<< Пред.           стр. 57 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
 
  Комментарий к статье 24.7
 
  1. Частью 1 данной статьи определены суммы, относимые к издержкам, связанным с рассмотрением дела об административном правонарушении. К указанным издержкам не относятся суммы, выплачиваемые в виде заработной платы судье, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, а также суммы, выплата которых обусловлена применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).
  Суммы, выплачиваемые потерпевшему при его опросе в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, также относятся к издержкам, связанным с рассмотрением указанного дела.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно до передачи дела на рассмотрение либо по результатам его рассмотрения. В указанных случаях выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в котором должно быть отражено решение об издержках, связанных с рассмотрением указанного дела.
  3. Возмещение издержек при рассмотрении экономических споров и иных дел в арбитражном суде осуществляется в соответствии со ст. 107 - 109 АПК; судебные расходы, в том числе и издержки, обусловленные рассмотрением гражданского дела, уплачиваются в порядке, предусмотренном ст. 94 - 104 ГПК; взыскание процессуальных издержек, связанных с производством по уголовным делам, осуществляется согласно ст. 132 УПК.
 
 Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
 ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,
 ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
 
  Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
 
  1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
  2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
  При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
  4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
 
  Комментарий к статье 25.1
 
  1. Под лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по смыслу ч. 1 данной статьи подразумевается физическое лицо, в том числе и наделенное правомочиями должностного лица, а также юридическое лицо (см. комментарии к ст. 2.3 - 2.6, 2.10).
  В ч. 1 комментируемой статьи определены права лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Указанные лица впредь до вынесения судьей, органом, должностным лицом постановления по делу относятся к подозреваемым в совершении административного проступка. КоАП отличает права и обязанности лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу об административном правонарушении, от прав, обязанностей лиц, привлекаемых к административной ответственности, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания.
  2. КоАП предусмотрены различные процессуальные действия, совершаемые при возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.1 - 28.9) или подготовке к рассмотрению указанного дела (ст. 29.1), а также при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.2 - 29.13).
  Применительно к ч. 1 комментируемой статьи о понятии ходатайства см. комментарий к ст. 24.4. Право заявления ходатайств не предусмотрено для свидетеля, за исключением случаев опроса потерпевшего в качестве свидетеля (см. ч. 4 ст. 25.2, ст. 25.6 КоАП), понятого (см. ст. 25.7 КоАП), специалиста (см. ст. 25.8 КоАП), переводчика (см. ст. 25.10 КоАП), остальные участники производства по делам об административных правонарушениях наделены указанным правом.
  О лицах, правомочных заявлять отвод защитнику, представителю, специалисту, эксперту, переводчику, см. п. 1 комментария к ст. 25.13, о статусе защитника см. комментарий к ст. 25.5.
  По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается отсутствие физического лица, законных представителей юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо, в ведении которых находится производство по указанному делу, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при подготовке к рассмотрению данного дела. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться услугами переводчика в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 24.2 КоАП.
  Применительно к ч. 3 комментируемой статьи об административных правонарушениях, влекущих административный арест и административное выдворение, см. соответственно п. 1 комментария к ст. 32.8, п. 1 комментария к ст. 32.9.
  О статусе несовершеннолетнего см. п. 1, 2 комментария к ст. 2.3.
 
  Статья 25.2. Потерпевший
 
  1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
  2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
  3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
 
  Комментарий к статье 25.2
 
  1. Согласно ч. 1 ст. 151 ГК под моральным вредом (физическими или нравственными страданиями) понимается вред, причиненный лицу действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Под физическим (телесным) вредом по смыслу КоАП подразумевается легкий вред здоровью, причиненный административным правонарушением (см. комментарий к ст. 12.24). Причинение противоправным деянием тяжкого вреда здоровью человека, а также средней тяжести вреда здоровью, как правило, несовместимо с административной ответственностью и квалифицируется как преступление в случаях, предусмотренных УК.
  3. Противоправным деянием может быть причинен вред (ущерб) движимым имущественным объектам или недвижимости, находящимся у потерпевшего в собственности или на иных законных основаниях. Вред, причиненный в указанных случаях, по смыслу ст. 4.7 КоАП является имущественным ущербом. Вред или имущественный ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица административным правонарушением, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; об особенностях его возмещения см. комментарий к ст. 4.7.
  При причинении потерпевшему физическому лицу одновременно морального, телесного вреда и имущественного ущерба компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
  4. Потерпевший должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении; его обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, предусмотрена только в случае опроса потерпевшего как свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6).
  5. Потерпевший вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания, а также постановление о прекращении производства по делу. Порядок обжалования и рассмотрения жалобы определен ст. 30.1 - 30.8 КоАП.
  О праве потерпевшего и других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, заявлять ходатайства см. комментарий к ст. 24.4.
  Потерпевший вправе пользоваться услугами переводчика в случаях, предусмотренных ст. 24.2 КоАП (см. комментарий к этой статье).
  Согласно ч. 2 ст. 25.5 КоАП представителем потерпевшего может быть адвокат или иное лицо (см. комментарий к указанной статье).
 
  Статья 25.3. Законные представители физического лица
 
  1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
  2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
  3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
  4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
  5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
 
  Комментарий к статье 25.3
 
  1. Под несовершеннолетними правонарушителями понимаются лица в возрасте от 16 до 18 лет; об особенностях их административной ответственности см. комментарий к ст. 2.3. По смыслу комментируемой статьи имеются в виду три категории несовершеннолетних лиц:
  - несовершеннолетние правонарушители - лица, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания;
  - несовершеннолетние лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении;
  - несовершеннолетние потерпевшие - лица, не достигшие 18 лет.
  В отличие от указанных двух категорий несовершеннолетних, к несовершеннолетним лицам, которым административным правонарушением причинен моральный, физический (телесный) вред или имущественный ущерб, относятся также и малолетние, не достигшие 14 лет.
  2. По смыслу комментируемой статьи законные представители физического лица вправе осуществлять свои полномочия на этапе обжалования постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу.
  3. Опека назначается при признании гражданина судом недееспособным, попечительство устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.
  Основы статуса опеки, попечительства, а также опекунов и попечителей определены ст. 31 - 40 ГК, а применительно к семейным отношениям - ст. 145 - 150 СК.
  О правовом положении родителей и иных законных представителей несовершеннолетнего см. комментарий к ст. 5.35 КоАП.
  4. По смыслу комментируемой статьи законные представители физического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов только при производстве по делу об административном правонарушении; процессуальные действия, осуществляемые законными представителями на этапе исполнительного производства, т.е. после вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, комментируемой статьей не установлены. По смыслу гл. 31 КоАП не имеется легитимных предпосылок, исключающих осуществление законными представителями предусмотренных комментируемой статьей действий, после вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
 
  Статья 25.4. Законные представители юридического лица
 
  1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
  2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
  3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.
 
  Комментарий к статье 25.4
 
  1. Об административной ответственности юридического лица см. комментарий к ст. 2.10, о статусе потерпевшего - комментарий к ст. 25.2.
  Учредительными документами юридического лица являются устав и (или) учредительный договор, требования к учредительным документам юридического лица определены ст. 52 ГК.
  Согласно ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и учредительными документами.
  2. Законным представителем юридического лица по смыслу ч. 2 комментируемой статьи, кроме его руководителя, может быть руководитель его представительства, филиала, назначенный юридическим лицом и действующий на основании его доверенности.
  Общие требования к лицам, которые в силу федерального закона или учредительных документов выступают от имени юридического лица, определены п. 3 ст. 53 ГК.
  3. Законные представители вправе осуществлять защиту прав и законных интересов на всех этапах производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, - от возбуждения указанного дела до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об указанном правонарушении.
  О моменте возбуждения дела об административном правонарушении см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП. О статусе защитника см. комментарий к ст. 25.5. По смыслу КоАП процессуальные действия, осуществляемые при исполнении постановления по делу об административном правонарушении, не относятся к производству по указанному делу. Однако законные представители вправе осуществлять защиту прав и интересов юридического лица и на этапе исполнительного производства - в процессе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
  Применительно к ч. 4 комментируемой статьи следует иметь в виду, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 - 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3, 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.21 - 14.23, ч. 1 и 2 ст. 19.9 КоАП, совершенных юридическими лицами, в случаях, не требующих проведения административного расследования, рассматриваются судьями арбитражных судов. О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
  О судьях, органах, должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, см. комментарии к статьям Особенной части КоАП.
 
  Статья 25.5. Защитник и представитель
 
  1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
  2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
  3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
 (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)
  4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.
  5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
 
  Комментарий к статье 25.5
 
  1. Применительно к ч. 2, 3 комментируемой статьи следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является лицо, получившее в установленном указанным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
  В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет (см. ст. 21 указанного Федерального закона), коллегия адвокатов (см. ст. 22), адвокатское бюро и юридическая консультация (см. соответственно ст. 23, 24 названного Федерального закона).
  Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается Минюстом России. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.
  В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона под доверителями понимаются физические и юридические лица, которым адвокат оказывает юридическую помощь, относимую к адвокатской деятельности (виды юридической помощи, не являющиеся адвокатской деятельностью, установлены п. 3 ст. 1 данного Федерального закона).
  Применительно к ч. 5 комментируемой статьи следует иметь в виду, что исчерпывающий перечень полномочий адвоката установлен ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", при этом необходимо учитывать, что по смыслу п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя или защитника доверителя в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются КоАП.
  По смыслу данной статьи защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
  В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
  2. Защитник вправе приносить от имени подзащитного лица жалобы на постановление о назначении административного наказания, а также в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов лица, которого он представляет, - на постановление о прекращении производства по делу.
  3. При оказании юридической помощи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, защитник вправе от его имени обжаловать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 27.1).
  4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. При назначении административного наказания без составления протокола в случаях, предусмотренных ст. 28.6 КоАП, защитник вправе оказывать юридическую помощь лицу с момента оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.
  5. Согласно ч. 1 ст. 25.12 КоАП к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. Применительно к процессуальной деятельности защитника в данном случае имеется в виду не адвокат, а иное лицо, участвующее в производстве по делу в качестве защитника. Адвокат не вправе совмещать адвокатскую деятельность с иной оплачиваемой деятельностью (см. п. 1 данного комментария).
 
  Статья 25.6. Свидетель
 
  1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
  2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
  3. Свидетель вправе:
  1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
  2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
  4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
  5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
  6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
  Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
 
  Комментарий к статье 25.6
 
  1. Под обстоятельствами дела, подлежащими установлению, подразумеваются известные свидетелю любые фактические данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения.
  В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому, по мнению судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, известны указанные данные. Потерпевший, понятой, вызванные для опроса в качестве свидетеля, обязаны явиться в указанное в повестке время.
  2. В случаях, определенных федеральным законом, дача показаний является правом, но не обязанностью свидетелей: согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" священнослужитель не обязан давать показания, известные ему по исповедальным обстоятельствам. Свидетель не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
  Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
  3. Свидетель обязан дать правдивые показания: заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего либо отказ указанных лиц от дачи показаний влекут уголовную ответственность согласно ч. 1 ст. 307 и ст. 308 УК. Отказ или уклонение свидетеля от обязанностей, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, квалифицируются по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении); заведомо ложные показания свидетеля квалифицируются по ст. 17.9 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).
 
  Статья 25.7. Понятой
 
  1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
  2. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
  3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
  4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
  5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
 
  Комментарий к статье 25.7
 
  В качестве понятого может быть привлечено только физическое лицо. Присутствие понятых предусмотрено при применении к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения, мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 27.1). Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. При применении некоторых мер обеспечения производства по делу обязательного присутствия понятых не требуется: это возможно при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице (в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 27.7 КоАП), отстранении от управления транспортным средством, а также при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП; см. комментарии к указанным статьям).
  Для опроса понятого в качестве свидетеля понятой обязан явиться в срок, определенный повесткой судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 25.6).
 
  Статья 25.8. Специалист
 
  1. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
  2. Специалист обязан:
  1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
  3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
  3. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
  4. Специалист вправе:
  1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
  2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
  3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.
  5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, специалист несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
 
  Комментарий к статье 25.8
 
  1. Специалист может быть привлечен после возбуждения производства по делам об административных правонарушениях, при производстве по которым необходимо составление протокола. В соответствии с указаниями вызвавших его судьи, органа, должностного лица специалист обязан участвовать в процессуальных действиях, в которых требуются его познания в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В отличие от эксперта специалист дает пояснения, а эксперт представляет, как правило, письменное заключение.
  Таким образом, участие специалиста может потребоваться не только при рассмотрении дела об административном правонарушении, но и при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по указанному делу, например при отмене постановления по делу и при возвращении дела на новое рассмотрение в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП.
  2. В отличие от эксперта специалист может и не обладать специальными познаниями по существу фактов и обстоятельств рассматриваемого дела об административном правонарушении.
  Однако специалист обязан участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний (экспертизы). Специалист в случае привлечения его для проведения экспертизы действует под руководством эксперта, осуществляя в основном вспомогательные, технические функции.
  Права и обязанности специалиста и эксперта в производстве по делу об административном правонарушении во многом совпадают.
  Отказ или уклонение специалиста от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, квалифицируется по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).
  Заведомо ложные пояснения специалиста квалифицируются по ст. 17.9 КоАП.
  Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих возможность привлечения специалиста в качестве участника в производстве по делу об административном правонарушении, определен ч. 2 ст. 25.12 КоАП.
  3. Согласно ст. 58 УПК под специалистом понимается лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Участие специалиста в арбитражном процессе не предусмотрено (см. ст. 54 АПК), об участии специалиста в гражданском судопроизводстве см. ч. 2 ст. 81 ГПК.
 
  Статья 25.9. Эксперт
 
  1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
  2. Эксперт обязан:
  1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
  3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
  4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
  5. Эксперт вправе:
  1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
  2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
  3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
  6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
 
  Комментарий к статье 25.9
 
  1. О статусе эксперта в производстве по делу об административном правонарушении см. ст. 26.4 КоАП.
  Виды специальных познаний, необходимых при проведении экспертизы по делу об административном правонарушении, соответствуют видам специальных познаний, наличие которых требуется при осуществлении экспертизы по гражданским делам: согласно ст. 79 ГПК экспертиза назначается для получения специальных сведений в науке, технике, искусстве или ремесле. В случаях, предусмотренных ст. 82 - 83 ГПК, судом может быть назначена комплексная или комиссионная экспертиза.
  2. Содержание прав эксперта, определенное ч. 5 комментируемой статьи, обусловлено его функциональными обязанностями представить объективное заключение в соответствии с вопросами, поставленными перед ним судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
  3. Форма экспертного заключения и его содержание определены ч. 5 ст. 26.4 КоАП, согласно которой эксперт дает заключение в письменной форме.
  Аналогичная форма представления экспертного заключения определена ч. 1 ст. 86 ГПК, в соответствии с которой эксперт дает заключение в письменной форме.
  4. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) КоАП относится к федеральным законам, составляющим правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности. В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона под судебной экспертизой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу; заключение эксперта представляет собой письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.
  Согласно ст. 17 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт вправе:
  - ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
  - делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
  - обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
  Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.
  Исчерпывающий перечень обязанностей эксперта определен ст. 16 указанного Федерального закона.
  5. В отличие от производство по делам об административных правонарушениях, назначение судебной экспертизы по уголовным делам в случаях, предусмотренных ст. 196 УПК, обязательно.
  Эксперт обязан представить объективное заключение: заведомо ложное заключение эксперта квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 307 УК).
  За отказ или за уклонение эксперта от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административных правонарушениях).
  В соответствии со ст. 17.9 КоАП заведомо ложное заключение эксперта квалифицируется в качестве административного правонарушения.
  6. Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих возможность участия эксперта в производстве по делу об административном правонарушении, определен ч. 2 ст. 25.12 КоАП.
 
  Статья 25.10. Переводчик
 
  1. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
  2. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
  3. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.
  4. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
  5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, переводчик несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
 
  Комментарий к статье 25.10
 
  1. Участие переводчика в производстве по делу об административных правонарушениях обусловлено правами лиц, участвующих в производстве по данному делу, указанных в ст. 25.1 - 25.9 КоАП. Согласно ч. 2 ст. 24.2 КоАП лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном этими лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (см. комментарий к указанной статье).
  2. В соответствии со ст. 59 УПК под переводчиком понимается лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, а также лицо, владеющее навыками сурдоперевода. В соответствии со ст. 169 УПК переводчик может быть привлечен и для участия в следственных действиях.
  Согласно ч. 2 ст. 57 АПК переводчик может быть назначен из числа предложенных участниками арбитражного процесса лиц. Иные участники арбитражного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владели необходимыми для перевода языками. При привлечении переводчика судьей арбитражного суда в случае рассмотрения последним дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями (см. ч. 3 ст. 23.1 КоАП), судья арбитражного суда руководствуется комментируемой статьей КоАП (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).
  Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих возможность участия переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, определен ч. 2 ст. 25.12 КоАП.
  3. Административная ответственность за заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении предусмотрена ст. 17.9 КоАП.
  За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, переводчик несет административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административных правонарушениях).
  Заведомо неправильный перевод в суде квалифицируется в качестве преступления при производстве по уголовным делам (см. ч. 1 ст. 307 УК и примечание к данной статье УК).
 
  Статья 25.11. Прокурор
 
  1. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
  1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
  2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
  3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
  2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
 
  Комментарий к статье 25.11
 
  1. О прокурорском надзоре при производстве по делам об административных правонарушениях см. комментарий к ст. 24.6.
  Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении указанного дела (см. п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП и комментарий к указанной статье).
  2. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. 30.1 - 30.3 КоАП.
  Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушение и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4 - 30.8 КоАП (см. комментарии к указанным статьям). Прокурор извещается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, о месте рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются по месту их совершения либо по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по указанному делу; кроме того, дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту учета транспортного средства (см. комментарий к ст. 29.5).
  Участие прокурора в арбитражном процессе предусмотрено ст. 52 АПК, об участии прокурора в гражданском процессе см. ст. 45 ГПК.
 
  Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
 
  1. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.
  2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.
 
  Комментарий к статье 25.12
 
  1. О статусе защитника и представителя, специалиста, эксперта, переводчика см. соответственно комментарии к ст. 25.5, 25.8 - 25.10.
  О государственных органах, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, см. комментарии к ст. 23.3 - 23.62.
  2. Под родственниками понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка. Под близкими родственниками согласно ст. 14 СК понимаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии.
  Согласно п. 3 ч. 1 ст. 61 УПК судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу.
  Применительно к ст. 25.6 КоАП под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (см. примечание к указанной статье КоАП).
  3. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи необходимо различать статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 25.1), и лица, привлекаемого к административной ответственности; под последним понимается лицо, в отношении которого судьей, органом, должностным лицом вынесено постановление о назначении административного наказания.
  4. Об обстоятельствах, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, см. комментарий к ст. 29.2.
 
  Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
 
  1. При наличии предусмотренных статьей 25.12 настоящего Кодекса обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.
  2. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
  3. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
 
  Комментарий к статье 25.13
 
  1. Заявлять отвод защитнику, представителю, специалисту, эксперту, переводчику при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 25.12 КоАП, вправе:
  а) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП;
  б) потерпевший, в том числе и потерпевший, опрошенный в качестве свидетеля, - в соответствии с ч. 2 ст. 25.2 КоАП;
  в) законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего;
  г) защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представитель потерпевшего - согласно ч. 5 ст. 25.5 КоАП.
  2. Основания для отвода судьи, прокурора, эксперта, специалиста, переводчика, секретаря судебного заседания в гражданском процессе определены ст. 16, 18 ГПК; основания для отвода судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика в арбитражном процессе определены ст. 21, 23 АПК. При наличии указанных обстоятельств судья, эксперт, переводчик обязаны заявить самоотвод. Согласно ст. 61, 62 УПК судья, прокурор, следователь, дознаватель, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик, защитник, а также представители потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика не могут принимать участие в производстве по уголовному делу и подлежат отводу, если они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.
  3. Об обстоятельствах, исключающих возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, и о правовых последствиях установления данных обстоятельств см. комментарии к ст. 29.2, 29.3.
 
  Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
 
  1. Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
  2. Труд специалиста, эксперта и переводчика оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 
  Комментарий к статье 25.14
 
  В соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 (в ред. Постановления Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140), свидетели, потерпевшие, законные представители потерпевших, эксперты, специалисты, переводчики и понятые, вызываемые к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда РФ и арбитражного суда) для дачи показаний, заключений по уголовным и гражданским делам, переводов, участия в производстве следственного действия и судебном разбирательстве, имеют право на возмещение понесенных ими расходов по явке (стоимость проезда к месту вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные).
  Как следует из преамбулы Постановления Правительства РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245, а также из п. 2 вышеназванной Инструкции, действие последней распространяется только на свидетелей, потерпевших, экспертов и понятых, участвующих в процессуальных действиях, установленных УПК и ГПК.
  Размеры сумм, подлежащих выплате указанным лицам в связи с явкой, а также в качестве вознаграждения, порядок их выплаты определены соответственно разд. II - IV указанной Инструкции.
 
 Глава 26. ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
 ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
 
  Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
 
  По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
  1) наличие события административного правонарушения;
  2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
  3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
  4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
 

<< Пред.           стр. 57 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу