<< Пред.           стр. 52 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  В случаях, специально предусмотренных федеральным законом, преобразование возможно только с согласия уполномоченных государственных органов (п. 2, 3 ст. 57 ГК).
  Передача прав и обязанностей юридического лица (правопреемство) возможна только при его реорганизации в любой из пяти форм, предусмотренных ГК.
  О правовых последствиях упразднения ФСНП, ФПС и ФАПСИ см. Предисловие к данной книге.
 
 Глава 23. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ
 РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
 
  Статья 23.1. Судьи
 
  1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, частью 2 статьи 5.27, статьями 5.37 - 5.43, 5.45 - 5.52, 6.1, 6.2, 6.8, 6.9, 6.11 - 6.14, 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28, 9.13, 9.14, 10.11, частью 4 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.24, 12.35, 12.36, частями 1 и 2 статьи 13.5, статьями 13.10, 13.11, 13.14 - 13.16, 13.20, 13.21, 13.23, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.21 - 14.24, частями 1, 2 и 4 статьи 14.25, статьями 14.27, 15.3 - 15.12, 15.26, 16.1, 17.1 - 17.13, 18.10 - 18.13, 19.1, частями 1 и 3 статьи 19.3, частями 1 и 3 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.9, 19.11 - 19.13, частями 1 и 2 статьи 19.19, статьями 19.20, 19.21, 19.23, 20.2, 20.2.1, 20.3, 20.5 - 20.7, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьями 20.25 - 20.27 настоящего Кодекса.
 (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
  2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.17 - 8.20, 8.34, 8.35, 8.37, 8.39, 9.3, 11.5, 11.7, 11.9, 11.11, частью 2 статьи 12.4, статьей 12.8, частью 4 статьи 12.9, частью 1 статьи 12.10, частью 3 статьи 12.15, частью 2 статьи 12.17, частью 2 статьи 12.21, статьями 12.24, 12.26, частью 2 статьи 12.27, статьями 13.1 - 13.4, 13.6, 13.8, частями 2 и 4 статьи 13.12, статьями 13.13, 13.22, 14.2, частью 2 статьи 14.4, частью 3 статьи 14.16, частью 1 статьи 14.20, статьями 14.26, 16.2, 16.3, частью 1 статьи 16.9, статьей 16.16, частью 1 статьи 16.18, частью 1 статьи 16.19, статьями 16.20, 16.21, частью 2 статьи 18.1, частью 2 статьи 18.3, частью 2 статьи 18.4, статьями 18.7, 18.8, 19.24, 20.1, частями 2 и 3 статьи 20.8, статьей 20.10, частями 1 и 3 статьи 20.12, статьями 20.13, 20.14, 20.21 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
 (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 103-ФЗ)
  3. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.
  Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов.
  Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.21 - 14.23, 14.27, 15.10, частями 1 и 2 статьи 19.19 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
 (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ)
  В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.
 
  Комментарий к статье 23.1
 
  1. Суть архитектоники гл. 23 КоАП - в особом, наиболее адаптивном с позиций законодателя изложении процессуальных норм соответствующих статей. При этом текст статей гл. 23 предваряется указанием об органах (реже - об органах и учреждениях), уполномоченных рассматривать дела о данном административном правонарушении полностью или в соответствующей, указанной в тексте, части (см. ч. 1 ст. 23.3 - 23.63).
  Часть 2 ст. 23.3 - 23.63 наиболее типична в своем построении и, как правило, содержит структурно схожую информацию о должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1.
  При этом необходимо уяснить точный смысл императивности административно-юрисдикционных полномочий должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела о соответствующем правонарушении, смысл зачастую имплицитный при поверхностном восприятии текста.
  При толковании указаний текста ст. 23.3 - 23.63 в части права должностных лиц рассматривать дела о соответствующем правонарушении следует иметь в виду, что должностное лицо обязано рассмотреть дело об административном правонарушении за исключением следующих случаев:
  А. Нарушения установленной ст. 23.1 - 23.63 подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях (см. п. 5 ч. 1 ст. 29.4).
  Б. Несоблюдения порядка формирования дела, составления протокола и иных документов в соответствии с требованиями, установленными КоАП (см. п. 4 ч. 1 ст. 29.4).
  В. Передачи должностным лицом, к которому поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 23.1 КоАП, на рассмотрение судье гарнизонного военного суда, судье районного суда, судье арбитражного суда, мировому судье - в зависимости от подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях судьями, установленной соответственно абз. 1 - 4 ч. 3 ст. 23.1 (в комментарии к статьям Особенной части КоАП специально оговаривается данная возможность делегирования соответствующим должностным лицом полномочий по рассмотрению дела об административном правонарушении судье).
  Г. Применительно к нарушениям правил дорожного движения, совершенным несовершеннолетними, а также в части дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, должностное лицо, к которому поступило дело о таком правонарушении, вправе передавать соответствующее дело на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  В отличие от дел об указанных правонарушениях, рассмотрение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП, а также других дел об административных правонарушениях (за исключением указанных в предыдущем абзаце подп. Г) является обязанностью данных комиссий.
  Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении устанавливается согласно КоАП соответствующим органом административной юрисдикции, каковым применительно к ст. 23.3 и последующим статьям гл. 23 КоАП, как правило, является орган исполнительной власти, и предусматривает его рассмотрение на основе единоначалия по преимуществу одним из уполномоченных должностных лиц.
  Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть отнесено к ведению должностных лиц иных государственных органов (государственных учреждений), состоящих при соответствующем федеральном министерстве, ведомстве, но не входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти, например Госхлебинспекции, Госсеминспекции и других по преимуществу контрольно-надзорных органов, созданных при федеральном министерстве, ведомстве.
  В редких случаях гл. 23 предусматривает одночастную структуру статьи, при этом органы, уполномочивающие должностных лиц на осуществление указанных административно-юрисдикционных действий, не указываются (см. ст. 23.11). В этих случаях сведения об этих органах определены в комментариях к соответствующим статьям.
  Таким образом, по смыслу гл. 23 КоАП и с учетом подп. А - Г п. 1 комментария к данной статье рассмотрение дела об административном правонарушении является обязанностью должностного лица, уполномоченного соответствующим юрисдикционным органом (государственным учреждением).
  2. Применительно к ч. 1 комментируемой статьи следует иметь в виду, что дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются только судьями, однако в редких случаях гл. 23 КоАП все же предусматривает рассмотрение дел, подведомственных судьям в соответствии с ч. 1 данной статьи, также и другими должностными лицами (все подобные процессуальные коллизии специально оговорены в комментариях к соответствующим статьям Особенной части КоАП; см., например, п. 6 комментария к ст. 20.23).
  По смыслу ч. 2 комментируемой статьи должностное лицо, к которому поступило дело об административном правонарушении, вправе самостоятельно осуществлять все процессуальные действия, отнесенные КоАП к ведению должностного лица (см. п. 1 комментария к ст. 22.2), либо передать его на рассмотрение судье гарнизонного военного суда, судье арбитражного суда либо мировому судье в соответствии с подведомственностью рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях, установленной ч. 3 комментируемой статьи (все случаи, когда передача дел судьям возможна, рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям Особенной части КоАП).
  3. Военные суды в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" входят в систему федеральных судов общей юрисдикции.
  В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
  Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
  4. Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" при осуществлении административного судопроизводства военным судам подсудны административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
  5. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
  6. Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" относит к подсудности военных судов все дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Об административной ответственности указанных лиц см. комментарий к ст. 2.5.
  7. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Административно-юрисдикционными полномочиями по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи наделены судьи гарнизонных военных судов. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции административные дела, не отнесенные указанным Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.
  8. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" районные суды входят в систему федеральных судов общей юрисдикции.
  Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
  Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" определены гарантии осуществления правосудия судьями всех судов судебной системы Российской Федерации, среди них самостоятельность судов и независимость судей, подчиняющихся только Конституции РФ и закону.
  9. Подведомственность арбитражным судам дел, вытекающих из административных правоотношений, определена ст. 29 АПК. Согласно п. 3 ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают дела об административных правонарушениях в случае, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Таким образом, абз. 3 ч. 3 комментируемой статьи в соответствии со ст. 29 АПК определяет дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям арбитражного суда (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).
  10. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, в отличие от них судьи районных и военных судов осуществляют правосудие в федеральных судах общей юрисдикции.
  Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
  Гражданские дела, подсудные мировому судье, определены ст. 23 ГПК.
 
  Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
 
  1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса.
  2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.
 
  Комментарий к статье 23.2
 
  1. Согласно ч. 2 ст. 2.3 КоАП с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
  2. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых муниципальными органами, должен быть определен законодательством Российской Федерации.
  В случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение, выносится постановление судьи о направлении материалов дела в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия.
  Меры воспитательного воздействия следует отличать от мер взыскания, применяемых в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД (см. п. 3 комментария к ст. 2.3).
  Орган (должностное лицо), к которому поступили дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.18 КоАП (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП, вправе не передавать указанные дела в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. К обязанностям соответствующего органа административной юрисдикции отнесено выявление признаков общественной опасности противоправного деяния, а также установление личностных особенностей нарушителя; фабула дальнейших действий органа (должностного лица) обусловлена субъективной оценкой правонарушения (см. также подп. Г п. 1 комментария к ст. 23.1).
  При толковании ч. 2 комментируемой статьи следует принимать во внимание оспоримость отнесения несовершеннолетних к должностным лицам - субъектам административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.31, 12.32 КоАП.
  3. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.2).
 
  Статья 23.3. Органы внутренних дел (милиция)
 
  1. Органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частями 1, 2 и 3 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.4 - 12.34, 12.37, 13.24, 14.26, 14.5, частью 3 статьи 14.16, статьями 15.1, 15.2, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15 - 19.18, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), статьями 19.24, 20.1, 20.8, 20.10 - 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении руководителей частных детективных и охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях) настоящего Кодекса.
 (в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, 13.24, 14.26, 14.5, частью 3 статьи 14.16, статьями 15.1, 15.2, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15 - 19.18, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), статьями 19.24, 20.1, 20.8, 20.10 - 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении руководителей частных детективных и охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях) настоящего Кодекса;
 (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
  2) начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частями 1, 2 и 3 статьи 11.17, статьями 13.24, 14.26, 18.8, 18.9, 20.1, 20.8, 20.12, 20.13, 20.17, 20.20, 20.21, частью 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса;
 (в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
  3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частями 1, 2 и 3 статьи 11.17, статьями 13.24, 20.1, 20.20 настоящего Кодекса;
  4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, - об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.14, 11.15, частями 1, 2 и 3 статьи 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) настоящего Кодекса;
  5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.4 - 12.34, 12.37, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;
 (в ред. Федерального закона от 25.04.2002 N 41-ФЗ)
  6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1, 2 и 3 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.10, частями 1 и 2 статьи 12.11, статьями 12.12 - 12.14, частями 1 и 2 статьи 12.15, статьей 12.16, частью 1 статьи 12.17, статьями 12.18 - 12.20, частью 1 статьи 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, частью 1 статьи 12.37 настоящего Кодекса;
 (в ред. Федерального закона от 25.04.2002 N 41-ФЗ)
  7) государственные инспектора безопасности дорожного движения - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частью 1 статьи 12.4, статьями 12.31, 12.32, статьей 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;
  8) государственные инспектора дорожного надзора - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.33, 12.34 настоящего Кодекса;
  9) старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.24, 20.1 настоящего Кодекса.
 (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 144-ФЗ)
  3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до трех минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 23.3
 
  1. А. Согласно Закону РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
  В своей деятельности милиция подчиняется МВД России, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.
  Министр внутренних дел РФ осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации. Руководство милицией в субъектах Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел. Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел. Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих ОВД.
  Выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений отнесено к ведению милиции общественной безопасности.
  Б. Применительно к административно-юрисдикционным полномочиям должностных лиц Госавтоинспекции, установленным ч. 2 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что согласно п. 1, п. 5 - 9 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679), Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  Органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят: федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Федерации, подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.
  Федеральный орган управления Госавтоинспекции - структурное подразделение МВД России, возглавляющее систему Госавтоинспекции.
  Федеральный орган управления Госавтоинспекции в установленном порядке вправе осуществлять в пределах своей компетенции функции государственного заказчика, возлагаемые на МВД России, в том числе по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством РФ, а также по изготовлению оперативно-технических средств Госавтоинспекции.
  Руководитель федерального органа управления Госавтоинспекции является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации. Указанные руководители Госавтоинспекции назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ.
  Структура и штатная численность федерального органа управления Госавтоинспекции, а также подчиненных ему специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции определяются министром внутренних дел РФ по предложению руководителя федерального органа управления Госавтоинспекции.
  Территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Федерации являются структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Федерации и руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции.
  Руководители территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов Федерации являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Федерации, а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения субъектов Федерации. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции и с учетом предложений руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации.
  Структура и штатная численность территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов Федерации, а также подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции определяются в установленном порядке по предложению руководителей территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации и по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции.
  Подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах являются структурными подразделениями соответствующих органов внутренних дел, обеспечивают выполнение возложенных на Госавтоинспекцию функций, руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции.
  Руководители подразделений Госавтоинспекции (управлений, отделов внутренних дел) в районах, городах, округах и районах в городах являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах, а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с вышестоящими руководителями органов управления Госавтоинспекции.
  Структура и штатная численность подразделений Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также подчиненных им специализированных и иных подразделений определяются в установленном порядке по предложению руководителей подразделений Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах и по согласованию с руководителями территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов Федерации.
  Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения.
  В. О должностных лицах ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 1 ч. 2 указанной статьи КоАП).
  2. Наряду с рассмотрением дел об административных правонарушениях и назначением административных наказаний к ведению милиции КоАП и федеральными законами отнесено также и применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (мер административного пресечения) (см. комментарий к ст. 27.1). Применение указанных мер следует отграничивать от административных наказаний, назначаемых в отношении лиц, вина которых в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.
  3. Законные действия милиции, ее должностных лиц, осуществляемые при производстве по делам об административных правонарушениях, обусловлены правами милиции, исчерпывающий перечень которых определен ст. 11 Закона РФ "О милиции". Использование милицией указанных прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию согласно ст. 10 указанного Закона РФ.
  Подведомственность милиции общественной безопасности дел об административных правонарушениях, определенных комментируемой статьей, обусловлена ее задачами по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, охраны собственности и общественного порядка.
  Об особенностях административной ответственности сотрудников ОВД см. комментарий к ст. 2.5.
  4. Рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в комментируемой статье, от имени ОВД (милиции) вправе соответствующие должностные лица. Начальники дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 - 5 ст. 11.1, ст. 11.9, 11.14, 11.15, ч. 1 - 3 ст. 11.17, ст. 13.24, 20.1, 20.20, 20.21 КоАП, вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до трех МРОТ.
 
  Статья 23.4. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
 
  1. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.3, статьей 19.12 (в части административных правонарушений, предметами которых являются предметы, изъятые из оборота) настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных в части 1 настоящей статьи органов и учреждений вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.
 
  Комментарий к статье 23.4
 
  1. Об органах и учреждениях УИС см. комментарий к ст. 19.3.
  О должностных лицах органов и учреждений УИС, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе и применительно к правонарушениям, указанным в ч. 1 рассматриваемой статьи, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 2 ч. 2 данной статьи КоАП).
  2. В арестных домах по месту осуждения отбывают наказание осужденные к аресту. В исправительных учреждениях, исправительных колониях, воспитательных колониях, тюрьмах и лечебных исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы.
  Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
  3. Начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.3 и ст. 19.12 КоАП (см. также комментарии к указанным статьям).
 
  Статья 23.5. Налоговые органы
 
  1. Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;
  2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;
  3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
 
  Комментарий к статье 23.5
 
  В соответствии с п. 1 ст. 30 НК налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения в Российской Федерации.
  В случаях, предусмотренных НК, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Перечень прав и обязанностей налоговых органов определен соответственно ст. 31, 32 НК.
  Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 на министра РФ по налогам и сборам возложена ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме.
  См. также комментарии к статьям КоАП, указанным в ч. 1 комментируемой статьи, а применительно к ч. 2 рассматриваемой статьи - также подп. В, Г п. 10 комментария к ст. 14.5.
  О должностных лицах налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 5 ч. 2 данной статьи).
 
  Статья 23.6. Утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
 
  Статья 23.7. Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета
 
  1. Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, ответственного за исполнение федерального бюджета, его заместители;
  2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, ответственного за исполнение федерального бюджета, их заместители;
  3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, ответственного за исполнение федерального бюджета, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.7
 
  Согласно ст. 165 БК России на Минфин России возложены полномочия по исполнению федерального бюджета, а также по осуществлению предварительного и текущего контроля за его исполнением. В соответствии с п. 3 ст. 167 БК России Федеральное казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета.
  Федеральное казначейство осуществляет финансирование расходов федерального бюджета, этому органу принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их правового режима. К ведению Федерального казначейства отнесены регистрация всех операций, связанных с поступлением в федеральный бюджет доходов, с санкционированием расходов федерального бюджета, а также реализация иных полномочий, осуществляемых Федеральным казначейством в качестве участника бюджетного процесса и субъекта финансового контроля (см. ст. 244, 252, 256, 267 БК).
  В качестве органа административной юрисдикции Федеральное казначейство применяет меры административного (бессудного) принуждения к нарушителям бюджетного законодательства. Руководители территориальных органов Федерального казначейства и их заместители вправе возбуждать дело о нарушении бюджетного законодательства, вести производство по указанному делу и налагать административные санкции в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, административные штрафы и иные санкции, предусмотренные ст. 282 БК.
  БК не предусматривает различий статуса территориального органа Федерального казначейства и органа Федерального казначейства (ср. п. 4 ст. 254 и п. 1 ст. 284 БК). По смыслу БК руководители указанных территориальных органов и их заместители вправе осуществлять административно-юрисдикционную деятельность, отнесенную к ведению Федерального казначейства, в том числе налагать административные санкции на нарушителей бюджетного законодательства в соответствии со ст. 284 БК.
  Административная ответственность за нарушения бюджетного законодательства, предусмотренная ст. 289 - 306 БК, наступает независимо от квалификации виновности противоправного деяния, при этом необходимо принимать во внимание, что ст. 281 БК, содержащая дефиницию нарушения бюджетного законодательства, не предусматривает установления признаков умышленного или неосторожного деяния в качестве обязательной предпосылки применения административных санкций, предусмотренных ст. 282 БК.
 
  Статья 23.8. Таможенные органы
 
  1. Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.2 - 16.22 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
  2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
  3) начальники таможен, их заместители;
  4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
 
  Комментарий к статье 23.8
 
  1. Согласно ст. 401, 402 Таможенного кодекса РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
  Таможенными органами являются:
  - ГТК России;
  - региональные таможенные управления;
  - таможни;
  - таможенные посты.
  Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются ГТК России.
  Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ГТК России. ГТК вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товара.
  Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ГТК России. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
  2. Согласно Положению о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г., ГТК России решает возложенные на него задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации. ГТК России руководит деятельностью таможенных органов РФ, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций.
  3. Таможенные органы выдают разрешения на осуществление действий, установленных соответствующим таможенным режимом, и отзывают разрешения. Указанные методы санкционирования применяются при осуществлении таможенных режимов переработки товаров на таможенной территории (о выдаче и отзыве разрешения см. соответственно ст. 180, 181 Таможенного кодекса РФ); переработки товаров для внутреннего потребления (выдача разрешения предусмотрена ст. 192, 193 Таможенного кодекса РФ); переработки товаров вне таможенной территории (о выдаче и отзыве разрешения см. ст. 203, 205 Таможенного кодекса РФ).
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ ГТК РФ от 10.01.1996 N 12 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации" утратил силу с 19 января 2003 года в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 10.10.2002 N 1082 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации".
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ ГТК РФ от 14.11.1994 N 592 "О положении об акцизном таможенном посте Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 21.07.2003 N 798 "О мерах по реализации общих положений о таможенных органах Российской Федерации".
 
  4. Региональное таможенное управление (РТУ) осуществляет руководство акцизными таможенными постами, таможенными лабораториями, учебными заведениями и другими организациями, расположенными на территории подведомственного региона, за исключением организаций, непосредственно подчиненных ГТК России (см. п. 1.3 Общего положения о региональном таможенном управлении Российской Федерации; п. 1.1 Положения об акцизном таможенном посте Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 14 ноября 1994 г. N 592).
  К таможенным органам, непосредственно подчиненным ГТК России, относится Центральная энергетическая таможня, в ведении которой находится осуществление таможенного оформления и таможенного контроля сырой нефти и иных энергоносителей (см. Положение о Центральной энергетической таможне Российской Федерации, утвержденное Приказом ГТК России от 8 августа 2000 г. N 674).
  РТУ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности председателем ГТК России. Начальник РТУ по должности является председателем коллегии РТУ - совещательного коллегиального органа.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ ГТК РФ от 10.01.1996 N 12 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации" утратил силу с 19 января 2003 года в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 10.10.2002 N 1082 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации".
 
  5. Таможня РФ (далее - таможня) является таможенным органом, находящимся в непосредственном подчинении РТУ. Решением ГТК России отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК России. Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни определяется ГТК России (см. п. 1.1, 1.2 Общего положения о таможне Российской Федерации).
  В непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты РФ.
  Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности председателем ГТК России. Начальник таможни, непосредственно подчиненный РТУ, назначается на должность и освобождается от должности по согласованию с начальником РТУ.
  В таможне не создаются коллегиальные совещательные органы: начальник таможни руководит ее деятельностью на основе единоначалия.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ ГТК РФ от 10.01.1996 N 12 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации" утратил силу с 19 января 2003 года в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 10.10.2002 N 1082 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации".
 
  6. Таможенный пост РФ осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни либо РТУ в случае его непосредственного подчинения РТУ. Таможенный пост применяет административные меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, в том числе меры принудительного воздействия к нарушителям: таможенный пост вправе останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные, воздушные суда, покинувшие таможенную территорию РФ без разрешения таможенных органов (см. п. 4.8 Общего положения о таможенном посте Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 10 января 1996 г. N 12). Таможенный пост, иные таможенные органы вправе применять меры административного принуждения в случаях, предусмотренных таможенным законодательством. Нормативные акты ГТК России применяются в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, и не являются элементом указанного законодательства. Структура законодательства РФ о таможенном деле и статус нормативных правовых актов ГТК России определены соответственно п. 2 ст. 3 и ст. 5 Таможенного кодекса РФ.
  При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений должностные лица таможенных органов вправе применять меры физического принуждения, специальные средства и оружие (см. ст. 414 - 417 Таможенного кодекса РФ).
  Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июля 2002 г. N 566 к территориальным органам ГТК России межрегионального уровня относятся РТУ, таможни и таможенные посты.
  7. Об особенностях административно-юрисдикционной деятельности должностных лиц налоговых органов, указанных в п. 1 - 4 ч. 2 рассматриваемой статьи, см. п. 5 комментария к ст. 16.2.
  8. О должностных лицах таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (в том числе и применительно к правонарушениям, указанным в ч. 1 рассматриваемой статьи), а также в части правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП (ср. с перечнем дел об административных правонарушениях, подведомственных таможенным органам в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи), см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 12 ч. 2 указанной статьи КоАП).
 
  Статья 23.9. Органы экспортного контроля
 
  1. Органы, уполномоченные в области экспортного контроля, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.20 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области экспортного контроля, его заместители;
  2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области экспортного контроля, их заместители;
  3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области экспортного контроля.
 
  Комментарий к статье 23.9
 
  В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" функции упраздненной Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю были переданы Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ. Согласно подп. 1 п. 3 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 990, Минэкономразвития России является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
  Отдельными полномочиями при осуществлении экспортного контроля наделен также ГТК России (см. п. 5 Положения о ГТК России, утвержденного Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014, в ред. Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1235). Однако по смыслу ч. 2 комментируемой статьи рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.20 КоАП, вправе только должностные лица Минэкономразвития России.
 
  Статья 23.10. Пограничные органы и пограничные войска
 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
 
  1. Пограничные органы и пограничные войска рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.11, 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 18.1 - 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.
 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители;
 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
  2) руководитель уполномоченного в области охраны морских биологических ресурсов структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители;
 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
  3) начальники территориальных пограничных органов, их заместители;
 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
  4) начальники пограничных отрядов, командиры соединений и частей пограничного контроля, командиры морских соединений и частей;
  5) начальники областных отделов пограничной стражи;
  6) старшие государственные инспектора органов морской охраны;
  7) коменданты пограничных комендатур, командиры подразделений пограничного контроля;
  8) начальники районных отделов пограничной стражи;
  9) государственные инспектора органов морской охраны;
  10) командиры пограничных кораблей, судов (катеров);
  11) начальники пограничных застав;
  12) участковые инспектора органов морской охраны.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.17 - 8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, рассматривают должностные лица, указанные в пунктах 1 - 7 части 2 настоящей статьи.
 
  Комментарий к статье 23.10
 
  1. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности в Российской Федерации" ФПС России упразднена, а ее функции переданы ФСБ. В состав ФСБ переданы также пограничные войска, органы пограничной службы и организации упраздненной ФПС России.
  Реорганизация государственного управления в сфере безопасности, установленная Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308, в соответствии с ч. 2 ст. 22.3 КоАП влечет за собой передачу ФСБ полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.
  2. Подведомственность дел об административных правонарушениях, указанных в данной статье, пограничным органам и пограничным войскам ФСБ обусловлена полномочиями указанных органов и войск в сфере административной юрисдикции, исчерпывающий перечень которых определен ст. 30 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ). Согласно указанному Закону пограничные органы и пограничные войска ФСБ охраняют Государственную границу РФ на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они вправе:
  - осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривать эти дела и исполнять постановления по ним;
  - осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу; доставлять таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов и пограничных войск ФСБ или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения;
  - осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, на срок до трех часов для составления протокола, в необходимых случаях - для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения, подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы, осуществлять иные полномочия, определенные ст. 30 Федерального закона "О Государственной границе Российской Федерации".
  3. Дела об административных правонарушениях на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации рассматриваются также другими органами административной юрисдикции (см. комментарии к ст. 23.22, 23.23).
  4. Согласно п. 3 Приказа ФПС России от 22 июля 2002 г. N 438 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в войсках и органах пограничной службы Российской Федерации" составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП, вправе должностные лица, указанные в п. 1 - 12 ч. 2 комментируемой статьи (ср. с перечнем дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению пограничных органов и пограничных войск согласно ч. 1 данной статьи).
 
  Статья 23.11. Военные комиссары
 
  Военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.25, 21.1 - 21.7 настоящего Кодекса.
 
  Комментарий к статье 23.11
 
  1. Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1372 (в ред. Указа Президента РФ от 17 июня 2000 г. N 1110), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов (флота), на территории которых они находятся.
  В соответствии с п. 5 Положения о военных комиссариатах Министерство обороны РФ вправе создавать объединенные военные комиссариаты для нескольких муниципальных образований, имеющих общую территорию.
  2. Военный комиссар организует служебную деятельность военного комиссариата и руководит его работой. Военный комиссар субъекта РФ подчиняется заместителю начальника штаба по организационно-мобилизационной работе военного округа (флота) и является прямым начальником личного состава военных комиссариатов, находящихся на территории субъекта РФ. Он определяет должностные и специальные обязанности подчиненных военных комиссаров.
  Военный комиссар района, города (без районного деления), административного округа и равного ему административного образования подчиняется военному комиссару субъекта РФ и является прямым начальником личного состава военного комиссариата района, города (без районного деления), административного округа и равного ему административного образования.
  Согласно п. 16 Положения о военных комиссариатах военный комиссар рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а при необходимости передает материалы на этих лиц в правоохранительные органы.
 
  Статья 23.12. Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда
 
  1. Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 - 5.34, 5.44 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
  главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
  главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
  руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда;
  2) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда.
 
  Комментарий к статье 23.12
 
  1. Статус федеральной инспекции труда определен Положением об указанной инспекции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78. Согласно Положению федеральная инспекция труда - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
  Согласно Положению о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, утвержденному Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. N 65 (зарегистрирован в Минюсте России 28 марта 2000 г. N 2171), государственная инспекция труда в субъекте РФ является территориальным органом Минтруда России и входит в состав федеральной инспекции труда.
  2. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспектора труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.
  Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель министра труда и социального развития РФ - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
  Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России является заместителем главного государственного инспектора труда РФ. Один из заместителей руководителя указанного Департамента является главным государственным правовым инспектором труда РФ, а другой - главным государственным инспектором РФ по охране труда. Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.
  Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).
  Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.
  3. Согласно п. 9 Положения о федеральной инспекции труда государственные инспектора труда, в частности, вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде и охране труда, а также по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы и ходатайствовать о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.
  4. О перечне должностных лиц федеральной инспекции труда Министерства труда и социального развития РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 16 ч. 2 указанной статьи КоАП).
 
  Статья 23.13. Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
 
  1. Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7, частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), частью 2 статьи 7.8, статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления), частью 2 статьи 14.4 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;
  2) главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители;
  3) главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители;
  4) главные государственные санитарные врачи городов, районов;

<< Пред.           стр. 52 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу