<< Пред.           стр. 50 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  - для освобождения заложников;
  - для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  - для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  - для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
  Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:
  - для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;
  - для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  - для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.
  Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
  О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику ОВД (органа милиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.
  10. Общие требования по применению оружия регламентируются законами РФ и федеральными законами. Порядок применения огнестрельного оружия охранниками при осуществлении охранной деятельности определен ст. 18 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", условия применения огнестрельного оружия судебными приставами установлены ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", условия и порядок применения огнестрельного оружия должностными лицами таможенных органов РФ определены ст. 414, 417 Таможенного кодекса РФ.
  11. О специфике применения административного наказания в виде возмездного изъятия охотничьего оружия или конфискации охотничьего оружия см. соответственно п. 8 комментария к ст. 20.8 и п. 3 комментария к ст. 20.10.
  12. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями, начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями (см. п. 1, 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 комментируемой статьи, на рассмотрение мировым судьям (ср. ч. 2 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).
 
  Статья 20.13. Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах
 
  Стрельба из оружия в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах, а равно в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил -
  влечет наложение административного штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
 
  Комментарий к статье 20.13
 
  1. Стрельба из оружия осуществляется при его применении или использовании. О правилах применения и использования оружия см. п. 6 - 10 комментария к ст. 20.12.
  Признаки огнестрельного оружия, отличающие его от пневматического, газового и иных видов оружия, определены Федеральным законом "Об оружии".
  2. По смыслу комментируемой статьи под населенными пунктами понимаются городские и сельские поселения. Согласно п. 2 ст. 5 Градостроительного кодекса РФ поселения в Российской Федерации подразделяются на городские (города, поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).
  3. В комментируемой статье под правонарушением подразумевается стрельба нарушителя, не мотивированная внешними противоправными действиями: например, применение огнестрельного оружия, обусловленное необходимостью самообороны, а также пресечения правонарушения не является административным проступком.
  К рассматриваемому административному правонарушению не относится применение огнестрельного оружия в случаях, специально предусмотренных законодательством. Согласно п. 65 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 июня 2000 г. N 438), организации независимо от формы собственности, занимающиеся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, имеют право использовать охотничье огнестрельное оружие, в том числе с нарезным стволом. Организации, занимающиеся оленеводством, имеют право постоянного использования такого оружия для охраны поголовья оленей от крупных хищников.
  4. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент противоправного применения огнестрельного оружия.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями, начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями (см. п. 1, 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, на рассмотрение мировым судьям (ср. ч. 2 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).
 
  Статья 20.14. Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему
 
  Нарушение правил сертификации при производстве и обороте оружия и патронов к нему -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
 
  Комментарий к статье 20.14
 
  1. В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" под оборотом оружия подразумеваются производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию РФ и вывоз его из РФ; под производством оружия понимаются исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей.
  2. Согласно ст. 7, 18 Федерального закона "Об оружии" обязательной сертификации подлежат все производимые на территории РФ, ввозимые на территорию РФ и вывозимые из РФ модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия.
  Организация проведения работ по сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий осуществляется Госстандартом России в соответствии с Правилами проведения сертификации гражданского и служебного оружия, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 86.
  3. Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, а также одним из документов, необходимых при рассмотрении МВД России вопроса о выдаче разрешений на ввоз или вывоз гражданского и служебного оружия и боеприпасов (см. письмо ГТК России от 28 августа 2001 г. 01-06/34580 "О порядке экспорта гражданского и служебного оружия"). О статусе сертификата соответствия, установленном Федеральным законом "О техническом регулировании", а также о правовых режимах добровольной сертификации, обязательной сертификации, определенных указанным Федеральным законом, см. соответственно п. 2 комментария к ст. 19.19, подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12.
  Технические требования и методы испытаний гражданского и служебного оружия и патронов к нему устанавливаются государственными стандартами РФ в соответствии с Федеральным законом "Об оружии".
  4. Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием, обязаны иметь сертификат на указанное оружие и патроны к нему. Гражданское и служебное оружие, не имеющее сертификата, номера и клейма, либо патроны к нему без знака соответствия государственным стандартам РФ не подлежат продаже.
  За выдачу сертификатов на модели оружия и типы патронов к нему, за продление срока их действия с юридических лиц и граждан взимаются единовременные сборы.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями (см. п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, на рассмотрение мировым судьям (ср. ч. 2 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).
 
  Статья 20.15. Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии
 
  Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
 
  Комментарий к статье 20.15
 
  1. Согласно ст. 3 Федерального закона "Об оружии" механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Минздравом России, являются разновидностью газового оружия. Электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов РФ и нормам Минздрава России, относятся к оружию самообороны.
  2. В соответствии со ст. 6, 13 Федерального закона "Об оружии" на территории РФ запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению Минздравом России, газового оружия, способного причинить средней тяжести вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более одного метра, а также электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами РФ и соответствующие нормам Минздрава России, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории РФ.
  3. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства регистрации не подлежат, граждане РФ имеют право приобретать их без получения лицензии. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об оружии" указанное оружие самообороны вправе приобретать на территории РФ также и иностранные граждане без получения лицензии.
  О лицензируемых видах деятельности по обороту оружия см. п. 3 комментария к ст. 20.8.
  4. Применение механических распылителей и иных устройств, снаряженных раздражающими веществами, возможно также при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" производить указанные средства вправе только лицензиаты. По смыслу Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 лицензирование деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 501.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о проведении административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).
 
  Статья 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность
 
  1. Осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии) -
  влечет наложение административного штрафа на руководителя организации в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
  3. Осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) -
  влечет наложение административного штрафа на руководителя учреждения в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
  4. Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований -
  влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на руководителей частных детективных или охранных организаций - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 20.16
 
  1. Согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
  Частным детективом признается гражданин РФ, получивший лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в ч. 2 ст. 3 указанного Закона.
  Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
  Порядок выдачи лицензий частным детективам, а также исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых лицензия не выдается, определены ст. 6 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).
  2. Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность.
  Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах РФ.
  Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь лицензию, выдаваемую ОВД в указанном выше порядке.
  3. В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения, имеющие статус юридического лица. Разработка программ обучения, лицензирование указанных учреждений и контроль за их деятельностью осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными актами Минобразования России, согласованными с МВД России, Минздравом России и Минфином России.
  4. Согласно ст. 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска разрешается предоставление таких видов услуг, как:
  - сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
  - изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  - установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  - выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  - поиск без вести пропавших граждан;
  - поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
  - сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
  В целях охраны разрешается предоставление таких видов услуг, как:
  - защита жизни и здоровья граждан;
  - охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
  - проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
  - консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
  Оказание при осуществлении частной детективной или охранной деятельности иных услуг квалифицируется по ч. 4 комментируемой статьи КоАП. В качестве административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, рассматривается также осуществление указанной деятельности с нарушением требований, предусмотренных ст. 7 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1.
  5. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" негосударственную (частную) охранную деятельность, а также негосударственную (частную) сыскную деятельность вправе осуществлять только лицензиаты. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению МВД России.
  Согласно п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиатам - юридическим лицам, учрежденным специально для оказания охранных услуг, являются:
  - наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность;
  - наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и подтвержденной удостоверениями охранника;
  - соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов РФ, регламентирующих охранную деятельность, а также оборот оружия и специальных средств.
  В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600, к лицензиатам - юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, для которых сыскная деятельность является основным видом деятельности, предъявляются следующие лицензионные требования и условия:
  - наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего частную сыскную деятельность;
  - наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих сыскные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и подтвержденной удостоверением сыщика;
  - соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов РФ, регламентирующих сыскную деятельность, оборот оружия и специальных средств, соблюдение установленных законодательством ограничений на сыскную деятельность и использование технических средств.
  Оказание лицензиатом частных детективных или охранных услуг либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований (см. ч. 4 комментируемой статьи) квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, установленным ч. 4 рассматриваемой статьи КоАП (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  6. Превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, квалифицируется как преступление по ч. 1 ст. 203 УК.
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями (см. п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
 
  Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта
 
  Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект -
  влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 20.17
 
  1. Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" к охраняемым объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.
  Проникновение на охраняемый объект с нарушением пропускного режима рассматривается в качестве самовольного и влечет за собой применение к нарушителю административного наказания, предусмотренного комментируемой статьей.
  2. Порядок пропускного режима различается в зависимости от статуса охраняемых объектов. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" под пропускным режимом понимается порядок прохода лиц, проезда транспортных средств, проноса и провоза вещей на охраняемые объекты, устанавливаемый соответствующими лицами, замещающими государственные должности в федеральных органах государственной власти, совместно с федеральными органами государственной охраны.
  В соответствии с п. 9 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1996 г. N 1136 (в ред. Указа Президента РФ от 21 ноября 2001 г. N 1343), ФСО организует по согласованию с федеральными органами государственной власти, а также заинтересованными учреждениями и организациями пропускной режим на охраняемых объектах и осуществляет на них в установленном порядке пропуск лиц, транспорта и грузов, оформляет и выдает пропуска в охраняемые зоны, здания, помещения и на отдельные мероприятия с участием объектов государственной охраны.
  3. При осуществлении ведомственной охраны согласно Федеральному закону "О ведомственной охране" под пропускным режимом подразумевается порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов. Обеспечение пропускного режима в указанных случаях возлагается на работников ведомственной охраны, исчерпывающий перечень их прав и обязанностей определен ст. 11 - 12 Федерального закона "О ведомственной охране". Права и обязанности федеральных органов государственной охраны, а также условия применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками указанных органов установлены ст. 14, 15, 24 - 27 Федерального закона "О государственной охране".
  Применительно к Правилам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 г. N 264 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 866), под пропускным режимом понимается установленный порядок пропуска персонала, посетителей, командированных лиц, транспортных средств, предметов, материалов и документов через границу охраняемой зоны, в (из) здания, сооружения, помещения.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями, начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями (см. п. 1, 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
 
  Статья 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций
 
  Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций -
  влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
 
  Комментарий к статье 20.18
 
  1. К транспортным коммуникациям по смыслу комментируемой статьи относятся участки земной или водной поверхности, предназначенные и приспособленные для передвижения соответствующих транспортных средств автомобильного, морского, внутреннего водного, городского электрического, а также железнодорожного транспорта.
  Проведение забастовок, митингов, пикетирования, осуществление иных массовых акций на транспортных коммуникациях, вследствие которых создаются или могли быть созданы препятствия, несовместимые с движением транспортных средств, квалифицируются в качестве данного административного правонарушения (см. также комментарий к ст. 20.2).
  Рассматриваемое административное правонарушение считается завершенным в момент начала осуществления противоправных действий независимо от того, воспрепятствовало ли их проведение движению транспортных средств.
  Субъектами данного административного правонарушения являются организатор (организаторы) блокирования, а также лицо или лица, активно участвующие в осуществлении указанных противоправных действий.
  2. Блокирование транспортных коммуникаций, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 267 УК).
  3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о проведении административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).
 
  Статья 20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО)
 
  Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 20.19
 
  1. Согласно Закону РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. Федерального закона от 2 апреля 1999 г. N 67-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ) закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
  2. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает:
  - установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;
  - ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;
  - ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
  - ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.
  Решение об обеспечении особого режима в отношении конкретного ЗАТО принимается Правительством РФ. Иные особенности, имеющие значение для безопасности работы и проживания граждан в ЗАТО и зонах воздействия, могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
  Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в ЗАТО, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.
  3. В соответствии со ст. 6, 8 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" в ЗАТО в соответствии с законодательством РФ по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель.
  К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО.
  Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории ЗАТО, вправе продавать, сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории ЗАТО, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами РФ, получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО.
  4. Согласно п. 17 - 21 Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. N 655, въезд и проживание граждан на территории ЗАТО ограничиваются в соответствии с условиями особого режима. Разрешается производить регистрацию граждан согласно законодательству РФ.
  Въезд граждан для постоянного проживания или временного пребывания на территории ЗАТО согласовывается с органом ФСБ.
  При необходимости ознакомления въезжающих граждан со сведениями, составляющими государственную тайну, или в случае их допуска на территорию объекта на указанных граждан в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050, оформляется допуск к государственной тайне.
  Гражданину может быть отказано в допуске по основаниям, указанным в Законе РФ "О государственной тайне".
  Руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом ФСБ имеет право разрешать в порядке, определяемом вышеуказанным Положением, въезд граждан на территорию ЗАТО, за исключением въезда на территорию объекта.
  Для постоянного проживания на территории ЗАТО разрешается въезд на нее следующим гражданам:
  - лицам, заключившим трудовой договор с администрацией объекта или организациями - юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны ЗАТО;
  - военнослужащим, проходящим службу в воинских частях, расположенных на территории ЗАТО;
  - сотрудникам органов внутренних дел, обеспечивающим охрану правопорядка и противопожарную безопасность на территории ЗАТО;
  - членам семей и родственникам указанных граждан;
  - лицам, постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в состав ЗАТО.
  Въезд граждан, не проживающих постоянно на территории закрытого образования, но заключивших трудовой договор с администрацией объекта или организациями - юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны ЗАТО, разрешается в порядке, установленном инструкцией о пропускном режиме.
  В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1998 г. N 1105 действие указанного Положения распространено на следующие ЗАТО: г. Снежногорск Мурманской области, г. Радужный Владимирской области, г. Шиханы Саратовской области и пос. Солнечный Тверской области.
  5. Неисполнение, ненадлежащее исполнение гражданами, должностными лицами, юридическими лицами указанных требований особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО рассматриваются в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 3 комментария к ст. 20.18).
 
  Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
 
  1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
  Примечание. В части 1 настоящей статьи под алкогольной и спиртосодержащей продукцией понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов.
 
  Комментарий к статье 20.20
 
  1. Под общественным местом понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц: парк, стадион, сквер относятся к общественным местам даже и в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находиться там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий (в некоторых общественных местах - парк, улица и др. - и в любое время суток).
  2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, так же как и хулиганство, всегда является действием правонарушителя, для его квалификации не имеет значения наступление физических последствий (релаксации, транквилизирующего воздействия употребления спиртного) - проступок считается завершенным в момент волеизъявления правонарушителя, т.е. в момент начала употребления указанной продукции, средств, веществ.
  3. В распитии алкогольной и спиртосодержащей продукции группой лиц содержатся признаки, отягчающие административную ответственность, независимо от того, находились ли нарушители в состоянии алкогольного опьянения (см. комментарий к ст. 4.3).
  4. К правонарушению, указанному в ч. 1 комментируемой статьи, не относится распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в ресторанах, кафе и подобных местах, где употребление спиртного обусловлено их предназначением и вытекает из существа оказываемых услуг. Распитие спиртных напитков в магазинах, осуществляющих розничную продажу указанной продукции, но не предназначенных для ее продажи в розлив, содержит признаки рассматриваемого правонарушения.
  5. О статусе наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ см. комментарии к ст. 6.8 - 6.10.
  Определение алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленное примечанием к комментируемой статье, действует только применительно к данной статье КоАП.
  При квалификации других административных правонарушений следует руководствоваться дефинициями спиртных напитков (см. п. 2 комментария к ст. 6.10), алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции (см. п. 1 комментария к ст. 14.16), установленными Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
  Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, считается завершенным в момент начала потребления наркотических средств или психотропных веществ, иных одурманивающих веществ в общественных местах. Потребление указанных средств, веществ в иных местах квалифицируется по ст. 6.9 КоАП.
  К субъектам данного административного правонарушения относятся совершеннолетние граждане, а также несовершеннолетние граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста; совершение рассматриваемого проступка несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируется по ст. 20.22 КоАП (см. также ч. 1 ст. 23.2 КоАП).
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями - в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции - в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, вправе рассматривать должностные лица органов Госнаркоконтроля России (см. п. 6 комментария к ст. 19.3, комментарий к ст. 23.63).
 
  Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
 
  Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
 
  Комментарий к статье 20.21
 
  1. По смыслу данной статьи состояние опьянения может быть обусловлено потреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции, включая и ее суррогаты (этиловый денатурированный спирт, растворы, эмульсии, суспензии и др.), наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ (см. комментарий к ст. 20.20).
  К пребывающим в состоянии опьянения относятся также лица, испытывающие патологические последствия алкогольного или наркотического опьянения, например находящиеся в состоянии алкогольной зависимости (абстинентный синдром); однако в любом случае состояние опьянения по смыслу комментируемой статьи обусловлено потреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ независимо от времени их потребления.
  2. О статусе общественного места см. п. 1 комментария к ст. 20.20.
  3. К субъектам данного административного правонарушения относятся совершеннолетние граждане, а также несовершеннолетние граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста; совершение рассматриваемого проступка несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируется по ст. 20.22 КоАП (см. также ч. 1 ст. 23.2 КоАП).
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями.
  Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, на рассмотрение мировым судьям (ср. ч. 2 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).
 
  Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
 
  Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах -
  влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 20.22
 
  1. По общему правилу ГК совершеннолетие обусловлено достижением физическим лицом восемнадцатилетнего возраста, однако в данной статье в качестве проступка квалифицируется появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. К несовершеннолетним относятся также и малолетние, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 ГК).
  2. Об особенностях состояния опьянения см. п. 1 комментария к ст. 20.21, о статусе общественного места - п. 1 комментария к ст. 20.20.
  Распитие несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление им наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ считается завершенным в момент волеизъявления нарушителя, т.е. в момент начала их потребления. Для квалификации данного правонарушения не имеет значения наступление физических последствий распития алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления одурманивающих веществ (релаксации, транквилизирующего воздействия и иных).
  3. Комментируемой статьей предусмотрена административная ответственность за следующие противоправные действия несовершеннолетних лиц:
  а) появление указанных лиц (лица) в состоянии опьянения в общественном месте;
  б) распитие данным лицом (лицами) алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественном месте;
  в) потребление несовершеннолетним лицом (лицами) одурманивающих веществ в общественном месте.
  Несовершеннолетнее лицо, совершившее любое из указанных противоправных действий, не подлежит административной ответственности в том случае, если к моменту их совершения достигло возраста 16 лет (об административной ответственности несовершеннолетних лиц см. комментарий к ст. 2.3). Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются родители или иные законные представители несовершеннолетнего (о статусе указанных физических лиц см. комментарий к ст. 5.35).
  По смыслу комментируемой статьи лицо, на которое возложена обязанность по обучению и воспитанию несовершеннолетнего, не является субъектом рассматриваемых административных правонарушений (о статусе указанного лица см. комментарий к ст. 6.10).
  4. Действия по вовлечению несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, квалифицируются по ч. 2 ст. 6.10 КоАП.
  5. О статусе алкогольной и спиртосодержащей продукции применительно к данной статье см. комментарий к ст. 6.14 (см. также абз. 1 п. 5 комментария к ст. 20.20).
  6. Сам факт потребления несовершеннолетними одурманивающих веществ содержит признаки правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. При выявлении признаков умышленных действий родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, вовлекающих последнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, деяние может быть квалифицировано как преступление (ст. 151 УК).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. ч. 1 ст. 23.2 КоАП).
  8. См. п. 19 комментария к ст. 19.5.
 
  Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
 
  1. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии) -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение правил разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
 
  Комментарий к статье 20.23
 
  1. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, применяются при осуществлении оперативными подразделениями государственных органов негласных оперативно-розыскных мероприятий. Исчерпывающий перечень видов указанных мероприятий, осуществляемых гласно и негласно, а также исчерпывающий перечень государственных органов, оперативные подразделения которых вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, определены соответственно ст. 6 и 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ).
  Согласно ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
  Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, ОВД и, в пределах своих полномочий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (об административно-юрисдикционных полномочиях должностных лиц органов Госнаркоконтроля России см. п. 6 комментария к ст. 19.3).
  2. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, вправе осуществлять только лицензиаты.
  В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, а также согласно п. 2 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526, лицензирование по данному виду деятельности отнесено к ведению ФСБ и его территориальных органов.
  В соответствии с п. 3 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных средств являются:
  - соблюдение требований законодательства РФ и нормативных правовых актов в области лицензируемой деятельности;
  - наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, оснащенных средствами охраны, системами доступа, средствами хранения специальных средств, и документации на их производство и использование, а также оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
  - наличие выданного испытательной лабораторией ФСБ заключения по результатам научно-технической экспертизы образца новой модели специального средства;
  - наличие нормативно-технической документации на производство и использование специальных средств;
  - соблюдение требований утвержденного ФСБ порядка регистрации и учета специальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование;
  - наличие документа, подтверждающего согласование с ФСБ разработки и производства специальных средств, осуществляемых по контрактам с иностранными партнерами;
  - наличие у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц контрактов и заявок органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, для реализации и приобретения в целях продажи специальных средств;
  - наличие у персонала, осуществляющего разработку и производство специальных средств, специального технического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет;
  - предоставление доступа к информации о специальных средствах и технической документации о них только представителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицензиату (см. п. 5 данного комментария).
  3. Оформление лицензий на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (СТС), осуществляется в соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации", а также с требованиями, изложенными в Постановлении Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и Списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию" (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 октября 2000 г. N 800).
  4. Согласно п. 1 Приказа ГТК России от 30 января 2001 г. N 103 "О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации" (в ред. Приказа ГТК России от 24 декабря 2001 г. N 1226) таможенный контроль и таможенное оформление СТС, перемещаемых через таможенную границу РФ, проводятся применительно к Списку видов СТС, ввоз и вывоз которых подлежит лицензированию (см. приложение к данному Приказу), при условии предоставления лицензий Минэкономразвития России и иных документов, необходимых для таможенных целей, и с учетом Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214.
  5. Нарушение лицензиатом правил производства, хранения, продажи и приобретения СТС рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий (см. п. 2 данного комментария) и согласно ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет за собой санкции в виде аннулирования лицензии или приостановления ее действия независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о проведении административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).
  Согласно п. 3 ч. 2 ст. 23.46 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются директором ФСБ, его заместителями, руководителями территориальных органов ФСБ, их заместителями.
  В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями, начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями (см. п. 1, 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  Таким образом, КОАП относит рассмотрение дел о данных административных правонарушениях к ведению различных должностных лиц, не разграничивая при этом их процессуальных обязанностей.
 
  Статья 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности
 
  Использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями, -
  влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств; на руководителей частных детективных или охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 20.24
 
  1. О порядке использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (СТС), см. комментарий к ст. 20.23; о статусе частной детективной или охранной деятельности см. комментарий к ст. 20.16.
  Соблюдение лицензиатом, осуществляющим негосударственную (частную) охранную деятельность, лицензиатом, осуществляющим негосударственную (частную) сыскную деятельность, законодательства, регламентирующего оборот СТС, предусмотрено лицензионными требованиями и условиями (см. п. 5 комментария к ст. 20.16).
  2. Согласно ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то указанным Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
  Исчерпывающий перечень государственных органов, оперативные подразделения которых вправе применять СТС, определен ст. 13 указанного Федерального закона и может быть изменен только федеральным законом.
  3. В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении указанных видов деятельности запрещается ведение видео- и аудиозаписи, фото- и киносъемки в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц.
  Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  - директором ФСБ, его заместителями, руководителями территориальных органов ФСБ, их заместителями - в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.46 КоАП;
  - в отношении правонарушений, совершенных частными детективами (охранниками), - мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи);
  - применительно к правонарушениям, совершенным руководителями частных детективных и охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности (в организациях), - начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями (см. п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
 
  Статья 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста
 
  (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

<< Пред.           стр. 50 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу