной статье). Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, влекущих административное выдворение за пределы РФ, применяемое в качестве дополнительного административного наказания, на рассмотрение судьям районных судов.
Дела об административных правонарушениях, влекущих наложение административного штрафа, указанные должностные лица вправе передавать на рассмотрение мировым судьям.
7. Индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, несут административную ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи для должностных лиц (о корреляции административно-правового статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. комментарий к ст. 2.4).
Статья 18.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне