<< Пред.           стр. 56 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Председатель Госстандарта России является главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений.
  4. О должностных лицах Госстандарта России и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 66 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.53. Органы государственного статистического учета
 
  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного статистического учета, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета, его заместители;
  2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета, в субъектах Российской Федерации, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.53
 
  1. Согласно Положению о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. N 85, Госкомстат России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики.
  Госкомстат России обеспечивает официальной статистической информацией, являющейся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, граждан и организации.
  Госкомстат России осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата организации. Комитет, его территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата организации составляют федеральную систему государственной статистики.
  В соответствии с п. 6 указанного Положения официальная статистическая методология, утверждаемая Госкомстатом России, является обязательной для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при проведении государственных статистических наблюдений.
  Согласно подп. 2 п. 10 рассматриваемого Положения Госкомстат России вправе запрашивать в установленном порядке информацию по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности у всех юридических лиц, их филиалов и представительств и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Указанная информация представляется на безвозмездной основе.
  2. Руководитель Госкомстата России, его заместители, а также руководители территориальных органов Госкомстата России в субъектах Федерации, их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП (нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации) (см. также комментарий к указанной статье).
  3. О должностных лицах территориальных органов Госкомстата России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 67 ч. 2 указанной статьи КоАП).
 
  Статья 23.54. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней
 
  1. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.14 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального учреждения, осуществляющего федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, его заместители;
  2) руководители государственных инспекций пробирного надзора и руководители других структурных подразделений федерального учреждения, осуществляющего федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, их заместители на территориях соответствующих районов деятельности.
 
  Комментарий к статье 23.54
 
  1. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 643), Минфин России организует и проводит в соответствии с законодательством РФ пробирный надзор в РФ; осуществляет контроль за извлечением, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях.
  Согласно Положению о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29 мая 1998 г. N 91 (в ред. Приказа Минфина России от 13 мая 1999 г. N 108), Российская государственная пробирная палата является федеральным учреждением при Минфине России.
  Российская государственная пробирная палата осуществляет федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации.
  Российская государственная пробирная палата имеет государственные инспекции пробирного надзора и другие структурные подразделения, осуществляющие функции федерального пробирного надзора и государственного контроля на территории соответствующих районов деятельности.
  2. В целях реализации возложенных задач и функций Российская государственная пробирная палата имеет право:
  - привлекать в соответствии с действующим законодательством РФ к административной ответственности должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований федерального пробирного надзора, порядка получения, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора и переработки их лома и отходов;
  - передавать органам дознания и судебно-следственным органам материалы ревизий и проверок, в ходе которых были установлены грубые нарушения порядка получения, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них;
  - направлять работников Российской государственной пробирной палаты для проведения ревизий, проверок и обследований, которые при предъявлении служебного удостоверения и предписания беспрепятственно посещают без переодевания и досмотра организации и индивидуальных предпринимателей для выполнения возложенных на них обязанностей с учетом режима работы указанных юридических и физических лиц.
  3. Руководитель Российской государственной пробирной палаты, его заместители, руководители соответствующих подразделений Российской государственной пробирной палаты, а также руководители государственных инспекций пробирного надзора, их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.14 КоАП (нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий) (см. также комментарий к указанной статье).
  4. О должностных лицах органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 68 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.55. Органы государственной жилищной инспекции
 
  1. Органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации, его заместители;
  2) государственные жилищные инспектора Российской Федерации;
  3) руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.55
 
  1. Государственная жилищная инспекция создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1303).
  Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства РФ государственная жилищная инспекция в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Федерации.
  2. В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086, государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством РФ, с учетом закрепленного в Конституции РФ права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
  Руководитель Главной государственной жилищной инспекции - главный государственный жилищный инспектор РФ - назначается Правительством РФ по представлению председателя Госстроя России.
  Заместители главного государственного жилищного инспектора РФ назначаются председателем Госстроя России по представлению главного государственного жилищного инспектора РФ.
  Руководители государственных жилищных инспекций субъектов РФ назначаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией.
  3. Согласно п. 6 вышеназванного Положения органы государственной жилищной инспекции имеют право вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к административной ответственности.
  4. К ведению должностных лиц государственной жилищной инспекции, указанных в п. 1 - 3 ч. 2 комментируемой статьи, отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.21 (порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению), ч. 2 ст. 7.21 (самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах), ст. 7.22 (нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением), 7.23 (нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами) КоАП (см. также комментарии к указанным статьям).
  5. О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в жилищной сфере, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 69 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.56. Органы государственного архитектурно-строительного надзора
 
  1. Органы государственного архитектурно-строительного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) начальник главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области строительства и архитектуры, его заместители;
  2) начальники инспекций государственного архитектурно-строительного надзора, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.56
 
  В соответствии с п. 3 ст. 65 Градостроительного кодекса РФ должностные лица органов архитектуры и градостроительства в пределах их компетенции имеют право:
  - проводить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в целях получения информации о выполнении субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных градостроительных нормативов и правил, разрешений на строительство;
  - привлекать в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о градостроительстве, к административной ответственности.
  Согласно подп. 26 п. 7 Положения о Госстрое России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 г. N 1289, Госстрой России организует и осуществляет государственный архитектурно-строительный надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства и промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, а также контроль за качеством оказываемых жилищно-коммунальных услуг и продукции предприятий промышленности строительных материалов, конструкций и деталей.
  Должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора Госстроя России, указанные в п. 1 - 2 ч. 2 комментируемой статьи, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.4 (нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий), ч. 2 ст. 9.4 (те же действия, повлекшие потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий), ч. 1 ст. 9.5 (строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства), ч. 2 ст. 9.5 (нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию), ч. 3 ст. 9.5 (нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство) КоАП (см. также комментарии к указанным статьям).
  О должностных лицах Госстроя России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 70 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия
 
  1. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13, 7.14, 7.16 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, его заместители;
  2) руководители уполномоченных структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  3) руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.57
 
  1. Согласно Положению о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 913), Минкультуры России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области охраны и использования историко-культурного наследия, специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из РФ и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей. Согласно подп. 6 п. 6 Положения Минкультуры России устанавливает в пределах своей компетенции режим содержания и использования объектов исторического и культурного наследия (в том числе особо охраняемых территорий), включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
  2. К ведению должностных лиц, указанных в п. 1 - 3 ч. 2 комментируемой статьи, отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.13 (нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны), ч. 2 ст. 7.13 (действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 7.13 КоАП, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны), ч. 3 ст. 7.13 (действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 7.13 КоАП, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях), ст. 7.14 (проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно), а также ст. 7.16 (незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения) КоАП (см. также комментарии к указанным статьям).
 
  Статья 23.58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов
 
  1. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении пунктов государственных геодезических сетей, неуведомлении об их уничтожении или повреждении, а также об отказе в предоставлении возможности подъезда (подхода) к ним), статьями 7.25, 7.26, 19.10 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации по геодезическому надзору, его заместители;
  2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по геодезическому надзору;
  3) главные государственные инспектора территориальных зон по геодезическому надзору.
 
  Комментарий к статье 23.58
 
  1. Согласно ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти по геодезии и картографии и его территориальными органами.
  Основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются:
  - надзор за соблюдением всеми субъектами геодезической и картографической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности;
  - надзор за правильным отображением государственной границы РФ и территории РФ;
  - лицензирование геодезической и картографической деятельности;
  - регистрация геодезических и картографических работ;
  - учет геодезических пунктов;
  - ведение дежурной справочной карты с отображением на ней изменений границ между субъектами Федерации, границ между административными образованиями, а также изменений местности и наименований географических объектов.
  2. В соответствии с Положением о Федеральной службе геодезии и картографии России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1021, Роскартография является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, надзорные и др.) функции в области геодезической деятельности и наименований географических объектов. Роскартография имеет статус специально уполномоченного государственного органа в области наименований географических объектов. К ведению Роскартографии отнесено осуществление надзора за соблюдением субъектами геодезической и картографической деятельности установленных требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности и деятельности в области наименований географических объектов.
  В соответствии с вышеназванным Положением инспекции государственного геодезического надзора являются территориальными органами Роскартографии. К ведению руководителя Роскартографии отнесены общее руководство их деятельностью, назначение на должность и освобождение от должности руководителей указанных органов.
  3. К ведению должностных лиц Роскартографии, указанных в п. 1 - 3 ч. 2 комментируемой статьи, отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 7.2 (уничтожение и повреждение пунктов государственных геодезических сетей, неуведомление об их уничтожении или повреждении, а также отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к ним), ст. 7.25 (уклонение от безвозмездной передачи одного экземпляра копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд РФ), 7.26 (небрежное хранение пользователем материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда РФ, повлекшее утрату таких материалов), 19.10 (нарушение установленных правил присвоения или употребления наименований географических объектов) КоАП (см. также комментарии к указанным статьям).
  4. О должностных лицах Роскартографии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 73 ч. 2 указанной статьи КоАП).
 
  Статья 23.59. Органы регулирования естественных монополий
 
  1. Органы регулирования естественных монополий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа регулирования естественных монополий, его заместители;
  2) руководители территориальных органов федерального органа регулирования естественных монополий, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.59
 
  1. О статусе МАП России и ФЭК как органов регулирования естественных монополий см. п. 12 комментария к ст. 19.5.
  2. По смыслу п. 1 ч. 2 комментируемой статьи имеются в виду министр антимонопольной политики и поддержки предпринимательства и председатель ФЭК.
  В соответствии с п. 2 ч. 2 комментируемой статьи подразумеваются руководители территориальных управлений МАП России и руководители региональных энергетических комиссий (о статусе территориального управления МАП России и его руководителя см. п. 2 - 6 комментария к ст. 23.48).
  3. К ведению должностных лиц органов регулирования естественных монополий, указанных в п. 1, 2 ч. 2 комментируемой статьи, отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания органа регулирования естественных монополий, его территориального органа) и ст. 19.8 (непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений) КоАП.
  4. По смыслу ст. 19.8 КоАП и ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду непредставление информации в орган регулирования естественной монополии. К органам административной юрисдикции, рассматривающим дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.8 КоАП в части непредставления информации в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, относятся МАП России и его территориальные управления (см. комментарий к ст. 23.48).
 
  Статья 23.60. Органы валютного контроля
 
  1. Органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;
  2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;
  3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
 
  Комментарий к статье 23.60
 
  1. Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", вступающей в силу с даты официального опубликования данного Закона, органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.
  2. По смыслу комментируемой статьи предусмотренные ею административно-юрисдикционные полномочия вправе осуществлять только федеральные органы исполнительной власти, отнесенные к органам валютного контроля, и их должностные лица, в частности должностные лица органов, указанных в п. 3 ч. 2 комментируемой статьи; применительно к данным органам п. 3 ст. 11 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" установлен статус агентов валютного контроля.
  Административно-юрисдикционными полномочиями, определенными комментируемой статьей, не наделены должностные лица ЦБ РФ и подотчетных ему банков - агентов валютного контроля.
  3. Полномочия в сфере валютного контроля отнесены к ведению различных федеральных органов исполнительной власти: согласно подп. 3 п. 6 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783, МНС России осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов. В соответствии с п. 5 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 (в ред. Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1235), ГТК России организует осуществление в соответствии со своей компетенцией валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля. О статусе территориальных органов системы ГТК России см. комментарий к ст. 23.8.
  По смыслу ст. 11 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" Минэкономразвития России отнесено к органам, осуществляющим валютный контроль (см. подп. 1 п. 3 Положения о Минэкономразвития России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 990). В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" к ведению КФМ России отнесены сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, на КФМ России также распространен статус органа валютного контроля.
  4. Должностные лица органов валютного контроля, указанные в п. 1 - 3 ч. 2 комментируемой статьи, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 (осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации), ч. 2 ст. 15.25 (невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств), ч. 3 ст. 15.25 (нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности), ч. 4 ст. 15.25 (несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов) КоАП (см. также комментарий к указанным статьям).
 
  Статья 23.61. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
 
  1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 настоящего Кодекса.
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его заместители;
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
  2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
 
  Комментарий к статье 23.61
 
  1. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2003 г. N 577) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств, является МНС России (о должностных лицах МНС России, указанных в п. 1, 2 ч. 2 рассматриваемой статьи, см. подп. В, Г п. 10 комментария к ст. 14.5).
  2. К ведению министра РФ по налогам и сборам и руководителей территориальных органов МНС России отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 КоАП (непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом).
 
  Статья 23.62. Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
 
  (введена Федеральным законом от 30.10.2002 N 130-ФЗ)
 
  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, его заместители;
  2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.62
 
  1. Согласно п. 1 Положения о Комитете РФ по финансовому мониторингу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 211 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 66), КФМ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
  Согласно п. 6 рассматриваемого Положения (в указанной редакции) КФМ России выполняет, в частности, следующие функции:
  осуществляет сбор и обработку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  осуществляет в установленном порядке проверку полученной информации;
  выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
  2. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2, 8 Положения о Комитете РФ по финансовому мониторингу КФМ России подотчетен Минфину России, обязанности председателя КФМ России исполняет первый заместитель министра финансов РФ.
  Положения о территориальных органах КФМ России и схемы их размещения утверждены Приказом КФМ России от 1 июля 2002 г. N 41.
 
  Статья 23.63. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
 
  (введена Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
 
  1. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5 и частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе руководители этих органов и их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.63
 
  1. Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России) и его территориальные органы составляют систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (см. п. 1 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации", п. 3 Положения о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 6 июня 2003 г. N 624).
  Госнаркоконтроль России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, а также координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в этой области.
  Госнаркоконтроль России производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к подследственности органов Госнаркоконтроля; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях (см. п. 8 Положения о Госнаркоконтроле России, а также п. 6 комментария к ст. 19.3).
  2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, от имени органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе рассматривать председатель Госнаркоконтроля России, его первые заместители и заместители, руководители территориальных органов Госнаркоконтроля России, их заместители.
 
 Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ
 АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
 
 Глава 24. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
  Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
 
  Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
 
  Комментарий к статье 24.1
 
  В отличие от конституционного, уголовного и гражданского судопроизводства, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется различными органами административной юрисдикции, в числе которых органы исполнительной власти, их должностные лица, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов, мировые судьи.
  В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют не только должностные лица органов исполнительной власти, но и должностные лица иных государственных органов, наделенных отдельными исполнительно-распорядительными полномочиями, в частности при осуществлении функций государственного контроля (надзора), но не входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти; так, отдельными процессуальными полномочиями наделены должностные лица Банка России (см. п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП), должностные лица избирательных комиссий, комиссий референдума (см. абз. 1 ч. 5 ст. 28.3 КоАП), должностные лица Счетной палаты РФ - постоянно действующего органа государственного финансового контроля.
  Для задач производства об административных правонарушениях характерны общие признаки и свойства, соответствующие задачам законодательства об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 1.2). Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с административным законодательством РФ, отнесенным согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе.
  Под законом по смыслу данной статьи понимаются федеральные законы, а также законы субъектов РФ, в том числе и законы субъектов РФ об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 1.1).
  Комментируемая статья различает процессуальные действия, предшествующие вынесению постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по указанному делу, от исполнения уже вынесенного постановления. До вынесения постановления уполномоченный орган (должностное лицо) обязан всесторонне, объективно выяснить обстоятельства дела об административном правонарушении и установить наличие или отсутствие признаков, исключающих возможность рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.2).
 
  Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
 
  1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
  2. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
 
  Комментарий к статье 24.2
 
  1. Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Из шести видов субъектов РФ, указанных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, устанавливать свои государственные языки вправе только республики (государства). В случае установления республикой своего государственного языка последний провозглашается государственным языком наряду с русским языком. В некоторых республиках (Республика Марий Эл, Кабардино-Балкарская Республика) наряду с русским языком установлены несколько государственных языков.
  2. Об участии переводчика в производстве по делам об административных правонарушениях см. комментарий к ст. 25.10. Использовать услуги переводчика наряду с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случаях, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, вправе также потерпевший, свидетель, понятой, прокурор, иные участники производства по указанному делу, статус которых определен ст. 25.1 - 25.11 КоАП.
  К участникам производства по делу об административных правонарушениях относятся также судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении. Обеспечение права, указанного в комментируемой статье, а также использование услуг переводчика обусловлено волеизъявлением участника процессуальных действий: он вправе использовать данные право, услуги по своему усмотрению на всех этапах производства по делу, предусмотренных гл. 27 - 30 КоАП, либо на одном из этапов, например при рассмотрении указанного дела.
 
  Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
 
  1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
  2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
 
  Комментарий к статье 24.3
 
  1. Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  Решение о закрытом рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать данное дело в соответствии со ст. 23.1 - 23.63 КоАП, выносится соответствующим судьей, органом, должностным лицом в виде определения при подготовке к рассмотрению дела (см. комментарий к ст. 29.4).
  О статусе определения, выносимого судом, арбитражным судом в случаях, предусмотренных гражданским, уголовным судопроизводством, см. ст. 224 - 227 ГПК, ст. 184 - 185 АПК, ч. 2 ст. 59, ч. 1 - 3 ст. 313 УПК.
  Вынесение судом так называемого частного определения (постановления) предусмотрено ст. 226 ГПК.
  2. Вынесение судом, арбитражным судом определения при принятии решения о разбирательстве дела в закрытом заседании предусмотрено ст. 11 АПК, ст. 10 ГПК. Согласно ч. 2 ст. 11 АПК разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ГПК разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.
  3. О статусе информации с ограниченным доступом, а также о статусе сведений, составляющих государственную тайну, см. соответственно комментарии к ст. 13.14, 13.13.
  Согласно п. 1 ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
 
  Статья 24.4. Ходатайства
 
  1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
  2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
 
  Комментарий к статье 24.4
 
  По смыслу ч. 1 данной статьи под ходатайством понимается официальная просьба лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, адресованная судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело. Исчерпывающий перечень лиц, которые вправе заявлять ходатайство, определен ст. 25.1 - 25.11 КоАП.
  Ходатайство должно быть отклонено или удовлетворено при рассмотрении дела об административном правонарушении (см. п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП). Исчерпывающий перечень вопросов, по которым выносится определение при подготовке к рассмотрению дела, дан в ст. 29.4 КоАП; о статусе определений, частных определений, выносимых в процессе гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства, см. ст. 224 - 227 ГПК, ст. 184 - 185 АПК, ч. 2 ст. 59, ч. 1 - 3 ст. 313 УПК.
 
  Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
 
  Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
  1) отсутствие события административного правонарушения;
  2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
  4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  5) отмена закона, установившего административную ответственность;
  6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
 
  Комментарий к статье 24.5
 
  1. Данной статьей установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, несовместимых с производством по делу об административном правонарушении.
  Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден. Это возможно в следующих случаях: а) в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП противоправного деяния, б) при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.
  2. О понятии состава административного правонарушения, возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, крайней необходимости, невменяемости см. соответственно комментарии к ст. 2.1, 2.3, 2.7, 2.8.
  3. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии отнесено к исключительному ведению Государственной Думы. Амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. В отличие от амнистии институт помилования отдельных лиц свойствен уголовному праву, помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.
  4. Осуществление мер административной ответственности (т.е. применение административных наказаний) сопряжено с ограничением прав и свобод человека. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ это допускается только федеральным законом. Отмена федерального закона, устанавливающего административную ответственность, устраняет противоправность данного действия (бездействия), совершение которого не является административным правонарушением и соответственно не влечет применения санкций. Институт отмены закона, устанавливающего административную ответственность, применяется редко: в КоАП 1984 г. были отменены только ст. 116, 118.1, 121, 125.
  Отмена предписаний КоАП, устанавливающих административную ответственность, допускается только федеральным законом.
  5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, совпадают с обстоятельствами, исключающими производство по уголовному делу, либо с обстоятельствами, влекущими прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого; согласно ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 27 УПК к ним, в частности, относятся отсутствие в деяниях события преступления, состава преступления, смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, издание акта амнистии. Об объявлении гражданина умершим см. ст. 45 ГК. Ликвидация юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не относится к обстоятельствам, исключающим производство по данному делу.
  6. Сроки давности привлечения к административной ответственности (см. п. 6 комментируемой статьи) установлены ст. 4.5 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  Применительно к делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями арбитражных судов (см. абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП), п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 установлено, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные ч. 1 и 3 ст. 4.5 КоАП.
  В ходе такой проверки необходимо учитывать положения ч. 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
  Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК).
  О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
  7. При выявлении хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в процессе рассмотрения указанного дела судья, орган, должностное лицо выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 29.9).
  Выявление указанных обстоятельств на этапе, предшествующем рассмотрению дела об административном правонарушении, влечет прекращение производства по указанному делу на основании постановления, вынесенного органом, должностным лицом, в производстве которых находится указанное дело (см. комментарий к ст. 28.9).
 
  Статья 24.6. Прокурорский надзор
 
  Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
 
  Комментарий к статье 24.6
 
  1. Права прокурора при осуществлении надзора за исполнением действующих законов определены Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях.
  Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
  Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Указанное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
  В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
  2. Согласно ст. 36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями. Об опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и его правовых последствиях см. комментарии к ст. 30.10, 30.11.
  3. Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", квалифицируется по ст. 17.7 КоАП.
 
  Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
 
  1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:
  1) сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам;
  2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.
  2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  4. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

<< Пред.           стр. 56 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу