<< Пред.           стр. 53 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  5) главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.
 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
 
  Комментарий к статье 23.13
 
  1. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
  2. Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ осуществляют Главный государственный санитарный врач РФ, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Федерации, городов, районов, на транспорте (водном, воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.
  Главные государственные санитарные врачи являются руководителями соответствующих органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
  3. Исчерпывающий перечень полномочий главных государственных санитарных врачей и их заместителей определен ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; в частности, указанные должностные лица уполномочены выносить мотивированные постановления о назначении (наложении) административных наказаний за нарушение санитарного законодательства в виде предупреждений или штрафов, а также направлять в правоохранительные органы материалы о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
  Главные государственные санитарные врачи и их заместители за совершение административных правонарушений, указанных в комментируемой статье, назначают административные наказания только применительно к правонарушениям, совершенным физическими лицами: гражданами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами.
  4. В соответствии с Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является Министерство здравоохранения РФ.
  В состав государственной санитарно-эпидемиологической службы входят:
  - Министерство здравоохранения РФ (Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору);
  - федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в регионах, городах, районах, межрайонные, на водном и воздушном транспорте в субъектах РФ, зональные на водном и воздушном транспорте, в районах (округах) городов;
  - центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, структурные подразделения МПС России, Минобороны России (в том числе органы управления), МВД России, Минюста России, Главного управления специальных программ Президента РФ, Медицинского центра Управления делами Президента РФ, ФСБ, ФСО, Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на объектах железнодорожного транспорта и транспортного строительства, метрополитенов, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения, а также на обслуживаемых территориях;
  - государственные научно-исследовательские и иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, противочумные центры, противочумные станции, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов, государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.
  5. Организацию деятельности санитарно-эпидемиологической службы осуществляют Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ, городов, районов, на водном и воздушном транспорте, а также:
  - главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту РФ;
  - главный государственный санитарный врач Министерства обороны РФ;
  - главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел РФ;
  - главный государственный санитарный врач уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
  - главный государственный санитарный врач по объектам, подведомственным Управлению делами Президента РФ;
  - главный государственный санитарный врач Федеральной службы безопасности РФ;
  - главный государственный санитарный врач Федеральной службы охраны РФ;
  - главный государственный санитарный врач Главного управления специальных программ Президента РФ;
  - главный государственный санитарный врач по объектам и территориям, обслуживаемым Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.
  Главный государственный санитарный врач РФ координирует деятельность главных государственных санитарных врачей, указанных в п. 2 комментария к настоящей статье.
  6. Согласно п. 15 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрав России (Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, входящие в указанную службу, и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах своих полномочий применяют меры административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений, а также передают материалы для привлечения к ответственности в соответствии с законодательством РФ лиц, совершивших такие правонарушения.
  7. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, являются:
  - первый заместитель министра здравоохранения РФ - Главный государственный санитарный врач РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ;
  - руководитель Департамента по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России и его заместители, являющиеся заместителями Главного государственного санитарного врача РФ;
  - главный врач Федерального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России - заместитель главного государственного санитарного врача РФ, а также иные должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, исчерпывающий перечень которых определен п. 18 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ.
  8. Перечень должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Минздрава России от 23 декабря 2002 г. N 400; Перечень должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Минздрава России от 24 января 2003 г. N 1 (см. комментарий к ч. 2 ст. 28.3 применительно к комментарию к п. 19 и 20 ч. 2 данной статьи КоАП).
 
  Статья 23.14. Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор
 
  1. Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, его заместители;
  2) главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители;
  3) главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ветеринарных лабораторий;
  4) главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте;
  5) государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами.
 
  Комментарий к статье 23.14
 
  1. В соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706, государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением:
  предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами РФ, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства правил организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраны территории РФ от завоза из иностранных государств заразных болезней животных;
  ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, при ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, при производстве, применении и реализации препаратов и технических средств ветеринарного назначения, при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, а также за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных;
  требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию РФ, хранения, транспортировки и поставок.
  2. Органами государственного ветеринарного надзора являются следующие органы управления, учреждения и организации государственной ветеринарной службы РФ:
  - Департамент ветеринарии Минсельхоза России с непосредственно ему подчиненными Всероссийским научно-исследовательским институтом контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов, центральными научно-производственной и радиологической лабораториями, зональными управлениями государственного ветеринарного надзора на Государственной границе и транспорте;
  - управления ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов РФ;
  - управления (отделы) ветеринарии в составе администраций районов и городов;
  - станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов РФ, районов и городов;
  - участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки, пункты;
  - пограничные и транспортные ветеринарные контрольные пункты, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства.
  3. Исчерпывающий перечень должностных лиц государственной ветеринарной службы РФ, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, определен п. 3 Положения о государственном ветеринарном надзоре. Согласно п. 12 упомянутого Положения Главный государственный ветеринарный инспектор РФ, главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного ветеринарного надзора на Государственной границе и транспорте, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов РФ, районов и городов и их заместители имеют право:
  - рассматривать дела о нарушениях ветеринарного законодательства РФ и назначать в установленном порядке административные наказания;
  - вносить представления о лишении лицензий предприятий, учреждений, организаций и граждан на право производства, заготовки, перевозки, хранения и реализации продуктов животноводства, сырья животного происхождения, кормов, препаратов и технических средств ветеринарного назначения и специалистов в области ветеринарии на право занятия предпринимательской деятельностью;
  - передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
  Порядок осуществления ветеринарно-санитарного надзора в системе ОВД и во внутренних войсках МВД России в мирное и военное время определен Положением о ветеринарно-санитарном надзоре в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 23 апреля 1999 г. N 309 (зарегистрирован в Минюсте России 31 мая 1999 г. N 1792).
 
  Статья 23.15. Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль
 
  1. Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.1 (в части нарушения правил борьбы с карантинными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками), статьями 10.2, 10.3 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор карантина растений Российской Федерации, его заместители;
  2) начальники государственных инспекций карантина растений по субъектам Российской Федерации, начальники пограничных государственных инспекций, государственных инспекций карантина растений, являющиеся одновременно по должности главными государственными инспекторами карантина растений по субъектам Российской Федерации, их заместители;
  3) начальники пограничных, межрайонных, районных инспекций и пунктов карантина растений, являющиеся одновременно по должности государственными инспекторами карантина растений, государственные инспектора карантина растений.
 
  Комментарий к статье 23.15
 
  1. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" обеспечение соблюдения карантина растений и осуществление государственного фитосанитарного контроля на территории Российской Федерации возложено на специально уполномоченный государственный орган РФ по обеспечению карантина растений.
  Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. N 268 "О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1143) ответственность за организацию Государственной службы по карантину растений в Российской Федерации от проникновении из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей и болезней растений и карантинных сорняков возложена на Министерство сельского хозяйства РФ.
  Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области обеспечения соблюдения карантина растений. В соответствии с подп. 34 п. 7 Положения Минсельхоз России обеспечивает соблюдение карантина растений, осуществляет государственный карантинный фитосанитарный контроль на территории РФ и фитосанитарную сертификацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
  2. В соответствии со ст. 15, 16 Федерального закона "О карантине растений" Государственная служба карантина растений РФ является единой федеральной централизованной системой государственных органов и организаций, обеспечивающих карантин растений.
  Государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляют должностные лица специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации по обеспечению карантина растений.
  Должностные лица, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, в пределах своей компетенции имеют право:
  - беспрепятственно посещать подкарантинные объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и гражданам, подкарантинные объекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, которым принадлежат такие объекты, а также территории, на которых указанные объекты находятся, в том числе территории воинских частей, объекты федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, таможенного дела, охраны Государственной границы РФ;
  - получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан документированную информацию, касающуюся карантина растений;
  - проводить карантинное фитосанитарное обследование подкарантинных объектов и досмотр подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), в том числе в местах ее заготовки и отправки;
  - проводить отбор образцов и (или) проб с подкарантинных объектов;
  - запрещать или приостанавливать производство, заготовку, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с ее территории, перевозки, хранение, переработку, использование и реализацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);
  - давать организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам обязательные для исполнения в установленные сроки предписания об устранении нарушений правил и норм обеспечения карантина растений;
  - принимать решения об обеззараживании, очистке, о дегазации, возврате подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);
  - изымать, уничтожать подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз);
  - осуществлять иные установленные законодательством РФ в области обеспечения карантина растений полномочия.
 
  Статья 23.16. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений
 
  1. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3 (в части нарушения правил безопасного обращения с пестицидами), статьей 10.1 (в части нарушения правил борьбы с особо опасными, опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками) настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации по защите растений, его заместители;
  2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по защите растений, их заместители;
  3) государственные инспектора по защите растений городских, межрайонных и районных станций защиты растений.
 
  Комментарий к статье 23.16
 
  1. Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, а также специально уполномоченным государственным органом в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
  В соответствии с указанным Положением Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов.
  В соответствии с подп. 45, 56 - 57 п. 7 Положения к ведению Минсельхоза России отнесены организация охраны территории РФ от проникновения возбудителей болезней растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов.
  Минсельхоз России осуществляет государственный контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием и контроль за техникой безопасности применения, транспортировки и хранения средств защиты растений, а также контроль за качеством семян и посадочного материала. К ведению Минсельхоза России отнесены осуществление государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, биотехнических средств и кормов, аттестации юридических лиц на право осуществления регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, определение порядка и организации проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, порядка сертификации пестицидов и агрохимикатов, требований к форме и порядку утверждения рекомендаций по транспортировке, применению и хранению пестицидов и агрохимикатов, определение совместно с ГТК России порядка ввоза и вывоза пестицидов и агрохимикатов, ведение государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ.
  При истолковании цитированного выше текста Положения следует иметь в виду, что в соответствии с решением Верховного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. N ГКПИ 2002-315 подп. 57 п. 7 Положения о Минсельхозе России в части слов "биотехнических средств и кормов" признан недействительным и не порождающим правовых последствий.
  В соответствии с подп. 61 п. 7 Положения Минсельхоз России рассматривает дела об административных правонарушениях в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, защиты растений.
  2. Согласно п. 2 Положения о Государственной службе защиты растений Минсельхоза России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2000 г. N 756, Государственная служба защиты растений состоит из структурного подразделения центрального аппарата Минсельхоза России, осуществляющего функции по обеспечению государственного контроля и надзора за выполнением нормативных правовых актов и проведением мероприятий по защите растений и безопасным обращением со средствами защиты растений, федеральных государственных учреждений: Российской станции защиты растений, Российской лаборатории диагностики и прогнозов появления и развития вредителей, болезней сельскохозяйственных растений и сорняков, Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений Минсельхоза России, центров биологической защиты растений, федеральных государственных территориальных станций (центров) защиты растений в субъектах Федерации, их лабораторий и пунктов (контрольно-токсикологических, биологических методов борьбы с вредными организмами, диагностики и прогнозов появления и развития вредных организмов), а также федеральных государственных унитарных предприятий - резервных баз средств защиты растений.
  В соответствии с п. 7 Положения руководитель структурного подразделения центрального аппарата Минсельхоза России, осуществляющего функции по обеспечению государственного контроля и надзора за выполнением нормативных правовых актов и проведением мероприятий по защите растений и безопасным обращением со средствами защиты растений, является по должности главным государственным инспектором по защите растений РФ, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора по защите растений РФ.
  Руководитель федеральной государственной станции (центра) защиты растений субъекта Федерации является по должности главным государственным инспектором по защите растений соответствующего субъекта Федерации, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора по защите растений соответствующего субъекта Федерации.
  Руководитель городской, районной (межрайонной) государственной станции (центра) защиты растений является по должности государственным инспектором по защите растений соответствующего города, района (районов).
  Специалисты Государственной службы защиты растений выполняют функции государственных инспекторов и инспекторов по защите растений в порядке, утвержденном Минсельхозом России по согласованию с Минтрудом России.
 
  Статья 23.17. Органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве
 
  1. Органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3, частью 2 статьи 8.6 (в части административных правонарушений о порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами) настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, его заместители;
  2) руководитель специализированного структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, его заместители;
  3) руководители органов, осуществляющих государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, в субъектах Российской Федерации, городах, районах, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.17
 
  См. п. 1 комментария к ст. 23.16. Согласно подп. 7 п. 6 Положения о Минсельхозе России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, к ведению Минсельхоза России отнесено проведение государственной политики и осуществление государственного управления в области реабилитации радиоактивно загрязненных сельскохозяйственных угодий и химизации земель. В соответствии с подп. 8 п. 6 указанного Положения Минсельхоз России осуществляет совместно с Минздравом России единую государственную политику в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
 
  Статья 23.18. Органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки
 
  1. Государственный орган, уполномоченный в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, его территориальные подразделения рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.18 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный хлебный инспектор Российской Федерации, его заместители;
  2) главные государственные хлебные инспектора на соответствующих территориях, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.18
 
  1. Специально уполномоченным государственным органом в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки является Росгосхлебинспекция. Согласно Положению о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 марта 2001 г. N 191, Росгосхлебинспекция является государственным органом при Правительстве РФ, специально уполномоченным в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием семян хлебных злаков, зернобобовых и масличных культур, муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, побочных продуктов переработки зерна.
  Росгосхлебинспекция, федеральная лаборатория Росгосхлебинспекции, региональные управления Росгосхлебинспекции (далее - территориальные подразделения), их лаборатории и хлебоинспекционные пункты образуют систему государственной хлебной инспекции РФ по контролю за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.
  В соответствии с п. 9 рассматриваемого Положения должностные лица Росгосхлебинспекции и территориальных подразделений в пределах своих полномочий имеют право беспрепятственно посещать граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, переработке, хранению, транспортированию и реализации зерна и продуктов его переработки, производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, муки, крупы и других пищевых продуктов из зерна, и выдавать им обязательные к исполнению предписания об устранении нарушений в области обеспечения качества, рационального использования и сохранности зерна и продуктов его переработки.
  2. В соответствии с п. 12 - 13 Положения о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации Росгосхлебинспекцию возглавляет руководитель - главный государственный хлебный инспектор Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
  Руководитель Росгосхлебинспекции является по должности главным государственным хлебным инспектором Российской Федерации.
  3. Должностные лица и работники Росгосхлебинспекции, федеральной лаборатории и территориальных подразделений Росгосхлебинспекции при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. Законные требования этих работников обязательны для выполнения должностными лицами организаций, осуществляющих закупку, поставку, переработку, хранение и реализацию зерна и продуктов его переработки.
  Невыполнение их законных требований или совершение действий, препятствующих исполнению ими своих служебных обязанностей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
  4. Должностные лица Росгосхлебинспекции, указанные в п. 1, 2 ч. 2 комментируемой статьи, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.18 КоАП (см. также комментарий к данной статье).
  Указанные административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц Росгосхлебинспекции предусмотрены также п. 2 ст. 13 Федерального закона от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки".
  О должностных лицах Росгосхлебинспекции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 25 ч. 2 указанной статьи КоАП).
 
  Статья 23.19. Государственные семенные инспекции
 
  1. Государственные семенные инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.12 - 10.14 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области семеноводства сельскохозяйственных растений, его заместители;
  2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области семеноводства сельскохозяйственных растений, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.19
 
  1. Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
  В соответствии с подп. 43 п. 7 упомянутого Положения к ведению Минсельхоза России отнесены организация семеноводства, испытания и охраны селекционных достижений, сортового и семенного контроля, а также производство посадочного материала.
  2. Согласно Положению о Государственной семенной инспекции Российской Федерации, утвержденному Приказом Минсельхозпрода России от 28 июля 1999 г. N 576, Государственная семенная инспекция РФ при Министерстве сельского хозяйства РФ (Госсеминспекция России) является государственным учреждением, осуществляющим сортовой и семенной контроль посевов и семян сельскохозяйственных растений.
  Госсеминспекции России предоставлено право осуществления инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также за сертифицированными семенами у физических и юридических лиц в процессе хранения, транспортирования и реализации на всей территории Российской Федерации; проведения проверки работы государственных семенных инспекций и аккредитованных физических и юридических лиц с целью определения пригодности условий для проведения оценки посевных качеств семян, наличия нормативно-технической документации, ее правильного применения, достоверности проведения аналитической работы; обобщения материалов и внесения предложений по повышению эффективности их деятельности. Исчерпывающий перечень прав Госсеминспекции России определен п. 7 указанного Положения.
  В соответствии с п. 13 Положения начальник Госсеминспекции России по должности одновременно является главным государственным инспектором РФ в области семеноводства сельскохозяйственных растений, его заместители - заместителями главного государственного инспектора РФ в области семеноводства сельскохозяйственных растений, начальники отделов и специалисты Госсеминспекции России - государственными инспекторами РФ в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
  Государственные инспектора всех уровней в пределах своей компетенции пользуются правами, установленными Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1998 г. N 1200 "Об утверждении Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений и Положения о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации".
  3. В соответствии с Федеральным законом "О семеноводстве" государственный сортовой и семенной контроль осуществляют государственные инспектора в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
  Согласно Положению о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1998 г. N 1200, руководитель Государственной семенной инспекции РФ при Министерстве сельского хозяйства РФ по должности одновременно является главным государственным инспектором РФ, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора РФ; руководитель государственной семенной инспекции субъекта РФ - главным государственным инспектором субъекта РФ, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора субъекта РФ.
  В соответствии с п. 3 вышеназванного Положения главному государственному инспектору РФ, главным государственным инспекторам субъектов РФ предоставляется право направлять при необходимости материалы о нарушениях законодательства РФ в области семеноводства в соответствующие органы исполнительной власти, органы прокуратуры или суды.
 
  Статья 23.20. Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель
 
  1. Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.9, 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области мелиорации земель, его заместители;
  2) руководитель специализированного структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области мелиорации земель, его заместители;
  3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области мелиорации земель, их заместители;
  4) руководители уполномоченных в области мелиорации земель органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.20
 
  1. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" государственное управление в области мелиорации земель осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель.
  Специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель состоят из специально уполномоченного федерального органа в области мелиорации земель и его территориальных органов, а также соответствующих органов субъектов РФ.
  Специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель образуют единую систему органов исполнительной власти, которые обеспечивают осуществление комплекса мелиоративных мероприятий и контроль за состоянием и использованием мелиорированных земель. Основные направления деятельности специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель определены ст. 18 Федерального закона "О мелиорации земель".
  2. Специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель являются Минсельхоз России и его территориальные органы. В соответствии с подп. 37 - 40 п. 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, к ведению Минсельхоза России отнесены следующие полномочия:
  - осуществление государственного контроля за проведением мелиоративных мероприятий, состоянием мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с правом доступа к ним и осмотра, составления протоколов, рассмотрения дел об административных правонарушениях в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и наложения административных взысканий;
  - осуществление государственного управления в области мелиорации земель, государственного контроля за состоянием и использованием систем сельскохозяйственного водоснабжения и совместно с Росземкадастром - за состоянием и использованием мелиорированных земель;
  - организация эксплуатации государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, относящихся к федеральной собственности, а также учет и проведение мониторинга мелиорированных земель и паспортизация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
  - обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при осуществлении мелиоративных мероприятий.
  3. В соответствии с Положением о Минтрансе России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038, государственное регулирование деятельности судоходных гидротехнических сооружений отнесено к ведению Минтранса России и представляет собой один из элементов руководства Минтранса России в области внутреннего водного транспорта (см. подп. 129, 132 п. 8 указанного Положения). Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, определенных ч. 1 комментируемой статьи, в части несоблюдения правил эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений должно осуществляться должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.39.
  См. также п. 7 комментария к ст. 10.10.
 
  Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель
 
  1. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьей 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), статьей 8.5 (в части информации о состоянии земель), статьями 8.6 - 8.8 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители;
  2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители;
  3) главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.21
 
  1. В соответствии с п. 2 - 6 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833, государственный земельный контроль осуществляют Росземкадастр и его территориальные органы совместно с МПР России, Минсельхозом России и Госстроем России (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.
  Должностные лица и специалисты Росземкадастра, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются:
  руководитель Росземкадастра - главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;
  заместители руководителя Росземкадастра, ведающие вопросами государственного земельного контроля, начальник структурного подразделения Росземкадастра, ведающего вопросами организации и проведения государственного земельного контроля, и его заместители - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;
  специалисты структурного подразделения Росземкадастра, ведающего вопросами организации и проведения государственного земельного контроля, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель.
  Должностные лица и специалисты территориальных органов Росземкадастра в субъектах Федерации, осуществляющие государственный земельный контроль, по должности одновременно являются:
  руководители указанных органов - главными государственными инспекторами субъектов Федерации по использованию и охране земель;
  заместители руководителей указанных органов, начальники структурных подразделений, ведающих вопросами государственного земельного контроля, и их заместители - заместителями главных государственных инспекторов субъектов Федерации по использованию и охране земель;
  специалисты указанных органов, ведающие вопросами государственного земельного контроля, - государственными инспекторами субъектов Федерации по использованию и охране земель.
  Должностные лица и специалисты территориальных органов Росземкадастра в городах и районах, осуществляющие государственный земельный контроль, по должности одновременно являются:
  руководители указанных органов - главными государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель;
  заместители руководителей указанных органов, начальники структурных подразделений, ведающих вопросами государственного земельного контроля, и их заместители (в случае отсутствия этих должностей - специалисты указанных органов, на которых возложены функции по государственному земельному контролю) - заместителями главных государственных инспекторов городов и районов по использованию и охране земель;
  специалисты указанных органов, ведающие вопросами государственного земельного контроля, - государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель.
  В случае отсутствия территориальных органов Росземкадастра в городах и районах главными государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель и их заместителями являются начальники структурных подразделений территориальных органов Росземкадастра в субъектах Федерации, ведающих вопросами государственного земельного контроля в соответствующих городах и районах, а государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель - специалисты соответствующих территориальных органов, ведающие вопросами государственного земельного контроля.
  Согласно подп. "г" п. 14 Положения о государственном земельном контроле государственные инспектора по использованию и охране земель составляют в порядке, установленном КоАП, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направляют их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности.
  Функции государственного земельного контроля, осуществляемого Росземкадастром, его территориальными органами совместно с МПР России, его территориальными органами совместно с Минсельхозом России и Госстроем России определены п. 9 указанного Положения.
  2. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537, а также п. 1 Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. N 22, установлено, что Федеральная служба земельного кадастра России является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.
  В соответствии с п. 4, 5 Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846, государственный мониторинг земель в РФ включает в себя:
  - сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;
  - непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
  - анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
  Мониторинг осуществляется Росземкадастром во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
  Согласно Приказу Росземкадастра от 17 августа 2000 г. N 10 о территориальных органах и подведомственных организациях Росземкадастра территориальные органы упраздняемого Государственного комитета РФ по земельной политике считаются территориальными органами Росземкадастра в субъектах Федерации.
 
  Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный геологический контроль
 
  1. Органы, осуществляющие государственный геологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на подземных водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков на подземных водных объектах, а также знаков, определяющих границы водоохранных зон подземных водных объектов), статьей 7.3, статьей 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования недрами), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии недр), статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (о нарушениях водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов), частью 1 статьи 8.17, статьями 8.18, 8.19, статьей 8.20 (в части незаконной передачи минеральных ресурсов) настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, его заместители;
  2) старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю;
  3) государственные инспектора Российской Федерации по геологическому контролю;
  4) главные государственные инспектора по геологическому контролю на соответствующей территории, их заместители;
  5) старшие государственные инспектора по геологическому контролю на соответствующей территории;
  6) государственные инспектора по геологическому контролю на соответствующей территории.
 
  Комментарий к статье 23.22
 
  1. Согласно ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" в компетенцию органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входит государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
  В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, МПР России является федеральным органом управления государственным фондом недр, а также организует и обеспечивает государственное геологическое изучение недр территории РФ и ее континентального шельфа.
  Согласно подп. 9 п. 7 Положения МПР России рассматривает дела об административных правонарушениях, а также предъявляет в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного недрам. Исчерпывающий перечень полномочий МПР России по управлению государственным фондом недр определен подп. 20 - 31 п. 6 указанного Положения.
  2. В соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132, государственный геологический контроль осуществляют МПР России и органы государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
  МПР России осуществляет государственный геологический контроль непосредственно либо через подразделение своего центрального аппарата, ведающее вопросами государственного геологического контроля, и отделы государственного геологического контроля территориальных органов государственного управления государственным фондом недр РФ.
  МПР России осуществляет государственный геологический контроль во взаимодействии с Госгортехнадзором России по вопросам:
  - достоверности и обоснованности представляемых недропользователями материалов для списания с учета предприятий запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи и не подтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах или разработке месторождений;
  - предотвращения самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых.
  3. В соответствии с п. 8, 11 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр:
  - министр природных ресурсов РФ одновременно по должности является главным государственным инспектором РФ по геологическому контролю;
  - заместитель министра и руководитель подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами государственного геологического контроля, одновременно по должности являются заместителями главного государственного инспектора РФ по геологическому контролю;
  - заместитель руководителя подразделения центрального аппарата МПР России, ведающий вопросами государственного геологического контроля, одновременно по должности является старшим государственным инспектором РФ по геологическому контролю;
  - начальник отдела и главные специалисты подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами государственного геологического контроля, одновременно по должности являются государственными инспекторами РФ по геологическому контролю;
  - руководители территориальных органов МПР России одновременно по должности являются главными государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории, а начальники отделов государственного геологического контроля этих органов - соответственно заместителями главных государственных инспекторов по геологическому контролю на соответствующей территории;
  - заместители начальников отделов государственного геологического контроля территориальных органов МПР России одновременно по должности являются старшими государственными инспекторами по геологическому контролю, а главные и ведущие специалисты этих отделов одновременно по должности являются государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории.
  Главный государственный инспектор РФ по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор РФ по геологическому контролю, их заместители и старшие государственные инспектора по геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право:
  - ставить перед руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, а также передавать в необходимых случаях материалы в соответствующие органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к административной или уголовной ответственности;
  - рассматривать в случаях и в порядке, предусмотренных КоАП, дела об административных правонарушениях в области недропользования.
 
  Статья 23.23. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов
 
  1. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации), статьями 7.6 - 7.8, статьей 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования водным объектом), статьей 7.20, статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов), статьями 8.12 - 8.16, статьей 8.19 (в части захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации), статьей 9.2 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов, его заместители:
  2) старший государственный инспектор Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов;
  3) государственные инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов;
  4) главные государственные бассейновые (территориальные) инспектора по контролю за использованием и охраной водных объектов, их заместители;
  5) государственные бассейновые (территориальные) инспектора по контролю за использованием и охраной водных объектов;
  6) руководитель Администрации Северного морского пути, его заместители, главные государственные инспектора Администрации Северного морского пути, государственные инспектора Администрации Северного морского пути - об административных правонарушениях, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах.
 
  Комментарий к статье 23.23
 
  1. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, МПР России является специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а также федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.
  Согласно подп. 9 п. 7 Положения МПР России рассматривает дела об административных правонарушениях и назначает административные наказания, а также вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного водным объектам. Исчерпывающий перечень полномочий МПР России по управлению использованием и охраной водного фонда определен подп. 32 - 43 п. 6 указанного Положения.
  2. Согласно Положению об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716, государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, МПР России, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции.
  МПР России осуществляет государственный контроль за использованием и охраной водных объектов непосредственно либо через свои структурные подразделения: подразделение центрального аппарата Министерства, ведающее вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов; отделы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов территориальных органов (бассейновых органов, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, и органов управления, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующего субъекта РФ).
  3. Министр природных ресурсов РФ одновременно по должности является главным государственным инспектором РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов.
  Заместитель министра и руководитель подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, одновременно по должности являются заместителями главного государственного инспектора РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов.
  Заместитель руководителя подразделения центрального аппарата МПР России, ведающий вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, одновременно по должности является старшим государственным инспектором РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов.
  Начальник отдела и главные специалисты подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, одновременно по должности являются государственными инспекторами РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов.
  Руководители территориальных органов государственного управления, ведающие вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России, одновременно по должности являются главными государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов, а руководители отделов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов этих органов - соответственно заместителями главных государственных бассейновых (территориальных) инспекторов по контролю за использованием и охраной водных объектов.
  Заместители руководителей отделов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов территориальных органов государственного управления, ведающие вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России, главные и ведущие специалисты этих отделов одновременно по должности являются государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов.
  4. По смыслу п. 11 Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора по контролю за использованием и охраной водных объектов при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов имеют право рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях применительно к проступкам лиц, виновных в нарушении водного законодательства РФ.
  5. Применительно к п. 6 ч. 2 комментируемой статьи имеются в виду должностные лица Минтранса России. Согласно п. 13 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038, Администрация Северного морского пути является структурным подразделением центрального аппарата Минтранса России (полномочия Минтранса России по обеспечению транспортного процесса на Северном морском пути установлены подп. 106 - 108, 113 п. 8 указанного Положения).
 
  Статья 23.24. Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда
 
  1. Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 (в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд), частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьей 7.8 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), статьей 7.9, статьей 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), статьей 7.11 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания), статьями 8.7, 8.8, статьями 8.12, 8.13 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), статьями 8.24 - 8.32, статьями 8.33 - 8.37 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд) настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, его заместители;
  2) главные государственные инспектора в субъектах Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, их заместители;
  3) старшие государственные инспектора Российской Федерации по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
  4) старшие государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, их заместители;
  5) государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
  3. Размер административного штрафа, налагаемого должностными лицами, указанными в пункте 5 части 2 настоящей статьи, не может превышать три минимальных размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 23.24
 
  1. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, указанное Министерство является федеральным органом управления лесным хозяйством, а также специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
  Согласно подп. 9 п. 7 Положения МПР России имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного лесному фонду, а также о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах. Исчерпывающий перечень полномочий МПР России в области управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведения лесного хозяйства определен подп. 44 - 56 п. 6 указанного Положения.
  2. С учетом изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти, установленных Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867, а также согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 544 полномочиями по осуществлению государственного контроля наделяются руководители и специалисты МПР России и его территориальных органов, являющиеся в соответствии с Порядком осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства РФ, по должности одновременно государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
  Должностные лица МПР России по должности одновременно являются:
  министр природных ресурсов Российской Федерации - главным государственным инспектором РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
  заместители министра, ведающие вопросами состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, руководитель структурного подразделения центрального аппарата МПР России, ведающий вопросами организации государственного контроля, - заместителями главного государственного инспектора РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
  руководители структурных подразделений центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, заместители руководителя структурного подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами организации государственного контроля, - старшими государственными инспекторами РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
  специалисты указанных структурных подразделений - государственными инспекторами РФ по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
  Государственные инспектора по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов в пределах своей компетенции имеют право:
  - давать юридическим и физическим лицам обязательные к исполнению указания (предписания) по устранению нарушений лесного законодательства РФ и их последствий;
  - принимать меры по ограничению, приостановлению или запрещению хозяйственной и иной деятельности организаций и граждан, а также по прекращению прав пользования участками лесного фонда в порядке, установленном лесным законодательством РФ;

<< Пред.           стр. 53 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу